• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА

343.22/.988

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 112 – 119.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.
Дата поступления 12.05.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Акты насилия в различных аспектах его проявления, направленные против близких (домашнее насилие, семейно-бытовое насилие, побои), фиксируются практически во всех странах, что дает основание говорить об универсальности этого негативного явления и требует усиления уголовно-правовой защиты жертвы со стороны государства. В статье предпринята попытка анализа основных подходов отечественного законодателя к определению побоев как сложного социально-бытового явления, являющегося одной из возможных составляющих домашнего насилия, регламентации ответственности за их причинение в зависимости от субъектного состава. В ходе исследования автором проанализированы доступные официальные данные о масштабах распространения побоев в нашей стране, на основе чего сделан вывод о разрозненности статистики распространения фактов домашнего насилия. Изучена актуальная статистика МВД РФ, данные Судебного департамента Верховного суда РФ за 2022–2023 годы. Факт административной преюдиции, а также наличие судимости за насильственные преступления являются квалифицирующими признаками для применения мер уголовной ответственности, в связи с чем отдельному анализу подвергнуты данные о побоях, совершаемых лицом, привлекавшимся ранее административному наказанию либо уже имеющим судимость. Дана оценка Постановлению Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. № 11-П, которое изменило неоправданно привилегированное положение лиц, имеющих судимость, по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию. Проанализирован зарубежный опыт и основные терминологические подходы к пониманию сущности данного явления и к субъекту подобных преступлений. Установлено, что зарубежные законодатели (Франция) шире определяют круг лиц, которые могут быть признаны жертвами насилия в семье, а уголовные кодексы отдельных стран (США и Великобритания) дополнены уголовно-правовыми запретами психологического и экономического насилия. Сделан вывод, что вопросы обеспечения уголовно-правовой защиты от проявлений всех форм домашнего насилия не могут быть рассмотрены в отрыве от комплексного нормативного правового акта, а отдельные предлагаемые меры не только не решают проблемы жертв этого явления, но и могут способствовать усугублению их положения.

Домашнее насилие; семейное насилие; насильственные преступления; побои; уголовно-правовая защита; ответственность; субъект преступления; зарубежный опыт.

Румянцева Ю. Н. Уголовно-правовая защита жертв домашнего насилия: дифференциация ответственности в зависимости от субъектного состава // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 112 – 119. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.

УДК
343.22/.988
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 112 – 119.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.
Дата поступления 12.05.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Аннотация

Акты насилия в различных аспектах его проявления, направленные против близких (домашнее насилие, семейно-бытовое насилие, побои), фиксируются практически во всех странах, что дает основание говорить об универсальности этого негативного явления и требует усиления уголовно-правовой защиты жертвы со стороны государства. В статье предпринята попытка анализа основных подходов отечественного законодателя к определению побоев как сложного социально-бытового явления, являющегося одной из возможных составляющих домашнего насилия, регламентации ответственности за их причинение в зависимости от субъектного состава. В ходе исследования автором проанализированы доступные официальные данные о масштабах распространения побоев в нашей стране, на основе чего сделан вывод о разрозненности статистики распространения фактов домашнего насилия. Изучена актуальная статистика МВД РФ, данные Судебного департамента Верховного суда РФ за 2022–2023 годы. Факт административной преюдиции, а также наличие судимости за насильственные преступления являются квалифицирующими признаками для применения мер уголовной ответственности, в связи с чем отдельному анализу подвергнуты данные о побоях, совершаемых лицом, привлекавшимся ранее административному наказанию либо уже имеющим судимость. Дана оценка Постановлению Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. № 11-П, которое изменило неоправданно привилегированное положение лиц, имеющих судимость, по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию. Проанализирован зарубежный опыт и основные терминологические подходы к пониманию сущности данного явления и к субъекту подобных преступлений. Установлено, что зарубежные законодатели (Франция) шире определяют круг лиц, которые могут быть признаны жертвами насилия в семье, а уголовные кодексы отдельных стран (США и Великобритания) дополнены уголовно-правовыми запретами психологического и экономического насилия. Сделан вывод, что вопросы обеспечения уголовно-правовой защиты от проявлений всех форм домашнего насилия не могут быть рассмотрены в отрыве от комплексного нормативного правового акта, а отдельные предлагаемые меры не только не решают проблемы жертв этого явления, но и могут способствовать усугублению их положения.

