• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА РОССИИ

347.73

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 4. – С. 52 – 60.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.
Дата поступления 15.08.2024, дата принятия к печати 02.12.2024,
дата онлайн-размещения 12.12.2024.

В статье представлены рассуждения автора по поводу отдельных проблем, возникающих в сфере правового регулирования финансово-кредитных отношений, а также причин их появления. На основе проведенного анализа предпринимается попытка наметить некоторые принципиальные линии совершенствования правового регулирования финансово-кредитного механизма, основное назначение которого состоит в обеспечении экономического роста. Применение общелогических методов исследования, в том числе анализа и синтеза, формально-юридического и сравнительно-правового метода позволили автору прийти к следующим выводам. 1) Во избежание непродуманного применения отдельных инструментов регулирования денежно-кредитного механизма стоит продолжить изучение взаимосвязей системы ценообразования и денежного обращения, а также упорядочить систему инструментов и методов управления денежной массой, основываясь при этом на интегративной модели строения права, существенно расширяющей его регулятивные возможности и обеспечивающей проведение комплексного анализа правовых и экономических категорий. 2) Учитывая, что помимо Банка России, роль денежно-кредитного регулятора выполняет бюджет, особое внимание следует уделить изучению и совершенствованию бюджетно-правовых инструментов управления денежной массой и вернуться к проведению работы по обособлению правового режима регулирования фискальных доходов государства от правового порядка управления собственными доходами бюджета (доходами от коммерческой деятельности, заемными средствами). 3) Поскольку одной из причин появления в государстве параллельной финансовой системы является недостаток правовых инструментов для контроля за оборотом наличных денежных средств, разумно задуматься над вопросом о проведении денежной реформы, направленной на сокращение наличных денег, сформированных в результате нелегальной деятельности участников гражданского оборота. Сформулированные по результатам проведенного анализа выводы и направления развития законодательства не претендуют на точность и безупречность. Однако факты и аналитические материалы, на основе которых они были сделаны, могут пригодиться для дальнейших научных исследований, осуществляемых в фокусе науки финансового права.

Денежно-кредитный механизм; денежное право; денежная реформа; бюджет; кредит; доходы; ценообразование; Банк России.

Васянина Е. Л. О формировании правовых основ современного финансово-кредитного механизма России // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 4. – С. 52 – 60. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.

УДК
347.73
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 4. – С. 52 – 60.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.
Дата поступления 15.08.2024, дата принятия к печати 02.12.2024,
дата онлайн-размещения 12.12.2024.

Аннотация

В статье представлены рассуждения автора по поводу отдельных проблем, возникающих в сфере правового регулирования финансово-кредитных отношений, а также причин их появления. На основе проведенного анализа предпринимается попытка наметить некоторые принципиальные линии совершенствования правового регулирования финансово-кредитного механизма, основное назначение которого состоит в обеспечении экономического роста. Применение общелогических методов исследования, в том числе анализа и синтеза, формально-юридического и сравнительно-правового метода позволили автору прийти к следующим выводам. 1) Во избежание непродуманного применения отдельных инструментов регулирования денежно-кредитного механизма стоит продолжить изучение взаимосвязей системы ценообразования и денежного обращения, а также упорядочить систему инструментов и методов управления денежной массой, основываясь при этом на интегративной модели строения права, существенно расширяющей его регулятивные возможности и обеспечивающей проведение комплексного анализа правовых и экономических категорий. 2) Учитывая, что помимо Банка России, роль денежно-кредитного регулятора выполняет бюджет, особое внимание следует уделить изучению и совершенствованию бюджетно-правовых инструментов управления денежной массой и вернуться к проведению работы по обособлению правового режима регулирования фискальных доходов государства от правового порядка управления собственными доходами бюджета (доходами от коммерческой деятельности, заемными средствами). 3) Поскольку одной из причин появления в государстве параллельной финансовой системы является недостаток правовых инструментов для контроля за оборотом наличных денежных средств, разумно задуматься над вопросом о проведении денежной реформы, направленной на сокращение наличных денег, сформированных в результате нелегальной деятельности участников гражданского оборота. Сформулированные по результатам проведенного анализа выводы и направления развития законодательства не претендуют на точность и безупречность. Однако факты и аналитические материалы, на основе которых они были сделаны, могут пригодиться для дальнейших научных исследований, осуществляемых в фокусе науки финансового права.

