• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности : обзор I юридического форума им. М. М. Сперанского

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.7.
Дата поступления: 01.07.2018.

В статье дается обзор работы I Юридического Форума им. М. М. Сперанского «Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности», проведенного 29 июня 2018 г. в Иркутском институте (филиале) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Представлен общий обзор пленарного заседания, а также итоговые резолюции, принятые по результатам работы круглых столов.

Кодификация; законодательство; М. М. Сперанский; борьба с преступностью; контрактная система; конференция.

Суслова С.И. Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности : обзор I Юридического форума им. М. М. Сперанского // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.7.
Дата поступления: 01.07.2018.

Аннотация

В статье дается обзор работы I Юридического Форума им. М. М. Сперанского «Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности», проведенного 29 июня 2018 г. в Иркутском институте (филиале) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Представлен общий обзор пленарного заседания, а также итоговые резолюции, принятые по результатам работы круглых столов.

Ключевые слова

Кодификация; законодательство; М. М. Сперанский; борьба с преступностью; контрактная система; конференция.

Для цитирования

Суслова С.И. Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности : обзор I Юридического форума им. М. М. Сперанского // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2018.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.7.
Submission date: 01.07.2018.

Abstract

The article reviews the work of the I Legal Forum devoted to M. M. Speransky «Reforming the legislation at the present stage of the Russian statehood development», held on June 29, 2018 at the Irkutsk Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice. The author presents the overview of the Plenary session as well as the final resolutions adopted as a result of the round-tables conferences.

Keywords

codification; legislation; M. M. Speransky; fight against crime; contract system; conference.

For citation

S.I. Suslova. Reforming the legislation at the present stage of the Russian statehood development: an overview of the first legal forum dedicated to M.M. Speransky // Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.

Acknowledgements

29 июня 2018 г. в г. Иркутске состоялось пленарное заседание и работа круглых столов I Юридического Форума им. М. М. Сперанского «Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности». Организаторами проведения форума выступили Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), Иркутское отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа.

Приветственный адрес участникам форума направил Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Владимирович Крашенинников.

С Приветственными словами выступили Председатель Иркутского отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», директор Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент Артур Викторович Бычков и Заместитель Председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, Председатель комиссии Ассоциации юристов России по совершенствованию правосудия Владислав Николаевич Туманов.

В работе конференции приняли участие представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа, аппарата мэра г. Иркутска, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, ГУ МВД по Иркутской области, адвокатской, нотариальной палаты, преподаватели юридических вузов г. Иркутска и др.

С докладами на пленарном заседании выступили: Илья Анисимович Минникес, профессор кафедры теории и истории государства и права Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), доктор юридических наук, доцент с докладом «Кодификация местного законодательства: история и современность»; Светлана Васильевна Праскова, заместитель начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, кандидат юридических наук с докладом «Средства самообложения граждан: между сходом и референдумом»; Елена Игоревна Фойгель, заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент «Современные возможности криминалистического исследования почерка».

Состоялась работа четырех круглых столов по следующей тематике: «Контрактная система в сфере закупок: прошлое, настоящее, будущее»; «Основные тенденции реформирования конституционного и административного права в условиях современной российской государственности»; «Актуальные вопросы уголовно-процессуального и криминалистического обеспечения реализации стратегии борьбы с преступностью в современных условиях»; «Современные перспективы развития уголовно-исполнительной системы».

По итогам работы круглых столов приняты следующие резолюции в рамках I Юридического Форума им. М. М. Сперанского «Реформирование законодательства на современном этапе развития российской государственности».

Резолюция круглого стола «Актуальные вопросы уголовно-процессуального и криминалистического обеспечения реализации стратегии борьбы с преступностью в современных условиях»

Участники круглого стола – представители следственных органов, экспертных учреждений, адвокатского сообщества, профессорско-преподавательского состава вузов юридического профиля обсудили актуальные проблемы действующего законодательства и правоприменительной практики, связанные с организаций деятельности следственных органов, методическим обеспечением процесса раскрытия и расследования преступлений.

