• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУДОВ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: НОВОЕ В ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

347.97/.99

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 39 – 48.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.
Дата поступления 29.03.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

В качестве предмета исследования в рамках настоящей статьи выступают проблемные вопросы представительства судов в социальных сетях. Авторами с учетом принципов развития информационной политики судебной системы, изложенных в Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы, акцентируется внимание на необходимости разработки новых форм организации современной судебной деятельности в условиях сложной политической ситуации в мире и внешнеполитических вызовов. Указывается на сложности и проблемы в работе официальных сайтов судов, приводящие к серьезным последствиям, например, к ущербу вследствие кибератак. Социальные сети рассматриваются как каналы связи судов с общественностью, предоставляющие возможность эффективного, достоверного и своевременного информирования о деятельности судов. В целях всестороннего и комплексного изучения проблемы представительства судов в социальных сетях авторами осуществлен анализ имеющихся по данному вопросу материалов научных исследований, публикаций в средствах массовой информации, а также результатов проведенного экспертного опроса. На основе анкетирования разработаны примеры обратной связи общества и суда, сформулированы рекомендации по организации необходимого взаимодействия с точки зрения реализации информационной открытости и доступности информации о деятельности судов для граждан и организаций.

Суд; судебная деятельность; социальные сети; информационная открытость; доступность судебного решения; обратная связь.

Пальчикова М. В., Кильдюшева О. А. Взаимодействие судов с общественностью с помощью социальных сетей: новое в порядке регулирования и реализации // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 39 – 48. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.

УДК
347.97/.99
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 39 – 48.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.
Дата поступления 29.03.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Аннотация

В качестве предмета исследования в рамках настоящей статьи выступают проблемные вопросы представительства судов в социальных сетях. Авторами с учетом принципов развития информационной политики судебной системы, изложенных в Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы, акцентируется внимание на необходимости разработки новых форм организации современной судебной деятельности в условиях сложной политической ситуации в мире и внешнеполитических вызовов. Указывается на сложности и проблемы в работе официальных сайтов судов, приводящие к серьезным последствиям, например, к ущербу вследствие кибератак. Социальные сети рассматриваются как каналы связи судов с общественностью, предоставляющие возможность эффективного, достоверного и своевременного информирования о деятельности судов. В целях всестороннего и комплексного изучения проблемы представительства судов в социальных сетях авторами осуществлен анализ имеющихся по данному вопросу материалов научных исследований, публикаций в средствах массовой информации, а также результатов проведенного экспертного опроса. На основе анкетирования разработаны примеры обратной связи общества и суда, сформулированы рекомендации по организации необходимого взаимодействия с точки зрения реализации информационной открытости и доступности информации о деятельности судов для граждан и организаций.

Ключевые слова

Суд; судебная деятельность; социальные сети; информационная открытость; доступность судебного решения; обратная связь.

Для цитирования

Пальчикова М. В., Кильдюшева О. А. Взаимодействие судов с общественностью с помощью социальных сетей: новое в порядке регулирования и реализации // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 39 – 48. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.

Финансирование

About article in English

UDC
347.97/.99
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 39 – 48.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.
Received 29.03.2023, accepted 19.09.2023, available online 30.09.2023.

Abstract

The subject of the research in the framework of this article is the problematic issues of the representation of courts in social networks. The authors, taking into account the principles of the development of the information policy of the judicial system, set out in the Concept of the Information Policy of the judicial system for 2020-2030, focus on the need to develop new forms of organization of modern judicial activity in a complex political situation in the world and foreign policy challenges. It points out the difficulties and problems in the work of the official websites of the courts, leading to serious consequences, for example, damage due to cyber attacks. Social networks are considered as channels of communication of courts with the public, providing an opportunity for effective, reliable and timely information about the activities of courts. In order to comprehensively and comprehensively study the problem of representation of courts in social networks, the authors analyzed the materials of scientific research available on this issue, publications in the media, as well as the results of an expert survey. On the basis of the questionnaire, examples of feedback between the society and the court were developed, recommendations were formulated on the organization of the necessary interaction in terms of the implementation of information openness and accessibility of information about the activities of courts for citizens and organizations.

Keywords

Court; judicial activity; social networks; information openness; accessibility of the court decision; feedback.

For citation

Palchikova M. V., Kildyusheva O. A. Interaction of Courts with the Public Through Social Networks: New in the Order of Regulation and Implementation. Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 39 – 48. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.4.

Acknowledgements

В эпоху цифровизации активное использование информационных технологий стало неотъемлемой частью функционирования различных институтов государственной власти, в том числе и судов [5, с. 163]. Развитие информационных технологий, безусловно, позволяет выявить их положительные качества и черты, которые способствуют повышению уровня жизни человека, а также экономии его времени в процессе совершения важных и непосредственно значимых дел с помощью социальных сетей.

Л. Ю. Фомина определяет в качестве одного из ключевых направлений организации современной судебной деятельности осуществление взаимодействия судов с общественностью. В связи с существующей сложной политической ситуацией в мире и внешнеполитическими вызовами, с которыми столкнулась Россия, появилась необходимость разработки новых каналов связи между общественностью и судами [10, с. 78].

Традиционно, в качестве таких каналов мы рассматриваем сайты соответствующих судов в сети «Интернет» [1, с. 69], которые содержат в себе информацию о конкретном суде: его местоположение, часы работы, список судебных дел, находящихся на его рассмотрении, перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность данного суда и т.д. С помощью сайтов можно осуществить ряд процессуальных действий: подать обращения, рассчитать госпошлину относительно конкретного заявления или жалобы.

Наряду с этим имеется возможность ознакомления с судебной практикой и информационно-издательской деятельностью судов.

Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы в главе III определяет следующие принципы развития информационной политики судебной системы:

1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;

2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;

3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;

4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;

5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;

6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;

7) единство информационного пространства[1].

Становление и формирование компьютерных технологий в современных условиях облегчает многие аспекты нашей жизни, позволяя выполнять большое количество действий и функций, не выходя из интернета [2, с. 17].

Затрагивая же тему о положительных чертах развития информационных технологий, невозможно не отметить возникающие на современном этапе сложности и проблемы, которые приводят к неблагоприятным последствиям, одной из которых является кибератака [7, с. 49]. Цель кибератак – «положить на дно» систему, сайт или любой другой информационный источник для того, чтобы вскрыть государственную тайну того или иного органа, получить доступ к тем документам, которые при попадании «не в те руки» могут стать угрозой для безопасности государства или страны в целом.

Однако на данный момент снизились качественные показатели работы данных сайтов. Участились случаи DDoS-атак (от англ. Distributed Denial of Service – распределительные атаки), которые создают нагрузку на сервер и приводят к отказу системы. При таких условиях пользователи не могут получить доступ к сайту или веб-сервису.

Так, 16 марта 2022 г. издание РБК ссобщило о том, что на сайты арбитражных судов в России была совершена хакерская атака: «Около 5:00 мск информация на страницах оказалась недоступна, а вместо данных было размещено послание с оскорблениями в адрес Президента Владимира Путина и россиян в связи с военной операцией России на Украине. По состоянию на 5:30 мск атаке подверглись сайты арбитражных судов Москвы, Приморского края и других регионов. Примерно к 6:15 послание уже было недоступно, но сайты не открывались»[2].

В таких условиях достижение реализации упомянутых в Концепции информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы принципов пока представляется проблематичным. В связи этим возникает закономерный вопрос о существовании альтернативы официальным сайтам судов, которая, с одной стороны, могла бы в критических ситуациях выступить заменой сайта для информирования граждан и временно осуществлять его функции, с другой – была бы источником двустороннего взаимодействия и оперативного реагирования на запросы гражданского общества.

