• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА В БИОЮРИСРУДЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

349:608.3

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 27 – 37.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.
Дата поступления 04.07.2023, дата принятия к печати 12.12.2023,
дата онлайн-размещения 22.12.2023.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения правовой культуры в свете новых биологических угроз и вызовов, вызванных развитием биотехнологий и важностью формирования в этих условиях права биологической безопасности как нового образовательного курса в биоюриспруденции. Предметом исследования явились научные взгляды на биоюриспруденцию, на соотношение биоправа и права биобезопасности, а также правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением биологической безопасности. В контексте имплементации международно-правовых стандартов в национальное право рассматриваются специальные меры, которые принимаются в Российской Федерации по обеспечению конвергенции международного права и российского законодательства в сфере биобезопасности. В процессе научного анализа обосновывается, что структура права биобезопасности сегодня уже частично определена содержанием специализированных законов о биобезопасности, а также другими законами, определяющими условия применения биотехнологий и биозащиты человека, доктринальными программно-стратегическими актами главы российского государства и исполнительной власти. Ставится задача совершенствования правовых основ биобезопасности в Российской Федерации. В работе использованы общие и специальные методы научного исследования: системного анализа, диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический. Цель работы: научно-практическое обоснование места права биологической безопасности в биоюриспруденции и определение его содержания как образовательного курса. Новизна исследования состоит в том, что автор поднимает вопрос о создании нового образовательного курса в биоюриспруденции – права биологической безопасности и предлагает структуру данного курса, опираясь на законодательство и научную доктрину.

Правовая культура; биоправовая культура; право биобезопасности; биоюриспруденция; образовательный курс; биотехнологии.

Умнова-Конюхова И. А. О формировании права биологической безопасности как образовательного курса в биоюрисруденции в контексте новых задач повышения правовой культуры // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 27 – 37. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00113 «Право на биологическую безопасность в Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования и судебной защиты». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

УДК
349:608.3
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 27 – 37.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.
Дата поступления 04.07.2023, дата принятия к печати 12.12.2023,
дата онлайн-размещения 22.12.2023.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения правовой культуры в свете новых биологических угроз и вызовов, вызванных развитием биотехнологий и важностью формирования в этих условиях права биологической безопасности как нового образовательного курса в биоюриспруденции. Предметом исследования явились научные взгляды на биоюриспруденцию, на соотношение биоправа и права биобезопасности, а также правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением биологической безопасности. В контексте имплементации международно-правовых стандартов в национальное право рассматриваются специальные меры, которые принимаются в Российской Федерации по обеспечению конвергенции международного права и российского законодательства в сфере биобезопасности. В процессе научного анализа обосновывается, что структура права биобезопасности сегодня уже частично определена содержанием специализированных законов о биобезопасности, а также другими законами, определяющими условия применения биотехнологий и биозащиты человека, доктринальными программно-стратегическими актами главы российского государства и исполнительной власти. Ставится задача совершенствования правовых основ биобезопасности в Российской Федерации. В работе использованы общие и специальные методы научного исследования: системного анализа, диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический. Цель работы: научно-практическое обоснование места права биологической безопасности в биоюриспруденции и определение его содержания как образовательного курса. Новизна исследования состоит в том, что автор поднимает вопрос о создании нового образовательного курса в биоюриспруденции – права биологической безопасности и предлагает структуру данного курса, опираясь на законодательство и научную доктрину.

Ключевые слова

Правовая культура; биоправовая культура; право биобезопасности; биоюриспруденция; образовательный курс; биотехнологии.

Для цитирования

Умнова-Конюхова И. А. О формировании права биологической безопасности как образовательного курса в биоюрисруденции в контексте новых задач повышения правовой культуры // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 4. – С. 27 – 37. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00113 «Право на биологическую безопасность в Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования и судебной защиты». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

About article in English

UDC
349:608.3
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 27 – 37.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.
Received 04.07.2023, accepted 12.12.2023, available online 22.12.2023.

