• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

О МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 24 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.
Дата поступления 17.10.2021, дата принятия к печати 15.12.2021,
дата онлайн-размещения 29.12.2021.

Данная статья является развитием авторской концепции гражданского оборота, в соответствии с которой последний следует воспринимать не в качестве правовой формы экономического оборота (как это устоялось в российской цивилистической доктрине), а как системно организованную сферу фактических (реальных) отношений субъектов, представляющую собой экономическую подсистему общества, подлежащую ввиду ее социальной значимости правовому регулированию. Избирая в качестве предмета настоящего исследования механизм правового регулирования гражданского оборота, автор освещает имеющиеся в общей теории права подходы к пониманию механизма правового регулирования и к вопросу об его элементах, выделяемые в науке типы правового регулирования, на основании чего формулирует общее определение механизма правового регулирования гражданского борота, дает характеристику юридических (правовых) средств и типа правового регулирования данной социальной сферы. Механизм правового регулирования гражданского оборота определяется как система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование (упорядочение) социальных связей (отношений), образующих гражданский оборот как сферу общества. Отмечается, что элементами механизма правового регулирования гражданского оборота являются такие юридические средства, как: 1) нормы позитивного права; 2) (конкретные) правовые отношения субъектов гражданского оборота; 3) акты реализации участниками гражданского оборота юридических возможностей и долженствований, заложенных в правовых нормах, и 4) (факультативно) акты применения права. Резюмируется, что особенностью указанных средств механизма правового регулирования гражданского оборота является наличие «межотраслевой составляющей», обусловленной спецификой гражданского оборота как объекта правового регулирования. Обращается внимание на необходимость разработки общего (межотраслевого) учения о механизме правового регулирования гражданского оборота. Аргументируется, что правовое регулирование гражданского оборота осуществляется не посредством сочетания двух типов правового регулирования – публично-правового и частноправового, а по одному – общедозволительному типу.

Гражданский оборот; система гражданского оборота; правовое регулирование; механизм правового регулирования; юридические (правовые) средства; межотраслевые связи; тип правового регулирования; общедозволительный тип правового регулирования; правовые презумпции; юридические фикции.

Виниченко Ю.В. О механизме правового регулирования гражданского оборота // Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 24 – 34. – DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 24 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.
Дата поступления 17.10.2021, дата принятия к печати 15.12.2021,
дата онлайн-размещения 29.12.2021.

Аннотация

Данная статья является развитием авторской концепции гражданского оборота, в соответствии с которой последний следует воспринимать не в качестве правовой формы экономического оборота (как это устоялось в российской цивилистической доктрине), а как системно организованную сферу фактических (реальных) отношений субъектов, представляющую собой экономическую подсистему общества, подлежащую ввиду ее социальной значимости правовому регулированию. Избирая в качестве предмета настоящего исследования механизм правового регулирования гражданского оборота, автор освещает имеющиеся в общей теории права подходы к пониманию механизма правового регулирования и к вопросу об его элементах, выделяемые в науке типы правового регулирования, на основании чего формулирует общее определение механизма правового регулирования гражданского борота, дает характеристику юридических (правовых) средств и типа правового регулирования данной социальной сферы. Механизм правового регулирования гражданского оборота определяется как система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование (упорядочение) социальных связей (отношений), образующих гражданский оборот как сферу общества. Отмечается, что элементами механизма правового регулирования гражданского оборота являются такие юридические средства, как: 1) нормы позитивного права; 2) (конкретные) правовые отношения субъектов гражданского оборота; 3) акты реализации участниками гражданского оборота юридических возможностей и долженствований, заложенных в правовых нормах, и 4) (факультативно) акты применения права. Резюмируется, что особенностью указанных средств механизма правового регулирования гражданского оборота является наличие «межотраслевой составляющей», обусловленной спецификой гражданского оборота как объекта правового регулирования. Обращается внимание на необходимость разработки общего (межотраслевого) учения о механизме правового регулирования гражданского оборота. Аргументируется, что правовое регулирование гражданского оборота осуществляется не посредством сочетания двух типов правового регулирования – публично-правового и частноправового, а по одному – общедозволительному типу.

Ключевые слова

Гражданский оборот; система гражданского оборота; правовое регулирование; механизм правового регулирования; юридические (правовые) средства; межотраслевые связи; тип правового регулирования; общедозволительный тип правового регулирования; правовые презумпции; юридические фикции.

Для цитирования

Виниченко Ю.В. О механизме правового регулирования гражданского оборота // Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 4. – С. 24 – 34. – DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal, 2021, no. 4, pp. 24 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.
Received 17.10.2021, accepted 15.12.2021, available online 29.12.2021.

Abstract

This article is a development of the author's concept of civil circulation, according to which the latter should be perceived not as a legal form of economic circulation (as it is established in the Russian civilistic doctrine), but as a systematically organized sphere of actual (real) relations of subjects, representing an economic subsystem of society, which should be subject to legal regulation due to its social importance. Choosing the mechanism of legal regulation of civil circulation as the subject of this study, the author highlights approaches to the understanding of the mechanism of legal regulation (available in the general theory of law) and to the issue of its elements, the types of legal regulation allocated in science. On this basis, the author formulates a general definition of the mechanism of civil circulation legal regulation, and gives characteristics of legal regulation means and types of this social sphere. The mechanism of civil circulation legal regulation is defined as a system of legal means, by which legal regulation (ordering) of social connections (relations) that form civil circulation as a sphere of society is carried out. It is noted that the elements of the mechanism of civil circulation legal regulation are such legal means as: 1) norms of positive law; 2) (specific) legal relations of subjects of civil circulation; 3) acts of implementation of legal opportunities and obligations by participants in civil circulation; 4) (optionally) acts of law application. It is summarized that the peculiarity of these means of the civil circulation legal regulation mechanism is the presence of «intersectoral component», caused by the specificity of civil circulation as an object of legal regulation. The author pays attention to the necessity of developing a general (intersectoral) doctrine of the civil circulation legal regulation mechanism. It is argued that the legal regulation of civil circulation is carried out not through a combination of two types of legal regulation – public law and private law types, but through the only one – general permissive type.

Keywords

Civil circulation; system of civil circulation; legal regulation; mechanism of legal regulation; legal (law) means; intersectoral relations; type of legal regulation; permissive type of legal regulation; legal presumptions; legal fictions.

For citation

Vinichenko Yu.V. On the Mechanism of Legal Regulation of Civil Circulation. Prologue: Law Journal, 2021, no. 4, pp. 24 – 34. (In Russ.). DOI: 10.21639/2313-6715.2021.4.3.

Acknowledgements

Введение. Прежде чем приступить к исследованию вопроса, которому посвящена настоящая статья, необходимо сделать уточнение методологического характера. Дело в том, что на настоящий момент в российской цивилистической доктрине устоялось понимание гражданского оборота как правовой формы экономического оборота. Отмеченное – «надстроечное» – восприятие гражданского оборота, на наш взгляд, исключает регулирующее воздействие на него права, поскольку, как известно, объектом правового воздействия и правового регулирования[1] являются общественные отношения. Признавая же подверженность гражданского оборота правовому регулированию, следует признать и его бытийственный («базисный») характер. С указанных позиций гражданский оборот предстает перед нами в качестве феномена, наличествующего в социуме и, как следствие, занимающего в общей системе общества определенную, а именно экономическую сферу[2], предназначенную опосредовать удовлетворение субъектами своих потребностей за счет «чужих» благ[3].

Ввиду того, что данная сфера общественной жизни, по существу, выступает системой жизнеобеспечения, являясь с силу этого крайне социально значимой, она попадает в число тех явлений и процессов, которые нуждаются в нормативном юридическом регулировании и охранении. Между тем вопросы правового регулирования гражданского оборота, по причине отмеченного выше формального подхода к его восприятию, до настоящего времени не получили должной разработки в юридической литературе. В некоторой степени устраняя данный пробел, мы решили обратиться к вопросу о механизме правового регулирования гражданского оборота, значимость исследования которого обусловлена в том числе важностью механизма правового регулирования, в инструментальном, специально-юридическом аспекте которого, по авторитетному замечанию С.С. Алексеева, «раскрываются исходные юридические начала и “пружины” правового регулирования, а главное, юридический инструментарий непосредственно связывается через функции права с объективно обусловленными требованиями экономического базиса данного общества» [1, с. 270].

Общие замечания о механизме правового регулирования. Исследование вопроса о механизме правового регулирования гражданского оборота целесообразно начать с освещения общих положений о механизме правового регулирования.

Не преследуя цели дать исчерпывающий обзор имеющихся в доктрине подходов к решению указанного вопроса, заметим, что с момента введения данного понятия в научный оборот Н.Г. Александровым [6] и его фундаментальной разработки С.С. Алексеевым [7] трактовка механизма правового регулирования не отличалась единообразием. Так, С.С. Алексеев предложил понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения» [Там же, с. 30]. Иного взгляда придерживался Ф.Н. Фаткуллин, по мнению которого, «будучи разновидностью государственной деятельности, правовое регулирование в действительности … способно аккумулировать только властные, управленческие акты регулирующей подсистемы» [8, с. 160]. Как отмечал ученый, эта деятельность состоит из двух «эшелонов» – общего правового регулирования, которое «олицетворяет правотворчество» и имеет свой «собственный, автономный и целостный механизм»,  и индивидуального правового регулирования, механизм которого «подчинен интересам правореализации» [Там же]; на этом основании он полагал более оправданным не использование понятия «механизм правового регулирования», а «конструирование понятий “механизм общего правового регулирования” и “механизм правореализации”» [Там же]. С точки зрения В.М. Сырых, механизм правового регулирования представляет из себя систему, которая состоит из: правовых средств; субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность; юридически значимых результатов их деятельности, и подразделяется при этом на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации права и механизм принуждения [9, с. 166–167].

Однако невзирая на наличествующие различия в определениях механизма правового регулирования, в общей теории права превалирует трактовка его как совокупности или системы правовых (юридических) средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений [6, с. 105–107; 7, с. 30; 2, с. 156; 10, с. 192]. Именно из такого восприятия механизма правового регулирования, полагая данный подход наиболее приемлемым с цивилистических (т. е. отраслевых, суть, прикладных, абстрагированных от вопросов правотворчества) позиций, мы будем исходить в дальнейшем изложении, в предельно общем виде понимая, таким образом, механизм правового регулирования гражданского оборота как систему юридических (правовых) средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование (упорядочение) социальных связей (отношений), образующих гражданский оборот как сферу общества.

В то же время и в рамках избранного понимания среди правоведов отсутствует единство взглядов, в частности, на компоненты механизма правового регулирования. Так, С.С. Алексеев, отмечая, что критерием для обособления ключевых элементов механизма правового воздействия могут служить этапы (стадии) правового регулирования, выделял сообразно им три основных элемента механизма правового регулирования[4]: юридические нормы, правовые отношения и акты реализации субъективных прав и обязанностей [1, с. 281–282]. Факультативной стадией, которая может либо предшествовать возникновению правоотношений, либо обеспечивать их реализацию, ученый считал индивидуальные предписания применения права [Там же, с. 282]. С.А. Комаров, также отмечая стадии, которые включает правовое регулирование, выделяет в соответствии с ними четыре основных элемента механизма правового регулирования: нормы права; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей; акты применения права [3, с. 94 (автор главы – С.А. Комаров)]. М.М. Рассолов, с одной стороны, пишет, что «можно выделять и рассматривать три элемента (звена) механизма правового регулирования», но, с другой стороны, отмечает, что «это трехзвенное построение механизма правового регулирования не носит универсальный характер» и не высказывая своего мнения по данному вопросу, констатирует, что отдельные ученые выделяют и исследуют еще один элемент – акты применения права [12, с. 561–562]. Как нетрудно заметить, ученые не сходятся в вопросе о необходимости включения в механизм правового регулирования актов применения права, точнее – о характеристике их как основного или факультативного элемента. Нам близка позиция ученых, которые, исходя из того, что процесс правового регулирования проходит стадию применения права не всегда[5], считают стадию применения права и, следовательно, ключевое правовое средство данной стадии – акты применения права – факультативным (или дополнительным) элементом механизма правового регулирования [1, с. 282; 10, с. 213–214].

Бóльшим единением среди правоведов отличается вопрос о типах правового регулирования, т. е. об общей направленности воздействия права на общественные отношения, зависящей от того, что лежит в основе регулирования – общее дозволение или общий запрет[6] [1, с. 219; 13, с. 44; 3, с. 95–96][7]. Отечественная доктрина традиционно различает два типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный [11, с. 380–382; 1, с. 219–220; 3, с. 95–96; 10, с. 173–175; 13, с. 44]. Первый из них основан на общем дозволении и характеризуется формулой «дозволено все, кроме запрещенного законом»; второй – на общем запрете и характерном для него принципе «запрещено все, кроме дозволенного законом» (либо «дозволено только то, что разрешено законом» [11, с. 359]).

Юридические (правовые) средства и тип правового регулирования гражданского оборота.

С учетом изложенного выше, к юридическим средствам, включенным в механизм правового регулирования гражданского оборота, следует причислить: нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и (факультативно) акты применения права. В преломлении к вопросу о правовом регулировании гражданского оборота данные общие положения нуждаются в дополнении и уточнении.

Так, говоря о нормах права как исходной юридической базе для правового регулирования гражданского оборота, прежде всего, следует акцентировать внимание на том, что гражданский оборот как сферу общества образуют отношения, подвергаемые регулированию со стороны различных (каждой – в «своем срезе») отраслей права. Ключевое правовое воздействие на гражданский оборот как сферу отношений равных и независимых субъектов при этом оказывают нормы гражданского права, наряду с которыми действуют нормы, в частности, семейного[8], земельного, лесного, водного, административного, уголовного права[9].

Кроме этого, нельзя не заметить, что по своей видовой характеристике это не только регулятивные, но и охранительные правовые нормы, функционально направленные, соответственно, либо на регулирование, либо на охрану общественных отношений.

Наряду с регулятивными и охранительными нормами немаловажное значение в механизме правового регулирования гражданского оборота имеют также нормы-презумпции[10] и нормы-фикции[11], выполняющие в правовом регулировании дополнительную вспомогательную функцию[12], и, на наш взгляд, являющиеся средствами упрощения функционирования гражданского оборота.

Так, нормы о безвестном отсутствии и объявлении умершим снимают правовую неопределенность в отношении имущества, принадлежащего гражданину, о месте пребывания которого в течение длительного времени нет сведений в месте его жительства. С признанием такого гражданина безвестно отсутствующим или объявлением его умершим соответствующее имущество не «выпадает» из гражданского оборота (за счет него погашается задолженность по обязательствам – ст. 43 ГК РФ, оно может перейти в порядке наследования в собственность других участников оборота и т. д.). В отсутствие данных юридических фикций произошло бы исключение этого имущества (являющегося благом, имеющим потребительную и меновую стоимость, суть, экономическую ценность и востребованность со стороны членов общества) из оборота на неопределенный период времени. Юридическими фикциями, бесспорно и очевидно упрощающими гражданский оборот, являются и конструкция сложной вещи[13], и признание единым недвижимым объектом гражданских прав предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ).

Презумпция согласия (участников совместной собственности – на распоряжение общим имуществом, вкладчика по договору банковского вклада – на получение на счет по вкладу денежных средств от третьих лиц), исключая необходимость получения такого согласия, ускоряет, как следствие процедуру отчуждения/приобретения имущества: если допустить, что такое согласие, его оформление, являлось бы непременным условием отчуждения/приобретения имущества[14], это, представляется, в значительной степени «тормозило» бы гражданский оборот. При общем объеме подобных сделок презумпция согласия, напротив, несомненно, делает в целом систему гражданского оборота более динамичной. Благоприятствует функционированию гражданского оборота и презумпция достоверности государственных реестров, освобождающая участников оборота от необходимости нести временные и финансовые затраты, связанные с получением правдивой информации о своем контрагенте или предмете сделки[15].

В контексте вопроса о нормах права как одном из базовых средств механизма правового регулирования гражданского оборота следует также обратить внимание на то, что правовое регулирование общественных отношений, в том числе образующих гражданский оборот, может быть не только нормативным, но и индивидуальным[16]; последнее осуществляется при помощи индивидуальных правовых средств, таких как индивидуальные договоры, упомянутые выше акты применения позитивного права и др. [20, с. 74][17].

Относительно правоотношений как еще одного элемента механизма правового регулирования гражданского оборота, индивидуализирующего на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств меры поведения субъектов [1, с. 281], определяющего «кто и как будет выполнять требования нормы права» [3, с. 94], уточним, что это могут быть как регулятивные, так и охранительные правоотношения[18]. При этом конкретное правоотношение между участниками гражданского оборота возникает даже в случае отсутствия нормы права, прямо касающейся определенной фактической ситуации, поскольку в подобных случаях правовое регулирование гражданского оборота осуществляется на основе принципов права, а субъективные права и обязанности сторон определяются либо посредством использования аналогии закона, либо исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 1, ст. 6 ГК РФ). Происходит это путем принятия решения суда, определяющего права и обязанности сторон, и является одним из тех вариантов, когда в механизм правового регулирования гражданского оборота вовлекается такое факультативное юридическое (правовое) средство, как акт применения права.

Завершают действие механизма правового регулирования акты реализации субъективных прав и обязанностей (акты реализации юридических возможностей и долженствований, заложенных в правовых нормах[19]). В механизме правового регулирования гражданского оборота данные средства в целом имеют те же характеристики, что и вообще в механизме правового регулирования: они так же представляют собой фактическое поведение субъектов – участников конкретных правоотношений [1, с. 283; 3, с. 94; 10, с. 212–213] и, обеспечивая «запрограммированный в позитивном праве результат» [11, с. 365], «тот результат, на который была направлена воля законодателя» [3, с. 94], выражаются только в правомерном поведении субъектов [10, с. 213] в формах соблюдения, исполнения и использования [11, с. 115; 10, с. 213]. Спецификой актов реализации прав и обязанностей в гражданском обороте является необходимость «для одних и тех же субъектов строить свое поведение руководствуясь нормами» различных отраслей права [26, с. 13], например, выбирая для себя определенную организационно-правовую форму предпринимательства, принимать во внимание положения налогового права.

Если же фактическое поведение субъектов гражданского оборота неправомерно, то в механизм правового регулирования включается иное юридическое средство – акты применения права, в данном случае выполняющие правообеспечительную функцию (проведение в жизнь требований норм права) и выражающие индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений [11, с. 365].

Определенную сложность при этом вызывают ситуации, когда действия участников гражданского оборота одновременно образуют состав как гражданско-правового, так и публично-правового нарушения. В качестве иллюстрации приведем сделку, совершаемую в обход закона, с одной стороны, подлежащую квалификации как злоупотребление субъективным гражданским правом (ст. 10 ГК РФ), однако, с другой стороны, зачастую представляющую собой действие, нарушающее нормы иной отрасли права, в частности, налогового[20]. Другой пример – сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности: нередко такая сделка, ничтожность которой установлена нормой ст. 169 ГК РФ, по терминологии одного из Пленумов ВАС РФ[21], «сама по себе образует состав публичного правонарушения». В подобных ситуациях[22], детерминированных разносторонним характером связей, образующих гражданский оборот, при одновременном наличии отмеченной необходимости субъектов гражданского оборота соотносить свое поведение с нормативными установлениями различных отраслей права, вопрос о юридической квалификации соответствующего деяния не может решаться с узкоотраслевых позиций и с учетом прочих обстоятельств[23] актуализирует необходимость разработки общего (межотраслевого) учения о механизме правового регулирования гражданского оборота, одним из ключевых в рамках которого, на наш взгляд, является вопрос о типе правового регулирования гражданского оборота.

Указанный вопрос в юридической литературе не ставился, однако отдельные его аспекты анализировались в отечественной цивилистике. В частности, М.Ю. Челышев, рассматривая межотраслевое правовое регулирование с позиций обеспечения публичных интересов в экономической сфере, полагал, что оно может проявляться исключительно в правовых комплексах как совокупности правовых норм, системно, комплексно регулирующих определенную жизненную ситуацию, и сочетающих два типа правового регулирования – публично-правовой и частноправовой [27, с. 137–138].

Оставляя за рамками настоящей работы проблему «комплексности»[24], позволим себе не согласиться с приведенной позицией главным образом в силу того, что по мнению ее автора определенный межотраслевой правовой комплекс регламентирует «какую-то одну (курсив наш. – Ю.В.) жизненную ситуацию» [27, с. 138]. Будучи допустимым и, возможно, эффективным с точки зрения анализа определенной, относительно «узкой» сферы правового регулирования (предпринимательской деятельности, отношений с участием потребителей, акционерных и иных корпоративных отношений и т. д.), данный тезис, на наш взгляд, неприемлем в вопросе правовой регламентации гражданского оборота (складывающегося из бесконечной вариативности «межотраслевых» жизненных ситуаций) в целом, поскольку в этом случае система правовых норм, регламентирующих гражданский оборот, предстает в виде обширного «комплекса правовых комплексов». Подлежащий при этом применению системный подход предполагает исчерпывающее выявление всех компонентов (элементов) данного комплекса (всех как публично-, так и частноправовых норм) и, соответственно, всех элементов входящих в него «подкомплексов», что с правоприменительных позиций представляется излишним.

Видится, что при юридической квалификации определенной ситуации, имеющей место в гражданском обороте, достаточно необходимым является выявление императивных запретов и ограничений; все иные, кроме подпадающих под действие соответствующих правовых норм, поведенческие акты субъектов – участников гражданского оборота согласовываются ими самостоятельно на паритетных началах. Иными словами, представляется, что правовое регулирование гражданского оборота осуществляется не посредством сочетания двух типов правового регулирования, а по одному – общедозволительному типу, при котором, как было указано выше, дозволено все, что не запрещено законом.

Выдвигая данный тезис, мы исходим из того, что «общедозволительность», свойственную данному типу правового регулирования, обеспечивают не только диспозитивные регулятивные гражданско-правовые нормы, наделяющие субъектов юридическими возможностями и составляющие в массиве всех правовых регуляторов гражданского оборота абсолютное большинство. Указанный тип правового регулирования не исключает, но, напротив, предполагает некие рамки-запреты, в пределах которых поведение субъектов является дозволенным. Публично-правовые нормы, наряду с общими частноправовыми ограничениями (например, недопустимостью злоупотребления правом), и выступают в качестве тех запретов, которые формируют, задавая границы, правовое поле «общедозволительности» поведения субъектов гражданского оборота либо, в случае нарушения установленных запретов, выполняют охранительную функцию. Подобное мнение высказывал и В.Ф. Яковлев, признававший функциональный, «обслуживающий» характер связи гражданского права с отраслями публичного права и в качестве примера указывавший на уголовное право, которое «присущими ему юридическими средствами охраняет отношения собственности», регулируемые гражданским правом [29, с. 236]. Последовательно отстаивая идею о системном действии норм различных отраслей права, впоследствии ученый отмечал, что «опосредуемые гражданским правом отношения собственности и товарно-денежного оборота находятся под воздействием и других отраслей права. Они охраняются уголовным правом, испытывают на себе влияние норм административного, семейного права. Вообще право эффективно лишь постольку, поскольку оно действует как единое целое во взаимодействии всех или нескольких его отраслей. Поэтому эффективность гражданско-правового регулирования возрастает при должном его взаимодействии с другими отраслями права» [30, с. 9].

Заключение. Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, касающиеся характеристики механизма правового регулирования гражданского оборота.

  1. Опираясь на превалирующую в общей теории права трактовку механизма правового регулирования, под механизмом правового регулирования гражданского оборота в предельно общем виде следует понимать систему юридических (правовых) средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование (упорядочение) социальных связей (отношений), образующих гражданский оборот как сферу общества.
  2. Элементами механизма правового регулирования гражданского оборота выступают такие юридические средства, как: 1) нормы позитивного права; 2) (конкретные) правовые отношения субъектов гражданского оборота; 3) акты реализации участниками гражданского оборота юридических возможностей и долженствований, заложенных в правовых нормах, и 4) (факультативно) акты применения права.
  3. Особенностью указанных юридических средств механизма правового регулирования гражданского оборота является наличие «межотраслевой составляющей», что обусловлено спецификой гражданского оборота как объекта правового регулирования – одновременным регулированием отдельных образующих его отношений нормами различных отраслей права.
  4. Необходима разработка общего (межотраслевого) учения о механизме правового регулирования гражданского оборота (в основу которого могут быть положены суждения, тезисы и выводы, содержащиеся в настоящей работе), одним из ключевых в рамках которого видится вопрос о типе правового регулирования гражданского оборота.
  5. Представляется, что правовое регулирование гражданского оборота осуществляется не посредством сочетания двух типов правового регулирования – публично-правового и частноправового, а по одному – общедозволительному типу.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] В понимании правового регулирования мы исходим из его определения как воздействия на поведение людей и общественные отношения, осуществляемого с целью их упорядочения при помощи юридических (правовых) средств [1, с. 211; 2, с. 154; 3, с. 91], воспринимая правовое воздействие как более широкое понятие, «которое характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора» [1, с. 211], включающее в себя влияние не только собственно правовых средств, но и «иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)» [3, с. 91].

[2] Заметим, выделение в составе системы общества таких сфер (подсистем), как экономическая, социальная, политическая и духовная является традиционным. Это отмечается и в специальной учебной литературе, в которой, как правило, излагаются устоявшиеся взгляды на определенные вопросы в какой-либо области знаний (см., например: [4, с. 121]). Общеизвестным называют деление общества на четыре сферы (экономическую, социальную, политическую и духовную) и предваряют словами «как известно» указание на то, что подсистемами общества являются экономика, политика, идеология и пр., и в монографической литературе [5, с. 269, 355]. Помимо такого «сферного» подхода к структурному анализу социальной организации не меньшим признанием в доктрине пользуется функциональный подход, согласно которому выделение названных подсистем общества предпринимается в зависимости от выполняемых ими функций.

[3] Подробнее об авторской концепции гражданского оборота см. работы, в полнотекстовом варианте представленные на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY. URL: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=507419.

[4] Правовед именовал их также «звеньями» механизма правового регулирования [11, с. 364].

[5] А только в случаях, когда субъективные права и обязанности не могут возникнуть без правоприменительной деятельности либо когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения.

[6] Как отмечал С.С. Алексеев, «определение «»общее” применительно к запретам и дозволениям понимается в том смысле, что соответствующее нормативное положение является исходным и направляющим правовым началом на данном участке общественных отношений» и «главная юридическая функция рассматриваемых правовых явлений как общих регулирующих начал состоит в том, чтобы быть направляющими механизмами в правовом регулировании, его организующими стержнями» [11, с. 359, 360–361].

[7] Существует и иная точка зрения на вопрос о понятии типа правового регулирования. В частности, Е.К. Шевырин предлагает следующую дефиницию: «Тип правового регулирования – это теоретическая конструкция, отображающая научные представления о существенных чертах, свойствах и строении процесса воздействия на общественные отношения определенных правил, обеспеченных правовыми санкциями, способных оказывать преобразующее воздействие на поведение людей путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей» [14, с. 9].

[8] Нормами семейного права, регламентирующими гражданский оборот, являются, например, закрепленные в Семейном кодексе РФ от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16) правила о владении, пользовании и распоряжении общим имуществом супругов (ст. 35), о разделе общего имущества и о договорном режиме имущества супругов (ст. ст. 38, 39 и гл. 8, соответственно), об ответственности супругов по обязательствам (гл. 9), об алиментных обязательствах членов семьи (разд. V.).

[9] Так, меры ответственности за нарушение имеющихся правил оборота, включая введение в гражданский оборот, и незаконный (гражданский) оборот отдельных видов объектов, содержатся в: ст. 25 ФЗ РФ от 22 нояб. 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553); ст. ст. 138.1, 171.3, 187, 191, 228, 228.2, 228.3, 234, 234.1, 238.1, 242, 242.1, 258.1, 327 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954); ст. 27 ФЗ РФ от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681); ст. ст. 47, 51, 52 ФЗ РФ от 8 янв. 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219); ст. 24 ФЗ РФ от 2 янв. 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150); ст. ст. 6.8, 6.15, 6.16, 6.16.1, 6.20, 6.27, 6.33, 7.5, 7.10, 7.11, 7.12, 7.15.1, 7.18, 7.19, 7.20, 7.24, 7.27, 7.30, 7.31.1, 7.32, 7.32.1, 7.32.3, 7.33, 8.20, 8.26, 8.28, 8.28.1, 14.2, 14.4, 14.4.2, 14.5, 14.7, 14.10, 14.11, 14.12, 14.13, 14.15, 14.16, 14.17, 14.24 и др. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1); п. 6 ст. 47, ст. 59, подп. 1) п. 1 ст. 69 ФЗ РФ от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815).

[10] В числе презумпций, включенных в механизм правового регулирования социальных связей (отношений), образующих гражданский оборот, в первую очередь следует указать презумпции, установленные нормами гражданского законодательства: презумпции добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), презумпцию вины (п. 2 ст. 401 ГК РФ), презумпцию согласия (п. 2 ст. 253, ст. 841 ГК РФ), презумпцию равенства долей участников долевой собственности (п. 1 ст. 245 ГК РФ). К ним можно добавить презумпции, установленные нормами публичного права, например: презумпцию добросовестности налогоплательщиков (выводимую специалистами [15, п. 1 § 3 гл. 1] из правила п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824)), презумпцию достоверности государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 5 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2001. № 33, ч. I. Ст. 3431)), единого государственного реестра недвижимости (следующей из норм п. 2 ст. 1 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2015. № 29, ч. I. Ст. 4344), абз. 3 п. 6 ст. 8.1 ГК РФ).

[11] Классическими примерами в данной связи могут являться нормы, устанавливающие начало исчисления срока для признания лица безвестно отсутствующим (абз. 2 ст. 42 ГК РФ), день смерти гражданина, объявленного умершим (п. 3 ст. 45 ГК РФ) [16, с. 28].

[12] Подобную характеристику правовым презумпциям и фикциям дает, в частности, О.А. Кузнецова, отмечая, что «термин “вспомогательные” нельзя рассматривать с точки зрения второстепенности» и что характеристика норм как вспомогательных указывает лишь на выполняемую ими функцию и на то что эти нормы «не образуют самостоятельной основы для возникновения правоотношения» [17, с. 51–52].

[13] Норма ст. 134 ГК РФ диспозитивно устанавливает, что действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи.

[14] Даже безотносительно к дискуссионности вопроса о возможности злоупотребления (секундарным) правом на дачу согласия.

[15] Немаловажно, что интересы лица, чье согласие презюмируется, либо которое полагалось на данные государственного реестра, при этом защищаются возможностью оспаривания соответствующей сделки, зарегистрированного права (п. 3 ст. 253, п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, п. 5 ст. 1 закона «О государственной регистрации недвижимости»).

[16] Градация правового регулирования общественных отношений на общее, именуемое также нормативным, и индивидуальное является признанной в общей теории права [8, с. 137–139; 18, с. 309–310; 19, с. 42; 20, с. 70–71].

[17] Подробнее об актах индивидуального правового регулировании см.: [21, с. 60–62; 22, с. 153].

[18] В разграничении которых мы разделяем позицию представителей ярославской цивилистической школы, усматривающих специфику охранительного субъективного права (как элемента юридического содержания соответствующего правоотношения) в том, что оно обладает способностью принудительного осуществления – свойством, которого не имеет регулятивное субъективное право [23, с. 7; 24, с. 4; 25, с. 55].

[19] Отмеченные возможности и долженствования, в общем виде заложенные в нормах позитивного права, в отдельных случаях могут быть конкретизированы в актах индивидуального правового регулировании, например, в гражданско-правовом договоре.

[20] Представляется не вызывающим сомнений, что налоговая политика и вопросы налогообложения зачастую самым непосредственным образом обусловливают поведение участников гражданских правоотношений, увы, влияя, не только на выбор ими, например, организационно-правовых форм активной экономической деятельности либо вида заключаемого договора.

[21] О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Высш. Арбитр. Суда РФ от 10 апр. 2008 г. № 22 // Вестник ВАС РФ. 2008. № 5 (см. п. 5 постановления).

[22] Обнаруживающих «межотраслевую составляющую», как минимум, в охранительных правоотношениях.

[23] В частности, в связи со сходством используемой терминологии – использованием и в гражданско-правовых нормах, и в нормах отраслей публичного права таких понятийно-терминологических единиц, как «оборот», «объекты, изъятые из оборота», «объекты, ограниченные в обороте», «незаконный оборот».

[24] В данном вопросе нам близка позиция С.И. Сусловой [28].

Список источников

  1. Алексеев С.С. Общая теория права : учебник / С.С. Алексеев. – М. : Проспект, 2009. – 576 с.
  2. Перевалов В.Д. Теория государства и права : учебник / В.Д. Перевалов. – М. : Высшее образование, 2008. – 379 с.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т. 3 / отв. ред. М.Н. Марченко. – М. : Зерцало-М, 2002. – 528 с.
  4. Социология. Основы общей теории : учеб. пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 460 с.
  5. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология / Ю.М. Резник; РАН, Ин-т человека.– М. : Наука, 2003. – 525 с.
  6. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма/ Н.Г. Александров. – М. : Госюриздат, 1961. – 270 с.
  7. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М. : Юридическая литература, 1966. – 188 с.
  8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права : курс лекций / Ф.Н. Фаткуллин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 336 с.
  9. Сырых В.М. Теория государства и права : учебник для вузов / В.М. Сырых. – М. : Юстицинформ, 2005. – 704 с.
  10. Пьянов Н.А. Теоретические проблемы государственного регулирования общественных отношений : монография / Н.А. Пьянов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 249 с.
  11. Алексеев С.С. Право: азбука– теория – философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М. : Статут, 1999. – 712 с.
  12. Рассолов М.М. Теория государства и права : учебник для вузов / М.М Рассолов. – М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. – 635 с.
  13. Кузьмина Е.М. Типы правового регулирования: современное измерение / Е.М. Кузьмина // Вестник Поволжского института управления. – 2013. – № 6. – С. 43–48.
  14. Шевырин Е.К. Тип правового регулирования: теоретические и практические проблемы : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 00.01 / Е.К. Шевырин. – Самара, 2008. – 25 с.
  15. Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации : монография / В.И. Крусс. – М. : Норма : Инфра-М, 2017. – 304 с.
  16. Бабаев В.К. Презумпции в советском праве : учеб. пособие / В.К. Бабаев. – Горький, 1974. – 124 с.
  17. Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве / О.А. Кузнецова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – 349 с.
  18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права : учебник / А.Ф. Черданцев ; предисл. С.С. Алексеева. – М. : Юрист, 2003. – 395 с.
  19. Минникес И.А. Понятие правовой персонификации (к проблеме индивидуального правового регулирования) / И.А. Минникес // Известия ИГЭА. – 2006. – № 6. – С. 42–45.
  20. ПьяновН.А. Государственное регулирование общественных отношений: вопросы теории : монография / Н.А. Пьянов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 221 с.
  21. Минникес И.А. Индивидуальные правовые акты (к проблеме индивидуального правового регулирования) / И.А. Минникес // Известия ИГЭА. – 2006. – № 5. – С. 59–62.
  22. Минникес И.А. Автономное регулирование как вид индивидуального правового регулирования / И.А. Минникес // Известия ИГЭА. – 2011. – № 1. – С. 151–155.
  23. Крашенинников Е.А. Право на защиту / Е.А.Крашенинников // Методологические вопросы теории правоотношений: тез. IV обл. науч. практ. конф. молодых ученых и специалистов, 5–8 февр. 1986 г. – Ярославль : Изд-во Яросл. ун-та, 1986. – С. 6–11.
  24. Крашенинников Е.А. К теории права на иск / Е.А. Крашенинников. – Ярославль : Изд-во Яросл. ун-та, 1995. – 76 с.
  25. Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права / Е.Я.. Мотовиловкер.– Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. – 134 с.
  26. Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей / М.Ю. Челышев. – М. : Статут, 2014. – 160 с.
  27. Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере / М.Ю. Челышев // Журнал российского права. – 2005. – № 12. – С. 136–140.
  28. Суслова С.И. О комплексности в цивилистических исследованиях / С.И. Суслова // Методологические проблемы цивилистических исследований. – 2019. – Т. 1, № 1. – С. 363–381.
  29. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений / В.Ф. Яковлев. – М. : Статут, 2006. – 240 с.
  30. Яковлев В.Ф. Проблемы частного права в современных условиях / В.Ф. Яковлев // Журнал российского права. – 2016. – № 1. – С. 5–9.

References

  1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava [General Theory of Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2009. 576 p.
  2. Perevalov V.D. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Vysshee obrazovanie Publ., 2008. 379 p.
  3. Marchenko M.N. (ed.). Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General Theory of State and Law]. 3. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2002. 528 p.
  4. Osipov G.V., Moskvichev L.N. (eds). Osnovy obshchey teorii [Sociology. Fundamentals of General Theory]. Moscow, Aspekt Press, 1996. 460 p.
  5. Reznik Yu.M. Vvedeniye v sotsial’nuyu teoriyu: Sotsial’naya sistemologiya [Introduction to Social Theory: Social Systemology]. Moscow, Nauka Publ., 2003. 525 p.
  6. Alexandrov N.G. Pravo i zakonnost’ v period razvernutogo stroitel’stva kommunizma [Law and Legality in the Period of the Expanded Construction of Communism]. Moscow, Gosyurizdat, 270 p.
  7. Alekseev S.S. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya v sotsialisticheskom gosudarstve [The Mechanism of Legal Regulation in a Socialist State]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1966. 188 p.
  8. Fatkullin F.N. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the Theory of State and Law]. Kazan University Publ., 336 p.
  9. Syrykh V.M. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2005. 704 p.
  10. Pyanov N.A. Teoreticheskiye problemy gosudarstvennogo regulirovaniya obshchestvennykh otnosheniy [Theoretical Problems of State Regulation of Social Relations]. Irkutsk State University Publ., 249 p.
  11. Alekseev S.S. Pravo: azbuka – teoriya – filosofiya: Opyt kompleksnogo issledovaniya [Law: Basics – Theory – Philosophy: The Experience of Comprehensive Research]. Moscow, Statut Publ., 1999. 712 p.
  12. Rassolov M.M. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Urait, Vysshee obrazovanie Publ., 2010. 635 p.
  13. Kuzmina E.M. Types of Legal Regulation: Modern Dimension. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya = Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2013, no. 6, pp. 43–48. (In Russian).
  14. Shevyrin E.K. Tip pravovogo regulirovaniya: teoreticheskiye i prakticheskiye problem. Kand. Diss.[Type of Legal Regulation: Theoretical and Practical Problems: synopsis of candidate of juridical science dissertation. Cand. Diss. Thesis]. Samara, 2008. 25 p.
  15. Kruss V.I. Konstitutsionalizatsiya fiskal’no-ekonomicheskikh obyazannostey v Rossiyskoy Federatsii [Constitutionalization of Fiscal and Economic Duties in the Russian Federation]. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 2017. 304 p.
  16. Babaev V.K. Prezumptsii v sovetskom prave [Presumptions in Soviet Law]. Gorkiy, 1974. 124 p.
  17. Kuznetsova O.A. Prezumptsii v grazhdanskom prave [Presumptions in Civil Law]. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Press, 349 p.
  18. Cherdantsev A.F., Alekseev S.S. (ed.). Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Yurist Publ., 2003. 395 p.
  19. Minnikes I.A. Concept of Legal Personification (To the Problem of Individual Legal Regulation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2006, no. 6, pp. 42–45. (In Russian).
  20. Pyanov N.A. Gosudarstvennoye regulirovaniye obshchestvennykh otnosheniy: voprosy teorii [State Regulation of Social Relations: Theoretical Issues]. Irkutsk State University Publ., 221 p.
  21. Minnikes I.A. The Individual Legal Acts (To the Problem of Individual Legal Regulation). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2006, no. 5, pp. 59–62. (In Russian).
  22. Minnikes I.A. Independent Regulation as a Type of Individual Legal Regulation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2011, no. 1, 151–155. (In Russian).
  23. Krasheninnikov E.A. The Right to Defense. Metodologicheskiye voprosy teorii pravootnosheniy: tezisy IV oblastnoy nauchno prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov (5–8 fevraly. 1986 g.) [Methodological Issues of the Theory of Legal Relations: Theses of the IV Regional Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Specialists, 5–8 February 1986]. Emblem of the Demidov State University of Yaroslavl Publ., 1986, pp. 6–11. (In Russian).
  24. Krasheninnikov E.A. K teorii prava na isk [To the Theory of the Right to Claim]. Emblem of the Demidov State University of Yaroslavl Publ., 1995. 76 p.
  25. Motovilovker E.Ya. Teoriya regulyativnogo i okhranitel’nogo prava [Regulatory and Protective Law Theory]. Voronezh State University Publ., 134 p.
  26. Chelyshev M.Yu. Vzaimodeystviye grazhdanskogo i nalogovogo prava v regulirovanii otnosheniy s uchastiyem predprinimateley [Interaction of Civil and Tax Law in the Regulation of Relations with the Participation of Entrepreneurs]. Moscow, Statut Publ., 2014. 160 p.
  27. Chelyshev M.Yu. Interbranch Legal Regulation as a Means of Ensuring Public Interests in the Economic Sphere. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, 2005, no. 12, pp. 136–140. (In Russian).
  28. Suslova S.I. On the Complexity in Civil Law Studies. Metodologicheskiye problemy tsivilisticheskikh issledovaniy = Methodological Problems of the Civil Law Researches, 2019, no. 1, pp. 363–381. (In Russian).
  29. Yakovlev V.F. Grazhdansko-pravovoy metod regulirovaniya obshchestvennykh otnosheniy [Civil Law Method of Regulation of Public Relations]. Moscow, Statut Publ., 2006. 240 p.
  30. Yakovlev V.F. Problems of Private Law in Modern Conditions. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 1, pp. 5–9. (In Russian). DOI: 10.12737/17225.