• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МВД РОССИИ: ТИПОЛОГИЯ ПРОГНОЗОВ, ЭТАПЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

343.9

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 120 – 129.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.
Дата поступления 18.06.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что только на основании качественного анализа и результатов прогнозирования развития преступности можно обеспечить эффективную деятельность по борьбе с преступными проявлениями, предусмотрев все изменения, выработать и реализовать комплекс мер по противодействию преступным проявлениям, организовать соответствующие профилактические мероприятия. Целью работы является определение современных подходов к прогнозированию на основе типологии прогнозов, этапов прогнозирования и практической значимости подготавливаемых прогнозов в территориальных органах МВД России. В исследовании использованы системный метод, индуктивно-дедуктивный метод, метод сравнения, аналогии, функциональный метод, метод прогнозирования и метод наблюдения. Приводятся критерии классификации прогнозов, дается характеристика различных методов прогнозирования, предложена классификация прогнозов в зависимости от объектов, целей, задач, методов разработки, горизонта прогнозирования и т.д. Представлены практические рекомендации составления регионального прогноза как сложного и многогранного продукта. Описан процесс прогнозирования преступности, который, по мнению авторов, должен состоять из этапа первоначального прогнозирования; этапа планирования мероприятий; этапа корректировки первоначального прогноза.

Прогнозирование; оперативная обстановка; территориальные органы МВД России; методы прогнозирования.

Колосова И. М., Пашин В. М., Болдырев У. К. Прогнозирование оперативной обстановки в территориальных органах МВД России: типология прогнозов, этапы и практическое значение // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 120 – 129. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.

УДК
343.9
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 120 – 129.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.
Дата поступления 18.06.2023, дата принятия к печати 19.09.2023,
дата онлайн-размещения 30.09.2023.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что только на основании качественного анализа и результатов прогнозирования развития преступности можно обеспечить эффективную деятельность по борьбе с преступными проявлениями, предусмотрев все изменения, выработать и реализовать комплекс мер по противодействию преступным проявлениям, организовать соответствующие профилактические мероприятия. Целью работы является определение современных подходов к прогнозированию на основе типологии прогнозов, этапов прогнозирования и практической значимости подготавливаемых прогнозов в территориальных органах МВД России. В исследовании использованы системный метод, индуктивно-дедуктивный метод, метод сравнения, аналогии, функциональный метод, метод прогнозирования и метод наблюдения. Приводятся критерии классификации прогнозов, дается характеристика различных методов прогнозирования, предложена классификация прогнозов в зависимости от объектов, целей, задач, методов разработки, горизонта прогнозирования и т.д. Представлены практические рекомендации составления регионального прогноза как сложного и многогранного продукта. Описан процесс прогнозирования преступности, который, по мнению авторов, должен состоять из этапа первоначального прогнозирования; этапа планирования мероприятий; этапа корректировки первоначального прогноза.

Ключевые слова

Прогнозирование; оперативная обстановка; территориальные органы МВД России; методы прогнозирования.

Для цитирования

Колосова И. М., Пашин В. М., Болдырев У. К. Прогнозирование оперативной обстановки в территориальных органах МВД России: типология прогнозов, этапы и практическое значение // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 3. – С. 120 – 129. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.

Финансирование

About article in English

UDC
343.9
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 120 – 129.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.
Received 18.06.2023, accepted 19.09.2023, available online 30.09.2023.

Abstract

The relevance of the research topic is due to the fact that only on the basis of qualitative analysis and the results of forecasting the development of crime, it is possible to ensure effective activities to combat criminal manifestations, having provided for all changes, to develop and implement a set of measures to counteract criminal manifestations, to organize appropriate preventive measures. The purpose of the work is to determine modern approaches to forecasting based on the typology of forecasts, stages of forecasting and the practical significance of the forecasts being prepared in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study uses the system method, the inductive-deductive method, the method of comparison, analogy, functional method, forecasting method and observation method. The criteria for the classification of forecasts are given, the characteristics of various forecasting methods are given, the classification of forecasts is proposed depending on objects, goals, tasks, development methods, forecasting horizon, etc. Practical recommendations for making a regional forecast as a complex and multifaceted product are presented. The process of crime forecasting is described, which, according to the authors, should consist of a stage of initial forecasting; a stage of planning activities; a stage of correction of the initial forecast.

Keywords

Forecasting; operational situation; territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; forecasting methods.

