• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

608.3:342.7

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 38 – 49.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.
Дата поступления 02.08.2023, дата принятия к печати 12.12.2023,
дата онлайн-размещения 22.12.2023.

Предметом исследования в рамках данной статьи являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов посредством формирования единой государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации. Раскрывается правовая природа одного из биологических прав – права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, приводится общая характеристика подсистем государственной информационной системы в области биологической безопасности и их правового регулирования, выявляются особенности реализации указанного права посредством автоматизированных подсистем. Указывается, что формирование единой государственной информационной системы является необходимым способом обеспечения реализации биологического права на информирование. В целях изучения процесса реализации права посредством государственной информационной системы автором были проанализированы уже созданные или находящиеся в стадии разработки информационные системы, имеющие отношение к реализации биологического права на информирование, а также с целью использования по аналогии были проанализированы информационные системы, обеспечивающие реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В статье анализируется судебная и правоприменительная практика по вопросам разработки и применения информационных систем, на основе чего автор пришел к выводу, что единая государственная информационная система в области биологической безопасности, получившая законодательное урегулирование в Федеральном законе № 492-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О биологической безопасности в Российской Федерации», в настоящее время системно не разработана и не приведена в действие. В связи с этим автором спроектирована примерная архитектура будущей единой государственной информационной системы в области биологической безопасности с учетом существующих разработок и опыта использования информационных систем, обеспечивающих реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Право на биологическую безопасность; право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов; единая государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.

Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38 – 49.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.
Received 02.08.2023, accepted 12.12.2023, available online 22.12.2023.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00113 «Право на биологическую безопасность в Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования и судебной защиты». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

УДК
608.3:342.7
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 38 – 49.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.
Дата поступления 02.08.2023, дата принятия к печати 12.12.2023,
дата онлайн-размещения 22.12.2023.

Аннотация

Предметом исследования в рамках данной статьи являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов посредством формирования единой государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации. Раскрывается правовая природа одного из биологических прав – права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, приводится общая характеристика подсистем государственной информационной системы в области биологической безопасности и их правового регулирования, выявляются особенности реализации указанного права посредством автоматизированных подсистем. Указывается, что формирование единой государственной информационной системы является необходимым способом обеспечения реализации биологического права на информирование. В целях изучения процесса реализации права посредством государственной информационной системы автором были проанализированы уже созданные или находящиеся в стадии разработки информационные системы, имеющие отношение к реализации биологического права на информирование, а также с целью использования по аналогии были проанализированы информационные системы, обеспечивающие реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В статье анализируется судебная и правоприменительная практика по вопросам разработки и применения информационных систем, на основе чего автор пришел к выводу, что единая государственная информационная система в области биологической безопасности, получившая законодательное урегулирование в Федеральном законе № 492-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О биологической безопасности в Российской Федерации», в настоящее время системно не разработана и не приведена в действие. В связи с этим автором спроектирована примерная архитектура будущей единой государственной информационной системы в области биологической безопасности с учетом существующих разработок и опыта использования информационных систем, обеспечивающих реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Ключевые слова

Право на биологическую безопасность; право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов; единая государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.

Для цитирования

Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38 – 49.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.
Received 02.08.2023, accepted 12.12.2023, available online 22.12.2023.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00113 «Право на биологическую безопасность в Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования и судебной защиты». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

About article in English

UDC
608.3:342.7
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38 – 49.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.
Received 02.08.2023, accepted 12.12.2023, available online 22.12.2023.

Abstract

The subject of the research within the framework of this article is the public relations developing regarding the realization of the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors through the formation of a unified state information system in the field of biological safety in the Russian Federation. The legal nature of one of the biological rights is revealed – the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors, the general characteristics of the subsystems of the state information system in the field of biological safety and their legal regulation are given, the peculiarities of the implementation of this right through automated subsystems are revealed. It is indicated that the formation of a unified state information system is a necessary way to ensure the implementation of the biological right to information. In order to study the process of realization of the right through the state information system, the author analyzed information systems that have already been created or are under development related to the realization of the biological right to information, and also for the purpose of using by analogy, information systems ensuring the realization of the constitutional right to reliable information about the state of the environment were analyzed. The article analyzes judicial and law enforcement practice on the development and application of information systems, on the basis of which the author came to the conclusion that the unified state information system in the field of biological safety, which received legislative regulation in Federal Law No. 492-FZ of December 30, 2020 «On Biological Safety in the Russian Federation», is currently It has not been systematically developed and put into operation. In this regard, the author has designed an approximate architecture of the future unified state information system in the field of biological safety, taking into account existing developments and experience in using information systems that ensure the implementation of the constitutional right to reliable information about the state of the environment.

