• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Проблемы определения правовой природы криптовалюты и операций с ее использованием

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.4.
Дата поступления: 27.08.2018.

Статья посвящена анализу официальных информационных сообщений, связанных определением цифровых финансовых активов, судебной практики рассмотрения дел с участием криптовалюты, законопроектов, устанавливающих правовую природу криптовалюты и операций с ее участием.

Цифровые финансовые активы; криптовалюта; токен; цифровые деньги; майнинг.

Трусов Н. А., Аврамцев А.В. Проблемы определения правовой природы криптовалюты и операций с ее использованием // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.4.
Дата поступления: 27.08.2018.

Аннотация

Статья посвящена анализу официальных информационных сообщений, связанных определением цифровых финансовых активов, судебной практики рассмотрения дел с участием криптовалюты, законопроектов, устанавливающих правовую природу криптовалюты и операций с ее участием.

Ключевые слова

Цифровые финансовые активы; криптовалюта; токен; цифровые деньги; майнинг.

Для цитирования

Трусов Н. А., Аврамцев А.В. Проблемы определения правовой природы криптовалюты и операций с ее использованием // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2018.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2018.3.4.
Submission date: 27.08.2018.

Abstract

The article is devoted to the analysis of official information messages related to the definition of digital financial assets, the judicial practice of dealing with cases involving cryptocurrency, bills establishing the legal nature of cryptocurrency and operations with its use.

Keywords

digital financial assets, cryptocurrency, token, digital money, mining.

For citation

N.A.Trusov, A.V. Avramcev. The problems of determining the legal nature of cryptocurrency and operations with its use // Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.

Acknowledgements

Развитие информационных технологий неизбежно порождает новые виды общественных отношений, которые, встраиваясь в существующую реальность, также неизбежно изменяют ее, что рано или поздно детерминирует вопрос об их государственном упорядочении. На современном этапе развития общества одним из таких новых видов отношений являются отношения с цифровыми валютами и их разновидностью – криптографической валютой (далее по тексту – криптовалюта).

Необходимо заметить, что ряд ученых справедливо указывают на то, что само понятие «криптовалюта» не является корректным, поскольку не подпадает под объем фактического понятия «валюта», данного в ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ[1] (далее – ФЗ № 173-ФЗ) и предлагают заменить данное понятие на «криптознаки» [1]. В любом случае, и в профессиональной среде, и среди граждан нашего государства сформировался интерес к пониманию природы данного феномена и операций с ним, который уже выступает законным средством платежа в ряде государств. Все это не может остаться не замеченным от российских властей, которые вынуждены реагировать на потребности практики.

В настоящее время понятие «криптовалюта» и операции с ней отечественным законодательством не регламентированы. Существуют лишь информационные сообщения отдельных органов публичного управления, начавшаяся складываться судебная практика по рассмотрению споров с ее участием и фактически два законопроекта, появившиеся, как представляется, во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина от 21 октября 2017 г. № Пр-2132 (по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г.)[2] о необходимости к июлю 2018 г. законодательно определить, что такое «криптовалюта» и т. п.

Прежде чем перейти к анализу информационных сообщений отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. В развитие этих конституционных положений ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3] устанавливает запрет на введение и оборот на территории РФ других денежных единиц (помимо рубля) и выпуск денежных суррогатов. Кроме того, ст. 140 ГК РФ[4] определяет, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль, платежи которым осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. А виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются ранее упомянутым уже ФЗ № 173-ФЗ (ст. 141), который, как мы уже выяснили, никак не проясняет ситуацию с природой криптовалюты. Таким образом, на этом круг законодательной регламентации замкнулся и без дополнительной правовой конкретизации выхода из него нет.

Собственно говоря, именно на это указывается во всех пяти имеющихся на сегодня официальных информационных сообщениях органов публичного управления относительно интересующего нас вопроса. Рассмотрим и проанализируем их в порядке времени их поступления.

В информации Банка России от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок “виртуальных валют»”, в частности, Биткойн» отмечается, что по виртуальным валютам отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним характеризуются анонимностью, неограниченным кругом субъектов по их использованию, несут высокий риск потери стоимости[5]. Банк России предостерегает от использования виртуальных валют для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте.

Следом за ним выходит информационное сообщение Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют»[6], в котором содержится аналогичная позиция и есть отсылка на приведенное выше сообщение Банка России от 27 января 2014 г.[7] Росфинмониторнг отмечает, что вследствие полной децентрализации процесса выпуска и обращения криптовалют возможность его регулирования, в том числе со стороны государства, отсутствует, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки.

Интересно отметить, что спустя 3 года 7 месяцев Банк России не изменил своей позиции. В информации Банка России от 4 сентября 2017 г. «Об использовании частных “виртуальных валют” (криптовалют)» также отмечается, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового поля России, они не гарантируются и не обеспечиваются государством, несут в себе высокие риски[8]. Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории РФ для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них.

Следует обратить внимание на изменение тональности в отношении операций с криптовалютами. Так в информации Банка России от 27 января 2014 г. отмечено, что предоставление российскими юридическими лицами таких услуг будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[9]. А в информационном сообщении Росфинмониторинга от 6 февраля 2014 г.[10] говорится, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. То уже в информации Банка России от 4 сентября 2017 г. говорится, что граждане и юридические лица всего лишь могут быть вовлечены в указанную противоправную деятельность [3].

Возможно, столь очевидному изменению позиции Банка России способствовали как накопленный за этот период опыт мониторинга обращения криптовалют, так и полученное одиннадцатью месяцами ранее письмо Федеральной налоговой службы России (далее – ФНС России) «О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют)» от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027[11]. В нем, конечно, отмечается ранее высказанная позиция Росфинмониторинга о том, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма[12]. Однако подчеркивается, что запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит, как равно и то, что действующее законодательство России не закрепляет такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта и виртуальная валюта.

Более того, по мнению ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей и (или) валюты РФ, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ[13], и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Учитывая, что существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля (Банк России, ФНС России, ФТС России) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг) от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют, такая информация с целью контроля за соблюдением требований валютного законодательства может быть получена налоговыми органами в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Росфинмониторинга и ФНС от 15 октября 2015 г. № 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@[14].

Исходя из этого ФНС России считает необходимым принять меры по разработке методов осуществления контроля за деятельностью операторов (эмитентов, обменников) криптовалют, для чего необходимо определить соответствующие категории объектов и субъектов контроля, что и обеспечит правовую основу для получения налоговыми органами информации об операциях с криптовалютами от агентов и органов валютного контроля, а также от уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако спустя ровно год в письме Министерства финансов России «О регулировании выпуска и оборота криптовалют» от 2 октября 2017 г.[15] констатировано, что правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве РФ не определены, федеральными органами исполнительной власти и Банком России осуществляется мониторинг обращения денежных суррогатов (в том числе, криптовалют), только после анализа которого и может быть рассмотрен вопрос возможного регулирования выпуска и оборота криптовалют.

Параллельно попыткам отдельных органов публичного управления сформулировать более или менее четкую позицию относительно определения природы криптовалюты и операциям с ней, арбитражными судами стала складываться практика рассмотрения дел с ее участием.

Большой интерес у юристов вызвал спор о включении криптовалюты (содержащихся в криптокошельке биткоинов) в конкурсную массу в деле о несостоятельности (банкротстве). Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда (г. Москва) от 15 мая 2018 г. № 09ап-16416/2018 по делу № А40-124668/2017[16] было отменено определение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2018 г., а гражданина-должника обязали передать финансовому управляющему доступ к криптокошельку (передать пароль) для пополнения конкурсной массы.

Все началось с того, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2017 г.[17] гражданин-должник Ц. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура реализации его имущества. Определением суда от 5 марта 2018 г. финансовому управляющему отказано в удовлетворении требования относительно включения содержимого криптокошелька, находящегося в телекоммуникационной сети «Интернет» в конкурсную массу гражданина-должника Ц. и обязании его передать финансовому управляющему доступ к криптокошельку (передать пароль).

Арбитражный суд обосновал свою позицию тем, что криптовалюта не относится к объектам гражданских прав, находится вне правового поля на территории РФ, исполнение сделок с криптовалютой, ее транзакции не обеспечиваются принудительной силой государства. По мнению суда, анонимность пользователей и отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра не позволяет с определенностью установить принадлежность криптовалюты в криптокошельке конкретному лицу. Учитывая, что понятие и правовой статус криптовалюты действующим законодательством РФ не определены, не установлены специальные требования к порядку ее обращения, существо отношений, связанных с оборотом криптовалют, по мнению суда, не позволяет применить к криптовалютам по аналогии нормы, регулирующие сходные отношения.