Abstract

The urgency of the article is conditioned by the need to increase the legal culture in the light of new biological threats and challenges caused by the development of biotechnologies and the importance of formation of the law of biosafety as a new educational course in biojurisprudence under these conditions. The research focused on scientific views on biojurisprudence, the relationship between biosafety law and biosafety law, as well as legal norms governing public relations arising from biosafety. In the context of the implementation of international legal standards in national law, special measures are being taken in the Russian Federation to ensure the convergence of international law and Russian biosafety legislation. In the process of scientific analysis, it is substantiated that the biosafety law structure is already partially determined by the content of specialized laws on biosafety, as well as other laws governing the conditions for the application of biotechnologies and human biosecurity, doctrinal program and strategic acts of the head of the Russian state and executive power. The aim is to improve the legal basis for biosafety in the Russian Federation. The article uses general and special methods of scientific research: system analysis, dialectical, formal-logical, comparative-legal, formal-legal. Purpose of the work: scientific and practical substantiation of the place of biosafety law in biojurisprudence and determination of its content as an educational course. The novelty of the study lies in the fact that the author raises the question of the creation of a new educational course in biojurisprudence – the law of biosafety and proposes the structure of this course, based on legislation and scientific doctrine.

Keywords

Legal culture; biolegal culture; biosafety law; biojurisprudence; educational course; biotechnology.

For citation

Umnova-Koniukhova I. A. On the Formation of Biosafety Law as an Educational Course in Biojurisprudence in the Context of a New Tasks to Increase Legal Culture. Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 27 – 37. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.3.

Acknowledgements

The study was financially supported by the Russian Science Foundation under Scientific Project No. 23-28-000113 «The Right to Biological Safety in the Russian Federation: Current Problems of Legal Regulation and Judicial Protection». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53915126.

Проблемы биологической безопасности вошли в число приоритетных направлений государственной политики по обеспечению национальной безопасности, безопасности личности, общества и государства. В условиях интенсивного развития биотехнологий и активизации научных разработок в сфере биологии для экономики, медицины, фармацевтики, сельского хозяйства, энергетики, в экологических, военных и иных целях, наряду с расширением возможностей по улучшению условий жизни, укреплению здоровья и роста долголетия человека, возникла широкая сеть биологических факторов и рисков для человека и человеческой цивилизации. По степени опасности для человечества эти факторы и риски стоят в одном ряду с ядерной угрозой и по последствиям воздействия носят глобальный характер.

Для противодействия опасным биологическим факторам и рискам необходима комплексная система мер, среди которых важное значение имеет не только определение соответствующих ориентиров в специализированной государственной политике, правовой деятельности и экономике (биополитике, биоправе и биоэкономике), но и разработка права биобезопасности как научной доктрины, межотраслевого правового комплекса и образовательного курса в биоюриспруденции. Введение данного курса позволит повысить уровень правовой культуры и сформировать биоправовую культуру как новый сегмент в системе правовых знаний и достижений в биоюриспруденции.

В современном праве весь спектр правотворческой, правоприменительной, научно-правовой и образовательно-правовой деятельности, связанной с биологией, внедрением биотехнологий и развитием биоинженерии синтезируется в новое понятие биоюриспруденция[1], которая охватывает как правовые, так и этические нормы, создающие в единстве в рамках данного учения такие правовые комплексы как биоправо [4, с. 98–99] и право биоэтики [5, с. 193–194]. Российские и зарубежные ученые обоснованно обращают внимание на связи биоюриспруденции, с одной стороны, с биоправом и биоэтикой, и, с другой стороны, – с биотехнологиями, биомеханикой, биоантропологией и другими науками [1, с. 8–9; 9, с. 81–83].

В. П. Сальников и С. Г. Стеценко определяют биоюриспруденцию как новое научно-правовое образование, в основе которого лежит восприятие жизни человека в качестве наивысшей биосоциальной ценности, ее целью является обеспечение и защита правовыми способами жизни человека в связи с интенсивным развитием биологии и медицины [2, с. 191–192; 3, с. 32–33]. В привязке к функциональной характеристике правового воздействия на общественные отношения в современную эпоху биоюриспруденция – это юридически значимая деятельность, которая направлена на осуществление правового регулирования, правоприменения, проведения научных правовых исследований и осуществления правовых образовательных процессов как в сфере защиты и обеспечения биологических функций жизни человека и живых организмов,  так и в области использования биотехнологий – технологий, возникших на стыке биологии и иных смежных с ней наук: биохимии, биофизики, биофармакологии, генетики, эмбриологии, информатики, кибернетики, робототехники и пр., изучающих возможности использования живых организмов, биологических систем, продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также создания новых организмов, биологических систем и  биопродуктов с заранее определенными признаками.

