• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА В ОБЛАСТИ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В РОССИИ

34.03:001.895(004.77:614.2)

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 1. – С. 43 – 53.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.
Дата поступления 15.10.2023, дата принятия к печати 17.03.2024,
дата онлайн-размещения 30.03.2024.

Цифровизация общества приводит к переводу общественных отношений в электронную форму. Телемедицина является новым способом оказания медицинской помощи. Несомненными преимуществами телемедицины является сокращение расходов, возможность оперативного вмешательства и постоянного мониторинга за состоянием здоровья пациента, отсутствие географической привязанности. Однако введение нового способа оказания медицинской помощи в виде дистанционного взаимодействия с пациентом с помощью телемедицинских технологий невозможно без опытного проведения его использования. Также между правовыми нормами, предназначенными для регулирования телемедицинской деятельности, и правовыми нормами в сфере телемедицины могут возникать непреодолимые коллизии. Особую ценность при внесении изменений в правовое регулирование представляет соблюдение баланса интересов, противодействие нарушению прав, свобод и законных интересов личности. В действующем законодательстве Российской Федерации имеется возможность апробирования новых правовых норм с помощью экспериментальных правовых режимов. Экспериментальный правовой режим нацелен на испытание нового варианта правовой регламентации общественных отношений. В настоящее время в Российской Федерации был внедрен экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан. Однако правовые нормы, устанавливающие данный экспериментальный правовой режим, не привносят нового в законодательство о телемедицинской деятельности.

Телемедицина; экспериментальный правовой режим; медицинская помощь; дистанционное наблюдение за состоянием здоровья; пациент; дистанционное взаимодействие.

Коваленко М. А. К вопросу о применении экспериментального правового режима в области телемедицины в России // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 1. – С. 43 – 53. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда № 23-78-10175 «Правовое регулирование дистанционного оказания медицинской помощи (телемедицины): публично-правовые аспекты» . URL: https://rscf.ru/project/23-78-10175/.

УДК
34.03:001.895(004.77:614.2)
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 1. – С. 43 – 53.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.
Дата поступления 15.10.2023, дата принятия к печати 17.03.2024,
дата онлайн-размещения 30.03.2024.

Аннотация

Цифровизация общества приводит к переводу общественных отношений в электронную форму. Телемедицина является новым способом оказания медицинской помощи. Несомненными преимуществами телемедицины является сокращение расходов, возможность оперативного вмешательства и постоянного мониторинга за состоянием здоровья пациента, отсутствие географической привязанности. Однако введение нового способа оказания медицинской помощи в виде дистанционного взаимодействия с пациентом с помощью телемедицинских технологий невозможно без опытного проведения его использования. Также между правовыми нормами, предназначенными для регулирования телемедицинской деятельности, и правовыми нормами в сфере телемедицины могут возникать непреодолимые коллизии. Особую ценность при внесении изменений в правовое регулирование представляет соблюдение баланса интересов, противодействие нарушению прав, свобод и законных интересов личности. В действующем законодательстве Российской Федерации имеется возможность апробирования новых правовых норм с помощью экспериментальных правовых режимов. Экспериментальный правовой режим нацелен на испытание нового варианта правовой регламентации общественных отношений. В настоящее время в Российской Федерации был внедрен экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан. Однако правовые нормы, устанавливающие данный экспериментальный правовой режим, не привносят нового в законодательство о телемедицинской деятельности.

Ключевые слова

Телемедицина; экспериментальный правовой режим; медицинская помощь; дистанционное наблюдение за состоянием здоровья; пациент; дистанционное взаимодействие.

Для цитирования

Коваленко М. А. К вопросу о применении экспериментального правового режима в области телемедицины в России // Пролог: журнал о праве. – 2024. – № 1. – С. 43 – 53. – DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда № 23-78-10175 «Правовое регулирование дистанционного оказания медицинской помощи (телемедицины): публично-правовые аспекты» . URL: https://rscf.ru/project/23-78-10175/.

About article in English

UDC
34.03:001.895(004.77:614.2)
Publication data

Prologue: Law Journal, 2024, no. 1, pp. 43 – 53.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.
Received 15.10.2023, accepted 17.03.2024, available online 30.03.2024.

