Проблемы биологической безопасности вошли в число приоритетных направлений государственной политики по обеспечению национальной безопасности, безопасности личности, общества и государства. В условиях интенсивного развития биотехнологий и активизации научных разработок в сфере биологии для экономики, медицины, фармацевтики, сельского хозяйства, энергетики, в экологических, военных и иных целях, наряду с расширением возможностей по улучшению условий жизни, укреплению здоровья и роста долголетия человека, возникла широкая сеть биологических факторов и рисков для человека и человеческой цивилизации. По степени опасности для человечества эти факторы и риски стоят в одном ряду с ядерной угрозой и по последствиям воздействия носят глобальный характер.
Для противодействия опасным биологическим факторам и рискам необходима комплексная система мер, среди которых важное значение имеет не только определение соответствующих ориентиров в специализированной государственной политике, правовой деятельности и экономике (биополитике, биоправе и биоэкономике), но и разработка права биобезопасности как научной доктрины, межотраслевого правового комплекса и образовательного курса в биоюриспруденции. Введение данного курса позволит повысить уровень правовой культуры и сформировать биоправовую культуру как новый сегмент в системе правовых знаний и достижений в биоюриспруденции.
В современном праве весь спектр правотворческой, правоприменительной, научно-правовой и образовательно-правовой деятельности, связанной с биологией, внедрением биотехнологий и развитием биоинженерии синтезируется в новое понятие биоюриспруденция[1], которая охватывает как правовые, так и этические нормы, создающие в единстве в рамках данного учения такие правовые комплексы как биоправо [4, с. 98–99] и право биоэтики [5, с. 193–194]. Российские и зарубежные ученые обоснованно обращают внимание на связи биоюриспруденции, с одной стороны, с биоправом и биоэтикой, и, с другой стороны, – с биотехнологиями, биомеханикой, биоантропологией и другими науками [1, с. 8–9; 9, с. 81–83].
В. П. Сальников и С. Г. Стеценко определяют биоюриспруденцию как новое научно-правовое образование, в основе которого лежит восприятие жизни человека в качестве наивысшей биосоциальной ценности, ее целью является обеспечение и защита правовыми способами жизни человека в связи с интенсивным развитием биологии и медицины [2, с. 191–192; 3, с. 32–33]. В привязке к функциональной характеристике правового воздействия на общественные отношения в современную эпоху биоюриспруденция – это юридически значимая деятельность, которая направлена на осуществление правового регулирования, правоприменения, проведения научных правовых исследований и осуществления правовых образовательных процессов как в сфере защиты и обеспечения биологических функций жизни человека и живых организмов, так и в области использования биотехнологий – технологий, возникших на стыке биологии и иных смежных с ней наук: биохимии, биофизики, биофармакологии, генетики, эмбриологии, информатики, кибернетики, робототехники и пр., изучающих возможности использования живых организмов, биологических систем, продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также создания новых организмов, биологических систем и биопродуктов с заранее определенными признаками.
В таком функциональном понимании биоюриспруденция – более широкое понятие, чем биоправо. Если биоправо как отрасль права – это совокупность правовых принципов и норм, то биоюриспруденция охватывает все виды деятельности, связанные с правотворчеством, правоприменением, правовой наукой и образованием. Соответственно и как наука, и как образовательный курс биоправо уже биоюриспруденции по содержанию и может быть отнесено к элементу последней.
В системе биоправа и биоюриспруденции особо выделяется право биологической безопасности, которое синтезирует правовые регуляторы, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности в контексте защиты от опасности, возникающей от биологических факторов, рисков и угроз. Данная опасность значительно возросла в связи с интенсивным развитием биотехнологий и биоинженерии в XXI столетии.
Структурирование сфер деятельности в области применения биотехнологий, в том числе с использованием цифровых технологий, предполагает выявление значительного числа различных сегментов биоотношений, связанных между собой вокруг правового нарратива – «права биологической безопасности».