По результатам обсуждения участниками круглого стола были сформулированы следующие рекомендации:

  1. С целью повышения профессионального уровня кандидатов на должности сотрудников следственных и экспертных органов необходимо осуществлять учебный процесс в вузах юридического профиля с большей ориентацией на практические аспекты следственной и экспертной деятельности. При изучении уделять внимание не только теоретической части, связанной с правовым регулированием производства процессуальных действий, но и особенностям реализации данных правовых норм в конкретных ситуациях.
  2. Для полноценного и эффективного действия европейских норм необходимо их непосредственное включение в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм. Это обусловлено тем, что ознакомиться с официальными решениями ЕСПЧ можно, обратившись к поисковой системе HUDOC в Интернете. Однако Европейский суд не осуществляет официальных переводов на русский язык своих решений, и в этой связи можно найти немного прецедентов Страсбургского суда на русском языке. Переводы, размещенные в системах «КонсультантПлюс» и «Гарант» также помечены как неофициальные. Отсутствие официальных переводов и руководящих разъяснений высших судов России приводило к тому, что суды общей юрисдикции не применяли напрямую Конвенцию «О защите прав человека»[1]. В Российской Федерации существует конституционное положение о том, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ[2]). Таким образом, это еще один не разрешенный законодателем вопрос, требующий правового регулирования.
  3. Необходимо реформировать законодательство Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности в части формулирования названий оперативно-розыскных мероприятий. Прежде всего – оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, которые одновременно являются технически и организационно сложными. Их осуществление регламентируется не только законодательством об оперативно-розыскной деятельности, но и специальным «ведомственным» и «техническим» законодательством. В то же время возросшие технологические и организационные возможности информационных коммуникаций и контроля за ними требуют соответствия правовой сферы этого вопроса. Данные дефиниции являются существенными для правоохранительной практики в сфере оперативно-розыскной деятельности. От точности их названия зависит правоприменительная практика, судебная оценка их правомерности, эффективность деятельности по борьбе с преступностью, объективность защиты и обеспечения прав гражданина, человека, общества и государства от нарушений и злоупотреблений в этой сфере.
  4. Повышение эффективности борьбы с преступностью в современных условиях требует учета особенностей адвенальных преступлений, т. е. преступлений, совершенных лицами, имеющими значительные этнические отличия от коренных граждан РФ. При этом особое значение придается криминалистической классификации адвенальных лиц, которая позволит выработать алгоритм действий субъектов расследования и раскрытия адвенальных преступлений по собиранию, исследованию и использованию доказательственной и ориентирующей информации. Адвенальное лицо, будучи вовлечено в уголовно-процессуальную сферу, может быть как носителем уголовно-релевантной информации, так и источником информации о лице-носителе уголовно-релевантной информации.
  5. Повышение уровня тактико-криминалистического обеспечения процесса расследования преступлений возможно при условии эффективного использования инструментария следователя в виде соответствующих тактических приемов. Подобные тактические приемы, закрепленные в законе, должны уточняться и вдумчиво наполняться соответствующим содержанием. Осуществление этого процесса необходимо проводить с учетом осознания процессуальной самостоятельности следователя, в содержание которого входит его собственное мнение и убеждение. Только при соблюдении этого условия будет возможна организация тактически взвешенной работы следователя, ведущего производство по уголовному делу.

Резолюция круглого стола «Контрактная система в сфере закупок: прошлое настоящее, будущее»

Проблемное поле круглого стола составили ключевые вопросы применения действующего законодательства в данной сфере и направления его совершенствования. В частности, присутствующие ученые и практики обсудили проблемы реформирования системы государственных и муниципальных закупок, имплементации зарубежного опыта регламентации закупок для публичных нужд, эффективности контрактной системы, а также реализацию государственной политики в сфере закупок на региональном уровне.