Abstract

The digitalization of society leads to the transfer of public relations into electronic form. Telemedicine is a new way of providing medical care. The undoubted advantages of telemedicine are cost reduction, the possibility of surgical intervention and constant monitoring of the patient's health, and the absence of geographical attachment. However, the introduction of a new method of providing medical care in the form of remote interaction with a patient using telemedicine technologies is impossible without experimenting with its use. Also, insurmountable conflicts may arise between the legal norms intended to regulate telemedicine activities and the legal norms in the field of telemedicine. Of particular value when making changes to legal regulation is the observance of a balance of interests, countering violations of the rights, freedoms and legitimate interests of the individual. In the current legislation of the Russian Federation, it is possible to test new legal norms with the help of experimental legal regimes. The experimental legal regime is aimed at testing a new version of the legal regulation of public relations. Currently, the Russian Federation has introduced an experimental legal regime in the field of digital innovations in the field of medical activity, including the use of telemedicine technologies and technologies for collecting and processing information about the health status and diagnoses of citizens. However, the legal norms establishing this experimental legal regime do not introduce new legislation on telemedicine activities.

Keywords

The study was financially supported by the Russian Science Foundation under Scientific Project No. 23-78-10175 «Legal regulation of remote medical care (telemedicine): public law aspects».

For citation

Kovalenko M. A. On the Issue of Application of an Experimental Legal Regime in the Field of Telemedicine in Russia. Prologue: Law Journal, 2024, no. 1, pp. 43 – 53. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2024.1.5.

Acknowledgements

The study was financially supported by the Russian Science Foundation under Scientific Project No. 23-78-10175 «Legal regulation of remote medical care (telemedicine): public law aspects». URL: https://rscf.ru/project/23-78-10175/.

Современный период развития права ознаменован применением новых методов для выявления адекватных и эффективных способов правового регулирования общественных отношений. К таким методам следует отнести внедрение в различных государствах экспериментальных правовых режимов, в том числе так называемых regulatory sandbox. Преимущественно появление экспериментальных правовых режимов обусловлено цифровизацией экономики. Для обеспечения прав человека и предупреждения причинения значительного вреда жизни и здоровью ограниченно апробируются новые специальные способы правового регулирования общественных отношений либо уже существовавших, либо только появившихся под влиянием развития технологий.

2 июля 2021 года вступил в действие Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Использование экспериментального правового режима предполагает его временную ограниченность и исключение действия некоторых правовых норм общего регулирования. Это позволяет проверить возможность последующего распространения данных специальных правовых норм на неопределенный круг лиц и на неопределенное время, а также выявить недостатки такого специального регулирования.

Статья 1 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что экспериментальные правовые режимы могут быть внедрены не во всех сферах общества. Пункт 1 части 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» распространяет возможность реализации экспериментального правового режима в отношении медицинской и фармацевтической деятельности[1].

Однако введение экспериментального правового режима в области медицины не последовало сразу за принятием вышеназванного Федерального закона. Он был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. № 1164 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан» (далее по тексту также – Программа)[2].

Стоит отметить, что использование цифровых технологий при оказании медицинской помощи было возможным и до установления экспериментального правового режима. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ была введена статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий» в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3]. Во исполнение положений данной статьи был принят приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»[4]. В связи с этим во многих медицинских организациях предусмотрены медицинские услуги с использованием цифровых технологий. Например, АО «Группа компании «МЕДСИ» предоставляет возможность онлайн-консультации с врачом для наблюдения за здоровьем, корректировки лечения, получения информации для подготовки к осмотру[5]. Также 28 мая 2020 г. клиника «СОВА» анонсировала появление возможности онлайн-консультирования рядом врачей (терапевт, ревматолог, невролог, педиатр и т.д.)[6]. Дистанционная консультация позволяет обратиться к специалисту из любого города, получить первичную медицинскую информацию, а также ее стоимость меньше, чем очного приема из-за снижения издержек. Группа компаний ПАО «Сбербанк России» запустила сервис «Сбер здоровье», в рамках которого возможно приобретение подписки на онлайн-консультации врачей[7].

Вопросы правового регулирования оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских услуг разрабатывались в науке как в период до введения в законодательство такой возможности, так и после. А. Ю. Чупрова констатирует, что в 2014 году медицинские работники в России усматривали назначение телемедицины в использовании ее в процессе образования [20, с. 300]. В настоящее время медицинские работники отошли от данного подхода к определению ценности телемедицины, о чем свидетельствует наличие значительного количества работ о практических вопросах использования цифровых технологий в процессе оказания медицинской помощи. Например, исследования О. А. Чопанова, С. Нурыева, М. Ш. Гурбановой [19], В. А. Герасименко, С. И. Дегтярёва [2], А. О. Григорьева, Д. С. Лобова [3], А. М. Алашеева, А. А. Белкина, Е. В. Праздничкова [1].

