• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Особенности социальной обусловленности девиантного и деликвентного поведения

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Дата поступления: 01.07.2015.

Девиантное поведение может иметь различные формы, одни из которых во внешние реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологическое состояние.
Рассмотренные аспекты девиантного поведения с позиций возрастных границ дают возможность поставить вопрос о социально-психологической профилактике предупреждения девиантного поведения. Успешному регулированию девиантных форм поведения должны способствовать эффективная социальная политика, вся система социальных институтов, направленнная на стабилизацию негативных девиаций в обществе. Этому способствует множество обстоятельств и условий как социально-экономических, так психолого-физиологических. Резкое социальное неравенство, неэффективность осуществляемой политики, примитивные общественные отношения не могут не порождать недовольство, конфликт, принимающих формы открытых и латентных социальных отношений.
В статье рассматривается процесс актуализации у населения страны потребности в адаптации к новым ценностям и условиям жизни. Показывается роль сохраняющихся в сознании людей представлений о прежней социальной среде, существенно ограничивающие ресурсы и потенциальные возможности субъектов адаптации.

Способы и модели адаптации, дезадаптация, девиантное поведение, делвентное поведение, негативнае и позитивная девиация.

Терещенко А.Г., Васильев Н.Г. Особенности социальной обусловленности девиантного и деликвентного поведения // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Дата поступления: 01.07.2015.

Аннотация

Девиантное поведение может иметь различные формы, одни из которых во внешние реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологическое состояние.
Рассмотренные аспекты девиантного поведения с позиций возрастных границ дают возможность поставить вопрос о социально-психологической профилактике предупреждения девиантного поведения. Успешному регулированию девиантных форм поведения должны способствовать эффективная социальная политика, вся система социальных институтов, направленнная на стабилизацию негативных девиаций в обществе. Этому способствует множество обстоятельств и условий как социально-экономических, так психолого-физиологических. Резкое социальное неравенство, неэффективность осуществляемой политики, примитивные общественные отношения не могут не порождать недовольство, конфликт, принимающих формы открытых и латентных социальных отношений.
В статье рассматривается процесс актуализации у населения страны потребности в адаптации к новым ценностям и условиям жизни. Показывается роль сохраняющихся в сознании людей представлений о прежней социальной среде, существенно ограничивающие ресурсы и потенциальные возможности субъектов адаптации.

Ключевые слова

Способы и модели адаптации, дезадаптация, девиантное поведение, делвентное поведение, негативнае и позитивная девиация.

Для цитирования

Терещенко А.Г., Васильев Н.Г. Особенности социальной обусловленности девиантного и деликвентного поведения // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.
Submission date: 01.07.2015.

Abstract

Deviant behavior can have many forms, some of which are external reactions of the negative attitude toward other people, while others are a psychological state. The considered age aspects of deviant behavior raise the issue of socio-psychological measures to prevent this behavior. Effective social policy, as well as the whole system of social institutions aimed at stabilizing negative deviations in the society, should contribute to a successful regulation of deviant forms of behavior. Both socio-economic and psycho-physiological factors make it difficult. Sharp social inequality, primitive social relationships cannot but give rise to dissatisfaction and conflict which take the shape of open and latent social relationships.
The paper focuses on how the population of the country adapt to new values and standards of living. It also shows the role that conceptions about the former social reality, which still dominate people’s minds, play in limiting resources and potential chances of adaptees.

Keywords

Ways and models of adaptation, disadaptation, deviant behavior, delinquent behavior, negative and positive deviation.

For citation

Tereshchenko А.G., Vasilyev N.G. Peculiarities of Social Dependence of
Deviant and Delinquent Behavior // Prologue: Law Journal. – 2016. – № 1.

Acknowledgements

В настоящее время в России произошли значительные изменения, связанные с реформированием социальной системы. Это актуализировало у всего населения страны потребность в адаптации к новым ценностям и условиям жизни. Однако, все еще сохраняющиеся в сознании людей представления о прежней социальной среде, существенно ограничивают ресурсы и потенциальные возможности субъектов адаптации. Значительная часть населения не может органично «встроиться» в новые условия жизни.

Различным проблемам переходного периода посвящены работы А.Г.Здравомыслова, Е.С.Балабанова, Л.Гордона, З.И.Даниловой, Л.Л.Шпака и др. [1,2]. Авторы рассматривают проблемы преодоления деструктивных явлений в обществе, анализируют взаимодействия человека и среды, обосновывают адаптационный потенциал индивида, особенности адаптации к новым условиям жизни.

Способы и модели адаптации человека – это социально типичные способы удовлетворения потребностей. А.И.Ходаков [3], выбрав для типологии критерий личностных отношений, выделяет активно адаптирующуюся, пассивно адаптирующуюся и конфликтно адаптирующуюся личность. Е.Шустова предлагает типологию личности, учитывающую степень вовлеченности человека в процесс удовлетворения потребностей. В связи с этим, она выделяет два типа адаптации: адекватную, которая имеет место тогда, когда человек согласен с социально одобряемыми способами удовлетворения потребностей, и неадекватную (криминальную), которая наблюдается в тех случаях, когда человек ради удовлетворения потребностей использует социально неприемлемый способ [4].

Объяснение природы дезадаптации, девиантного поведения рассматриваются в концепции Э.Дюркгейма, Р.Мертона, агрессии  — Э.Фромма, Дж.Долларда, а также в теории конфликта. Важное методологическое значение в изучении деструктивных отклонений имеют положения Э.Дюргейма о поведении личности, детерминированной социальной средой: вследствие процессов дезинтеграции, выражающихся в состоянии аномии, происходит распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок. Отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов способствует росту негативных девиаций, в том числе, суицидов [5].

Неудовлетворенные социальные потребности, разрушение привычной этики взаимоотношений, культурных норм взаимодействия часто приводят людей к дезадаптации. Одним из доказательств негативной адаптации к современным переходным условиям жизни является наличие различных форм деструктивного поведения: преступлений, наркомании, алкоголизма, психических расстройств, суицидов. Отдельные формы негативного, отклоняющегося, поведения могут рассматриваться как результат, приспособление определенных лиц к новым видам социальных отношений. Часть людей выбирают данный путь вполне осознанно, вследствие открывшихся возможностей для такого рода деятельности.

Развитию негативных девиаций в обществе способствует множество обстоятельств и условий как социально-экономического, так и психологического и физиологического характера. Во-первых, главным в генезисе отклонений является переходное состояние общества от одной системы к другой. Социологи отмечают, что особенно высок уровень девиаций в странах, переживающих переходный период, где наблюдается неустойчивая власть, экономическая и политическая нестабильность, высокая степень социальных конфликтов. Во-вторых, рыночная экономика коррелирует не только со свободой и демократией, но и  с более высоким уровнем девиантного поведения. В условиях рыночных отношений вся система взаимосвязей облегчает преступную деятельность. Рыночная экономика способствует расслоению общества и усиливает противоречие между ее социальными слоями, иногда формирует мотивацию противоправного поведения. Блокировка социальной мобильности приводит к росту напряженности в обществе, вынуждает людей искать средства к существованию разными способами, в том числе и нелегальными.

Рост негативных адаптаций обусловлен низким уровнем жизни населения, безработицей, готовностью ряда людей к противоправному образу жизни. Резкое социальное неравенство, неэффективность осуществляемой политики, криминализация общественных отношений не могут не порождать недовольство, конфликты, принимающие формы открытых и латентных социальных отклонений.

Произошедшие в стране реформы устранили традиционные формы социального контроля, системы воспитания и профилактики девиантного поведения. В результате произошедших преобразований были разрушены привычные стереотипы сознания, нормы поведения и морали. Характерной чертой современного общества является идеологический вакуум, дезорганизация, деидеологизация, служащие почвой для развития негативных адаптаций.

