• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ, СОВЕРШАЕМОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

343.575; 343.851.5

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 86 – 96.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.
Дата поступления 26.12.2022, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

Предметом данной статьи является противодействие вовлечению несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемому посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий. Авторами исследуются состояние проблемы, средства уголовно-правового противодействия, основные причины и условия совершения рассматриваемых преступлений. Отмечается, что в целом средства уголовного законодательства адекватны состоянию проблемы, однако сформировался комплекс причин, способствующих росту вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий. Авторами приводятся и характеризуются эти причины. Отмечается, что базисными детерминантами выступают проблемы в социально-экономической организации общества, а основным катализатором данного негативного социального явления выступает высокая латентность данного вида преступности, обусловленная технической составляющей – наличием средств оперативного и анонимного совершения преступлений. Проанализирован комплекс основных принимаемых мер противодействия, определена их эффективность, проблемы, перспективы. Рассмотрены отдельные вопросы соответствующего опыта иностранных государств. Некоторые аспекты проблемы и принимаемых мер иллюстрированы статистикой и примерами правоприменительной деятельности. Предложены меры, которые, по мнению авторов, будут способствовать борьбе с рассматриваемым видом преступности.

Наркопреступления; преступность несовершеннолетних; латентность; информационно-телекоммуникационные технологии; противодействие преступности.

Рогова Е. В., Забавко Р. А. Противодействие вовлечению несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемому с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 86 – 96. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.

УДК
343.575; 343.851.5
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 86 – 96.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.
Дата поступления 26.12.2022, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

Аннотация

Предметом данной статьи является противодействие вовлечению несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемому посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий. Авторами исследуются состояние проблемы, средства уголовно-правового противодействия, основные причины и условия совершения рассматриваемых преступлений. Отмечается, что в целом средства уголовного законодательства адекватны состоянию проблемы, однако сформировался комплекс причин, способствующих росту вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий. Авторами приводятся и характеризуются эти причины. Отмечается, что базисными детерминантами выступают проблемы в социально-экономической организации общества, а основным катализатором данного негативного социального явления выступает высокая латентность данного вида преступности, обусловленная технической составляющей – наличием средств оперативного и анонимного совершения преступлений. Проанализирован комплекс основных принимаемых мер противодействия, определена их эффективность, проблемы, перспективы. Рассмотрены отдельные вопросы соответствующего опыта иностранных государств. Некоторые аспекты проблемы и принимаемых мер иллюстрированы статистикой и примерами правоприменительной деятельности. Предложены меры, которые, по мнению авторов, будут способствовать борьбе с рассматриваемым видом преступности.

Ключевые слова

Наркопреступления; преступность несовершеннолетних; латентность; информационно-телекоммуникационные технологии; противодействие преступности.

Для цитирования

Рогова Е. В., Забавко Р. А. Противодействие вовлечению несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемому с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 86 – 96. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.

Финансирование

About article in English

UDC
343.575; 343.851.5
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 86 – 96.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.
Received 26.12.2022, accepted 01.06.2023, available online 26.06.2023.

Abstract

The subject of this article is countering to the involvement of minors in the illicit traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues, committed by information and telecommunication technologies. The authors investigate the state of the problem, the means of criminal legal counteraction, the main causes and conditions of the commission of the crimes under consideration. It is noted that, in general, the means of criminal legislation are adequate to the state of the problem, however, a complex of reasons has formed that contribute to the increase in the involvement of minors in illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues, committed through the use of information and telecommunication technologies. The authors cite and characterize these reasons. It is noted that the basic determinants are problems in the socio-economic organization of society, and the main catalyst for this negative social phenomenon is the high latency of this type of crime, due to the technical component – the availability of means of operational and anonymous commission of crimes. The complex of the main counteraction measures taken is analyzed, their effectiveness, problems, prospects are determined. Separate issues of the relevant experience of foreign states are considered. Some aspects of the problem and the measures taken are illustrated by statistics and examples of law enforcement activities. The measures that, according to the authors, will contribute to the fight against this type of crime are proposed.

Keywords

Drug crimes; juvenile delinquency; latency; information and telecommunication technologies; crime prevention.

