• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕСТИГМАТИЗАЦИИ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА КАК МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 52 – 63.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.
Дата поступления 30.10.2021, дата принятия к печати 15.12.2021,
дата онлайн-размещения 29.12.2021.

Учитывая значение института банкротства в системе государственных мер антикризисного регулирования, его адаптация к новым вызовам, обусловленным негативными экономическими последствиями пандемии, выступает одной из ключевых задач, с которой столкнулись все без исключения правовые системы. В исследовании проведен анализ мер, предпринимаемых государствами на национальном уровне, в целях рассмотрения основных тенденций и закономерностей его развития, а также выявления наиболее эффективных стратегий реформирования. Компаративный анализ реформ в сфере законодательства о несостоятельности демонстрирует положительный эффект кризисных явлений на правовое регулирование института банкротства. В условиях кризиса особую актуальность приобрели вопросы о целесообразности жесткого режима ответственности менеджеров, о необходимости обеспечения доступности и гибкости реабилитационных механизмов, о преференциальном режиме для отдельных категорий кредиторов. Сформулированы основные тенденции развития, представлен вывод о преимуществах снижения социальной стигматизации института несостоятельности, что основывается на его признании в качестве неотъемлемой части предпринимательской системы и инструмента преодоления финансовых проблем, а не только как ликвидационного механизма.

Банкротство; несостоятельность; банкротное законодательство; антикризисный потенциал; стигматизация в банкротстве; процедуры банкротства; реабилитационные процедуры; интересы должника; реформа института банкротства.

Татаринова Е.П., Миннуллина К.А. Сравнительно-правовой анализ дестигматизации института банкротства как механизма антикризисного регулирования // Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 52 – 63. – DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 52 – 63.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.
Дата поступления 30.10.2021, дата принятия к печати 15.12.2021,
дата онлайн-размещения 29.12.2021.

Аннотация

Учитывая значение института банкротства в системе государственных мер антикризисного регулирования, его адаптация к новым вызовам, обусловленным негативными экономическими последствиями пандемии, выступает одной из ключевых задач, с которой столкнулись все без исключения правовые системы. В исследовании проведен анализ мер, предпринимаемых государствами на национальном уровне, в целях рассмотрения основных тенденций и закономерностей его развития, а также выявления наиболее эффективных стратегий реформирования. Компаративный анализ реформ в сфере законодательства о несостоятельности демонстрирует положительный эффект кризисных явлений на правовое регулирование института банкротства. В условиях кризиса особую актуальность приобрели вопросы о целесообразности жесткого режима ответственности менеджеров, о необходимости обеспечения доступности и гибкости реабилитационных механизмов, о преференциальном режиме для отдельных категорий кредиторов. Сформулированы основные тенденции развития, представлен вывод о преимуществах снижения социальной стигматизации института несостоятельности, что основывается на его признании в качестве неотъемлемой части предпринимательской системы и инструмента преодоления финансовых проблем, а не только как ликвидационного механизма.

Ключевые слова

Банкротство; несостоятельность; банкротное законодательство; антикризисный потенциал; стигматизация в банкротстве; процедуры банкротства; реабилитационные процедуры; интересы должника; реформа института банкротства.

Для цитирования

Татаринова Е.П., Миннуллина К.А. Сравнительно-правовой анализ дестигматизации института банкротства как механизма антикризисного регулирования // Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 52 – 63. – DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal, 2021, no. 4, pp. 52 – 63.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.
Received 30.10.2021, accepted 15.12.2021, available online 29.12.2021.

Abstract

Considering the importance of the bankruptcy institution in the system of anti-crisis regulation state measures, its adaptation to the new challenges caused by the negative economic consequences of the pandemic is one of the key challenges faced by all legal systems without exception. The study analyzes the measures taken by states at the national level in order to consider the main trends and patterns of its development, as well as to identify the most effective strategies for reform. The comparative analysis of reforms in the sphere of insolvency demonstrates the positive effect of crisis phenomena on the legal regulation of the bankruptcy institute. In the conditions of the crisis, the questions about the expediency of strict regime of managers' responsibility, about the necessity to provide accessibility and flexibility of rehabilitation mechanisms, about the preferential regime for separate categories of creditors became especially urgent. The authors formulate the main development trends, present the conclusion about the benefits of reducing the social stigma of the institute of insolvency, which is based on its recognition as an integral part of the business system and a tool for overcoming financial problems, and not only as a liquidation mechanism.

Keywords

Bankruptcy; insolvency; bankruptcy law; anti-crisis potential; stigmatization in bankruptcy; bankruptcy procedures; rehabilitation procedures; debtor interests; reform of bankruptcy institution.

For citation

Tatarinova E.P., Minnullina K.A. Comparative Legal Analysis of the Bankruptcy Institution Destigmatization as a Mechanism of Anti-crisis Regulation. Prologue: Law Journal, 2021, no. 4, pp. 52 – 63. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.6.

Acknowledgements

Глобальное распространение пандемии коронавируса не только оказало беспрецедентное влияние на социально-политическую сферу, оно также имело крайне негативные экономические последствия, которые по масштабам сравнимы с экономическим кризисом 1930-х годов [1, c. 11]. В системе государственных мер антикризисного регулирования особое значение имеет институт несостоятельности, который при условии эффективности заложенных в нем механизмов способен минимизировать разрушительные экономические последствия пандемии. Кризисные явления, вызванные распространением пандемии, послужившие катализатором проблем правового регулирования института банкротства, предопределили динамику развития законодательства в этой сфере и обусловили процессы переоценки целесообразности и эффективности заложенных в нем механизмов. С задачей адаптации института банкротства к новым экономическим вызовам столкнулись все без исключения правовые системы. Законодательство о несостоятельности подверглось изменениям в Германии, Великобритании, Италии, США, Польше, Колумбии и других государствах[1], анализ которых позволяет обозначить общие закономерности и тенденции, обусловленные процессом правовой конвергенции, а также предопределяет вывод о формировании нового подхода к регулированию данной сферы.

