• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Психологические особенности формирования показаний несовершеннолетних обвиняемых

Описывается влияние психологических закономерностей протекания психических познавательных процессов, в результате которых формируются показания несовершеннолетнего обвиняемого. В ходе производства допроса указанного участника уголовного судопроизводства необходимо учитывать влияние определенных психологических механизмов. Автор приходит к выводу о том, что повышению эффективности указанного следственного действия может способствовать знание следователем психологических особенностей протекания психологических процессов. Рассматриваются такие познавательные процессы, как восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение. Отмечается, что если допрашиваемый решает дать правдивые показания, он восстанавливает в памяти сохраненную информацию, мысленно ее обрабатывает с целью ее последующего изложения. При этом несовершеннолетний обвиняемый стремится уменьшить свою роль в совершенном преступлении и с этой целью упускает определенные обстоятельства по делу. Особенности психических процессов несовершеннолетних обвиняемых влияют на подготовку к рассматриваемому следственному действию и организацию его содержательной части. Кроме того, данная информация позволяет определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах.

расследование преступлений несовершеннолетних; следственные действия; допрос; несовершеннолетний обвиняемый

УДК
Информация о статье
Аннотация

Описывается влияние психологических закономерностей протекания психических познавательных процессов, в результате которых формируются показания несовершеннолетнего обвиняемого. В ходе производства допроса указанного участника уголовного судопроизводства необходимо учитывать влияние определенных психологических механизмов. Автор приходит к выводу о том, что повышению эффективности указанного следственного действия может способствовать знание следователем психологических особенностей протекания психологических процессов. Рассматриваются такие познавательные процессы, как восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение. Отмечается, что если допрашиваемый решает дать правдивые показания, он восстанавливает в памяти сохраненную информацию, мысленно ее обрабатывает с целью ее последующего изложения. При этом несовершеннолетний обвиняемый стремится уменьшить свою роль в совершенном преступлении и с этой целью упускает определенные обстоятельства по делу. Особенности психических процессов несовершеннолетних обвиняемых влияют на подготовку к рассматриваемому следственному действию и организацию его содержательной части. Кроме того, данная информация позволяет определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах.

Ключевые слова

расследование преступлений несовершеннолетних; следственные действия; допрос; несовершеннолетний обвиняемый

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The author describes the influence of psychological aspects of cognitive processes which lead to the testimony formation of accused minors. It is necessary to take into account the impact of certain psychological mechanisms when interrogating such a participant of criminal court procedures. The author concludes that if the investigator is familiar with the specifics of psychological processes it could enhance the efficiency of investigative actions. He analyzes such cognitive processes as perception, memory, retention and reproduction and stresses that if the interrogated person wants to testify honestly, s(he) than recalls the information from memory and mentally processes it for further presentation. While doing this the minor tries to diminish his/her role in the crime and, in order to achieve this, omits certain circumstances of the case. The specifics of psychological processes of minors influence the preparation for the investigative action under consideration and the organization of its contents. Besides, this information allows to determine how objective a person’s testimony is regarding the previously witnessed circumstances.

Keywords

investigation of crimes committed by minors; investigative actions; interrogation; accused minor

For citation
Acknowledgements

Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних и их последующее судебное рассмотрение обладает спецификой в связи с необходимостью особой правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психологическими и физиологическими характеристиками лиц, не достигших совершеннолетия. Этим предопределяются особенности тактики производства отдельных следственных действий, в том числе и допроса, с участием несовершеннолетних обвиняемых.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обладает определенной спецификой в силу особенностей их психики. Недаром закон предусматривает обязательное участие в данном следственном действии защитника и законного представителя (ст. 425, 426 УПК РФ). Кроме того, согласно требованиям ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В ходе производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого носителем доказательственной информации выступает человек. Таким образом, в процессе передачи информации необходимо учитывать определенные психологические механизмы. Только знание таких закономерностей позволяет осуществить эффективное проведение следственного действия посредством получения полных, объективных данных. Помимо этого, учет психологического механизма позволяет соответствующим образом оценить полученный результат следственного действия.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого формирование личностной информации (психических отражений, следов памяти) складывается из:

– восприятия человеком объекта;

– отражения в памяти человека признаков воспринимаемого объекта (формирования его мысленного образа);

– преднамеренного либо непроизвольного запоминания мысленного образа объекта (удержания его в памяти) [5, с. 90].