For citation

Kolosova I. M., Pashin V. M., Boldyrev U. K. Forecasting the Operational Situation in the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Typology of Forecasts, Stages and Practical Significance. Prologue: Law Journal, 2023, no. 3, pp. 120 – 129. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.3.12.

Acknowledgements

В современных условиях любое государство, государственный орган или коммерческая организация стремятся максимально эффективно расходовать свои ресурсы для достижения определенных результатов, что возможно только путем тщательного планирования последовательных действий. В свою очередь, чтобы эффективно спланировать свою деятельность, необходимо четко представлять, каким будет положение дел в интересующей нас сфере деятельности. Поэтому важное практическое значение процесса прогнозирования оперативной обстановки заключается в создании базиса для разработки стратегий развития и планов работы на различные временные периоды. При планировании оперативно-служебной деятельности нельзя опираться только на анализ уже произошедших событий и складывающейся в текущее время ситуации.

Прогнозирование преступности является одной из наиболее важных составных частей программно-целевого управления и позволяет определить мероприятия и их содержание для разработки соответствующих программ.

Данные прогноза позволяют:

  • определить проблемные вопросы, требующие решения;
  • сформулировать задачи и цели;
  • определить варианты действий при изменении ситуации;
  • просчитать потребность в необходимых силах и средствах, так как возможность и реальность реализации любой программы зависит от такого важного компонента как ресурсный потенциал, то есть взаимосвязанная совокупность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных средств, которые необходимо использовать для достижения поставленных целей [12].

В настоящее время разработано значительное количество прогнозов в различных областях жизнедеятельности, которые классифицируются по различности объектов, целей, задач, методов разработки, дальности прогнозирования и т.д. По-прежнему потребности социума в безопасности, экономическом росте, рациональном политическом устройстве стимулируют необходимость совершенствовать дедуктивное мышление, технологии сбора и обработки информации, построение на их основе достоверных выводов и принятие эффективных управленческих решений [2].

Наиболее значимым критерием классификации всех прогнозов признается проблемно-целевой критерий, разделяющий прогнозы с точки зрения целей разработки. Исходя из этого различают следующие виды прогнозов:

  • поисковые (исследовательские);
  • нормативные (целевые) [1].

Поисковый прогноз определяет возможное состояние объекта прогнозирования в ближайшем и дальнем будущем на основании сведений о его прошлом и нынешнем положении. При данном способе прогнозирования осуществляется условное проецирование тенденций развития объекта в настоящем и прошлом времени на будущее время, с учетом того, что в прогнозируемом периоде процессы, характерные в прошлом, будут продолжаться и никаких обстоятельств, способных изменить тенденции развития событий, не возникнет.

Нормативный прогноз – это установление методов, средств и сроков достижения нужных предполагаемых значений объекта прогнозирования. Указанный вид прогноза определяет способ и временной интервал, в течение которого объект прогнозирования достигнет требуемого состояния, и строится на основании заранее заданных норм и целей. К нормативному прогнозированию возможно отнести и оценку последствий проектов ведомственных нормативных правовых актов, а также различных управленческих решений в сфере правоохранительной деятельности. Минимизирование нежелательных последствий ещё на стадии разработки нормативных актов и заблаговременная готовность правоохранительных органов к работе в новых условиях, связанных с принятием новых нормативных правовых актов, является одной из актуальных современных проблем.

На практике в чистом виде оба указанных типа прогнозов встречаются довольно редко, чаще они применяются в комплексе [9]. Стандартная схема смешанного прогнозирования такова. Сначала осуществляется поисковое прогнозирование: состояние объекта предопределяется в зависимости от существующих направлений и тенденций, а если данный прогноз оказывается неблагоприятным, производится нормативное прогнозирование, с помощью которого происходит поиск путей достижения желаемого результата.  При этом сначала определяется цель, которую нужно достичь в заданный период, затем устанавливаются вероятные сроки и вырабатываются возможные способы достижения желаемой цели. В качестве примера можно привести задачу снижения темпов роста определенного вида преступности за определенный плановый период и поиск путей достижения данного результата.

Исходя из периода (дальности) прогнозирования, временного отрезка, на который разрабатывается прогноз, выделяют:

  • долгосрочные прогнозы (на период свыше 5 лет);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • краткосрочные (до 1 года) [10].

По характеру прогнозной информации прогнозы подразделяются на:

  • качественные;
  • количественные.