Данной площадкой могут выступать социальные сети, в том числе социальная сеть «ВКонтакте». Таким образом, распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина можно считать наиболее современным и актуальным способом решения проблемы кибератак, осуществляемых по отношению к сайтам судов, а вопрос об эффективности взаимодействия судов с общественностью практически решенным[3]. Распоряжение вступает в силу с 1 декабря 2022 года и определяет «ВКонтакте» и «Одноклассники» в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц.

Решение о создании страниц или сообществ для судов в социальных сетях, является наиболее верным [9, с. 293], поскольку посещаемость данных площадок насчитывает 73,4 миллиона пользователей, в то время как сайт Верховного Суда Российской Федерации – всего 12,1 миллиона пользователей, и это с учетом того, что на территории Российской Федерации проживает о 146,2 миллиона человек.

Посещаемость сайта Верховного суда Республики Мордовия также не выглядит очень насыщенной: всего 8,5 тысяч человек на население в 770 тысяч человек, что позволяет отметить преобладание активности пользователей именно в социальных сетях.

Согласно Методическим рекомендациям по взаимодействию судов и СМИ, связи с общественностью в судебной системе – это вид деятельности, предполагающий в соответствии с действующим законодательством систематическое информационное взаимодействие судов с гражданами и организациями. Целью этой деятельности является изучение и удовлетворение информационных потребностей общества в сфере судебной информации, содействие формированию в обществе понимания целей и ценностей правосудия, а также повышению уровня правосознания граждан. Главным итогом работы с общественностью должно стать повышение авторитета судебной власти как необходимого условия осуществления правосудия. Основополагающим в приведенном выше определении является взаимодействие, а взаимодействие – это не что иное, как коммуникация [6, с. 56].

В данных методических рекомендациях также указано, что контентом сайта суда и его страниц или групп в социальных сетях должен заниматься пресс-секретарь суда. Здесь же обозначена цель связей с общественностью в судебной системе: сформировать, поддержать, укрепить позитивное отношение общества к имиджу суда [8, с. 127]. Ввиду этого, мы снова подчеркиваем актуальность изучения такого взаимодействия с целью внесения предложений по его корректированию и усовершенствованию.

В упомянутой ранее Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы в главе 4, в разделе «Обеспечение интересов судебной системы Российской Федерации в информационной сфере» указано на необходимость выработки приемлемых с точки зрения действующего законодательства алгоритмов действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, имеющих цель сформировать негативный образ судьи и оказать давление на суд.

В настоящий момент особую актуальность приобрела проблема «скандализации правосудия», подразумевающая манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти [3, с. 16], умаление ее авторитета, беспорядочную, необоснованную критику, подрывающую доверие общественности к процессу отправления правосудия, что обусловливает острую необходимость формулирования ответственности за ее проявление в СМИ [4, с. 20].

В этой связи снова подчеркивается необходимость выработки подходов эффективного взаимодействия судов с различными информационными ресурсами, их мониторинга с целью анализа динамики общественного мнения по ключевым вопросам деятельности, выявления наиболее интересных с общественной точки зрения аспектов такой деятельности и оперативного реагирования на размещение не соответствующей действительности информации.

Для получения достоверного результата исследования, касающегося вопроса эффективности взаимодействия судов с общественностью посредством социальной сети «ВКонтакте», авторами был проведен сбор всех имеющихся в интернете информационных источников, которые могли прямо указывать на наличие в социальной сети «ВКонтакте» страниц или сообществ судов общей юрисдикции и арбитражного суда Республики Мордовия.

Анализ собранной информации позволил сделать вывод о том, ни Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия), ни один из районных судов не имеют страниц или сообществ в социальной сети «ВКонтакте». Исключение составляет Верховный Суд Республики Мордовия (Верховный Суд Республики Мордовия (vk.com); https://vk.com/vsmordovia). На его странице содержится: 1) информация о порядке подачи жалоб в апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции размешена на официальном сайте суда; 2) ссылка на официальный сайт суда; 3) фотографии, визуальный вид суда.

В сутки публикуется примерно 1-2 записи, что указывает на низкую активность группы (1 762 подписчика). В основном публикуется информация о рассмотренных в данном суде делах, с указанием специфики каждого отдельного дела; размещаются фото- и видеоматериалы судебных заседаний; новости Республики Мордовия и РФ.