Особое внимание к институту банкротства в условиях кризиса обусловлено наличием в нем инструментов защиты субъектов предпринимательской деятельности, пострадавших от негативных экономических последствий пандемии. Институт банкротства может способствовать экономическому росту, что обусловлено, во-первых, наличием в нем механизмов реабилитации жизнеспособных компаний, что позволяет сохранить рабочие места. Во-вторых, законодательство о несостоятельности служит инструментом перераспределения капитала, что при условии эффективности заложенных механизмов ликвидации, позволяет минимизировать риски неплатежеспособности кредиторов, так называемого «эффекта домино».  Несмотря на положительные аспекты с позиций национальной экономики, процедуры банкротства являются достаточно дорогостоящими, что служит фактором, значительно снижающим их эффективность, особенно в отношении малых предприятий. Распространение пандемии актуализировало проблему обеспечения институциональных возможностей законодательства о банкротстве посредством максимизации его антикризисного потенциала.

Первоначальные меры реагирования на распространение пандемии в сфере законодательства о банкротстве преследовали цель предотвращения массовой волны банкротств посредством предоставления субъектам предпринимательства возможности для восстановления. В большинстве правопорядков были введены ограничения прав кредиторов и обязанности контролирующих лиц на инициирование процедуры банкротства в отношении неплатежеспособной корпорации. Мораторий, который в сущности является реабилитационным механизмом, был введен в Германии, Франции, Испании, Польше, Португалии [2, c. 95–96], не стала исключением и Россия[2]. Однако ряд государств пошли по пути не абсолютного запрета, а коррекции в сторону увеличения порогов (признаков) неплатежеспособности. В частности, в Сингапуре в десять раз была увеличена сумма требований, а также в два раза срок, в течение которого должник не исполнял требование, для возникновения у кредитора права инициировать процедуру банкротства [3, c. 10–11].

Несмотря на разные подходы, в сущности они определяются общей целью, которая характеризуется как учет негативного влияния пандемии при оценке обоснованности введения в отношения лица процедур банкротства. На данном этапе меры вводились не на постоянной основе, а имели определенные временные ограничения по сроку действия: либо на разумный срок, либо на период действия чрезвычайного положения.  В связи с прекращением их действия в большинстве государств, их рассмотрение не представляется актуальным, более того их эффективность с позиции стабилизации экономики России уже оценивалась специалистами[3].   Вместе с тем, уже на данном этапе находят проявление процессы конвергенции правового регулирования, что обусловлено моделированием и внедрением наиболее эффективных стратегий реагирования на распространение пандемии. Так называемая «политика подражания» или эмуляции реагирования [4, c. 310], которая заключается в схожести ответных мер, несмотря на ее преимущественное рассмотрение в контексте социальной сферы, таким образом, находит отражение в том числе в правовом регулировании несостоятельности.

Следуя такому подходу, дальнейшее развитие законодательства в данной сфере также характеризуется наличием общих «шаблонов», закономерностей, которые и позволяют выявить основные тенденции.  Меры, принятые на начальных этапах, имели определенный стабилизирующий эффект, однако, в связи с их чрезвычайным, краткосрочным и узконаправленным характером они не способны нивелировать длящиеся негативные экономические последствия пандемии. Прогнозы массовых корпоративных банкротств обуславливают необходимость целенаправленного и последовательного реформирования института несостоятельности в целях повышения его антикризисного потенциала, оптимизации и адаптации отдельных процедур к новым вызовам.

Исходя из изложенного, несмотря на все негативные последствия пандемии, в контексте правового регулирования банкротства можно констатировать ее положительный эффект. Кризис не только предопределил динамичное развитие законодательства в этой сфере, ускорил реформы, стоявшие в повестке дня во многих государствах, он также способствовал пересмотру в отдельных правовых системах целесообразности и эффективности существующих механизмов. Более того, специфика экономических последствий пандемии, предопределила вектор развития института банкротства, общую тенденцию к усилению продолжникового компонента, и, в конечном итоге, глобальный пересмотр концепции несостоятельности.  В частности, в условиях кризиса особую актуальность приобрели вопросы о целесообразности жесткого режима ответственности менеджеров, о необходимости обеспечения более гибкого подхода в отношении реабилитационных механизмов[4], о преференциальном режиме для отдельных категорий кредиторов[5], о пересмотре высоких пороговых требований утверждения реабилитационных процедур.

Снижение социальной стигматизации института несостоятельности в целях создания благоприятных условий для реализации доктрины «нового старта» и, соответственно, максимизации его антикризисных возможностей было указано в качестве одной из рекомендаций, предложенных комиссией ЮНСИТРАЛ[6]. Пандемия Covid-19 послужила толчком к распространению идеи, что любая корпорация может столкнуться с финансовым кризисом, а неплатежеспособность не всегда возникает из-за недобросовестных действий, соответственно, неудача в бизнесе не может быть наказана. Такой подход способствует пониманию института несостоятельности как инструмента восстановления бизнеса, а не только как ликвидационного механизма.