For citation

Rogova E. V., Zabavko R. A. Counteraction to the Involvement of Minors in the Illicit Traffic in Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Analogues, Сommitted by the Information and Telecommunication Technologies. Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 86 – 96. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.10.

Acknowledgements

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов – одно из наиболее опасных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, которое оказывает крайне негативное воздействие на все сферы общества, выступает катализатором совершения иных преступлений. Значительный импульс развития преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, придали информационно-телекоммуникационные технологии (прежде всего – сеть Интернет), благодаря развитию которых преступники получили новый, очень эффективный способ сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, не требующий личного контакта продавцов и покупателей. Этому способствуют анонимность, скорость передачи данных, возможность онлайн-оплаты и другие обстоятельства. При этом для преступников особенно привлекательна группа потребителей запрещенных веществ из числа несовершеннолетних: потерпевшие в таком случае не обладают необходимым социальным опытом; будучи вовлекаемыми в употребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, они еще длительное время приносят доход виновным; несовершеннолетние обычно образуют закрытые социальные группы, что снижает риски для преступников; вовлеченные в употребление запрещенных веществ несовершеннолетние сами вовлекают новых потребителей.

Появление бесконтактного способа совершения наркопреступлений в значительной степени нивелирует те усилия, которые прилагают правоохранительные органы с учетом многолетней практики работы. В этой связи высокий уровень латентности наркопреступлений, совершаемых с участием несовершеннолетних, является фактором их роста [2, с. 4; 11, с. 60].

Для реализации оборота указанных предметов бесконтактным способом все равно требуются лица, которые будут являться сбытчиками «низшего звена», то есть теми, кто будет получать партии запрещенных веществ, после чего непосредственно осуществлять «закладки» и передавать иным участникам места их нахождения. Все чаще такими лицами становятся несовершеннолетние.

Вышесказанное свидетельствует о высокой актуальности исследования вопросов уголовно-правового и криминологического противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемых в отношении или с участием несовершеннолетних.

Действия виновных в указанных случаях подпадают под описание различных составов преступлений и уголовно-правовых механизмов. Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ). Рассматриваемое криминальное явление необходимо понимать как действия взрослого лица в сети Интернет, выражающиеся в форме обещаний, обмана, предложений совершить преступление и (или) иных действий, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания использовать лично свойства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в немедицинских целях.

Следующая интерпретация вариантов действий виновных связана с использованием несовершеннолетних для совершения наркопреступлений, прежде всего, сбыта запрещенных веществ с их участием. Виновные используют особые подходы государства к привлечению несовершеннолетних к ответственности; сложности соответствующих уголовно-процессуальных процедур; готовность несовершеннолетних совершать противоправные действия за небольшую плату и иные обстоятельства. Возможны два основных варианта незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с участием несовершеннолетних. Первый вариант предполагает использование несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ. В таком случае содеянное подпадает под признаки посредственного причинения, при котором лицо, непосредственно осуществляющее «закладки», используется как живое орудие. Виновный в таком случае подлежит ответственности в качестве исполнителя. Второй вариант представляет собой вовлечение в совершение указанного преступления лица, достигшего возраста уголовной ответственности, но не достигшего возраста 18 лет, и охватывается совокупностью преступлений, предусмотренных ст. 150 и 228.1 УК РФ. Принципиальных сложностей в квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления нет. Действовавшие ранее разъяснения высшей судебной инстанции позволяли говорить об оконченном преступлении с момента самого вовлечения несовершеннолетнего независимо от того, совершил ли последний какое-либо из противоправных действий[1]. Это вызывало определенные сложности в правовой оценке содеянного, в настоящее время вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления считается оконченным с момента совершения потерпевшим преступления, в которое его вовлекали, приготовления к нему или покушения[2].

Думается, уголовно-правовые механизмы, связанные с противодействием рассматриваемой группе преступлений, эффективны и по большей части достаточны – излишнее правовое регулирование лишь усложнит правоприменительную практику. В этой связи мы не можем поддержать, например, инициативу Н. Ю. Жилиной, которая предлагает закрепить в УК РФ отдельный состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность исключительно за вовлечение несовершеннолетних лиц в участие в незаконном обороте наркотических средств, и поместить его в главу 25 УК РФ [4, с. 8]. Между тем, мы положительно оцениваем инициативу автора об ужесточении наказания за данное преступления. В целом же практику назначения наказаний за рассматриваемые преступления вряд ли можно назвать удовлетворительной, о чем пишут ученые [7, с. 88].