Ключевые слова

Домашнее насилие; семейное насилие; насильственные преступления; побои; уголовно-правовая защита; ответственность; субъект преступления; зарубежный опыт.

Для цитирования

Румянцева Ю. Н. Уголовно-правовая защита жертв домашнего насилия: дифференциация ответственности в зависимости от субъектного состава // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 112 – 119. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.

Финансирование

About article in English

UDC
343.22/.988
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 112 – 119.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.
Received 12.05.2023, accepted 19.09.2023, available online 30.09.2023.

Abstract

Acts of violence in various aspects of its manifestation directed against loved ones (domestic violence, domestic violence, beatings) are recorded in almost all countries, which gives reason to talk about the universality of this negative phenomenon and requires strengthening the criminal protection of the victim by the state. The article attempts to analyze the main approaches of the domestic legislator to the definition of beatings as a complex social phenomenon, which is one of the possible components of domestic violence, the regulation of responsibility for their infliction depending on the subject composition. In the course of the study, the author analyzed the available official data on the extent of the spread of beatings in our country, on the basis of which a conclusion was made about the disparity of statistics on the spread of domestic violence. The current statistics of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the data of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation for 2022–2023 have been studied. The fact of administrative prejudice, as well as the presence of a criminal record for violent crimes are qualifying signs for the application of criminal liability measures, in connection with which data on beatings committed by a person who was previously subjected to administrative punishment or already has a criminal record were subjected to a separate analysis. The assessment of the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 8, 2021 is given. No. 11-P, which changed the unjustifiably privileged position of persons with a criminal record in relation to persons subjected to administrative punishment. The foreign experience and the main terminological approaches to understanding the essence of this phenomenon and to the subject of such crimes are analyzed. It has been established that foreign legislators (France) define more broadly the range of persons who can be recognized as victims of domestic violence, and the criminal codes of individual countries (the USA and the UK) are supplemented with criminal law prohibitions of psychological and economic violence. It is concluded that the issues of ensuring criminal legal protection against manifestations of all forms of domestic violence cannot be considered in isolation from a comprehensive regulatory legal act, and some proposed measures not only do not solve the problems of victims of this phenomenon, but can also contribute to aggravating their situation.

Keywords

Domestic violence; family violence; violent crimes; beatings; criminal legal protection; responsibility; the subject of the crime; foreign experience.

For citation

Rumyantseva Yu. N. Criminal Law Protection for Victims of Domestic Violence: Differentiation of Responsibility Subject Composition. Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 112 – 119. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.11.

Acknowledgements

Акты насилия в различных аспектах его проявления привлекают повышенное внимание экспертов во всем мире. Нарастающие масштабы распространения данного явления стимулируют использовать все имеющиеся ресурсы для выявления причин, характера и возможных последствий насильственных действий. Проблема домашнего насилия (domestic violence) носит глобальный характер. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий чаще, чем посторонние люди. Это относится как к мелким эксцессам, связанным с незначительным причинением вреда здоровью, так и к более серьезным преступлениям. Направленность агрессии против близких отмечается практически во всех странах, что дает основание говорить об универсальности этого явления. Согласно данным Всемирного трибунала по нарушению прав женщин, представленным на Всемирной Конференции ООН по правам человека (г. Вена, Австрия) 54 % всех убийств совершаются внутри семьи, при этом в 90 % случаях их жертвами становятся женщины и дети [6, c. 3].

Домашнее насилие – серьёзная общесоциальная проблема, решение которой во многом зависит как от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от насилия в семье, так и от включения данной проблемы в повестку дня социальной и правовой политики государства[1] посредством принятия своевременных и достаточных мер уголовно-правовой защиты. Наряду с термином «домашнее насилие» используется термин «семейно-бытовое насилие», которое можно определить как умышленные действия одного лица в отношении другого, совершенные в сфере семейно-бытовых отношений, нарушающие права и свободы человека, наносящие вред здоровью, причиняющие физическую боль и (или) нравственные страдания.