Keywords

The right to biological safety; the right to receive information on the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors; a unified state information system in the field of biological safety.

For citation

Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State of Protection of the Population and the Environment from the Influence of Dangerous Biological Factors and the Formation of the State Information System in the Field of Biosafety Assurance in the Russian Federation. Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38 – 49. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.

Acknowledgements

The study was financially supported by the Russian Science Foundation under Scientific Project No. 23-28-000113 «The Right to Biological Safety in the Russian Federation: Current Problems of Legal Regulation and Judicial Protection». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

Право на получение от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (далее – право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов) является структурным элементом сразу двух комплексных субъективных прав: конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и права на биологическую безопасность, регламентированного в статье 6 Федерального закона № 492-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О биологической безопасности в Российской Федерации»[1], то есть фактически является одним из правомочий каждого из них.

Стоит отметить, что право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов тесно взаимосвязано с другими элементами (правомочиями) конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, к числу которых необходимо относить: право на информацию о состоянии атмосферного воздуха[2], право на информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке[3], право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности[4].

Право граждан на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов также является составным элементом права на биобезопасность, что предопределяет его взаимозависимость и постоянное взаимодействие с другими правомочиями комплексного права: право на охрану здоровья и охрану окружающей среды от опасных биологических факторов, а также право на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности. Правомочие на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов законодательно отнесено к правоспособности двух субъектов: в ст. 6 ФЗ о биологической безопасности закреплено право граждан, а в статье 7 этого же закона идентичное право организаций.

Вместе с тем в законе близкой по формулировке к указанному правомочию является и обязанность организаций предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию (сведения) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности (ч. 2 ст. 7 ФЗ «О биологической безопасности»). Как представляется, указанная обязанность организаций позволит органам публичной власти как субъектам отношений в области обеспечения биологической безопасности более эффективно реализовать свои полномочия, а населению – реализовывать свои субъективные права.

Несмотря на достаточно обширные проблемы подзаконного регулирования в сфере биологической безопасности в настоящее время обязанность организаций по предоставлению сведений о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности урегулирована Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2145 «Об утверждении Правил предоставления информации (сведений) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности и проведения мониторинга разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии»[5]. Стоит отметить, что реализация обязанности по информированию происходит посредством использования государственной информационной системы, доступ к которой размещен на соответствующем сайте[6].

Согласно п. 2 указанных Правил, сведения предоставляются путем размещения в единой системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения[7], сайт которых был создан еще в 2013 году. Пользователями сведений, содержащихся в системе, являются Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, медико-биологическое агентство, Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Доступ к информации, представленной на сайте, для общего пользования фактически ограничен, несмотря на возможность зарегистрироваться на сайте.

Инструкция к данной информационной системе закрепляет, что пользователь должен иметь аффилиацию к научной организации и подтвердить одну из следующих ролей: организация-исполнитель, организация-заказчик, диссертационный совет, эксперт-аналитик. Формирование кабинета пользователя должно осуществляться с использованием шифровальных (криптографических) средств, на основе КриптоПро CSP, VipNet CSP и т.д., имеющих действующие сертификаты соответствия ФСБ России. Пользователю предоставляется возможность выполнить поиск представленной в ЕГИСУ НИОКТР информации о результатах научно-технической деятельности. Определенным достоинством данной системы является сервис геокодирования и визуализации аналитических выборок на карте субъектов РФ, где зарегистрированному пользователю предоставляется возможность проанализировать статистические данные исследований (фундаментальных или прикладных), в том числе в полнотекстовом режиме в разных субъектах РФ. Пункт 6 Правил закрепляет, что Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет развитие контура ограниченного доступа информационной системы в целях защиты сведений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, что предопределяет невозможность использования большинства сведений рядовыми пользователями. Вместе с тем существование только указанной системы (как одного из элементов государственной информационной системы[8] в области обеспечения биологической безопасности) не позволяет говорить о наличии в настоящее время единой государственной информационной системы, позволяющей в том числе реализовать право населения на информацию о состоянии окружающий среды. Как представляется, к недостаткам представленной ЕГИСУ НИОКТР относится:

  • наличие большого числа тематических разделов, что затрудняет поиск исследований в области биологической безопасности. Среди исследований встречаются не только тематика в области биологической безопасности, но и проблемы экономической и политической сферы. К примеру, «Комплексные исследования экономики, внутренней и внешней политики Польши и стран Балтии» [2];
  • отсутствие доступа для пользователей, не аффилированных с научными организациями и заказчиками в рамках той информации, которые не составляют государственной тайны. Видится возможным определение контура доступной информации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в отношении единого списка научных статей и диссертаций по тематике действия опасных биологических факторов на здоровье населения и окружающую среду, не включающих стратегические разработки и скрытые данные.
  • отсутствие возможностей для обратной связи в виде формулирования вопросов и комментариев.

Представляется, что расширение круга заинтересованных пользователей данной системой позволит в некоторой степени реализовать полномочие органов публичной власти по информированию о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации научных мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, а также позволит реализовать субъективное право на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности.

Содержание правоотношения в области обеспечения биологической безопасности, как и любого другого правоотношения, предусматривает корреляцию права одного субъекта к обязанности (полномочию) другого субъекта. Реализации права граждан и организаций на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов права должно соответствовать коррелирующее полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по информированию населения, закрепленное за ними в п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О биологической безопасности»: информирование органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, а также п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного закона, которая закрепляет в отношении федеральных органов государственной власти осуществление мониторинга биологических рисков и оценку эффективности реализации мероприятий, направленных на поддержание допустимого уровня биологического риска, поскольку данные мониторинга вносятся в единую государственную информационную систему.

Уместно предположить, что обеспечение биологической безопасности является предметом совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Однако в настоящее время отсутствует система подзаконного регулирования порядка осуществления данных полномочий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Представляется, что реализации данного полномочия будет способствовать закрепленная в статье 14 ФЗ «О биологической безопасности» единая государственная информационная система, которая, как видится, будет представлять собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников национальной системы биологической безопасности Российской Федерации. Ст. 14 ФЗ «О биологической безопасности» закрепляет, что ГИС создается в целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности.

Формирование ГИС в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных документированных сведений, предоставляемых госорганами и находящимися в их ведении организациями. Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время отсутствует единое постановление Правительства РФ, регулирующее порядок создания ГИС в области биологической безопасности. Вызывает вопрос и соотношение ГИС в области обеспечения химической и биологической безопасности[9] и ГИС в области биологической безопасности, определенной в ФЗ «О биологической безопасности» на предмет разграничения содержащихся в них сведений. Вместе с тем создание ГИС ХББ подзаконно урегулировано Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Как представляется, с учетом норм ФЗ «О биологической безопасности», ГИС в области биологической безопасности должна стать подсистемой ГИС ХББ. Однако в настоящее время единой государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности также не создано, данная система находится в процессе формирования, время начала ее применения не определено. Периодически на обозрение юридическому сообществу представляются судебные решения, в которых обуславливаются попытки формирования данной государственной информационной системы. В 2021 году Министерство здравоохранения РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к РТИ системы (радиотехнические и информационные системы) о взыскании по государственному контракту № К-27-НИР/126 от 27 декабря 2013 года стоимости ранее оплаченных работ на разработку системного проекта по созданию Национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз[10]. По договору на выполнение научно-исследовательских работ ответчик обязался провести обусловленные техническим заданием истца научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию. В 2014 году макет НИЦ МБУ РФ, созданный в рамках выполнения работ по контракту, был представлен Министерству здравоохранения РФ. Однако истец посчитал, что проект не соответствует требованиям технического задания контракта в части проведения испытаний программных продуктов в составе компонентов макета, проведения испытаний макета как единой системы для отработки информационного взаимодействия компонентов системы, наличия рабочей документации на создаваемый макет, а также не соответствует описанию макета НИЦ МБУ РФ, имеющегося в отчетной документации и еще ряду требований технического задания контракта, что не соответствует условиям контракта. Фактически, по мнению истца, организация-исполнитель не выполнила список работ, предусмотренных на третьем этапе технического задания и не устранила имеющиеся недостатки. Вместе с тем, не сопоставляя техническое задание и подготовленный макет, Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности и отказал в удовлетворении исковых требований. Законность и справедливость решения суда первой инстанции была подтверждена в 2022 году в порядке кассационного судопроизводства Арбитражным судом Московского округа[11].