Качественный прогноз разрабатывается в целях установления ожидаемого характера изменений ситуации, возможности или невозможности наступления определенных прогнозируемых явлений (например, произойдет ли рост определенного вида преступлений, можно ли ожидать снижения уровня преступности определенного вида или на отдельно взятой территории).

Количественный прогноз разрабатывается в виде числовых значений прогнозных показателей либо в виде количественной оценки вероятностей достижения этих событий (например, количество мошенничеств увеличится до 1000 фактов, количество особо тяжких преступлений упадет на 10 %).

Прогнозирование оперативной обстановки, конечно, не в состоянии предусмотреть все случайности, которые проявятся в будущем, однако с помощью прогнозирования этих случайностей можно избежать [13]. Целью прогнозирования является не только составление картины будущей криминогенной обстановки, но и повышение готовности органов внутренних дел к развитию преступности в будущем за счет лучшей подготовки и более целенаправленного и рационального использования сил и средств. На основании прогнозов необходимо также определять цели, средства и методы контроля над преступностью в зависимости от складывающейся ситуации.  Если этим не заниматься, то правоохранительные органы смогут контролировать преступность только в момент, когда действительные изменения преступности уже проявятся, и будут вынуждены приспосабливаться к ним, а не работать на плановой основе.

Кроме того, прогнозирование развития оперативной обстановки поможет грамотно и с наибольшей пользой спланировать в нужном направлении ряд сопряженных видов деятельности:

  1. Нормотворческая деятельность, разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, подготовка новых приказов и инструкций, внедрение которых требует прогнозируемое изменение оперативной и криминогенной ситуации в дальнейшем в масштабах всего государства или отдельно взятого субъекта.
  2. Обучение и подготовка специалистов для борьбы с новыми видами преступлений, рост и распространение которых прогнозируются в будущем и, вероятнее всего, уже наблюдается в настоящем. Яркий пример: значительный рост количества преступлений, совершенных удаленным способом с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Противодействие данному виду преступлений требует наличия у сотрудника полиции познаний не только в области юриспруденции, но и в сфере IT-технологий, программирования, электронных средств платежа, деятельности криптовалютных бирж и многом другом, чего не преподавалось ранее в ведомственных учебных заведениях. Профилактика данного вида преступлений как неотъемлемая часть противодействия IT-преступности также требует и познаний в области психологии.

В свою очередь, процесс подготовки или дополнительного обучения специалистов влечет за собой необходимость:

  • перепрофилирования учебных заведений или, как минимум, создания новых кафедр, введения дополнительных учебных дисциплин, разработки дополнительных программ обучения;
  • подготовки преподавательского состава, привлечение к процессу обучения специалистов научных центров, сотрудников других ведомств и специалистов гражданских организаций;
  • создания научного материала, учебных пособий и методических рекомендаций, разработки программ дистанционной подготовки и дополнительного обучения сотрудников органов внутренних дел.
  1. Подготовка программ технического оснащения органов внутренних дел, планирование государственных контрактов исходя из оперативной необходимости в будущем, то есть с учетом тенденций развития и изменения преступности. Принимая во внимание прогнозы изменения и роста одних видов преступлений и снижения других, необходимо планировать формирование заказов на разработку и поставку в органы внутренних дел новых видов технических средств и экипировки и отказ от неактуальных видов оснащения.

Отдельным пунктом в данном направлении можно выделить потребность в разработке и внедрении новых программных комплексов и интегрированных банков данных, необходимых для учета, систематизации и анализа информации на федеральном уровне, внедрения возможности работы одних регионов с информацией других регионов. В качестве примера можно привести тенденцию роста бесконтактных хищений денежных средств, противодействие которым требует использования информационных баз данных всех регионов РФ, её сравнения и анализа. Кроме того, уже в настоящее время и, тем более, в будущем, подразделениям, специализирующимся на борьбе с преступлениями сфере IT-технологий, крайне необходимы программы контроля за движением денежных средств, в том числе криптовалюты, которыми сейчас располагают только Росфинмониторинг и некоторые частные организации.