Участниками круглого стола отмечено:

  1. Прозрачность механизма закупок на всех стадиях и уровнях позволяет предотвратить сокращение средств бюджета при закупках для государственных нужд продукции и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.
  2. В связи с тенденцией постоянного роста количества заключаемых государственных и муниципальных контрактов возникает естественная необходимость совершенствования механизма государственных закупок за счет консолидации заказов, применения современных процедур их размещения, исключения неоправданных ограничений, усложненных и неэффективных процедур, что достигается путем развития законодательства, регулирующего порядок проведения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
  3. Практика применения контрактной системы вскрыла определенные недостатки в ее реализации, в частности: отсутствие необходимых дефиниций либо чрезмерно сложное содержание нормативно закрепленных понятий; неопределенность правового регулирования и отсутствие единообразной практики применения законодательства в сфере закупок и др.

По завершении работы круглого стола были подведены итоги:

  1. Решение существующих в контрактной системе в сфере закупок проблем невозможно без дальнейшего развития правового регулирования этих отношений, прежде всего в направлении уточнения понятийного аппарата контрактной системы в сфере закупок и сокращения количества отсылочных подзаконных нормативных актов.
  2. Качество работ, поставляемых товаров, оказываемых услуг должно быть приоритетней их ценовых свойств.
  3. К строительству стратегических, дорогостоящих, социально значимых объектов для государственных нужд могут привлекаться только лица, известные своим опытом и надежностью.
  4. Необходимо продолжить изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта, направленного на повышение эффективности функционирования контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  5. Органы власти, осуществляющие контроль в сфере контрактной системы, должны принимать решения, руководствуясь помимо нормативных актов принципами разумности и добросовестности участников во избежание абсурдных решений, противоречащих смыслу контрактной системы.

Резолюция круглого стола «Основные тенденции реформирования конституционного и административного права в условиях современной российской государственности»

В рамках круглого стола обсуждались проблемы и перспективы оптимизации системы, структуры и порядка формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также непосредственно связанные с этим основные направления реформирования избирательного законодательства в Российской Федерации.

По результатам обсуждения выступления Н. В. Кешиковой, посвященного проблемам организации и деятельности органов местного самоуправления, были сформулированы следующие рекомендации:

  1. Закрепить как руководящее начало организации и деятельности местного самоуправления на законодательном уровне принцип разделения муниципальной власти как общий принцип, на базе которого установить четкое организационное и компетенционное разграничение предметов ведения и муниципально-властных полномочий представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, а также главы муниципального образования в гл. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ[3].
  2. Применительно ко всем муниципальным образованиям, независимо от их публично-территориальной организации, более демократично предусмотреть альтернативные варианты порядка замещения муниципальных должностей главы муниципального образования, включая прямые выборы населением. При этом прямые выборы главы муниципального образования следует устанавливать в качестве преимущественного порядка замещения должности главы. Кроме того, предусмотреть на уровне закона требование обязательного учета мнения населения муниципального образования в случае замены прямых выборов мэра на альтернативный порядок замещения должности.
  3. Выработать критерии, положенные в основу закрепления доходных источников за уровнями власти. Такими критериями могут выступать: соответствие видов доходных источников предметам ведения органов местного самоуправления; закрепление за местными бюджетами налогов, связанных с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования.

По результатам обсуждения доклада С. А. Хвалева, посвященного проблемам правового регулирования избирательных комиссий участкового уровня, участниками круглого стола предложены следующие меры:

  1. Законодательно закрепить такой признак участковой избирательной комиссии, как публично-властный характер. Отсутствие указания в нормативных правовых актах на то, что участковые избирательные комиссии – это органы власти, приводит на практике к неисполнению или несвоевременному исполнению их решений, а также к подконтрольности этого уровня комиссий следственным органам.
  2. Внести в федеральное избирательное законодательство изменения, связанные с формированием резерва участковых избирательных комиссий. В частности, целесообразно формировать резерв не на 5 лет, а на 1-2 года. При этом возлагать администрирование резерва составов участковых избирательных комиссий не только на избирательные комиссии, но и на политические партии, общественные объединения, представительные органы муниципальных образований в отношении тех кандидатур, которые они предложили.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. // СЗ РФ. – 2001. – № 2, ст. 163.

[2] Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // СЗ РФ. – 2014. – № 31, ст. 4398.

[3] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – 40, ст. 3822.

Список источников

Список литературы отсутствует.

References