В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «телемедицина». В правовой науке ученые занимают различные позиции относительно определения содержания понятия дефиниции «телемедицина». Ряд авторов понимают под телемедициной непосредственно медицинскую деятельность, в ходе которой применяются цифровые технологии (С. И. Поспелова, Ю. Д. Сергеев, Н. А. Каменская) [11, с. 24]. Другие считают, что телемедицина – это совокупность цифровых технологий, используемых в медицине (Н. Н. Штыкова) [21, с. 23]. М. Л. Давыдова акцентирует внимание на том, что в России используется узкое толкование понятия «телемедицина». В его объем включается только получение дистанционных консультаций [5, с. 567]. В. Ф. Фёдоров, В. Л. Столяр придерживаются подхода, что телемедицина является структурным компонентом здравоохранения. Она преследует цели и разрешает задачи, в целом поставленные перед медициной. При этом в ее состав включается не только непосредственно медицинская деятельность, но и медицинское образование [17, с. 37]. С. М. Поляков, В. А. Лапицкий, А. А. Гракович, И. В. Малахова, Д. Ф. Куницкий, Н. Е. Хейфец, И. И. Новик, Л. Н. Лаханько, А. Г. Батраков выделяют различный спектр сфер использования телемедицины, в которые включаются «телемедицинский депозитарий» и электронное медицинское образование [12, с. 20]. Д. М. Назаров, Ф. И. Бадаев высказывают мнение о необходимости использования широкого и узкого подхода к дефиниции «телемедицина». В соответствии с широким подходом телемедициной признается совокупность технологий, позволяющих оказывать медицинские услуги удаленно. Узкий подход позволяет отнести к телемедицине «предоставление медицинских услуг на расстоянии с помощью электронных средств» [7, с. 51]. Н. В. Путило, Н. С. Волкова также используют технический подход к определению термина «телемедицина», понимая под ней «систему обмена информацией медицинского характера» [13, с. 125].

Анализируя вышеуказанные подходы, можно отметить, что ключевым для телемедицины как явления считается использование цифровых инноваций. Телемедицина выступает современной формой предоставления медицинских услуг. Ее не следует полностью отграничивать от медицины с использованием обычных способов оказания помощи. Однако невозможно рассматривать телемедицину только как техническое использование электронных технологий, поскольку применение их создает особенности сущностного характера.

Между тем, проблемы установления экспериментального правового режима в области телемедицины в науке права детально не разработаны, что обусловлено его введением на территории Российской Федерации только в 2023 году.

Для правовой оценки программы экспериментального правового режима в сфере телемедицины необходимо определить сущностные характеристики экспериментальных правовых режимов. Это поможет выявить соотношение пределов экспериментального правового регулирования и общего правового регулирования в области цифровой медицины, специфику апробируемого правового регулирования.

Исходя из правовой дефиниции, установленной в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» можно выделить следующие характерные черты:

  1. Ограниченность действия по лицам. Действует только в отношении участников экспериментального правового режима;
  2. Ограниченность действия во времени. Предельный срок установления экспериментального правового режима – три года, однако он может быть продлен.
  3. Специальность правового регулирования, предполагающая введение новых специальных правовых норм в качестве правового эксперимента.
  4. Цель – разработка, апробация и внедрение цифровых инноваций по утвержденным направлениям.

Обратимся к научным исследованиям в области экспериментальных правовых режимов. О. А. Тарасенко выделяет в качестве признаков экспериментальных правовых режимов следующие:

  • «дискретность, срочность правового регулирования»,
  • приостановление действия некоторых правовых норм и создание новых правовых норм, действующих только в рамках экспериментального правового режима,
  • действие в приоритетных направлениях экономики и государства,
  • добровольность участия,
  • возможность увеличения объема правоспособности участников или оставление его в том же объеме;
  • ограничение по времени, кругу лиц и дополнительно по территории [16, с. 43–45].

В. О. Макаров определяет цель введения экспериментальных правовых режимов, определяющую его суть, как «апробацию предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего характера» [6, с. 178].

  1. E. Gromova, Tjaša Ivanc указывают что регулятивная песочница (regulatory sandbox) предназначена для повышения внедрения инновационных технологий путем дачи позволения субъектам предпринимательской деятельности протестировать их предложения в безопасной среде, привнесения новых способов регулирования для отхода от традиционной правовой регламентации и поддержания принципов проактивного, динамичного и быстро реагирующего на изменения законодательства [24, с. 13].
  2. C. Chen также полагает, что регуляторная песочница представляет собой модель испытания в ограниченном масштабе инноваций частными организациями в контролируемой среде. Это позволяет избежать субъектам предпринимательской деятельности привлечения к ответственности за нарушение норм, связанных с использованием данных цифровых технологий при отсутствии экспериментального регулирования [22].

