• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕСТРУКТИВНОМУ КОНТЕНТУ, РАСПРОСТРАНЯЕМОМУ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАХ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

342.951

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 27 – 38.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.
Дата поступления 18.06.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Предметом исследования настоящей статьи является деструктивный контент и практика применения Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации». По мнению автора, данный Закон должен был создать предпосылки противодействия деструктивному контенту в нашей стране, поскольку основной объем деструктивного контента, признаваемого противоправным по российскому законодательству, размещается на платформах транснациональных IT-корпораций. Автор рассматривает понятие и признаки деструктивного контента, определяя его как информацию, причиняющую ущерб интересам личности, общества, государства и международным отношениям. Статья содержит обзор исследований деструктивного контента, которые проводятся представителями различных областей научного знания (информатики, педагогики, психологии, психиатрии, лингвистики, культурологии и права), анализ имеющихся в литературе классификаций деструктивного контента. Акцентируется внимание на том, что с развитием технологий искусственного интеллекта риск вредоносного действия такого контента многократно усилится. Представлен анализ нормативно-правового регулирования деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации. В результате проведенного исследования правоприменительной практики сделан вывод о непоследовательности действий регулятора (Роскомнадзора) по исполнению российского законодательства в данной сфере, предпосылки которой, по мнению автора, заложены в формулировках Закона №236.

Деструктивный контент; интернет; социальные сети; медиабезопасность; Роскомнадзор; иностранные лица, осуществляющие деятельность в сети «Интернет».

Бычков А. В. Противодействие деструктивному контенту, распространяемому на интернет-ресурсах иностранных лиц: проблемы правоприменительной практики // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 27 – 38. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.

УДК
342.951
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 27 – 38.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.
Дата поступления 18.06.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Аннотация

Предметом исследования настоящей статьи является деструктивный контент и практика применения Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации». По мнению автора, данный Закон должен был создать предпосылки противодействия деструктивному контенту в нашей стране, поскольку основной объем деструктивного контента, признаваемого противоправным по российскому законодательству, размещается на платформах транснациональных IT-корпораций. Автор рассматривает понятие и признаки деструктивного контента, определяя его как информацию, причиняющую ущерб интересам личности, общества, государства и международным отношениям. Статья содержит обзор исследований деструктивного контента, которые проводятся представителями различных областей научного знания (информатики, педагогики, психологии, психиатрии, лингвистики, культурологии и права), анализ имеющихся в литературе классификаций деструктивного контента. Акцентируется внимание на том, что с развитием технологий искусственного интеллекта риск вредоносного действия такого контента многократно усилится. Представлен анализ нормативно-правового регулирования деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации. В результате проведенного исследования правоприменительной практики сделан вывод о непоследовательности действий регулятора (Роскомнадзора) по исполнению российского законодательства в данной сфере, предпосылки которой, по мнению автора, заложены в формулировках Закона №236.

Ключевые слова

Деструктивный контент; интернет; социальные сети; медиабезопасность; Роскомнадзор; иностранные лица, осуществляющие деятельность в сети «Интернет».

Для цитирования

Бычков А. В. Противодействие деструктивному контенту, распространяемому на интернет-ресурсах иностранных лиц: проблемы правоприменительной практики // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 27 – 38. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.

Финансирование

About article in English

UDC
342.951
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 27 – 38.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.
Received 18.06.2023, accepted 19.09.2023, available online 30.09.2023.

Abstract

The subject of this article is destructive content and the practice of applying Federal Law No. 236 of July 1, 2021 "On the activities of Foreign Persons in the Internet Information and Telecommunications Network on the Territory of the Russian Federation". According to the author, this Law was supposed to create prerequisites for countering destructive content in our country, since the bulk of destructive content recognized as illegal under Russian law is placed on the platforms of transnational IT corporations. The author examines the concept and signs of destructive content, defining it as information that harms the interests of the individual, society, the state and international relations. The article contains an overview of studies of destructive content conducted by representatives of various fields of scientific knowledge (computer science, pedagogy, psychology, psychiatry, linguistics, cultural studies and law), an analysis of the classifications of destructive content available in the literature. Attention is focused on the fact that with the development of artificial intelligence technologies, the risk of malicious action of such content will increase many times. The analysis of the regulatory and legal regulation of the activities of foreign persons in the information and telecommunications network "Internet" on the territory of the Russian Federation is presented. As a result of the study of law enforcement practice, a conclusion was made about the inconsistency of the actions of the regulator (Roskomnadzor) in the implementation of Russian legislation in this area, the prerequisites of which, according to the author, are laid down in the wording of Law No. 236.

Keywords

Destructive content; Internet; social networks; media security; Roskomnadzor; foreign persons operating on the Internet.

For citation

Bychkov A. V. Countering Destructive Content Distributed on Internet Resources Foreign Persons: Problems of Law Enforcement Practice. Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 27 – 38. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.3.

