Введение
Обозначая негативную значимость воздействия деструктивного контента на интересы личности, общества и государства, одновременно укажем на отсутствие законодательного закрепления этого термина. Вместе с тем, необходимость изучения признаков деструктивного контента признается уже на уровне школьной программы. Так, Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» предписывает, что в рамках освоения модуля № 8 «Безопасность в информационном пространстве» учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» школьники должны «характеризовать признаки деструктивных сообществ и деструктивного контента в цифровой среде»[1]. Один только этот факт подчеркивает необходимость раскрытия понятия «деструктивный контент» как в теоретических изысканиях, так и в нормативных правовых актах. Кроме того, нельзя не отметить, что деструктивный контент, нарушающий нормы российского законодательства, в силу объективных причин распространяется на интернет-ресурсах, принадлежащих иностранным лицам, прежде всего – транснациональным IT-корпорациям, что с особенной остротой проявилось с началом специальной военной операции. В этой связи представляется важным проанализировать эффективность исполнения Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» [2].
Обзор научных публикаций
Проблемами деструктивного контента в России занимаются представители разнообразных научных школ в рамках широкого спектра наук. Специалисты в области информационных технологий изучают феномен распространения деструктивного контента в социальных сетях [20], разрабатывают методики его поиска [9, 19, 24], оценки опасности [10] и потенциала деструктивного воздействия [8], моделирования рисков [31], создают программно-технические комплексы мониторинга 21] и формирования баз данных деструктивного контента [32].
Представители педагогики, психологии и психиатрии анализируют потенциальные риски деструктивного контента [4], его влияние на процессы социализации личности [2], побуждение к разрушающему поведению и аутоагрессии [7, 26]. Логично, что тематика деструктивного контента регулярно поднимается в лингвистических [25] и культурологических исследованиях [5].
Объектом анализа специальных исследований неоднократно становились такие интернет-площадки как YouTube [10, 34] Телеграм [16], Facebook[3] [31], ВКонтакте [1], Livejornal [15], Instagram[4] [27], а также относительно новые технологии распространения вредоносного контента (Big Data [18], дипфейки [13]).
Чаще всего предметом изучения становится деструктивный контент, имеющий своим наполнением или следствием скулшутинг [11], суициды [22], экстремизм [14], терроризм [17].
Правовые исследования, объектом которых становился деструктивный контент, также охватывают широкий круг вопросов: криминализация деяний, связанных с распространением деструктивного контента [23], проблемы противодействия [12], влияние на виктимизацию и криминализацию [28], международно-правовое регулирование [29].
Деструктивный контент: понятие и классификации
«Контент» (англ. content) определяется как «информационное наполнение, содержание» [30, с. 494]; «деструкция» (лат. destructio) – «разрушение основ чего-л., устоев, сложившихся отношений и т.п.» [Там же, с. 301].
К. А. Шуликов подразделяет контент на «конструктивный», «нейтральный» и «деструктивный», предлагая определять последний как «вредную информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного распространения и представляющую собой средство противодействия реализации общественно полезных целей и задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативных правовых актах» [35, с. 178]. Полагаем, что понятие «деструктивного контента» можно расширить, включив в него информацию, причиняющую ущерб интересам личности, общества и государства, а также международным отношениям.
Приняв за основание классификации эти четыре группы интересов, легко увидеть, что они соответствуют разделению на объекты, защита которых обеспечивается не только регулятивными нормами, но и санкциями, закрепленными в нормах административного и уголовного права. В сфере защиты прав личности существует запрет на распространение информации, посягающей на честь, достоинство и деловую репутацию; нарушение неприкосновенности частной жизни; информации, подталкивающей к суициду; информации о несовершеннолетних потерпевших. В сфере защиты общественных интересов существуют ограничения, направленные на защиту общественной нравственности, здоровья населения, противодействия терроризму. Защита интересов государства гарантируется нормами, устанавливающими наказание за распространение недостоверной информации, посягательство на государственную тайну, а также за экстремистские проявления. Отдельно стоит отметить и нормы, направленные на обеспечение мира и безопасности человечества (ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст. 354.1. УК РФ «Реабилитация нацизма»).