В Российской Федерации наиболее распространенным в сравнении с описанными выше терминами является термин «побои». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет «побои» как удары по живому телу, избиение[2]. Данный термин используется в нашей стране на законодательном уровне: ответственность за их нанесение регламентирована действующими КоАП РФ и УК РФ. Так, с позиции отечественного законодателя побои представляют собой насильственные действия, причинившие физическую боль. «Санкция ст. 116 УК РФ идентична санкции ст. 115 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение легкого вреда здоровью. Основания, при которых законодатель продолжает упорно приравнивать санкции по побоям по ст. 116.1 и 116 УК РФ к санкциям по ч. 1 и 2 ст. 115 УК РФ соответственно, не совсем понятны: ведь в случае ст. 115 УК РФ речь идет не просто о побоях, но о причинении вреда здоровью» [1]. Подобного рода оценка подталкивает нас к пониманию того, что побои не оставляют особого вида повреждений[3]. Они являются действиями, состоящими в многократном нанесении ударов, в результате которых могут возникнуть ссадины, кровоподтеки, небольшие раны или вообще может не остаться никаких объективно выявляемых повреждений[4].

УК РФ дифференцирует ответственность за нанесение побоев в том числе и в зависимости от субъектного состава[5]. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом совершения преступления – хулиганскими побуждениями или мотивами ненависти или вражды [5].

Субъектом преступления по ст. 116 УК РФ является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В статье 116.1 УК РФ выделяется ответственность за «нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Для данного состава законодатель уточняет, что лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 6.11 КоАП РФ) до истечения годичного срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 116.1 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» УК РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в его статье 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного его статьей 116 «Побои», лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Характеризуя волатильность отечественного законодательства в данном вопросе, нельзя не отметить, что в начале 2017 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон, который перевел побои, нанесенные близким родственникам, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые. Речь шла о наказаниях за причинение физической боли родственникам с синяками и ссадинами, но не нанесших вреда их здоровью. В случаях причинения вреда здоровью виновник должен понести уголовную ответственность. Таким образом, в настоящее время виновный в нанесении таких побоев сначала привлекается к административной ответственности, а затем, в случае повторного избиения родственника, к уголовной – по статье 116.1 УК РФ[6]. Указанные корректировки фактически декриминализировали домашнее насилие, что не способствовало ни снижению его латентности, ни сокращению подобных случаев. Напротив, такая позиция законодателя лишь способствовала распространению данного негативного явления и усложнила его выявление и фиксацию.

Так, в настоящее время официальные данные о домашнем насилии в России носят разрозненный характер. По результатам отчета Росстата о репродуктивном здоровье населения России каждая пятая женщина в нашей стране страдает от домашнего насилия, более трети российских женщин подвергались вербальному насилию и только каждая пятая женщина сообщает о случаях домашнего насилия[7].

Официальные данные МВД РФ хоть и отличаются от приведенных выше, но подтверждают статус домашнего насилия как наиболее распространенной формы насилия в Российской Федерации. В 2022–2023 гг. количество подобных случаев превысило средний уровень за последние пять лет, при этом более половины из них совершены в отношении женщин[8]. Также в период с января по июль 2023 года правоохранительными органами МВД РФ зафиксировано 8 166 преступлений по статье «Побои», совершенных лицами, подвергнутыми ранее административному наказанию или уже имеющими судимость, что превышает аналогичный показатель за прошлый период на 138, 8 %. Следует отметить, что за весь период 2022 года органы МВД РФ зафиксировали 7 295 подобных случав, при этом данный показатель в 2022 году уже вырос по отношению к предыдущему периоду на 40,9 %[9].

Статистические данные о привлечении к административной ответственности лишь подтверждают угрожающие тенденции распространения данного явления в нашей стране. Согласно данным официальной статистики Судебного департамента Верховного суда РФ в 2022 году судами общей юрисдикции было рассмотрено 170 111 дел по статье 6.1.1 КоАП РФ «Побои», по которым в отношении 108 420 человек было вынесено решение о наложении наказания в виде штрафа (94 464 случая), ареста (5 452 случая) и обязательных работ (8 336 случаев). Сумма наложенных штрафов превысила 500 млн рублей[10].