Неудовлетворенность информационных потребностей общества в сфере судебной информации может привести к дополнительным нежелательным последствиям в виде отрицательной оценки обществом деятельности судов, умаления авторитета судебной власти, возникновению критики, подрывающей доверие общественности к процессу отправления правосудия, что противоречит правовым нормам, подчеркивающим необходимость поддержания имиджа суда на должном уровне.

Низкий уровень работы судов в области информационного взаимодействия с общественностью свидетельствует о том, что в эпоху цифровизации судебная ветвь власти не развивается в полной мере и не достигает в своем функционировании тех целей и задач, которые стоят перед ней, как одним из трех рычагов механизма развитого правового государства, что требует квалифицированного подхода к решению обозначенной проблемы и разработки ряда предложений по ее устранению.

Закономерно напрашивается вопрос о том, нужно ли обществу присутствие судов в социальных сетях. Чтобы по возможности полно ответить на данный вопрос, нами было проведено социологическое исследование среди государственных и муниципальных служащих, студентов юридических вузов, а также судебных работников и посетителей сайта Верховного суда Республики Мордовия.

В проведенном исследовании приняли участие те респонденты, которые по роду деятельности (профессиональной или учебной) связаны с работой судебных органов, поэтому данный опрос можно считать экспертным. Опрашиваемым было предложено заполнить анкету в соответствующих формах и ответить на соответствующие вопросы.

Целью данного исследования было выявление частоты использования социальных сетей, релевантность их как источника новостей и правовой информации для опрашиваемой группы, возможность использования социальной сети как эффективного средства коммуникации между судом и общественностью, а также выяснение предпочтений по видам и количеству информации, способности социальной сети к формированию общественного мнения и направления общественной мысли в избранной сфере.

Объектом исследования выступили малые социальные группы, в нашем случае – это группы, члены которых роду деятельности связаны с работой судебных органов. Предметом исследования явилось определение уровня использования социальной сети как эффективного средства коммуникации между судом и общественностью.

В анкетном опросе участие приняли 131 человек. Социальный состав респондентов представлен следующим образом: 23,7 % – мужчины и 76,3 % –женщины. Самую многочисленную группу составили молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет – 45 %, вторую по численности – 32,8 % – люди в возрасте от 35 до 49 лет. Данные результаты обусловлены контингентом отвечающих, на долю которых приходится самый активный возраст использования социальных сетей и обращения к страницам государственных органов в социальных сетях. Городские жители оказались в преимуществе (88,5 %), что обусловливается и контингентом опрашиваемых. Более 56 % опрошенных имеют высшее образование, доля лиц с образованием 10–11 классов и незаконченным высшим образованием – 20,6 и 13,7 % соответственно. Это отражает контингент респондентов, так как многие из них студенты первых и старших курсов. На сформированную у них привычку получать информацию из социальных сетей необходимо ориентироваться при дальнейшем развитии интернет-коммуникации с аудиторией. В целом, образовательный уровень респондентов следует считать достаточно высоким, с учетом того, что многие из них владеют навыками юридического мышления.

На долю опрошенных, занятых в системе государственного, муниципального управления; правоохранительных органах, силовых структурах, МЧС; судебных органах, адвокатуре, нотариате приходится 14,5, 10,2 и 41,5 % соответственно, что в совокупности составляет 66,2 %.

На вопрос «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?» подавляющее число опрашиваемых выбрали ответ «ВКонтакте» – 91,4 %. Это на наш взгляд самый показательный результат исследования.

Важным также является распределение ответов респондентов на вопросы «Как часто Вы используете социальные сети в получении необходимой Вам информации?» и «Как часто Вы используете социальные сети в получении необходимой информации о деятельности судов?» (рис. 1).