Восприятие иначе именуется перцепцией, или перцептивным процессом. Оно является психическим процессом, который представляет собой осмысленный (принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Результатом синтеза является формирование образа объекта, предмета или явления, который складывается в ходе их активного отражения [10, с. 182].

Современные исследования в области психологии показывают, что восприятие является активным процессом. Бесспорно, что перцептивный образ выступает как субъективное отражение предметов и явлений объективной действительности в сознании. Вместе с тем неверно рассматривать его как зеркальное отпечатывание объектов, воздействующих на органы чувств, как их простое подобие фотографии. В процессе восприятия происходит разделение информации, поступающей на сенсорный вход, ее более или менее сложные преобразования, сравнение с эталонами, хранящимися в памяти. «В развернутой форме перцептивный процесс включает оценку сенсорной информации, коррекцию сенсорных сигналов, выдвижение и проверку гипотез, принятие решения» [8, с. 102]. Таким образом, он выступает как процесс регулируемый.

В восприятии выделяют четыре этапа. К ним относят: обнаружение, различение, идентификацию и опознание [4, с. 139]. Первые два этапа относят к перцептивным действиям, остальные — к опознавательным. Обнаружение является начальным этапом любого сенсорного процесса и связано с ощущениями, с которых начинается формирование образа. Ощущениями являются отражения отдельных свойств объектов при непосредственном воздействии на органы чувств. При этом выявляется только наличие стимула. Следующая операция —различение. Оно и будет восприятием как таковым. Его результатом будет формирование перцептивного образа. После чего становится возможным осуществление опознавательного действия. Опознание образа — завершающий этап восприятия, при котором образ относится к уже известному конкретному человеку, кругу явлений или предметов. Критериями опознания являются способность вербализовать сформированный образ (дать словесное описание) и адекватное реагирование на него в поведенческих актах [13, с. 51]. Если же происходит отождествление с образом, хранящимся в памяти и воспринимавшимся ранее, происходит идентификация, или узнавание объекта.

Восприятие обладает особенностями, определяющими его правильность и полноту. Образ, складывающийся в процессе восприятия, является следствием работы, как правило, нескольких анализаторов, но действие какого-либо из них является преобладающим. В зависимости от этого можно выделить следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное и осязательное.

Восприятие обладает признаками, или свойствами, выражающими его особенности. К их числу относят предметность, целостность, константность, категориальность [10, с. 182] и избирательность [16, с. 141]. Предметность проявляется в том, что окружающий мир воспринимается не в виде несвязанной простой суммы ощущений, а в форме отдельных, обособленных объектов, являющихся обобщением определенных ощущений. Это свойство также называют структурностью. Целостность означает свойство восприятия выстраивать образ на основе получаемого набора элементов. Константность предопределяет относительное постоянство восприятия объектов по параметрам (форма, размер,цвет и иные) независимо от меняющихся физических условий. Такое свойство, как категориальность, также именуют осмысленностью. Оно заключается в том, что восприятие всегда связано с мышлением. Это находит отражение в понимании сущности предметов, которые обозначаются какимлибо понятием и относятся к определенному классу или группе. Избирательность означает преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Закономерности формирования мысленного образа такого объекта восприятия, как человек, обладают своей спецификой. Такие особенности обусловлены рядом факторов, которые в научной литературе многие ученые разделяются на объективные и субъективные [3, с. 16; 14, с. 316]. Действие данных факторов является проявлением свойств восприятия применительно к конкретным условиям. Объективными факторами восприятия будут являться те, которые не зависят от воспринимающего человека, а именно условия восприятия и характеристика воспринимаемого объекта. Под субъективными факторами, влияющими на формирование мысленного образа, понимаются психологические особенности, характеризующие конкретного человека как личность. К ним относят индивидуальные особенности психических процессов, тип темперамента, физическое и эмоциональное состояние, пол, возраст воспринимающего, предшествующий опыт лица, психологическая установка, уровень мотивации, направленность внимания.