Самыми высокими показателями домашнего насилия характеризуются республики Северного Кавказа, высокая частота данных случаев наблюдается также во многих регионах Сибири и Дальнего Востока. Имеется устойчивая взаимосвязь между домашним насилием и уровнем образования женщин: «уровень насилия, которое женщины испытали на протяжении своей жизни или за последние 12 месяцев, снижается по мере роста уровня их образования». Уровень домашнего насилия вдвое ниже среди женщин с высшим образованием по сравнению с теми, кто имеет неполное среднее образование[11].

Также вполне очевидная связь насилия прослеживается с употреблением алкоголя. Каждый пятый злоупотребляющий алкоголем мужчина в течение года применит насилие в отношении своей жены или сожительницы. Среди непьющих мужчин такое встречается значительно реже (только в 2 % случаев)[12].

Угрожающие масштабы распространения данного явления в России на протяжении последних лет, свидетельствуют о необходимости принятия более эффективных мер для защиты жертв насилия и его предупреждения. В подавляющем большинстве стран мира действуют специальные законодательные акты о борьбе с домашним насилием [3]. Кроме того, законодатели посчитали возможным дополнить уголовные кодексы также уголовно-правовыми запретами психологического и экономического насилия.

Среди стран, осуществивших введение таких норм, можно отметить уголовное законодательство США, Великобритании, Канады, Франции и Польши. Законодатели отдельных стран (США, Великобритания, Канада, Польша) криминализовали как насилие приставание и запугивание (stalking), а также калечащие операции на женских половых органах (Великобритания, США, Канада) [7, с. 373].

Заслуживающим внимание, на наш взгляд, является подход Швеции, где насилие со стороны супруга расценивается как грубое нарушение неприкосновенности женщины и подпадает под более суровое наказание, нежели те же действия со стороны незнакомцев. В Австрии, Венгрии, Мексике, Португалии введена уголовная ответственность за сексуальное насилие в отношении женщин со стороны их мужей [8].

Вместе в тем, говорить о целесообразности «слепого» реципиирования отдельных конструкций в данной сфере, можно, по нашему мнению, с большой осторожностью. Препятствий для этого большое количество, начиная от различий в страновом и национальном менталитетах, понимании сущности данного явления, закрепившимся в обществе, и заканчивая различными терминологическими подходами отечественного и зарубежных законодателей. Действительно, до XIX века в России вообще не существовало понятия домашнего насилия: впервые выделение домашнего насилия, как преступления, в отдельную группу произошло в Своде законов Российской империи 1833 года. Его положения затем перешли в Уложение 1845 года. В документе отдельно говорилось о жестоком обращении с супругом или супругой и о насилии в отношении родителей или других родственников [4, с. 44–45].

Дифференциация в используемой терминологии наглядно продемонстрирована во Франции, где супружеское насилие четко отграничивается от семейного конфликта в силу отсутствия свободы выражения каждой из сторон и равенства занимаемых позиций в семье. Домашнее насилие, в свою очередь, определяется как «продолжительный процесс, в течение которого в рамках текущих или прошлых интимных отношений (брак, сожительство, PACS или гражданский договор солидарности) один партнер ведет себя агрессивно, жестоко и деструктивно по отношению к другому» [9]. Так, совершенно очевидно, что французский законодатель, в отличии от российского, значительно шире определяет круг лиц, которые могут быть признаны жертвами партнерского насилия.

Отграничение уголовно- и административно-наказуемых побоев отечественным законодателем осуществляется как раз в зависимости от субъектного состава. Систематическое нанесение побоев либо совершение иных насильственных действий, причиняющих физические или психические страдания, выступает составообразующим признаком истязания, запрещенного статьей 117 УК РФ. Это же деяние образует состав квалифицированного истязания, наказуемого по части второй указанной статьи.