Ключевые слова

Денежно-кредитный механизм; денежное право; денежная реформа; бюджет; кредит; доходы; ценообразование; Банк России.

Для цитирования

Васянина Е. Л. О формировании правовых основ современного финансово-кредитного механизма России // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 4. – С. 52 – 60. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.

Финансирование

About article in English

UDC
347.73
Publication data

Prologue: Law Journal, 2024, no. 4, pp. 52 – 60.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.
Received 15.08.2024, accepted 02.12.2024, available online 12.12.2024.

Abstract

The article presents the author's reasoning about certain problems arising in the field of legal regulation of financial and credit relations, as well as the causes of their occurrence. An attempt is being made to outline some fundamental lines for improving the legal regulation of the financial and credit mechanism, the main purpose of which is to ensure economic growth. The use of general logical research methods, including analysis and synthesis, formal legal and comparative legal methods allowed the author to come to the following conclusions. 1) In order to avoid the ill-considered application of certain instruments of regulation of the monetary mechanism, it is worth continuing to study the interrelationships of the pricing and monetary circulation system, as well as to streamline the system of tools and methods of money supply management, based on an integrative model of the structure of law, significantly expanding its regulatory capabilities and providing a comprehensive analysis of legal and economic categories. 2) Considering that, in addition to the Bank of Russia, the role of the monetary regulator is performed by the budget, special attention should be paid to the study and improvement of budgetary and legal instruments for managing the money supply and return to work on the separation of the legal regime for regulating the fiscal revenues of the state from the legal order of managing its own budget revenues (income from commercial activities, borrowed funds). 3) Since one of the reasons for the emergence of a parallel financial system in the state is the lack of legal instruments to control the circulation of cash, it is reasonable to think about the issue of monetary reform aimed at reducing cash generated as a result of illegal activities of participants in civil turnover. The conclusions and directions of development of legislation formulated based on the results of the conducted analysis do not claim to be accurate and impeccable. However, the facts and analytical materials on the basis of which they were made may be useful for further scientific research carried out in the focus of the science of financial law.

Keywords

Monetary mechanism; monetary law; monetary reform; budget; credit; income; pricing; Bank of Russia.

For citation

Vasyanina L. V. On the Formation of the Legal Foundations of the Modern Financial and Credit Mechanism of Russia. Prologue: Law Journal, 2024, no. 4, pp. 52 – 60. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2024.4.5.

Acknowledgements

Существенное изменение исторической обстановки приводит к трансформации инструментов, методов использования и применения финансов. Такие перемены произошли в период Великой Октябрьской социалистической революции, сломавшей финансовый аппарат царской России [12], а также по окончании Второй мировой войны, когда была проведена денежная реформа, направленная на сокращение денежных накоплений, сформированных вследствие функционирования «черного рынка» [6]. Серьезная перестройка финансовой системы государства была связана с прекращением существования СССР. Однако произошедшие в 90-е годы XX века экономические преобразования так и не увенчались созданием необходимого правового инструментария управления денежной массой, поскольку реформы проводились «…без достаточного понимания целей, задач и допустимых социально-экономических и политических формул» [2].

Отдельные проблемы в сфере управления финансами, возникающие на современном этапе экономического развития, существовали и во времена царской России, когда в условиях выхода государства на мировой рынок и конвертируемости золотого рубля большая часть прироста от привлеченных иностранных инвестиций выводилась за рубеж в виде процентов, кредитов и дивидендов с западных капиталов [7], что отрицательно сказывалось на социально-экономическом развитии российского государства.

Сегодня в целях обеспечения финансовой и экономической безопасности Российской Федерации, усиления контроля за движением капитала нормативное правовое регулирование направлено на исключение из структуры владения значимых российских компаний и банков иностранных участников из недружественных стран[1].

Происходящие в новых экономических реалиях изменения в функционировании денежно-кредитного механизма, вызванные усилением санкционной риторики в отношении России на фоне формирования многополярного мира, требуют продолжения работы по разработке правовых средств, способствующих финансовой самостоятельности государства, его избавлению от негативного влияния коллективного Запада и усилению контроля за денежным обращением.