Acknowledgements

Введение

Обозначая негативную значимость воздействия деструктивного контента на интересы личности, общества и государства, одновременно укажем на отсутствие законодательного закрепления этого термина. Вместе с тем, необходимость изучения признаков деструктивного контента признается уже на уровне школьной программы. Так, Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» предписывает, что в рамках освоения модуля № 8 «Безопасность в информационном пространстве» учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» школьники должны «характеризовать признаки деструктивных сообществ и деструктивного контента в цифровой среде»[1]. Один только этот факт подчеркивает необходимость раскрытия понятия «деструктивный контент» как в теоретических изысканиях, так и в нормативных правовых актах. Кроме того, нельзя не отметить, что деструктивный контент, нарушающий нормы российского законодательства, в силу объективных причин распространяется на интернет-ресурсах, принадлежащих иностранным лицам, прежде всего – транснациональным IT-корпорациям, что с особенной остротой проявилось с началом специальной военной операции. В этой связи представляется важным проанализировать эффективность исполнения Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» [2].

Обзор научных публикаций

Проблемами деструктивного контента в России занимаются представители разнообразных научных школ в рамках широкого спектра наук. Специалисты в области информационных технологий изучают феномен распространения деструктивного контента в социальных сетях [20], разрабатывают методики его поиска [9, 19, 24], оценки опасности [10] и потенциала деструктивного воздействия [8], моделирования рисков [31], создают программно-технические комплексы мониторинга 21] и формирования баз данных деструктивного контента [32].

Представители педагогики, психологии и психиатрии анализируют потенциальные риски деструктивного контента [4], его влияние на процессы социализации личности [2], побуждение к разрушающему поведению и аутоагрессии [7, 26].  Логично, что тематика деструктивного контента регулярно поднимается в лингвистических [25] и культурологических исследованиях [5].

Объектом анализа специальных исследований неоднократно становились такие интернет-площадки как YouTube [10, 34] Телеграм [16], Facebook[3] [31], ВКонтакте [1], Livejornal [15], Instagram[4] [27], а также относительно новые технологии распространения вредоносного контента (Big Data [18], дипфейки [13]).

Чаще всего предметом изучения становится деструктивный контент, имеющий своим наполнением или следствием скулшутинг [11], суициды [22], экстремизм [14], терроризм [17].

Правовые исследования, объектом которых становился деструктивный контент, также охватывают широкий круг вопросов: криминализация деяний, связанных с распространением деструктивного контента [23], проблемы противодействия [12], влияние на виктимизацию и криминализацию [28], международно-правовое регулирование [29].

 

Деструктивный контент: понятие и классификации

«Контент» (англ. content) определяется как «информационное наполнение, содержание» [30, с. 494]; «деструкция» (лат. destructio) – «разрушение основ чего-л., устоев, сложившихся отношений и т.п.» [Там же, с. 301].

К. А. Шуликов подразделяет контент на «конструктивный», «нейтральный» и «деструктивный», предлагая определять последний как «вредную информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного распространения и представляющую собой средство противодействия реализации общественно полезных целей и задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативных правовых актах» [35, с. 178]. Полагаем, что понятие «деструктивного контента» можно расширить, включив в него информацию, причиняющую ущерб интересам личности, общества и государства, а также международным отношениям.

Приняв за основание классификации эти четыре группы интересов, легко увидеть, что они соответствуют разделению на объекты, защита которых обеспечивается не только регулятивными нормами, но и санкциями, закрепленными в нормах административного и уголовного права. В сфере защиты прав личности существует запрет на распространение информации, посягающей на честь, достоинство и деловую репутацию; нарушение неприкосновенности частной жизни; информации, подталкивающей к суициду; информации о несовершеннолетних потерпевших. В сфере защиты общественных интересов существуют ограничения, направленные на защиту общественной нравственности, здоровья населения, противодействия терроризму. Защита интересов государства гарантируется нормами, устанавливающими наказание за распространение недостоверной информации, посягательство на государственную тайну, а также за экстремистские проявления. Отдельно стоит отметить и нормы, направленные на обеспечение мира и безопасности человечества (ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст.  354.1. УК РФ «Реабилитация нацизма»).

С появлением интернета угрозы причинения вреда деструктивным контентом масштабировались. К. М. Богатырев справедливо указывает: «Сам Интернет является компонентом медиасреды – части информационного пространства, в которой информация вне зависимости от формы распространяется при помощи средств массовой коммуникации (СМК), в том числе средств массовой информации (СМИ) как их особого вида, имеющего при этом нормативное определение. Это подводит нас к определению медиабезопасности: она понимается нами как состояние защищенности отдельной личности от любых существующих в медиасреде информационных угроз (выраженных в информационных продуктах, оборот которых ограничен или запрещен действующими нормативными правовыми актами), а также вытекающее из него состояние защищенности государства и общества. Важно заметить, что поскольку медиасреда понимается как часть информационного пространства, то и медиабезопасность следует понимать как составную часть информационной безопасности, безопасность СМК, в том числе СМИ» [3, с. 139].