Как показывает анализ статистики, практика привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ, неэффективна. Так, за весь период 2021 года к ответственности за совершения преступлений, предусмотренных статьями 150-151 УК РФ, было привлечено лишь 344 лица[3]. С учетом высокой латентности данного преступления, о которой неоднократно писали ученые, указанная статистика свидетельствует о невысоких показателях деятельности правоохранительных органов [8, с. 165; 12, с. 80 и др.].

Представляется важным сосредоточиться на изучении причин и условий рассматриваемых преступлений, организации их предупреждения, а также снижения уровня их латентности.

Одной из основных причин распространения данного явления на территории Российской Федерации является низкий контроль со стороны родителей за виртуальной деятельностью их детей. Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 году, указывают, что порядка 80 % родителей предпринимают какие-либо меры, чтобы обезопасить ребенка от вредной информации в Интернете[4], однако приведенный в опросе перечень мер видится не самым эффективным, не говоря уже о действительном положении дел в российских семьях. Как следствие, третье место в списке наиболее часто посещаемых несовершеннолетними интернет-ресурсов занимает комплексная категория, состоящая из алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ[5].

Еще одной весомой предпосылкой, создающей угрозу распространенности вовлечения несовершеннолетних в потребление наркотиков через сеть Интернет, следует назвать использование при совершении подобных преступлений виртуальных платформ, которым присуща функция удаления переписки (чата) между пользователями через некоторые промежутки времени: «WhatsApp», «Telegram» и др. Политика конфиденциальности обуславливает значительные трудности в выявлении и доказывании правоохранительными органами как самого факта вовлечения, так и лица, причастного к нему. Более того, этому также препятствует применение злоумышленниками системы электронных валют (в частности, «Webmoney», «Qiwi» и т.п.), пользование которыми возможно без предоставления персональных данных[6].

Криминальная составляющая сети Интернет сформировала под свои нужды собственное цифровое пространство, называемое обычно «даркнетом» (от англ. «dark net» – досл. «темная сеть»), который представляет собой совокупность интернет-сайтов, обеспечивающих полную анонимность их пользователей в противоправных целях. В данном контексте О. Н. Епифанова справедливо указала, что даркнет – разрушительное явление, ежесуточно охватывающее около четырехсот тысяч россиян»[7].

Как свидетельствует судебная практика, именно анонимность пользователей затрудняет работу правоохранительных органов по раскрытию рассматриваемой категории преступлений. Анализируя практику по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 150 УК РФ, можно отметить, что зачастую уголовные дела о совершении несовершеннолетним преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств посредством Интернета доходят до суда при том условии, что вовлекшее лицо остается неустановленным.

Так, подсудимый Ш., достигший восемнадцатилетнего возраста, являясь членом организованной группы, специализирующейся на систематическом совершении умышленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, созданной неустановленным лицом посредством Интернета, действуя умышленно, предложил, обещая распределение прибыли, двум своим несовершеннолетним знакомым Б. и В. совершить производство наркотических средств. Действия Ш. были верно квалифицированы судом по совокупности преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 2281 УК РФ и части 4 статьи 150 УК РФ[8]. В то же время, личность организатора группы осталась неустановленной, поскольку свои действия он, в отличии от Ш., осуществлял с использованием закрытых (анонимных) информационных источников.

Одна из причин рассматриваемого вида преступности – продолжающийся экономический кризис, от которого сильнее всего страдает молодежь. Это подтверждается данными Росстата и крупных интернет-площадок по поиску вакансий (например, «HeadHunter»)[9]. Отсутствие работы и достатка толкает молодых людей при острой потребности в инструментах социализации соглашаться на предложения нелегальной работы в интернете, оплата которой существенно выше средней по региону. Ряд исследователей указывают на высокую прибыльность наркобизнеса [10, с. 218]. Именно это определяет популярность использования «сетевого наркомаркетинга», который заключается в активном вовлечении людей, готовых участвовать в наркопреступлениях. Одним из путей вовлечения несовершеннолетних и молодежи выступает обещание быстрого и высокого заработка, который исчисляется десятками тысяч рублей.