Учитывая изложенное, в рамках современных финансово-правовых исследований следует акцентировать внимание на поиске новых подходов, направленных на упорядочение системы мер управления денежной массой и предотвращение развития параллельной финансовой системы в государстве, появление которой вызвано нехваткой правового инструментария для регулирования наличного и безналичного денежного оборота, а также майнинга криптовалют.

В рамках настоящей статьи автором предпринята попытка наметить некоторые принципиальные линии совершенствования правового регулирования финансово-кредитного механизма, основное назначение которого состоит в обеспечении экономического роста. Сформулированные по результатам проведенного анализа выводы и направления развития законодательства не претендуют на точность и безупречность. Однако факты и аналитические материалы, на основе которых они были сделаны, могут пригодиться для дальнейших научных исследований, осуществляемых в фокусе науки финансового права.

Острая потребность в научных разработках по вопросам правового регулирования денежного обращения, функционирования финансового механизма, обеспечения финансовой стабильности [11] и финансового суверенитета государства [13] вызвана, главным образом, введенным в отношении России странами коллективного Запада беспрецедентным санкционным режимом, который одновременно стал «лакмусовой бумагой», позволившей вскрыть недостатки в функционировании финансово-кредитной системы государства, появившиеся еще в 90-е годы XX века, но долгое время остававшиеся без должного внимания со стороны ученых и практиков.

Причина недостатков в развитии финансово-кредитной сферы кроется, прежде всего, в том, что к моменту распада СССР исчезли такие ограничители деятельности в международных отношениях стран коллективного Запада, как Организация Варшавского Договора (ОВД), закрепившая биполярность мира и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), обеспечивающий систему многосторонних расчётов между странами социалистического лагеря. Прекращение существования этих организаций позволило НАТО и Евросоюзу  «…присвоить возможность интерпретировать по своему усмотрению международное право»[2], в конечном итоге заменив и вытеснив его таким суррогатным понятием, как «миропорядок, основанный на правилах»[3].

Последовавшее вслед за распадом СССР членство России в Международном валютном фонде (МВФ), выступающим в роли проводника политики коллективного Запада, лишило государство финансовой самостоятельности, подчинив российскую денежно-кредитную систему глобальной финансовой архитектуре, обслуживающей долларовый оборот, представляющий собой сферу осуществления финансовых спекуляций.

Сегодня органами публичной власти обсуждаются вопросы создания финансовой системы, способной обойти западные санкции, проводится серьезная работа по формированию механизма международных платежей, независимого от вмешательства третьих стран, соответствующего реальности многополярного мира и способного противостоять нелегитимным ограничениям со стороны коллективного Запада[4]. Важное значение в правовом обеспечении международных расчетов имеют принятые в августе 2024 года федеральные законы, направленные на легализацию майнинга криптовалют, правовой режим которых позволит их использовать в расчетах в рамках международных договоров.

Во-вторых, недостатки в управлении финансами связаны с тем, что процесс перехода от плановой экономики к рыночной не сопровождался созданием надлежащих правовых условий функционирования денежно-кредитной сферы. Разработчикам финансового и гражданского законодательства не удалось задать параметры сбалансированного применения правовых институтов, обеспечивающих развитие отдельных элементов финансового механизма государства, к числу которых относятся бюджет, налоги, кредитование, ценообразование, финансирование, страхование, антимонопольное регулирование и т. д. В результате, закрепленный в Налоговом кодексе механизм фискального обложения довольно быстро привел к появлению параллельной налоговой системы в государстве. Произошедшее в 90-е годы XX века ослабление контроля за ценообразованием в условиях отсутствия необходимых инструментов антимонопольного регулирования стало одной из причин разбалансировки денежной системы государства. А отсутствие юридической конструкции управления денежной массой привело к появлению финансовых пирамид, суверенному дефолту – неспособности правительства исполнить обязательства в полном объеме и в установленный срок.

В-третьих, развитию финансово-кредитной системы государства препятствует отсутствие эффективного взаимодействия двух регуляторов денежно-кредитного механизма – Банка России и бюджета. На фоне жесткой денежно-кредитной политики вливание денежных средств в экономику происходит преимущественно за счет бюджетных операций, что, с позиции ЦБ РФ, вызывает «… “зашумление” функционирования трансмиссионного механизма»[5], снижающее эффективность режима инфляционного таргетирования, а по оценкам экспертов, приводит «…к замедлению темпов экономического роста и нестабильности финансовых рынков»[6].