Не без оснований в последнее время делается акцент и на том, что стремительное развитие технологий искусственного интеллекта усиливает и разрушительное действие деструктивного контента. Так, Л. В. Василевская пишет: «Активное внедрение цифровых технологий, в том числе и искусственного интеллекта, во все сферы жизнедеятельности человека выявило немало негативных последствий, связанных не только с участившимися вирусными, хакерскими атаками на компьютерные системы, сайты и цифровые платформы, но и с расширением деструктивного, разрушительного цифрового контента, ведущего к трансформации общественной среды, прежде всего системы образования, воспитания и культуры» [6, с. 19].

В научной литературе предпринимаются попытки детально классифицировать деструктивный контент. Так, принимая за основу коммуникативную сущность (смысловую направленность) информационных продуктов, в которых находят выражение соответствующие угрозы, К. М. Богатырев классифицирует угрозы медиабезопасности на угрозы экстремистского оккультного характера, угрозы личной безопасности; угрозы российской исторической памяти и угрозы аморального характера [3, с. 140–141]. К. А. Шуликов предлагает классифицировать деструктивный контент по содержанию, периодичности распространения, формату, по характеру причиняемого вреда или потенциальной опасности его причинения [35, с. 179].

Нормативно-правовое регулирование

Механизм защиты обозначенных нами выше интересов личности, общества, государства и международных отношений включает три стадии. Федеральное законодательство очерчивает круг информации, которую – в силу её деструктивного воздействия – признает запрещенной для создания и/или распространения либо ограничивает её распространение рамками возраста, места, временных ограничений, наличия специальных надписей, упаковки и т.п. В качестве примера приведем Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Далее государство устанавливает алгоритм реагирования на появление такой информации (требование об удалении, досудебная блокировка либо блокировка на основании решения суда). Этот алгоритм, среди прочего, содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

И поскольку запрет должен подкрепляться неотвратимостью наказания, санкции за его нарушение фиксируются в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в определенных случаях – в Уголовном кодексе РФ.

Специальные законы могут быть приняты и в отношении специфических субъектов информационного пространства. Поскольку в реальности мы имеем дело с IT-гигантами, чья деятельность носит глобальный транснациональный характер и которые, по сути своей, являются не то что «государствами в государствах», но уже и надгосударственными образованиями, то разумеется, что каждое государство пытается так или иначе определять правила для этих принципиально новых субъектов общественных отношений.

Не является исключением и Россия.  Правила деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории нашей страны с июля 2021 г. регулирует ФЗ № 236. Законом установлены правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.

В статье 5 ФЗ № 236 закреплены условия осуществления деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории Российской Федерации:

  • разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций;
  • зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора для взаимодействия с государственными органами РФ;
  • создать филиал / открыть представительство / учредить российское юридическое лицо и обеспечить его функционирование на территории РФ.

В статье 9 определены виды мер понуждения к исполнению иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, к которым относятся:

1) информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, законодательства Российской Федерации;

2) запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;

3) запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;

4) ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации;

5) запрет на поисковую выдачу;

6) запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;

7) частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;

8) полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.

При этом бросается в глаза очевидно странная формулировка закона: не «применяются меры», а «могут применяться меры». Такой формулировкой, по сути, с контролирующего органа (Роскомнадзора) снимается ответственность за непринятие указанных в Законе мер.

Обратим внимание, что обязанность выполнения требования о создании филиала (открытии представительства или учреждении российского юридического лица) и обеспечении его функционирование на территории РФ законодателем была отсрочена на 5 месяцев: данный пункт вступил в силу 1 января 2022 года. То есть к настоящему времени эта обязанность действует уже на протяжении без малого два года, а остальные две более двух лет – достаточный срок, чтобы сделать промежуточные выводы об эффективности действия ФЗ № 236.

Анализ правоприменительной практики

Для проведения соответствующего исследования обратимся к сайту Роскомнадзора – благо, законодатель обязал публично демонстрировать результаты данного контролирующего органа в исполнении возложенных на него полномочий (говорить об обязанностях в силу указанного выше обстоятельства о формулировке «могут применяться меры» мы не можем).

Соответствующий Приказ после вступления в силу ФЗ № 236 был принят Роскомнадзором достаточно оперативно – 16 июля 2021 г. и уже 22 июля был выложен на официальном интернет-портале правовой информации[5].

Во исполнении Закона на сайте Роскомнадзора появился Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в который 22 ноября 2021 г. было включено 12 компаний и еще две – 18 мая и 1 июля 2022 года. Об отношении этих компаний к требованиям российского законодателя можно судить по представленной ниже таблице (табл. 1).