  1. Профилактика преступности. При кажущейся простоте данной сферы деятельности составление планов профилактики необходимо обязательно составлять с учетом прогноза развития криминогенной ситуации, чтобы заранее планировать профилактическую деятельность в отношении определенной группы населения. В качестве примера можно привести резкий рост количества преступлений, связанных со сбытом наркотиков, совершаемых бесконтактным способом с использованием сети «Интернет». С учетом относительной простоты совершения и возможностью быстрого и крупного заработка, в данный вид преступлений оказалось вовлечено большое количество подростков в возрасте 14–18 лет. Участие молодых людей в этих преступлениях продолжает расти. В связи с этим программы профилактики преступности среди несовершеннолетних должны быть составлены с прицелом на разъяснение всей тяжести последствий привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, в том числе, совершаемый таким способом, представляемым наркобизнесом как относительно безопасный.
  2. Разработка структуры органов внутренних дел как на федеральном, так и региональном уровнях, формирование новых подразделений, специализирующихся на борьбе с наиболее актуальными преступлениями, реорганизация подразделений по неактуальным направлениям деятельности. Прогнозы развития оперативной обстановки позволят сделать правильный выбор при определении организационно-штатного построения органов внутренних дел и разработке должностных регламентов работы сотрудников полиции.

Таким образом, практическое значение прогнозирования оперативной обстановки состоит в её положительном влиянии на сопутствующие процессы в деятельности правоохранительных органов, позволяя повысить эффективность деятельности ОВД в целом.

Результаты прогнозирования могут быть выражены и оформлены в виде различных итоговых документов:

  • общий прогноз развития оперативной обстановки (ситуации);
  • рекомендации к концепции развития или плану деятельности на определенный период;
  • предложения в определенной сфере деятельности органа внутренних дел: а) кадровой политики; б) проведения профилактических мероприятий; в) осуществления работы по противодействию некоторым видам преступлений; г) материально-технического снабжения; д) научно-исследовательской работы; е) нормотворческой деятельности;
  • дополнения к итоговым статистическим и отчетным документам, представляемым руководству министерства, в другие правоохранительные органы и органы государственной власти как резолютивные выводы отчетов и докладов.

Каждый из указанных документов должен по-своему положительно оказывать влияние на организацию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Общий прогноз развития оперативной обстановки, моделируя картину будущей преступности в целом, требует от руководства МВД:

  • возможного пересмотра структуры или численности основных служб полиции, смещения акцента в сторону подразделений по экономической безопасности либо подразделений по противодействию преступлениям в сфере IT-технологий как наиболее актуальных направлений деятельности в настоящем времени и –  вероятнее всего – в ближайшем будущем;
  • перераспределения численности территориальных органов, увеличение штатной численности органа внутренних дел с наиболее неблагоприятным прогнозом развития оперативной ситуации за счет сокращения территориальных органов с наименее криминогенной ситуацией в дальнейшем.

Рекомендации к концепции развития или плану деятельности, основанные на прогнозных расчетах, в свою очередь, позволят правильно расставить акценты в оперативно-служебной деятельности, сконцентрировать усилия на наиболее важных и актуальных направлениях деятельности, рационально направить имеющиеся в распоряжении территориальных органов силы и средства на решении наиболее важных, с точки зрения будущей оперативной ситуации, задачах.

При всей общепризнанной важности регионального прогнозирования, ему явно не уделяется должного значения. Прогнозирование на уровне субъекта в большинстве случаев производится формально, без учета региональных и местных особенностей и факторов. Подобный подход к прогнозированию на уровне региона неизбежно приведёт к снижению эффективности деятельности по борьбе с преступностью и осложнению оперативной обстановки [7].

Учитывая сказанное, выявляется необходимость развития теоретических разработок в сфере регионального прогнозирования преступной деятельности [5]. Так как прогнозирование – это непрерывный повторяющийся процесс обоснованного «предвидения», находящийся в тесном взаимодействии с общественными явлениями, свое истинное значение криминологический прогноз будет оправдывать только при условии осуществления прогнозирования на постоянной основе, с учетом всех региональных особенностей.

Составление регионального прогноза как сложного и многогранного продукта можно условно разбить на несколько промежуточных этапов:

  1. Анализ региональных статистических сведений, установление основных тенденций преступности рассматриваемого региона, степени взаимного влияния различных видов преступности друг на друга (например, взаимосвязь организованной преступности с экономической преступностью и коррупцией).
  2. Изучение криминогенной обстановки в интересующем субъекте за прошедший и текущий периоды, установление региональных криминогенных особенностей, определяющих будущую криминогенную ситуацию.
  3. Разработка комплекса средств, мер и методов, способных положительно повлиять на развитие и уровень преступности.
  4. Разработка прогнозного нормативного документа, отражающего предполагаемую степень развития и состояния преступности, необходимые планируемые мероприятия по воздействию на криминогенную ситуацию, меры правоохранительного характера и прогнозируемый итоговый результат.

