Особенности конституционно-правового статуса членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации находятся в сфере пристального внимания теоретиков российской правовой науки [2, 3, 5, 8, 10, 14–16, 18, 22, 23, 25, 27, 30–32]. Специалисты в сфере конституционного права также держат руку на пульсе изменений в правовом регулировании деятельности Совета Федерации, включая поправки, вносимые в Конституцию России [1, 7, 12, 13, 19, 21, 26, 29, 31].
Актуальность исследования правового статуса членов Совета Федерации обусловлена потребностями реформирования и совершенствования конституционной системы Российской Федерации, необходимостью поиска новых подходов к исследованию традиционных юридических категорий и практическому использованию соответствующих им явлений в политико-правовой практике.
Сказанное в полной мере относится и к проблематике введения термина «сенатор Российской Федерации». В зарубежных странах сенатор традиционно ассоциируется с членом Сената. Сенат – название верхней палаты Парламентов многих стран мира (Бельгии, Ирландии, Италии, Франции, США, Канады, Мексики, Бразилии, Ирана, Малайзии, Турции, Лесото, Либерии и др.) [20].
Следует отметить, что и в истории российского государства опыт функционирования органа под названием «Сенат» насчитывает более 200 лет [11, с.80].
В словарях понятие «сенатор» определяется как «сенатор-член сената» [28].
Категория «сенатор» прочно вошла как в научный обиход, так и в политико-правовую официальную терминологию. В частности, в научных текстах, в официальных документах и в средствах массовой информации встречаются такие словосочетания, как «сенатор Совета Федерации», «сенатор Российской Федерации», «сенатор от региона» и т.д.
Подобная поливариантность употребления термина «сенатор» свидетельствует о сложности и большой степени вариативности явления, которое этот термин обозначает. Известно, что искусственные «мертворожденные» термины, синонимические тождества спустя какое-то время после начала эксплуатации отторгаются наукой и практикой, игнорируются законодателем и правоприменителем. Соответственно повторяемость и стабильная востребованность свидетельствуют о том, что термин обозначает действительно самостоятельное явление, отражает важную для практики категорию.
Признание конвенциональности любой терминологии не отрицает того факта, что понятие, будучи мыслительным образом сущности явления, отражает его основные составляющие, а не формулируется произвольно [6, с.122]. Отмечается, что зачастую имеют значение не понятия сами по себе, а то, как они трактуются представителями тех или иных социально-политических сил в каждую данную историческую эпоху [9, с.20]. Что касается юридических понятий, то определяющее значение здесь имеет их понимание авторитетными юристами – учеными и практиками, – поддерживаемое на данный момент большинством корпорации юристов. Если по поводу того или иного понятия мнения авторитетных правоведов, представителей юридических научных школ расходятся, это понятие попадает в разряд дискуссионных, а обозначаемое им явление представляет собой поле для активных научных изысканий, экспериментов и открытий. Следствием таких процессов является многоаспектность, множественность точек зрения, разноплановость подходов к определению понятия сенатор, его назначения, к его сущностным характеристикам и к месту, занимаемому сенатором в системе государства.
Как известно, Конституция Российской Федерации[1] была изменена в результате внесения поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Напомним, что до принятия поправок в Конституцию Российской Федерации положения о Совете Федерации в статье 95 Конституции звучали следующим образом:
«2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации – представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. №1–ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»[2] статья 95 в части определения правового статуса сенаторов существенным образом расширена:
«2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
- Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.
- Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
- Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
- Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет».
Итак, как следует из части 2 ст. 59 Конституции РФ в новой редакции, «Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации».
Полагаем, что такой подход не соответствует потребностям сегодняшнего дня, поскольку современный гносеологический инструментарий прикладной юриспруденции требует более глубокого проникновения в суть явления, то есть исследования категории «сенатор» не только в формально-юридическом, но и в генетическом и философско-правовом значениях.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- Насколько корректно звучит эта норма? Если в Законе о поправках происходит изменение названия «член Совета Федерации» на название «сенатор», логично и наименование верхней палаты Федерального Собрания, поменять на «Сенат».
- В Законе о поправках предложено внести изменения названия «член Совета Федерации» на «сенатор Российской Федерации» в ч.2 ст.82, ч.2 ст.93, ч.2,3,4,5,6 ст.95, ч.2 ст.97, ч.1 ст.98, ч.3 ст.102, ч.1 ст.104, ч.3 ст.107, ч.2 ст.108, ч.2 ст.125 Конституции Российской Федерации, однако, в ст. 134, ч.2 ст. 135 Конституции Российской Федерации – по-прежнему звучит «член Совета Федерации», в чем наблюдается явное противоречие. Оно и понятно, так как эти статьи относятся к 9 главе Конституции Российской Федерации, порядок внесения в которую – наряду с первой и второй главами – крайне затруднителен. В Законе о поправках сложно понять логику законотворца и в части 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации, где упоминаются «члены Совета Федерации», хотя данная статья относится к главе пятой, в которую все же удалось внести изменения.
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[3] последний раз подвергался изменениям в апреле 2020 года[4], работа над изменениями проводилась как раз накануне предполагаемого всероссийского голосования 22 апреля 2020 г., которое было перенесено по причине сложной эпидемиологической ситуации. Тем не менее, уже владея информацией о том, как именно будет изменена ст. 59 Конституции РФ, ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации не озаботились приведением терминологии в наименовании члена Совета Федерации к соответствию с Конституцией России.
Подобное состояние вряд ли способствует единообразному пониманию и применению конституционных норм, что, конечно же, существенным образом скажется на обеспечении законности и стабильного правопорядка в различных сферах общественной жизни.
Хотя термин «сенатор» уже с 1994 г. прочно вошел в обиход в русскоязычной аудитории и ассоциируется с членом Совета Федерации, это понятие заимствовано из зарубежной практики (лат. senator) – член сената [4].
В доктрине международного права существуют различные способы включения норм международного права в систему внутригосударственного права – «рецепция», «инкорпорация», «трансформация», «отсылка» и т.д.
Стоит признать, что Закон о поправках посредством рецепции понятия «сенатор» в конституционно-правовой массив Российской Федерации поставил множество вопросов. Практическое правоприменение нуждается в разрешении возникших противоречий.
Очевидно, что пути трансформации общественно-государственных систем будут искать в разных направлениях, и одно из этих направлений связано с расширением участия науки, научных институтов, научной мысли в управлении обществом и государством. Нестабильность правопорядка, отсутствие полноценного режима законности, ослабление действенности формально признанных форм права приводит к активизации других регуляторов, в том числе и доктринальных источников права. Расширение участия роли доктрины в правовой системе – один из реальных путей, по которому может пойти развитие правовой системы Российской Федерации, если эти пути правильно определить [17, с.210].
Правовые реформы, проводимые в настоящее время в Российской Федерации, зачастую носят прерывистый, конфликтный характер. Доктрина способна придать им такие качества, как последовательность и стабильность. Осознанные шаги, а не сиюминутная реакция властных структур на злобу дня способны привести к устойчивым результатам. Связано это с такой особенностью, как длительность становления доктрины. Правовые идеи, в истинности которых убеждено политически активное большинство, нашедшие отражение в нормативных актах, приводят к формированию конституционных постулатов долговременного действия. Доктринальные положения меняются гораздо реже, нежели законы, принятые под их влиянием. Благодаря этому сохраняется общий вектор правовой политики государства [17, с.142].
Активизация роли науки в формировании правотворческой политики и непосредственно в законотворчестве – необходимая предпосылка повышения качества принимаемых законов и эффективности, содержащихся в них норм [5, с.141].
Представляется логичным часть 1 ст. 95 («Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы»), изложить в следующей редакции: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Сената и Государственной Думы», ч.2 ст. 95 Конституции Российской Федерации («Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации»), изложить в следующей редакции: «Сенат состоит из сенаторов Российской Федерации».
Во избежание коллизии при толковании ст. 134 и ч.2 ст.135 Конституции Российской Федерации в части первой ст. 95 следовало бы указать: «наименование Сенат и Совет Федерации равнозначны», а часть вторую ст. 95 изложить в следующей редакции: «наименование сенатор Российской Федерации и член Совета Федерации равнозначны».