Рост девиаций вызван, прежде всего, резким ухудшением социально-экономического положения большинства социума, снижением уровня социальной защищенности населения. Однако девиации вызваны не только социальными, но и биологическими причинами. По мнению многих исследователей, такие социальные болезни, как алкоголизм, суицид, наркомания, чаще детерминированы генетической предопределенностью, нежели социальной. Корни девиации лежат также в сохранившихся распределительных отношениях государственных структур. Действующий принцип «разделяй и властвуй» ведет иногда к распределению материальных благ путем выборочного механизма. При этом следует учитывать, что и в нормально развивающихся странах отмечается тенденция стабильного развития негативных социальных отклонений. Лица девиантного поведения в развитых странах составляют приблизительно 5-10% от общей численности населения. В застойные годы многие данные о негативных социальных отклонениях занижались. На рост негативных социальных отклонений влияют и факторы ментального происхождения, культурных традиций народов, своеобразная «выручка в беде». Развитость клановости, землячества, порой, приводят к тому, что многие противоправные действия остаются без наказания. Резкий рост негативных девиаций является свидетельством низкой адаптированности населения к реформам, требует неотложного проведения комплекса мер по их снижению и устранению.

Неизменным спутником экономических спадов является рост суицидов. Они совершаются, как правило, неадаптированной частью населения. Их главными причинами являются отсутствие материальных перспектив, безработица, нищета, вызывающие психологические стрессы, дискомфорт. Особенно ранимыми являются подростки с их неустойчивой психикой. Они совершают суициды под влиянием конфликтов в школе, семье, неудач в учебе, несчастной любви. Большая часть самоубийств совершается под воздействием алкоголя, наркотических средств, когда сужается сознание и небольшие проблемы превращаются в катастрофу. Так, по данным статистики, число умерших от суицида в расчете на 100 тысяч человек населения составляет 94,4 человека. Кроме этого, следует выделить и такие тенденции:

—  значительный рост суицидов;

—  самоубийства происходят преимущественно у мужчин;

— пожилые люди чаще уходят из жизни, чем лица других возрастных категорий;

— среди семейных людей суициды встречаются реже, чем среди одиноких.

Проблемой для общества является рост наркомании, алкоголизма, токсикомании, проникающие во все возрастные, социальные и профессиональные слои и группы населения. Росту этих форм девиаций способствует разрушение системы выявления, лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем. По сравнению с 1995 годом распространенность алкогольного психоза по России увеличилась на 47,9 % .

В результате резкого ухудшения материального положения населения появилось такое новое социальное явление, как нищенство, бродяжничество. Растет число людей, не имеющих постоянного места жительства (бомжи). Нищенство для некоторых становится профессией.

Главным в генезисе развития социальных девиаций является усиление социального неравенства, вызванного противоречиями между имеющимися потребностями и возможностью их удовлетворения. Противоречивость и неустойчивость новых социальных взаимодействий, некоторая размытость общечеловеческих ценностей, рост напряженности в обществе усиливают рост негативных адаптаций и девиантного поведения. Особенно настораживающим обстоятельством является его рост среди детей и подростков. Именно поэтому в системе воспитания детей и подростков необходимо уделять особое внимание на любые, казалось бы, незначительные проявления нарушенного, отклоняющегося от нормы, поведения.

Большинство исследователей, определяя девиантное поведение, подчеркивают такой существенный признак, как отклонение от нормы. При этом ученые особое внимание уделяют правовым, нравственным, этическим, социальным и психическим нормам здоровья. Девиантное поведение определяется как нарушение социальных и культурных норм поведения, норм психического здоровья. Эту позицию разделяет Кон И.С.[6]. Однако, наличие у человека невроза, не обязательно должно привести к отклоняющемуся поведению. Поэтому включать в перечень показателей отклоняющегося поведения и нормы здоровья представляется неоправданным. А вот социальные, нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом, определяющие исторически сложившийся в конкретном обществе интервал допустимого поведения в деятельности людей, могут быть рассмотрены как показатели девиантного поведения. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни людей. Так, правовые нормы оформляются в виде свода законов, их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное законом. Процесс усвоения правовых норм складывается из четырех аспектов: а) осведомленность о нормах, их понимание; б) отождествление своего поведения с нормой; в) желание следовать норме; г) способность индивида реализовать норму.