Современный процесс прогнозирования преступности должен состоять из последовательных основных этапов, соответствующих указанным выше задачам:

  1. Этап первоначального прогнозирования. На данном этапе важно установить, каким будет уровень преступности в рассматриваемом субъекте, если тенденции её развития в предстоящем периоде сохранятся и не претерпят значительных изменений. Кроме того, устанавливаются детерминирующие направления, определяющие закономерности развития оперативной ситуации.
  2. Этап планирования мероприятий. На этом этапе определяется и вырабатывается комплекс действий и мер, требуемых для позитивного и эффективного влияния на будущую преступность и оперативную ситуацию.
  3. Этап корректировки первоначального прогноза. Данный этап нужен для установления условий, при которых проведение планируемых мероприятий будет наиболее эффективным и результативным.

Таким образом, данные этапы деятельности базируются:

  • на основе анализа криминогенной ситуации;
  • предвидении будущего уровня преступности в субъекте в общем виде и отдельных её секторах;
  • разработке и планировании комплекса мероприятий, средств и методов по борьбе с преступными проявлениями;
  • фактической реализации плана мероприятий и анализе полученных результатов.

Состояние преступности в субъекте во многом зависит от степени развитости региона, уровня жизни и экономического благосостояния. Следовательно, начальный этап составления прогноза должен включать в себя анализ политического, социального и экономического   развития региона, степени благосостояния основной части населения и оценки фактической оперативной обстановки в субъекте. Также немаловажное значение имеет уровень безработицы, алкоголизации и наркотизации населения.

Кроме того, имеют значение этнические факторы, исторические и миграционные процессы. Следовательно, анализ состояния преступности вместе с политическим и социально-экономическим положением, демографическими факторами позволяет нам спрогнозировать индивидуальный ход развития региональной преступности и оперативной обстановки.

Принятию управленческих решений в системе МВД России, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел при решении возлагаемых на них задач, предшествует анализ и оценка оперативной обстановки, определение которой содержится в Инструкции по организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26 сентября 2018 года № 623 «Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[1].

В криминологии признано, что прогнозирование преступности на региональном уровне как в целом, так и в отдельных её областях, наиболее целесообразно, эффективно и осуществимо. В масштабах отдельно взятого субъекта оно задает стратегию и вектор направления борьбы с преступностью [6]. Следовательно, сложившиеся региональные особенности криминального состояния и уровня преступности определяют потребность в прогнозировании преступности на региональном уровне. Итоговый результат в виде регионального прогноза формирует не только общую картину преступности в настоящее и будущее время, но и дает возможность увидеть несколько вариантов будущего состояния преступности в субъекте. Кроме этого, региональный прогноз позволяет разработать и реализовать наиболее эффективный комплекс предупреждающих мер, установить единый для региона характер деятельности всех правоохранительных органов региона [9].

Прогнозирование региональной преступности и оперативной обстановки даёт нам наглядную картину динамики изменения преступности и динамики её влияния на большинство общественных отношений в регионе. Из этого следует, что главными элементами комплекса регионального прогнозирования оперативной обстановки являются:

  • географическое положение, приграничные территории;
  • политическая и социальная политика;
  • экономическое положение, степень благосостояния населения;
  • демографическое положение, национальный состав;
  • уровень и преступности, развитость организованной преступности и степень коррупции;
  • профилактическая политика, эффективность предупредительных мер.

Совершенно очевидно, что информация, послужившая основой для регионального прогноза, должна быть максимально достоверной. В основу прогноза закладываются не абсолютно точные числовые значения уровня преступности, а основные составляющие характеристики общего уровня оперативной обстановки и её отдельных областей; общие характеристики факторов, обуславливающих её появление и развитие; объекты первоочередной заинтересованности с точки зрения необходимости воздействия на преступность и прогнозируемые результаты деятельности субъектов правоохранительной деятельности.