Следует отметить, что в самом судебном решении фактически содержатся выдержки из ранее рассмотренных нами информационных сообщений, имеется даже отсылка к Информационному сообщению Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют» от 6 февраля 2014 г.[18], что говорит о том, что суд в своей практике старался придерживаться позиций, сформулированных в официальных сообщениях, тем самым способствуя ограничению свободного оборота цифровых активов в отсутствие специального правового регулирования.

Имевшийся на тот период времени взгляд судебной практики на природу криптовалюты прослеживается, в частности, и в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда (г. Хабаровск) от 28 июня 2016 г. № 06АП-2802/2016 по делу № А73-6112/2015[19], которым оставлено без изменений решение Арбитражного суда Хабаровского края от 4 мая 2016 г.[20] Этим решением суд не признал должным исполнением обязательств оплату договора купли-продажи недвижимости криптовалютой.

Таким образом, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. по делу № А40-124668/2017[21] фактически изменило имевшуюся судебную практику. Судом сделан вывод о том, что, несмотря на то, что действующее гражданское законодательство не содержит понятия «иное имущество», упомянутое в ст. 128 ГК РФ, с учетом современных экономических реалий и уровня развития информационных технологий допустимо максимально широкое его толкование. «Любое имущество должника, имеющее экономическую ценность, для кредиторов (включая криптовалюту), не может быть произвольно исключено из конкурсной массы». В итоге суд признал криптовалюту должника имуществом, подлежащим к включению в конкурсную массу, применив, в соответствии со ст. 6 ГК РФ, аналогию права.

Данное решение суда станет отправным в предстоящей дискуссии об обороте криптовалюты в нашей стране до момента ее правовой легитимации. На это также обратил внимание и сам суд апелляционной инстанции, когда указал на то, что на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 424632-7[22], который вводит в гражданское законодательство понятие «цифровое право», сущность которого, как новой юридической фикции, близка к сущности ценной бумаги и понимается как совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав, вводит понятие «цифровые деньги», которые, не являясь законным средством платежа, тем не менее могут быть использованы физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке.

Так 22 мая 2018 г. постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ данный проект федерального закона был принят в первом чтении[23]. Подпункт 2 п. 2 данного постановления содержит требование принять к сведению необходимость рассмотрения указанного законопроекта во втором чтении одновременно с двумя другими законопроектами : «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» № 419090-7[24] и «О цифровых финансовых активах» № 419059-7[25].

Законопроект № 419090-7 лишь косвенно касается криптовалют, поскольку направлен на регулирование отношений в области краудфандинга (организация розничного финансирования на инвестиционных платформах), однако он закрепляет возможность использования смарт-контракта (вид договора, заключаемого в электронной форме) в краудфандинге, а также инвестирование посредством токенов, предусматривая их правовую защиту.

Законопроект № 419059-7 вводит в правовое поле определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, закрепляется новую разновидность договора – смарт-контракт. Устанавливается, что криптовалюта и токен являются имуществом, определяются их ключевые различия. В законопроекте указано, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ, и что операции с ними осуществляются с обязательным участием оператора обмена цифровых финансовых активов. Предусматривается возможность совершения сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. При этом возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться Банком России по согласованию с Правительством России.

Таким образом, основное отличие рассмотренных законопроектов состоит в том, что они по-разному смотрят на операции с криптовалютой. Так, в законопроекте № 419059-7 предусмотрено разрешить сделки по обмену только токенов через оператора обмена цифровых финансовых активов. Законопроект № 424632-7 в свою очередь разрешает владельцам любых цифровых финансовых актов опять-таки только через оператора обмена цифровых финансовых активов совершать сделки по их обмену, в том числе на рубли, иностранную валюту или иное имущество. Это свидетельствует о том, что до настоящего времени у федерального законодателя не сформирована единая позиция по вопросу понятия, правовой природы и операциям с криптовалютой.

Таким образом, в настоящее время практикой развития цифрового общества продиктована необходимость разработки комплексного закона, регулирующего отношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти, иными органами публичного управления по вопросу осуществления операций с криптовалютой и иными финансовыми активами. Существующие пока законопроекты не дают нам ответы на многие поступающие от общества вопросы и запросы практики.

