• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, как объект криминологического исследования

В статье рассматривается теоретическое исследование вопроса, посвященного поиску путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и молодежи и повышения эффективности их профилактики. Особое внимание уделяется предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

молодежь; обучающиеся; личность; правовая культура; криминология; предупреждение преступлений.

УДК
Информация о статье
Аннотация

В статье рассматривается теоретическое исследование вопроса, посвященного поиску путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и молодежи и повышения эффективности их профилактики. Особое внимание уделяется предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

Ключевые слова

молодежь; обучающиеся; личность; правовая культура; криминология; предупреждение преступлений.

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The paper examines the theory of searching for the ways to reduce the growth in the number of crimes committed by minors and young adults as well as to improve the efficiency of crime prevention. The author pays special attention to preventing crimes committed by students of secondary and secondary vocational schools.

Keywords

youth; students; person; legal culture; criminology; crime prevention.

For citation
Acknowledgements

В последние годы в Российской Федерации вновь стали проявлять заинтересованность в воспитании молодого поколения, формировании личностей с активной жизненной позицией, поддержке молодых граждан, позитивно настроенных к Закону и Праву. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия признается демократическим правовым государством[1]. В то же время данное положение, несмотря на свое конституционное закрепление, является декларативным, в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. В настоящее время в России сложились такие экономические и социальные условия, при которых не исключено попадание детей и подростков под влияние негативных общественных факторов, влекущих за собой совершение правонарушений (в первую очередь преступлений).

Как известно, дети, подростки и молодежь в целом являются одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, молодые, не имеющие жизненного опыта люди часто подвергаются насилию, нарушаются их права, не реализуются предусмотренные законодательством свободы. С другой стороны, молодежь огромную часть времени предоставлена сама себе, родителям и законным представителям молодого поколения часто просто физически некогда заниматься воспитанием своих детей. В результате перечисленного, а также воздействия иных немаловажных социальных факторов появляется такое общественное явление, как повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, жестокость и агрессия, провоцирующие совершение преступлений и правонарушений [3].

В этой связи поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики являются одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед современным обществом. Особую роль в этой сфере играет предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

В силу возрастных особенностей, отсутствия знаний, опыта по противодействию криминальным угрозам и рискам эта социальная группа является одной из наиболее уязвимых, поэтому государство стремится найти специальные подходы к решению указанных задач. Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, правоохранительными органами предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на индивидуальную коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности обучающихся.

Следует отметить, что в современный период развития преступность среди молодежи, в том числе и среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, по-прежнему имеет место. Это связано с различными проблемами, существующими в современном обществе: социальными, экономическими, правовыми и т. п. В свою очередь, государство стремится к снижению роста названного вида преступности, тем или иным образом разрешая проблемы общества. Посвящая научные исследования изучению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, ученые в определенной мере помогают предотвратить совершение названных видов преступлений.

Принято считать, что молодое поколение является будущим любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит судьба общества и государства в целом. В этой связи становится неудивительным, что подростково-молодежной преступности уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе: криминологической, социологической, психологической, педагогической и др. [4]. Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью.

При этом нельзя не отметить, что обозначенная социальная проблема — преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, — является не столь простой и однозначной, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. И это неудивительно: конфликт поколений присущ не только новой истории, старшие всегда недовольны младшими, а последние отвечают взаимностью [1, с. 34–35].

Во-вторых, подросткам, молодежи закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативной (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивной (художественное, техническое, научное творчество) форме девиантности [2]. Дети, подростки, молодые люди часто обладают юношеским максимализмом, стремлением сделать что-то новое, попробовать ранее неизведанное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Однако поиск молодыми людьми своего пути нередко приводит как к творческим достижениям, так и к негативным девиациям, в том числе к преступности.

В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к подрастающему поколению, сами нередко показывают своим поведением и поступками далеко не лучший пример. Справедливо осуждая тяжкие преступления, совершаемые подростками, часто не обращают внимания на детскую безнадзорность, заброшенность, прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников и учителей.

Стоит отметить, что существенный вклад в разработку концептуальных положений криминологической характеристики и предупреждения молодежной преступности (и в частности, предупреждения преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование) внесли исследования целого ряда авторов: Г. А. Аванесов, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, С. А. Беличева, Н. И. Ветров, Г. С. Гаверов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, К. Е. Игошев, Г. И. Забрянский, Г. Л. Касторский, В. М. Кормщиков, М. С. Крутер, Н. Ф. Кузнецова, А. И. Лебедева, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, Г. Г. Мошак, О. В. Пристанская, С. Л. Сибиряков, B. C. Харламов, Д. А. Шестаков и др. Исследованием схожих научных тем занимались и многие зарубежные криминологи-правоведы, такие как Э. Фромм, Ж. Дюпрель, И. Егер, Р. Кларк, Т. Селлин, Г. Тард и др. К исследованию данной научной темы обращались и многие другие ученые-юристы. Правоведы занимались и занимаются изучением проблем преступности среди молодежи, в том числе среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование. Это обусловлено тем, что молодежная преступность, независимо от того, в какой стране мира она имеет место, нередко обусловлена схожими для различных государств факторами: неблагополучной социальной средой, личностными факторами, экономическими проблемами государства и т. д. Все это способствует особой заинтересованности отечественных и зарубежных ученых-юристов заниматься исследованием молодежной преступности.

Вместе с тем многие проблемы в этой области решены еще в недостаточной степени. В контексте современных политических и экономических реалий назрела необходимость провести исследование, посвященное криминологической характеристике и предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование. На наш взгляд, подобное научное исследование будет способствовать повышению эффективности профилактических мер, дальнейшему их совершенствованию как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях.

Стоит заметить, что в России уже осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, когда происходят и вводятся на практике изменения в такой важной сфере общественной жизни, как образование. При этом характерной особенностью является то, что отечественная образовательная система подвергается постоянным изменениям и совершенствованию. Нас уже не удивляет, например, обязательная сдача обучающимися единых государственных экзаменов (а когда-то такая форма сдачи выпускных экзаменов школьниками была лишь «пилотным проектом» и реализовывалась только в отдельных регионах России). Кроме того, мы начинаем привыкать к новой системе высшего профессионального образования, при которой обычный для советского времени специалитет, предполагающий пятилетнее обучение в высшем учебном заведении, заменен бакалавриатом и магистратурой[2].

Эти и другие немаловажные обстоятельства современной жизни тем или иным образом влияют на такое социальное явление, как молодежная преступность, и, в частности, преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование.

При теоретическом исследовании указанной общественной проблемы необходимо не только исследовать, рассматривать и анализировать криминологические и уголовно-правовые аспекты предупреждения преступлений названной категории лиц, но и выдвигать на их основе предложения, направленные на совершенствование законодательства, посвященного профилактике и предупреждению преступности среди обучающихся. Для этого необходимо:

– выявить и обозначить основные противоречия, существующие в системе общего и среднего профессионального образования, способствующие формированию противоправного поведения обучающихся (правовые, социальные, экономические и иные);

– раскрыть значение и роль правовых механизмов и других инструментов преодоления противоречий, существующих в системе общего и среднего профессионального образования и способствующих формированию противоправного поведения обучающихся;

– дать криминологическую характеристику преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, причины и условия их совершения;

– исследовать с криминологической точки зрения личность лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование и совершившего преступление;

– раскрыть причины и условия преступлений, совершаемых обучающимися лицами;

– проанализировать виктимологический аспект преступлений, которые совершаются обучающимися;

– исследовать особенности предупреждения преступных посягательств, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование (общесоциальная и специально-криминологическая профилактика);

– разработать и обосновать выводы и предложения по совершенствованию профилактики преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

Подводя итог, отметим следующее: чтобы сократить рост молодежной преступности в целом, необходимо уделить особое внимание проблемам преступности среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование. Для этого необходимо обосновать систему детерминант названного вида молодежной преступности и сформулировать предложения по совершенствованию системы мер профилактики преступности среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. —1993. — 25 дек.

[2] Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53, ч. 1, ст. 7598.

Список источников

  1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2004. — 520 с.
  2. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив : материалы Регионального научно-практического семинара / под общ. ред. проф. Ю. А. Клейберга. — Тверь, 2000. — С. 10–12.
  3. Плахтий А. Профилактика преступности среди учащихся // Керченский рабочий. — 2013. — 21 мая.
  4. Понятовская О. Ребенок имеет право // Социальная защита. —1999. — № 6. — С. 7–8.

References

  1. Gilinskiy Ya. I. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubijstv i drugikh «otklonenij » [Deviantology: Sociology of Crime, Drug Addiction, Prostitution, Suicide and other «Deviations»]. Saint-Petersburg, 2004. 520 p.
  2. Klejberg Yu. A. (ed.) Deviantnoe (otklonyayushcheesya) povedenie podrostkov: mnogoobrazie, opyt, trudnosti, poisk al’ternativ: materialy Regional’nogo nauchno-prakticheskogo seminara [Deviant Behavior of Teenagers: Diversity, Experience, Difficulties, Search for Alternatives. Materials of Regional Research Workshop]. Tver, 2000, pp. 10–12. (In Russian).
  3. Plakhtij A. Crime Prevention among Pupils. Kerchenskij rabochij = Kerch Workman. May 21, 2013. (In Russian).
  4. Ponyatovskaya O. A Child has a Right. Sotsial’naya zashchita = Social Protection, 1999, no. 6, pp. 7–8. (In Russian).