Согласно мнению Ю. Д. Блувштейна, прогноз состояния оперативной обстановки тем полезнее, чем больше он способствует своему опровержению [3]. Это говорит о том, что само предназначение прогноза – показать состояние и явления, которые в дальнейшем требуется предотвратить и не допустить с помощью комплекса профилактических мер, разработанных на основании прогнозных сведений. Прогноз криминологической ситуации позволяет правоохранительным органам субъекта заранее быть готовыми к предполагаемым тенденциям в субъекте, рационально использовать все имеющиеся силы и средства, эффективно организовать правоохранительную деятельность в регионе и, в конечном итоге, обеспечить выполнение поставленных целей. В связи с этим, прогнозирование преступности подразумевает не молниеносную, а перспективную планомерную деятельность, обеспечивающую поэтапную наступательную целенаправленную предупредительную работу по предупреждению преступности в субъекте.

Таким образом, процесс прогнозирования, создавая представление о криминальной ситуации в будущем, акцентируя внимание на актуальных направлениях и проблемах ближайшего будущего, оказывает влияние на множество направлений деятельности органов внутренних дел, задавая им правильный вектор развития, совершенствования деятельности и оптимизации процесса охраны правопорядка. Выявленные закономерности позволяют с большой степенью вероятности спрогнозировать пути развития указанных явлений и процессов, определить будущее состояние изучаемых элементов оперативной обстановки, с целью своевременного принятия мер реагирования на неблагоприятное развитие ситуации. Общепризнано, что в систему функций управления процессом предупреждения преступности криминологическое прогнозирование и планирование входят как самостоятельные функции. Прогнозирование значительно осложняется, а иногда вообще становится невозможным в периоды перехода системы из одного качественного состояния в другое [11].

Развитие криминальной ситуации в первом квартале 2023 г. подтвердило общую прогнозную оценку ВНИИ МВД России, отклонение от базового прогнозного показателя составило 0,7% (или 3108) преступлений[2].

Следует отметить, что в системе МВД России прогнозные оценки по отдельным категориям и видам преступлений в основном совпадают, отклонения не превышали общепринятую статистическую погрешность, составляющую 7–10 % [4, с. 39–40].

Безусловно, ни план, ни прогноз не освободят органы внутренних дел от решения текущих вопросов в оперативном порядке. Они, однако, позволят всегда держать в центре внимания главные проблемы. Занимаясь повседневными делами, нельзя утрачивать перспективу. Только зная перспективы развития, можно сосредоточить усилия на главном в борьбе с преступностью, успешно решая и повседневно возникающие задачи.

Когда речь идет о преступных правонарушениях, под управлением следует понимать планомерное воздействие на преступность на основе прогностического исследования присущих ей закономерностей. В. П. Кудрявцев пишет, что «качественный анализ противоправных действий позволяет не только обоснованно предвидеть их дальнейшее развитие, но, главное, «управлять» ими [8]. Таким образом, чтобы «управлять» преступностью, надо, во-первых, прогнозировать пути ее возможного изменения и, во-вторых, планировать работу по ее предупреждению и пресечению.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1]СПС «КонсультантПлюс».

[2] Прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации на второй квартал 2023 года : аналит. материал ФГКУ «ВНИИ МВД России». URL: https://внии.мвд.рф/dop-stranica/news/item/39244256/.

Список источников

  1. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – Москва : АН СССР, Институт социологических исследований, 1987. – 212 с.
  2. Билык В. И., Козлов И. В. Анализ, оценка и прогнозирование оперативной обстановки как основа планирования оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2020. – № 1 (53). – С. 110–115.
  3. Блувштейн Ю. Д. Значение изучения территориальных различий преступности для криминологической теории // Изучение территориальных различий преступности: [сб. науч. тр.]. – Вильнюс, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции ЛитССР, – С. 3–13.
  4. Ишханян М. В., Карпенко Н. В. Эконометрика : учеб. пособие.– Москва : Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2016. – Ч. 1: Парная регрессия. – 117 с.
  5. Котельникова О. А. Уличная преступность: понятие, признаки и классификация // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. – 2014. – № 1 (26). – С. 32–39.
  6. Криминология / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 422 с.
  7. Крутер М. Зарубежный опыт и российские реалии профилактики молодежной преступности // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. – 2002. – № 7 (50). – С. 286–291.
  8. Кудрявцев В. Н. Качественные методы в социально-правовых исследованиях // Социологические исследования. – 1999. – № 7. – С. 44–46.
  9. Николаев О. Э., Миронов В. Л., Кондрашечкин Р. В. Вопросы прогнозирования состояния оперативной обстановки в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях. – Москва : Московский университет МВД Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2022. – 83 с.
  10. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности : учебник / В. З. Веселый, Г. М. Воскресенский, В. Е. Караханов [и др.] ; под ред. В. Д. Малкова. – Москва : Академия МВД СССР, 1990. – 324 с.
  11. Ульянов А. Д., Захватов И. Ю., Болдырев У. К. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз : учеб. пособие. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 103 с.
  12. Федоров А. Ф. Прогнозирование региональной преступности как основа для принятия управленческих решений в ОВД // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы 17-й Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2019. – Ч. 2. – С. 34–36.
  13. Федорова О. Б., Хейло Л. Г. Статистические методы анализа, оценки и прогнозирования оперативной обстановки : учеб.-метод. пособие для сотрудников штабных подразделений органов внутренних дел. – Москва : Организационно-аналитическийдепартамент МВД России, 2018. – 76 с.