Другим примером правового спора по поводу некачественно подготовленной системы в области биобезопасности является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 июля 2022 г. №040/06/104-614/2022. Правовой спор был вызван обращением Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» (НМИЦ радиологии) Минздрава России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО «ЭлСиКом» на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО «ЭлСиКом» условий контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по получению, обработке и публикации данных информационных систем поставщиков данных ГИС ХББ. По итогам рассмотрения обращения, Комиссия Калужского УФАС России указала, что поскольку в обращении заказчика не указаны мотивированные причины отказа от приемки работ по контракту, не содержится перечня нарушенных условий технического задания, которые исполнителю надлежало бы исправить, то отсутствуют объективные основания полагать о недобросовестном выполнении ООО «ЭлСиКом» условий контракта и отказала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России в требовании включить исполнителя в список недобросовестных поставщиков[12].

Приведенная судебная и правоприменительная практика свидетельствует о попытках Министерства здравоохранения и подведомственных ему организаций сформировать подсистему мониторинга биологических угроз и другие подсистемы ГИС ХББ. Вместе с тем до настоящего времени сайт НИЦ МБУ отсутствует, в то же время анализ интернет-данных позволяет сделать вывод о формировании программно-аппаратный комплекса научно-информационного центра[13]. Стоит отметить, что некоторые полномочия в области мониторинга реализуются Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Федерального медико-биологического агентства России, целью деятельности которого является координация деятельности сети мониторинга биологических рисков в пределах установленной сферы деятельности агентства[14]. Данное учреждение организует мониторинг в рамках: медицинской деятельности; при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора); при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов. К сожалению, единого централизованного мониторинга, проводимого в соответствии с законодательно закрепленным видами биологических рисков в ФЗ «О биологической безопасности», данная организация не осуществляет.

Как представляется, формирование единой ГИС достаточно сложный многогранный процесс, включающий в себя разветвленную архитектуру информационных подсистем, каждая из которых обеспечена самостоятельным сервисным обслуживанием и качественным нормативно-правовым регулированием. К основным взаимодействующим между собой подсистемам единой ГИС в области биологической безопасности, исходя из законодательного определения ГИС, должны быть отнесены:

  • разработанная и нормативно урегулированная Постановлением Правительства РФ, действующая в настоящее время, но имеющая определенные недостатки, единая система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с подразделом о научных исследованиях в области биологической безопасности;
  • находящаяся в стадии разработки, не действующая и не имеющая подзаконного нормативного регулирования система национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз (далее – система НИЦ МБУ);
  • разработанная и подзаконно урегулированная Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1668 (ред. от 16 июня 2022 г.) «Об утверждении Правил создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов, а также Правил создания и ведения национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов», действующая система национального каталога штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов;
  • находящаяся в стадии апробации, но до настоящего времени не действующая и не имеющая подзаконного нормативного регулирования система поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности[15].

Необходимо отметить, что в информационной литературе под СППР в области обеспечения биологической безопасности понимается информационная система, предназначенная для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в области биологической безопасности на местном, региональном и федеральном уровнях [4, с. 7]. К сожалению, несмотря на большое количество как федеральных, так и региональных инициатив по созданию данной подсистемы, которая способствует решению задач, поставленных перед органами публичной власти в области обеспечения биологической безопасности, единого проекта данной подсистемы пока так и не создано. Как представляется, отсутствие единого ведомственного ГИС-пространства затрудняет решение оперативных задач управления ситуациями, связанными с возможностью возникновения и быстрого распространения биологической угрозы, а также приводит к дублированию информации и увеличению бюджетных средств на сбор данных.