Биоюриспруденция, направленная на обоснование создания и реализацию права биобезопасности, охватывает формирование и реализацию правовых научных и образовательных программ, касающихся:
- подготовки и переподготовки кадров для приоритетных направлений развития биотехнологий в сфере биоэкономики, для обеспечения биополитики и биоправа, биосоциализации и биоправовой культуры;
- разработки и внедрения новых образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ в рамках специальности «Правоведение», касающихся использования биотехнологий;
- биоправового и биоэтического образования и воспитания.
Разработка для правоведения образовательного курса – права биобезопасности как раздела биоюриспруденции подразумевает ознакомление со специальными знаниями в области биологии и знаниями на стыке биологии с другими отраслями – медициной, экологией, генетикой, зоологией, фармакологией и др.
Структура права биобезопасности сегодня уже частично определена содержанием специализированных законов о биобезопасности, а также другими законами, определяющими условия применения биотехнологий и затрагивающих вопросы биозащиты человека, а также доктринальными программно-стратегическими актами глав государств и исполнительной власти. Для российского образовательного курса по праву биобезопасности, ориентиром и правовой базой для составления программы спецкурса «Право биологической безопасности» являются федеральные законы «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ (далее – ФЗ № 492); «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ; «О биомедицинских клеточных продуктах» от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ и другие, связанные с биотехнологиями, обеспечением жизни и здоровья человека.
В Российской Федерации содержание данного образовательного правового курса предопределят также Указы Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 680 «О развитии генетических технологий в Российской Федерации»; от 11 марта 2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»; от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 791 «О федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2014 годы)» и другие нормативные правовые акты в области биологической безопасности.
Исходя из содержания перечисленной выше правовой базы, в образовательный курс высшего образования «Право безопасности» следует включить, как минимум, следующие разделы:
- Право биологической безопасности как правовой комплекс, правовая наука и образовательный курс: общая характеристика и основные институты.
- Правовое противодействие опасным биологическим факторам и биологическим рискам.
- Правовое регулирование биологической защиты от биологических угроз и вызовов; защита от потенциально опасных биологических объектов.
- Генетическая безопасность и правовые пределы генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины.
- Правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности.
- Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.
- Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения биологической безопасности за нарушение законодательства.
- Международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности.
В первом разделе, посвященном праву биологической безопасности, дается определение биологической безопасности как правовой категории, раскрывается структура и содержание права безопасности, устанавливается круг субъектов и объектов биологической безопасности; раскрывается соотношение с другими видами безопасности, обеспечиваемыми правом. При уяснении смысла биологической безопасности важно иметь исходные знания в сфере биологии и синтетической биологии.
Специальные знания несет второй раздел образовательного курса: «Опасные биологические факторы и биологическим риски». Опасные биологические факторы структурируются в ФЗ № 492 как «событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и (или) растениям, продукции животного и (или) растительного происхождения и (или) окружающей среде».
Следует отметить, что к числу биологически опасных факторов федеральный законодатель относит лишь инфекции (инфекционные болезни), получающие массовое распространение, в то время как важно учитывать и другие факторы – научные исследования и лабораторные эксперименты, связанные с биологическими, в том числе с генетическими, характеристиками человека и всего живого; использование биологического оружия в военных конфликтах; природные катаклизмы и катастрофы, аварии и диверсии на потенциально опасных биологических объектах, способные повлиять на жизнь, здоровье и биологические характеристики человека, животных и других живых организмов и др.
Раздел третий посвящен правовой защите от биологических угроз и вызовов, потенциально опасных биологических объектов. Согласно п. 6 ст. 1 ФЗ № 492 биологическая защита – это комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, осуществляемых в целях предотвращения или ослабления неблагоприятного воздействия опасных биологических факторов на человека, животных и растения.
