• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Проблемы правовой регламентации эвтаназии в России

В статье рассматриваются современные представления о социальных и правовых аспектах эвтаназии в России. Проведен комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего такое явление, как эвтаназия. Акцентируется внимание на наличие противоречий в российском законодательстве. Авторы считают, что для решения поставленной проблемы необходимы совместные разработки юристов и медиков для адекватной правовой регламентации эвтаназии на конституционном уровне с учетом опыта зарубежных стран.

эвтаназия; убийство; преступления против жизни.

УДК
Информация о статье
Аннотация

В статье рассматриваются современные представления о социальных и правовых аспектах эвтаназии в России. Проведен комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего такое явление, как эвтаназия. Акцентируется внимание на наличие противоречий в российском законодательстве. Авторы считают, что для решения поставленной проблемы необходимы совместные разработки юристов и медиков для адекватной правовой регламентации эвтаназии на конституционном уровне с учетом опыта зарубежных стран.

Ключевые слова

эвтаназия; убийство; преступления против жизни.

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The authors analyze contemporary views on the social and legal aspects of euthanasia in Russia and offer their evaluations. They have conducted a comprehensive analysis of current legislation of the Russian Federation regulating the phenomenon of euthanasia. The paper stresses contradictions in Russian legislation. The authors believe that lawyers and medical specialists should work cooperatively to resolve this problem and introduce adequate regal regulation for it on the constitutional level while taking international experience into account.

Keywords

euthanasia; murder; crimes against life.

For citation
Acknowledgements

Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, так как уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Древние греки под эвантазией подразумевали счастливую смерть без страданий и мучений. Впервые данный термин предложен в XVI в. Ф. Бэконом для обозначения «легкой», не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, могущей наступить и естественным путем: «Долг врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли…может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия… уже сама по себе является немалым счастьем» [1, с. 269]. В XIX в. эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости». Однако единого отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было.

В развитии отечественной, мировой правовой и социальной науках последние годы ознаменованы ростом интереса к проблеме эвтаназии, ставшей одной из «болевых точек» общественно-правового сознания населения. В связи с признанием жизни индивида главной ценностью современной цивилизации и произошедших достижений в области научно-технического прогресса проблема эвтаназии приобрела качественно иное звучание. Фундаментальный характер ценности человеческой жизни по отношению ко всем правовым и нравственным реалиям возводит любую общественно-правовую проблему (например, допустимость смертной казни, абортов, клонирования человека), в том или ином аспекте затрагивающую право на жизнь, в ранг общечеловеческих, глобальных проблем. Каждая историческая эпоха предлагает для нее свое видение и решение. Современность особенно усложнила и актуализировала ее.

В Новом словаре иностранных слов эвтаназия рассматривается как «содействие наступлению смерти и тем самым прекращению страданий неизлечимо больных людей (с их согласия или с согласия родственников или опекунов при невозможности принятия решения находящимися без сознания, психически неполноценными и т. п. больными)» [4, с. 770]. В Большой медицинской энциклопедии зафиксировано: «Эвтаназия — намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий» [2, с. 555]. Большой юридический словарь эвтаназией называет «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» [3, с. 685]. Не смотря на некоторые различия в приведенных толкованиях, можно выделить присутствующие везде общие моменты — смерть человека и стремление сделать ее как можно более безболезненной любыми доступными способами.

Тем не менее, общепринятое терминологическое определение эвтаназии до сих пор отсутствует. Авторы, пытающиеся выработать единое понятие эвтаназии, делают акцент на разных сторонах исследуемого феномена: либо преимущественно на результате, либо на действиях, ведущих к этому результату, либо на мотивах соответствующих действий и их оценке, а иногда обсуждение этой проблемы происходит вообще при отсутствии какого-либо исходного определения. Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает выделение ее различных форм, в совокупности которых проявляются ее сущностный характер и содержание [8, с. 4].

В науке существуют различные классификации видов эвтаназии. Выделяют пассивную и активную (критерий — позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий — позиция пациента) эвтаназию.

Рассмотрим перечисленные первые два вида. «Пассивная эвтаназия просто означает осуществление недопустимости мер по использованию для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль. В этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутривенные вливания и искусственное питание, при этом нельзя предпринимать попыток воскрешения (реанимации) человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент может выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему нельзя препятствовать в этом» [7, с. 189]. «Под активной эвтаназией понимается умышленное причинение неизлечимо больному по его просьбе быстрой и легкой смерти с целью избавления его от мучительных физических страданий» [5, с. 36].