С появлением интернета угрозы причинения вреда деструктивным контентом масштабировались. К. М. Богатырев справедливо указывает: «Сам Интернет является компонентом медиасреды – части информационного пространства, в которой информация вне зависимости от формы распространяется при помощи средств массовой коммуникации (СМК), в том числе средств массовой информации (СМИ) как их особого вида, имеющего при этом нормативное определение. Это подводит нас к определению медиабезопасности: она понимается нами как состояние защищенности отдельной личности от любых существующих в медиасреде информационных угроз (выраженных в информационных продуктах, оборот которых ограничен или запрещен действующими нормативными правовыми актами), а также вытекающее из него состояние защищенности государства и общества. Важно заметить, что поскольку медиасреда понимается как часть информационного пространства, то и медиабезопасность следует понимать как составную часть информационной безопасности, безопасность СМК, в том числе СМИ» [3, с. 139].
Не без оснований в последнее время делается акцент и на том, что стремительное развитие технологий искусственного интеллекта усиливает и разрушительное действие деструктивного контента. Так, Л. В. Василевская пишет: «Активное внедрение цифровых технологий, в том числе и искусственного интеллекта, во все сферы жизнедеятельности человека выявило немало негативных последствий, связанных не только с участившимися вирусными, хакерскими атаками на компьютерные системы, сайты и цифровые платформы, но и с расширением деструктивного, разрушительного цифрового контента, ведущего к трансформации общественной среды, прежде всего системы образования, воспитания и культуры» [6, с. 19].
В научной литературе предпринимаются попытки детально классифицировать деструктивный контент. Так, принимая за основу коммуникативную сущность (смысловую направленность) информационных продуктов, в которых находят выражение соответствующие угрозы, К. М. Богатырев классифицирует угрозы медиабезопасности на угрозы экстремистского оккультного характера, угрозы личной безопасности; угрозы российской исторической памяти и угрозы аморального характера [3, с. 140–141]. К. А. Шуликов предлагает классифицировать деструктивный контент по содержанию, периодичности распространения, формату, по характеру причиняемого вреда или потенциальной опасности его причинения [35, с. 179].
Нормативно-правовое регулирование
Механизм защиты обозначенных нами выше интересов личности, общества, государства и международных отношений включает три стадии. Федеральное законодательство очерчивает круг информации, которую – в силу её деструктивного воздействия – признает запрещенной для создания и/или распространения либо ограничивает её распространение рамками возраста, места, временных ограничений, наличия специальных надписей, упаковки и т.п. В качестве примера приведем Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Далее государство устанавливает алгоритм реагирования на появление такой информации (требование об удалении, досудебная блокировка либо блокировка на основании решения суда). Этот алгоритм, среди прочего, содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
И поскольку запрет должен подкрепляться неотвратимостью наказания, санкции за его нарушение фиксируются в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в определенных случаях – в Уголовном кодексе РФ.
Специальные законы могут быть приняты и в отношении специфических субъектов информационного пространства. Поскольку в реальности мы имеем дело с IT-гигантами, чья деятельность носит глобальный транснациональный характер и которые, по сути своей, являются не то что «государствами в государствах», но уже и надгосударственными образованиями, то разумеется, что каждое государство пытается так или иначе определять правила для этих принципиально новых субъектов общественных отношений.
Не является исключением и Россия. Правила деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории нашей страны с июля 2021 г. регулирует ФЗ № 236. Законом установлены правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.
В статье 5 ФЗ № 236 закреплены условия осуществления деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории Российской Федерации:
- разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора для взаимодействия с государственными органами РФ;
- создать филиал / открыть представительство / учредить российское юридическое лицо и обеспечить его функционирование на территории РФ.