Изложенные негативные экономические последствия, с точки зрения подходов, выработанных в финансово-правовой доктрине, объясняются, прежде всего, искажением особой правовой природы и роли бюджета, представляющего собой фонд уже существующих, заработанных государством денег, значительная часть которых поступает туда в форме фискальных доходов (налогов, сборов, штрафов и т. д.), предназначенных для финансового обеспечения не коммерческих проектов, а гарантируемых Конституций РФ благ.

Далеко не случайно в середине 2000-х годов на основании Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»[7] правовой режим фискальных доходов бюджета был отграничен от правового порядка использования доходов государства от коммерческой деятельности, заемных средств. В результате сложившегося регулирования были созданы надлежащие правовые условия финансирования коммерческих проектов за счет средств Бюджета развития, сформированного в составе федерального бюджета, и представляющего собой ни что иное как совокупность собственных доходов государства. Однако данный закон утратил силу, а механизм реализации одного из ключевых принципов управления денежной массой, принимающей при наличии ряда условий форму бюджетных доходов, так и остался несозданным [3].

Во-четвертых, серьезным недостатком функционирования денежно-кредитной системы является отсутствие упорядоченности инструментов управления денежной массой, которые в настоящее время установлены в разных отраслевых законах, что существенно осложняет достижение цели по созданию параметров сбалансированного применения бюджетного, кредитного механизмов, ценообразования, антимонопольного регулирования и т. д.

Существенная часть инструментов управления денежной массой закреплена в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[8]. К их числу относятся применяемые и устанавливаемые Банком России: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) обязательные резервные требования; 3) рефинансирование кредитных организаций; 4) валютные интервенции; 5) ориентиры роста денежной массы; 6) прямые количественные ограничения и др.

Поскольку центром денежно-кредитного регулирования наряду с Банком России является бюджет, необходимыми инструментами управления денежной массой, при определенных условиях охватываемой правовым режимом бюджетного рубля, являются: государственные (муниципальные) контракты, обеспечивающие выбор выгодных условий финансового обеспечения государственных расходов; казначейское сопровождение расходов, позволяющее контролировать целевое использование бюджетных средств;  обратный выкуп эмитентом ценных бумаг, приобретенных Министерством финансов РФ за счет средств Фонда национального благосостояния в целях финансирования инфраструктурных проектов[9], направленный на предотвращение неосновательного обогащения компаний-получателей бюджетных средств и др. [5].

Важное значение для целей управления денежной массой приобретают инструменты поддержания ценовой стабильности, имеющей непосредственное отношение к осуществляемой Банком России функции по обеспечению устойчивости курса национальной валюты и борьбы с инфляцией, цель реализации которой не может быть достигнута исключительно с помощью инструментов и методов монетарной политики, закрепленных в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Недостаточная изученность взаимосвязей системы ценообразования и денежного обращения, кредитного и бюджетно-правовых механизмов нередко приводит к ошибочному использованию отдельных инструментов управления денежной массой, создавая условия для роста цен на рынках соответствующих товаров, после чего со стороны государства следует авральное применение мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации. В результате непродуманного применения кредитного и бюджетного механизмов в целях развития рынка недвижимости последний был выведен из равновесия. Субсидирование льготных ставок по ипотечным кредитам привело к резкому росту цен на недвижимость. А сворачивание программ масштабного льготного кредитования стало причиной появления «серых» схем для стимулирования людей к покупке недвижимости, за которыми, как справедливо отмечает председатель Банка России, стоит завышение цены стоимости квартиры[10].

К росту цен приводит наличие монополистов на рынках соответствующих товаров (работ услуг), а также сложившееся регулирование экономической деятельности в тех или иных сегментах экономики, способствующее бесконтрольному установлению тарифов. Так, в сфере энергоснабжения действуют многочисленные территориальные электросетевые компании, деятельность которых приводит к росту тарифов на электроэнергию[11].

Негативное влияние на ценообразование оказывает неустойчивая практика органов публичной власти, включенных в процесс государственного контроля за ценами. Изложенное можно продемонстрировать на примере осуществления таможенного контроля таможенной стоимости товаров, в рамках которого таможенные органы, руководствуясь подходами Верховного Суда РФ[12], включают в состав таможенной стоимости дивиденды, облагая их таможенными платежами. Избегая анализа сложившегося подхода, необходимо отметить следующее. Поскольку таможенные платежи влияют на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, налоговая реконструкция, применяемая вследствие включения дивидендов в таможенную стоимость товаров, является основанием для возврата налогов через налогово-правовой механизм в размере, который, по мнению экспертов, может превышать фискальные платежи, взысканные таможенными органами[13].

