Согласно пункту 1 статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода научного творчества и преподавания. Приведенную конституционную норму следует понимать как стимулирующую население на научное творчество, гарантирующую устранение избыточных барьеров для научной и педагогической деятельности. И, конечно же, законодательная свобода преподавания не означает призыв рекрутировать в число педагогов лиц неграмотных. Указанный тезис подтверждается и статьей 331 Трудового кодекса РФ, согласно которой к педагогической деятельности допускаются лишь лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1] право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Для высших учебных заведений требования к уровню квалификации педагогических работников, кроме всего прочего, устанавливаются еще и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по соответствующему направлению подготовки. Так, на момент написания настоящей статьи более чем в 550 ФГОС, утвержденных Минобрнауки России, установлено, что не менее 60 процентов численности педагогических работников вуза должны иметь ученую степень и (или) ученое звание. Представляется, что указанные факторы стимулируют как высшие учебные заведения набирать работников-педагогов из числа ученых, так и претендентов на занятие педагогических должностей заниматься научной деятельностью, повышать свою научную квалификацию.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»[2] государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора.
Как указано в Обобщенном словаре терминов в области образования[3] ученая степень отображает квалификацию в определенной отрасли знания, присуждаемую лицу, защитившему диссертацию на соискание ученой степени. Ученое звание – устанавливаемое и присваиваемое наименование лица, свидетельствующее об официальном признании его научно-педагогической квалификации.
Таким образом, ученая степень и ученое звание являются одними из наиболее наглядных и доступных для проверки критериев уровня квалификации педагогических работников и служат весомым аргументом для назначения на педагогическую должность в вузе на основании конкурсного отбора.
В настоящей статье в качестве предмета исследования рассмотрим правовые нормы, касающиеся стимулирования научно-педагогической деятельности и вознаграждения за труд педагогов, проходящих военную либо правоохранительную службу в образовательных организациях высшего образования. То есть «главными действующими лицами», на которых направлен взгляд исследователя, являются офицеры военных образовательных организаций и начальствующий состав вузов правоохранительных органов государства. В научной литературе военные и правоохранительные структуры зачастую объединяют терминологией «силовые министерства и ведомства». Так, А. Ф. Щеглов предлагает под силовыми министерствами и ведомствами понимать специально созданные государством органы власти (министерства, службы), деятельность которых направлена на защиту государственного конституционного строя и территориальной целостности государства, отражение потенциальной агрессии извне и поддержание правопорядка внутри страны, осуществлению государственной политики и нормативно-правового регулирования в указанных сферах [12, с. 41–45].
О. А. Горбацевич относит к таким органам следующие государственные органы: Министерство обороны РФ (МО России), Федеральную службу безопасности (ФСБ России), Прокуратуру России, Следственный комитет РФ (СК России), Министерство внутренних дел РФ (МВД России), Федеральную службу войск национальной гвардии России (Росгвардия), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России), Федеральную службу судебных приставов РФ (ФССП России), Федеральную службу исполнения наказания РФ (ФСИН России), Федеральную таможенную службу (ФТС России) и некоторые другие [5, с. 111–116].
Не имея целью определить слабые и сильные стороны определения «силовые ведомства», автор, однако, берет его на вооружение в целях обобщения различных органов государственной власти и упрощения лингвистических оборотов без потери их смысловой нагрузки.
Итак, сегодня в нашей стране существуют 34 военные образовательные организации высшего образования[4] (не считая подведомственных ФСБ России), в каждом из которых служат (работают) как военные, так и гражданские педагоги (в зависимости от штатного расписания).
Не секрет, что основным структурным подразделением, осуществляющим подготовку обучающихся (студентов, курсантов, слушателей, аспирантов и адъюнктов) в рамках определенной специализации, является кафедра высшего учебного заведения[5]. Кафедра объединяет в своем составе несколько педагогов, реализующих одну или несколько учебных дисциплин по специализации кафедры, что отражается и в ее названии. Именно на кафедру возлагаются основные задачи по обучению, воспитанию, осуществлению научной и методической деятельности. Функционирование кафедры и ее сотрудников должно быть нормативно урегулировано локальными нормативными актами образовательной организации[6].
Из имеющихся в открытом доступе приказов руководителей силовых ведомств следует, что кафедры в подведомственных вузах должны были состоять из не менее чем 5–8 педагогов[7]. Для обеспечения образовательного процесса на кафедре могут создаваться учебные лаборатории, методические и другие кабинеты. Соответственно, кроме педагогов в состав кафедры входят и иные сотрудники (вспомогательный персонал): заведующие кабинетами, делопроизводители, лаборанты и т. п.