References

  1. Bestuzhev-Lada I. V. Normativnoe sotsialnoe prognozirovanie: vozmozhnye puti realizatsii tselei obshchestva [Normative Social Forecasting: Possible Ways to Realize the Goals of Society]. Moscow, Sociology Institute of RAS , 1987. 212 p.
  2. Bilyk V. I. Kozlov I. V. Analysis, assessment and forecasting of the operational environment as the basis of planning the operational and service activities of the Russian Internal Affairs Ministry territorial bodies on a regional level. Vestnik Vserossiiskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii= Bulletin of the Advanced Training Institute of the MIA of Russia, 2020, no. 1 (53), pp. 110–115. (In Russian).
  3. Bluvshtein Yu. D. Importance of the Study of Territorial Differences in Crime for Criminological Theory. Izuchenie territorialnykh razlichii prestupnosti [Studying Territorial Differences of Crime]. Vilnius, Forensic Research Institute of the Ministry of Justice , 1982, pp. 3–13. (In Russian).
  4. Ishkhanyan M. V., Karpenko N. V. Ekonometrika [Econometrics]. Moscow, Russian university of transport Publ., 2016. Pr. 117 p.
  5. Kotelnikova O. A. Street crime: concept, characteristics and classification. Vestnik Dalnevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii= Vestnik of Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, 2014, no. 1 (26), pp. 32–39. (In Russian).
  6. Burlakov V. N., Kropachev N. M. (eds). Kriminologiya [Criminology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 422 p.
  7. Kruter M. Foreign Experience and Russian Realities of Youth Crime Prevention. Pravo i zhizn: Nezavisimyi pravovoi zhurnal= Law And Life. Independent Law Journal, 2002, no. 50, pp. 286–291. (In Russian).
  8. Kudryavtsev V. N. Qualitative methods in socio-legal research. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 1999, no. 7, pp. 44–46. (In Russian).
  9. Nikolaev O. E., Mironov V. L., Kondrashechkin R. V. Voprosy prognozirovaniya sostoyaniya operativnoi obstanovki v territorialnykh organakh MVD Rossii na regionalnom i raionnom urovnyakh [Forecasting of the State of the Operational Situation in the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia At Regional and District Levels]. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. 83 p.
  10. Veselyi V. Z., Voskresenskii G. M., Karakhanov V. E. et al.; Malkov V. D. (ed.). Teoriya upravleniya v sfere pravookhranitelnoi deyatelnosti [Theory of management in the field of law enforcement]. Moscow, All-Soviet Union Ministry of Internal Affairs , 1990. 324 p.
  11. Ulyanov A. D., Zakhvatov I. Yu., Boldyrev U. K. Operativnaya obstanovka: ponyatie, analiz, prognoz [Operational situation: concept, analysis, forecast]. Moscow, The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. 103 p.
  12. Fedorov A. F. Forecasting Regional Crime As a Basis for Management Decisions Making in the Department of Internal Affairs. Aktualnye problemy borby s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. Materialy 17-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual Problems of Combating Crimes and Other Offences. Materials of the 17th International Research Conference]. Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia , 2019. Pt.2, pp. 34–36. (In Russian).
  13. Fedorova O. B., Kheilo L. G. Statisticheskie metody analiza, otsenki i prognozirovaniya operativnoi obstanovki [Statistical Methods of Analysis, Estimation and Forecasting of Operational Situation]. Moscow, Organizational and Analytical Department of the Russian Ministry of Internal Affairs , 2018. 76 p.