• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органами Роспотребнадзора

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.2.5.
Дата поступления: 06.03.2018.

Рассматриваются вопросы реализации государственной политики, направленной на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, при осуществлении контрольными (надзорными) органами своих полномочий.

индивидуальные предприниматели; предупредительный надзор; текущий надзор; предупреждение нарушений обязательных требований.

Хуснутдинова Ю. Л. Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органами роспотребнадзора // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 2.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.2.5.
Дата поступления: 06.03.2018.

Аннотация

Рассматриваются вопросы реализации государственной политики, направленной на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, при осуществлении контрольными (надзорными) органами своих полномочий.

Ключевые слова

индивидуальные предприниматели; предупредительный надзор; текущий надзор; предупреждение нарушений обязательных требований.

Для цитирования

Хуснутдинова Ю. Л. Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органами роспотребнадзора // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 2.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2018.–№ 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.2.5.
Submission date: 06.03.2018.

Abstract

The author considers issues regarding the implementation of the state policy aimed at protecting the rights and legitimate interests of economic entities, including individual entrepreneurs when implementing the control (supervision) by state bodies.

Keywords

individual entrepreneurs; preventive supervision; current supervision; prevention of mandatory requirements violations.

For citation

Husnutdinova Iu.L. Protection of the rights of entrepreneurs when
implementing the state control (supervision) by rospotrebnadzor
bodies // Prologue: Law Journal. – 2018. – № 2.

Acknowledgements

Своевременное внедрение новых нормативных актов в деятельность должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (далее – Управление) позволило минимизировать нарушения в действиях должностных лиц и в полной мере обеспечить соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей осуществляются в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор.

Предупредительный надзор, имеет приоритет перед текущим надзором, так как направлен на предупреждение нарушений обязательных требований.

Если ранее предупредительный надзор, в основном, осуществлялся Управлением на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, лицензирования отдельных видов деятельности, то в 2017 году законодатель предоставил надзорным органам более широкие полномочия по осуществлению превентивной работы.

С 1 января 2017 г. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1] (далее – Закон № 294-ФЗ) действует в новой редакции.

Закон № 294-ФЗ дополнен новой ст. 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований», согласно которой в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

С учетом расширенных полномочий, Управлением реализуются следующие мероприятия, направленные на профилактику правонарушений:

1) на официальном сайте Управления размещены перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также даются разъяснения о порядке реализации и применения нормативных актов, в том числе об организации приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, о проведении проверок;

2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации;

3) ежеквартально обобщается практика осуществления государственного контроля (надзора), проводятся публичные слушания и размещается на официальном сайте, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдано 486 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Необходимо отметить, что не все предприниматели реагируют на предостережения, не принимают мер, направленных на устранение недостатков в своей работе, что влечет за собой повторные обращения граждан, и, как следствие, проводится проверка, по результатам которой принимаются меры административного воздействия.

Текущий санитарно-эпидемиологический надзор реализуется для контроля соблюдения обязательных требований на действующих объектах, проводится в плановом и внеплановом порядке.

В структуре всех проведенных контрольно-надзорных мероприятий преобладают внеплановые проверки – 75,6% (2016 г. – 72,2%), плановые соответственно составили 24,4% и 27,8%.

За 2017 г. из числа охваченных проверками субъектов предпринимательской деятельности 70,6% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляли свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.

Из 4 тыс. 100 проверенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 1 тыс. 089 осуществляют деятельность с нарушениями обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что составляет 26,6% (2016 г. – 39,9%).

Планирование проведения проверок осуществляется Управлением с учетом риск-ориентированного подхода, что позволяет снизить административное давление на добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, об использовании при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверочных листов (списки контрольных вопросов)[2].

Приказом Роспотребнадзора[3] утверждены для применения с 06 января 2018 г. формы проверочных листов, используемых должностными лицами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в отношении предприятий общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты и соляриев в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов. Перечни вопросов затрагивают предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) могут применяться, в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях самопроверки соблюдения ими обязательных требований, своевременного выявления и устранения допущенных нарушений и предупреждения нарушений обязательных требований в будущем.

В целях снижения административного давления на бизнес изменен порядок проведения внеплановой проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Основанием для проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ.

Проверка на основании жалобы о нарушение прав потребителя может быть проведена только в случае обращения граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в Единой системе идентификации и аутентификации.

Законом № 294-ФЗ введено понятие предварительной проверки, в ходе проведения которой принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

В 2017 г. Управлением проведено 686 предварительных проверок, по результатам которых решение о проведении проверки было принято в 446 случаях (65%), а в 240 случаях (35%) оснований для проведения проверки не установлено в связи с необоснованным обращением гражданина либо с возможностью применения профилактической меры – вынесение предостережения.

Требование закона об уведомлении хозяйствующих субъектов о проведении проверки соблюдается должностными лицами Управления во всех установленных случаях: о плановой проверке – не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения; не менее чем за 24 час. до начала проведения внеплановой проверки по истечению срока исполнению предписания; поступления заявления о выдаче лицензии; на основании приказа руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручениями президента РФ, правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместе с тем, в ряде случаев уведомление о проведении внеплановой проверки не предусмотрено:

– в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (п. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);

– в случае проведения проверки на основании мотивированного представления должностного лица о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде; о причинении вреда жизни, здоровью граждан; о нарушении прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены) (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);

– в случае проведения проверки в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)[4].

Также Управлением продолжается претворение в жизнь государственной политики, направленной на гуманизацию административной ответственности. В частности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, должностные лица Управления используют право заменять административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ. Данные полномочия системно реализуются в правоприменительной практике Управления, что было отражено в мотивированных постановлениях о привлечении к административной ответственности и подтверждается увеличением в 4 раза количества наказаний в виде предупреждения с 2,2% в 2016 г. до 8,7% в 2017 г.

Результатами деятельности по снижению административной нагрузки на бизнес является также:

– устранение необходимости получения документов и соответствия требованиям при обороте продукции (сокращен перечень видов продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов; в 2 раза сокращен перечень документов, представляемых для государственной регистрации (с 11 до 6 документов), более чем в три с половиной раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции – с 30 до 8 дней);

– повышение доступности получения государственных услуг. Для повышения качества предоставляемых государственных услуг и снижения административных барьеров Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области реализован перевод государственных услуг в электронный вид;

– упрощение процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности.

Данная цель реализована в ст. 8 Закона № 294-ФЗ. В свою очередь положения этой статьи конкретизированы в Постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»[5] [1, с. 12].

Уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности заключается в том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывают о соблюдении ими обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям.

При этом, в уведомлении не нужно не только приводить технические характеристики имущества и указывать уровень квалификации сотрудников, но и прилагать разрешения, заключения и иные документы, выдаваемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Не требуется также прилагать к уведомлению копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах. При этом есть условие, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется хозяйствующим субъектом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) только после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе и до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Таким образом, уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности подразумевает, что:

– предприниматель знаком со всеми обязательными требованиями, предъявляемыми санитарным законодательством к соответствующему виду деятельности;

– обеспечил их выполнение;

– готов это продемонстрировать (при проведении плановой проверки его деятельности, которая будет произведена в установленный срок).

Количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности, постоянно расширяется и на сегодняшний день достиг 88 видов деятельности. При этом 65 видов деятельности или 74% от числа подлежащих уведомительному порядку регистрируются в Роспотребнадзоре.

В состав видов деятельности, подпадающих под действие уведомительного порядка, включены отрасли, к которым относится большинство предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, розничная торговля, общественное питание, предоставление бытовых услуг и др. Таким образом, уведомительный порядок затрагивает большинство наименее защищенных от административного давления предпринимателей РФ.

В случае если организация начала работу без уведомления, ей грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. р. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. р.

Учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляется Управлением путем внесения сведений в реестр уведомлений. Реестр уведомлений является открытой и общедоступной государственной информационной системой. Управление Роспотребнадзора по Иркутской области размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в течение 10 дней со дня регистрации уведомления.

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» на 1 января 2018 г. в Управление подано более 6 тыс. уведомлений, за четвертый квартал 2017 г. – 369 (см. рис.).

 

Количество уведомлений, зарегистрированных за период 2009–2017 гг.

 

Порядок приема уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности предусматривает для предпринимателей разные способы их подачи, с учетом права выбора наиболее удобного.

В настоящее время подать уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно:

– при личном обращении в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области;

– при направлении заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении;

– в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru;

– в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью по адресу: mail@38.rospotrebnadzor.ru;

– при обращении в МФЦ, территориально расположенный по месту проживания.

На территории Иркутской области действуют 47 центров «Мои Документы» в муниципальных районах и городах, а также 153 офиса обслуживания. Таким образом, жители удаленных городов, где открыты МФЦ и офисы, могут посетить центры «Мои Документы» в тех населенных пунктах, где они проживают и подать уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Помимо этого, с 1 января 2018 г. Роспотребнадзором внедрен экстерриториальный принцип оказания государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг. Таким образом, услуга оказывается в любом территориальном органе Роспотребнадзора по выбору заявителя независимо от места нахождения юридического лица или места фактического осуществления его деятельности, или места жительства индивидуального предпринимателя, или места фактического осуществления его деятельности.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. – 2008. – № 52, ч. 1. Ст. 6249.

[2] О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре : постановление Правительства РФ от 14 июня 2017 г. № 707 // СЗ РФ. – 2017. – № 25, ст. 3695.

[3] Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора : приказ Роспотребнадзора от 18 сент. 2017 г. № 860. – URL : http://www.pravo.gov.ru.

[4] О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ // СЗ РФ. – 2000. – № 2. Ст. 150.

[5] Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности : постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 // СЗ РФ. – 2009. – № 30. Ст. 3823.

Список источников

  1. Облачинский А. На проверку становись! // ЭЖ-Юрист. – 2012. – № 33. – С. 12.

References

  1. Oblachinskij Check for verification! [Na proverku stanovis’!]. EHZH-YUrist – EG-Lawyer. 2012. Issue 33. P. 12. (In Russ.).