Конструирование взаимосвязанных норм статьи 6.1.1 КоАП Российской Федерации и статьи 116.1 УК РФ базируется на общей публично-правовой природе административной и уголовной ответственности и на предположении (презумпции) о достаточности мер административного воздействия на лицо, впервые нанесшее побои, для предупреждения нового насилия с его стороны. Межотраслевая дифференциация ответственности за побои обеспечивается при их оценке как причиненных впервые или после наложения административного наказания: если меры административного реагирования за нанесение побоев оказались недостаточно эффективными, о чем объективно свидетельствует повторное насилие, то следует применение за это поведение более строгого по своей сути уголовного наказания.

В 2021 году Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л. Ф. Саковой»[13] было уточнено, что фактически квалифицирующим признаком для применения мер уголовной ответственности для субъектного состава должно являться наличие судимости за насильственные преступления. Таким образом, статья 116.1 УК РФ не соответствовала Конституции РФ в той мере, в какой не обеспечивала соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление. При этом принятое решение не означало декриминализацию предусмотренного ст. 116.1 УК РФ преступления и не предполагало утраты ее юридической силы. С 9 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 203-ФЗ для лиц, имеющих судимость за насильственные преступления, введена ответственность за побои[14].

Административно-правовые последствия побоев, совершенных впервые, не компенсируют тот ущерб, который наносится в результате насилия в семье, не способствует предупреждению совершения новых противоправных действий [2, с. 75]. Общественная опасность повторного (в связи с предшествующим привлечением уже не к административной, а к уголовной ответственности) нанесения побоев не может оцениваться как снизившаяся. Напротив, повторность указывает на устойчивость поведения виновного, склонность к разрешению конфликтов насильственным способом, неуважение к достоинству личности. В еще большей степени недостаточность административного наказания и невыполнение государством своих обязанностей по защите личности проявляются в случае применения такого насилия (при отсутствии признаков истязания, выражающегося в том числе в систематическом нанесении побоев) к одному и тому же потерпевшему. Это дает конституционно значимые основания для применения государством наиболее строгих – уголовно-правовых – средств защиты личности.

Указанное выше также возвращает нас к дискуссии о целесообразности принятия Проекта закона «О профилактике семейно-бытового насилия»[15], внесенного в Государственную Думу РФ еще в сентябре 2016 г. Проект документа предлагал, хотя и достаточно спорные, но важные новеллы по предотвращению насилия в семье, однако был возвращен для последующей доработки и до настоящего времени так и не был принят [1]. В отрыве от комплексного нормативного правового акта отдельные предлагаемые меры уголовно-правовой защиты от проявления всех форм домашнего насилия не только не решают проблемы его жертв, но будут способствовать усугублению их положения.

Конституционный Суд в своем Постановлении от 8 апреля 2021 г. № 11-П исправил ранее действовавший подход законодателя, который привел к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, поставил лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию. Конечно, сложно предположить, что для жертвы домашнего насилия существует разница между побоями, наносимыми субъектом впервые или уже привлекавшимся к ответственности за подобные действия. Вместе с тем, именно административная преюдиция, на наш взгляд, будет способствовать повышенной потенциальной защите для лиц, подвергающихся всем формам такого насилия.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Насилие в семье – это преступление : метод. рек. для полицейских и судей. URL: https://60.мвд.рф/upload/site61/document_file/mSqp4qzySf.pdf.

[2]Толковый словарь Ожегова С. И. (RU-RU). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/162302?ysclid=lm3ian0vxb505081528.

[3] Прокурор разъясняет. Уголовная ответственность за побои или иные насильственные действия. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_83/activity/legal-education/explain?item=87878845.

[4] Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : Приказ Минздравсоцразвития России от 24 апр. 2008 г. № 194н (ред. от 18 янв. 2012 г.) // Российская газета. 2008. 5 сент.

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 4 авг. 2023 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 25. Ст. 2954.

[6] КС обязал изменить статью Уголовного кодекса для защиты жертв домашнего насилия. URL: https://tass.ru/obschestvo/11106201?ysclid=lm3i6fn8cf554328826.

[7]Репродуктивное здоровье населения России. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdravo2011.pdf?fbclid=IwAR3uJyMMracqMUJ47ArDewrhzwxQOT2n-k9×6QrHN_DdxAeyln-JaGYeLmQ.

[8] Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/40874008/.

[9] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/.

