Своевременное внедрение новых нормативных актов в деятельность должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (далее – Управление) позволило минимизировать нарушения в действиях должностных лиц и в полной мере обеспечить соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей осуществляются в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор.
Предупредительный надзор, имеет приоритет перед текущим надзором, так как направлен на предупреждение нарушений обязательных требований.
Если ранее предупредительный надзор, в основном, осуществлялся Управлением на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, лицензирования отдельных видов деятельности, то в 2017 году законодатель предоставил надзорным органам более широкие полномочия по осуществлению превентивной работы.
С 1 января 2017 г. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1] (далее – Закон № 294-ФЗ) действует в новой редакции.
Закон № 294-ФЗ дополнен новой ст. 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований», согласно которой в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
С учетом расширенных полномочий, Управлением реализуются следующие мероприятия, направленные на профилактику правонарушений:
1) на официальном сайте Управления размещены перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также даются разъяснения о порядке реализации и применения нормативных актов, в том числе об организации приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, о проведении проверок;
2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации;
3) ежеквартально обобщается практика осуществления государственного контроля (надзора), проводятся публичные слушания и размещается на официальном сайте, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдано 486 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Необходимо отметить, что не все предприниматели реагируют на предостережения, не принимают мер, направленных на устранение недостатков в своей работе, что влечет за собой повторные обращения граждан, и, как следствие, проводится проверка, по результатам которой принимаются меры административного воздействия.
Текущий санитарно-эпидемиологический надзор реализуется для контроля соблюдения обязательных требований на действующих объектах, проводится в плановом и внеплановом порядке.
В структуре всех проведенных контрольно-надзорных мероприятий преобладают внеплановые проверки – 75,6% (2016 г. – 72,2%), плановые соответственно составили 24,4% и 27,8%.
За 2017 г. из числа охваченных проверками субъектов предпринимательской деятельности 70,6% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляли свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.
Из 4 тыс. 100 проверенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 1 тыс. 089 осуществляют деятельность с нарушениями обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что составляет 26,6% (2016 г. – 39,9%).
Планирование проведения проверок осуществляется Управлением с учетом риск-ориентированного подхода, что позволяет снизить административное давление на добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, об использовании при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверочных листов (списки контрольных вопросов)[2].
Приказом Роспотребнадзора[3] утверждены для применения с 06 января 2018 г. формы проверочных листов, используемых должностными лицами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в отношении предприятий общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты и соляриев в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов. Перечни вопросов затрагивают предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) могут применяться, в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях самопроверки соблюдения ими обязательных требований, своевременного выявления и устранения допущенных нарушений и предупреждения нарушений обязательных требований в будущем.
В целях снижения административного давления на бизнес изменен порядок проведения внеплановой проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Основанием для проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ.
Проверка на основании жалобы о нарушение прав потребителя может быть проведена только в случае обращения граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в Единой системе идентификации и аутентификации.
Законом № 294-ФЗ введено понятие предварительной проверки, в ходе проведения которой принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В 2017 г. Управлением проведено 686 предварительных проверок, по результатам которых решение о проведении проверки было принято в 446 случаях (65%), а в 240 случаях (35%) оснований для проведения проверки не установлено в связи с необоснованным обращением гражданина либо с возможностью применения профилактической меры – вынесение предостережения.
Требование закона об уведомлении хозяйствующих субъектов о проведении проверки соблюдается должностными лицами Управления во всех установленных случаях: о плановой проверке – не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения; не менее чем за 24 час. до начала проведения внеплановой проверки по истечению срока исполнению предписания; поступления заявления о выдаче лицензии; на основании приказа руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручениями президента РФ, правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Вместе с тем, в ряде случаев уведомление о проведении внеплановой проверки не предусмотрено:
– в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (п. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);
– в случае проведения проверки на основании мотивированного представления должностного лица о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде; о причинении вреда жизни, здоровью граждан; о нарушении прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены) (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);
– в случае проведения проверки в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)[4].
