В последние годы в Российской Федерации вновь стали проявлять заинтересованность в воспитании молодого поколения, формировании личностей с активной жизненной позицией, поддержке молодых граждан, позитивно настроенных к Закону и Праву. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия признается демократическим правовым государством[1]. В то же время данное положение, несмотря на свое конституционное закрепление, является декларативным, в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. В настоящее время в России сложились такие экономические и социальные условия, при которых не исключено попадание детей и подростков под влияние негативных общественных факторов, влекущих за собой совершение правонарушений (в первую очередь преступлений).
Как известно, дети, подростки и молодежь в целом являются одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, молодые, не имеющие жизненного опыта люди часто подвергаются насилию, нарушаются их права, не реализуются предусмотренные законодательством свободы. С другой стороны, молодежь огромную часть времени предоставлена сама себе, родителям и законным представителям молодого поколения часто просто физически некогда заниматься воспитанием своих детей. В результате перечисленного, а также воздействия иных немаловажных социальных факторов появляется такое общественное явление, как повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, жестокость и агрессия, провоцирующие совершение преступлений и правонарушений [3].
В этой связи поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики являются одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед современным обществом. Особую роль в этой сфере играет предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.
В силу возрастных особенностей, отсутствия знаний, опыта по противодействию криминальным угрозам и рискам эта социальная группа является одной из наиболее уязвимых, поэтому государство стремится найти специальные подходы к решению указанных задач. Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, правоохранительными органами предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на индивидуальную коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности обучающихся.
Следует отметить, что в современный период развития преступность среди молодежи, в том числе и среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, по-прежнему имеет место. Это связано с различными проблемами, существующими в современном обществе: социальными, экономическими, правовыми и т. п. В свою очередь, государство стремится к снижению роста названного вида преступности, тем или иным образом разрешая проблемы общества. Посвящая научные исследования изучению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, ученые в определенной мере помогают предотвратить совершение названных видов преступлений.
Принято считать, что молодое поколение является будущим любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит судьба общества и государства в целом. В этой связи становится неудивительным, что подростково-молодежной преступности уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе: криминологической, социологической, психологической, педагогической и др. [4]. Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью.
При этом нельзя не отметить, что обозначенная социальная проблема — преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, — является не столь простой и однозначной, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. И это неудивительно: конфликт поколений присущ не только новой истории, старшие всегда недовольны младшими, а последние отвечают взаимностью [1, с. 34–35].
Во-вторых, подросткам, молодежи закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативной (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивной (художественное, техническое, научное творчество) форме девиантности [2]. Дети, подростки, молодые люди часто обладают юношеским максимализмом, стремлением сделать что-то новое, попробовать ранее неизведанное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Однако поиск молодыми людьми своего пути нередко приводит как к творческим достижениям, так и к негативным девиациям, в том числе к преступности.
В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к подрастающему поколению, сами нередко показывают своим поведением и поступками далеко не лучший пример. Справедливо осуждая тяжкие преступления, совершаемые подростками, часто не обращают внимания на детскую безнадзорность, заброшенность, прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников и учителей.
Стоит отметить, что существенный вклад в разработку концептуальных положений криминологической характеристики и предупреждения молодежной преступности (и в частности, предупреждения преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование) внесли исследования целого ряда авторов: Г. А. Аванесов, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, С. А. Беличева, Н. И. Ветров, Г. С. Гаверов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, К. Е. Игошев, Г. И. Забрянский, Г. Л. Касторский, В. М. Кормщиков, М. С. Крутер, Н. Ф. Кузнецова, А. И. Лебедева, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, Г. Г. Мошак, О. В. Пристанская, С. Л. Сибиряков, B. C. Харламов, Д. А. Шестаков и др. Исследованием схожих научных тем занимались и многие зарубежные криминологи-правоведы, такие как Э. Фромм, Ж. Дюпрель, И. Егер, Р. Кларк, Т. Селлин, Г. Тард и др. К исследованию данной научной темы обращались и многие другие ученые-юристы. Правоведы занимались и занимаются изучением проблем преступности среди молодежи, в том числе среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование. Это обусловлено тем, что молодежная преступность, независимо от того, в какой стране мира она имеет место, нередко обусловлена схожими для различных государств факторами: неблагополучной социальной средой, личностными факторами, экономическими проблемами государства и т. д. Все это способствует особой заинтересованности отечественных и зарубежных ученых-юристов заниматься исследованием молодежной преступности.
Вместе с тем многие проблемы в этой области решены еще в недостаточной степени. В контексте современных политических и экономических реалий назрела необходимость провести исследование, посвященное криминологической характеристике и предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование. На наш взгляд, подобное научное исследование будет способствовать повышению эффективности профилактических мер, дальнейшему их совершенствованию как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях.
Стоит заметить, что в России уже осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, когда происходят и вводятся на практике изменения в такой важной сфере общественной жизни, как образование. При этом характерной особенностью является то, что отечественная образовательная система подвергается постоянным изменениям и совершенствованию. Нас уже не удивляет, например, обязательная сдача обучающимися единых государственных экзаменов (а когда-то такая форма сдачи выпускных экзаменов школьниками была лишь «пилотным проектом» и реализовывалась только в отдельных регионах России). Кроме того, мы начинаем привыкать к новой системе высшего профессионального образования, при которой обычный для советского времени специалитет, предполагающий пятилетнее обучение в высшем учебном заведении, заменен бакалавриатом и магистратурой[2].
Эти и другие немаловажные обстоятельства современной жизни тем или иным образом влияют на такое социальное явление, как молодежная преступность, и, в частности, преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование.
При теоретическом исследовании указанной общественной проблемы необходимо не только исследовать, рассматривать и анализировать криминологические и уголовно-правовые аспекты предупреждения преступлений названной категории лиц, но и выдвигать на их основе предложения, направленные на совершенствование законодательства, посвященного профилактике и предупреждению преступности среди обучающихся. Для этого необходимо:
– выявить и обозначить основные противоречия, существующие в системе общего и среднего профессионального образования, способствующие формированию противоправного поведения обучающихся (правовые, социальные, экономические и иные);
– раскрыть значение и роль правовых механизмов и других инструментов преодоления противоречий, существующих в системе общего и среднего профессионального образования и способствующих формированию противоправного поведения обучающихся;
– дать криминологическую характеристику преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, причины и условия их совершения;
– исследовать с криминологической точки зрения личность лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование и совершившего преступление;
– раскрыть причины и условия преступлений, совершаемых обучающимися лицами;
– проанализировать виктимологический аспект преступлений, которые совершаются обучающимися;
– исследовать особенности предупреждения преступных посягательств, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование (общесоциальная и специально-криминологическая профилактика);
– разработать и обосновать выводы и предложения по совершенствованию профилактики преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.
Подводя итог, отметим следующее: чтобы сократить рост молодежной преступности в целом, необходимо уделить особое внимание проблемам преступности среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование. Для этого необходимо обосновать систему детерминант названного вида молодежной преступности и сформулировать предложения по совершенствованию системы мер профилактики преступности среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование.