Право на получение от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (далее – право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов) является структурным элементом сразу двух комплексных субъективных прав: конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и права на биологическую безопасность, регламентированного в статье 6 Федерального закона № 492-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О биологической безопасности в Российской Федерации»[1], то есть фактически является одним из правомочий каждого из них.
Стоит отметить, что право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов тесно взаимосвязано с другими элементами (правомочиями) конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, к числу которых необходимо относить: право на информацию о состоянии атмосферного воздуха[2], право на информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке[3], право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности[4].
Право граждан на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов также является составным элементом права на биобезопасность, что предопределяет его взаимозависимость и постоянное взаимодействие с другими правомочиями комплексного права: право на охрану здоровья и охрану окружающей среды от опасных биологических факторов, а также право на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности. Правомочие на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов законодательно отнесено к правоспособности двух субъектов: в ст. 6 ФЗ о биологической безопасности закреплено право граждан, а в статье 7 этого же закона идентичное право организаций.
Вместе с тем в законе близкой по формулировке к указанному правомочию является и обязанность организаций предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию (сведения) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности (ч. 2 ст. 7 ФЗ «О биологической безопасности»). Как представляется, указанная обязанность организаций позволит органам публичной власти как субъектам отношений в области обеспечения биологической безопасности более эффективно реализовать свои полномочия, а населению – реализовывать свои субъективные права.
Несмотря на достаточно обширные проблемы подзаконного регулирования в сфере биологической безопасности в настоящее время обязанность организаций по предоставлению сведений о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности урегулирована Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2145 «Об утверждении Правил предоставления информации (сведений) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности и проведения мониторинга разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии»[5]. Стоит отметить, что реализация обязанности по информированию происходит посредством использования государственной информационной системы, доступ к которой размещен на соответствующем сайте[6].
Согласно п. 2 указанных Правил, сведения предоставляются путем размещения в единой системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения[7], сайт которых был создан еще в 2013 году. Пользователями сведений, содержащихся в системе, являются Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, медико-биологическое агентство, Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Доступ к информации, представленной на сайте, для общего пользования фактически ограничен, несмотря на возможность зарегистрироваться на сайте.
Инструкция к данной информационной системе закрепляет, что пользователь должен иметь аффилиацию к научной организации и подтвердить одну из следующих ролей: организация-исполнитель, организация-заказчик, диссертационный совет, эксперт-аналитик. Формирование кабинета пользователя должно осуществляться с использованием шифровальных (криптографических) средств, на основе КриптоПро CSP, VipNet CSP и т.д., имеющих действующие сертификаты соответствия ФСБ России. Пользователю предоставляется возможность выполнить поиск представленной в ЕГИСУ НИОКТР информации о результатах научно-технической деятельности. Определенным достоинством данной системы является сервис геокодирования и визуализации аналитических выборок на карте субъектов РФ, где зарегистрированному пользователю предоставляется возможность проанализировать статистические данные исследований (фундаментальных или прикладных), в том числе в полнотекстовом режиме в разных субъектах РФ. Пункт 6 Правил закрепляет, что Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет развитие контура ограниченного доступа информационной системы в целях защиты сведений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, что предопределяет невозможность использования большинства сведений рядовыми пользователями. Вместе с тем существование только указанной системы (как одного из элементов государственной информационной системы[8] в области обеспечения биологической безопасности) не позволяет говорить о наличии в настоящее время единой государственной информационной системы, позволяющей в том числе реализовать право населения на информацию о состоянии окружающий среды. Как представляется, к недостаткам представленной ЕГИСУ НИОКТР относится:
- наличие большого числа тематических разделов, что затрудняет поиск исследований в области биологической безопасности. Среди исследований встречаются не только тематика в области биологической безопасности, но и проблемы экономической и политической сферы. К примеру, «Комплексные исследования экономики, внутренней и внешней политики Польши и стран Балтии» [2];
- отсутствие доступа для пользователей, не аффилированных с научными организациями и заказчиками в рамках той информации, которые не составляют государственной тайны. Видится возможным определение контура доступной информации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в отношении единого списка научных статей и диссертаций по тематике действия опасных биологических факторов на здоровье населения и окружающую среду, не включающих стратегические разработки и скрытые данные.