Принимая во внимание, что регулирование указанной группы отношений осложнено их анонимностью и далеко не простыми техническими процессами, что отягощает операционный контроль «специальным органом», тем не менее, считаем, что запрет на оборот криптовалюты в эпоху информационного общества никак не будет способствовать развитию передовых финансовых технологий, а, наоборот, будет тормозить технологическое и, как следствие, экономическое развитие страны. Полагаем, что регулирование интернет-среды методами запретов не достигает желаемых результатов. В этом вопросе более эффективными будут выступать меры поощрения за легитимные операции с криптовалютой под контролем специального органа, а меры ответственности следует предусмотреть за осуществление операций вне установленного легитимизированного пространства и процедур.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 50, ст. 4859.

[2] URL : http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899.

[3] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 28, ст. 2790.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32, ст. 3301.

[5] Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн : информация Банка России от 27 янв. 2014 г. // Вестник Банка России. – 2014. – № 11.

[6] Об использовании криптовалют : информационное сообщение Росфинмониторинга от 6 февр. 2014 г. – URL : http://www.fedsfm.ru/news/957.

[7] Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн : информация Банка России от 27 янв. 2014 г. // Вестник Банка России. – 2014. – № 11.

[8] Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) : информация Банка России от 4 сент. 2017 г. // Вестник Банка России. – 2017. – № 80.

[9] Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн : информация Банка России от 27 января 2014 г. // Вестник Банка России. – 2014. – № 11.

[10] Об использовании криптовалют : информационное сообщение Росфинмониторинга от 6 февр. 2014 г. – URL : http://www.fedsfm.ru/news/957.

[11] О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют) : письмо ФНС России от 3 окт. 2016 г. № ОА-18-17/1027. – URL : http://base.garant.ru/71584452/#ixzz5GDddp2YV.

[12] Об использовании криптовалют : информационное сообщение Росфинмониторинга от 6 февр. 2014 г. – URL : http://www.fedsfm.ru/news/957.

[13] О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 50, ст. 4859.

[14] О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы : соглашение Росфинмониторинга № 01-01-14/22440, ФНС России № ММВ-23-2/77@ от 15 окт. 2015 г. // URL : https://www.nalog.ru.

[15] О регулировании выпуска и оборота криптовалют : письмо Министерства финансов России от 2 окт. 2017 г. № 03-11-11/63996. – URL : https://www.minfin.ru/ru/.

[16] Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 15 мая 2018 г. № 09ап-16416/2018 по делу № А40-124668/2017. – URL : http://kad.arbitr.ru/pdfdocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a/58af451a-bfa3-4723-ab0d-d149aafecd88/a40-124668-2017_20180515 _postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf.

[17] Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 окт. 2017 г. № А40-124668/17-71-160 Ф. – URL : http://sudact.ru/arbitral/doc/20EHFIeHovUP/.

[18] Об использовании криптовалют : информационное сообщение Росфинмониторинга от 6 февраля 2014 г. – URL : http://www.fedsfm.ru/news/957.

[19] Дело № А73-6112/2015 от 8 мая 2015 г. – URL: https://kad.arbitr.ru/Card/a02424bd-33ca-4bb4-864c-2899555f9c9b.

[20] Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 4 мая 2016 г. по делу № А73-6112/2015. – URL : http://sudact.ru/arbitral/doc/cWEZg29WdgmC/?arbitral-txt=&arbitral-case_doc= А73-6112%2F2015&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-doc_type=&arbitral-date_from =&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1531851416824&snippet_pos=4#snippet.

[21] Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 15 мая 2018 г. № 09ап-16416/2018 по делу № А40-124668/2017. – URL : http://kad.arbitr.ru/pdfdocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a/58af451a-bfa3-4723-ab0d-d149aafecd88/a40-124668-2017_20180515 _postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf.

[22] О проекте федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» : постановление Государственнной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2018 г. № 4032-7 ГД // СЗ РФ. – 2018. – № 22, ст. 3110.

[23] О проекте федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2018 г. № 4032-7 ГД // СЗ РФ. – 2018. – № 22, ст. 3110.

[24] Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге) : проект Федер. закона № 419090-7. – URL : http://sozd.parlament.gov.ru/.

[25] О проекте федерального закона N№ 419059-7 «О цифровых финансовых активах» : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2018 г. № 4030-7 ГД // СЗ РФ. – 2018. – № 22, ст. 3108.

Список источников

  1. Журило П. И. Криптознаки и их будущее в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – С. 198-200.

References

  1. ZHurilo P. I. Cryptocurrencies and their future in the Russian Federation [Kriptoznaki i ih budushchee v Rossijskoj Federacii]. Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti. 2017. Issue 3. Pp. 198-200. (In Russ.).