Современный уровень развития общественных отношений демонстрирует высокий уровень самоорганизации их субъектов, в связи с чем многие социальные процессы регулируются посредством правового саморегулирования.
Правовое саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность субъектов для достижения своих целей в рамках законодательства, направленную на упорядочение конкретных общественных отношений посредством создания соответствующего предписания [4, с. 48]. Однако границы и сферы применения правового саморегулирования размыты.
В первую очередь, саморегулирование актуально для гражданско-правовых отношений и выражает принцип их диспозитивности. Между тем, сфера гражданских правоотношений является очень широкой, поэтому при выделении видов правового саморегулирования в основу каждого подвида можно положить подотрасль или институт гражданского права.
Первая подотрасль, для которой характерно саморегулирование – предпринимательское право. В условиях рыночной экономики саморегулирование становится приоритетным регулятором по отношению к государственному регулированию, поскольку сами по себе рыночные механизмы базируются на саморегулировании. Однако утверждать, что данная сфера общественных отношений полностью регулируется правовым саморегулированием – ошибочно, поскольку рыночные отношения возникают и развиваются в рамках правового поля, в том числе на основании тех ситуаций, которые подпадают под действия государственного правового регулирования. Именно поэтому существует определенная граница, за которой саморегулирование является самостоятельным правовым инструментом урегулирования соответствующих правоотношений.
Основным инструментом саморегулирования в сфере гражданских правоотношений являются договоры, поэтому следующим видом правового саморегулирования в зависимости от сферы его применения является саморегулирование в договорном праве. Субъекты гражданских правоотношений вправе регулировать отношения между собой посредством определяемых ими условий договора, в соответствии с принципом свободы договора, определенным статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, и вправе самостоятельно определять не только контрагента, но и содержание, а также вид заключаемого ими соглашения.
В данном механизме ярко прослеживаются признаки саморегулирования: субъекты вступают в договорные правоотношения по собственной воле, преследуя собственные цели, в соглашение они включают те условия, которые являются приемлемыми именно для них, а также оговаривают меры взаимной ответственности. При этом договор имеет правовое значение и создает субъективные права и юридические обязанности непосредственно для своих участников, практически всегда не затрагивая при этом воли третьих лиц, что также является признаком правового саморегулирования.
Применяется саморегулирование и в трудовом праве. Так, под саморегулированием в трудовых правоотношениях предлагается понимать самостоятельные действия работника по реализации его трудовых прав, обладающие двумя одновременно проявляющимися признаками. Во-первых, эти закреплённые законом права являются субъективными, принадлежащими всем или определённой категории работников независимо от производственных условий; во-вторых, они реализуются ими самостоятельно без участия других субъектов трудового права путём совершения одностороннего действия.
Следует отличать индивидуально-договорное регулирование от саморегулирования. Отличия данных институтов проявляются, прежде всего, в методах и способах регулирования индивидуальных трудовых отношений. Для индивидуально-договорного регулирования характерен договорный метод, а для саморегулирования – самостоятельные односторонние действия работника [2, с. 182].
Обособленным видом правового саморегулирования является правовое регулирование в сфере экономической деятельности. Правовая природа правового саморегулирования в данном случае возникает не только из цели применения, но также из закрепления обязательности его применения в специальных нормативно-правовых актах.
В ряде отраслей экономической деятельности в РФ законодательно предусмотрены различные системы саморегулирования различной степени жесткости: как на добровольной, так и на нормативной основе. Посредством саморегулирования в рыночной экономике осуществляется замена оперативного вмешательства государства на нормативное правовое регулирование и контролем за соблюдением норм законодательства, создаваемым саморегулируемыми организациями.
Многие из саморегулируемых организаций создаются в соответствии с отраслевым законодательством (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственного пенсионного обеспечения, оценочной деятельности, арбитражного управления, строительства, аудита, рекламы и т. д.) [3, с. 304]. Такое положение – если его рассмотреть в контексте конституционного права граждан на объединение – противоречит добровольности реализации указанного права, поскольку реализация субъектом права носит добровольный характер, заключается в выборе им правомерного поведения из возможных вариантов [1, с. 170].