21 февраля 2022 года Правительством России была утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций[8]. Согласно этому правовому акту к должностям профессорско-преподавательского состава отнесены следующие должности, которые в иерархии служебного положения на кафедре размещаются в следующем порядке (снизу вверх): ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заместитель начальника кафедры, начальник кафедры (в вузах силовых ведомств) или заведующий кафедрой (в остальных вузах).
Уже из наименования должности понятно, что общее руководство деятельностью кафедры осуществляет ее начальник (заведующий). В рамках своей компетенции он обладает организационно-распорядительными полномочиями по отношению ко всему личному составу кафедры. Среди прочего он организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий на кафедре, осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между сотрудниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения, контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и т. д.
Вместе с тем, должность начальника кафедры (заведующего кафедрой) не является сугубо административной, так как кроме руководства подчиненным педагогическим коллективом, он также лично проводит все виды учебных занятий, выставляет оценки на зачетах, экзаменах, разрабатывает методические материалы, участвует в научных мероприятиях. Причем традиционный подход состоит в том, что при отсутствии конкретного закрепленного за учебной дисциплиной преподавателя, принять зачет, экзамен, выставить оценку за промежуточную аттестацию вправе сам начальник кафедры (заведующий кафедрой). То есть этот человек должен быть компетентен во всех преподаваемых на кафедре учебных дисциплинах.
Приведенная выше позиция отражена и в одном из определений Конституционного Суда РФ: «Должность заведующего кафедрой отнесена не к должностям административного персонала, а к профессорско-преподавательским должностям. Это означает, что на заведующего кафедрой, как высококвалифицированного специалиста, имеющего, как правило, ученую степень и ученое звание, возлагается ведение такой же учебной, научно-исследовательской и методической работы, как, например, на профессора или доцента»[9].
В отсутствие начальника кафедры его обязанности автоматически возлагаются на заместителя начальника кафедры, без истребования согласия последнего и без дополнительных бюрократических проволочек. В должностных обязанностях заместителей начальников кафедр имеется пункт об исполнении обязанностей временно отсутствующего начальника, с правом ставить подписи, с присущей начальнику кафедры ответственностью и проч.
Интересно отметить, что названная должность введена лишь в военных вузах (за редким исключением), и назначаются на нее только педагоги из числа военнослужащих. В подтверждение можно привести, например, норму пункта 66 приложения к приказу Росгвардии от 24 мая 2022 г. № 166:
К педагогическим работникам (профессорско-преподавательскому составу) относятся:
- офицеры, замещающие воинские должности начальника образовательной организации и начальников факультетов, начальников кафедр, заместителей начальников кафедр (выделено автором), профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;
- лица гражданского персонала, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей.
Как видно, заместителем начальника кафедры в образовательных организациях Росгвардии может быть только офицер. Как правило, это довольно высокая в воинской иерархии должность штатно-должностной категории «полковник», соответственно, назначает офицера на указанную должность руководитель федерального органа исполнительной власти[10]. Специфика военной службы налагает на офицеров профессорско-преподавательского состава военных вузов не только собственно педагогические обязанности, но и обязанности, связанные с обеспечением военной безопасности [3, с. 49–57].
Требования к уровню квалификации для педагогических должностей с некоторыми особенностями применяются и к лицам профессорско-преподавательского состава военных вузов. Поэтому при проверках в ходе аккредитации, лицензирования в военных вузах также проверяется процент педагогов, имеющих ученые степени и ученые звания на соответствие требованиям ФГОС.
Согласно квалификационным требованиям для занятия должности начальника кафедры (заведующего кафедрой) претенденту требуется иметь ученую степень и ученое звание. Указанные требования к заведующему кафедрой приведены в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[11]. На основе данных Квалификационных характеристик в каждом силовом министерстве и ведомстве разработаны свои квалификационные требования, в которых также наличие ученой степени и ученого звания установлено в качестве критерия для занятия должности начальника кафедры.
И наоборот, отсутствие у претендента ученого звания вполне может стать причиной для отказа ему в назначении на желаемую педагогическую должность, если по квалификационным требованиям ученое звание по ней необходимо[12].
Согласно п. 9 приведенного приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей. Таким образом, функции заместителя начальника кафедры существенно не отличаются от функций начальника кафедры, и, соответственно, для занятия такой должности также предусмотрены довольно высокие требования к уровню квалификации, в том числе и относительно стажа педагогической деятельности, наличия ученой степени и/или ученого звания, повышения квалификации [4, с. 131–140].
