Оформление прав на земельные участки, занятые линейными объектами, – одна из наиболее сложных практических проблем, встающих перед юристами в земельной сфере. До 2018 г. такими правами могли быть аренда или частный сервитут, было возможным и предоставление земельных участков в собственность после их изъятия. Трудоемкость, длительность и дороговизна процесса оформления прав были сопоставимы с проектированием и строительством самого линейного объекта. Для каждого из множества земельных участков, через которые по проекту проходил линейный объект, было необходимо достигнуть договоренности по цене и условиям использования, заключить договор, провести кадастровые работы для образования части земельного участка (в случае аренды части участка) или установления границ сервитута, зарегистрировать права в Росреестре. При использовании на основании аренды дополнительно требовалось установить нужное целевое назначение и разрешенное использование земельного участка. Если с оформлением прав хотя бы на один участок возникали проблемы (например, если собственник был категорически против прохождения объекта через участок, либо если между правообладателями участка имелся земельный спор) – начало строительства откладывалось на неопределенный срок.
Законодатель неоднократно предпринимал попытки упростить эту процедуру[1]. При этом наибольшее внимание уделялось совершенствованию сервитутных отношений, поскольку другой вариант – изъятие земельного участка – является еще более болезненным для собственников. Однако через некоторое время стало ясно, что устранить непомерную сложность юридического оформления размещения линейных объектов можно только путем ограничения абсолютной власти собственников над своим имуществом и принципа свободы договора, подобно тому, как это было сделано в европейских странах (публичный сервитут, основанный на таких ограничениях, активно применяется во Франции, ФРГ, Италии и Испании [16]). Было принято сложное решение[2] о введении нового института – публичного сервитута для размещения линейных объектов. Он был включен в ЗК РФ[3] соответствующим законом[4].
Принципиальные отличия нового института от ранее существовавших состоят, на наш взгляд, в одновременном наличии следующих признаков. Во-первых, публичный сервитут устанавливается на основании административного решения компетентного органа. Во-вторых, решение принимается одновременно в отношении множества участков, т. е. один публичный сервитут может обременять любое число участков. В-третьих, публичный сервитут устанавливается в пользу конкретного лица – обладателя публичного сервитута, который должен соответствовать требованиям ст. 39.40 ЗК РФ. В-четвертых, административное решение об установлении публичного сервитута обязательно для собственников земельных участков – только обжалование самого решения дает собственнику право не пустить обладателя публичного сервитута на свой участок. Наконец, последний признак: на основании публичного сервитута возможно использовать земли без образования земельных участков. Именно эти свойства призваны снимать большую часть тех рисков и сложностей, которые много лет делали строительство линейных объектов непомерно юридически сложным.
Перечисленные признаки характерны не для всех публичных сервитутов, а только для «новых» публичных сервитутов – для размещения отдельных видов объектов, предусмотренных новой гл. V.7 ЗК РФ. Однако помимо них, в российском законодательстве сохранены и «старые» публичные сервитуты – в пользу неопределенного круга лиц (например, для прохода, прогона скота, сенокошения и иных нужд)[5]. Предметом изучения данного исследования являются только «новые» публичные сервитуты.
Своеобразие конструкции нового публичного сервитута неизбежно должно отражаться и на правилах внесения сведений о нем в ЕГРН. Законодатель не распространил на него ни правила регистрации обременений земельных участков, ни правила регистрации вещных прав – были разработаны новые, особенные нормы, предусматривающие внесение в реестр сведений о границах публичного сервитута. Их изучение представляется интересным не только с практических позиций (как новые нормы, требующие толкования для целей дальнейшего их применения), но и в целях теоретического исследования тех свойств публичных сервитутов, которые послужили причиной введения особых правил внесения сведений.
-
Общие правила внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в ЕГРН
Рассмотрим, каким образом вносятся сведения о публичном сервитуте и его границах, исходя из трехчастной структуры ЕГРН.
Первое: какие сведения и в каком порядке вносятся в реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее – реестр прав)? Здесь выявляется и первая принципиальная особенность: никакие сведения о публичном сервитуте не вносятся в реестр прав – публичный сервитут в нем никак не отражается, несмотря на то, что он является субъективным правом и обременением. Мы основываем свою позицию на следующих источниках. Во-первых, публичный сервитут, в отличие от обычного сервитута, не назван законодателем в числе обременений недвижимого имущества, подлежащих государственной регистрации (п. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»[6] (далее – Закон о регистрации)). Во-вторых, сведения, которые обычно указываются в реестре прав, в случае публичного сервитута вносятся в реестр границ. В частности, это сведения о цели установления, обладателе публичного сервитута, органе, решением которого установлен публичный сервитут и др. (п. 6 ст. 10 Закона о регистрации). В третьих, сам орган регистрации прав придерживается позиции об отсутствии необходимости регистрации публичного сервитута как права и обременения в реестре прав. Официально эта позиция подтверждена в Письме Росреестра «О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте»[7].
Второе: вносятся ли какие-либо сведения в кадастр недвижимости? В том случае, если публичный сервитут распространяется только на земли и в его границах не оказалось ни одного земельного участка (или части земельного участка) – никаких сведений о публичном сервитуте в кадастре недвижимости не будет. Если же в границах публичного сервитута имеются земельные участки, то в дополнительной информации о каждом таком земельном участке будет отражаться факт его расположения в границах публичного сервитута (п. 5 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации). Комментируя эти нормы, хотелось бы обратить внимание, что внесение сведений об обременениях и ограничениях в дополнительные сведения о земельном участке, как правило, предусматривается именно тогда, когда эти обременения или ограничения не подлежат регистрации в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (такое общее правило предусмотрено, например, в п. 7 Порядка ведения ЕГРН[8]). Это еще раз подтверждает, что публичный сервитут не регистрируется в реестре прав.
Третье: какие сведения вносятся в реестр границ? В реестр границ вносятся сведения, характеризующие не только границы публичного сервитута, но отчасти и сам публичный сервитут как субъективное право (это сведения о цели установления, обладателе публичного сервитута, органе, решением которого установлен публичный сервитут и др.). Перечень сведений установлен в ч. 6 ст. 10 Закона о регистрации. Границам публичного сервитута присваивается идентификационный реестровый номер (п. 4 ст. 5), именно этот номер и будет использоваться в качестве реестрового номера для каждого конкретного публичного сервитута, учитывая, что в других частях реестра недвижимости публичные сервитуты не регистрируется.
Таким образом, публичный сервитут как право и обременение не регистрируется в реестре прав на недвижимость. Сведения о нем вносятся в реестр границ и (при наличии земельных участков) в сведения кадастра недвижимости о каждом из земельных участков, попавшем в его границы.
-
Почему публичный сервитут не регистрируется в реестре прав и обременений?
Внесение сведений в ЕГРН о публичном сервитуте и его границах имеет существенное значение, поскольку публичный сервитут считается возникшим с момента внесения сведений о границах публичного сервитута в реестр границ (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Такое правило необычно для российского законодательства – в большинстве конструкций, в которых момент возникновения права или обременения привязывается к дате внесения сведений в ЕГРН, имеется в виду регистрация этого права и (или) обременения в реестре прав на недвижимость, но не внесение сведений в реестр границ. Лишь для возникновения некоторых видов ограничений прав на землю может иметь значение внесение сведений в реестр границ (например, охранные зоны считаются установленными с момента внесения сведений о зоне в реестр границ). Тем не менее, публичный сервитут предполагает наличие конкретно определенного лица, имеющего право использовать чужой участок в строго определенных целях (ограниченное пользование). Почему законодатель вводит для публичного сервитута особое правило, не допуская его регистрации в реестре прав подобно обычному частному сервитуту? Какие свойства публичного сервитута повлияли на такое законодательное решение?
На наш взгляд, такое решение связано с проблематикой объектов публичного сервитута. В отличие от вещных прав, публичный сервитут может устанавливаться как в отношении земельных участков, так и в отношении земель, где земельные участки не образованы. Если используется часть земельного участка, то она не ставится на кадастровый учет в качестве отдельного объекта[9], что также недопустимо для вещных прав.
Возможность использования земель без необходимости образования земельных участков для российского законодательства совершенно нетипична. Кроме публичного сервитута мы можем назвать только два подобных исключения: это использование земель на основании административного разрешения (гл. V.5 ЗК РФ), и общее пользование землями для передвижения и пребывания. Во всех остальных случаях требуется образование земельного участка. Исходя из этого, возможность использования земель без образования земельных участков на основании публичного сервитута может показаться не соответствующей представлениям об объектах земельных правоотношений. Однако специалисты в области земельного права неоднократно высказывались о существовании земельных правоотношений (в том числе отношений использования), в которых объектом является именно земля, а не земельный участок[10].
Сам термин «земля» многозначен: обычно он понимается в одном из трех значений. Во-первых, земля как природный объект и природный ресурс, из которого образуются все иные объекты земельных отношений в процессе «облечения земель в правовую форму», придания им юридических качеств, установления для них правового режима [5, § 1 гл. 2; 6; 12]. Во-вторых, земли (во множественном числе) в значении «земли определенной категории земель» (к примеру, земли сельскохозяйственного назначения). В-третьих, земли могут пониматься как «земельное пространство, подвергшееся воздействию [5, § 1 гл. 2]», или как «поверхность земли без установленных границ [18, с. 546]». Именно в этом, третьем значении, термин «земли» используется в посвященной публичным сервитутам гл. V.7 ЗК РФ, где говорится о возможности использования «земельных участков и (или) земель»[11].
Земли, взятые в границах публичного сервитута, являются реальным физическим объектом. Они признаются специфическим объектом земельных отношений, но не обладают свойствами недвижимого имущества: они не могут быть объектом права частной собственности, не могут участвовать в обороте. Из этого можно заключить, что для публичного сервитута не имеет особого значения наличие вещи, недвижимого имущества – он может иметь объектом как вещь (земельный участок), так и природный объект (земли). Эта характерная черта публичного сервитута имеет для его конструкции принципиальное значение: он был введен в законодательство именно для того, чтобы стало возможным размещать и обслуживать линейные объекты без обязательной постановки на кадастровый учет всех земельных участков под ними[12].
Какое значение для правил внесения сведений в ЕГРН о публичных сервитутах имеет возможность использования не только земельных участков, но и земель? В первую очередь, в кадастре недвижимости нет и не может быть записи о землях как объекте (есть запись лишь о земельных участках и их частях). Как следствие, в случае использования земель, мы не сможем внести запись и в реестр прав на недвижимость, поскольку запись о праве или обременении вносится только при наличии записи об объекте этого права или обременения в кадастре недвижимости (п. 10 Порядка ведения ЕГРН). Если бы публичный сервитут регистрировался в реестре прав, при распространении его на земли возникла бы необходимость сначала регистрировать их как объект учета (т. е. поставить на кадастровый учет в качестве земельного участка), что в корне противоречит самой идее публичного сервитута. Таким образом, учитывая взаимосвязь разных частей ЕГРН, регистрация публичного сервитута в реестре прав не представляется возможной.
Есть и другая, более глубокая, причина такого законодательного решения. Думается, что законодатель учел весьма спорную и сложную природу публичного сервитута. Публичный сервитут представляет собой субъективное право, однако это субъективное право сложно назвать вещным: придется допустить слишком много оговорок, явно нарушающих природу вещных прав.
Во-первых, вещным может быть только частное право, в случае же публичного сервитута имеются очевидные признаки публичного права и публичных отношений[13]:
– Деятельность обладателя публичного сервитута и действия собственников земельных участков – не свободны. Они не могут вести себя полностью так, как они считают нужным для реализации своих интересов, поскольку оба становятся объектами государственного управления – их поведение упорядочивается индивидуальным административным актом. В частности, именно государственный орган (а не собственник) определяет, на каких участках, в какие сроки, для какой цели обладатель публичного сервитута должен реализовывать свое право[14]. Он же утверждает четкие параметры возводимого объекта, от которых обладатель публичного сервитута не вправе отступать. Обычно этому подчинению обладателя публичного сервитута не придается серьезного значения – ведь это происходит в его интересе. Однако нам такой аргумент не кажется решающим – подчинение правилам регистрации прав на недвижимость при купле-продаже дома также в интересах и продавца, и покупателя, но это не устраняет управленческой сути этих отношений. Кроме того, весьма спорно, что строительство нового объекта всегда в интересах обладателя публичного сервитута – как быть с многочисленными примерами, когда такое строительство убыточно? Еще более ярко проявляется подчиненность воле публичного органа со стороны собственника земельного участка – он никак не может воспрепятствовать его использованию, кроме как путем оспаривания решения об установлении публичного сервитута (в вещных же отношениях право «решающего голоса» всегда остается за собственником).
– Публичный сервитут отвечает еще одному признаку публичных отношений – он направлен на осуществление публичного интереса. Вопрос о том, какой интерес реализуется при установлении и осуществлении публичного сервитута является спорным – одни авторы признают наличие публичного интереса, другие – нет[15]. На наш взгляд, при определении публичного интереса невозможно абстрагироваться от позиции государства – ведь понятие публичного интереса включает в себя не только общественный, но и государственный интересы. А многие положения нашего законодательства показывают, что государство признает и признавало ранее строительство линейных объектов делом государственной важности и включает его в число публичных интересов. Самый простой пример – законодатель называет планируемое строительство линейных объектов публичным интересом, для реализации которого допускается изъятие земельных участков (ст. 49 ЗК РФ). О наличии государственного интереса в строительстве различных линейных объектов красноречиво говорит перечень объектов, для строительства которых заключаются соглашения о государственно-частном партнерстве – практически все первые строки этого перечня заняты линейными объектами разных видов (ст. 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[16]). Огромное внимание регулированию процессов государственного и муниципального управления землепользованием в части размещения линейных объектов уделяется в ГрК РФ[17] (особенно нормы гл. 3 и 5 ГрК РФ). На наш взгляд, обеспечение наличия достаточной сети линейных объектов входит в содержание одного из принципов законодательства о градостроительной деятельности – обеспечение комплексного и устойчивого развития территории (п. 1 ст. 2 ГрК РФ).
– Порядок защиты прав собственников земельных участков, попавших в границы публичного сервитута, характерен именно для защиты прав и интересов, вытекающих из публичных отношений – собственник не может предъявить негаторный иск в суд к обладателю публичного сервитута (как это было бы при защите вещного права), а может только оспорить принятое органом исполнительной власти решение об установлении публичного сервитута. Обладатель публичного сервитута не признается законодателем ответчиком по такому делу – им будет орган исполнительной власти, принявший решение. Такой иск будет рассматриваться по правилам административного судопроизводства, он отвечает критериям административного иска об оспаривании решения органа государственной власти (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ[18]).
Во-вторых, противоречит признакам вещного права отсутствие связи с конкретной вещью, имуществом – ведь земли как объект, не участвующий в обороте, ни в коем случае не могут рассматриваться как имущество. Для классического сервитута такая связь характерна: по схеме один сервитут – один участок; публичный сервитут, напротив, может строится по схеме один сервитут – много участков и земель без участков.
Исходя из названных обстоятельств, мы склоняемся к выводу, что публичный сервитут представляет собой субъективное публичное право и как публичное право никак не может быть отнесен к ограниченным вещным правам. А поскольку классический сервитут – это разновидность ограниченного вещного права, то публичный сервитут невозможно рассматривать как разновидность сервитута в классическом смысле. Это лишь право, в некоторых отдельных чертах похожее на сервитут, можно сказать – вызывающее ассоциацию. Не случайно многие специалисты в области частного права так возмущены наименованием публичного сервитута[19] – эту конструкцию сложно назвать «сервитутом», опираясь на классическое понимание сервитута[20].
Если публичный сервитут – это субъективное публичное право, то вполне логичным становится решение законодателя о внесении сведений о нем и его границах в реестр границ, поскольку регистрация в реестре прав связана с частным (вещным или обязательственным) характером регистрируемого права, но никак не с субъективными публичными правами.
-
Внесение сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ
Предусмотрев внесение сведений о границах в ЕГРН одновременно для всей зоны действия публичного сервитута, законодатель избрал достаточно простой вариант регулирования. Дело в том, что «искомые» границы устанавливаются еще на стадии проектирования линейного объекта – в проекте планировки территории, подготовка которого для линейных объектов, по общему правилу[21], юридически обязательна (п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ). Границы в проекте должны устанавливаться в той же системе координат, которая используется в ЕГРН[22]. В дальнейшем сведения о границах прилагаются к ходатайству об установлении публичного сервитута, при этом требуется, чтобы границы были определены «в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов» (п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ). Рассматривая ходатайство, компетентный орган может утвердить либо изменить предлагаемые границы публичного сервитута. Тем не менее, изменения на этом этапе, как правило, касается отдельных «проблемных» участков границ, в целом за основу берется проект планировки территории. Итоговое решение об установлении публичного сервитута (к которому прилагаются сведения о границах публичного сервитута) направляется принявшим его органом в орган регистрации. Представляется, что такая процедура установления границ и внесения в реестр сведений о них не должна быть чрезмерно обременительной, поскольку используются данные, уже подготовленные на более ранних этапах проектирования.
Говоря о внесении сведений в ЕГРН о границах, хотелось бы обратить внимание на некоторую неточность используемой в законодательстве терминологии. В ЗК РФ предусматривается внесение в реестр сведений о границах публичных сервитутов. Однако публичный сервитут – это субъективное право, а у субъективных прав непосредственно не может быть территориальных границ, поскольку они определяют пределы дозволенного поведения конкретного лица. Лишь у объектов субъективного права могут быть границы на местности или в ЕГРН. Показательный пример – содержание реестра границ: в нем регистрируются только границы каких-либо объектов: будь то границы территориальной зоны, граница муниципального образования либо даже граница территории РФ. Поэтому указание законодателя о внесении сведений о границах самих публичных сервитутов, а не зоны или территории, образуемой этими границами, представляется не соответствующим ни теоретическим положениям о субъективном праве, ни особенностям реестра границ. Возможно, такое употребление терминологии сделано исключительно для краткости.
На наш взгляд, границы публичного сервитута в действительности очерчивают границы определенной зоны[23] – ее можно обозначить как зону действия публичного сервитута. В реестр границ вносятся сведения именно о границах этой зоны, а не о границах самого публичного сервитута как права. В эту зону будут включаться все земельные участки, части земельных участков или земли, попавшие в установленные ее границы. На них будут распространяться, с одной стороны, права обладателя публичного сервитута, с другой стороны, обременения земельных участков. Наличие зоны позволяет распространить обременения и права одновременно на значительное число земельных участков или земель, что существенно упрощает процесс установления публичного сервитута.
При всем разнообразии зон, устанавливаемых в соответствии с современным земельным законодательством, для них характерны некоторые общие свойства. Во-первых, они не являются недвижимостью, не являются объектами оборота и могут быть объектом лишь публичных правоотношений [4, § 3 гл. 2]. Во-вторых, зоны и территории включают в себя земельные участки и распространяют на эти участки определенный правовой режим, установленный для конкретной зоны. Это свойство зон позволяет детализировать юридические свойства земельных участков и более гибко управлять земельным фондом путем зонирования различных видов.
Большинство используемых в земельном законодательстве зон можно отнести к одной из двух групп: территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий. Разница между их свойствами значительна, поэтому немаловажно определить, к какой группе тяготеет зона действия публичного сервитута[24].
Первая группа зон – территориальные зоны – используется для установления разрешенного использования земельных участков внутри каждой зоны. Немаловажно, что разрешенное использование – это характеристика именно земельных участков как недвижимого имущества, но ни в коем случае не земель. Один земельный участок может относиться только к одной территориальной зоне, как следствие, границы территориальных зон не должны пересекать границы земельных участков. Прилагая сказанное к зоне действия публичного сервитута, можно заключить, что такая зона имеет мало общего с территориальными зонами: она не влияет на разрешенное использование земельных участков и может свободно пересекать их границы.
Вторая группа зон – зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) – используется для установления ограничений использования земель и земельных участков. Эти ограничения имеют публично-правовой характер: например, они могут быть связаны с правилами охраны окружающей среды или с техническими правилами охраны некоторых видов объектов. Поскольку такие ограничения связаны с публично-правовыми режимами, характеристики и границы земельных участков как недвижимости для вопросов их установления не важны. Как следствие, ЗОУИТ могут включать в себя как земельные участки, так и земли. Границы ЗОУИТ могут свободно пересекать границы земельных участков, границы населенных пунктов, территориальных зон, других зон с особыми условиями использования территории.
Зона действия публичного сервитута во многом близка к ЗОУИТ: здесь тоже принимается властное решение, устанавливающее публичный режим для земель и земельных участков. Этот режим ограничивает права собственников земельных участков, поскольку они обязаны подчиниться властному решению о размещении линейных объектов на их участках, они также не вправе препятствовать доступу обладателя публичного сервитута к своим участкам, пока не оспорят само решение об установлении публичного сервитута. Иными словами – они вынуждены помимо своей воли терпеть деятельность постороннего лица на своем земельном участке, поскольку такое решение принял компетентный орган публичной власти. С другой стороны, режим зоны действия публичного сервитута предполагает возможность использования земель или земельных участков лицом, определенным в решении об установлении публичного сервитута, и строго в тех целях, которые указаны в этом решении. Это очень похоже на режим охранных зон, к примеру, железнодорожных путей или трубопроводов, которые относятся к ЗОУИТ – режим охранной зоны также предполагает возможность владельца линейного объекта использовать чужой земельный участок вне воли собственника[25]. Публично-правовые свойства зоны действия публичного сервитута проявляются и в том, что эта зона не зависит от характеристик земельных участков как недвижимости: их границ, целевого назначения и разрешенного использования.
Заслуживает отдельного рассмотрения также вопрос более практического характера – о допустимости пересечения границами зон действия публичных сервитутов границ других объектов[26]. В ЗК РФ практически ничего об этом не сказано. Между тем наличие пересечений границ некоторых видов может повлечь невозможность внесения сведений в реестр границ (п. 2 ст. 34 Закона о регистрации). Нет ли таких правил для процедуры внесения сведений о границах зоны действия публичного сервитута? В уже упомянутой ст. 34 сказано о невозможности внесения сведений в реестр при наличии пересечений для следующих объектов: лесничеств, населенных пунктов и территориальных зон. Однако ничего не сказано о границах публичных сервитутов. Имеется ли здесь пробел или таково решение законодателя?
На основании публичного сервитута ЗК РФ позволяет использовать часть земельного участка (например, в п. 4 ч. 1 ст. 39.41 ЗК РФ), что предполагает наличие пересечения границ земельного участка границами зоны действия публичного сервитута. Если граница зоны действия публичного сервитута может пересекать границы земельных участков, то она может пересекать и границы территориальных зон, населенных пунктов и лесничеств – поскольку все эти объекты должны иметь границы по границам земельных участков в их составе (такой вывод следует из содержания п. 2 ст. 34 Закона о регистрации). Ее пересечение с границами ЗОУИТ также возможно, поскольку границы таких зон могут пересекаться с любыми объектами. О пересечении границ зон действия двух разных публичных сервитутов в ЗК РФ ничего не сказано, однако пересечение разных линейных объектов допускается в Положении о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов[27] (далее – Положение). Так, подп. «д» п. 28 Положения предусматривает составление ведомости пересечений границ зон планируемого размещения линейного объекта с сохраняемыми объектами капитального строительства, включая и сохраняемые линейные объекты. Сохраняемые линейные объекты в границах зоны размещения нового линейного объекта упоминаются и в подп. «е» п. 20 Положения.
Таким образом, границы зон действия публичных сервитутов могут свободно пересекать границы земельных участков, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории и, наконец, границы других зон действия публичных сервитутов.
Кратко подводя итоги, можно заключить, что процедура внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте и его границах отражает две его характерные черты: первая – отсутствие связи с единичным конкретным земельным участком как недвижимым имуществом; вторая – распространение действия публичного сервитута посредством установления границ вторичного объекта – зоны, включающей в себя неограниченное число земельных участков и земель. Эти черты не позволяют рассматривать публичный сервитут как ограниченное вещное право на земельный участок и распространять на него ту же процедуру, которая предусмотрена для регистрации вещных прав.