Многочисленные исследования показывают, что правосознание подростков с девиантным поведением отличается следующими особенностями:

—   наблюдается мнимая осведомленность о правовых нормах;

— отмечается затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона;

— отсутствуют навыки применения правовых знаний в конкретной ситуации;

—  наблюдается оценка поступка не нормой закона, а мотивами действия;

—  зависимость правосознания от влияния взрослых, мнения группы.

Нарушение нравственных и этических норм вызывает общественное порицание, осуждение.

Для понимания сущности девиантного поведения необходимо уточнить, в какую сторону может быть отклонение от нормы. Отклонения от нормы могут иметь положительную и отрицательную направленность. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит на 10-12% из «героев» и на 10-12% из «нарушителей» [7]. Поэтому и героизм, и самопожертвование можно оценивать как отклонения от нормы в жизнедеятельности человека, поскольку такое поведение не предписано социальными нормами, не предусматривает мер воздействия. Следовательно, девиантное поведение – это не всякое отклонение от общепринятых социальных норм, а только такое, которое осуждается обществом.

Важным аспектом проблемы изучения девиантного поведения является вопрос о его возрастных границах. Процесс усвоения личностью норм поведения специфичен на разных этапах развития человека. Известно, что изначально поведение маленького ребенка социально не нормативно. Нормы усваиваются им в процессе социализации. Например, никому в голову не придет назвать девиацией действия ребенка, испортившего какой-нибудь шедевр. В действиях малыша скорее бы усмотрели процесс усвоения функций предмета. Действия же взрослого человека в этом случае считают вандализмом. Общеизвестно, чтобы нарушить те или иные нормы, их надо сначала усвоить, признать за норму, целесообразную границу. Об отклонении от нормы можно говорить лишь в тех случаях, когда поведение человека не соответствует возрастным нормам социализации личности.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий (можно — нельзя). Именно они выполняют роль внешних границ, в соответствии с которыми человек программирует свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, в проявлениях активности, в процессе воспитания и образования, при усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение нормативных границ. Качественно-количественными характеристиками этих границ являются упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость, выполняющие регулятивную функцию. В подростковом возрасте особенно интенсивно происходит интернализация сложных систем нормативного поведения, осуществляется переход к использованию  сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм. Внешние границы в виде осознанных, принятых, усвоенных норм превращаются во внутренние границы личности. При этом внешняя норма должна иметь свой внутренний эквивалент. В подростковом возрасте нормативность также приобретает ценностно-смысловые образования. Идет внутреннее выстраивание ценностно-смысловой сферы. Значительную роль в этом процессе играют переживания и рефлексия.

Однако у части лиц с деструктивным, девиантным поведением внутренние границы по некоторым причинам не могут реализовываться адекватным способом, они оказываются недостаточно выстроенными (например, человек попал в чужую для него субкультуру, болезненное состояние и т д.). В этом случае внутренние границы характеризуются неопределенностью, неупорядоченностью. Возможно также искажение количественно-качественных характеристик, например, под влиянием какой-либо патологии, криминальной субкультуры. У творческой личности может наблюдаться неоправданное увеличение объема границ. Они могут быть слишком «жесткими», неизменными на протяжении длительного времени или, наоборот, слишком часто трансформироваться. Характер внутренних границ личности и определяет ее поведение. Причины же девиантного поведения следует рассматривать как факторы или условия, влияющие на его проявления.