Как отмечают некоторые авторы, принципиальная сложность состоит в том, что для поддержки принятия оптимального управленческого решения необходимо собрать и проанализировать большое количество разрозненной информации, а в настоящее время в структурах Роспотребнадзора имеется более 50 лицензий ArcGIS, использование которых не всегда носит системный характер и не поддерживает единый информационный ресурс. Работа с пространственными данными и ГИС не синхронизирована, возможности используются не в полном объеме [4, с. 7].

Коллективом исследователей (В. А. Сафонов и др.) приведена возможная архитектура СППР, выявлен алгоритм взаимосвязи ее элементов и использования. Как отмечают авторы, система прошла два этапа апробации, на основе анализа которых можно сделать вывод об определенной эффективности ее действия. На первом этапе разработки СППР (до 2009 г.) впервые создан и систематизирован перечень внутренних и внешних угроз биологической безопасности в субъектах РФ. Также сформировано техническое задание в части генерирования тематических карт по показателям [4, с. 7]. Авторами отмечены позитивные выводы и на исходе второго этапа. Однако в настоящее время единой модели так и не создано. Проблему введения данной системы в эксплуатацию, как видится, вызывает отсутствие подзаконного регулирования порядка создания данной системы, определение сроков ее введения в действие, а также разграничение полномочий по контролю за созданием между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В настоящее время информационные данные каждой из указанных подсистем ограничены для общего пользования, что обусловлено необходимостью обеспечения безопасности сохранности данных, а также оперативного использования в случае наступления биологических угроз. Вместе с тем основное информирование о состоянии окружающий среды и об эпидемиологической обстановке население получает посредством использования сети Интернет [7, с. 7]. Подобное обуславливает необходимость создания и подзаконного регулирования еще одной подсистемы единой ГИС в области биологической безопасности – системы информирования населения о биологических рисках[16].

Основной целью создания данной подсистемы по аналогии с другими разрабатываемыми системами является предотвращение биологических угроз и эффективная координация действий, в случае их наступления. Специальной же целью является реализация правомочия на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов. Учитывая определенную взаимосвязь структурных элементов права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, представляется, что позитивным опытом в создании подобной подсистемы должна явиться информационно-аналитическая система о состоянии окружающей среды. Ведомственная информационно-аналитическая система данных о состоянии окружающей среды регламентируется на региональном уровне, как правило, приказом министерства природных ресурсов и экологии субъекта[17]. В рамках своего предназначения данная система выполняет следующие функции:

  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов власти субъекта в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды.

Кроме того, в данную систему включены результаты наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; информация в области обращения с отходами производства и потребления на территории субъекта; информация об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения [6, с. 106–107]. Особым преимуществом данной системы является возможность отслеживания любым пользователем сети Интернет на соответствующем сайте информации о состоянии атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, объектов размещения отходов каждого административного района субъекта, обозначенного на виртуальной географической карте, с указанием конкретных показателей и пределов их допустимости. Представляется, что похожая система необходима и в случае информирования населения о состоянии защищенности от воздействия опасных биологических факторов.  По аналогии и в соответствии с видами биологических рисков, предусмотренных в ФЗ «О биологической безопасности», система информирования населения о биологических рисках должна содержать следующую информацию в отношение каждого района с указанием показателей и пределов их допустимости:

  • информацию о количестве выявленных вирусных заболеваний и распространение инфекций, являющихся основной причиной смертности;
  • информацию о распространении инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;
  • информацию о распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности;
  • информацию о возможности возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов;
  • информацию о наличии на территории административного района биологических лабораторий по проектированию и созданию патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
  • информацию о принимаемых мерах органами государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, и некоторые другие.

Как представляется, по аналогии с опытом разработки ЕГИСУ НИОКТР при разработке данной системы необходимо использовать сервис геокодирования и визуализации аналитических выборок на карте субъектов РФ, где в системе общего пользования предоставляется возможность проанализировать статистические данные в том числе в полнотекстовом режиме в разных субъектах РФ.

