• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Специфика налогового администрирования в России на примере выездных налоговых проверок

В статье уделено внимание одной из важных форм налогового контроля в рамках налогового администрирования — выездным налоговым проверкам. Приведены основные положения выездных налоговых проверок, которые определены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Предложен анализ налоговой практики выездных налоговых проверок, новых направлений налогового контроля.

налоговое администрирование; налоговый контроль; выездные налоговые проверки

УДК
Информация о статье
Аннотация

В статье уделено внимание одной из важных форм налогового контроля в рамках налогового администрирования — выездным налоговым проверкам. Приведены основные положения выездных налоговых проверок, которые определены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Предложен анализ налоговой практики выездных налоговых проверок, новых направлений налогового контроля.

Ключевые слова

налоговое администрирование; налоговый контроль; выездные налоговые проверки

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The paper discusses an important type of tax control within the framework of tax administration — a field tax audit. The authors describe key features of field tax audits as defined in the Conceptual Framework for the Field Tax Audit Planning System. They also present the analysis of tax practices in field tax audits and new spheres of tax control.

Keywords

tax administration; tax control; field tax audit

For citation
Acknowledgements

В рамках налоговой системы государства выделяется два взаимосвязанных звена: подсистема налогообложения и подсистема налогового администрирования. Последняя охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль и надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов. С точки зрения налогового администрирования, в частности деятельности уполномоченных государством органов по реализации контрольной функции в сфере налогообложения, ведущей формой налогового контроля являются налоговые проверки.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговыми органами проводятся камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Проведение выездных налоговых проверок нацелено на обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком, выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем [1, с. 52]. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ [2, с. 273].

Еще в 2007 г. налоговое ведомство разработало и утвердило Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок[1], согласно которой планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.

При этом в 2012 г. ФНС России дополнила Концепцию системы планирования выездных проверок положением, согласно которому при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок инспекторы должны учитывать также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сведения о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы (в конвертах), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию[2].

В настоящее время повышение эффективности налогового администрирования осуществляется не числом выездных проверок, а их качеством [3, с. 12] (табл.).

Согласно Концепции системы планирования выездных проверок в первую очередь в План проведения выездных налоговых проверок включаются следующие основные налогоплательщики[3]:

– предложенные отделами камеральных проверок на основании заключений о целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

– неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

– последняя выездная налоговая проверка которых выявила существенные нарушения налогового законодательства;

– являющиеся участниками схем ухода от налогообложения[4];

– взаимозависимые с крупнейшими налогоплательщиками;

– о которых имеется информация, полученная из внешних и внутренних источников, позволяющая сделать вывод о наличии нарушений налогового законодательства;

– допустившие снижение налоговых начислений при росте суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

– имеющие более высокие темпы роста затрат по сравнению с темпами роста выручки от реализации продукции (работ, услуг);

– допустившие снижение общей суммы налоговых платежей, особенно при условии роста сумм выручки и активов; отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль (доход) на протяжении нескольких налоговых периодов;

– удельный вес вычетов по налогу на добавленную стоимость на протяжении нескольких налоговых периодов превышает 80 %;

– представляющие значительное количество уточненных налоговых деклараций по какому-либо налогу за отчетный (налоговый) период[5];

– заработная плата сотрудников ниже установленного минимального размера оплаты труда. Как показывает налоговая практика 2013 г. выбор объекта для проведения выездных налоговых проверок обусловлен также информацией от граждан о выплате налогоплательщиком зарплаты в конвертах.

В целом новшества налогового администрирования, в частности налогового контроля, формируются в русле тех изменений, согласно которым налоговая система РФ должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Данная стезя обусловлена также спецификой учета использования западного опыта и его применения в условиях российского налогового законодательства.

К примеру, введение в НК РФ новых правил трансфертного ценообразования[6] (теперь правила применения цен в целях налогообложения) приведены в соответствие с международно-правовыми принципами и стандартами, выработанными Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию в руководстве 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов». Более того, на современном этапе рассматривается система «горизонтального мониторинга», обусловленная открытостью бизнеса для налоговых проверок со стороны предприятий. Со своей стороны налоговые органы обещают обезопасить компанию от налоговых рисков, помочь советом в отношении той или иной сделки, а также не доначислять налоги внезапно.

В завершении отметим то, что в основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. предполагают рост налоговых поступлений за счет повышения налоговых ставок, изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, планируется и принятие дополнительных мер в области налогового администрирования, что подчеркивает роль выездных налоговых проверок.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Концепция системы планирования выездных и налоговых проверок : приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. — URL : http://LAW129610_20130903_155755_53054_zip.

[2] Концепция системы планирования выездных и налоговых проверок : приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@(ред. от 14 окт. 2008 г. № ММ-3-2/467@, от 10 мая 2012 г. № MMB-7-2/297@). — URL : http:// LAW129610_20130903_155755_53054_zip.

[3] Там же.

[4] Следует отметить тот факт, что к особым зонам налогового риска относятся налоговые выгоды с использованием фирм-однодневок. По мнению ФНС России, использование в хозяйственной деятельности фирм-однодневок является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды.

[5] Обозначая основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. (одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 г.), законодатели детально проанализировали налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России. Важно учитывать, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал (налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на трансферт капитала и т. д.), а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот, освобождений и прочих преференций. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31, ст. 3824.

Список источников

  1. Дадашев А. З., Пайзулаев А. З. Налоговый контроль в РФ : учеб. пособие. — М., 2009. — 128 с.
  2. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие. — 11-е изд., перераб. И доп. — М., 2012. — 899 с.
  3. Петрова О. Г., Буханов Д. А. Выездная проверка в 2013 году: налоговики меняют практику. — М., 2013. — 192 с.

References