Недостаток внимания к анализу взаимосвязей денежного оборота и системы ценообразования и, как следствие, отсутствие надлежащего режима правового регулирования, способствующего поддержанию ценовой стабильности, во многом обусловлены развитием отраслевой модели права, приверженность которой существенно затрудняет проведение учеными-правоведами комплексного анализа правовых и экономических категорий.

В условиях активизации интереса к развитию интегрального типа правопонимания, прослеживающегося на современном этапе эволюции права, появляются работы, направленные на разработку правового инструментария, способного задать параметры сбалансированного применения отдельных элементов финансово-кредитного механизма государства, включая ценообразование, денежное обращение, бюджет и кредит [4, 8]. Для достижения нужного результата важное значение приобретает развитие такого выделяемого в системе финансового права регулятивного комплекса, как право денежного обращения [1, 9], позволяющего упорядочить систему инструментов и методов управления денежной массой.

В-пятых, крупной проблемой, препятствующей развитию финансово-кредитного механизма, является наличие в государстве параллельной финансовой системы, причиной появления которой явилось отсутствие необходимых правовых условий интеграции в финансовую систему страны криптовалют, активно используемых в международных расчетах наряду с фиатными деньгами. В результате произошла ситуация, когда частные лица, занимающиеся майнингом, оказывают влияние на денежную массу, что противоречит ключевым принципам денежной эмиссии, выработанным с учетом опыта проведения многочисленных денежных реформ.

Кроме того, сформированная в стране параллельная финансовая система стала следствием недостатка инструментов контроля за оборотом наличных денег, о чем свидетельствуют данные Росстата и ФНС России, согласно которым расходы граждан значительно превышают доходы даже с учетом закредитованности населения[14], а также массовые аресты высокопоставленных должностных лиц, сопровождающиеся изъятием у них огромных сумм наличных денег.

Государством разрабатываются и применяются меры, направленные на борьбу с теневым сектором экономики, с обналичиванием денег, полученных преступным путем и их интеграцией в безналичный оборот. К их числу относятся: 1) введение системы прослеживаемости импортных товаров; 2) внедрение на базе ЦБ РФ платформы «Знай своего клиента», с помощью которой банки получают информацию об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций; 3) создание межведомственных комиссий  субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости и наделение полномочиями по борьбе с теневой занятостью Минтруд России и ФНС России; 4) введение льготного режима налогообложения для самозанятых граждан, позволившего вывести значительную часть доходов граждан из серой сферы; 5) установление ограничений на снятие и использование наличных, включая лимиты на суммы наличных денежных средств, которые банковские учреждения могут принимать от клиентов и др.

Ретроспективный анализ эволюции финансово-кредитного механизма государства позволяет выделить еще одну радикальную, но действенную меру, направленную на борьбу с незаконным оборотом наличных денег – проведение денежной реформы, цель которой заключается в сокращении денежных накоплений, сформированных вследствие осуществления нелегальной деятельности, посредством проведения обмена наличных денег на новые денежные знаки в соответствии с установленными предельными нормами обмена для населения.

В контексте изложенного интересным представляется опыт проведения реформы 1947 года, в рамках которой старые денежные знаки, превышающие обменные нормы, либо аннулировались в случае установления незаконных источников их накопления, либо подлежали зачислению на особые вклады (конвертировались в особый государственный заем)[15] [10].

Проведенный анализ позволил сформулировать ряд выводов по поводу принятия комплекса мер, направленных на управление денежной массой, которые могут иметь значение для развития науки финансового права и финансового законодательства.