В таком функциональном понимании биоюриспруденция – более широкое понятие, чем биоправо. Если биоправо как отрасль права – это совокупность правовых принципов и норм, то биоюриспруденция охватывает все виды деятельности, связанные с правотворчеством, правоприменением, правовой наукой и образованием. Соответственно и как наука, и как образовательный курс биоправо уже биоюриспруденции по содержанию и может быть отнесено к элементу последней.

В системе биоправа и биоюриспруденции особо выделяется право биологической безопасности, которое синтезирует правовые регуляторы, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности в контексте защиты от опасности, возникающей от биологических факторов, рисков и угроз. Данная опасность значительно возросла в связи с интенсивным развитием биотехнологий и биоинженерии в XXI столетии.

Структурирование сфер деятельности в области применения биотехнологий, в том числе с использованием цифровых технологий, предполагает выявление значительного числа различных сегментов биоотношений, связанных между собой вокруг правового нарратива – «права биологической безопасности».

Биоюриспруденция, направленная на обоснование создания и реализацию права биобезопасности, охватывает формирование и реализацию правовых научных и образовательных программ, касающихся:

  • подготовки и переподготовки кадров для приоритетных направлений развития биотехнологий в сфере биоэкономики, для обеспечения биополитики и биоправа, биосоциализации и биоправовой культуры;
  • разработки и внедрения новых образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ в рамках специальности «Правоведение», касающихся использования биотехнологий;
  • биоправового и биоэтического образования и воспитания.

Разработка для правоведения образовательного курса – права биобезопасности как раздела биоюриспруденции подразумевает ознакомление со специальными знаниями в области биологии и знаниями на стыке биологии с другими отраслями – медициной, экологией, генетикой, зоологией, фармакологией и др.

Структура права биобезопасности сегодня уже частично определена содержанием специализированных законов о биобезопасности, а также другими законами, определяющими условия применения биотехнологий и затрагивающих вопросы биозащиты человека, а также доктринальными программно-стратегическими актами глав государств и исполнительной власти. Для российского образовательного курса по праву биобезопасности, ориентиром и правовой базой для составления программы спецкурса «Право биологической безопасности» являются федеральные законы «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ (далее – ФЗ № 492); «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ; «О биомедицинских клеточных продуктах» от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ и другие, связанные с биотехнологиями, обеспечением жизни и здоровья человека.

В Российской Федерации содержание данного образовательного правового курса предопределят также Указы Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 680 «О развитии генетических технологий в Российской Федерации»;  от 11 марта 2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»; от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 791 «О федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2014 годы)» и другие нормативные правовые акты в области биологической безопасности.

Исходя из содержания перечисленной выше правовой базы, в образовательный курс высшего образования «Право безопасности» следует включить, как минимум, следующие разделы:

  1. Право биологической безопасности как правовой комплекс, правовая наука и образовательный курс: общая характеристика и основные институты.
  2. Правовое противодействие опасным биологическим факторам и биологическим рискам.
  3. Правовое регулирование биологической защиты от биологических угроз и вызовов; защита от потенциально опасных биологических объектов.
  4. Генетическая безопасность и правовые пределы генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины.
  5. Правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности.
  6. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.
  7. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения биологической безопасности за нарушение законодательства.
  8. Международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности.

В первом разделе, посвященном праву биологической безопасности, дается определение биологической безопасности как правовой категории, раскрывается структура и содержание права безопасности, устанавливается круг субъектов и объектов биологической безопасности; раскрывается соотношение с другими видами безопасности, обеспечиваемыми правом. При уяснении смысла биологической безопасности важно иметь исходные знания в сфере биологии и синтетической биологии.

Специальные знания несет второй раздел образовательного курса: «Опасные биологические факторы и биологическим риски». Опасные биологические факторы структурируются в ФЗ № 492 как «событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и (или) растениям, продукции животного и (или) растительного происхождения и (или) окружающей среде».

Следует отметить, что к числу биологически опасных факторов федеральный законодатель относит лишь инфекции (инфекционные болезни), получающие массовое распространение, в то время как важно учитывать и другие факторы – научные исследования и лабораторные эксперименты, связанные с биологическими, в том числе с генетическими, характеристиками человека и всего живого;  использование биологического оружия в военных конфликтах;  природные катаклизмы и катастрофы, аварии и диверсии на потенциально опасных биологических объектах, способные повлиять на жизнь, здоровье и  биологические характеристики человека, животных и других живых организмов и др.