Биологическая угроза (опасность) определяется как наличие потенциально опасных биологических объектов, а также наличие внутренних (находящихся на территории Российской Федерации) и внешних (находящихся за пределами территории Российской Федерации) опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня биологического риска (п. 5 ст. 1 ФЗ № 492). К ним относятся, в частности, изменение свойств и форм патогенов, а также свойств и мест обитания их переносчиков; возникновение профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов; возникновение и распространение новых инфекций, занос и распространение редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций; инфекций, являющихся основной причиной смертности от инфекционных заболеваний, а также распространение инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде; инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и с осуществлением ветеринарной деятельности; проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии; нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, приводящее к возникновению и распространению связанных с этим заболеваний; возникновение аварий, осуществление террористических актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием патогенов; осуществление террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов, применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки, производства и использования патогенов в качестве биологического оружия, а также бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и др. (ст. 8 ФЗ № 492).
В образовательном курсе законодательное определение биологической угрозы следует расширить, добавив в это понятие все виды опасных биофакторов, которые способны нанести урон биологической идентичности, биологической природе и биологическому развитию как отдельного человека, так и человечества в целом. Речь идет, в частности, и о таких факторах, как злоупотребление биоинженерией, проведение преобразований человека и экспериментов над ним.
В связи с беспрецедентно высокими достижениями в генной инженерии, нейробиологии и нейромедицине, важное значение в образовательном курсе имеет раздел четвертый. В нем следует сформировать знания об институциональных и правовых гарантиях генетической безопасности, правовых пределах генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины.
В институциональном контексте в данном разделе изучается система безопасности в области генно-инженерной деятельности. Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ общая координация и разработка системы безопасности в области генно-инженерной деятельности осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду.
В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем законодательно устанавливаются четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека. I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами; II уровень – работам с незначительной опасностью для здоровья человека, сопоставимым с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами; III уровень – работам с умеренной опасностью для здоровья человека, сопоставимым с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции; IV уровень – работам, представляющим опасность для здоровья человека, сопоставимым с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций. К III или IV уровню риска относятся также работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования.
В рамках данного раздела изучаются правовые пределы производства и использования генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации. В настоящее время данные организмы и продукция подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ. Мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
По четвертому разделу правоведам также необходимо изучить правовые требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность. Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» к занятию генно-инженерной деятельностью допускаются: граждане (физические лица), профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности; юридические лица, имеющие соответствующие помещения, оборудование и работников.
Генная инженерия развивается в тесной связке с нейробиологией и нейромедициной. Вместе с тем данная область человеческой жизнедеятельности, влияющая на биобезопасность и способная создать биологические риски угрозы практически не регулируется российским законодательством. Это касается в том числе и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
Нейробиология как относительно новая наука, комплексно изучает нервную систему: ее устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию. Нейробиология также изучает поведение, так как охватывает разные уровни организации – от молекулярного до системного, погружая в молекулярную биологию и биохимию, с одной стороны, и в нейропсихологию (наука на стыке с психологией), с другой. Идея признания нейроправа была высказана Дж. Шерродом Тейлором в 1991 году в статье в журнале «Нейропсихология», посвященной анализу роли психологов и юристов в системе уголовного правосудия [8, с. 293]. Сегодня нейроправо рассматривается как область междисциплинарных исследований по влиянию открытий в нейробиологии на правовые нормы и стандарты [7, с 53–34. 9, с. 53]. Нейроправо опирается на общую и когнитивную неврологию, философию, социальную психологию, криминологию. Этот новый правовой комплекс в целом должен определить правовые требования о том, как неврология должна и не должна использоваться во благо человека и его биологической сущности.
Пятый образовательный раздел с общим названием «Правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности» включает основные задачи и направления деятельности по обеспечению биологической безопасности; организацию комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз и вызовов (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков. В данном разделе также должны изучаться полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, права и обязанности граждан и организаций в области обеспечения биологической безопасности.