Информация об открытии «вакансий» доходит до «соискателей» чаще всего через интернет. При этом несовершеннолетние почти всегда не знают лиц, которые их вовлекают в такую деятельность.

Несовершеннолетние часто предоставлены сами себе, так как родители вынуждены отдавать практически все время работе. Данные, озвученные детским омбудсменом на конференции президиума Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации[10], о том, что треть детей воспитывается в неполных семьях, показывают масштаб проблемы недостатка внимания подростков со стороны взрослых, который мгновенно заполняется вниманием «улицы» и интернета.

Причиной роста вовлечения несовершеннолетних в распространение и потребление наркотиков также служит активная миграция. Для лиц, въезжающих в РФ из других государств, характерен пониженный уровень нервно-психической адаптации: необоснованные страхи, обусловленные сложностью перехода от одной культуры к другой, чувство отверженности представителями другого народа, утрата прежнего социального и профессионального статуса, семейные сложности [7, с. 90]. Это ведет к поиску других средств адаптации и социализации. Кроме этого, данная категория лиц часто выступает в роли курьеров, перевозящих наркотические средства через границу. Особенно это характерно для лиц молодого возраста, с одной стороны, не имеющих востребованной профессии, с другой, ожидающих быстрых и высоких заработков в России. Как отмечают ученые, до половины мигрантов, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, – лица молодого возраста (из них 11% – в возрасте до 18 лет) [5, с. 66].

В настоящее время ведется масштабная работа по противодействию наркоторговле, одним из основных направлений которой является выявление и устранение каналов распространения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов посредством современных компьютерных технологий [13, с. 110].

Особое внимание пресечению фактов использования средств массовой информации (далее – СМИ) и интернета в целях распространения информации, побуждающей несовершеннолетних к совершению преступлений, том числе, в сфере наркотических средств, уделено ведомственными актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В частности, прокурорам предписывается добиваться в установленном порядке ограничения доступа к информации, побуждающей несовершеннолетних к антиобщественной или деструктивной деятельности, привлечения виновных в ее распространении лиц к предусмотренной законом ответственности. Подведомственным прокурорам также поручено пресекать факты нарушения законодательства о защите персональных данных несовершеннолетних, а также анализировать состояние законности при реализации региональных и муниципальных программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних[11].

Так, прокуратурой Куйбышевского района года Иркутска при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах были выявлены страницы интернет-сайтов, которые предоставляют возможность приобрести наркотические средства. Вход на указанные сайты был свободный для любого пользователя интернета. По заявлению прокурора сведения, размещенные на данных сайтах, были признаны информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено[12].

Приказами Генерального прокурора Российской Федерации на подчиненных прокуроров возлагаются функции организации мероприятий по правовому просвещению граждан, в том числе, несовершеннолетних лиц[13]. Так, Зиминской межрайонной прокуратурой Иркутской области в течение мая 2022 года для обучающихся старших классов проводились мероприятия, направленные на разъяснения действующего уголовного законодательства в части условий привлечения к уголовной ответственности за незаконное употребление и хранение наркотических средств[14]. Правовое просвещение осуществляется и на поднадзорных территориях иных субъектов Российской Федерации[15]. Рассматриваемое направление работы органов прокуратуры, безусловно, снижает вероятность вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с наркотическими средствами, однако полностью исключить его не может.

Полномочиями в рассматриваемой сфере обладают и иные ведомства, органы внутренних дел, Следственный комитет РФ и др.[16]. Вместе с тем, их деятельность зачастую не согласована. Многие авторы, позицию которых мы поддерживаем, отмечают, что требуется единая система учета информации о таких преступлениях и лицах, их совершивших [9, с. 250].

Помимо текущего ведомственного надзора (контроля), в целях наиболее эффективного предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, необходимо применять меры по ограничению доступа к интернет-сайтам, содержащим материалы о наркотических веществах. В частности, предлагается разработать и установить специальные расширения для интернет-браузеров, которые анализировали бы содержание сайтов и препятствовали бы дальнейшему пребыванию виртуального пользователя на них в случае обнаружения запрещенного контента [1, с. 48].