В научной литературе встречается описание достоинств информирования о количестве выявленных вирусных заболеваний и распространении инфекций, являющихся основной причиной смертности на примере научного проекта ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологи имени академика И. Н. Блохиной» «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа»[18]. Как отмечают Е. И. Ефимов и Н. Н. Зайцева «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа» вошёл в число 15 лучших отечественных практик внедрения в деятельность пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологии [5, с. 5], что послужило возможностью разработки концепции создания ГИС «Эпидемиологический атлас России. Территория федерального округа».

В тематические разделы представленного атласа включены: данные о распространении ВИЧ-инфекции в Приволжском федеральном округе, информация о клещевых инфекциях в Нижегородской области, информация об энтеровирусных инфекциях. Наборы геопространственных данных, содержащиеся на геопортале, охватывают потенциальные детерминанты различных инфекционных заболеваний в Европе в самом широком смысле. Они включают климатические параметры, наблюдавшиеся в прошлом, текущие и прогнозируемые в будущем (сценарии изменения климата). Вместе с тем, несмотря на наличие технического задания и инструментов, в настоящий момент отсутствует единый электронный эпидемиологический атлас, а также его подсистемы, представленные по федеральным округам.

Как отмечают авторы, метод ретроспективного анализа случаев инфекционной заболеваемости, фиксируемых в системе федерального статистического наблюдения слабо применим для анализа текущего эпидемического процесса, такого как обострение ситуации с заражением геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в Приволжском федеральном округе в 2019 г., ситуации с пандемией короновируса COVID-19 в 2019 – 2020 гг. [1, с. 4]. Тем не менее, достоинства применения данной информационной системы обусловили необходимость ее совершенствования и дальнейшего расширения задач проекта в связи с эпидемией короновируса, в том числе используя опыт зарубежных государств [9, с. 8–10]. В настоящее время в соответствии с поручением Роспотребнадзора институт и эпидемиологии и микробиологи имени академика И. Н. Блохиной занимается разработкой дополнительного тематического раздела атласа «Мониторинг заболеваемости COVID-19».

В локальную базу данных «Мониторинг заболеваемости COVID-19» включены следующие данные: координаты места нахождения инфицированного, описание места локализации, включающее наименование области, района, населенного пункта, улицы, эпидномер, дата заболевания и дата подтверждения. Координаты места нахождения инфицированного определяются по почтовому адресу (без указания квартир) с использованием функции геокодирования. Визуализация данных осуществляется с использованием модуля картографического отображения для работы с базой данных на основе электронной библиотеки, которая является программным обеспечением с открытым исходным кодом. Как отмечают авторы применение ГИС с указанными показателями является весьма эффективным инструментом обеспечения мониторинга здоровья населения [3, с. 394], поскольку позволяет сформировать картину распространения заболевания вплоть до жилого дома и принять оптимальное решение для органов публичной власти, в том числе проводить необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия. Вместе с тем авторами не отрицается показательность и других информационных систем как отечественного, так и зарубежного происхождения, к примеру работа европейского бюро ВОЗ «Ситуация с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ [8], а также сайта Яндекс карты «Карта распространения коронавируса в России и мире», коронавирус-монитор – интерактивная карта распространения и статистика Covid-19[19].

Подобный опыт научной разработки должен стать неотъемлемой частью подсистемы информирования населения о биологических рисках, в которой присутствуют вышеназванные тематические разделы, включая информацию о коронавирусе, лихорадкой почечного синдрома и других эпидемиологически опасных инфекционных заболеваний, обнаруженных на территории соответствующего федерального округа. Представляется, что привлечение большего числа научно-исследовательских организаций к разработке оптимальных способов информирования населения о состоянии защищенности от биологических рисков, а также нормативное определение порядка их финансирования, позволит найти более быстрые решения проблемы формирования единой ГИС в области биологической безопасности.

Стоит признать, что реализация населением права на биологическую безопасность, включая правомочие на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов в настоящее время затруднено, поскольку единая ГИС в области биологической безопасности, получившая законодательное урегулирование в ФЗ «О биологической безопасности», системно не разработана и не приведена в действие. Анализ судебной и правоприменительной практики, а также данных интернет-сайтов позволяет сделать вывод о возникающих проблемах в поиске оптимальной системы органами государственной власти и подведомственных учреждений.