- отсутствие возможностей для обратной связи в виде формулирования вопросов и комментариев.
Представляется, что расширение круга заинтересованных пользователей данной системой позволит в некоторой степени реализовать полномочие органов публичной власти по информированию о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации научных мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, а также позволит реализовать субъективное право на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности.
Содержание правоотношения в области обеспечения биологической безопасности, как и любого другого правоотношения, предусматривает корреляцию права одного субъекта к обязанности (полномочию) другого субъекта. Реализации права граждан и организаций на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов права должно соответствовать коррелирующее полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по информированию населения, закрепленное за ними в п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О биологической безопасности»: информирование органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, а также п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного закона, которая закрепляет в отношении федеральных органов государственной власти осуществление мониторинга биологических рисков и оценку эффективности реализации мероприятий, направленных на поддержание допустимого уровня биологического риска, поскольку данные мониторинга вносятся в единую государственную информационную систему.
Уместно предположить, что обеспечение биологической безопасности является предметом совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Однако в настоящее время отсутствует система подзаконного регулирования порядка осуществления данных полномочий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Представляется, что реализации данного полномочия будет способствовать закрепленная в статье 14 ФЗ «О биологической безопасности» единая государственная информационная система, которая, как видится, будет представлять собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников национальной системы биологической безопасности Российской Федерации. Ст. 14 ФЗ «О биологической безопасности» закрепляет, что ГИС создается в целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности.
Формирование ГИС в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных документированных сведений, предоставляемых госорганами и находящимися в их ведении организациями. Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время отсутствует единое постановление Правительства РФ, регулирующее порядок создания ГИС в области биологической безопасности. Вызывает вопрос и соотношение ГИС в области обеспечения химической и биологической безопасности[9] и ГИС в области биологической безопасности, определенной в ФЗ «О биологической безопасности» на предмет разграничения содержащихся в них сведений. Вместе с тем создание ГИС ХББ подзаконно урегулировано Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Как представляется, с учетом норм ФЗ «О биологической безопасности», ГИС в области биологической безопасности должна стать подсистемой ГИС ХББ. Однако в настоящее время единой государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности также не создано, данная система находится в процессе формирования, время начала ее применения не определено. Периодически на обозрение юридическому сообществу представляются судебные решения, в которых обуславливаются попытки формирования данной государственной информационной системы. В 2021 году Министерство здравоохранения РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к РТИ системы (радиотехнические и информационные системы) о взыскании по государственному контракту № К-27-НИР/126 от 27 декабря 2013 года стоимости ранее оплаченных работ на разработку системного проекта по созданию Национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз[10]. По договору на выполнение научно-исследовательских работ ответчик обязался провести обусловленные техническим заданием истца научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию. В 2014 году макет НИЦ МБУ РФ, созданный в рамках выполнения работ по контракту, был представлен Министерству здравоохранения РФ. Однако истец посчитал, что проект не соответствует требованиям технического задания контракта в части проведения испытаний программных продуктов в составе компонентов макета, проведения испытаний макета как единой системы для отработки информационного взаимодействия компонентов системы, наличия рабочей документации на создаваемый макет, а также не соответствует описанию макета НИЦ МБУ РФ, имеющегося в отчетной документации и еще ряду требований технического задания контракта, что не соответствует условиям контракта. Фактически, по мнению истца, организация-исполнитель не выполнила список работ, предусмотренных на третьем этапе технического задания и не устранила имеющиеся недостатки. Вместе с тем, не сопоставляя техническое задание и подготовленный макет, Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности и отказал в удовлетворении исковых требований. Законность и справедливость решения суда первой инстанции была подтверждена в 2022 году в порядке кассационного судопроизводства Арбитражным судом Московского округа[11].
Другим примером правового спора по поводу некачественно подготовленной системы в области биобезопасности является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 июля 2022 г. №040/06/104-614/2022. Правовой спор был вызван обращением Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» (НМИЦ радиологии) Минздрава России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО «ЭлСиКом» на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО «ЭлСиКом» условий контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по получению, обработке и публикации данных информационных систем поставщиков данных ГИС ХББ. По итогам рассмотрения обращения, Комиссия Калужского УФАС России указала, что поскольку в обращении заказчика не указаны мотивированные причины отказа от приемки работ по контракту, не содержится перечня нарушенных условий технического задания, которые исполнителю надлежало бы исправить, то отсутствуют объективные основания полагать о недобросовестном выполнении ООО «ЭлСиКом» условий контракта и отказала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России в требовании включить исполнителя в список недобросовестных поставщиков[12].