Таким образом, сутью девиантного поведения является осуждаемое обществом отклонение от общепринятых социальных норм в результате несформированности или искажения количественно-качественных характеристик внутренних границ личности, что, в свою очередь, ведет к нарушению взаимодействия личности и общества [7].

Исходя из анализа основных подходов к определению сущности понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, можно выделить его основные черты:

— отклоняющееся поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

— девиантное поведение личности вызывает негативную оценку со стороны других людей, которая имеет форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания;

—  отклоняющееся поведение наносит ущерб самой личности или окружающим людям (суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотиков), вызывает страдание;

— отклоняющееся поведение является стойко повторяющимся, сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

— отклоняющееся поведение является выражением индивидуального и возрастно-полового своеобразия.

Отклонения в поведении могут быть обусловлены следующими причинами:

— социально-педагогической запущенностью, когда человек ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия позитивных знаний, умений, навыков или в силу неправильного воспитания, сформированностью негативных стереотипов поведения;

— глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками и коллективом класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, друзей и др.

— отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

— отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей, и планов;

—  безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негатив.

Периодом повышенного риска в развитии девиантного поведения считают подростковый возраст. Это обусловлено, во-первых, трудностями переходного возраста, во-вторых, неопределенностью социального положения подростка, в-третьих, перестройкой механизмов социального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли), в-четвертых, наличием акцентуированных черт характера.

Девиантное поведение является проявлением социальной дезадаптации личности. Следует отметить, что социальная дезадаптация – процесс обратимый. Воспитательной задачей является не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии подростка, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных подростков.  Под ресоциализацией принято понимать организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

Девиантное поведение может проявляться в различных правонарушениях и проступках. Оно может быть :

— антидисциплинарное (пропуски занятий, нарушение дисциплины и др.);

— асоциальное, представленное всеми видами «социальных патологий» или форм девиантного поведения: алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество, суицидальное поведение и др.;

— деликвентное (антисоциальное) поведение (вандализм, хулиганство, кражи и др.).

Девиантное поведение относительно, а делинквентное поведение абсолютно. Элита может считать свое поведение нормой, а поведение представителей других групп, особенно низших, — отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Делинквентность это разновидность девиантного поведения человека, не соответствующее общепризнанным в данном обществе (государстве) правовым нормам, либо нарушающие вышеназванные нормы, влекущие в отношении нарушителя применения мер правового воздействия, в частности, конституционно-правового, административного, дисциплинарного, материально-правового, гражданско-правового, а также уголовно-правового характера. Делинквентное поведение юношества (как наиболее опасная разновидность его девиантного поведения) характеризуется рядом специфических особенностей. Делинквентное поведение предполагает нарушение правовых норм, господствующих в данном обществе, то есть, наиболее важных социальных норм, гарантированных к применению и использованию авторитетом и силой государства под угрозой неотвратимого применения мер обязательного государственного воздействия. Типология делинквентного поведения основывается на основаниях классификаций норм права — по юридической силе; по отраслям права; по форме правового предписания; по форме предписываемого поведения и т.д.

Девиантное поведение в зависимости от природного фактора может быть патологического и непатологического типов [8]. Среди непатологических типов девиантного поведения выделяют:

— микросоциальную педагогическую запущенность. В этом случае основные деформации связаны с учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка;

— ситуативную, связанную с характерологическими реакциями. Происходящие нарушения поведения относительно кратковременны, ситуативно обусловлены, психологически понятны. Проявляются они лишь у определенных лиц и в определенной обстановке, не выходят за рамки среды и не сопровождаются расстройствами психофизиологических функций. Среди ситуативно обусловленных реакций выделяют: реакции пассивного протеста (отказ от пищи, общения, уход из дома и др.), реакции активного протеста (грубость, агрессивность), реакции компенсации (усиление тех или иных личностных проявлений, которые в поведении либо маскируют черты характера, либо являются средством психологической защиты); реакции имитации (поведенческие проявления, связанные с повторением способов поведения сверстников или взрослых, обладающих авторитетом).

Патологические типы девиантного поведения — нарушения поведения, вызванные патологией психического развития, нервнопсихическими заболеваниями органического характера (острые аффективные реакции, патохарактерологические реакции).

Выделение типов, форм и видов девиантного поведения свидетельствует о сложности и многогранности данного явления и выступают основой для организации целенаправленной коррекционной работы в соответствии с установленным типом отклоняющегося поведения.

Профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения должна вестись систематически. Ранняя профилактика включает в себя: создание благоприятных условий социального развития личности, изучение индивидуально психологических особенностей личности, выделение подростков группы «риска», возможность наблюдения за формированием их характера.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей. С этой целью целесообразным представляется использование системы мер по профилактике отклонений в поведении: проведение бесед, использование комплексных процедур диагностики по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении, изучение окружающей подростка среды, предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и др. на организм человека, формирование у них негативного отношения к девиантному поведению сверстников, формирование умения противостоять их негативному давлению.

Все выше перечисленное свидетельствует о необходимости принимать действенные меры по профилактике и коррекции имеющих место в обществе социальных девиаций. Успешному регулированию девиантных форм поведения должны способствовать эффективная социальная политика, вся система социальных институтов,  направленная на стабильное развитие общества.

Мерами  по смягчению и устранению негативных девиаций могут быть:

жесткий социально-правовой контроль за реальными и возможными криминальными процессами;

создание условий для формирования устойчивой правовой среды, активизация работы правоохранительных органов;

наведение порядка в бюджетной сфере и экономической жизни;

оказание адресной социальной помощи мало адаптированным группам населения;

пропаганда нравственного и трудового воспитания среди граждан;

формирование общественного мнения против коррупции, преступности, создание механизма влияния на общественное мнение через СМИ;

формирование общечеловеческих ценностей, правовой культуры и правового сознания;

мероприятия по созданию центров социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, домов пребывания для бездомных, социальных приютов для детей и подростков;

особое внимание должно уделяться проблемам подростковой преступности, социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

экономическая поддержка особо нуждающимся многодетным семьям;

профилактика социальной напряженности, безнадзорности др.

Большинство негативных акцентуаций характера в подростковом возрасте может сгладиться или вовсе исчезнуть с наступлением зрелости, с изменением внутренних биофизиологических процессов и состояний психики. Поэтому, особенно в современных социально-экономических условиях, необходимо создавать и реализовывать такие модели воспитания, которые бы учитывали возможность возникновения девиантного поведения, помогали бы молодому человеку преодолевать возможные проявления негативных акцентуаций характера.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

  1.  Здравосмыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях продолжения кризиса М. 1995 — 313 с.
  2. Балабанова Е.С Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегия «негативной асоциальности» // Социальные исследования 1993 №4. С. 46-57.
  3. Ходаков А.И. Социально-психологические условия адаптации рабочих в производственном коллективе. – Л., 2006.-84 с.
  4. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: автореф.дис. к.филос.н.. М, 1997 – 21 с.
  5. Дюркгейм. Э Ценностные ориентации и реальные суждения//Социологические исследования — 1991 №2 С. 106-114.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. И.:Просвещение,1987. – 256 с.
  7. Гордон Л. Социальные изменения в условиях кризиса переходного периода //Экономические и социальные перемены: мониторинг В.Цион-1994 №6. С. 11-14.
  8. Данилова З. А Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональные аспекты) Автореферат дисс. доктора социологических наук — СПб,1999 – 44 с.
  9. Мертон Р Социальная структура и аномалия//Социологические исследования-1993-№3-С.68-73.
  10. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1990. 269 с.
  11. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в современном обществе: философско-социальные проблемы. – Красноярск. 1991 – 263 с.
  12. Манапова Е.И. к вопросу о сущности девиантного поведения //Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. – СПб.: изд-во С.-Петерб.ун-та. 2003.
  13. Ковалев А.И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 2006.

References