Попытка уменьшить стигматизацию направлена на анализ института несостоятельности как неотъемлемой части предпринимательской системы и распространение его действия в том числе к платежеспособным компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями. Во многих исследованиях и ранее была отмечена необходимость разграничения институтов банкротства и реструктуризации, указывая, что они являются компонентами единой концепции «law of corporate distress» [5, с. 620–647]. С позиций национальной экономики такой подход расширяет институциональные возможности банкротства как инструмента антикризисного регулирования, усиливает его способность влиять на уровень предпринимательства и экономический рост [6, с. 235].

Наиболее ярким примером тенденции к дестигматизации служит изменение определения «кризиса» в итальянском законодательстве, которое в настоящее время определяется как «значительный экономический и финансовый дисбаланс». В законодательстве США термин «банкрот» заменен на слово «должник» для обозначения неплатежеспособных компаний [7]. В этом контексте особый интерес представляет предлагаемые рамках проекта реформ законодательства о банкротстве предложения об изменении действующего наименования Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» на Закон «О реструктуризации и банкротстве» [7].

Подтверждением тезиса о корректировке института несостоятельности в направлении усиления продолжникового компонента служит пересмотр в отдельных правопорядках положений об ответственности директоров. В частности, в государствах, где применяются механизмы субординации корпоративных займов, действие данного института было приостановлено (Италия, Германия, Испания), в связи с объективной проблемой привлечения внешнего капитала в условиях кризиса [3, с. 13–14]. Кроме того, необходимо отметить тенденцию к ослаблению ответственности директоров, в частности, в Германии за неисполнение обязанности инициировать процедуру банкротства при наличии признаков неплатежеспособности[8], в английском законодательстве за осуществление сделок при наличии признаков несостоятельности [8].

Учитывая, что антикризисный потенциал банкротства во многом определяется эффективностью реабилитационных процедур, их совершенствование является одним из основных направлений реформирования в этой сфере за счет упрощения процедуры и условий их введения. Так, в ряде стран (США, Сингапур) были пересмотрены или отменены правила о порогах согласия кредиторов на введение процедур и утверждение плана финансовой реорганизации. Повышение эффективности реабилитационных процедур основано на предоставлении должникам некоторых преимуществ, особенно в плане гибкости и минимального участия суда [9, с. 319–352].

С точки зрения прогнозов массовых банкротств одним из ключевых направлений реформы является легальное оформление механизмов превентивной реструктуризации. Эти инструменты должны способствовать снижению нагрузки на суды, а также расходов, связанных с процедурой банкротства. Рекомендации по внедрению механизмов превентивной реструктуризации в институт несостоятельности были разработаны Европейским союзом еще в 2019 году, но кризисные явления послужили толчком к их легальному закреплению [10]. Ряд европейских государств принимают специальные правила реструктуризации, предусматривающие возможность для предприятий, испытывающих финансовые трудности, реструктурировать долги на основе соглашения с кредиторами вне рамок банкротства.

В январе 2021 года процедура «Wet homologatie onderhands akkoord» введенная в голландский закон о банкротстве (Faillissementswet) основана на американской модели превентивной реструктуризации[9], а также положениях Директивы № 2019/1023 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об основах превентивной реструктуризации» (Далее – Директива)[10]. Процедура предусматривает заключение между должником и кредиторами соглашения вне рамок дела о банкротстве. Соглашение утверждается судом после одобрения большинством (две третьих голосов) кредиторов, разделенных на классы. По требованию должника исполнительные производства в отношении него могут быть приостановлены на определенный срок.

Аналогичные положения закреплены в новом немецком законе о реструктуризации (StaRUG)[11], согласно которому, должники могут реструктурировать свою финансовую задолженность вне рамок официального производства по делу о банкротстве. Впервые в Германии должники имеют возможность реструктурировать свои долги за пределами формальной несостоятельности с обязательным большинством голосов (три четверти каждого класса) кредиторов в рамках процедуры, которая гарантирует сохранение управленческих функций за должником [11, с. 23–37].

Сущность превентивной реструктуризации заключается в возможности ее инициирования в отсутствие признаков банкротства. В связи с необходимостью предупреждения возможных злоупотреблений со стороны должника обязательными условиями являются согласие большинства кредиторов и гарантия получения кредиторами в результате реструктуризации не менее того размера денежных требований, на который они могли бы рассчитывать при введении судебной процедуры банкротства [12, с. 182].

Внесенные в Торговый кодекс Франции изменения Постановлением от 15 сентября 2021 года № 2021-1193[12] также были направлены на внедрение Директивы. Несмотря на изменение ряда положений, отмечается, что они существенно не изменяют общую систему реабилитационных процедур, а направлены на оптимизацию и обеспечение доступности уже существующих механизмов.  Введение классов заинтересованных сторон наиболее существенное изменение, хотя его сфера применения остается достаточно ограниченной [13].  В этом контексте более важные коррективы были внесены на срочной основе, в частности, введена специальная процедура выхода из кризиса (de traitement de sortie de crise)[13], содержание которой имеет ряд отступлений от общих правил. Процедура введена на двухлетний срок, однако ее применение доступно только должникам, отвечающим требованиям количества работников, суммы активов, а также исключительно при наличии у них финансовой возможности погасить задолженность по заработной плате.

Повышение эффективности реабилитационных процедур института банкротства, безусловно, выступает одной из приоритетных задач. По данным Всемирного банка, правовое регулирование несостоятельности на современном этапе характеризуется смещением акцента в сторону повышения эффективности механизмов реструктуризации и закрепления процедур реорганизации[14], при введении которых большинство стран ориентируются на опыт США. Несмотря на признание механизмов, установленных законодательством США «золотым стандартом» [14], экономический эффект от проводимых реформ процедур реструктуризации оценивается неоднозначно[15]. Соответственно, заимствование американского опыта не является панацеей, реформирование законодательства в сфере банкротства требует, среди прочих аспектов, учета национальных особенностей, в частности, анализа конфигурации собственности корпораций и преобладающей структуры задолженности.

В странах, в которых преобладают корпорации с концентрированной структурой задолженности, проблема несогласованности действий кредиторов не настолько актуальна. Исходя из чего, процедура превентивной реструктуризации не требует официального законодательного закрепления моратория на удовлетворение требований кредиторов. В ином случае, наличие в деле большого числа кредиторов обуславливает необходимость разработки инструментов, направленных на возможность согласования плана реструктуризации, несмотря на имеющиеся возражения, в частности посредством механизма cramdown (или cross-class cramdown), значительно упрощающего утверждение процедуры реструктуризации. В компаниях с концентрированной структурой капитала риск злоупотреблений со стороны контролирующих лиц значительно выше, в отличии от корпораций с распыленной (разрозненной) структурой собственности. Соответственно, правила об обязанности директоров инициировать процедуру банкротства и об ответственности за ее неисполнение в правопорядках, где преобладает распыленная структура собственности нельзя признать оправданным. Данная специфика существенное значение имеет также в контексте разрешения вопроса о целесообразности привлечения внешнего специалиста для антикризисного управления и проведения процедур банкротства, который особую актуальность имеет при обсуждении допустимости сохранения управленческих функций у должника (концепции должника во владении).

Низкая эффективность реабилитационных процедур является проблемой в российской правовой системе, что обусловлено преобладанием прокредиторской концепции [15, с. 29–32].  Реформирование законодательства о несостоятельности в направлении усиления его реабилитационной направленности было и остается актуальным вопросом, широко обсуждаемым в доктрине [16, с. 99–101]. Согласно статистическим данным ЕФРСБ, более 90 % дел заканчиваются ликвидацией должника. Учитывая, что в реабилитации преобладает мировое соглашение (в 2020 г. на них приходилось 80 %), процедуры внешнего управления и финансового оздоровления применяются лишь 1,7 % дел. Исходя из указанного, банкротство рассматривается преимущественно как ликвидационный механизм, а его реабилитационные возможности игнорируются, что обуславливает недоверие к данному институту как со стороны потенциальных должников, так и со стороны кредиторов. Низкая эффективность института банкротства подтверждается неутешительной статистикой результатов конкурсного производства, согласно которой, менее 5% требований от общего числа включенных в реестр кредиторов погашаются, что ничтожно с учетом особого статуса залоговых кредиторов и проблемы мажоризации банкротства.  В качестве основной причины обозначается проблема недобросовестности должников, что обуславливает преобладание прокредиторских начал в регулировании данного института. Указанное отчасти предопределяет скептическое отношение должников к банкротным процедурам, не заинтересованным в инициировании дела, которое, с высокой степенью вероятности, приведет к ликвидации и влечет риски субсидиарной ответственности, и стремящихся до последнего сохранить контроль над бизнесом. Соответственно, сами должники выступают заявителями лишь в 9 % дел, более того у 37% должников уже при возбуждении дела о банкротстве активы отсутствуют, что в целом ставит под сомнения все положительные аспекты института несостоятельности его эффективность в том числе с позиции интересов кредиторов, которые более чем в 60% дел не получают ничего[16]. Вместе с тем о потребности должников в реабилитационных механизмах и возможностях корректировки задолженности посредством механизмов реструктуризации свидетельствуют статистика обращений субъектов малого и среднего предпринимательства[17] в рамках реализации программы реструктуризации просроченной кредитной задолженности[18].

В условиях пандемии авторы предлагают принципиально новые подходы к разрешению проблемы реализации доктрины «нового старта», в частности, посредством закрепления в Законе о банкротстве специальных норм, предусматривающих реабилитационные механизмы и превентивные меры в отношении лиц, пострадавших от «чрезвычайных ситуаций» [17, с. 5–13]. Вместе с тем, даже в правовых системах с наиболее эффективными механизмами реабилитации признается, что их результативность в контексте антикризисных возможностей значительно ограничена, что обусловлено высокими затратами на проведение процедур банкротства [18]. Учитывая, что механизмы несостоятельности не должны разрушать стоимость фирмы, в данном вопросе важное значение имеет проблема финансирования процедур банкротства, что особо актуально в отношении малого бизнеса. Проблема поиска источников финансирования компаний, столкнувшихся с трудностями, усиливается в контексте развития института субординации требований аффилированных кредиторов, который в российской правовой системе укрепился в судебной практике. Законопроект, предусматривающий масштабные изменения законодательства о банкротстве, направленный на усиление реабилитационной направленности, предусматривает легальное закрепление данного института[19]. В этом отношении важное значение имеет поощрение со стороны как государства, так и негосударственных организаций договорных процедур реструктуризации вне официальных процедур банкротства, посредством внедрения в деловую практику принципов сотрудничества кредиторов и должника. Реализация такого подхода возможна посредством утверждения норм рекомендательного характера, в основу которых могут быть заложены принципы, разработанные международными организациями[20], которые в первую очередь должны отражать гарантии для кредиторов, в частности право на достоверную информацию о финансовом состоянии должника.