Приведенная судебная и правоприменительная практика свидетельствует о попытках Министерства здравоохранения и подведомственных ему организаций сформировать подсистему мониторинга биологических угроз и другие подсистемы ГИС ХББ. Вместе с тем до настоящего времени сайт НИЦ МБУ отсутствует, в то же время анализ интернет-данных позволяет сделать вывод о формировании программно-аппаратный комплекса научно-информационного центра[13]. Стоит отметить, что некоторые полномочия в области мониторинга реализуются Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Федерального медико-биологического агентства России, целью деятельности которого является координация деятельности сети мониторинга биологических рисков в пределах установленной сферы деятельности агентства[14]. Данное учреждение организует мониторинг в рамках: медицинской деятельности; при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора); при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов. К сожалению, единого централизованного мониторинга, проводимого в соответствии с законодательно закрепленным видами биологических рисков в ФЗ «О биологической безопасности», данная организация не осуществляет.
Как представляется, формирование единой ГИС достаточно сложный многогранный процесс, включающий в себя разветвленную архитектуру информационных подсистем, каждая из которых обеспечена самостоятельным сервисным обслуживанием и качественным нормативно-правовым регулированием. К основным взаимодействующим между собой подсистемам единой ГИС в области биологической безопасности, исходя из законодательного определения ГИС, должны быть отнесены:
- разработанная и нормативно урегулированная Постановлением Правительства РФ, действующая в настоящее время, но имеющая определенные недостатки, единая система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с подразделом о научных исследованиях в области биологической безопасности;
- находящаяся в стадии разработки, не действующая и не имеющая подзаконного нормативного регулирования система национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз (далее – система НИЦ МБУ);
- разработанная и подзаконно урегулированная Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1668 (ред. от 16 июня 2022 г.) «Об утверждении Правил создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов, а также Правил создания и ведения национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов», действующая система национального каталога штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов;
- находящаяся в стадии апробации, но до настоящего времени не действующая и не имеющая подзаконного нормативного регулирования система поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности[15].
Необходимо отметить, что в информационной литературе под СППР в области обеспечения биологической безопасности понимается информационная система, предназначенная для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в области биологической безопасности на местном, региональном и федеральном уровнях [4, с. 7]. К сожалению, несмотря на большое количество как федеральных, так и региональных инициатив по созданию данной подсистемы, которая способствует решению задач, поставленных перед органами публичной власти в области обеспечения биологической безопасности, единого проекта данной подсистемы пока так и не создано. Как представляется, отсутствие единого ведомственного ГИС-пространства затрудняет решение оперативных задач управления ситуациями, связанными с возможностью возникновения и быстрого распространения биологической угрозы, а также приводит к дублированию информации и увеличению бюджетных средств на сбор данных.
Как отмечают некоторые авторы, принципиальная сложность состоит в том, что для поддержки принятия оптимального управленческого решения необходимо собрать и проанализировать большое количество разрозненной информации, а в настоящее время в структурах Роспотребнадзора имеется более 50 лицензий ArcGIS, использование которых не всегда носит системный характер и не поддерживает единый информационный ресурс. Работа с пространственными данными и ГИС не синхронизирована, возможности используются не в полном объеме [4, с. 7].
Коллективом исследователей (В. А. Сафонов и др.) приведена возможная архитектура СППР, выявлен алгоритм взаимосвязи ее элементов и использования. Как отмечают авторы, система прошла два этапа апробации, на основе анализа которых можно сделать вывод об определенной эффективности ее действия. На первом этапе разработки СППР (до 2009 г.) впервые создан и систематизирован перечень внутренних и внешних угроз биологической безопасности в субъектах РФ. Также сформировано техническое задание в части генерирования тематических карт по показателям [4, с. 7]. Авторами отмечены позитивные выводы и на исходе второго этапа. Однако в настоящее время единой модели так и не создано. Проблему введения данной системы в эксплуатацию, как видится, вызывает отсутствие подзаконного регулирования порядка создания данной системы, определение сроков ее введения в действие, а также разграничение полномочий по контролю за созданием между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
В настоящее время информационные данные каждой из указанных подсистем ограничены для общего пользования, что обусловлено необходимостью обеспечения безопасности сохранности данных, а также оперативного использования в случае наступления биологических угроз. Вместе с тем основное информирование о состоянии окружающий среды и об эпидемиологической обстановке население получает посредством использования сети Интернет [7, с. 7]. Подобное обуславливает необходимость создания и подзаконного регулирования еще одной подсистемы единой ГИС в области биологической безопасности – системы информирования населения о биологических рисках[16].