Таблица 1

Сведения об исполнении иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, обязанностей, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236

 

 

Сведения об иностранном лице

Вид обязанности
Разместить на информационном(ых) ресурсе(ах) электронную форму Создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо Зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора

Google LLC

 

не исполнено не исполнено исполнено
Apple Distribution International Ltd. исполнено исполнено исполнено
Twitter, Inc. не исполнено не исполнено исполнено
TikTok Pte. Ltd. исполнено не исполнено исполнено
Telegram Messenger, Inc. не исполнено не исполнено не исполнено
Zoom Video Communications, Inc. не исполнено не исполнено исполнено
Likeme Pte.ltd. исполнено исполнено исполнено
Viber Media S.à r.l. исполнено исполнено исполнено
Discord, Inc. не исполнено не исполнено не исполнено
Pinterest, Inc. не исполнено не исполнено не исполнено
Spotify AB исполнено исполнено исполнено
Twitch Interactive, Inc. не исполнено не исполнено не исполнено
Wikimedia Foundation, Inc. не исполнено не исполнено не исполнено
AliExpress Russia Holding PTE. LTD исполнено исполнено исполнено

 

Итак, из 14 компаний, деятельность которых регулируется Законом № 236, на момент подготовки данной статьи к публикации лишь 5 (Apple Distribution International Ltd., Likeme Pte.ltd., Viber Media S.à r.l., Spotify AB и AliExpress Russia Holding PTE. LTD) в полном объеме выполнили все его требования.

Исполнили в неполном объеме 4 компании (Google LLC, Twitter, Inc., TikTok Pte. Ltd, Zoom Video Communications, Inc.). Google LLC, Twitter, Inc. и Zoom Video Communications, Inc. ограничились лишь регистрацией личных кабинетов, TikTok Pte. Ltd – регистрацией личного кабинета и размещением электронной формы.

5 компаний (Telegram Messenger, Inc., Discord, Inc., Pinterest, Inc., Twitch Interactive, Inc., Wikimedia Foundation, Inc.) проигнорировали все три обязанности.

Какие же меры применены к нарушителям? Для начала проанализируем реакцию Роскомнадзора на те 5 компаний, которые не выполнили ни одного требования (табл. 2).

Таблица 2

Принятые меры понуждения к иностранным лицам, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, не выполнившим ни одной из обязанностей, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236

 

Сведения об иностранном лице Вид мер понуждения Информационный ресурс, в отношении которого принята мера Дата принятия меры
Telegram Messenger, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Telegram 18.08.2022.
Discord, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Discord 18.08.2022.
Pinterest, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Pinterest 18.08.2022.
Twitch Interactive, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Twitch 13.07.2022
Wikimedia Foundation, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Wikipedia 20.07.2022

 

И, наконец, рассмотрим «меры понуждения» к компаниям, которые сочли необходимым ограничиться выполнением двух обязанностей (TikTok Pte. Ltd.) либо только одной обязанности (Google LLC, Twitter, Inc. и Zoom Video Communications, Inc.) (табл. 3).

Таблица 3

Принятые меры понуждения к иностранным лицам, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, не выполнившим обязанности, предусмотренные ст. 5 ФЗ № 236,

в усеченном объеме

 

Сведения об иностранном лице Вид мер понуждения Информационный ресурс, в отношении которого принята мера Дата принятия меры
Google LLC

 

1. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ

2. Запрет на распространение рекламы иностранного лица и(или) его информ. ресурса в качестве объекта рекламирования

Google Поиск; Google Play; YouTube; YouTube Music; Google Chat; Gmail 07.04.2022

 

 

 

 

 

07.04.2022

Twitter, Inc. Меры понуждения не применяются Twitter
TikTok Pte. Ltd. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ TikTok 18.08.2022.
Zoom Video Communications, Inc. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ Zoom 18.08.2022.

 

Выводы

  1. Практически ко всем компаниям, за исключением Google LLC, применено как «понуждение» «информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ». Данная мера действует вот уже почти год, а в случае с Google LLC – уже и более года, но никаких последствий, обозначенных в Законе № 236, к ним не применено (за исключением, опять-таки Google LLC, которой единственной почему-то дополнительно запретили рекламироваться). Всё это позволяет вспомнить присказку про пресловутые «красные линии».
  2. Возникает вопрос об отсутствии в перечне некоторых компаний, в частности, мессенджера WhatsApp, который наряду с соцсетями Facebookи Instagram, принадлежат компании Meta, признанной 21 марта 2022 года экстремистской организацией и запрещенной в РФ. Так, по данным Mediascope, аудитория WhatsApp в России составляет 73,6 млн человек. WhatsApp занимает 1-е место среди топовых интернет-площадок России по количеству активных пользователей в день и суточному охвату населения (почти 60 % населения)[6]. В этом случае непонятно, почему мессенджер Viber включен в перечень Роскомнадзора, а более популярный его «коллега» в нем отсутствует.
  3. Ситуация с компанией Twitter требует открыто говорить о проблеме доступа к интернет-ресурсам, заблокированным на территории нашей страны, точнее – об отсутствии проблемы доступа к ним в условиях доступности VPN. Сама суть VPN заключена в том, чтобы обходить блокировки, и многие пользователи активно и без особых трудностей этим пользуются. Таким образом складывается ситуация, при которой данные интернет-ресурсы представляют собой серую зону: получается, если они формально заблокированы, то и законодательство России на них не распространяется? Вряд ли именно этим можно объяснить данные на сайте Роскомнадзора о том, что «меры понуждения не применяются» к компании Twitter, Inc. Тем более странно, что пресс-служба Роскомнадзора 10 апреля 2023 года сообщила о том, что «соцсеть пока так и не выполнила требование по удалению 1,3 тысячи запрещенных в России материалов»[7].
  4. Обратная ситуация с TikTok: китайская соцсеть сама приняла решение о приостановке своей деятельности в России в связи с принятием в нашей стране законов о дискредитации армии. Как мы видим, тем не менее, TikTok не исключена из Перечня и требования Закона № 236 продолжают распространяться на нее.
  5. Таким образом проведенным исследованием продемонстрирована непоследовательность правоприменителя, которую можно было определить как граничащую с халатностью, если бы предпосылки такого поведения не были заложены в формулировках Закона № 236.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Официальный интернет-портал правовой информации. URL:  http://pravo.gov.ru.