Экономический кризис, ставший последствием распространения пандемии, обострил фундаментальные проблемы института банкротства в российском праве. Предложения по реформированию реабилитационных процедур законодательства о несостоятельности предпринимались с 2015 года, однако в современных условиях они приобрели особую актуальность. Вышеуказанный законопроект Минэкономразвития направлен на повышение эффективности механизмов реабилитации посредством упразднения действующих процедур и закреплении процедуры реструктуризации в отношении юридических лиц. Необходимо отметить, что ранее подобные предложения в доктрине оценивались неоднозначно. Радикальные изменения реабилитационной составляющей института банкротства, предлагаемые в рамках законопроекта, несмотря на положительные поправки, касающиеся сокращения сроков и оптимизации процедур, изменения механизма назначения арбитражного управляющего, основанного на объективных критериях, по-прежнему отражают прокредиторский подход.  Критические позиции основаны на необоснованности кардинальной перестройки законодательства, в то время как повышение эффективности реабилитационного потенциала банкротства могло быть достигнуто посредством фрагментарного, а не радикального реформирования уже действующих реабилитационных механизмов и точечного устранения недостатков [19, с. 188–189].

Результативность упразднения наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления и введение процедуры реструктуризации в контексте повышения эффективности реабилитационного потенциала банкротства вызывает сомнения, в отсутствие развитых инструментов предупреждения банкротства и примирительных процедур. В этом отношении представляют интерес закрепленные во французском законодательстве превентивные механизмы, в частности, примирительное производство (La procédure de conciliation) и институт поверенного ad hoc (mandat ad hoc) [20, с. 14–20]. Более того, эффективность реабилитационных механизмов во многом зависит от факторов, находящихся за пределами законодательства о банкротстве, в частности, в сфере налогообложения. В отсутствие благоприятного налогового режима реструктуризация может не иметь должного положительного эффекта. Соответственно реформа института банкротства может потребовать изменений налоговой системы для стимулирования субъектов к применению реабилитационных механизмов.

В российском праве реабилитационные возможности института мирового соглашения обладают наибольшим потенциалом, в связи с чем он фактически заменяет на практике процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Согласно данным судебной статистики, 0,87 процентов дел о банкротстве прекращены в связи с утверждением судом мирового соглашения на стадии конкурсного производства, на стадии наблюдения – 2,8 процентов дел, что составляет 17,9 процентов от общего числе реабилитационных оснований прекращения[21]. С учетом обозначенных раннее тенденций к либерализации требований к введению механизмов реабилитации, представляется, что пересмотр условий утверждения мирового соглашения может способствовать его более широкому применению. В частности, Закон о банкротстве[22] предусматривает, что для заключения мирового соглашения требуется решение собрания кредиторов, принимаемое большинством голосов, при этом необходимо согласие всех залоговых кредиторов. Последнее положение вызывает сомнения с позиций его обоснованности.

Условиями утверждения мирового соглашения, согласно буквальному толкованию, является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди, однако анализ судебной практики позволяет отметить и иные основания для отказа судом. В частности, таковыми также являются неравные условия, ущемление интересов одних кредиторов в пользу других[23], отсутствие в соглашении положений о сроках и сумме вознаграждения временного управляющего[24], экономическая необоснованность, так как условия соглашения предусматривают выплату кредиторам большего, чем они могли получить в результате распределения конкурсной массы[25]. Таким образом, с учетом тенденции к либерализации условий введения реабилитационных процедур, а также исходя из принципа свободы договора, более прогрессивным видится более лояльный подход к разрешению вопросов утверждения мирового соглашения, в целях увеличения их распространения на практике.

Итак, динамика развития законодательства в сфере несостоятельности предопределяется экономическими потребностями в спасении бизнес-субъектов, испытывающих финансовые трудности в связи с последствиями распространения пандемии. Вместе с тем необходимо отметить, что не во всех правовых системах законодательство о банкротстве подверглось существенному пересмотру, что не исключает их подверженность общемировым тенденциям. Так, ключевую роль в изменении концепции несостоятельности в КНР имели разработанные Верховным народным судом руководящие принципы рассмотрения дел о банкротстве, опубликованные 19 мая 2020 года. Указанный документ отражает общие тенденции, в частности, содержит положения об обязательности переговоров до открытия производства по делу, о необходимости учета экономических последствий пандемии при рассмотрении критериев банкротства и максимальном содействии реабилитации должника [21]. Данный пример особый интерес представляет в контексте перспектив применения подобного подхода в российской правовой системе, с учетом длительности реформирования законодательства о банкротстве.

Учитывая тот факт, что в кризисных условиях наибольшие риски неплатежеспособности имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, одна из тенденций характеризуется установлением в отношении них специальных (упрощенных) режимов банкротства. Например, в Колумбии были введены новые правила для микропредприятий, в Австралии новые правила банкротства были приняты для малого и среднего бизнеса. Разработкой рекомендаций по введению упрощенной процедуры несостоятельности для малых и средних предприятий занимаются международные организации (ЮНСИТРАЛ, Всемирный банк). В тех юрисдикциях, где подобные правила уже действуют, например, США, действующие правила пересматриваются в направлении расширения круга субъектов, попадающих под специальный режим [22, с. 8]. С учетом преобладания прокредиторской концепции в регулировании несостоятельности в российском праве корректировка законодательства о несостоятельности в направлении установления специальных режимов в отношении малых предприятий представляется возможной исключительно в рамках регулирования реабилитационных процедур.