[10] Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 год. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645. В период подготовки статьи статистика Судебного департамента Верховного суда Российской Федерации за январь – июль 2023 года еще не была доступна, в связи с чем в работе приведены официальные актуальные статистические данные за 2022 год, доступные на момент публикации.

[11] Пьет – значит бьет: как алкоголь вредит семье. Ученые: проблемы с алкоголем приводят к домашнему насилию. URL: https://www.gazeta.ru/science/2019/12/24_a_12881516.shtml?ysclid=lm8qeua8y1181139255.

[12] Там же.

[13] Российская газета. 2021. 20 апр.

[14] О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2022 г. № 203-ФЗ // Российская газета. 2022. 30 июня.

[15] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390-6?ysclid=lm8qqbkq9w259846319.

Список источников

  1. Бычков А. В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты декриминализации побоев // Пролог: журнал о праве. – 2017. – № 4. – С. 17–21.
  2. Дикаева М. С., Дикаева Э. С. К вопросу об обоснованности установления административной преюдиции за уголовно наказуемые побои // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 3. – С. 75‒79.
  3. Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция = Domestic violence under the legislation of foreign countries: responsibility and prevention / [И. С. Власов [и др.]; под ред. Н. А. Голованова]. – Москва : Юстицинформ, 2011. – 382 с.
  4. Жмурова С. С., Репина М. Г. Анализ актуальности принятия закона о домашнем насилии // Образование и право. – 2023. – № 2. – С. 43–50.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под ред. Г. А. Есакова. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2021. – 816 с.
  6. Родина И. В. Социальная проблематизация насилия в семье в современной России : автореф. дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04. – Москва, 2007. – 40 с.
  7. Шикула И. Р., Каменева З. В., Краснова К. А. К вопросу эффективности защиты прав женщин от домашнего насилия: проблемы уголовно-правового регулирования // Образование и право. – 2023. – № 5. – С. 372–377.
  8. Шикула И. Р. Проблемные вопросы уголовно-правовой ответственности за семейно-бытовое насилие в отношении женщин // Российский следователь. – 2014. – № 6. – С. 30–35.
  9. Vasseur, Dupont M., Ray-Salmon C. Hommes victimes de violences conjugales constats et perspectivesIntimate partner violence, male victims observations and perspective // ScienceDirect. – 2020. – № 11. – P. 5662.

References

  1. Bychkov A. V. Criminal legal and criminological aspects of decriminalization of beating. Prologue: Law Journal, 2017, no.4, pp. 17–21. (In Russian).
  2. Dikaeva M. S., Dikaeva E. S. On the question of the reasonableness of the establishment of administrative prejudice for criminally punishable beatings. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra = Criminology: yesterday, today, tomorrow, 2017, no. 3, pp. 75‒79. (In Russian).
  3. Vlasov I. S. et al., Golovanova N. A. (ed.). Domestic violence under the legislation of foreign countries: responsibility and prevention. Moscow, Yustitsinform Publ., 2011. 382
  4. Zhmurova S. S., Repina M. G. Analysis of the relevance of the adoption of the law on domestic violence. Obrazovanie i pravo = Education and Law, 2023, no. 2, pp. 43–50. (In Russian).
  5. Есакоv Г. А. (ed.). Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) [Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation (article by article)]. 9th ed. Moscow, Prospekt Publ., 2021. 816 p.
  6. Rodina I. V. Sotsialnaya problematizatsiya nasiliya v seme v sovremennoi Rossii. Dokt. Diss. [Social Problems of Domestic Violence in Modern Russia. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2007. 40 p.
  7. Shikula I. R., Kameneva Z. V., Krasnova K. A. On the effectiveness of protecting women from domestic violence: problems of criminal law. Obrazovanie i pravo = Education and Law, 2023, no 5, pp. 372–377. (In Russian).
  8. Shikula I. R., Family violence with regard to women: controversial issues of victimologic prophylactics. Rossiiskii sledovatel = Russian investigator, 2014, no. 6, pp. 30–35. (In Russian).
  9. Vasseur, Dupont M., Ray-Salmon C. Hommes victimes de violences conjugales constats et perspectivesIntimate partner violence, male victims observations and perspective. ScienceDirect, 2020, no. 11, p. 5662.