В России как активная, так и пассивная эвтаназия является преступлением и квалифицируются как умышленное убийство в соответствии с ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ[1]. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины лишения жизни), будет учитываться смягчающее обстоятельство в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ, а именно совершение преступления по мотиву сострадания.

В российском законодательстве право на жизнь впервые провозглашено в 1991 г. в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Жизнь человека заняла особое место и в числе объектов уголовно-правовой охраны. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь»[2]. Эта же норма закреплена всеми международными правовыми актами о правах человека.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать все для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать максимально эффективное расследование убийств. Но включает ли право на жизнь, в качестве своего структурного элемента право на смерть?

Анализ нормативно-правовых актов РФ показал, что право на смерть не имеет прямого легального закрепления в российском законодательстве, т. е. в законе право на жизнь законодатель ни в коем случае не преследовал цели закрепления и права на смерть. Допустить возможность реализации этого права можно лишь путем эвтаназии.

В юридической науке отсутствует признание за человеком права на уход из жизни (тем более с помощью третьих лиц), а в современном законодательстве не наблюдается такого рода нормы. Всесторонне закрепленное субъективное право на жизнь подразумевает под собой лишь право на сохранение жизни и гарантии его обеспечения. Современный правовой подход отвергает наличие у человека правомочий на отказ от жизни через эвтаназию [6, с. 36].

Прямого упоминания об эвтаназии в УК РФ нет, однако оно имеется в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — ФЗ «Об основах»), где в ст. 45 изложено определение отношения законодателя к этой проблеме: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента»[3]. Аналогичный запрет содержит и текст клятвы врача, утвержденный в ст. 71 ФЗ «Об основах»: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии»[4]. В основу клятвы российского врача легла клятва Гиппократа, согласно тексту которой уже в IV в. до н. э. врач обещал: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Эта же норма закреплена в Этическом кодексе российского врача[5]. Так, ст. 14 гласит: «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии»[6].

Отечественные законодатели и в будущем намереваются придерживаться данной позиции, о чем говорится в ст. 145 проекта ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации»: «Медицинским работникам запрещается удовлетворение просьбы законного представителя больного или самого больного о лишении его жизни (осуществление эвтаназии) какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни»[7].

Подобного мнения придерживается Русская православная церковь. Московский патриархат Русской православной церкви представил первый официальный документ о своем отношении к эвтаназии в 1999 г. [7, с. 189]. В заявлении церковно-общественного совета по биомедицинской этике «О современных тенденциях легализации эвтаназии» говорится: «Признавая ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальные свойства личности, созданной по образу и подобию Божию, православные священнослужители считают недопустимым реализацию любых попыток эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства. Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет к криминализации медицины и потере социального доверия к институту здравоохранения, к поруганию бесценного дара человеческой жизни, к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга, к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации и обезболивающих препаратов»[8].

Перечисленные нормы права показывают, что эвтаназия запрещена и наказуема. Однако некоторые нормативно-правовые акты РФ опосредованно содержат нормы, которые приводят к латентному применению пассивной эвтаназии. Обязывая врача идти до конца в борьбе с болезнью пациента, закон в то же время предоставил право больному отказаться по собственному усмотрению от медицинской помощи. В ст. 14 Этического кодекса российского врача под пассивной эвтаназией понимается «прекращение лечебных действий у постели умирающего больного. Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами»[9]. Ст. 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» ФЗ «Об основах» гласит: «Гражданин, один из родителей или иной законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения»[10]. В таких случаях больному или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, о чем оформляется специальная запись в медицинской документации, подписываемая врачом, больным или его законным представителем. Право на отказ от медицинского вмешательства подтверждается и ст. 19 «Права пациента» ФЗ «Об основах». Это соответствует международным нормам прав человека, но создает возможность легального использования пассивной эвтаназии путем «прекращения мер по поддержанию жизни», прямо запрещенных ст. 45 ФЗ «Об основах».

В случаях тяжелого, опасного для жизни состояния такое вынужденное бездействие врача может рассматриваться как применение пассивной эвтаназии, ведь очевидны два важных ее признака:

– просьба самого больного не оказывать ему помощь (после информирования врачом в доступной форме о возможных последствиях);

– неоказание медицинской помощи по жизнеобеспечению или прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.