Подводя итог вышесказанному, несмотря на все негативные последствия пандемии, в контексте института несостоятельности ее влияние можно рассматривать в положительном аспекте, о чем свидетельствуют следующие аргументы. Во-первых, явления экономического кризиса стали катализатором недостатков и проблем законодательства о банкротстве и способствовали его более динамичному реформированию, уже имеющемуся в политической повестке многих стран. Во-вторых, пандемия способствовала процессу гармонизации и сближения правовых норм с неоспоримыми положительными последствиями. Опыт зарубежных стран адаптации национального законодательства в сфере несостоятельности позволяет определить основные тенденции реформ, которые с учетом сопровождающих их процессов правовой конвергенции основываются на выявлении и моделировании наиболее эффективных стратегий реагирования на кризисные явления: обеспечение доступности и гибкости реабилитационных процедур; развитие и легальное оформление превентивных, договорных механизмов, и, в частности, превентивной реструктуризации; введение специальных (упрощенных) режимов для малых и средних предприятий. Анализ указанных тенденций свидетельствует о пересмотре концепции несостоятельности в направлении усиления продожниковой составляющей, чему способствовали явления экономической нестабильности, и процессах дестигматизации, которые, в конечном итоге, способствуют расширению институциональных возможностей банкротства как инструмента антикризисного регулирования.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Coronavirus (COVID-19) Tracker of insolvency reforms globally. INSOL Europe. URL: https://www.insol-europe.org (дата обращения: 05.11.21).

[2] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Федер. закон от 1 апр. 2020 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 14, ч. I. Ст. 2028; О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников : постановление Правительства РФ от 3 апр. 2020 г. № 428 // Там же. № 15, ч. IV. Ст. 2282; О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников : постановление Правительства РФ от 1 окт. 2020 г. № 1587 // Там же. № 41. Ст. 6429.

[3]Минэкономразвития оценило эффект моратория на банкротства // Ведомости. 2021. 16 сент. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/09/16/886862-minekonomrazvitiya-moratoriya.

[4] Реформы, принятые в некоторых странах в ответ на кризисные явления COVID-19, были направлены на установлении более гибкого режима утверждения планов реорганизации должника, такой подход наблюдается, например, в Бразилии. См. Global Guide: Measures Adopted to Support Distressed Businesses Through the Covid-19 Crisis. World Bank Group and INSOL International. URL: https://www.supersociedades.gov.co/Noticias/Documents/2020/Insol.pdf.

[5] Специальный правовой статус кредиторов, представляющих интересы государства, существует в большинстве стран, исключение составляют Австралия и некоторые страны Европы. См. Symes С. F. Reminiscing the Taxation Priorities in Insolvency // Journal of the Australasian Tax Teachers Association. 2005. Vol. 1. № 2; R3 warns of consequences of Finance Bill insolvency creditor changes. R3 Disclosures. URL: https://www.r3.org.uk/press-policy-and-research/news/more/29494/page/1/.

[6] UNCITRAL Working Group V. Insolvency of micro, small and medium-sized enterprises. Draft text on a simplified insolvency regime, 22.03.2019. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=en/A/CN.9/WG.V/WP.166; UNCITRAL Fifty-fourth session Vienna. Consideration of a draft text on a simplified insolvency regime, 17.05.2021. URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/1077eng.pdf.

[7] О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : законопроект №1263425-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1263425-7.

[8] Coranovirus: German insolvency emergency legislation. Clifford Chance. URL: https://www.cliffordchance.com.

[9] The United States Bankruptcy Code (Title 11). Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/11/chapter-11.

[10] Directive (EU) 2019/1023 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on preventive restructuring frameworks, on discharge of debt and disqualifications, and on measures to increase the efficiency of procedures concerning restructuring, insolvency and discharge of debt, and amending Directive (EU) 2017/1132 (Directive on restructuring and insolvency), Official Journal of the European Union. 26.06.2019. L 172.

[11] Unternehmensstabilisierungs- und -restrukturierungsgesetz (StaRUG) vom 22. Dezember 2020. Bundesamt für Justiz. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/starug/BJNR325610020.html.

[12] Ordonnance № 2021-1193 du 15 septembre 2021 portant modification du livre VI du code de commerce. Légifrance. le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000044044563.

[13] Art. 13 de la loi 2021-689 du 31 mai 2021 relative à la gestion de la sortie de crise sanitaire.  Légifrance. le service public de la diffusion du droit. URL: www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000043567200.

[14] Doing Business 2020. Washington: World Bank Group, Р. 54. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32436/9781464814402.pdf.

[15] Согласно исследованиям экономические последствия реформирования механизмов реструктуризации законодательства о несостоятельности в 15 странах Европы, включая, Австрию, Бельгию, Финляндию, Франции, Германии, Италии, Швеции, Великобритании и др., оцениваются негативно, что обусловлено увеличением объемов заемного финансирования и долговых обязательств, сокращением инвестиций и снижением заработной платы сотрудников неплатежеспособных компаний. См. Closset F., Grobmann C., Kaserer C., Urban D. Corporate Restructuring and Creditor Power: Evidence from European Insolvency Law Reforms, 2021. USR: https://ssrn.com/abstract=3768436.

[16] Данные статистического бюллетеня ЕФРСБ по состоянию на 31 декабря 2020 года. URL: https://fedresurs.ru/news/1fc434cc-96ed-4fcb-9ceb-9bb2e3d23adc.

[17] Данные Банка России по результатам мониторинга реализации программ реструктуризации задолженности физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства : информ. бюлл. Банка России. URL: https://cbr.ru/analytics/drknb/.