Раздел третий посвящен правовой защите от биологических угроз и вызовов, потенциально опасных биологических объектов. Согласно п. 6 ст. 1 ФЗ № 492 биологическая защита – это комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, осуществляемых в целях предотвращения или ослабления неблагоприятного воздействия опасных биологических факторов на человека, животных и растения.

Биологическая угроза (опасность) определяется как наличие потенциально опасных биологических объектов, а также наличие внутренних (находящихся на территории Российской Федерации) и внешних (находящихся за пределами территории Российской Федерации) опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня биологического риска (п. 5 ст. 1 ФЗ № 492). К ним относятся, в частности, изменение свойств и форм патогенов, а также свойств и мест обитания их переносчиков; возникновение профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов; возникновение и распространение новых инфекций, занос и распространение редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций;  инфекций, являющихся основной причиной смертности от инфекционных заболеваний, а также распространение инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде; инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и с осуществлением ветеринарной деятельности; проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии; нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, приводящее к возникновению и распространению связанных с этим заболеваний; возникновение аварий, осуществление террористических актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием патогенов; осуществление террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов, применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки, производства и использования патогенов в качестве биологического оружия, а также бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и др. (ст. 8 ФЗ № 492).

В образовательном курсе законодательное определение биологической угрозы следует расширить, добавив в это понятие все виды опасных биофакторов, которые способны нанести урон биологической идентичности, биологической природе и биологическому развитию как отдельного человека, так и человечества в целом. Речь идет, в частности, и о таких факторах, как злоупотребление биоинженерией, проведение преобразований человека и экспериментов над ним.

В связи с беспрецедентно высокими достижениями в генной инженерии, нейробиологии и нейромедицине, важное значение в образовательном курсе имеет раздел четвертый. В нем следует сформировать знания об институциональных и правовых гарантиях генетической безопасности, правовых пределах генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины.

В институциональном контексте в данном разделе изучается система безопасности в области генно-инженерной деятельности. Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ общая координация и разработка системы безопасности в области генно-инженерной деятельности осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду.

В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем законодательно устанавливаются четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека. I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами; II уровень – работам с  незначительной опасностью для здоровья человека, сопоставимым с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами; III уровень – работам с умеренной опасностью для здоровья человека, сопоставимым с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции; IV уровень – работам, представляющим опасность для здоровья человека,  сопоставимым с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций. К III или IV уровню риска относятся также работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования.

В рамках данного раздела изучаются правовые пределы производства и использования генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации. В настоящее время данные организмы и продукция подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ. Мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

По четвертому разделу правоведам также необходимо изучить правовые требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность. Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» к занятию генно-инженерной деятельностью допускаются: граждане (физические лица), профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности; юридические лица, имеющие соответствующие помещения, оборудование и работников.

Генная инженерия развивается в тесной связке с нейробиологией и нейромедициной. Вместе с тем данная область человеческой жизнедеятельности, влияющая на биобезопасность и способная создать биологические риски угрозы практически не регулируется российским законодательством. Это касается в том числе и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Нейробиология как относительно новая наука, комплексно изучает нервную систему: ее устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию. Нейробиология также изучает поведение, так как охватывает разные уровни организации – от молекулярного до системного, погружая в молекулярную биологию и биохимию, с одной стороны, и в нейропсихологию (наука на стыке с психологией), с другой. Идея признания нейроправа была высказана Дж. Шерродом Тейлором в 1991 году в статье в журнале «Нейропсихология», посвященной анализу роли психологов и юристов в системе уголовного правосудия [8, с. 293]. Сегодня нейроправо рассматривается как область междисциплинарных исследований по влиянию открытий в нейробиологии на правовые нормы и стандарты [7, с 53–34. 9, с. 53]. Нейроправо опирается на общую и когнитивную неврологию, философию, социальную психологию, криминологию. Этот новый правовой комплекс в целом должен определить правовые требования о том, как неврология должна и не должна использоваться во благо человека и его биологической сущности.

Пятый образовательный раздел с общим названием «Правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности» включает основные задачи и направления деятельности по обеспечению биологической безопасности; организацию комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз и вызовов (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков. В данном разделе также должны изучаться полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, права и обязанности граждан и организаций в области обеспечения биологической безопасности.