По нашему мнению, деление факторов, оказывающих воздействие на восприятие человека, на субъективные и объективные не в полной мере отражает его специфику. Кроме того, отнесение некоторых конкретных факторов к той или иной группе представляется спорным, так как критерий деления обладает некоторой условностью.

В частности, понимая под объективными факторами условия, не зависящие от субъекта восприятия, необходимо помнить, что факторы могут быть присущи субъекту, но не зависеть от него (например, дефекты зрения, слуха и т.д.).

Анализ научных источников, посвященных восприятию, позволяет сделать вывод, что его можно рассматривать с точки зрения трех аспектов. Первый — это общие психологические закономерности. Второй — влияние особенностей субъекта восприятия, оказывающих влияние на общие закономерности. Третий аспект — влияние, являющееся следствием воздействия общества на человека.

Под общими психологическими закономерностями следует понимать те, которые характерны для процесса восприятия в целом. Они присущи человеку независимо от его индивидуальных особенностей. К ним можно отнести условия восприятия и основные закономерности восприятия. К условиям восприятия относятся продолжительность и частота восприятия, расстояние до объекта, метеорологические и погодные условия, освещенность объектов, воздействие иных раздражителей.

С увеличением расстояния до объекта восприятие этого объекта ухудшается, следовательно, возникает трудность выделения его признаков. По данным исследований А.А. Бодалева, люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на расстоянии 2 км; с 1 км — виден общий контур человека; с 700 м — воспринимается движение рук и ног; с 400 м — воспринимается головной убор; с 300 м — голова, плечи, овал лица, цвет одежды; с 200 м — лицо, кисти рук; с 60 м — глаза, нос, пальцы; с 20 м — весь человек [2, с. 33].

К группе общих закономерностей восприятия человека можно отнести психологические особенности личности, оказывающие влияние на формирование образа человека. Основой целостности и структурности восприятия является отражение формы объекта, которое выделяет его из окружения и выражает единство строения объекта как целого. Поэтому важнейшими опознавательными признаками человека являются общий силуэт тела и очертания лица [12, с. 46]. Именно эти признаки впоследствии позволяют идентифицировать ранее воспринятого человека визуальным способом.

Определенные коррективы в процесс формирования образа вносит психофизиологическое состояние лица в момент восприятия, которое может сопровождаться психической напряженностью, аффектом.

Это обусловлено самим преступным характером обстановки. В таком случае возможно искажение информации относительно наблюдаемого лица. Испуг и страх, которые характерны и для лица, совершающего преступление, могут стать причиной фрагментарности образа, выделения только некоторых признаков. В ряде случаев под действием рассматриваемых факторов может произойти гиперболизация, преувеличение некоторых характеристик и даже приписывание таковых, хотя и несуществующих в действительности.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении возможно нарушение восприятия. В этом случае происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: дневной свет неожиданно для самого человека может его ослепить, окраска окружающих предметов кажется необычно яркой и насыщенной. При таком состоянии возможно появление ложного восприятия, иначе называемого галлюцинациями. Суть их состоит в том, что восприятие возникает без реального раздражителя, существующего объекта. При нарушении восприятия, помимо галлюцинаций, возможно возникновение иллюзий, которые представляют собой ошибочное восприятие реальных объектов. Чаще всего можно встретить такой их вид как аффективные иллюзии. Их проявление возможно даже у психически здоровых людей. Они обусловлены состоянием страха и подавленным тревожным настроением.