Российское законодательство в сфере контроля за распространением информации в сети Интернет, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами, сложно назвать эффективным. В частности, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[17] устанавливает лишь обязательное внесение сайтов, содержащих информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, в специальный реестр в целях их идентификации. С учетом того, что правила оценки интернет-ресурсов на предмет наличия на них указанной информации, не вступили в силу, работа в данном направлении практически не ведется. Сам реестр закрыт для ознакомления и используется только органами государственной власти и операторами услуг связи.

В Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[18] также не содержится сколько бы то ни было значимых механизмов противодействия распространению информации о наркотических средствах и психотропных веществ – законодатель лишь называет указанный вид информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и определяет, в каких случаях распространение такой информации допустимо, а в каких нет.

В Федеральном законе от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» вообще не содержится упоминания о контроле за распространением информации о незаконном обороте наркотиков[19].

Вместе с тем, нельзя сказать, что законодатель полностью игнорирует вопрос о влиянии информационно-телекоммуникационных сетей на наркотизацию населения и распространение наркотических средств и психотропных веществ. В частности, в 2012 году ст. 228.1 УК РФ была дополнена квалифицирующим признаком «с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)». Вместе с тем, следует отметить непоследовательность в этой сфере: например, аналогичный признак в ст. 230 УК РФ появился только в 2021 году. Вызывает вопросы и эффективность применения указанных признаков. В частности, с применением п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ ежегодно осуждается незначительное количество преступников (менее 0,1% от числа всех осужденных по ст. 228.1 УК РФ)[20].

В этом ключе гораздо более эффективной видится практика привлечения граждан, вовлекающих несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, к административной ответственности. С 2012 год по 2022 год количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ, стало больше почти в три раза (причем темпы прироста значительно увеличились в последние 4 года)[21]. Полагаем, это объективно связано как с переходом наркопреступности в цифровую сферу, так и с осознанием этой проблемы правоохранительными органами государства. Вместе с тем, мы не поддерживаем призывы отдельных авторов, предлагающих криминализировать пропаганду наркотических средств и психотропных веществ. Думается, для этого нет оснований – достаточной общественной опасности, возможностей органов юстиции, а диспозиция потенциальной статьи УК РФ была бы излишне широкой.

Другим аспектом противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность следует назвать поощрение информационных ресурсов, обличающих негативные последствия и содержащие сведения о возможной помощи. Так, российское интернет-пространство хотя и содержит отдельные ресурсы, направленные на формирование отрицательного образа потребления наркотических средств, представляет собой разрозненный массив незначительных по объему антинаркотических сайтов, наивысший уровень которых – ведомственное правовое просвещение[22]. В этой связи подлежит оценке положительный опыт иностранных государств, которые давно и эффективно практикуют создание специализированных ресурсов, позволяющих анонимно изобличать лиц, совершающих наркопреступления[23]. Кроме того, зарубежные правительства ведут активную интернет-пропаганду против наркотиков, привлекая для этого профессиональных психологов, маркетологов и иных специалистов.

Интересен опыт операции «Троянский щит» («Trojan Shield»), проведенной ФБР США, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов была развернута информационная кампания о якобы появлении новой абсолютно анонимной сети, гарантирующей совершенную конфиденциальность переговоров. Стратегия оказалась чрезвычайно успешной: многие преступники воспользовались той программной инфраструктурой, которая была фактически создана и контролируема сотрудниками спецслужб. Результатом операции стало изобличение сотен виновных и изъятие большого количества наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, а также оборудования, необходимого для их производства[24].

Дополнительно отметим, что правоохранительными органами зарубежных государств, в частности, США, принимается во внимание ослабление контроля за распространением «легких» наркотиков в связи с их легализацией. В некоторых штатах ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ одновременно с этим усилилась. Не являясь сторонниками легализации наркотиков в России, мы полагаем возможным применение положительного зарубежного опыта. То обстоятельство, что повестка ослабления контроля в рассматриваемой сфере в нашей стране продвигается зарубежными некоммерческими организациями (происходит это преимущественно с применением интернета) – повод для совершенствования правового регулирования противодействия данной проблемы, в частности, средствами ранее упомянутого Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236.

Противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с наркотическими средствами, должно быть урегулировано не только на уровне отдельно взятого государства, но и на межнациональном уровне. Несмотря на это, на международном правовом уровне до сих пор отсутствует единый правовой акт Организации Объединенных Наций, который бы регулировал механизм международного сотрудничества в сфере профилактики и борьбы с виртуальной преступностью. Между тем, Российской Федерацией в рассматриваемом аспекте осознана существующая проблема и предприняты определенные шаги. Так, российская делегация внесла в Управление ООН по наркотикам и преступности проект конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях (далее – Конвенция)[25]. Из содержания проекта Конвенции следует, что она предполагает наложение на государства-члены дополнительных позитивных обязанностей, в том числе, по установлению юридической ответственности за совершение преступлений, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Кроме того, проект Конвенции содержит обязательные условия о повышении информированности общества в сфере предупреждения информационной преступности, обязательствах о взаимной выдаче, процессуального порядка изъятия и выемки материальных носителей информации и др. Вместе с тем, США и страны Европейского Союза в настоящее время оказывают активное противодействие любым инициативам Российской Федерации на международном уровне [3, с. 99].

Проблема вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемых посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, объективно существует и представляет собой значительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Проблема в минимальной степени расположена в сфере уголовного законодательства – существующие нормы вполне достаточны для реализации уголовной ответственности. Следует сосредоточить ресурсы не в области бесконечного совершенствования норм УК РФ, а в сфере его применения на практике.

Основная проблема борьбы с данной группы преступлений – их высокая латентность и приспосабливаемость преступников к принимаемым мерам. На фоне наличия в целом неблагоприятной среды для развития данного вида преступности латентность выступает катализатором ее роста. Соответственно, основные меры противодействия должны быть направлены на снижение указанной латентности. В этой связи законодателю следует сосредоточиться на профилактике – выявлении фактов вовлечения несовершеннолетних в потребление наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет, быстром реагировании на такие факты, работе с группами риска из числа как потенциальных потерпевших, так и потенциальных правонарушителей.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2000 г. № 7 // Российская газета. 2000. 14 марта. (Утратило силу).

[2] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 февр. 2011 г. № 1 // Там же. 2011. 11 февр.

[3] Отчет о числе лиц, осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лиц, в отношении которых вынесены судебные акты по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2021 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121 (дата обращения: 16.12.2022).

[4] Интернет и дети: возможности и угрозы // Всероссийский центр изучения общественного мнения : офиц. сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-i-deti-vozmozhnosti-i-ugrozy (дата обращения: 16.12.2022).

[5] Что дети ищут в Сети? Статистика // Безопасность в Интернете : офиц. сайт. URL: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/166-chto-deti-ishchut-v-seti-statistika (дата обращения: 16.06.2022).

[6] См.: Политика конфиденциальности // QIWIInfo : офиц. сайт. URL: https://qiwiinfo.ru/politika-konfidentsialnosti (дата обращения: 13.06.2022).

[7]См.: Ольга Епифанова: Даркнет – глобальная угроза человечеству // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/47144/ (дата обращения: 16.06.2022).

[8] Приговор Нижегородского областного суда Нижегородской области от 11 марта 2020 г. по делу № 2-38/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/GTT4bZnO5aLb/ (дата обращения: 15.06.2022).

[9] Рынок труда молодых специалистов накануне кризиса // HH.ru : сайт. URL: https://irkutsk.hh.ru/article/26787 (дата обращения: 15.06.2022).

[10] Почти в трети российский семей детей воспитывают матери-одиночки // РИА Новости : сайт. URL: https://ria.ru/20170207/1487325545.html (дата обращения: 16.06.2022).

[11] Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13 дек. 2021 г. № 744 // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Решение Октябрьского районного суда города Иркутска Иркутской области от 5 декабря 2016 г. по делу № 2-5824/2016. URL: https://sudact.ru/regular/doc/SzgbnfwHe7Um/ (дата обращения: 16.06.2022).

[13] Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 авг. 2018 г. № 471 // СПС «КонсультантПлюс».

[14] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/search?article=74304552 (дата обращения: 18.06.2022).

[15] См.: В Кузнецке прокуроры побеседовали со школьниками о вреде наркотиков // Пензенская правда : офиц. сайт. URL: https://pravda-news.ru/news/obrazovanie/v-kuznetske-prokurory-pobesedovali-so-shkolnikami-o-vrede-narkotikov/ (дата обращения: 10.06.2022).

[16] О наркотических средствах и психотропных веществах : Федер. закон от 8 янв. 1998 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 1998. 15 янв.

[17] Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Там же. 2006. 29 июля.

[18] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : Федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Там же. 2010. 31 дек.

[19] О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации : Федер. закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ // Там же. 2021. 5 июля.

[20] Сведения о лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений  (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (форма № 6-МВ-НОН) // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (раздел «Судебная статистика»). URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7649 (дата обращения: 26.04.2023).

[21] Административные правонарушения // Судебная статистика РФ : Агентство правовой информации. URL: https://stat.xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/66  (дата обращения: 26.04.2023).

[22] См.: Какие виды наркотиков существуют // Министерство внутренних дел Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 16.06.2022).

[23] См.: Drugs // U. S. Food and Drug Administration : official website. URL: https://www.fda.gov/drugs (accessed: 16.06.2022).

[24] См.: FBI’s Encrypted Phone Platform Infiltrated Hundreds of Criminal Syndicates; Result is Massive Worldwide Takedown // United States Department of Justice. URL: https://www.justice.gov/usao-sdca/pr/fbi-s-encrypted-phone-platform-infiltrated-hundreds-criminal-syndicates-result-massive (accessed: 16.06.2022) ; ФБР придумало убийцам и наркоторговцам приложение и поймало 800 человек // РБК : офиц. сайт. URL: https://www.rbc.ru/society/08/06/2021/60bf3c3e9a794763b3a8047d (дата обращения: 15.12.2022).

[25] Россия внесла в специальный комитет ООН проект конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях // Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/massmedia/news?item=63983506 (дата обращения: 15.12.2022).

Список источников

  1. Глушков Е. Л. Сбыт наркотических средств бесконтактным способом посредством сети Интернет: пути выявления и раскрытия // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2018. – № 2. – С. 45–53.
  2. Дремлюга Р. И. Интернет-преступность : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08. – Владивосток, 2007. – 248 с.
  3. Евдокимов К. Н. Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных, компьютерных и иных высоких технологий: монография. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. – 283 с.
  4. Жилина Н. Ю. Вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств (уголовно-правовой и криминологический аспекты) : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08. – Тамбов, 2009. – 22 с.
  5. Кетенчиева Е. С. Некоторые вопросы преступности мигрантов всфере незаконного оборота наркотиков на территории Санкт-Петербурга // Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения : материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 27 сент. 2019 г. / сост.: Р. Ю. Аврутин, Т. В. Стульнова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 177–178.
  6. Макаров Д. А. Особенности наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в сети интернет // Державинские чтения : материалы XXII Всерос. науч. конф. – Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2017. – С. 88–93.
  7. Малахов М. Н., Турсунов Р. Л. Клинические и этнокультуральные особенности наркомании в Республике Таджикистан // Вестник Авиценны. – 2011. – № 2. – С. 89–92.
  8. Мосс Ф. А. К вопросу об актуальности исследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2022. – № 10. – С. 165–171. – DOI 10.37882/2223-2974.2022.10.27.
  9. Радькова Л. С. О некоторых мерах по профилактике вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2018. – № 4. – С. 248–253.
  10. Радькова Л.С. Механизмы вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 8-9. – С. 218–222.
  11. Рогова Е. В. Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление, а также распространение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в условиях информационной глобализации // Сибирский юридический вестник. – 2022. – № 3 (98). – С. 60–63. – DOI: 10.26516/2071-8136.2022.3.60.
  12. Таилова А. Г. Состояние, структура и динамика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений // Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сб. науч. тр. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 окт. 2014 г./ под общ. ред. М. Г. Петровой. – Белгород : ИП Петрова М. Г., 2014. – Ч. 2. – С. 78–81.
  13. Яшин А. В., Шикшеев В. Р. Проблемы противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемым посредством сети интернет // Вестник Пензенского государственного университета. – 2020. – № 3 (31). – С. 107–112.