  1. Во избежание непродуманного применения отдельных инструментов регулирования денежно-кредитного механизма стоит продолжить изучение взаимосвязей системы ценообразования и денежного обращения, а также упорядочить систему инструментов и методов управления денежной массой, основываясь при этом на интегративной модели строения права, существенно расширяющей его регулятивные возможности и обеспечивающей проведение комплексного анализа правовых и экономических категорий.
  2. Учитывая, что помимо Банка России, роль денежно-кредитного регулятора выполняет бюджет, особое внимание следует уделить изучению и совершенствованию бюджетно-правовых инструментов управления денежной массой и вернуться к проведению работы по созданию правовых условий для обособления правового режима регулирования фискальных доходов (налогов, сборов, штрафов и т. д.), которые, в отличие от собственных доходов государства (доходов от коммерческой деятельности, заемных средств), не могут использоваться иначе, чем для целей финансового обеспечения гарантируемых Конституцией РФ благ.

За основу можно принять подход, реализованный в существовавшем ранее Федеральном законе от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации».

  1. Поскольку одной из причин появления в государстве параллельной финансовой системы является недостаток правовых инструментов для контроля за оборотом наличных денежных средств, а применяемых государством мер для предотвращения теневого денежного оборота явно недостаточно, разумно задуматься над вопросом о проведении денежной реформы, направленной на сокращение наличных денег, сформированных в результате нелегальной деятельности участников гражданского оборота.

Руководствуясь подходом, реализованным в рамках денежной реформы 1947 года, и учитывая современные реалии, установить предельные нормы обмена денег для населения можно с учетом параметров разработанной законодателем прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, позволяющей легализовать поступившие в распоряжение налогоплательщика доходы.

 

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

 

[1] Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями : Федер. закон от 4 авг. 2023 г. № 470-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 32, ч. 1. Ст. 6202 ; О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций : Указ Президента России от 30 нояб. 2023 г. № 909 // Там же. 2023. № 49, ч. 3. Ст. 8724 ; О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций : Указ Президента России от 30 июня 2022 г. № 416 // Там же. 2022. № 27. Ст. 4815.

[2] Косачев назвал «групповщину Запада» главной проблемой международных отношений // Новости в России ив мире – ТАСС : офиц. канал гос. информ. агентства. URL: https://tass.ru/politika/18023877.

[3] Медведев назвал «порядок, основанный на правилах» суррогатом для гегемонии США. URL: https://tass.ru/politika/21220723.

[4] Путин выступил за создание независимой от вмешательства системы международных платежей. URL: https://tass.ru/ekonomika/16419377.

[5] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (утв. Банком России) // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Бюджетный вестник. Апрель 2024 // Международный валютный фонд. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/FM/Issues/2024/04/17/fiscal-monitor-april-2024.

[7] Российская газета. 1998. 2 дек. Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.

[9] О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов : Постановление Правительства РФ от 5 нояб. 2013 г. № 990 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 45. Ст. 5824.

[10] Набиуллина: с завершением льготной ипотеки вновь расцвели «серые» схемы. URL: https://tass.ru/nedvizhimost/21484893.

[11]На устранение рисков увеличения тарифов для потребителей направлена закрепленная в Федеральном законе от 13 июля 2024 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СПС «КонсультантПлюс») правовая конструкция системообразующей территориальной сетевой организации.

[12] Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. № 305-ЭС22-11464 по делу № А40-20125/2021; от 2 декабря 2022 г. № 310-ЭС22-8937 по делу № А09-1129/2021; от 2 декабря 2022 г. № 310-ЭС22-9639 по делу № А09-1751/2021 (СПС «КонсультантПлюс»).

[13] Дискуссия в рамках XII Петербургского международного юридического форума «Таможенные ноу-хау в пополнении бюджета». URL: https://legalforum.info/programme/business-programme/.

[14] Федеральная налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9147150/.

[15] О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары : Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 14 дек. 1947 г. № 4004 // Известия. 1947. 15 дек.