Напомним, что ученая степень присваивается по результатам успешной защиты диссертации, решения научной задачи (для кандидата наук) или научной проблемы (для доктора наук). Ученое звание же присваивается лицам, уже обладающим ученой степенью, которые, кроме того, отличаются высоким педагогическим мастерством, имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения (п. 4 Положения о порядке присвоения ученых званий[13]). В самом общем виде критериями присвоения ученого звания являются: наличие стажа непрерывной работы в педагогической должности доцента, профессора, начальника кафедры или его заместителя; наличие большого количества опубликованных учебных изданий и научных трудов в авторитетных журналах, в том числе по той специальности, по которой присваивается ученое звание.
Обобщая, стоит отметить, что процесс получения аттестата доцента или профессора – это довольно-таки кропотливая и трудная работа, требующая огромной затраты энергии и времени, склонности к научной деятельности, определенного таланта и умения продуктивно взаимодействовать с научным сообществом и администрацией.
В юридической литературе совершенно справедливо отмечается, что ученое звание в значительной степени повышает авторитет любого ученого, подтверждая его профессиональные знания и опыт, присваивается в целях поощрения научной работы и сигнализирует о повышенной квалификации научно-педагогических кадров. Для лиц, посвятивших себя науке и преподаванию, это дает возможность участвовать в крупных научных мероприятиях, проектах, работах, общаться с зарубежными коллегами, передавать свой опыт аспирантам, докторантам и соискателям [10, с. 194–205].
Какие льготы и преференции, кроме собственно морального самоудовлетворения, ждут военных педагогов и педагогов из числа начальствующего состава правоохранительных органов, получивших долгожданные ученые звания?
Наверное, не требует специальных доказательств посыл, что ученые степени и звания как институты государственно-правового управления процессами карьерного роста должны выступать действенными гарантиями удовлетворения не только творческих, профессиональных потребностей представителей научно-педагогического сообщества, самореализации, но и их экономических интересов [6, с. 199–217]. Однако реалии последних лет дают основания полагать, что работа государства в этом плане не является системной и четко выстроенной на поддержку материального статуса российских ученых. Так, результаты социологических опросов убедительно подтверждают катастрофическое снижение статуса ученых званий в России по сравнению с эпохами Российской империи и СССР [7, с. 30–44].
Следует полностью согласиться с мнением Н. В. Бухаровой о том, что оплата труда научно-педагогического работника должна обеспечивать достаточные материальные условия для его эффективной творческой деятельности, а также повышения квалификации. Кроме того, она должна обеспечивать престиж профессии научного работника и, тем самым, привлекать в нее талантливую молодежь [2, с. 231–238].
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата сотруднику должна устанавливаться в том числе в зависимости от его квалификации. Но если в коммерческих структурах работодатель вправе установить работнику из числа ученых практически любую заработную плату по соглашению сторон, то в государственных организациях порядок и размер оплаты труда персонала довольно жестко регламентирован правовыми актами Российской Федерации.
В силовых ведомствах для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (в отличие от гражданских сотрудников) размеры окладов по воинским должностям преподавательского состава военных вузов унифицированы, одинаковы для различных образовательных организаций и не зависят от наличия или отсутствия у лица, замещающего данную должность, ученой степени. То есть руководители образовательных организаций на местах практически не имеют влияния на установление тарифов и окладов для педагогов в погонах; во всяком случае, они не могут увеличивать их за наличие у подчиненных научных степеней и ученых званий.
Ранее единая стимулирующая выплата за ученое звание была установлена на уровне правового акта Правительства Российской Федерации, которое в своем постановлении от 2 июня 2006 г. № 343[14] установило надбавку к должностному окладу военнослужащим и сотрудникам некоторых правоохранительных органов:
- имеющим ученое звание доцента, – в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности);
- имеющим ученое звание профессора, – в размере 25 процентов должностного оклада (оклада по воинской должности).
При этом научно-педагогическим работникам высших учебных заведений, занимающих должности доцента и профессора, надбавки выплачивались в еще больших размерах: 40 процентов и 60 процентов от должностного оклада соответственно (п. 55 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[15]).
С 2006 г. надбавка за ученую степень военнослужащим обрела законодательный статус составной части их денежного довольствия: Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 190-ФЗ статья 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была дополнена п. 6.1, предусматривающим выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, надбавок к должностным окладам за должность доцента, должность профессора, за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук в размерах, установленных Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: 40 % должностного оклада – за воинскую должность доцента, 60 % должностного оклада – за должность профессора) [9, с. 65–77].