Также Управлением продолжается претворение в жизнь государственной политики, направленной на гуманизацию административной ответственности. В частности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, должностные лица Управления используют право заменять административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ. Данные полномочия системно реализуются в правоприменительной практике Управления, что было отражено в мотивированных постановлениях о привлечении к административной ответственности и подтверждается увеличением в 4 раза количества наказаний в виде предупреждения с 2,2% в 2016 г. до 8,7% в 2017 г.
Результатами деятельности по снижению административной нагрузки на бизнес является также:
– устранение необходимости получения документов и соответствия требованиям при обороте продукции (сокращен перечень видов продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов; в 2 раза сокращен перечень документов, представляемых для государственной регистрации (с 11 до 6 документов), более чем в три с половиной раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции – с 30 до 8 дней);
– повышение доступности получения государственных услуг. Для повышения качества предоставляемых государственных услуг и снижения административных барьеров Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области реализован перевод государственных услуг в электронный вид;
– упрощение процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности.
Данная цель реализована в ст. 8 Закона № 294-ФЗ. В свою очередь положения этой статьи конкретизированы в Постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»[5] [1, с. 12].
Уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности заключается в том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывают о соблюдении ими обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям.
При этом, в уведомлении не нужно не только приводить технические характеристики имущества и указывать уровень квалификации сотрудников, но и прилагать разрешения, заключения и иные документы, выдаваемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Не требуется также прилагать к уведомлению копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах. При этом есть условие, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется хозяйствующим субъектом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) только после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе и до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Таким образом, уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности подразумевает, что:
– предприниматель знаком со всеми обязательными требованиями, предъявляемыми санитарным законодательством к соответствующему виду деятельности;
– обеспечил их выполнение;
– готов это продемонстрировать (при проведении плановой проверки его деятельности, которая будет произведена в установленный срок).
Количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности, постоянно расширяется и на сегодняшний день достиг 88 видов деятельности. При этом 65 видов деятельности или 74% от числа подлежащих уведомительному порядку регистрируются в Роспотребнадзоре.
В состав видов деятельности, подпадающих под действие уведомительного порядка, включены отрасли, к которым относится большинство предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, розничная торговля, общественное питание, предоставление бытовых услуг и др. Таким образом, уведомительный порядок затрагивает большинство наименее защищенных от административного давления предпринимателей РФ.
В случае если организация начала работу без уведомления, ей грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. р. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. р.
Учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляется Управлением путем внесения сведений в реестр уведомлений. Реестр уведомлений является открытой и общедоступной государственной информационной системой. Управление Роспотребнадзора по Иркутской области размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в течение 10 дней со дня регистрации уведомления.
С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» на 1 января 2018 г. в Управление подано более 6 тыс. уведомлений, за четвертый квартал 2017 г. – 369 (см. рис.).
Количество уведомлений, зарегистрированных за период 2009–2017 гг.
Порядок приема уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности предусматривает для предпринимателей разные способы их подачи, с учетом права выбора наиболее удобного.
В настоящее время подать уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно:
– при личном обращении в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области;
– при направлении заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении;
– в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru;
– в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью по адресу: mail@38.rospotrebnadzor.ru;
– при обращении в МФЦ, территориально расположенный по месту проживания.
На территории Иркутской области действуют 47 центров «Мои Документы» в муниципальных районах и городах, а также 153 офиса обслуживания. Таким образом, жители удаленных городов, где открыты МФЦ и офисы, могут посетить центры «Мои Документы» в тех населенных пунктах, где они проживают и подать уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Помимо этого, с 1 января 2018 г. Роспотребнадзором внедрен экстерриториальный принцип оказания государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг. Таким образом, услуга оказывается в любом территориальном органе Роспотребнадзора по выбору заявителя независимо от места нахождения юридического лица или места фактического осуществления его деятельности, или места жительства индивидуального предпринимателя, или места фактического осуществления его деятельности.