[18] Федеральный закон от 3 апреля .2020 года № 106‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» : информ. письма Банка России от 20 марта 2020 г. № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП», от 24 дек. 2020 г. № ИН-06-59/178, от 30 марта 2021 г. № ИН-06-59/19, от 22 окт. 2021 г. № ИН-06-59/83, «О реструктуризации кредитов (займов) физическим лицам и субъектам МСП» // СПС «Гарант».

[19] О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : законопроект № 1172553-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1172553-7.

[20] A Toolkit For Out-of-Court Workouts. The World Bank Group. URL: https://www.ccib.org.lb/uploads/OCW_Toolkit_English_final_1.pdf.

[21] Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по делам о банкротстве за 2020 г. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5670.

[22] О несостоятельности (банкротстве) : Федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

[23] Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2018 г. по делу № А24-4798/2015 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/995e4857-b32c-4e47-9620-d383dbeef8e9.

[24] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 окт. 2018 г. по делу № А56-37250/2016 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/229730d3-9aad-4018-a1b4-d510ae8d1ee9.

[25] Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 дек. 2018 г. по делу № А45-5702/2016 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/824a88d2-d0ae-46e7-ba3a-c6748ea9ba17.

Список источников

  1. Щербаков Г.А. Влияние и последствия пандемии Covid-19: социально-экономическое измерение / Г.А. Щербаков // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).– 2021. – № 1. – С. 8–20.
  2. Файзрахманова Л.М. Трансформация института несостоятельности в условиях пандемии Covid-19 в России и некоторых странах Европы / Л.М. Файзрахманова, С.В. Бухмин // Актуальные проблемы российского права.– 2021. – № 9.  – С. 91–98.
  3. Gurrea-Martínez A. Insolvency Law in Times of COVID-19 / A. Gurrea-Martínez // Ibero-American Institute for Law and Finance. – 2020. – URL: https://ssrn.com/abstract=3562685.
  4. Alemanno A. The European Response to COVID-19: From Regulatory Emulation to Regulatory Coordination? / A. Alemanno // European Journal of Risk Regulation. – 2020. – Vol. 11, № 2. – P. 307–316.
  5. Madaus S. Leaving the Shadows of US Bankruptcy Law: A Proposal to Divide the Realms of Insolvency and Restructuring Law / S. Madaus // European Business Organization Law Review. – 2018. – № 19. – P. 615–647.
  6. Routledge J. Rethinking insolvency law amid the COVID-19 pandemic / J. Routledge // Pacific Accounting Review. – 2018. – Vol. 336, № 2. – P. 231–237.
  7. Gurrea-Martínez A. Implementing an Insolvency Framework for Micro and Small Firms / A. Gurrea-Martínez // International Insolvency Review. – 2021. – URL: https://ssrn.com/abstract=3715654.
  8. Zwieten K.V. The Wrong Target? COVID-19 and the Wrongful Trading Rule / K.V. Zwieten // Oxford Bussines Law Blog. – URL: https://www.law.ox.ac.uk.
  9. Madaus S. Emergency COVID-19 Legislation in the Area of Insolvency and Restructuring Law / S. Madaus, F.J. Arias // European Company and Financial Law Review. – 2020. – № 3-4 (17). – P. 318–352.
  10. Harmonising Insolvency Law in the EU: New Thoughts on Old Ideas in the Wake of the COVID-19 Pandemic/ E. Ghio, J. Gant, G , D. Ehmke [et al.] // International Insolvency Law Review. – URL: https://ssrn.com/abstract=3855429.
  11. Madaus S. Bringing Non-EU Insolvencies to Germany: Really so Different from the UNCITRAL Model Law on Cross-Border Insolvency?/ S. Madaus, K. Wilke, P. Knauth // International Corporate Rescue. – 2020. – Vol. 17. – P. 21–28.
  12. Мастилович Л. Реструктуризация должника как средство предупреждения банкротства по европейскому законодательству / Л. Мастилович // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 3. (67). – С. 179–185.
  13. Lemercier Réforme du droit des entreprises en difficulté/ K. Lemercier // Dalloz. – 2021. – URL: https://www.dalloz-actualite.fr/dossier/reforme-du-droit-des-entreprises-en-difficulte#partie_1_3.
  14. Payne J. An Assessment of the UK Restructuring Moratorium / J. Payne // Harvard Blogs. – URL: https://blogs.harvard.edu.
  15. Миннуллина К.А. Прокредиторский подход к институту банкротства в российском праве: преимущества и недостатки / К.А. Миннуллина, Е.П. Татаринова // Юридический мир.– 2021. – № 7. – С. 29–32.
  16. Львова О.А. Антикризисный потенциал банкротства / О.А. Львова // Вестник Московского университета. Серия 21, Управление (государство и общество).– 2016. – № 4.  – C. 79–104.
  17. Карелина С.А. Реабилитационный потенциал института несостоятельности (банкротства) при возникновении чрезвычайных ситуаций и ситуаций чрезвычайного экономического характера / С.А. Карелина, И.В. Фролов // Право и экономика.– 2020. – № 6. – С. 5–13.
  18. Noam S. Reorganization without Bankruptcy: Untying the Gordian knot That Destroys Firm Value / S. Noam // New York University Journal of Law and Business, Forthcoming. – 2020. – URL: https://ssrn.com/abstract=3691632.
  19. Алферов В.Н. Развитие реабилитационной направленности института банкротства России / В.Н. Алферов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).– 2016. – № 2.  – С. 180–190.
  20. Thevenot С. Mandat ad hoc et conciliation: de nouveaux outils pour une meilleure prevention / С. Thevenot // Reforme du droit des entreprises en difficulte. – 2006. – № 35. – C. 14–20.
  21. Xiahong C. INSOL Europe/LexisNexis coronavirus (COVID-19) Tracker of Insolvency Reforms–China /  Xiahong // Harvard Blogs. – URL: https://blogs.harvard.edu/bankruptcyroundtable/2020/07/14/insol-europelexisnexis-coronavirus-covid-19-tracker-of-insolvency-reforms-china/.
  22. Gurrea-Martínez А. The Future of Insolvency Law in a Post-Pandemic World / А. Gurrea-Martínez // Singapore Management University School of Law Research Paper. – 2021. – URL: https://ssrn.com/abstract=3916244.