К сожалению, все указанные выше правовые акты, на основании которых осуществлялось материальное стимулирование военных ученых на уровне Федеральных законов и актов Правительства России, были признаны утратившими свою силу в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[16] и одновременным введением новой системы денежного довольствия военнослужащих (лиц начальствующего состава правоохранительных органов). В частности, в обоснование прекращения действия прежних правовых норм Правительством РФ[17] приводилась ссылка на принятие нового подхода к регламентации оплаты воинского труда и вступление в силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат»[18].
Несмотря на конституционный запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека (ч. 2 ст. 55 Конституции России), фактически с введением новой системы оплаты воинского труда стимулирующие военных ученых надбавки за ученые звания в новый пакет правовых актов о денежном довольствии военнослужащих не вошли. С 2012 года надбавки за наличие ученых степеней и званий уже не отражены в нормах федерального законодательства.
Законодатель различными юридическими конструкциями делегировал право установления подобных стимулирующих надбавок руководителям силовых министерств и ведомств. Так, в п. 20 ст. 2 упомянутого Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат» сказано о ежемесячной надбавке за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. В настоящее время, судя по нормативным правовым актам руководителей силовых ведомств, получение научных степеней и ученых званий стало расцениваться именно как особое достижение в службе, за что и устанавливается надбавка к денежному довольствию.
То есть фактически правовое регулирование стимулирования военных ученых с законодательного уровня перешло на подзаконный уровень федеральных органов государственной власти. В каждом силовом ведомстве теперь отдельные правила и критерии стимулирования сотрудников за их научные достижения, которые отличаются между собой, то есть при равных достижениях в научной деятельности вознаграждение за это будет разным.
Кроме того, канул в лету самостоятельный критерий для поощрения военных ученых и педагогов – получение ими научной степени и ученого звания. Теперь он растворился вместе с другими заслугами в едином критерии «особые достижения в службе». На деле был уменьшен и круг лиц, которые могут претендовать на получение надбавки за ученое звание. В настоящее время указанная надбавка выплачивается не всем военнослужащим, а в некоторых силовых ведомствах – даже не всем военнослужащим из числа профессорско-преподавательского состава.
Так, приказом Росгвардии от 28 ноября 2020 г. № 472[19] установлена ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (в процентах от должностного оклада) следующим воинским должностным лицам:
1) имеющим ученую степень доктора наук, – 30 процентов, кандидата наук, – 15 процентов;
2) проходящим военную службу на воинских должностях руководящего или научно-педагогического состава военных вузов:
а) начальника военного института, заместителя начальника военного института (по учебной работе, по научной работе), при наличии ученого звания профессора, – 60 процентов, при наличии ученого звания доцента, – 40 процентов;
б) начальника кафедры, при наличии ученого звания профессора, – 60 процентов, при наличии ученого звания доцента, – 40 процентов;
в) профессора, при наличии ученого звания профессора, – 60 процентов, при наличии ученого звания доцента, – 40 процентов;
г) доцента, при наличии ученого звания доцента (профессора), – 40 процентов.
Как видно, военнослужащим Росгвардии надбавка за ученую степень выплачивается независимо от занимаемой должности, надбавка же за ученое звание выплачивается лишь при занятии лишь нескольких определенных приказом должностей (далеко не все педагогические и научные должности входят в Перечень, определяющий круг лиц для выплаты надбавки). Так, например, указанная надбавка не выплачивается военнослужащим-научным сотрудникам при замещении ими – кандидатами и докторами наук – воинских должностей заместителя начальника кафедры, старшего преподавателя, преподавателя.
Довольно непоследовательным в этом плане выглядит введение надбавок гражданским сотрудникам Росгвардии, вовсе не занимающим педагогические должности, но имеющим ученое звание доцента, – 25 процентов оклада; имеющим ученое звание профессора, – 50 процентов оклада[20].
Для сравнения: в органах военной прокуратуры надбавка за ученое звание выплачивается всем военнослужащим, достигшим высоких результатов и занимающимся преподавательской или научной деятельностью, имеющим ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям[21]. Такой же подход предусмотрен в отношении военнослужащих МЧС России[22], где указанную надбавку могут получать все военнослужащие из числа педагогического состава, в том числе преподаватели, старшие преподаватели, заместители начальников кафедр. В Вооруженных Силах РФ надбавка за ученое звание выплачивается всего трем категориям должностных лиц: доцентам, профессорам и начальникам кафедр[23].