В статье 9 определены виды мер понуждения к исполнению иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, к которым относятся:
1) информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, законодательства Российской Федерации;
2) запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
3) запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
4) ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации;
5) запрет на поисковую выдачу;
6) запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
7) частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;
8) полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
При этом бросается в глаза очевидно странная формулировка закона: не «применяются меры», а «могут применяться меры». Такой формулировкой, по сути, с контролирующего органа (Роскомнадзора) снимается ответственность за непринятие указанных в Законе мер.
Обратим внимание, что обязанность выполнения требования о создании филиала (открытии представительства или учреждении российского юридического лица) и обеспечении его функционирование на территории РФ законодателем была отсрочена на 5 месяцев: данный пункт вступил в силу 1 января 2022 года. То есть к настоящему времени эта обязанность действует уже на протяжении без малого два года, а остальные две более двух лет – достаточный срок, чтобы сделать промежуточные выводы об эффективности действия ФЗ № 236.
Анализ правоприменительной практики
Для проведения соответствующего исследования обратимся к сайту Роскомнадзора – благо, законодатель обязал публично демонстрировать результаты данного контролирующего органа в исполнении возложенных на него полномочий (говорить об обязанностях в силу указанного выше обстоятельства о формулировке «могут применяться меры» мы не можем).
Соответствующий Приказ после вступления в силу ФЗ № 236 был принят Роскомнадзором достаточно оперативно – 16 июля 2021 г. и уже 22 июля был выложен на официальном интернет-портале правовой информации[5].
Во исполнении Закона на сайте Роскомнадзора появился Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в который 22 ноября 2021 г. было включено 12 компаний и еще две – 18 мая и 1 июля 2022 года. Об отношении этих компаний к требованиям российского законодателя можно судить по представленной ниже таблице (табл. 1).
Таблица 1
Сведения об исполнении иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, обязанностей, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236
Сведения об иностранном лице |
Вид обязанности | ||
Разместить на информационном(ых) ресурсе(ах) электронную форму | Создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо | Зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора | |
Google LLC
|
не исполнено | не исполнено | исполнено |
Apple Distribution International Ltd. | исполнено | исполнено | исполнено |
Twitter, Inc. | не исполнено | не исполнено | исполнено |
TikTok Pte. Ltd. | исполнено | не исполнено | исполнено |
Telegram Messenger, Inc. | не исполнено | не исполнено | не исполнено |
Zoom Video Communications, Inc. | не исполнено | не исполнено | исполнено |
Likeme Pte.ltd. | исполнено | исполнено | исполнено |
Viber Media S.à r.l. | исполнено | исполнено | исполнено |
Discord, Inc. | не исполнено | не исполнено | не исполнено |
Pinterest, Inc. | не исполнено | не исполнено | не исполнено |
Spotify AB | исполнено | исполнено | исполнено |
Twitch Interactive, Inc. | не исполнено | не исполнено | не исполнено |
Wikimedia Foundation, Inc. | не исполнено | не исполнено | не исполнено |
AliExpress Russia Holding PTE. LTD | исполнено | исполнено | исполнено |
Итак, из 14 компаний, деятельность которых регулируется Законом № 236, на момент подготовки данной статьи к публикации лишь 5 (Apple Distribution International Ltd., Likeme Pte.ltd., Viber Media S.à r.l., Spotify AB и AliExpress Russia Holding PTE. LTD) в полном объеме выполнили все его требования.
Исполнили в неполном объеме 4 компании (Google LLC, Twitter, Inc., TikTok Pte. Ltd, Zoom Video Communications, Inc.). Google LLC, Twitter, Inc. и Zoom Video Communications, Inc. ограничились лишь регистрацией личных кабинетов, TikTok Pte. Ltd – регистрацией личного кабинета и размещением электронной формы.
5 компаний (Telegram Messenger, Inc., Discord, Inc., Pinterest, Inc., Twitch Interactive, Inc., Wikimedia Foundation, Inc.) проигнорировали все три обязанности.
Какие же меры применены к нарушителям? Для начала проанализируем реакцию Роскомнадзора на те 5 компаний, которые не выполнили ни одного требования (табл. 2).