References

  1. Glushkov E. L. About some questions of distribution in a contactless manner of drugs via the internet: ways of identification and disclosure. Problemy pravookhranitelnoi deyatelnosti = Problems of Law Enforcement Activity, 2018, no. 2, pp. 45–53. (In Russian).
  2. Dremlyuga R. I. Internet-prestupnost. Diss. [Internet Crime. Cand. Diss.]. Vladivostok, 2007. 248 p.
  3. Evdokimov K. N. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty protivodeistviya prestupleniyam, sovershennym s ispolzovaniem informatsionno-kommunikatsionnykh, kompyuternykh i inykh vysokikh tekhnologii [Criminological and Criminal-Legal Aspects of Countering Crimes Committed Using Information and Communication, Computer and Other High Technologies]. Irkutsk Law Institute (Branch), University of the Prosecutor`s Office of the Russian Federation Publ., 2021. 283 p.
  4. Zhilina N. Yu. Vovlechenie nesovershennoletnikh v nezakonnyi oborot narkoticheskikh sredstv (ugolovno-pravovoi i kriminologicheskii aspekty). Kand. Diss. [Involvement of Minors in Illicit Drug Trafficking (Criminal Law and Criminological Aspects). Cand. Diss. Thesis]. Tambov, 2009. 22 p.
  5. Ketenchieva E. S. Some Issues of Migrant Crime in the Field of Drug Trafficking on the Territory of St. Petersburg. Administrativno-pravovoe regulirovanie okhrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti: problemy i puti ikh resheniya. Materialy ezhegodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 27 sentyabrya 2019 [Administrative and Legal Regulation of Public Order Protection and Public Safety: Problems and Ways to Solve Them. Materials of the Annual Intercollegiate,September 27, 2019]. Petersburg University of the Russian Interior Ministry Publ., 2020, pp. 177–178. (In Russian).
  6. Makarov D. A. Peculiarities of Penalties Applied to Persons Who Have Committed Crimes in the Sphere of Illicit Drug Trafficking on the Internet. Derzhavinskie chteniya. Materialy 22-i Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Derzhavinsky Readings. Materials of the 22nd All-Russian Research Conference]. Tambov State University named after G. R. Derzhavin, 2017, pp. 88–93. (In Russian).
  7. Malakhov M. N., Tursunov R. L. Clinical and Ethnocultural Features of Drug Addiction in the Republic of Tajikistan. Vestnik Avitsenny = Avicenna Bulletin, 2011, no. 2, pp. 89–92. (In Russian).
  8. Moss F. A. On the relevance of the study of the involvement of a juvenile into commission of a crime. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ehkonomika i pravo = Modern Science: actual problems of theory and practice, 2022, no. 10, pp. 165–171. DOI 10.37882/2223-2974.2022.10.27. (In Russian).
  9. Radkova S. About some measures for the prevention of the involvement of minors in the illegal turnover of drugs, psychotropic substances or their analogues. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of Voronezh institute of the Ministry of the interior of Russia, 2018, no. 4, pp. 248–253. (In Russian).
  10. Radkova S. Mechanisms of involving minors in the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences, 2017, no. 8-9, pp. 218–222. (In Russian).
  11. Rogova E. V. Involvement of minors in non-medical consumption, as well as distribution of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues in conditions of information globalization. Sibirskii yuridicheskii vestnik = Siberian Legal Bulletin, 2022, no. 3 (98), pp. 60–63. DOI: 10.26516/2071-8136.2022.3.60. (In Russian).
  12. Tailova A. G. Status, Structure and Trends of Involvement of Minors in the Commission of Crimes. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki. Materialy 4-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 31 oktyabrya 2014 [Theoretical and Applied Aspects of Modern Science. Materials of the 4th International Research Conference,October 31, 2014]. Belgorod, Petrova M. G. Publ., 2014, part. 2, pp. 78–81. (In Russian).
  13. Yashin A. V., Shiksheev V. R. Challenges in Countering Drug Trafficking Offences Committed Through the Internet. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta= Vestnik of Penza State University, 2020, no. 3 (31), pp. 107–112. (In Russian).