Таким образом, к настоящему моменту сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, имеется институт ученых званий с хорошо прописанными требованиями к их получению, уже внедрена информационная система по упрощению и автоматизации процедуры подачи и получения соответствующих документов. С другой стороны, само получение ученого звания не дает большой части их обладателей никаких дополнительных материальных преимуществ. Тем самым институт ученых званий, будучи изначально институтом стимулирования и признания заслуг ученого, теряет свою юридическую «половину» – стимулирующую составляющую [1, с. 7–21].
Продемонстрируем дефект оценки и поощрения за научные достижения на примере должности заместителя начальника кафедры. Как было указано выше, офицер, замещающий эту должность, является и педагогом, и администратором в отношении остальных сотрудников кафедры, кроме ее руководителя. На должность заместителя начальника кафедры назначаются офицеры, имеющие педагогический опыт, проходящие службу на должностях преподавателей, старших преподавателей, доцентов и профессоров. С точки зрения военного законодательства должность заместителя начальника кафедры является высшей по отношению к перечисленным должностям, при ее замещении лицо наделяется правом руководить теми же преподавателями, доцентами и профессорами своей кафедры. Должность заместителя начальника кафедры входит в перечень должностей, при занятии которых лицо вправе претендовать на получение ученого звания доцента и профессора[24].
Однако при всем при этом, надбавка за особые достижения в службе при замещении указанной должности в Росгвардии, и в Вооруженных Силах РФ офицерам не выплачивается, так как ее нет в соответствующих перечнях, утвержденных руководителями федеральных органов власти.
Таким образом, как верно отмечает А. И. Спицын, для военнослужащего, занимающего должность профессора или доцента в высшем военно-учебном заведении, назначение его на вышестоящую должность заместителя начальника кафедры ведет к снижению уровня оплаты труда, так как он будет лишен надбавки, которая ему выплачивалась ранее за должность доцента или профессора [11, с. 19–21].
Фактически карьерный рост не выгоден такому офицеру, поскольку при этом снижается уровень его дохода, а административная нагрузка и ответственность увеличивается. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует увеличение количества социальных гарантий военнослужащим в соответствии с полученной квалификацией, однако здесь указанное положение работает «со знаком минус».
Между тем, недостаток внимания к материальному вознаграждению снижает уровень мотивации персонала к трудовой деятельности, а также сказывается на лояльности работников к организации [8, с. 95–101]. Сказанное полностью применимо и к педагогам в погонах.
Подводя итог рассмотрению вопроса стимулирования «ученых в погонах» за научные достижения, следует прийти к следующим выводам:
1) В настоящее время на законодательном уровне не урегулирован механизм стимулирования ученых за присвоение им ученых званий. Данный вопрос решается самостоятельно и по-разному в различных органах государственной власти. Стоит отметить, что из сообщений СМИ следует, что законодатели заинтересовались озвученной проблемой[25], однако на момент написания данной статьи законодательного акта по данному вопросу не принято.
2) Правовое положение ученых, имеющих ученые звания профессоров и доцентов, с 2013 года оказалось ухудшенным за счет отмены стимулирующих надбавок тем из них, кто не занимает определенные педагогические должности.
3) Включение в военных ведомствах надбавки за научные достижения в виде присвоения ученого звания профессора и доцента в состав надбавки за особые достижения в службе имеет значение лишь для определенной категории педагогических должностей и приводит к неаргументированному неравенству в оплате научных достижений для лиц, добившихся одинаковых результатов и имеющих равную квалификацию.
Указанная стимулирующая надбавка изначально была установлена не за достижение конкретного результата в производственной деятельности, а в качестве поощрения за прошлый результат (за получение ученого звания), как надбавка за уже подтвержденную ранее высокую квалификацию. Поэтому дифференцировать выплату данной надбавки в зависимости от замещения или не замещения в настоящее время именно должности профессора или доцента вряд ли справедливо, ибо ученое звание при этом осталось неизменным. Тем самым будет реализован принцип равенства и социальной справедливости в вопросе установления составляющих вознаграждения за труд (в зависимости от имеющейся квалификации) в различных государственных организациях.
4) Целесообразно постановлением Правительства Российской Федерации унифицировать стимулирующие выплаты за наличие ученой степени в различных образовательных и научных организациях. По мнению автора, данная надбавка за навыки и за компетенции должна носить самостоятельный характер, а потому должна выплачиваться независимо от категории занимаемой должности.