Отдельное внимание в этом разделе должно быть уделено предупреждению и предотвращению аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах, иных преднамеренных биологических угроз (опасностей), бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности в области биологии, террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов.  Согласно ст. 12 ФЗ № 492 для предупреждения и предотвращения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах осуществляются такие меры, как обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил, определяющих порядок работы с патогенами; использование строительных, конструкторских и технологических решений, препятствующих выходу патогенов из рабочей зоны и их циркуляции вне этой зоны, а также исключающих их попадание в окружающую среду; обеспечение физической защиты потенциально опасных биологических объектов от несанкционированного доступа. Проводятся также профилактические мероприятия организациями, эксплуатирующими потенциально опасные биологические объекты.

В рамках рассматриваемого раздела важно ознакомиться с перечнем потенциально опасных биологических объектов, порядком осуществления мер по предотвращению аварий и (или) диверсий на таких объектах, а также порядком осуществления мер по локализации и ликвидации зон биологического заражения, возникших вследствие аварий и (или) диверсий, утверждаемым Правительством РФ.

В условиях стремительного развития цифровых технологий представляется целесообразным введение отдельного, шестого образовательного раздела, посвященного Государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности. Согласно ст. 14 ФЗ № 492 в целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями.

Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3).

Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности и дальнейшее хранение содержащейся в ее базе данных информации, а также защита обрабатываемой информации в указанной государственной информационной системе осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

Седьмой раздел «Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения биологической безопасности за нарушение законодательства» выходит на междисциплинарный правовой уровень, так как синтезирует знания об уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности, устанавливаемой в законодательстве Российской Федерации.

Интенсивное развитие получает сегодня институт правовой ответственности за злоупотребление биоинженерией, который предопределяется конституционными и законодательными запретами на определенные виды деятельности в биоинженерной сфере (например, запрет на клонирование, на редактирование генов, на смену пола и т.д.; ограничения в репродуктивной деятельности, в производстве ГМО и пр.). Нарушение запретов влечет соответствующую административную, уголовную, дисциплинарную и иную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 КоАП РФ пропаганда смены пола, либо навязывание информации о смене пола, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет соответствующую административную ответственность в виде штрафа или приостановления деятельности.

В главе 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» установлена ответственность за совершение целого ряда правонарушений, касающихся биобезопасности:  это нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3) и в области генно-инженерной деятельности (ст. 6.3.1); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде или организации питания населения (ст. 6.5 и 6.6);  несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35) и др.

В ст. 248 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами. Предусмотрена ответственность за два состава уголовных преступлений:

  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (в качестве наказания предусматривается штраф либо обязательные, исправительные или принудительные работы, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового);
  • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (в качестве наказания предусматриваются обязательные, исправительные либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Признание в Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы Российской Федерации подразумевает отдельное внимание к международному правовому сотрудничеству в области обеспечения биологической безопасности. Этому должен быть посвящен, как представляется, завершающий раздел предлагаемого образовательного курса.

Россия является участником многих международных договоров, связанных с биобезопасностью. Согласно ст. 14 ФЗ № 492 в целях предотвращения, нейтрализации и устранения биологических угроз (опасностей) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции международное сотрудничество по таким направлениям как  укрепление режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении в целях обеспечения полного запрета биологического оружия (КБТО), а также расследование случаев предполагаемого применения биологического и токсинного оружия; предотвращение террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и ликвидация последствий их совершения; безопасное обращение с патогенами. Также осуществляется интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и в иные международные объединения, участие в международном научном обмене в указанной сфере; представление интересов Российской Федерации в международных организациях, в организациях и структурах регионального и национального уровней в области обеспечения биологической безопасности российскими экспертами и представителями уполномоченных специализированных организаций.

В Российской Федерации принимаются специальные меры по обеспечению конвергенции международного права и российского законодательства.  Наряду с КБТО, в разделе международного сотрудничества целесообразно ознакомиться с другими международными договорами, в той или иной мере, связанными с биологической безопасностью. Речь идет, в частности, о Конвенции о биологическом разнообразии, принятой в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года и протоколах к ней (Картахенский договор по биобезопасности 2000 г., Нагойский протокол 2010 г.). Картахенский Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, создаваемых генетически модифицированными организмами, являющимися результатом современной биотехнологии. Нагойский протокол о доступе к генетическим ресурсам и справедливом распределении выгод от их использования к Конвенции о биологическом разнообразии, также известный как Нагойский протокол о доступе и совместном использовании выгод (ABS), является дополнительным соглашением 2010 года к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года (CBD). В рамках Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (ст. 14.2) и Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г. (ст. 27) разработан проект Международных правил и процедур в области ответственности и возмещения за ущерб, причиненный в результате трансграничных перемещений живых измененных организмов.

