• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Криминологическая характеристика коррупции военнослужащих (на примере Дальнего Востока)

Статья посвящена исследованию структуры и динамики коррупционной преступности военнослужащих, влиянию военной реформы на такую преступность. Описаны произошедшие изменения в структуре и динамике коррупционной преступности. Предлагаются меры, способствующие реальному снижению коррупционных преступлений, которые могут быть реализованы и в других организациях, где предусмотрена военная служба.

коррупция; криминология; Вооруженные Силы РФ; военная реформа

УДК
Информация о статье
Аннотация

Статья посвящена исследованию структуры и динамики коррупционной преступности военнослужащих, влиянию военной реформы на такую преступность. Описаны произошедшие изменения в структуре и динамике коррупционной преступности. Предлагаются меры, способствующие реальному снижению коррупционных преступлений, которые могут быть реализованы и в других организациях, где предусмотрена военная служба.

Ключевые слова

коррупция; криминология; Вооруженные Силы РФ; военная реформа

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The paper studies the structure and dynamics of corruption crimes among the military and the impact that the military reform had on such crimes. The author reports changes in the structure and dynamics of corruption crimes. The author also describes certain measures that would contribute to a tangible decrease in the number of corruption crimes; such measures could also be implemented in other organizations using military service.

Keywords

corruption; criminology; Armed Forces of the Russian Federation; military reform

For citation
Acknowledgements

В настоящее время коррупция является одним из основных препятствий развития России, которая превратилась в угрозу национальной безопасности.

При этом коррупция среди военнослужащих особенно опасна в силу закрытости военной организации государства, ее непосредственной связи с национальной безопасностью, возможностью приобретения оружия и боеприпасов организованными преступными группами и террористическими группировками.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» названного пункта, от имени или в интересах юридического лица[1].

Наибольшую общественную опасность среди иных коррупционных проявлений представляют коррупционные преступления.

Перечнем № 23 «Преступления коррупционной направленности», утвержденным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 предусмотрен наиболее полный перечень составов преступлений, которые при определенных условиях можно отнести к коррупционным.

Тихоокеанскому флотскому военному суду, Дальневосточному окружному военному суду и подчиненным им гарнизонным военным судам в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г. подсудны дела о совершении военнослужащими Дальнего Востока коррупционных преступлений. Так, с 2002 по 2013 гг. военными судами Дальнего Востока за совершение коррупционных преступлений осуждено 614 военнослужащих, что составило 3,45 % от общего количества осужденных лиц за указанный период. Названный показатель существенно выше среднего: в Тихоокеанском флотском военном суде — 11,36 %; Дальневосточном окружном военном суде — 5,74 %; 35-м гарнизонном военном суде — 7,51 %; Хабаровском гарнизонном военном суде — 5,35 %; Комсомольском-на-Амуре гарнизонном суде — 5,21 %. Наименьшим данный показатель является в небольших отдаленных гарнизонных военных судах (Анадырьский — 1,49 %, Курильский — 1,34 %).

С 2004 по 2009 г. наблюдался устойчивый рост доли военнослужащих, осужденных за коррупционные преступления, что, учитывая высокую латентность таких преступлений, объясняется не реальным ростом коррупции, а определенными успехами правоохранительных органов по ее выявлению, а также ежегодным уменьшением с 2006 г. общего количества осужденных за счет снижения количества преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и уклонением от исполнения обязанностей военной службы (рис. 1).

Представляется, что снижение с 2009 г. числа военнослужащих, осужденных за совершение коррупционных преступлений, связано с некоторыми мероприятиями, проведенными в рамках реформы Вооруженных Сил РФ, а именно:

– повышение денежного довольствия военнослужащих;

– сокращение численности офицерского состава;

– ликвидация жилищных комиссий и финансовых органов в воинских частях;

– создание департамента жилищного обеспечения, единого расчетного центра, управлений финансового обеспечения.

Между тем, организация независимой от родов и видов Вооруженных Сил РФ и командования конкретных воинских частей системы финансового и жилищного обеспечения ведет к обезличиванию отношений между должностными лицами таких органов и конкретными военнослужащими, снижению усмотрения командования воинских частей и, как следствие, уменьшению уровня коррупции в названных сферах. Кроме того, на состояние коррупционной преступности повлияло внедрение системы «аутсорсинга», создание ОАО «Оборонсервис», ОАО «Славянка» и иных акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий для обслуживания Вооруженных Сил РФ и распоряжения имуществом Министерства обороны РФ.