[2] Российская газета. 2021. 5 июля. Далее – ФЗ № 236.

[3] Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

[4] Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

[5] Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации : Приказ Роскомнадзора от 16 июля 2021 г. № 129. URL: http://pravo.gov.ru.

[6] Статистика WhatsApp в 2023 году. URL: https://inclient.ru/whatsapp-stats/?ysclid=lgd3asxojv249742328.

[7] В Роскомнадзоре ответили на предложение разблокировать Twitter. URL: https://lenta.ru/news/2023/04/10/rkn/?ysclid=lgd3mo23bq888023427.

Список источников

  1. Арсентьева А. Д. Особенности деструктивного контента в социальной сети ВКонтакте // Мониторинг. Образование. Безопасность. – 2023. – Т. 1, № 1. – С. 3–41.
  2. БеликовВ. А., Валеев А. С., Романов П. Ю., Григорьев Е. Н. Предупреждение деструктивного влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 2 (34). – С. 122–130.
  3. Богатырев К.М. Угрозы медиабезопасности в цифровой среде: систематизация и анализ // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 7. – С. 136–142.
  4. Бутаков А. В. Поиск новых методологических подходов анализа потенциальных рисков деструктивных угроз // Мониторинг. Образование. Безопасность. – 2023. – Т. 1, № 1. – С. 26–30.
  5. Былевский П. Г. Культурологический подход к развитию общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций // Litera. – 2023. – № 8. – С. 157–167. – DOI: 10.25136/2409-8698.2023.8.43827.
  6. Василевская Л. Ю. Кодекс этики для «искусственного интеллекта»: юридический миф и реальность // Гражданское право. – 2023. – № 2. – С. 19–22.
  7. Васкэ Е. В., Плахина А.А. «Деструктивный Интернет» в формировании мотивации разрушительного и саморазрушительного поведения несовершеннолетних // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 5 (154). – С. 263–269. – DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.033.
  8. Воришек Й., Савинов Д. А., Фадин К. С. [и др.]. Потенциал видеороликов сети Youtube для распространения деструктивного контента в региональном Интернет-пространстве // Информация и безопасность. – 2018. – Т. 21, № 4. – С. 516–523.
  9. Гончаров А. А., Чапурин Е. Ю., Белоножкин В. И. [и др.]. Развитие методов и построение алгоритмов поиска и классификации деструктивного контента, циркулирующего в социальной сети // Информация и безопасность. – 2019. – Т. 22, № 3. – С. 345–360.
  10. Гончаров Ю. О., Менжунов В. Д., Носоленко В. Р. Оценка опасности деструктивного контента в социальной сети YouTube // Информация и безопасность. – 2019. – Т. 22, № 2. – С. 260–263.
  11. Гриненко У. Б., Ромеро Рейес И. В. Семантический анализ цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг» в социальной сети «ВКонтакте»// Психология и право. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 180– – DOI: 10.17759/psylaw.2021110413.
  12. Дауров А. И., Гедугошев Р. Р. Деструктивная информация в социальных сетях и мессенджерах: проблемы обнаружения и противодействия // Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 1, № 11. – С. 92–95. – DOI: 10.47576/2712-7516_2022_11_1_92.
  13. Зайкин П. В. Дипфейки как угроза существования современному информационному обществу // Наука через призму времени. – 2023. – № 6 (75). – С. 21–23.
  14. Кучмезов Р. А. Интернет-ресурсы как платформа для распространения экстремистских идей // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 10 (173). – С. 464–465.
  15. Левченко О. П., Остапенко А. Г. Структурно-функциональные особенности распространения деструктивного контента в сети livejournal // Студент и наука. – 2017. – № 1. – С. 104–109.
  16. Минаев В. А., Симонов А. В. «Просеивание» телеграм-каналов при поиске контента экстремистского характера // Информация и безопасность – 2023. – Т. 26, № 1. – С. 25–30.– DOI: 10.36622/VSTU.2023.26.1.003.
  17. Мурадова А. Г., Таяновский М. В., Сэнсук Д. Социальные сети как инструмент для пропаганды терроризма и противодействие террористическим структурам в СМИ в странах СНГ // Постсоветские исследования. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 30–41.
  18. Никитин Д. А., Рабчевский Е. А. Юридические аспекты оборота Big Data с учетом тенденции распространения деструктивного контента в сети Интернет // Вестник Пермского университета. Серия: Информационные системы и технологии. – 2019. – № 1. – С. 52–57.