References

  1. Shcherbakov G.A. Impact and consequences of the COVID-19 pandemic: socio-economic dimension. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research), 2021, no. 1, pp. 8–20. (In Russian).
  2. Fayzrakhmanova L.M., Bukhmin S.V. Transformation of the institution of insolvency amid the COVID-19 pandemic in Russia and some European Countries. Aktual’nye problemy rossiiskogo prava = Kutafin University Law Review, Kutafin University Law Review,2021, no. 9, pp. 91– 98. (In Russian).
  3. Gurrea-Martínez A. Insolvency Law in Times of COVID-19. Ibero-American Institute for Law and Finance, Available at: https://ssrn.com/abstract=3562685.
  4. Alemanno A. The European Response to COVID-19: From Regulatory Emulation to Regulatory Coordination? European Journal of Risk Regulation, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 307–316.
  5. Madaus S. Leaving the Shadows of US Bankruptcy Law: A Proposal to Divide the Realms of Insolvency and Restructuring Law. European Business Organization Law Review, 2018, no. 19, pp. 615–647.
  6. Routledge J. Rethinking insolvency law amid the COVID-19 pandemic. Pacific Accounting Review, 2021, 336, no. 2, pp. 231–237.
  7. Gurrea-Martínez A. Implementing an Insolvency Framework for Micro and Small Firms. International Insolvency Review, Available at: https://ssrn.com/abstract=3715654.
  8. Zwieten K.V. The Wrong Target? COVID-19 and the Wrongful Trading Rule. Oxford Bussines Law Blog. Available at: https://www.law.ox.ac.uk.
  9. Madaus S., Arias F.J. Emergency COVID-19 Legislation in the Area of Insolvency and Restructuring Law. European Company and Financial Law Review, 2020, no. 3-4 (17), pp. 318–352.
  10. Ghio, GantJ., Boon G., Ehmke D. et al. Harmonising Insolvency Law in the EU: New Thoughts on Old Ideas in the Wake of the COVID-19 Pandemic. International Insolvency Law Review. Available at: https://ssrn.com/abstract=3855429.
  11. Madaus S., Wilke A.K., Knauth P. Bringing Non-EU Insolvencies to Germany: Really so Different from the UNCITRAL Model Law on Cross-Border Insolvency? International Insolvency Review, 2020, v17, pp. 21–28.
  12. Mastilovich L. The restructuring of the debtor as a means bankruptcy warnings under European Law Legislation. Aktual’nye problemy rossiiskogo prava = Kutafin University Law Review, 2020, no. 3 (67), pp. 179–185. (In Russian).
  13. Lemercier Réforme du droit des entreprises en difficulté. Dalloz, 2021. Available at: https://www.dalloz-actualite.fr/dossier/reforme-du-droit-des-entreprises-en-difficulte#partie_1_3. (In French).
  14. Payne J. An Assessment of the UK Restructuring Moratorium. Harvard Blogs. Available at: https://blogs.harvard.edu.
  15. Minnullina K.A., Tatarinova E.P. The Pro-Creditor Approach to the Institution of Bankruptcy in the Russian Law: Advantages and Shortcomings. Yuridicheskiy Mir = Juridical World, 2021, no. 7, pp.29–32. (In Russian).
  16. Lvova O.A. The Anti-Crisis Potential Bankruptcy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21, Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvо) = Moscow University Bulletin. Series 21, Governance (State and Society), 2016, no.4, pp. 79–104. (In Russian).
  17. Karelina S.A., Frolov I.V. The Rehabilitation Potential of the Institution of Insolvency (Bankruptcy) in the event of Emergencies and Situations of Economic Emergency. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2020, no. 6, pp. 5–13. (In Russian).
  18. Noam S. Reorganization without Bankruptcy: Untying the Gordian knot That Destroys Firm Value. New York University Journal of Law and Business, Forthcoming, Available at: https://ssrn.com/abstract=3691632.
  19. Alferov N. Development of Rehabilitation Oriented Russian Institution of bankruptcy. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research), 2016, no. 2, pp. 180–190. (In Russian).
  20. Thevenot С. Mandat ad hoc et conciliation: de nouveaux outils pour une meilleure prevention. Reforme du droit des entreprises en difficulte, 2006, no. 35, pp. 14–20. (In French).
  21. Xiahong C. INSOL Europe/LexisNexis coronavirus (COVID-19) Tracker of Insolvency Reforms– Harvard Blogs. Available at: https://blogs.harvard.edu/bankruptcyroundtable/2020/07/14/insol-europelexisnexis-coronavirus-covid-19-tracker-of-insolvency-reforms-china/.
  22. Gurrea-Martínez А. The Future of Insolvency Law in a Post-Pandemic World. Singapore Management University School of Law Research Paper, Available at: https://ssrn.com/abstract=3916244.