Отдельное внимание в этом разделе должно быть уделено предупреждению и предотвращению аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах, иных преднамеренных биологических угроз (опасностей), бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности в области биологии, террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов. Согласно ст. 12 ФЗ № 492 для предупреждения и предотвращения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных биологических объектах осуществляются такие меры, как обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил, определяющих порядок работы с патогенами; использование строительных, конструкторских и технологических решений, препятствующих выходу патогенов из рабочей зоны и их циркуляции вне этой зоны, а также исключающих их попадание в окружающую среду; обеспечение физической защиты потенциально опасных биологических объектов от несанкционированного доступа. Проводятся также профилактические мероприятия организациями, эксплуатирующими потенциально опасные биологические объекты.
В рамках рассматриваемого раздела важно ознакомиться с перечнем потенциально опасных биологических объектов, порядком осуществления мер по предотвращению аварий и (или) диверсий на таких объектах, а также порядком осуществления мер по локализации и ликвидации зон биологического заражения, возникших вследствие аварий и (или) диверсий, утверждаемым Правительством РФ.
В условиях стремительного развития цифровых технологий представляется целесообразным введение отдельного, шестого образовательного раздела, посвященного Государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности. Согласно ст. 14 ФЗ № 492 в целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями.
Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности и дальнейшее хранение содержащейся в ее базе данных информации, а также защита обрабатываемой информации в указанной государственной информационной системе осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.
Седьмой раздел «Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения биологической безопасности за нарушение законодательства» выходит на междисциплинарный правовой уровень, так как синтезирует знания об уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности, устанавливаемой в законодательстве Российской Федерации.
Интенсивное развитие получает сегодня институт правовой ответственности за злоупотребление биоинженерией, который предопределяется конституционными и законодательными запретами на определенные виды деятельности в биоинженерной сфере (например, запрет на клонирование, на редактирование генов, на смену пола и т.д.; ограничения в репродуктивной деятельности, в производстве ГМО и пр.). Нарушение запретов влечет соответствующую административную, уголовную, дисциплинарную и иную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 КоАП РФ пропаганда смены пола, либо навязывание информации о смене пола, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет соответствующую административную ответственность в виде штрафа или приостановления деятельности.
В главе 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» установлена ответственность за совершение целого ряда правонарушений, касающихся биобезопасности: это нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3) и в области генно-инженерной деятельности (ст. 6.3.1); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде или организации питания населения (ст. 6.5 и 6.6); несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35) и др.
В ст. 248 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами. Предусмотрена ответственность за два состава уголовных преступлений:
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (в качестве наказания предусматривается штраф либо обязательные, исправительные или принудительные работы, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового);
- то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (в качестве наказания предусматриваются обязательные, исправительные либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).
Признание в Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы Российской Федерации подразумевает отдельное внимание к международному правовому сотрудничеству в области обеспечения биологической безопасности. Этому должен быть посвящен, как представляется, завершающий раздел предлагаемого образовательного курса.
Россия является участником многих международных договоров, связанных с биобезопасностью. Согласно ст. 14 ФЗ № 492 в целях предотвращения, нейтрализации и устранения биологических угроз (опасностей) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции международное сотрудничество по таким направлениям как укрепление режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении в целях обеспечения полного запрета биологического оружия (КБТО), а также расследование случаев предполагаемого применения биологического и токсинного оружия; предотвращение террористических актов и (или) диверсий с использованием патогенов и ликвидация последствий их совершения; безопасное обращение с патогенами. Также осуществляется интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и в иные международные объединения, участие в международном научном обмене в указанной сфере; представление интересов Российской Федерации в международных организациях, в организациях и структурах регионального и национального уровней в области обеспечения биологической безопасности российскими экспертами и представителями уполномоченных специализированных организаций.