Определенную трудность представляет определение возраста наблюдаемого человека. Это связано с тем, что возрастные признаки менее определены, чем иные черты внешности. В результате экспериментального исследования было установлено, что точность оценки тем выше, чем моложе воспринимаемый человек [14, с. 318]. На определение возраста влияет и возраст воспринимающего. Для ребенка эта задача будет очень сложной. Молодое поколение нередко считает старыми людей, которые старше их на 20–25 лет. Пожилые люди порой преуменьшают возраст людей, которые их моложе, называя 30–40-летних «молодыми людьми».

Значительное влияние на восприятие оказывает предшествующий личностный опыт человека. Это проявляется в том, что одну и ту же информацию различные люди воспринимают по-разному, в зависимости от собственных интересов, потребностей, способностей, навыков и умений.

Указанный эффект в психологии называется апперцепцией. Это психологическое свойство носит накопительный характер. «Ранее сформированный опыт, тот, что уже закрепился на бессознательном уровне, влияет на присвоение нового опыта» [17, с. 82]. При этом необходимо учитывать, что в силу возрастных особенностей несовершеннолетние обвиняемые обладают незначительным жизненным опытом, что, несомненно, сказывается на объективности и полноте сообщаемой ими информации.

Второй аспект восприятия выражается во влиянии особенностей субъекта восприятия. В данной группе находятся закономерности, находящиеся в зависимости от пола и возраста воспринимающего субъекта. «У подростков меньший объем восприятия и долговременной памяти, они менее точно отражают пространственные качества объектов, — их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, — чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий» [6, с. 193]. Эту группу закономерностей можно обозначить как личностно-обусловленные.

В восприятии человека человеком у разных возрастных групп имеются существенные различия. Для детей характерно отсутствие углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Однако ими хорошо воспринимаются те объекты, которые вызывают у них непосредственную эмоциональную реакцию. «Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно» [18, с. 37]. Влияние возраста на увеличение объема воспринятого сказывается до периода ранней зрелости. Затем восприятие отличается стабильностью до периода позднего возраста.

Третий аспект рассматривает влияние на восприятие человека общества в целом. К нему можно отнести специфику восприятия под воздействием установок и профессиональных особенностей. Закономерности, являющиеся следствием указанных обстоятельств, можно обозначить как социально обусловленные.

Такой фактор, как воздействие на восприятие психологической установки лица подлежит обязательному учету. Признанный специалист в области исследования установки Д.Н. Узнадзе определил психологическую установку как готовность, предрасположенность к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении, обеспечивающую целенаправленный характер соответствующей деятельности, избирательную активность человека [1, с. 70].

Учитывая тот факт, что несовершеннолетние лица не успевают приобрести какие-либо профессиональные навыки в силу отсутствия подобного опыта или его незначительности, на них этот фактор, как правило, не оказывает сильного воздействия.

Результатом восприятия является формирование образа явления или объекта. Образ, сформированный в результате восприятия, является сенсорным (от латинского «сенсус» — чувственное восприятие). Данный термин был введен для того, чтобы разграничить чувственные психические образы от иных, к которым можно отнести умственные (к примеру, теоретические) и художественные.

Неотъемлемой частью процесса получения показаний при допросе является память. Ее определяют как процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания [11, с. 401]. Этот процесс в психологии также именуют мнемическим (от греч. «мнема» — память). Память является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим человека, важнейшей познавательной функцией.