  19. Остапенко Г. А., Паринов А. В., Соколова Е. С. [и др.]. Деструктивный контент в социальных сетях: методика выявления с помощью паттернов // Управление информационными рисками и обеспечение безопасности инфокоммуникационных систем. – 2018. – Т. 16, № 1. – С. 115–147.
  20. Паринов А  В., Гусев Д. В., Автонова Е. А. [и др.]. Социальные сети как среда распространения деструктивного контента // Информация и безопасность. – 2017. – Т. 20, № 1. – С. 5–38.
  21. Плотников Д. Г., Боков И. А., Остапенко А. А. [и др.]. Программно-технический комплекс мониторинга молодежной интернет-аудитории // Информация и безопасность. – 2022. – Т. 25, № 4. – С. 531–538. – DOI: 10.36622/VSTU.2022.25.4.007.
  22. Пучнина М. Ю., Пучнин А. В. Деструктивная деятельность в социальных сетях, направленная на пропаганду суицидального поведения несовершеннолетних: меры противодействия // Российский девиантологический журнал. – 2023. – № 3 (1). – С. 103–110. – DOI: 10.35750/2713-0622-2023-1-103-110.
  23. Ракова Я. В. О криминализации отдельных деяний несовершеннолетних в сети Интернет // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений: сб. ст. / редкол.: О. И. Бокова, А. Н. Глушков. – Воронеж : Воронежский институт МВД России, – Вып. 8. – С. 104–110.
  24. Русаков К. Д., Исхакова А. О., Мещеряков Р. В. Распознавание деструктивного мультимедиаконтента в социокиберфизической системе мониторинга сети интернет по одному кадру // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. – 2022. – Т. 24, № 3. – С. 5–17. – DOI: 10.18127/j19998554-202203-01.
  25. Сорокин А. А., Слышкин Г. Г., Малыгина Л. Е. Репрезентация топонимических изменений в российско-украинском медиадискурсе: проблемы национальной безопасности и защиты исторической памяти // Медиалингвистика. – 2023. – Т. 10, № 2. – С. 223–234. – DOI: 10.21638/spbu22.2023.205.
  26. Софронов А. Г., Абриталин Е. Ю., Добровольская А. Е. [и др.]. Влияние деструктивного интернет-контента на аутоагрессивное поведение подростков (по материалам психиатрического стационара) // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2019. – Т. 10, № 1. – С. 13–21.
  27. Сурков И. А., Гриднев Р. А., Сафронова В. В., Сибирко К. В. Исследование процесса распространения деструктивного контента в сети Instagram для Интернет-пользователей Воронежской области // Информация и безопасность. – 2019. – Т. 22, № 2. – С. 244–
  28. Тимошина Е. М. Деструктивные субкультуры несовершеннолетних как условия их виктимизации и криминализации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2021. – Т. 6, № 2 (12). – С. 286–293.
  29. Титор С. Е. Международные принципы защиты детей от деструктивной информации // Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – № 3. – С. 195–199. – DOI: 10.24412/2073-0454-2023-3-195-199.
  30. Скляревская Г. Н., Ваулина Е. Ю., Ткачева И. О., Фивейская Е. А. Толковый словарь русского языка начала XXIвека. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. – Москва : Эксмо, 2008. – 1131 с.
  31. Толстов В. Д., Шварцкопф Е.А., Деревянко В. Н. [и др.]. Риск-моделирование с учетом динамики расширения информационной сети Facebook // Информация и безопасность. – 2017. – Т. 20, № 3. – С. 382–391.
  32. Чапурин Е. Ю., Лантюхов Н. М., Макаров О. Ю. Автоматизированная база данных деструктивных контентов: методическое и математическое обеспечение текстового анализатора // Информация и безопасность. – 2022. – Т. 25, № 3. – С. 413–424. – DOI: 10.36622/VSTU.2022.25.3.010.
  33. Чапурин Е. Ю., Морковина В. В., Анцупов П. А., Мокроусов А. Н. Графовая модель диффузии деструктивного контента с учетом «проблемы перезаливов» // Информация и безопасность. – 2019. – Т. 22, № 2. – С. 252–255.
  34. Штефанович Ю., Гончаров Ю. О., Савинов Д. А. [и др.]. Модели построения и вброса деструктивного контента в региональном Интернет-пространстве через социальную сеть для обмена медиа-контентом Youtube // Информация и безопасность. – 2018. – Т. 21, № 4. – С. 478–491.
  35. Шуликов К. А. Деструктивный контент: понятие, административно-правовая характеристика, виды // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». – 2023. – № 2. – С. 176–182.