 

Рис. 1. Частота использования социальных сетей

Из содержания рис. 1 следует, что подавляющая часть респондентов (в целом – 93%) использует социальные сети для получения необходимой информации постоянно или иногда. Тоже самое нельзя сказать про получение информации о деятельности судов: с разной частотой их используют 58,8 %. Это объясняется как низким представительством официальных страниц судов в сетях, так и незаинтересованностью ряда респондентов в данных новостных обзорах либо в форме подачи новостей, либо времени подачи новостей. Данный пункт указывает на необходимость расширения судебного представительства в социальных сетях, в частности – «ВКонтакте».
На вопрос «Страницы каких судов вам известны?» было получено 79 ответов. Среди них лидирует ответ: страница Верховного суда Республики Мордовия – 30 ответов и никакие суды не известны – 19 ответов. Помимо страницы Верховного суда Республики Мордовия респондентам известна страница Верховного Суда РФ – 8 ответов, страницы судов других регионов – 22 ответа. Конечно, такая статистика, если и вызывает оптимизм, то весьма сдержанный.
Наиболее показательными выступают ответы на вопросы об обратной связи и коммуникации между страницами судов и теми, кто их посещает. В основном, пользователи рассчитывают на отображение контактной информации на странице судов, а также заинтересованы в новостях и проводимых мероприятиях, на третьем месте по интересам – консультирование и дополнительные сведения (время работы, госпошлина и т.д.) (рис. 2).


Рис. 2. Полезная информация о работе судов, размещенная в социальных сетях

В качестве дополнительной информации на странице суда пользователи предпочли бы видеть высказывания ведущих юристов-практиков и ученых, им интересна собственная аналитика как правоприменения, так и нормотворчества, а также перепост актуальных новостей законодательства (рис. 3).

Рис. 3. Необходимая дополнительная информация на страницах судов

Развивают предыдущую аналитику и последующие ответы: респондентам интереснее всего читать комментарии судей относительно складывающейся судебной практики и собственная судебная аналитика. И абсолютное недоверие вызывают у пользователей комментарии от таких же пользователей (рис. 4).

Рис. 4. Информация о рассмотренных делах,
размещенная на страницах судов в социальных сетях

Релевантным результатом является и ответ на последующий вопрос – «Какая форма доведения информации о работе суда наиболее интересна?». Большинство по-прежнему высказывается за реальную судебную практику, аналитику судебных решений и интервью с судьями. Представляется, что для многих правоприменителей весьма важно видеть, как происходит формирование судебной позиции по различным категориям споров, в каком направлении будет развиваться судебная практика, получить об этом более подробное разъяснение так сказать «в моменте», более оперативно, не дожидаясь судебных обзоров (рис. 5).


Рис. 5. Форма доведения информации о работе суда
на странице в социальной сети

Учитывая, что использование социальных сетей имеет определенную специфику – более «поверхностное» быстрое чтение, необходимость выделить новость из потока новостей «в ленте», дум-скроллинг и тому подобное, мы все же задали респондентам вопрос относительно количество необходимых постов в день. Респонденты выступили в подавляющем большинстве за разнообразные новости, но в целом мнения относительно тематики и количества постов в сутки разошлись (рис. 6).

Рис. 6. Количество постов в день для оптимальной работы суда

Позволим себе смелый вывод, что на самом деле пользователи еще не до конца разобрались, какой бы они хотели видеть презентацию суда в социальной сети, поэтому правильным решением было бы пробовать разные форматы и экспериментировать с наполняемостью, что становится еще одним видом работы, по-видимому, пресс-службы суда.
На наш взгляд, получение обратной связи по тем или иным вопросам работы суда, оценка работы судей, обсуждение прецедентных случаев и т.п. – наиболее эффективный метод обнаружения пробелов и проблем в работе суда, выявив которые, появляется возможность оперативного их решения и повышения эффективности работы суда, повышения уровня доверия к суду и судебной системе.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Сайты арбитражных судов России подверглись хакерской атаке. URL: https://www.rbc.ru/politics/16/03/2022/623156979a79472d4014351c?ysclid=lmst9zj32832687555  (дата обращения: 01.04.2022).