Память состоит из ряда процессов, к которым обычно относят запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание представляет собой процесс, направленный на сохранение полученной информации. Основным свойством запоминания является скорость, обозначаемая его быстротой. При сохранении происходит активная переработка, систематизация, обобщение материала. Оно характеризуется прочностью закрепления материала. Заключительным процессом будет воспроизведение, которое заключается в том, что происходит восстановление ранее воспринятого. В зависимости от типа запоминаемой информации выделяют следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную. Двигательная память является генетически первичной. Она проявляется в способности запоминания и воспроизведения двигательных операций. Результаты восприятия закрепляются с помощью образной памяти. Она, в свою очередь, делится на подвиды. От того, какой анализатор преобладает в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала, выделяют зрительную, двигательную, слуховую, обонятельную и осязательную память. Эмоциональная память заключается в сохранении пережитых чувств и эмоциональных состояний. Высшим видом памяти является вербальная. Она присуща только человеку. На ее основе создается информационная база человеческого интеллекта. Ее также называют словесно-логической или семантической.

Преимущественное развитие какого-либо из видов памяти связано так же, как и восприятие, с особенностями личности, условиями жизни, деятельностью людей. У каждого человека все же ведущее положение занимает словесно-логическая память, несмотря на преобладание какой-либо разновидности образной памяти. Это является причиной соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов писал, что вторая сигнальная система у человека является главной, так как она подчиняет себе деятельность первой сигнальной системы [4, с. 75]. Индивидуальные различия памяти могут проявляться в том, что одни люди хорошо запоминают даты, цифры (например, бухгалтеры, счетоводы), другие — имена людей (работники общественных организаций, отделов кадров), третьи — цвет красок (художники, красильщики, маляры).

То, что человек может выразить словами запоминается легче, лучше и быстрее, чем то, что воспринимается только органами чувств. Если при этом слова выступают не только вербальной заменой воспринятого, а являются его осмыслением, то такое запоминание является более эффективным. Под осмыслением в данном случае понимается придание слову не просто функции обозначения явления или объекта, а уяснение их сущности.

Для правильной оценки показаний очевидца следователю необходимо знать закономерности процесса развития памяти человека. Ее развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни. На это оказывают влияние многие факторы, к которым можно отнести развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемую деятельность. У детей в возрасте до 4–6 лет память преимущественно непроизвольная и образная. Поэтому они лучше запоминают и дольше сохраняют все необычное для них, новое, производящее на них сильное впечатление, а также окружающие предметы и привычные действия, часто повторяющиеся при них.

В младшем школьном возрасте дети могут уже произвольно запоминать. Интенсивное развитие памяти происходит у подростков среднего школьного возраста и достигает своего развития у учащихся старших классов, которым уже присущи черты памяти взрослого человека. У них значительно возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения материала, что необходимо учитывать при допросе несовершеннолетних обвиняемых.

Известны случаи, когда человек абсолютно уверенно «вспоминает» факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Подобное нарушение, как правило, является отклонением от нормы, относится к патологии, но нередко наблюдается и у психически здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Подобные нарушения памяти возможны, например, у утомленного допрашиваемого.

Результатом процессов памяти будут мысленно воспроизводимые образы предметов или процессов реальности, которые ранее были восприняты. Такие образы называются представлениями. Указанный процесс называют воспроизведением. Представления в памяти проявляются в качестве воспроизведения с определенной точностью объектов или явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств. С позиции нейрофизиологического механизма память позволяет центральной нервной системе воспроизводить следы действовавших на нее возбуждений [7, с. 31]. Воспроизведение делят на два основных вида: собственно воспроизведение и узнавание [15, с. 116].

Собственно воспроизведение предполагает восстановление прошлого опыта лица, в результате которого происходит построение соответствующих ему представлений. При воспроизведении как таковом требуются волевые усилия и длительное напряжение умственной деятельности. Такой процесс, проходящий преднамеренно, когда ставится задача воссоздать образ в памяти, сформировать представление, называют припоминанием. Собственно воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае оно происходит без волевых усилий и постановки задач на его реализацию. Во втором — лицо ставит задачу вспомнить какие-либо факты, события, объекты. Это может вызвать определенные трудности и требует приложение усилий. При воспроизведении образа, формировании представления эта задача усложняется. Порой, даже при усиленной попытке, это сразу не удается. В такой ситуации возможно проявление одной из особенностей памяти, именуемой реминисценцией. Ее сущность заключается в том, что по прошествии некоторого времени с момента попытки припоминания происходит непроизвольное воспроизведение. После спада эмоционального напряжения заторможенные следы восстанавливаются в сознании. Возобновление образов является непроизвольным, без решения задач припоминания.