Основной целью создания данной подсистемы по аналогии с другими разрабатываемыми системами является предотвращение биологических угроз и эффективная координация действий, в случае их наступления. Специальной же целью является реализация правомочия на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов. Учитывая определенную взаимосвязь структурных элементов права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, представляется, что позитивным опытом в создании подобной подсистемы должна явиться информационно-аналитическая система о состоянии окружающей среды. Ведомственная информационно-аналитическая система данных о состоянии окружающей среды регламентируется на региональном уровне, как правило, приказом министерства природных ресурсов и экологии субъекта[17]. В рамках своего предназначения данная система выполняет следующие функции:
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов власти субъекта в области охраны окружающей среды;
- обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды.
Кроме того, в данную систему включены результаты наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; информация в области обращения с отходами производства и потребления на территории субъекта; информация об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения [6, с. 106–107]. Особым преимуществом данной системы является возможность отслеживания любым пользователем сети Интернет на соответствующем сайте информации о состоянии атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, объектов размещения отходов каждого административного района субъекта, обозначенного на виртуальной географической карте, с указанием конкретных показателей и пределов их допустимости. Представляется, что похожая система необходима и в случае информирования населения о состоянии защищенности от воздействия опасных биологических факторов. По аналогии и в соответствии с видами биологических рисков, предусмотренных в ФЗ «О биологической безопасности», система информирования населения о биологических рисках должна содержать следующую информацию в отношение каждого района с указанием показателей и пределов их допустимости:
- информацию о количестве выявленных вирусных заболеваний и распространение инфекций, являющихся основной причиной смертности;
- информацию о распространении инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;
- информацию о распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности;
- информацию о возможности возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов;
- информацию о наличии на территории административного района биологических лабораторий по проектированию и созданию патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
- информацию о принимаемых мерах органами государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, и некоторые другие.
Как представляется, по аналогии с опытом разработки ЕГИСУ НИОКТР при разработке данной системы необходимо использовать сервис геокодирования и визуализации аналитических выборок на карте субъектов РФ, где в системе общего пользования предоставляется возможность проанализировать статистические данные в том числе в полнотекстовом режиме в разных субъектах РФ.
В научной литературе встречается описание достоинств информирования о количестве выявленных вирусных заболеваний и распространении инфекций, являющихся основной причиной смертности на примере научного проекта ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологи имени академика И. Н. Блохиной» «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа»[18]. Как отмечают Е. И. Ефимов и Н. Н. Зайцева «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа» вошёл в число 15 лучших отечественных практик внедрения в деятельность пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологии [5, с. 5], что послужило возможностью разработки концепции создания ГИС «Эпидемиологический атлас России. Территория федерального округа».
В тематические разделы представленного атласа включены: данные о распространении ВИЧ-инфекции в Приволжском федеральном округе, информация о клещевых инфекциях в Нижегородской области, информация об энтеровирусных инфекциях. Наборы геопространственных данных, содержащиеся на геопортале, охватывают потенциальные детерминанты различных инфекционных заболеваний в Европе в самом широком смысле. Они включают климатические параметры, наблюдавшиеся в прошлом, текущие и прогнозируемые в будущем (сценарии изменения климата). Вместе с тем, несмотря на наличие технического задания и инструментов, в настоящий момент отсутствует единый электронный эпидемиологический атлас, а также его подсистемы, представленные по федеральным округам.