Как представляется автору настоящего исследования ГИС в области биологической безопасности должна формироваться постепенно, основываясь на апробации отдельных элементов (подсистем) и их взаимосвязей. К числу необходимых подсистем для функционирования единой ГИС могут быть отнесены:

  • единая система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с подразделом о научных исследованиях в области биологической безопасности (ЕГИСУ НИОКТР);
  • система национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз (система НИЦ МБУ);
  • система национального каталога штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов;
  • система поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности:
  • системы информирования населения о биологических рисках (СИНБР).

К сожалению, в настоящее время ни все из указанных подсистем имеют подзаконное регулирование. Возникает ситуация правового пробела в регулировании некоторых из них. Вместе с тем эффективность применения каждой из них во многом зависит от определения правил создания системы, сроков ее разработки и апробации, а также мерах ответственности в случае несоблюдения указанных правил, что должно определяться постановлением Правительства РФ.

В то же время необходимо отметить, что формирование ГИС в области биологической безопасности не стоит на месте. Ряд научно-исследовательских учреждений занимаются разработками систем по информированию населения о состоянии и показателях инфекционной заболеваемости населения. Привлечение большего числа научно-исследовательских организаций к разработке оптимальных способов информирования населения о состоянии защищенности от биологических рисков, а также нормативное определение порядка их финансирования, позволит найти более быстрые решения проблемы формирования подсистемы информирования населения о биологических рисках в рамках реализации полномочий субъектов РФ по информированию органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 2021, № 1, ч. I. Ст. 31. Далее – ФЗ о биологической безопасности.

[2] Об охране атмосферного воздуха : Федер. закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2222.

[3] О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 4 нояб. 2022 г., с изм. от 30 мая 2023 г.) // Там же. № 14. Ст. 1650.

[4] О радиационной безопасности населения : Федер. закон от 9 янв. 1996 г. № 3-ФЗ (ред. от 18 марта 2023 г.) // Российская газета. 1996. 17 янв.

[5]  Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 50, ч. IV. Ст. 8541. Далее – Правила.

[6] Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://rosrid.ru/ (дата обращения: 24.08.2023).

[7] Далее – ЕГИСУ НИОКТР.

[8] Далее – ГИС.

[9] Далее – ГИС ХББ.

[10] Далее – НИЦ МБУ РФ.

[11] Постановление Арбитражного Суда Московского округа от 20 апреля 2022 г. по делу № А40-47004/2021К // Официальный сайт Арбитражного Суда города Москвы. URL: https:// msk.arbitr.ru (дата обращения: 24.08.2023).

[12] Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 июля 2022 г. №040/06/104-614/2022 // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 24.08.2023).

[13] Программно-аппаратный комплекс Национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз. URL: https://wiki.is-mis.ru/pages/viewpage.action?pageId=71247421 (дата обращения: 24.08.2023).

[14]Официальный сайт ФИАЦ ММБР ФМБА России. URL: https://www.cspfmba.ru/about/structure/fiacmmbr/ (дата обращения: 24.08.2023).

[15] Далее – СППР.

[16] Далее – СИНБР.

[17] См., к примеру: Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 20 января 2016 г. № 1/9-од // Собрание законодательства Красноярского края ; Об утверждении основных положений Концепции единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия : Постановление республики Ингушетия от 29 авг. 2003 г. № 293 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/documents/block/region06 (дата обращения: 01.09.2023).

[18] Электронный эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа. Нижний Новгород : ННИИЭМ, 2018. URL: http://epid-atlas.nniiem.ru/.

[19] К примеру: Coronavirus Disease 2019 (COVID-19). URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/cases-updates/cases-in-us.html (дата обращения: 24.07.2023).

Список источников

  1. Ефимов Е.И., Побединский Г. Г. Опыт разработки ГИС «Электронный эпидемиологический атлас» // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. – 2020. – Т. 1, № 2. – С. 3–18.
  2. Офицеров-Бельский Д. В. Комплексные исследования экономики, внутренней и внешней политики Польши и стран Балтии // Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://rosrid.ru/global-search (дата обращения: 24.08.2023).
  3. Побединский Г. Г., Сарсков С. А., Вьюшков М. В. Прототип раздела эпидемиологического атласа «Мониторинг заболеваемости COVID-19» // Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения : материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора с междунар. участием (Пермь, 5–9 окт. 2020 г.). – Пермь : Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2020. – С. 394–402.
  4. Результаты испытаний технического образца компьютерной программы «Система поддержки принятия управленческих решений»/ В. А. Сафронов, А. А. Лопатин, А. С. Раздорский [и др.] // Проблемы особо опасных инфекций. – 2011. – № 3 (109). – С. 23–27.
  5. Солнцев Л. А., Зайцева Н. Н., Ефимов Е. И. Электронная система хранения, представления и анализа эпидемиологической информации в масштабе федерального округа // Современные технологии в медицине. – 2017. – Т. 9, № – С. 170–176.
  6. Сусликова К. С. О конституционном праве на достоверную информацию об окружающей среде и некоторых проблемах её реализации // Вестник ВГУ. Серия: Право.– – № 1. – С. 104–110.
  7. Шарафутдинова А. И. Особенности административной ответственности за сокрытие и искажение экологической информации // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 4 (67). – С. 681–688.
  8. Cao C. China’s evolving biosafety/biosecurity legislations // Journal of Law and the Biosciences. – 2021. – Vol. 8, no. 1. – P. 1–21.
  9. Knauer N. J. The COVID-19 Pandemic and Federalism: Who Decides? // New York University Journal of Legislation and Public Policy. – 2020. – Vol. 23, № 1. – P. 8–16.

References

  1. Efimov E. I., Pobedinskii G. G. Experience in developing GIS «Electronic Epidemiological Atlas». Interexpo GEO-Siberia, 2020, vol. 1, no. 2, pp. 3–18. (In Russian).
  2. Ofitserov-Belskii D. V. Comprehensive Studies of the Economy, Domestic and Foreign Policy of Poland and the Baltic States. URL: https://rosrid.ru/global-search. (In Russian).
  3. Pobedinskii G. G., Sarskov S. A., Vyushkov M. V. Prototype Section of the Epidemiological Atlas «Morbidity Monitoring COVID-19». Fundamentalnye i prikladnye aspekty analiza riska zdorovyu naseleniya. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov Rospotrebnadzora s mezhdunarodnym uchastiem, Perm, 5–9 oktyabrya 2020 g. [Fundamental and Applied Aspects of Public Health Risk Analysis. Materials of All-Russian Scientific-practical Internet-conference of Young Scientists and Specialists of Rospotrebnadzor with International Participation, Perm, October 5–9, 2020]. Perm National Research Polytechnic University Publ., 2020, pp. 394–402. (In Russian).
  4. Safronov1 V. A., Lopatin A. A., Razdorsky A. S. et al. Results of the Test-Run of the Computer Software Model “Support System for Managerial Decision Making”. Problemy osobo opasnykh infektsii = Problems of Particularly Dangerous Infections, 2011, vol. 3 (109), pp. 23–27. (In Russian).
  5. Solntsev L. A., Zaitseva N. N., Efimov E. I. Electronic System of Storage, Representation, and Analysis of Epidemiological Information on a Federal District Scale. Sovremennye tehnologii v medicine = Modern Technologies in Medicine, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 170–176. (In Russian).
  6. Suslikova K. S. Constitutional right to reliable information about the environment and some problems of its implementation. Vestnik VGU. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2023, no. 1, pp. 104–110. (In Russian).
  7. Sharafutdinova A. I. Features of Administrative Liability for Concealment and Distortion of Environmental Information. Alleya nauki = Alley science, 2022, vol. 1, no. 4 (67), pp. 681–688. (In Russian).
  8. Cao C. China’s evolving biosafety/biosecurity legislations. Journal of Law and the Biosciences, 2021, vol. 8, no. 1, pp. 1–21.
  9. Knauer N. J. The COVID-19 Pandemic and Federalism: Who Decides? New York University Journal of Legislation and Public Policy, 2020, vol. 23, no. 1,8–16.