Список источников

  1. Артемов Н. М., Лагутин И. Б., Ситник А. А., Урда М. Н. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право) : монография. – Москва : НОРМА-М, 2022. – 94 с.
  2. Горбань В. С. Понятие, теория и проблемы формирования общей концепции эффективности законодательства. – Москва : Юриспруденция, 2009. – 158 с.
  3. Васянина Е. Л. Обязательства в финансовом праве : монография. –Москва : Русайнс, 2023. – 130 с.
  4. Васянина Е. Л. Финансовое право: в поисках ответов на современные экономические вызовы // Правоприменение. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 73–81.
  5. Васянина Е. Л. О правовой природе бюджетного финансирования // Право и экономика. – 2021. – № 4 (398). – С. 46–54.
  6. Зверев А. Г. Записки министра. – Москва : Политиздат, 1973. – 270 с.
  7. Зверев А. Г. Сталин и деньги. – Москва : Алгоритм, 2012. – 269 с.
  8. Зюзин В. А., Писенко К. А. Административное экономическое право зарубежных стран : учеб. пособие. – Москва :
    Российский государственный университет правосудия, 2021. – 112 с.
  9. Кучеров И. И. Право денежного обращения : курс лекций. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2013. – 252 с.
  10. По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации. Вып. 3: Денежная реформа 1947 года в документах: подготовка, проведение и оценка результатов/ сост., науч. ред. Ю. И. Кашин. – Москва : Центральный банк Российской Федерации, 2007. – 119 с.
  11. Правовые инструменты обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации : монография / ред. М. Н. Кобзарь-Фролова, Е. Л. Васянина, С. В. Запольский. – Воронеж : Научная книга, 2023. – 352 с.
  12. Финансовое право : учебник / под ред. М. А. Гурвич. – Москва : Юридическое изд-во, 1940. – 211 с.
  13. Финансовый суверенитет государства: теория и правовая реальность : монография / Е. Ю. Грачева, Л. Л. Арзуманова, О. В. Болтинова [и др.]. – Москва : НОРМА, 2024. – 344 с.

References

  1. Artyomov N. M., Lagutin I. B., Sitnik A. A., Urda M. N. Pravovoe regulirovanie denezhnogo obrashcheniya (Denezhnoe pravo) [Legal regulation of Monetary circulation (Monetary Law)]. Moscow, NORMA-M Publ., 2022. 94 p.
  2. Gorban V. S. Ponyatie, teoriya i problemy formirovaniya obshchei kontseptsii ehffektivnosti zakonodatelstva [Concept, theory and problems of formation of the general concept of the effectiveness of legislation]. Moscow, Jurisprudence Publ., 2009. 158
  3. Vasyanina E. L. Obyazatelstva v finansovom prave [Obligations in financial law]. Moscow, Rusains Publ., 2023. 130
  4. Vasyanina E. L. Financial Law: Searching answers to contemporary economic challenges. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2024, vol.8, no. 2, pp. 73–81. (In Russian).
  5. Vasyanina E. L. Concerning the legal nature of budget financing. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2021, no. 4 (398), pp. 46–54. (In Russian).
  6. Zverev A. G. Zapiski ministra [Notes of the Minister]. Moscow, Politizdat Publ., 1973. 270 p.
  7. Zverev A. G. Stalin i dengi [Stalin and money]. Moscow, Algorithm Publ., 2012. 269 p.
  8. Zyuzin V. A., Pisenko K. A. Administrativnoe ehkonomicheskoe pravo zarubezhnykh stran [Administrative economic law of foreign countries]. Moscow, Russian State University of Justice Publ., 2021. 112 p.
  9. Kucherov I. I. Pravo denezhnogo obrashcheniya: kurs lektsii [The law of monetary circulation: a course of lectures]. Moscow, Master, INFRA-M Publ., 2013. 256 p.
  10. Kashin Yu. I. (ed.). Po stranitsam arkhivnykh fondov Tsentralnogo banka Rossiiskoi Federatsii. Vypusk 3: Denezhnaya reforma 1947 goda v dokumentakh: podgotovka, provedenie i otsenka rezultatov [According to the pages of the archival funds of the Central Bank of the Russian Federation. Iss. 3. Monetary reform of 1947 in documents: Preparation, implementation and evaluation of results] Moscow, Central Bank of the Russian Federation Publ., 2007. 119 p.
  11. Kobzar-Frolova M. N., Vasyanina E. L., Zapolsky S. V. (eds). Pravovye instrumenty obespecheniya finansovoi stabilnosti Rossiiskoi Federatsii [Legal instruments for ensuring financial stability of the Russian Federation]. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2023. 352 p.
  12. Gurvich M. A. (ed.). Finansovoe pravo [Financial Law]. Moscow, Yuridicheskoe izdatelstvo Publ., 1940. 211 p.
  13. Gracheva E. Yu., Arzumanova L. L., Boltinova O. V. et al. Finansovyi suverenitet gosudarstva: teoriya i pravovaya realnost [Financial Sovereignty of the State: Theory and legal reality]. Moscow, NORMA Publ., 2024. 344 p.