Таблица 2
Принятые меры понуждения к иностранным лицам, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, не выполнившим ни одной из обязанностей, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236
Сведения об иностранном лице | Вид мер понуждения | Информационный ресурс, в отношении которого принята мера | Дата принятия меры |
Telegram Messenger, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | Telegram | 18.08.2022. |
Discord, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | Discord | 18.08.2022. |
Pinterest, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | 18.08.2022. | |
Twitch Interactive, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | Twitch | 13.07.2022 |
Wikimedia Foundation, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | Wikipedia | 20.07.2022 |
И, наконец, рассмотрим «меры понуждения» к компаниям, которые сочли необходимым ограничиться выполнением двух обязанностей (TikTok Pte. Ltd.) либо только одной обязанности (Google LLC, Twitter, Inc. и Zoom Video Communications, Inc.) (табл. 3).
Таблица 3
Принятые меры понуждения к иностранным лицам, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, не выполнившим обязанности, предусмотренные ст. 5 ФЗ № 236,
в усеченном объеме
Сведения об иностранном лице | Вид мер понуждения | Информационный ресурс, в отношении которого принята мера | Дата принятия меры |
Google LLC
|
1. Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ
2. Запрет на распространение рекламы иностранного лица и(или) его информ. ресурса в качестве объекта рекламирования |
Google Поиск; Google Play; YouTube; YouTube Music; Google Chat; Gmail | 07.04.2022
07.04.2022 |
Twitter, Inc. | Меры понуждения не применяются | ||
TikTok Pte. Ltd. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | TikTok | 18.08.2022. |
Zoom Video Communications, Inc. | Информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ | Zoom | 18.08.2022. |
Выводы
- Практически ко всем компаниям, за исключением Google LLC, применено как «понуждение» «информирование пользователей о нарушении иностранным лицом законодательства РФ». Данная мера действует вот уже почти год, а в случае с Google LLC – уже и более года, но никаких последствий, обозначенных в Законе № 236, к ним не применено (за исключением, опять-таки Google LLC, которой единственной почему-то дополнительно запретили рекламироваться). Всё это позволяет вспомнить присказку про пресловутые «красные линии».
- Возникает вопрос об отсутствии в перечне некоторых компаний, в частности, мессенджера WhatsApp, который наряду с соцсетями Facebookи Instagram, принадлежат компании Meta, признанной 21 марта 2022 года экстремистской организацией и запрещенной в РФ. Так, по данным Mediascope, аудитория WhatsApp в России составляет 73,6 млн человек. WhatsApp занимает 1-е место среди топовых интернет-площадок России по количеству активных пользователей в день и суточному охвату населения (почти 60 % населения)[6]. В этом случае непонятно, почему мессенджер Viber включен в перечень Роскомнадзора, а более популярный его «коллега» в нем отсутствует.
- Ситуация с компанией Twitter требует открыто говорить о проблеме доступа к интернет-ресурсам, заблокированным на территории нашей страны, точнее – об отсутствии проблемы доступа к ним в условиях доступности VPN. Сама суть VPN заключена в том, чтобы обходить блокировки, и многие пользователи активно и без особых трудностей этим пользуются. Таким образом складывается ситуация, при которой данные интернет-ресурсы представляют собой серую зону: получается, если они формально заблокированы, то и законодательство России на них не распространяется? Вряд ли именно этим можно объяснить данные на сайте Роскомнадзора о том, что «меры понуждения не применяются» к компании Twitter, Inc. Тем более странно, что пресс-служба Роскомнадзора 10 апреля 2023 года сообщила о том, что «соцсеть пока так и не выполнила требование по удалению 1,3 тысячи запрещенных в России материалов»[7].
- Обратная ситуация с TikTok: китайская соцсеть сама приняла решение о приостановке своей деятельности в России в связи с принятием в нашей стране законов о дискредитации армии. Как мы видим, тем не менее, TikTok не исключена из Перечня и требования Закона № 236 продолжают распространяться на нее.
- Таким образом проведенным исследованием продемонстрирована непоследовательность правоприменителя, которую можно было определить как граничащую с халатностью, если бы предпосылки такого поведения не были заложены в формулировках Закона № 236.