В Российской Федерации принимаются специальные меры по обеспечению конвергенции международного права и российского законодательства. Наряду с КБТО, в разделе международного сотрудничества целесообразно ознакомиться с другими международными договорами, в той или иной мере, связанными с биологической безопасностью. Речь идет, в частности, о Конвенции о биологическом разнообразии, принятой в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года и протоколах к ней (Картахенский договор по биобезопасности 2000 г., Нагойский протокол 2010 г.). Картахенский Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, создаваемых генетически модифицированными организмами, являющимися результатом современной биотехнологии. Нагойский протокол о доступе к генетическим ресурсам и справедливом распределении выгод от их использования к Конвенции о биологическом разнообразии, также известный как Нагойский протокол о доступе и совместном использовании выгод (ABS), является дополнительным соглашением 2010 года к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года (CBD). В рамках Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (ст. 14.2) и Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г. (ст. 27) разработан проект Международных правил и процедур в области ответственности и возмещения за ущерб, причиненный в результате трансграничных перемещений живых измененных организмов.
Российская Федерация в 1995 г. ратифицировала Конвенцию по биологическому разнообразию, взяв при этом на себя ряд обязательств, в том числе обязательство по разработке национальной стратегии по сохранению биоразнообразия. Стратегия была принята 5 июня 2001 г. на Национальном форуме по сохранению биоразнообразия и получила дальнейшее развитие в Стратегии и Плане действий по сохранению биологического разнообразия в Российской Федерации, утвержденных Министерством экологии и природных ресурсов в 2014 году.
Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (п. 14, подп. 9) к основным задачам отнесено присоединение России к Картахенскому протоколу по биобезопасности, к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1906-р утвержден План мероприятий по реализации этих задач.
Еще один важный для России международный договор – Конвенция Совета Европы от 4 апреля 1997 г. о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, которая направлена на запрещение неправомерного использования инноваций в биомедицине и на защиту человеческого достоинства (ETS № 164). Этот международный договор полностью посвящен биоправу. Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году, и ратифицировала ее в 2000 году. К Конвенции прилагаются протоколы о запрещении клонирования, о трансплантации, о биомедицинских исследованиях, о генетическом тестировании в медицинских целях.
ETS № 164 устанавливает, что медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. При этом лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие. Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека. ETS № 164 не допускает использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом. Создание эмбрионов человека в исследовательских целях также запрещается.
Особого внимания заслуживает Декларация ООН о клонировании человека от 8 марта 2005 г. (Резолюция 59/280 ГА ООН), которая содержит призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в той мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни, принять меры для защиты человеческой жизни и предотвращения эксплуатации женщин в процессе применения биологических наук. В России принят Федеральный закон 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (далее – ФЗ № 54), который вводит временный запрет клонирования человека и замораживает исследования в этой области, то есть фактически не запрещает этот вид биоинженерной деятельности. Временный запрет на клонирование человека вводится, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека. Согласно ст. 3 ФЗ № 54 запрещается ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории клонированных эмбрионов человека. Рассматриваемый ФЗ в ст. 1 содержит определение клонирования человека, под которым понимается «создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека». В Законе также определяется понятие эмбриона человека – зародыша человека на стадии развития до восьми недель.
Таким образом, образовательный курс «Право биобезопасности» должен охватывать целый комплекс таких вопросов, как понятие и содержание права биобезопасности как сложносоставного института права, правовой науки и образовательного курса; правовой механизм противодействия опасным биологическим факторам и биологическим рискам, биологической защиты от биологических угроз и вызовов, защиты от потенциально опасных биологических объектов; генетическая безопасность и правовые пределы генно-инженерной деятельности, нейробиологии и нейромедицины; правовое регулирование деятельности по обеспечению биологической безопасности; государственная информационная система, правовая ответственность и международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности. Данный курс подразумевает широкий спектр знаний на стыке биологии, права, экономики, медицины и других смежных отраслей человеческой жизнедеятельности. Их синтез в рассматриваемом образовательном курсе позволит сформировать биоправовую культуру как обязательный компонент безопасности человека, населения, общества и государства.