Прием в члены саморегулируемой организации реализуется посредством проверки на соответствие субъекта установленным требованиям и является самостоятельной функцией таких организаций. При этом сама организация не решает, допускать тот или иной субъект на рынок или нет – напротив, она обязана дать членство лицу, отвечающему установленным требованиям, контролировать соответствие им, а в случае отклонения от требований – принимать меры к устранению недостатков.
Также саморегулируемая организация обязана представлять интересы субъектов, состоящих в его рядах, в отношениях с государственными структурами, оказывать консультационные и информационные услуги, страховать ответственность субъекта [5, с. 83].
При таком механизме вступления в саморегулируемую организацию и осуществления профессиональной деятельности с учетом членства в данной организации прослеживается контроль государства за отдельными отраслями профессиональной деятельности, недопущение им в соответствующую сферу лиц, не обладающих достаточными компетенциями.
Иным образом находит свое отражение институт правового саморегулирования в других профессиональных сообществах, деятельность которых не является предпринимательской. Наиболее ярким таким сообществом является институт адвокатуры в Российской Федерации.
С точки зрения правового саморегулирования представляет интерес законодательно закрепленный статус адвокатуры, которая является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, усматриваются признаки правового саморегулирования в сфере адвокатской деятельности. Более детально адвокатская деятельность регулируется актами, созданными самим институтом адвокатуры, что характеризует последние как акты правового саморегулирования.
Акты правового саморегулирования позволяют совместить такие нормы, которые полагает необходимым сам субъект соответствующих правоотношений, в том числе нормы морально-этической направленности, что наглядно демонстрируется на вышеприведенном примере в сфере адвокатской деятельности.
Присутствует правовое саморегулирование и в публично-правовых отношениях. Так, характерны методы саморегулирования для деятельности различных совещательных органов, создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Чаще всего такие органы не имеют статуса юридического лица, не являются общественной организацией, в связи с чем не имеют общих прав, свойственных соответствующим субъектам. Поэтому нормы правового саморегулирования являются актуальным способом регулирования отношений внутри совещательных органов.
Все вышеперечисленные сферы, где используется правовое саморегулирование, неразрывно связаны с инициативной деятельностью их субъектов. В связи с чем актуально рассмотреть в данном ключе также общественные отношения по поводу организации деятельности общественных организаций.
Особое место среди общественных организаций занимают политические партии, которые регулируют посредством норм правового саморегулирования не только отношения внутри организации, но и между двумя и более политическими партиями для достижения ими общих целей за счет заключения ими политических соглашений.
Правовое саморегулирование существует не только на внутригосударственном уровне, оно актуально и для международных отношений, в равной мере как публичных, так и частных. Международное публичное право во многом строится на международных соглашениях и иных принимаемых международными организациями актах. При этом такие акты актуальны только непосредственно для стран-участников того или иного соглашения, что также демонстрирует наличие признаков саморегулирования в данных отношениях.
Интернет и деятельность в сфере коммуникационных технологий приобретает ключевое значение в условиях современной реальности, стирая границы взаимодействия между гражданами и организациями различных государств. Так, интернет выступает в качестве нового социального пространства, внутри которого традиционные нормы применяются лишь в части (к уже возникшим дистанционным путем правоотношениям) – на практике взаимодействия субъектов в Сети «Интернет» преобладает саморегулирование. Эффективность регулирования правоотношений в данном пространстве обеспечивается при непосредственном участии заинтересованных сторон в разработке стандартов, норм и принципов их взаимодействия между собой.
В области международного делового оборота, который характеризуется трансграничностью и вовлеченностью самых разных субъектов права в их регулирование, используется большое количество неформальных регуляторов, которые предопределяют процесс саморегулирования. Значительное расширение сферы действия принципа свободы договора создает реальные предпосылки для возрастания роли саморегулирования в международном частном праве [6, с. 2].
Анализ всех вышеуказанных сфер общественных отношений, урегулированных нормами саморегулирования наряду с иными нормами, позволяет определить закономерность, согласно которой, чем выше уровень развития общественной жизни, тем большую актуальность приобретают нормы правового саморегулирования, поскольку носят опережающий характер и создаются субъектами в том числе для тех правоотношений, которые уже возникли, но еще не попали в поле зрения государства. Таким образом, полагаем, что нормы правового саморегулирования будут получать дальнейшее развитие и прочно укрепятся в правовой системе многих государств.