Подобное латентное разрешение эвтаназии содержит постановление Правительства РФ «Об утверждении правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, правил прекращения мероприятий и форм протокола установления смерти человека» от 20 сентября 2012 г. № 950: «Реанимационные мероприятия не проводятся… при состоянии клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью… Правила прекращения реанимационных мероприятий устанавливают случаи, когда данные мероприятия прекращаются при признании их абсолютно бесперспективными»[11].

Полагаем, что, закрепляя в постановлении данные нормы, Правительство России ни в коем случае не преследовало цели утверждения, даже опосредованно, на разрешение пассивной эвтаназии. Однако в российском законодательстве прописана процедура самой настоящей пассивной эвтаназии, когда врач сам не вмешивается в жизнь пациента с целью ускорения его смерти, но и не оказывает по просьбе больного необходимую помощь для продления жизни.

Таким образом, назрела острая необходимость однозначного правового решения вопроса об эвтаназии с указанием недопустимости применения активной эвтаназии, а определения перечня четких условий, разрешающих (в исключительных случаях) использовать пассивную эвтаназию. Принятие такого решения и осуществление эвтаназии должно быть в строгом соответствии с порядком, который, с учетом опыта других стран, должен быть разработан юристами и медиками и утвержден в конституциональном порядке соответствующими ведомствами.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25, ст. 2954.

[2] Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

[3] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48, ст. 6724.

[4] Там же.

[5] Этический кодекс российского врача : утв. 4-й конференцией Ассоциации врачей России, нояб. 1994 г. — URL : http://www.med-pravo.ru.

[6] Там же.

[7] О проекте Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 янв. 1999 г. № 3571-II ГД // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 6. — С. 313.

[8] О современных тенденциях легализации эвтаназии : утв. на заседании Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике 3 мая 1999 г. — URL : http://ruskline.ru.

[9] Этический кодекс российского врача : утв. 4-й конференцией Ассоциации врачей России, нояб. 1994 г. — Ст 14. — URL : http://www.med-pravo.ru.

[10] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48, ст. 6724.

[11] Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека : постановление Правительства РФ от 20 сент. 2012 г. № 950 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 39, ст. 5289.

Список источников

  1. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Соч. : в 2 т. — М., 1978. — Т. 2. — 575 с.
  2. Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / под ред. Б. П. Петровского. — М., 1986. — Т. 27. — 576 с.
  3. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, B. Е. Крутских. — М., 2002. — 704 с.
  4. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н, Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. — М., 2003. — 784 с.
  5. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. — М., 2006. — 402 с.
  6. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление: уголовно-правовые проблемы : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.08. — М., 2006. — 60 с.
  7. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма / пер. с англ. И. В. Кувакина. — 2-е изд. испр. — М., 2002. — 22 с.
  8. Рыбин В. А. Философские основания проблемы эвтаназии: методологический анализ : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.01. —Екатеринбург, 2006. — 42 с.

References

  1. Bekon Ph. Novaya Atlantida [New Altantis]. Moscow, 1978, vol. 2. 575 p.
  2. Petrovskii B. P. (ed.) Bol’shaya meditsinskaya entsiklopediya : v 30 t. [Great Medical Encyclopedia: in 30 Vol.]. Moscow, 1986, vol. 27. 576 p.
  3. Sukharev A. Ya.(ed.) Bol’shoj yuridicheskij slovar’ [Great Law Dictionary]. Moscow, 2002. 704 p.
  4. Zakharenko E. N., Komarova L. N, Nechaeva I. V. Novyj slovar’ inostrannykh slov [New Dictionary of Foreign Words]. Moscow, 2003. 784 p.
  5. Kapinus O. S. Evtanaziya kak sotsial’no-pravovoe yavlenie [Euthanasia as a Socio-Legal Phenomenon]. Moscow, 2006. 402 p.
  6. Kapinus O. S. Evtanaziya kak sotsial’no-pravovoe yavlenie: ugolovno-pravovye problemy. Doct. Diss. [Euthanasia as a Socio-Legal Phenomenon: Criminal Law Issues. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2006. 60 p.
  7. Kurtts P. Zapretnyj plod. Etika gumanizma [The Forbidden Fruit. Ethics of Humanism]. Moscow, 2002. 22 p.
  8. Rybin V. A. Philosophskie osnovaniya problemy evtanazii: metodologicheskij analiz Doct. Diss. [Philosophical Basis of the Euthanasia Issue: Methodological Analysis. Doct. Diss. Thesis] Yekaterinburg, 2006. 42 p.