В отечественной и зарубежной криминологической литературе уделено немало внимания факторам (причинам и условиям) преступности. В настоящей статье мы обратимся к современному и наиболее характерному для лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование, причинному комплексу формирования преступного поведения (далее мы будем также использовать термин «обучающиеся»).
Особенности процесса детерминации преступности именно указанной категории лиц заключаются в возрастных, социально-ролевых, психологических и иных личностных качествах обучающихся, в своеобразии их социально-правового статуса.
1) Огромнейшую роль в формировании и становлении личности ребенка (обучающегося) играет его семья, его родители, законные представители и иные близкие. Если семья безразлично относится к своему ребенку, его обучению, проведению досуга с пользой для становления и развития личностных качеств подростка, значительно увеличивается вероятность избрания школьником или студентом противозаконной модели поведения. Соответственно, безразличие в семейной форме отношений способствует формированию искаженной личности молодого обучающегося и последующему совершению им преступлений [3, с. 277].
Кроме этого, на наш взгляд, определенную роль в формировании у родителей безразличного отношения к своему ребенку играет государственная финансовая программа по выдаче так называемого «материнского капитала за второго ребенка»[1]. На практике нередко имеют место случаи, когда женщина в семье рожает второго ребенка только ради получения указанного материнского капитала. В этом случае неудивительным становится безразличие молодых родителей к своим детям, их судьбе, образованию и становлению личности ребенка в целом. Безразличие порождает отторжение подростка от семьи и семейных ценностей и его стремление найти поддержку вне круга родных (и нередко такую поддержку и понимание подростки находят среди девиантной и преступно настроенной компании).
2) Нельзя не сказать о такой ситуации, когда у родителей отсутствует возможность (как временно, так и длительно) материально в полном объеме обеспечивать своих детей. Безработица и безденежье, когда доход семьи составляет ниже прожиточного минимума, порождает в семье такие негативные социальные чувства и эмоции, как озлобленность, напряженность, зависть, безнадежность и т. д. В тех случаях, когда государство снимает с себя обязанность в оказании социальной помощи таким семьям и лицам, у представителей молодого поколения, в том числе школьников и студентов, начинают формироваться преступные мотивации. Вместо того чтобы продолжить обучение и получить хотя бы основное общее образование (9 классов), молодые люди вынуждены устраиваться на работу или иным путем добывать средства к существованию (например, совершением преступных деяний, таких как кражи, грабежи, разбои и т. д.). Соответственно общая культура обучающегося находится на очень низком уровне, личностные качества молодого человека не развиваются, духовность ребенка страдает.
Важно отметить, что у данной проблемы существует и другая сторона. Экономическая нестабильность, безработица и нарушение экономических прав касаются также педагогических работников. Обращаясь к судебной практике, можно обратить внимание на следующее. Например, Кировским районным судом г. Иркутска по гражданскому делу № 2-4514/2015 вынесено решение от 11 декабря 2015 г. по иску педагогического работника к Министерству образования Иркутской области о взыскании выплат стимулирующего характера (по мнению педагогического работника, Министерство образования Иркутской области необоснованно отказало в дополнительных денежных выплатах)[2]. Другой пример из судебной практики касается неисполнения или недобросовестного исполнения договоров и контрактов, заключенных с целью поставки в образовательные организации необходимого оборудования, техники и иных товаров. Так, в связи с несвоевременным исполнением государственного контракта от 15 декабря 2015 г. № <…> на поставку школьной мебели, заключенного между министерством образования Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью, Министерство образования Иркутской области направило в адрес данного общества (поставщика) претензию от 14 января 2016 г. № <…> с целью досудебного урегулирования возникшего спора[3].
Нестабильность в сфере экономических отношений неблагоприятным образом влияет на общую культуру населения, способствуя развитию и проявлению преступности в сфере образования, в том числе преступности среди школьников и студентов.
3) Во все времена существования человечества зависть к ближним заставляла людей идти на совершение противоправных деяний. Исключением не становятся и обучающиеся, нередко испытывающие чувство зависти к одноклассникам и одногруппникам, имеющих более высокое материальное положение. Особую роль в этом случае также играет безграмотная в социальном и психологическом отношении реклама, буквально навязывающая молодым людям (в том числе обучающимся) культ обогащения любыми путями. Именно поэтому мы считаем очень опасным проникновение по разным каналам в среду обучающихся культа силы, наркотиков, жестокости, половой распущенности и т. п. [2, с. 142-144].
4) Существенным фактором, способствующим формированию криминогенных отклонений у обучающегося, выступает отрицательное влияние на него одноклассников, других сверстников и ровесников, социальных работников, педагогов, воспитателей и других лиц, которые осуществляют взаимодействие с обучающимися и влияют на формирование и развитие их личности. Помимо прямого разлагающего воздействия со стороны хулиганов, двоечников и тунеядцев, отрицательное влияние на поведение обучающихся оказывает наблюдение действий и ситуаций, порождающих у них неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий со стороны самих воспитателей и педагогов. В данном случае мы подразумеваем физическое, психическое, нравственное, сексуальное и иное насилие в отношении школьников и студентов. Так, Главным следственным управлением Следственного комитета РФ в адрес Министерства образования Иркутской области вынесено представление об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений с целью его рассмотрения с обязательным уведомлением о принятых мерах (в 2015 г. в отношении бывшего директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр плавания «Спартак» города Иркутска возбуждено уголовное дело по факту совершения им преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
Кроме этого, особое негативное значение приобретает проблема, выражающаяся в давлении на психологическое и психическое здоровье и развитие обучающихся со стороны педагогов или одноклассников. Так, согласно данным Следственного комитета РФ за 2015 г. в Иркутской области совершено 28 законченных и 50 попыток детских суицидов, причиной которых нередко становятся результаты экзаменов и «травля» со стороны одноклассников[4].
5) Серьезным условием и причиной совершения обучающимися преступлений является незанятость досугового времени. Кроме того, длительное отсутствие определенных занятий у молодых лиц, не желающих учиться или вовсе оставивших обучение, обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, которые могут реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу.
6) Самостоятельным условием формирования преступности обучающихся выступает безнадзорность и незанятость будущих потерпевших-обучающихся, наличие которых содействует созданию ситуации и поводов для преступлений. Примерами виктимного поведения будущих потерпевших-обучающихся может выступать совместное распитие спиртных напитков с малознакомыми сверстниками, использование для встреч с ними подвалов, чердаков, развязное поведение, агрессивность и т. п.
7) С уверенностью можно сказать, что негативно влияют на поведение обучающихся резкие и постоянные изменения в области образования (в том числе в сфере общего и среднего профессионального образования). Указанная область общественных отношений в значительной степени формирует систему ценностных ориентаций обучающихся, в связи с чем любая негативная информация, исходящая от тех или иных субъектов образования и воспитания, таит в себе серьезную опасность для молодой, еще окончательно не сформировавшейся личности обучающихся.
8) Важнейшим элементом детерминирующего преступность обучающихся механизма выступает низкий уровень работы современных образовательных организаций (нечестность самих педагогов; формализм; их непрофессионализм и нежелание работать с подопечными качественно и эффективно и т. п.). И поэтому неудивительно, что у обучающихся не формируется гражданская позиция и гражданская ответственность либо, наоборот, формируется отчужденность от официальных и принятых в обществе духовных ценностей.
Обозначенная детерминанта проявляется также в виде проблем, связанных с несовершенством работы государственных и муниципальных органов власти. Например, несовершенство государственного механизма по обеспечению безопасности образовательного процесса. Государственные и муниципальные органы выполняют разнообразные функции, направленные на обеспечение безопасности образовательного процесса в школах и техникумах. Вместе с тем, государственные и муниципальные служащие непосредственно не осуществляют образовательный процесс, не выполняют педагогических функций, и это правильно, поскольку каждый должен выполнять свою, а не чужую работу и нести ответственность за результаты своего труда. Однако так называемая отстраненность государственных и муниципальных служащих от обучающихся и их проблем, в том числе проблем безопасности и нейтрализации негативных социальных явлений, усложняет решение таких проблем, делает его менее оперативным и своевременным. Несовершенство деятельности органов власти преодолевается, в первую очередь, путем подробнейшей регламентации их деятельности. Так, на основании Постановления администрации г. Иркутска от 19 сентября 2011 г. № 031-06-1957/11 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях города Иркутска»[5].
Еще одна проблема, связанная с несовершенством работы современных образовательных организаций, касается многосменности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, наличие больших по своей численности классов. Согласно п. 10.4 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается[6]. Государством осознается необходимость перемен, в связи с чем курс на разукрупнение школьных классов и переход к односменности занятий в школах и техникумах государством взят [2, с. 285]. Например, в муниципальной программе г. Иркутска «Строительство объектов социальной сферы на 2013–2017 годы», утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 11 октября 2012 г. № 031-06-2033/12, указано, что перед городскими властями поставлена задача к 2025 г. перейти на одну смену[7].
9) Крайне важным для обучающихся, на наш взгляд, негативным фактором является отказ нашего государства от положительного советского опыта в трудоустройстве молодых людей. В настоящее время прекратила свое существование традиционная для советского общества система административного закрепления рабочих мест за обучающимися. Отсутствует прежняя советская система льгот для организаций, которые принимают молодых людей на трудоустройство. Кроме этого, в значительной степени в настоящее время ограничена не формальная[8], а реальная, действительная возможность устройства на работу лиц в возрасте от 14 до 18 лет, окончивших или оставивших школу и не продолжающих учебу. На практике участились нарушения трудового законодательства, в том числе законодательства о труде несовершеннолетних.
10) Можно назвать еще одно условие преступности обучающихся, появившееся совсем недавно. В штатных расписаниях образовательных организаций сокращаются ставки медицинских работников. Разумеется, это не означает, что обучающиеся останутся без медицинского обслуживания в образовательных организациях, однако исключать такую возможность нельзя. Возможно, в связи с сокращением штатной численности медицинских работников в образовательных организациях медиков в школах, училищах и колледжах не будет. Это означает, что обучающиеся, находящиеся в сложной или опасной жизненной ситуации (например, дети пьянствующих родителей), будут иметь меньше возможности получить своевременную медицинскую помощь. В этой связи не исключена возможность увеличения доли обучающихся с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии. Их криминальный риск в результате легкости попадания под отрицательное влияние, состояния озлобленности из-за отношения окружающих, несдержанности и т. д. выше, чем у сверстников-одноклассников и одногруппников. Может резко увеличиться число венерических больных среди обучающихся, что также неблагоприятно влияет на динамику преступности обучающейся молодежи.
11) Криминогенное поведение обучающихся может проявиться также в результате различных социальных и политических явлений. Отличным примером в данном случае может служить нестабильная политическая ситуация на Украине, на территории которой с ноября 2013 г. проходила массовая многомесячная акция протеста в ответ на приостановку украинским правительством процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом (так называемый «Евромайдан») [4]. Политический беспредел, жесткий передел власти, развал экономики, девальвация (официальное понижение стоимости денежных единиц [1, с. 354]) официальной валюты Украины – гривны, кровь и насилие – вот, что принесли украинскому народу попытки революционным путем изменить ход истории. И, разумеется, в подобных социально-экономических условиях вопросы образования уходят на второй план. Преступность начинает возрастать, в том числе среди обучающихся. Однако когда развязывают политическую борьбу, об последующих социальных проблемах стараются не задумываться.
12) Особо хотелось бы отметить, что в детерминационном комплексе преступности обучающихся важную роль играет отсутствие нормального финансирования программ профилактики преступности, отсутствуют оптимально функционирующие механизмы реализации принимаемых законов и иных нормативных актов. Проводимые экономические, политические и социальные иные реформы в нашей стране стали источником негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения обучающихся, их моральных установок, нравственной позиции, культуры, правосознания, всего того, что должно стать предпосылкой законопослушного поведения. При этом государством практически не выделяются денежные средства на профилактическую работу преступности обучающихся, а если и выделяются, то в абсолютно недостаточном количестве. Помимо этого, средства, выделяемые на профилактику преступности обучающихся, нередко разворовываются, огромный уровень в структуре общей преступности занимает коррупция, и именно с ней государство должно бороться в первую очередь.
В ходе проведения данного исследования, посвященного тематике детерминационного комплекса преступности обучающихся, мы, используя социологические методы исследования, провели анонимное анкетирование среди трехсотдесяти обучающихся (школьников и студентов, получающих среднее профессиональное образование). Респондентам был задан вопрос о причинах и условиях, способствующих, по их мнению, совершению обучающимися преступлений. Результаты указанного опроса представлены на рисунке.
Анализируя данные, полученные в результате опроса, можно увидеть, что в большинстве случаев респонденты придерживаются мнения о том, что на принятие решения совершить преступление влияют, прежде всего, такие факторы, как «алкоголь и наркотики», «сверстники», «средства массовой информации». Меньшее значение опрошенные предали таким детерминантам преступности обучающихся, как «низкое экономическое положение», «этнические и религиозные причины», «влияние родителей».
Завершая научное исследование темы, затрагивающей проблематику причинности совершения преступлений школьниками и студентами, нельзя не обратить внимание на то, что в настоящее время существует большое количество факторов (причин и условий), способствующих совершению обучающимися преступлений. Обращение к данной теме и теоретическое исследование озвученных проблем будет способствовать разработке определенных превентивных мер, направленных на предупреждение школьной и студенческой преступности, формированию комплексных предупредительных программ и выработке современных профилактических мероприятий.
Вместе с тем, исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что несмотря на большое количество детерминаций молодежной преступности, основные причины и условия совершения обучающимися преступлений кроются в несовершенстве института семьи, школы, формализме работы педагогических работников и несовершенстве отдельных государственных механизмов. В этой связи при разработке мер, направленных на профилактику школьной и студенческой преступности, необходимо брать ориентир на борьбу именно с данными негативными факторами.