 

 

References

  1. Arsenteva A. D. Features of Destructive Content in the Social Network VKontakte. Obrazovanie. Bezopasnost= Monitoring. Education. Safety, 2023, vol. 1, no. 1, pp. 3–41. (In Russian).
  2. Belikov V. A., Valeev A. S., Romanov P. Yu., Grigoriev E. N. Prevention of the destructive influence of the digital virtual environment on the process of socialization of the personality of adolescents. Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya = Innovative development of vocational education, 2022, no. 2 (34), pp. 122–130. (In Russian).
  3. Bogatyrev K. M. Threats to media security in the digital environment: Systematization and analysis. Aktualnye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2022, no. 7, pp. 136–142. (In Russian).
  4. Butakov A. V. Finding New Methodological Approaches to Analysing Potential Risks of Destructive Threats. Obrazovanie. Bezopasnost= Monitoring. Education. Safety, 2023, vol. 1, no. 1, pp. 26–30. (In Russian).
  5. Bylevskii P. G. Cultural Approach to the Development of the General Citizen Culture of Internet Communications Security. Litera, 2023, no. 8, pp. 157–167. (In Russian). DOI: 10.25136/2409-8698.2023.8.43827.
  6. Vasilevskaya L. Yu. Code of Ethics for «Artificial Intelligence»: Legal Myth and Reality. Grazhdanskoe pravo = Civil Law, 2023, no. 2, pp. 19–22. (In Russian).
  7. Vaske E. V., Plakhina A. A. «Destructive Internet» in the formation of motivation for destructive and self-destructive behavior of minors. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal= Kazan Pedagogical Journal, 2022, no. 5 (154), pp. 263–269. (In Russian). DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.033.
  8. Vorishek I., Savinov D. A., Fadin K. S. et al. The Potential of Youtube Videos for the Dissemination of Destructive Content in the Regional Internet Space. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2018, vol. 21, no. 4, pp. 516–523. (In Russian).
  9. Goncharov A. A., Chapurin E. Yu., Belonozhkin V. I. et al. The development of methods and construction of algorithms of search and classification of destructive content circulating in social network. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2019, vol. 22, no. 3, pp. 345–360. (In Russian).
  10. Goncharov A. A., Chapurin E. Yu., Belonozhkin V. R. Hazard assessment of destructive content on YouTube social network. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2019, vol. 22, no. 2, pp. 260–263. (In Russian).
  11. Grinenko U. B., Romero Reyes I. V. Semantic analysis of digital destructive content of school shooting in the social network ‘VKontakte’. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 180–195. (In Russian). DOI: 10.17759/psylaw.2021110413.
  12. Daurov A. I., Gedugoshev R. R. Destructive information in social networks and instant messengers: Problems of detection and countermeasures. Zhurnal prikladnykh issledovanii= Journal of Applied Research, 2022, vol. 1, no. 11, pp. 92–95. (In Russian). DOI: 10.47576/2712-7516_2022_11_1_92.
  13. Zaikin P. V. Deep Fakes as a Threat to the Existence of the Modern Information Society. Nauka cherez prizmu vremeni= Science through the prism of time, 2023, no. 6 (75), pp. 21–23. (In Russian).
  14. Kuchmezov R. A. Internet resources as a platform for distribution extremist ideas. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal= Eurasian Law Journal, 2022, no. 10 (173), pp. 464–465. (In Russian).
  15. Levchenko O. P., Ostapenko A. G. Structural-functional features of distribution of destructive content in the network Livejournal. Student i nauka = Student and Science, 2017, no. 1, pp. 104–109. (In Russian).
  16. Minaev V. A., Simonov A. V. «Sifting Through» Telegram Channels to Search for Extremist Content. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2023, vol. 26, no. 1, pp. 25–30. (In Russian). DOI: 10.36622/VSTU.2023.26.1.003.
  17. Muradova A. M., Tayanovskiy M. V., Sansuk J. Social networks as a tool for promoting terrorism and countering terrorist structures in the media in the CIS countries. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies, 2023, vol. 6, no. 1, pp. 30–41 (In Russian).
  18. Nikitin D. A. Rabchevskiy E. A. Legal Aspects of the Turnover of Big Data, Taking into Account the Trend of the Destructive Content Spread on the Internet. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Informatsionnye sistemy i tekhnologii = Bulletin of Perm university. Series: Information Systems and Technologies, 2019, no. 1, pp. 52–57. (In Russian).
  19. Ostapenko G. A., Parinov A. V., Sokolova E. S. et al. Destructive Content in Social Networks: A Technique for Identifying Using Patterns. Upravlenie informatsionnymi riskami i obespechenie bezopasnosti infokommunikatsionnykh sistem= Information risk management and ensuring the security of information and communication systems, 2018, vol. 16, no. 1, pp. 115–147. (In Russian).