Такая централизация привела, с одной стороны, к снижению коррупции на низовом уровне в воинских частях, соединениях и объединениях Вооруженных Сил РФ, однако, с другой стороны, сломала существующую многие годы и отработанную систему контроля и выявления преступлений, сузила круг должностей, обладающих коррупционным потенциалом, при этом резко повысив их коррупционные возможности, породила возможность совершения преступлений указанной категории такими способами и в таких формах, к выявлению и пресечению которых существующая правоохранительная система пока не приспособилась. Таким образом, прослеживается как реальное снижение коррупционной преступности за счет низового звена, так и ее искусственное статистическое уменьшение в связи с новыми проблемами в выявлении.

Военными судами Дальнего Востока за совершение коррупционных преступлений за 2008–2012 гг. осуждено 302 военнослужащих:

– совершение хищений с использованием должностных полномочий ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ — 29,8 %, ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ — 34,1 %;

– превышение и злоупотребление должностными полномочиями ст. 286 УК РФ — 6,29 %, ст. 285 УК РФ — 29,14 %, ст. 290 УК РФ — 6,62 %, ст. 291 УК РФ — 1,32 %, ст. 201 УК РФ — 0,66 %;

– служебный подлог из корыстной заинтересованности ст. 292 УК РФ — 8,61 %;

– хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ) — 1,66 %.

При этом структура коррупционной преступности военнослужащих (рис. 2) за период проведения военной реформы сильно изменилась: возросло злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности (ст. 285 УК РФ); увеличилось число преступлений в сфере заключения и исполнения государственных контрактов, а также при реализации приказов Министерства обороны РФ о производстве дополнительных поощрительных выплат по усмотрению командования[2]. Существенные изменения коснулись и групповой коррупционной преступности. Так, за 2008–2012 гг. 17,55 % коррупционных преступлений было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При этом в 2008 г. из 13 военнослужащих, осужденных за совершение групповых коррупционных преступлений, 12 человек произвели их в соучастии с другими должностными лицами (командиры, подчиненные), 1 — группой лиц с гражданским лицом.

В 2012 г. ситуация изменилась коренным образом: из 6 осужденных за групповые коррупционные преступления ни один не совершил их совместно с командирами или подчиненными; 4 — совместно с военнослужащими, не состоящими с ними в отношениях подчиненности; 2 — с гражданскими лицами. Следовательно, в настоящее время коррупционная преступность военнослужащих Дальнего Востока характеризуется не вертикальными, а горизонтальными связями. По нашему мнению, изменения в структуре и динамике коррупционной преступности связаны со следующими мероприятиями военной реформы:

1) повышение денежного довольствия военнослужащих, особенно старших офицеров и командного состава привело к тому, что такие должностные лица не желают рисковать неожиданно ставшими престижными должностями;

2) разграничение функций между различными органами военного управления, вывод обеспечивающих органов из подчинения командования конкретных воинских частей, вызвало необходимость и востребованность горизонтальных связей (в рамках одной части, объединения, соединения затруднительно стало совершать коррупционные хищения);

3) в связи с кардинальным изменением структуры военной организации государства, ротацией, массовым сокращением офицеров старшего и среднего возраста, новые вертикальные связи еще не выстроены и идет процесс их построения;

4) внедрение системы «аутсорсинга», при которой для успеха коррупционной деятельности требуется вступление в сговор, прежде всего, с гражданским персоналом обслуживающих организаций и, особенно, с их руководством.

Таким образом, реформа Вооруженных Сил РФ существенным образом сказалась на коррупционной преступности военнослужащих. При этом данное воздействие весьма неоднозначно: с одной стороны, реально снизилась низовая коррупционная преступность военнослужащих; с другой стороны, вырос коррупционный потенциал высшего звена должностных лиц Министерства обороны РФ и, особенно, обслуживающих организаций (ОАО «Оборонсервис», ОАО «Славянка»). Во вновь образованной системе сломаны существовавшие десятилетиями формы контроля и выявления коррупционных преступлений, наблюдается явная коррупциогенность некоторых нормативно-правовых актов. Поэтому к мерам, способствующим снижению коррупции, можно отнести повышение денежного довольствия военнослужащим, а также создание независимой от родов и видов Вооруженных Сил РФ и командования конкретных воинских частей системы финансового и жилищного обеспечения.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О противодействии коррупции : федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 29 дек. 2012 г.). — URL : http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html.

[2] О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны РФ от 2 авг. 2008 г. № 400, № 400-А от 17 дек. 2009 г., № 115 от 28 марта 2009 г., № 1010 от 26 июля 2010 г.

Список источников

References