Как отмечают авторы, метод ретроспективного анализа случаев инфекционной заболеваемости, фиксируемых в системе федерального статистического наблюдения слабо применим для анализа текущего эпидемического процесса, такого как обострение ситуации с заражением геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в Приволжском федеральном округе в 2019 г., ситуации с пандемией короновируса COVID-19 в 2019 – 2020 гг. [1, с. 4]. Тем не менее, достоинства применения данной информационной системы обусловили необходимость ее совершенствования и дальнейшего расширения задач проекта в связи с эпидемией короновируса, в том числе используя опыт зарубежных государств [9, с. 8–10]. В настоящее время в соответствии с поручением Роспотребнадзора институт и эпидемиологии и микробиологи имени академика И. Н. Блохиной занимается разработкой дополнительного тематического раздела атласа «Мониторинг заболеваемости COVID-19».
В локальную базу данных «Мониторинг заболеваемости COVID-19» включены следующие данные: координаты места нахождения инфицированного, описание места локализации, включающее наименование области, района, населенного пункта, улицы, эпидномер, дата заболевания и дата подтверждения. Координаты места нахождения инфицированного определяются по почтовому адресу (без указания квартир) с использованием функции геокодирования. Визуализация данных осуществляется с использованием модуля картографического отображения для работы с базой данных на основе электронной библиотеки, которая является программным обеспечением с открытым исходным кодом. Как отмечают авторы применение ГИС с указанными показателями является весьма эффективным инструментом обеспечения мониторинга здоровья населения [3, с. 394], поскольку позволяет сформировать картину распространения заболевания вплоть до жилого дома и принять оптимальное решение для органов публичной власти, в том числе проводить необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия. Вместе с тем авторами не отрицается показательность и других информационных систем как отечественного, так и зарубежного происхождения, к примеру работа европейского бюро ВОЗ «Ситуация с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ [8], а также сайта Яндекс карты «Карта распространения коронавируса в России и мире», коронавирус-монитор – интерактивная карта распространения и статистика Covid-19[19].
Подобный опыт научной разработки должен стать неотъемлемой частью подсистемы информирования населения о биологических рисках, в которой присутствуют вышеназванные тематические разделы, включая информацию о коронавирусе, лихорадкой почечного синдрома и других эпидемиологически опасных инфекционных заболеваний, обнаруженных на территории соответствующего федерального округа. Представляется, что привлечение большего числа научно-исследовательских организаций к разработке оптимальных способов информирования населения о состоянии защищенности от биологических рисков, а также нормативное определение порядка их финансирования, позволит найти более быстрые решения проблемы формирования единой ГИС в области биологической безопасности.
Стоит признать, что реализация населением права на биологическую безопасность, включая правомочие на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов в настоящее время затруднено, поскольку единая ГИС в области биологической безопасности, получившая законодательное урегулирование в ФЗ «О биологической безопасности», системно не разработана и не приведена в действие. Анализ судебной и правоприменительной практики, а также данных интернет-сайтов позволяет сделать вывод о возникающих проблемах в поиске оптимальной системы органами государственной власти и подведомственных учреждений.
Как представляется автору настоящего исследования ГИС в области биологической безопасности должна формироваться постепенно, основываясь на апробации отдельных элементов (подсистем) и их взаимосвязей. К числу необходимых подсистем для функционирования единой ГИС могут быть отнесены:
- единая система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с подразделом о научных исследованиях в области биологической безопасности (ЕГИСУ НИОКТР);
- система национального интеграционного центра мониторинга биологических угроз (система НИЦ МБУ);
- система национального каталога штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов;
- система поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности:
- системы информирования населения о биологических рисках (СИНБР).
К сожалению, в настоящее время ни все из указанных подсистем имеют подзаконное регулирование. Возникает ситуация правового пробела в регулировании некоторых из них. Вместе с тем эффективность применения каждой из них во многом зависит от определения правил создания системы, сроков ее разработки и апробации, а также мерах ответственности в случае несоблюдения указанных правил, что должно определяться постановлением Правительства РФ.
В то же время необходимо отметить, что формирование ГИС в области биологической безопасности не стоит на месте. Ряд научно-исследовательских учреждений занимаются разработками систем по информированию населения о состоянии и показателях инфекционной заболеваемости населения. Привлечение большего числа научно-исследовательских организаций к разработке оптимальных способов информирования населения о состоянии защищенности от биологических рисков, а также нормативное определение порядка их финансирования, позволит найти более быстрые решения проблемы формирования подсистемы информирования населения о биологических рисках в рамках реализации полномочий субъектов РФ по информированию органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности.