• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

О ДОСТУПНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ АВАРИЙНОСТИ ДОМА ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

347.4/.5

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 2. – С. 77 – 84.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84
Дата поступления 02.04.2025, дата принятия к печати 12.06.2025,
дата онлайн-размещения 19.06.2025.

Исследуется вопрос социально-экономической обоснованности легально установленного требования к собственникам жилых помещений по предоставлению заключения специализированной организации об оценке дома в межведомственную комиссию в целях инициирования процедуры его оценки. Анализируются подходы судебной практики к разрешению споров о возложении подобного бремени на граждан в ситуациях, когда спорный дом исключается из программы капитального ремонта в связи с высоким процентом физического износа; орган местного самоуправления является собственником квартиры в многоквартирном доме; дом включен в сводный перечень объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации; основанием для рассмотрения вопроса об аварийности дома является заключение органа государственного жилищного надзора. Обращается внимание на то, что если первые два обстоятельства вытекают из системного толкования нормативно-правовых положений, то последние – из прямого требования нормативно-правовых актов, которое, однако, не всегда принимается во внимание межведомственными комиссиями. Отмечается, что складывающаяся судебная практика исходит из приоритета возложения исследуемой обязанности на публичные органы, что предопределено их публичными функциями, а также необходимостью минимизации финансовых затрат граждан в тех случаях, когда этого можно избежать. Сформулированы предложения по оценке политико-правовых причин, которые положены в основу формирующихся подходов при разрешении обозначенных споров. Обосновывается необходимость корректировки подзаконных правовых актов, в том числе в части установления в качестве самостоятельного основания проведения оценки дома сведений об его исключении из региональной программы по проведению капитального ремонта в связи с высокой степенью изношенности.

Жилое помещение, многоквартирный дом, аварийный жилищный фонд, межведомственная комиссия, заключение специализированной организации.

Суслова С. И., Сенотрусова Е. М. О доступности процедуры оценки аварийности дома для собственников жилых помещений // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 2. – С. 77 – 84. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84.

УДК
347.4/.5
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 2. – С. 77 – 84.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84
Дата поступления 02.04.2025, дата принятия к печати 12.06.2025,
дата онлайн-размещения 19.06.2025.

Аннотация

Исследуется вопрос социально-экономической обоснованности легально установленного требования к собственникам жилых помещений по предоставлению заключения специализированной организации об оценке дома в межведомственную комиссию в целях инициирования процедуры его оценки. Анализируются подходы судебной практики к разрешению споров о возложении подобного бремени на граждан в ситуациях, когда спорный дом исключается из программы капитального ремонта в связи с высоким процентом физического износа; орган местного самоуправления является собственником квартиры в многоквартирном доме; дом включен в сводный перечень объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации; основанием для рассмотрения вопроса об аварийности дома является заключение органа государственного жилищного надзора. Обращается внимание на то, что если первые два обстоятельства вытекают из системного толкования нормативно-правовых положений, то последние – из прямого требования нормативно-правовых актов, которое, однако, не всегда принимается во внимание межведомственными комиссиями. Отмечается, что складывающаяся судебная практика исходит из приоритета возложения исследуемой обязанности на публичные органы, что предопределено их публичными функциями, а также необходимостью минимизации финансовых затрат граждан в тех случаях, когда этого можно избежать. Сформулированы предложения по оценке политико-правовых причин, которые положены в основу формирующихся подходов при разрешении обозначенных споров. Обосновывается необходимость корректировки подзаконных правовых актов, в том числе в части установления в качестве самостоятельного основания проведения оценки дома сведений об его исключении из региональной программы по проведению капитального ремонта в связи с высокой степенью изношенности.

Ключевые слова

Жилое помещение, многоквартирный дом, аварийный жилищный фонд, межведомственная комиссия, заключение специализированной организации.

Для цитирования

Суслова С. И., Сенотрусова Е. М. О доступности процедуры оценки аварийности дома для собственников жилых помещений // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 2. – С. 77 – 84. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84.

Финансирование

About article in English

UDC
347.4/.5
Publication data

Prologue: Law Journal, 2025, no. 2, pp. 77 – 84.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84
Received 02.04.2025, accepted 12.06.2025, available online 19.06.2025.

Abstract

The article examines the socio-economic justification for the legally established requirement for owners of residential premises to provide a specialized organization's assessment report on the house to an interdepartmental commission in order to initiate the assessment procedure. It analyzes approaches to judicial practice in resolving disputes on imposing such a burden on citizens in situations where the disputed house is excluded from the capital repairs program due to a high percentage of physical deterioration; the local government is the owner of an apartment in an apartment building; the house is included in the consolidated list of objects (residential premises) located within the boundaries of the emergency zone; the basis for considering the issue of the emergency status of the house is the conclusion of the state housing supervision body. It is noted that if the first two circumstances follow from the systemic interpretation of regulatory and legal provisions, the latter follow from the direct requirement of regulatory and legal acts, which, however, is not always taken into account by interdepartmental commissions. It is noted that the emerging judicial practice is based on the priority of imposing the duty under study on public bodies, which is predetermined by their public functions, as well as the need to minimize citizens' financial costs in cases where this can be avoided. Proposals are formulated for assessing the political and legal reasons that form the basis for emerging approaches to resolving the disputes identified. The need to adjust by-laws is substantiated, including in terms of establishing information about its exclusion from the regional program for major repairs due to a high degree of depreciation as an independent basis for assessing a house.

Keywords

Residential premise, apartment building, emergency housing stock, interdepartmental commission, conclusion of a specialized organization.

For citation

Suslova S. I., Senotrusova Е. М. On an Accessibility of the Procedure for Assessing Accident Rate of a House for Residential Premises Owners. Prologue: Law Journal, 2025, no. 2, pp. 77 – 84. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2025.2.7.77-84.

Acknowledgements

Отношения в сфере признания жилищного фонда непригодным для проживания и устойчивого сокращения аварийного и ветхого жилья, безусловно, следует отнести к наиболее социально значимым и приоритетным[1]. При этом внимание ученых и практиков в этой сфере долгое время было сфокусировано на вопросах, связанных с основаниями признания объектов непригодными и аварийными; соотношением таких категорий, как «аварийное» и «ветхое» жилье; предоставлением гражданам взамен аварийных иных жилых помещений или выплатой компенсации; определением обоснованного размера последней; наличием и качеством маневренного жилищного фонда [1, 3–5, 7–9] и т. п. Являясь междисциплинарной, данная проблема активно обсуждается не только юристами, но и представителями экономической науки [6, 10].

Однако следует констатировать, что значительное количество злоупотреблений и нарушений прав граждан допускается уже на этапе решения технического вопроса о возможности отнесения жилых помещений и многоквартирных домов к непригодным и аварийным. В настоящее время наблюдается рост числа судебных споров по вопросам, связанным с деятельностью межведомственных комиссий, которые наделены полномочиями по оценке и обследованию помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания граждан, а многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Основополагающим документом, на основе которого межведомственные комиссии осуществляют свою деятельность, является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47)[2]. За 19-летний срок своего действия данный документ был существенно дополнен и изменен прежде всего в аспекте детализации работы комиссии, ее состава и полномочий, порядка работы, запрашиваемых у заявителя документов[3]. Указанные изменения были призваны обеспечить прозрачность процедуры оценки жилых помещений, повышение уровня компетентности и независимости межведомственных комиссий, минимизацию злоупотреблений со стороны публичных органов и эффективность защиты жилищных прав граждан.

Осенью 2024 года в Положение № 47 были внесены очередные изменения, затронувшие порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Так, в качестве основания признания его аварийным названо его аварийное техническое состояние, установленное в соответствии с межгосударственным стандартом на основании выводов юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований объектов капитального строительства, их строительных конструкций, работ по обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций объекта капитального строительства, необходимых для принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В определенных случаях без применения названного стандарта может быть установлено аварийное техническое состояние многоквартирного дома, количество этажей в котором не превышает двух[4].

Несмотря на кажущуюся полноту и ясность правового регулирования отношений в обозначенной сфере, очевидность и простоту вносимых в него изменений, судебная практика вынуждена корректировать сложившуюся формальную интерпретацию отдельных законодательных положений с целью усиления защиты жилищных прав граждан. В качестве иллюстрации данного утверждения обратимся к проблеме, связанной с возложением на собственников жилого помещения обязанности по предоставлению в межведомственную комиссию документов об оценке дома специализированной организацией, что, по сути, означает возложение на собственников дополнительных организационных и финансовых затрат по привлечению специализированных организаций.

Согласно пункту 45 Положения № 47 для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию пакет документов, в частности, заключение специализированной организации, проводившей обследование дома. Представление неполного пакета документов и невозможность истребования недостающих сведений комиссией на основании межведомственных запросов являются основанием возращения заявления без рассмотрения (пункт 46 Положения). Более того, в соответствии с пунктом 44 Положения № 47 решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении проводящей обследование специализированной организации, заверенном подписью специалиста по организации инженерных изысканий, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

В то же время суды полагают, что данные предписания должно толковаться с учетом принципа справедливости, фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов. Буквальное толкование пунктов 44-45 Положения и проверка исключительно формального соответствия представленных заявителем документов перечню документов и требований к ним не соответствуют конституционным принципам и целям. Как справедливо было отмечено В. В. Былковым, «… низкий уровень обеспеченности граждан, которые и составляют основную часть жителей таких домов, а также устоявшийся менталитет, при котором собственники многоквартирных домов не в состоянии эффективно и согласованно решать подобные вопросы, приводят к тупиковой ситуации…», когда получение заключения специализированной организации представляется затруднительным [2]. Кроме того, неясно, какому именно собственнику помещения в подобных случаях будет предложено представить заключение специализированной организации [Там же], как следует распределять расходы на проведение обследования между всеми собственниками, и имеется ли возможность их принудительного взыскания в случае отказа от добровольного участия в них.

В целом анализ предписаний Положения № 47 и правоприменительной практики позволяет выделить несколько ситуаций, при которых допускается возложение на органы местного самоуправления и межведомственные комиссии обязанности по самостоятельному привлечению специализированной организации:

1) спорный дом исключается из программы капитального ремонта в связи с высоким процентом физического износа;

2) орган местного самоуправления является собственником квартиры в многоквартирном доме;

3) дом включен в сводный перечень объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации;

4) основанием для рассмотрения вопроса об аварийности дома является заключение органа государственного жилищного надзора.

При этом если первые два обстоятельства вытекают из системного толкования нормативно-правовых положений, то последние – из прямого указания Положения № 47, которое, однако, не всегда принимается во внимание межведомственными комиссиями.

Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Собственники квартир в доме обратились в комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку дом исключен из Региональной программы по проведению капитального ремонта в связи с высокой степенью износа (свыше 70 %), капитальные ремонтные работы в доме не проводились, в результате чего его несущие конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии. Заявление оставлено без рассмотрения ввиду непредставления жильцами дома заключения специализированной организации. Суды, признавая действие комиссии неправомерным, обосновано отметили, что непринятие своевременных мер ответчиком в условиях нецелесообразности проведения капитального ремонта, при наличии многочисленных обращений жителей дома и имеющихся документов о физическом износе дома свыше 70 % может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц[5]. Полагаем, суды в данном деле исходили из того, что основанием для исключения дома из региональной программы по проведению капитального ремонта стало заключение о высокой степени его износа, которое должно было стать достаточным для принятия межведомственной комиссией соответствующего решения. Требование предоставления от собственников еще одного заключения специализированной организации при таких обстоятельствах не является разумным и справедливым.

В другом деле суд снял обязанность с собственников по предоставлению заключения специализированной организации, указав, что толкование пункта 45 Положения № 47 в части обязанности собственников по предоставлению заключения специализированной организации позволяет сделать вывод о распространении данной нормы и на публично-правовое образование, являющееся собственником помещений в доме[6]. Другими словами, коль скоро муниципалитет сам является собственником одной или нескольких квартир в доме, то пусть и «спросит сам с себя», организовав привлечение специализированной организации. Более того, суд, возлагая на муниципалитет обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома с предоставлением заключения в межведомственную комиссию, аргументировал указанное тем, что администрацией не исполняются публичные полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, направленные на обеспечение безопасных условий проживания граждан на территории поселения[7].

Еще одним примером, когда обязанность по предоставлению заключения специализированной организации не может быть возложена на собственников помещений, является ситуация, при которой основанием для рассмотрения вопроса об аварийности дома является наличие сведений о сводном перечне объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (абзац 2 пункта 45.1 Положения № 47). Нельзя не заметить, что соответствующее предписание появилось сравнительно недавно, лишь в 2020 году, что, безусловно, следует считать серьезным достижением в части обеспечения оперативности и доступности процедуры признания жилья аварийным. Так, Верховный Суд Российской Федерации, обязывая администрацию поселения и межведомственную комиссию самостоятельно привлечь специализированную организацию для оценки дома, учел, что заявитель обратилась в орган местного самоуправления вследствие произошедших в Иркутской области обстоятельств чрезвычайного характера – наводнения[8]. Отказывая заявителю в рассмотрении заявления в связи с отсутствием заключения специализированной организации, комиссия неправомерно уклонилась от разрешения относящегося к ее компетенции вопроса[9].

Заключительный пример демонстрирует, что собственники могут быть освобождены от обращения к специализированной организации и в том случае, если в межведомственную комиссию обращается орган государственного жилищного надзора. Судебные инстанции указали, что в подобном случае межведомственная комиссия обязана оценить многоквартирный дом и принять решение по существу, при необходимости самостоятельно назначив дополнительные экспертизы и обследования. Именно данное обстоятельство было признано основополагающим и позволило суду заключить, что поскольку в администрацию города обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, постольку комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов[10]. Как обосновано отмечено другим судом при рассмотрении аналогичного спора, отказ собственников помещений в доме от проведения технического обследования за счет собственных средств не является основанием уклонения комиссии от возложенных на нее обязанностей, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции последней и не ставится в зависимость от финансово-экономических возможностей муниципалитета[11].

С точки зрения усиления аргументации судов по данной категории дел можно также предложить буквально толковать введенный в 2013 году абзац 1 пункта 45.1 Положения № 47, согласно которому в случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), комиссия после рассмотрения его заключения предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения, в том числе заключение специализированной организации. Другими словами, подобное предложение комиссии носит сугубо рекомендательный характер, и в случае непредставления собственником рекомендуемых документов комиссия, тем не менее, обязана провести оценку дома и принять решение по существу вопроса.

Резюмируя приведенные примеры и изложенную в них аргументацию, следует констатировать тенденцию судебной практики последних лет по отходу от формальной интерпретации нормативных положений, закрепленных в Положении № 47, если это приводит к нарушению баланса прав граждан и публичных органов. Полагаем, что в основу таких подходов закладываются следующие политико-правовые соображения:

– целью предоставления заключения специализированной организации является установление объективных данных о состоянии жилого помещения или многоквартирного дома, а также исключение злоупотреблений со стороны отдельных собственников, которые не являются профессионалами в этой области. Другими словами, речь идет о «заградительном финансовом барьере», призванном снизить количество поступающих в межведомственные комиссии заявлений собственников, не имеющих под собой значимых оснований, и обеспечить сосредоточение усилий на жилищном фонде, действительно обладающим признаками аварийности и непригодности. В том же случае, когда факты наличия признаков аварийности или непригодности подтверждаются (или даже установлены) компетентными лицами (органами, специалистами или службами), то возлагать указанную обязанность на собственников уже не является разумным и справедливым;

– привлечение специализированной организации – достаточно длительный по времени и финансово затратный процесс. При этом безоговорочное и повсеместное возложение этого бремени на собственников может привести к грубому нарушению базового конституционного права граждан на жилище в связи с фактическим лишением их возможности самостоятельно инициировать процедуру оценки их домов. С учетом сказанного, в случае наличия среди собственников публично-правового образования, видится справедливым отнесение этого бремени на него как на лицо, обладающее необходимыми организационными, техническими, информационными и иными ресурсами.

Полагаем, что подобное разрешение указанных споров должно повлечь изменение законодательства и корректировку пункта 42 Положения № 47 в части установления такого самостоятельного основания проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным требованиям как сведения о его исключении из региональной программы по проведению капитального ремонта в связи с высокой степенью изношенности. Более того, подлежит законодательному закреплению и положение о допустимости возложения обязанности по предоставлению заключения на публичный орган, если основанием оценки дома является поступившее в комиссию заявление граждан, а одним из собственников помещений в доме является соответствующее публично-правовое образование.

Таким образом, предъявляемые к гражданам требования в целях инициирования процедуры оценки домов на предмет их аварийности не должны быть чрезмерными и возлагать на них необоснованное финансовое бремя, что противоречит конституционным целям, во исполнение которых указанный правовой институт был введен в отечественное право.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] См.: Паспорт федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» : утв. Минстроем России // СПС «КонсультантПлюс». Срок действия данного федерального проекта продлен до 2030 года (Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию : утв. Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. № Пр-616 // «КонсультантПлюс»).

[2] Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 янв. 2006 г. № 47 (ред. от 19 окт. 2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

[3] По данным справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» со 2 ноября 2024 г. вступила в силу шестнадцатая редакция Положения № 47.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

[5] Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12 мая 2021 г. по делу № 33-7004/2021 // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 августа 2023 г. по делу № 88-17044/2023 // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 июля 2021 г. по делу № 33-9430/2021 // СПС «КонсультантПлюс» ; Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 дек. 2022 г. № 88А-21946/2022 // Там же ; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12 мая 2021 г. по делу № 33-6790/2021 // Там же.

[7] Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 сентября 2022 г. по делу № 33-14922/2022 // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2022 г. № 66-КАД22-1-К8 // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Там же.

[10] Апелляционное определение Курского областного суда от 18 апреля 2023 г. № 33а-1440/2023 // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 г. № 88А-24159/2022 // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2025 г. № 88а-2815/2025 // СПС «КонсультантПлюс» ; Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2024 г. № 88А-26202/2024 // Там же.

Список источников

  1. Басос Е. В. Основания признания жилого помещения непригодным для проживания: проблемы правового регулирования // Семейное и жилищное право.– 2023. – № 6. – С. 18–22.
  2. Былков В. В. Новое в правовом регулировании признания жилья непригодным для проживания // Жилищное право.– 2006. – № 12. – С. 46–49.
  3. Древаль Л. Н., Ярославцева И. Л. О заключении договора социального найма жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания // Современное право.– 2022. – № 4. – С. 87–90.
  4. Иващенко Е. Р., Репях А. Некоторые проблемы в сфере жилищного законодательства в контексте аварийных и непригодных для проживания домов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.– 2022. – № 5-3 (68). – С. 49–52.
  5. Каменский А. Н. Практика регионального законодательства о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (на примере г. Санкт-Петербурга) // Журнал правовых и экономических исследований.– 2015. – № 1. – С. 33–36.
  6. Канкулова М. И., Сетдеков А. А. Финансовое обеспечение программ переселения граждан из аварийного жилья // Экономика и предпринимательство. – 2022.– № 9 (146). – С. 475–478.
  7. Ткаченко Т. В. Осуществление права на жилище гражданами при признании их жилья непригодным для проживания или аварийным // Власть Закона.– 2016. – № 4. – С. 114–130.
  8. Фомина Н. Обеспечение жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции // Жилищное право.– 2015. – № 8. – С. 53–60.
  9. Хлопцов Д. М. Порядок расчета выкупной цены жилых помещений в непригодном для проживания жилищном фонде // Имущественные отношения в Российской Федерации.– 2020. – № 2 (221). – С. 33–39. – DOI: 10.24411/2072-4098-2020-10201.
  10. Янков К. В. О применении методов прогнозирования в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда // Проблемы прогнозирования.– 2019. – № 4 (175). – С. 117–119.

References

  1. Basos E. V. Grounds for Recognizing Residential Premises as Unfit For Habitation: Problems of Legal Regulation. Semeinoe i zhilishchnoe pravo = Family and Housing Law, 2023, no. 6, pp. 18–22. (In Russian).
  2. Bylkov V. V. New in the Legal Regulation of Recognizing Housing as Unfit for Habitation. Zhilishchnoe Pravo = Housing Law, 2006, no. 12, pp. 46–49. (In Russian).
  3. Dreval L. N., Yaroslavtseva I. L. About the conclusion of a social contract rental of residential premises in case of recognition of its unsuitable for living. Sovremennoe pravo = Modern law, 2022, no. 4, pp. 87–90. (In Russian).
  4. Ivashchenko E. R., Repyakh A. Some problems in the sphere of housing legislation in the context of damaged and unsuitable houses. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International journal of humanities and natural sciences, 2022, no. 5-3 (68), pp. 49–52. (In Russian).
  5. Kamenskiy A. N. Regional legislation practice on recognition of living accommodation as uninhabitable and appartment house as under the threat of collapse (the city of Saint-Petersburg case study). Zhurnal pravovykh i ehkonomicheskikh issledovanii = Journal of legal and economic studies, 2015, no. 1, pp. 33–36. (In Russian).
  6. Kankulova M. I., Setdekov A. A. Financial support of programs for resettlement of citizens from waste housing. Ekonomika i predprinimatelstvo = Economics and Entrepreneurship, 2022, no. 9 (146), pp. 475–478. (In Russian).
  7. Tkachenko T. V. The Exercise of the Right to Housing by Citizens upon Recognition of Their Housing as Unsuitable for Habitation or Emergency. Vlast zakona = The Reign of Law, 2016, no. 4, pp. 114–130. (In Russian).
  8. Fomina N. Ensuring the Housing Rights of Citizens in Case of Recognition of an Apartment Building as an Emergency and Subject to Demolition or Reconstruction. Zhilishchnoe Pravo = Housing Law, 2015, no. 8, pp. 53–60. (In Russian).
  9. Khloptsov D. M. Procedure for calculating the purchasing price of residential spaces in an unfitable for residing housing fund. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in the Russian Federation, 2020, no. 2 (221), pp. 33–39. (In Russian). DOI: 10.24411/2072-4098-2020-10201.
  10. Yankov K. V. On the application of forecasting methods for a sustainable reduction in uninhabitable residential housing stock. Problemy prognozirovaniya = Studies on Russian Economic Development, 2019, no. 4 (175), pp. 117–119. (In Russian).