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 2523-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 37. Ст. 6381.

Список источников

  1. Андрианова В. В. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в реализации судебной реформы // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 2 (34). – С. 65–74.
  2. Губанов А. В. Социально-сетевое управление публичными коммуникациями региона : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.08. – Орел, 2019. – 26 с.
  3. Губанов Д. А. Модели информационного управления в социальных сетях : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.13.10. – Москва, 2009. – 24 с.
  4. Дукин Р. А. Институт социальных медиа в региональном пространстве коммуникационных практик : автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – Саранск, 2017. – 27 с.
  5. Зимова Н. С., Фомин Е. В., Смагина А. А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – № 2. – С. 159–171.
  6. Лебедева Д. С. Методические рекомендации по взаимодействию судов и СМИ. – Санкт-Петербург : Астерион, 2021. – 72 с.
  7. Рослякова М. В. Социальные сети в деятельности органов исполнительной власти: адаптация к новым способам взаимодействия // Социодинамика. – 2022. – № 7. – С. 42–56.
  8. Факеева Л. Е. К вопросу об участии судей в социальных сетях в рамках статуса судьи // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2020. – № 1. – С. 123–132.
  9. Федосеева Н. Н. Доступ общественности к информации о деятельности судов в Российской Федерации // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – 2010. – № 4. – С. 290–296.
  10. Фомина Л. Ю. Взаимодействие судов со СМИ и общественностью в современных условиях: российский и зарубежный опыт // Правосудие в республике Мордовия. – 2021. – № 5. – С. 78–82.

References

  1. Andrianova V. V. Providing access to information on courts’ activity at implementation of the judicial reform. Izvestiya VUZov. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences, 2015, no. 2 (34), pp. 65–74. (In Russian).
  2. Gubanov A. V. Sotsialno-setevoe upravlenie publichnymi kommunikatsiyami regiona. Avtoref. Kand. Diss. [Social Network Management of Regional Public Communications. Cand. Diss. Thesis]. Orel, 2019. 26 p.
  3. Gubanov D. A. Modeli informatsionnogo upravleniya v sotsialnykh setyakh. Avtoref. Kand. Diss. [Information Management Models in Social Networks. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2009. 24 p.
  4. Dukin R. A. Institut sotsialnykh media v regional’nom prostranstve kommunikatsionnykh praktik. Avtoref. Kand. Diss. [Social Media Institute Regional Space for Communication Practices. Cand. Diss. Thesis]. Saransk, 2017. 27 p.
  5. Zimova N. S., Fomin E. V., Smagina A. A. Social Networks as a New Channel of Society-Power Interaction. Nauchnyi rezultat. Sotsiologiya i upravlenie = Research result. Sociology and Management, 2020, no. 2, pp. 159–171. (In Russian).
  6. Lebedeva D. S. Metodicheskie rekomendatsii po vzaimodeistviyu sudov i SMI [Methodical Recommendations on Interaction of Courts and Media]. Saint Petersburg, Asterion Publ., 2021. 72 p.
  7. Roslyakova M. V. Social networks in the activities of executive authorities: adaptation to new ways of interaction. Sotsiodinamika = Sociodynamics, 2022, no. 7, pp. 42–56. (In Russian).
  8. Fakeeva L. E. The issue of participation of judges in social networks in the framework of the judge status. NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo = NOMOTHETIKA. Philosophy. Sociology. Law, 2020, vol. 45, no. 1, pp. 123–132. (In Russian).
  9. Fedoseeva N. N. Public access to information about the activities of courts. Trudy NGTU imeni R. E. Alekseeva = Transactions of Nizhni Novgorod state technical university n.a. R. Y. Alexeev, 2010, no. 4, pp. 290–296. (In Russian).
  10. Fomina L. Yu. Interaction of Courts with Mass Media and Public in Modern Conditions: Russian and Foreign Experience. Pravosudie v respublike Mordoviya= Justice In the Republic of Mordovia, 2021, no. 5, pp. 78–82. (In Russian).