Для целей использования ранее воспринятой лицом информации, значение имеет такой процесс, как забывание. Под ним обычно понимается уменьшение возможности воспроизведения информации, которая была запомнена. Забывание является следствием многих факторов. Самым значительным из них является время. Подобно восприятию, забывание зависит от характера деятельности лица.

Достаточно важным является такой фактор, как активность использования хранящейся в памяти информации. Это проявляется в том, что периодически оживляемые в сознании образы сохраняются в памяти более длительное время. Порой забывание обусловлено защитными механизмами психики. Под их воздействием травмирующие воспоминания вытесняются. Это особенно актуально, учитывая тот факт, что события, связанные с преступлением, носят негативный эмоциональный оттенок. Порой в следственной практике возникают случаи, когда с момента восприятия до момента допроса обвиняемого проходит большой промежуток времени. В данном случае возможно использование приемов мнемической помощи.

Если несовершеннолетний обвиняемый выразил согласие давать правдивые показания, он восстанавливает в памяти сохраненную информацию, мысленно ее обрабатывает с целью ее последующего изложения. При этом следует учитывать, что «даже при даче правдивых показаний, несовершеннолетний обвиняемый стремится уменьшить свою роль в совершенном преступлении, упускает какие-то незначительные, на его взгляд, обстоятельства по делу, т.е. как бы фильтрует имеющуюся у него информацию и формирует будущие показания. Если несовершеннолетний обвиняемый принимает решение о даче частично или полностью ложных показаний, он создает ложную информацию» [9, с. 49].

Рассмотренные закономерности протекания психических познавательных процессах должны быть учтены лицом, проводящим допрос несовершеннолетнего обвиняемого. Но следует упомянуть, что они используются в криминалистическом аспекте. Особенности психологических

процессов влияют на подготовку к следственному действию и организацию его содержательной части. Это проявляется в том, что они позволяют определить наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить внимание и от которых может зависеть результат допроса.

Помимо организационного аспекта, психологические знания о познавательных процессах дают возможность определить объективность показаний лица о ранее воспринятых обстоятельствах. Таким образом, эта информация позволяет дать оценку полученных при производстве допроса несовершеннолетнего обвиняемого результатов.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М., 2003. — 248 с.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. — 200 с.
  3. Бурданова В.С., Быховский И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следствии. — М., 1975. — 80 с.
  4. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 2000. — 624 с.
  5. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. — М., 2007. — 216 с.
  6. Еникеев М.И. Психология следственных действий. — М., 2007. — 424 с.
  7. Крицкий А.П. Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности человека. — Иркутск, 2004. — 40 с.
  8. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. — М., 1999. — 204 с.
  9. Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09. — Уфа, 1998. — 250 c.
  10. Немов Р.С. Общие основы психологии: Психология : в 3 кн. — 4-е изд. — М., 2002. — Кн. 1. — 688 с.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — 2-е изд., стереотип. — М., 2001. — 512 с.
  12. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. — СПб., 2005. — 324 с.
  13. Психология / под ред. А.А. Крылова. — М., 2000. — 584 с.
  14. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М., 2001. — 352 с.
  15. Романов В.В. Юридическая психология. — М., 1999. — 488 с.
  16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 12-е изд. — Ростов н/Д, 2005. — 672 с.
  17. Турчина Я.Д. Феномен переноса и его значение в работе следователя // Сибирские криминалистические чтения : сб. науч. тр.— Иркутск, 2005. — Вып. 20. — С. 81–85.
  18. Шепелева И.П. Психология следственных действий. — М., 1998. — 45 с.

References