Российская Федерация в 1995 г. ратифицировала Конвенцию по биологическому разнообразию, взяв при этом на себя ряд обязательств, в том числе обязательство по разработке национальной стратегии по сохранению биоразнообразия. Стратегия была принята 5 июня 2001 г. на Национальном форуме по сохранению биоразнообразия и получила дальнейшее развитие в Стратегии и Плане действий по сохранению биологического разнообразия в Российской Федерации, утвержденных Министерством экологии и природных ресурсов в 2014 году.

Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (п. 14, подп. 9) к основным задачам отнесено присоединение России к Картахенскому протоколу по биобезопасности, к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1906-р утвержден План мероприятий по реализации этих задач.

Еще один важный для России международный договор – Конвенция Совета Европы от 4 апреля 1997 г. о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, которая направлена на запрещение неправомерного использования инноваций в биомедицине и на защиту человеческого достоинства (ETS № 164). Этот международный договор полностью посвящен биоправу. Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году, и ратифицировала ее в 2000 году. К Конвенции прилагаются протоколы о запрещении клонирования, о трансплантации, о биомедицинских исследованиях, о генетическом тестировании в медицинских целях.

ETS № 164 устанавливает, что медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. При этом лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие. Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека. ETS № 164 не допускает использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом. Создание эмбрионов человека в исследовательских целях также запрещается.

Особого внимания заслуживает Декларация ООН о клонировании человека от 8 марта 2005 г. (Резолюция 59/280 ГА ООН), которая содержит призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в той мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни, принять меры для защиты человеческой жизни и предотвращения эксплуатации женщин в процессе применения биологических наук. В России принят Федеральный закон 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (далее – ФЗ № 54), который вводит временный запрет клонирования человека и замораживает исследования в этой области, то есть фактически не запрещает этот вид биоинженерной деятельности. Временный запрет на клонирование человека вводится, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека. Согласно ст. 3 ФЗ № 54 запрещается ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории клонированных эмбрионов человека. Рассматриваемый ФЗ в ст. 1 содержит определение клонирования человека, под которым понимается «создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека». В Законе также определяется понятие эмбриона человека – зародыша человека на стадии развития до восьми недель.

Таким образом, образовательный курс «Право биобезопасности» должен охватывать целый комплекс таких вопросов, как понятие и содержание права биобезопасности как сложносоставного института права, правовой науки и образовательного курса; правовой механизм противодействия опасным биологическим факторам и биологическим рискам, биологической защиты от биологических угроз и вызовов, защиты от потенциально опасных биологических объектов; генетическая безопасность и правовые пределы генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины; правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности; государственная информационная система, правовая ответственность и международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности. Данный курс подразумевает широкий спектр знаний на стыке биологии, права, экономики, медицины и других смежных отраслей человеческой жизнедеятельности. Их синтез в рассматриваемом образовательном курсе позволит сформировать биоправовую культуру как обязательный компонент безопасности человека, населения, общества и государства.

 

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] В самом широком понимании происхождение понятия биоюриспруденции связано с греческим словом «bios» – жизнь и латинским «juris prudentia» – знание о праве.

Список источников

  1. Корнев В. Н. Биоюриспруденция – новое направление в праве и юридической науке XXIвека // Правосудие. – 2021. – Т. 3, № 4. – С. 8–15.
  2. Левушкин А. Н. Биополитика, биомедицина, биоэтика, биоправо: синергия биотехнологий // Современные проблемы и перспективы развития частноправового и публично-правового регулирования: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры гражданского права Ин-та права Башкир. гос. ун-та, Уфа, 22 апр. 2022 г. – Уфа : Башкирский государственный университет, 2022. – С. 173–177.
  3. Мохов А. А. Биоправо и стратегия его развития в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. –– Т. 17, № 2. – С.  201–210.
  4. Пуртова С. К. Правовое регулирование биотехнологий: мировой опыт развития биоправа и биоэтики // Проблемы в российском законодательстве. – 2023. – Т. 16, № 1. – C. 61–66.
  5. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Биоюриспруденция: проблема отграничения от схожих правовых конструкций // Юридическая наука: история и современность. – 2013. – № 10. – С. 190–197.
  6. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Правовая танатология как составная часть биоюриспруденции // Юридическая наука: история и современность. – 2015. – № 1. – С. 32–33.
  7. Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Биоправо как отрасль права нового поколения // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 41.– C. 98–118.
  8. Холодова Е. И., Туршук Л. Д. Биоэтика и права человека: международно-правовое регулирование и пути имплементации // Актуальные проблемы российского права. – – № 3. – С. 193–198.
  9. Petoft Arian. Neurolaw: A brief intr// Iranian Journal of Neurology. – – № 14 (1). – P. 53–58.
  10. Petoft Arian. A Historical Overview of Law and Neuroscience: From the Emergence of Medico-Legal Discourses to Developed Neurolaw // Archivio Penale. – – № 1 (3). – P. 1–42.
  11. Taylor J. Sh., Harp J. A., Elliott T. Neuropsychologists and Neurolawyers // Neuropsychology. – 1991. – 5, iss. 4. – P. 293–305.
  12. Tokarchik R. A. Biojurisprudencja: Podstawy prawa dla ХХI wieku. – Lublin : Wydawnictwo Uniwersytetu Marii CurieSklodowskiedj, – 109 s.

References

  1. Kornev V. N. Biojurisprudence is a New Direction in Law and Legal Science of the XXI Century. Pravosudie= Justice, 2021, vol. 3, no. 4, pp. 8–15. (In Russian).
  2. Levushkin A. N. Biopolitics, Biomedicine, Bioethics, Biolaw: Synergy of Biotechnologies. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya chastnopravovogo i publichno-pravovogo regulirovaniya. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letiyu kafedry grazhdanskogo prava Instituta prava Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta, Ufa, 22 aprelya 2022 g. [Modern Problems and Prospects of Development of Private Law and Public Law Regulation. Materials of the V International Scientific and Practical Conference Devoted to the 20th Anniversary of the Civil Law Department of the Law Institute of the Bashkir State University, Ufa, April 22, 2022]. Ufa, Bashkir State University Publ., 2022, pp. 173–177. (In Russian).
  3. Mokhov A. A. Biolaw and its Development Strategy in the Russian Federation. Aktualnye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2022, vol. 17, no 2, pp.  201–210. (In Russian).
  4. Purtova S. K. Legal Regulation of Biotechnologies: World Experience in the Development of Biological Law and Bioethics. Probely v rossiyskom zakonodatelstve= Gaps in Russian Legislation, 2023, vol. 16,  1, pp. 61–66. (In Russian).
  5. Salnikov V. P., Stetsenko S. G. Bioyurisprudentsiya: Problem similar legal delineated from the design offers. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost = Legal science: history and the presence, 2013, no. 10, pp. 190–197. (In Russian).
  6. Salnikov V. P., Stetsenko S. G. Legal Thanatology as an Integral part of Biojurisprudence. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost = Legal science: history and the presence, 2015, no. 1, pp. 32–33. (In Russian).
  7. Umnova-Koniukhova I. A., Aleshkova I. A. Bio-Law as a new generation of Law. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo = Tomsk State University Journal of Law, 2021, no. 41, pp.98–118. (In Russian).
  8. Kholodova E. I., Turshuk L. D. Bioethics and Human Rights: International legal regulation and ways of its implementation. Aktualnye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2017 no. 3, pp. 193– (In Russian).
  9. Petoft Arian. Neurolaw: A brief intr. Iranian Journal of Neurology, 2015, no. 14 (1), pp. 53–
  10. Petoft Arian. A Historical Overview of Law and Neuroscience: From the Emergence of Medico-Legal Discourses to Developed Neurolaw. Archivio Penale, 2019, no. 1(3), pp. 1–42.
  11. Taylor J. Sh., Harp J. A., Elliott T. Neuropsychologists and Neurolawyers. Neuropsychology, 1991, 5, iss. 4, pp. 293–305.
  12. Tokarchik R. A. Biojurisprudencja: Podstawy prawa dla ХХI wieku. [Biojurisprudence. Foundations of Law for the Twenty-First Century]. Lublin, Maria Curie-Sklodowska University Publ., 2008. 109 p.