  20. Parinov A. V., Gusev D. V., Avtonova E. A. et al. Social networks as a propagation medium of destructive content. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2017, vol. 20, no. 1, pp. 5–38. (In Russian).
  21. Plotnikov D.  G., Bokov I., Ostapenko A. A. et al. Software and hardware complex for monitoring the youth Internet audience. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2022, vol. 25, no. 4, pp. 531–538. (In Russian). DOI: 10.36622/VSTU.2022.25.4.007.
  22. Puchnina M. Yu., Puchnin A. V. Destructive social media activities aimed at promoting suicidal behaviour among minors: Counteracting measures. Rossiiskii deviantologicheskii zhurnal = Russian Journal of Deviant Behavior, 2023, no. 3, iss. 1, pp. 103–110. (In Russian). DOI: 10.35750/ 2713-0622-2023-1-103-110.
  23. Rakova Ya. V. On the criminalisation of certain acts of minors on the Internet. In Bokova O. I., Glushkov A. N. (eds). Prestupnost v sfere informatsionnykh i telekommunikatsionnykh tekhnologii: problemy preduprezhdeniya, raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii [Crime in the Field of Information And Telecommunication Technologies: Problems of Prevention, Disclosure and Investigation of Crimes]. Voronezh institute of the Ministry of the interior of Russia Publ., Iss. 8, pp. 104–110. (In Russian).
  24. Rusakov K. D., Iskhakova A. O., Meshcheryakov R. V. Recognition of destructive multimedia content in the socio-cyberphysical Internet monitoring system by a single frame. Neirokompyutery: razrabotka, primenenie = Neurocomputers: Design and Applications, 2022, vol. 24, no. 3, pp. 5–17. (In Russian). DOI: 10.18127/j19998554-202203-01.
  25. Sorokin A. A., Slyshkin G. G., Malygina L. E. Representation of toponymic changes in the Russian-Ukrainian media discourse: Problems of national security and protection of historical memory. Medialingvistika = Media Linguistics, 2023, vol. 10, no. 2, pp. 223–234. (In Russian). DOI: 10.21638/spbu22.2023.205.
  26. Sofronov A. G., Abritalin E. Yu., Dobrovolskaya A. E. et al. Influence of destructive Internet content on the autoaggressive behavior of adolescents (Based on the materials of a psychiatric hospital). Psikhiatriya, psikhoterapiya i klinicheskaya psikhologiya= Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology, 2019, vol. 10, no. 1, pp. 13–21. (In Russian).
  27. Surkov I. A., Gridnev R. A., Safronova V. V., Sibirko K. V. Research distribution destructive content in the Instagram network for Internet-Users Voronezh area. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2019, vol. 22, no. 2, pp. 244– (In Russian).
  28. Timoshina E. M. Destructive subcultures of minors as conditions for their victimization and criminalization. Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia, 2021, vol. 6, no. 2 (12), pp. 286–293. (In Russian).
  29. Titor S. E. International principles to protect children from destructive information. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, no. 3, pp. 195–199. (In Russian). DOI: 10.24412/2073-0454-2023-3-195-199.
  30. Sklyarevskaya G. N., Vaulina E. Yu., Tkacheva I. O., Fiveiskaya E. A.; Sklyarevskaya G. N. (ed.). Tolkovyi slovar russkogo yazyka nachala XXI veka. Aktualnaya leksika [Explanatory Dictionary of the Russian Language of the Beginning of the XXI Century. Current Vocabulary]. Moscow, Ehksmo Publ., 2008. 1131 p.
  31. Tolstov V. D., Shvartskopf E. A., Derevyanko V. N. et al. Risk Modeling Taking into Account the Dynamics of the Expansion of the Facebook Information Network. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2017, vol. 20, no. 3, pp. 382–391. (In Russian).
  32. Chapurin E. Yu., Lantyukhov N. M., Makarov O. Yu. Automated database of destructive content: Methodological and mathematical support of the text analyzer. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2022, vol. 25, no. 3, pp. 413–424. (In Russian). DOI: 10.36622/VSTU.2022.25.3.010.
  33. Chapurin E. Yu., Morkovina V. V., Antsupov P. A., Mokrousov A. N. Graph model of diffusion of destructive content taking into account “Problems of re-valves”. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2019, vol. 22, no. 2, pp. 252–255. (In Russian).
  34. Shtefanovich Yu., Goncharov Yu. O., Savinov D. A. et al. Models for the Construction and Injection of Destructive Content in the Regional Internet Space Through The Social Network for the Exchange of Media Content Youtube. Informatsiya i bezopasnost = Information & Security, 2018, vol. 21, no. 4, pp. 478–491. (In Russian).
  35. Shulikov K. A. Destructive content: Concept, administrative and legal characteristics, types. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya «Pravo»= Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Juridical sciences, 2023, no. 2, pp. 176–182. (In Russian).