Действие экспериментального правового режима предполагает испытание новых цифровых технологий, не нарушая действующее законодательство, исследование их эффективности и социальной полезности. Это помогает проверить результаты всеобщего введения таких правовых норм впоследствии. Экспериментальный правовой режим связан с отходом от консервативного решения проблем правового регулирования. Он позволяет субъектам предпринимательской деятельности продвигать цифровые инновации, что ведет не только к росту производительности экономики, но и улучшению социальной сферы.

В качестве преимуществ телемедицины выделяют минимизация фактора географической отдаленности от инновационных медицинских центров, снижение издержек не только медицинских организаций, но и пациентов, повышение качества предоставления медицинской помощи и оперативное реагирование за изменением показателей здоровья при дистанционном наблюдении с помощью цифровых медицинских приборов.

Для оценки целесообразности введения экспериментального правового режима в области телемедицины необходимо обратиться к специальным правовым нормам в указанной сфере, которые регулировали оказание медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий до его утверждения.

Исходя из содержания статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», можно выделить следующие формы использования телемедицинских технологий: консультация пациента (законного представителя), дистанционное наблюдение за состоянием здоровья. При этом консультация может быть осуществлена для профилактики, сбора, анализа жалоб и данных анамнеза, определения эффективности лечебно-диагностических мероприятий, корректировки ранее назначенного на очном приеме лечения, выявления необходимости очного приема. Также устанавливается, что дистанционное наблюдение возможно только после очного приема у лечащего врача (ч. 4 ст. 36.2). Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н детализируют порядок оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий. Он предусматривает возможность дистанционного взаимодействия не только между лечащим врачом и пациентом, но и между медицинскими работниками. Использование цифровых технологий при взаимодействии медицинских работников помогает комплексно оценить состояние здоровья пациента, в том числе, с учетом мнений врачей из разных медицинских организаций, географически друг от друга удаленных. Это позволяет получить заключение медицинского работника, имеющего высокий авторитет и заслуги в области медицины, для лечения пациентов в отделенных местностях. В данном Приказе предусматривается использование телемедицинских технологий при:

  • первичной медико-санитарной помощи,
  • специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи,
  • скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи,
  • паллиативной медицинской помощи.

Кроме того, в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н устанавливается, что при дистанционной консультации можно получить рецепт на лекарственные препараты в рамках корректировки ранее назначенного лечения. В правовой науке обосновано критикуются положения общего регулирования, исключающие возможность назначения лечения без очной постановки диагноза. Н. И. Платонова предлагает установить компетенцию врача по определению в рамках такой консультации предварительного диагноза [10, с. 35]. Полагаем, что регламентация такой возможности в законодательстве Российской Федерации была бы целесообразной, поскольку существуют заболевания, не требующие сложных операций для диагностирования. Однако возникает закономерный вопрос о значении такого диагноза в рамках осуществления лечения пациента и ответственности врача за его постановку.

Ряд ученых отмечают, что использование электронных технологий в медицинской деятельности не получило должного распространения из-за существенной урегулированности данной сферы (Г. С. Русман [14, с. 70], Ф. В. Цомартова [18, с. 90]). Между тем, отсутствие регулирования области применения цифровых технологий в медицине может привести к ущемлению прав и законных интересов граждан. Например, в части нерегламентации особенностей обработки персональных данных, выдачи электронных рецептов, ответственности врача за коррекцию ранее назначенного лечения. Указанные вопросы следует закрепить в законодательстве из-за важности конституционного права на оказание медицинской помощи и наличия публичного интереса в поддержании здоровья населения.

Применительно к программе экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагноза граждан, можно отметить следующее. Она предусматривает возможность дистанционной консультации при оказании медицинской помощи в плановой форме, если диагноз уже был установлен на очном приеме, а также установление возможности назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента по результатам такой консультации.

Установлены следующие ограничения использования дистанционной медицинской консультации:

  • только при плановой форме. В экстренной и неотложной форме медицинской помощи невозможно;
  • диагноз был установлен на очном приеме лечащим врачом;
  • возможность обращения к другому врачу. Однако он должен работать в той же медицинской организации, что и лечащий врач, иметь стаж не менее 7 лет по специальности.
  • при отсутствии противопоказаний к такой консультации. Программа определяет в качестве противопоказаний, например, несовершеннолетие пациента (п. 3 Программы).

Программа экспериментального правового режима не предусматривает возможности участия врача-консультанта при оказании дистанционной консультации, когда как в общем регулировании такое положение закреплено.

Таким образом, правила, установленные в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н в целом аналогичны приведенным в Программе экспериментального правового режима в сфере телемедицины. Однако Программа экспериментального правового режима устанавливает больше ограничений для использования цифровых технологий. Например, в действующем правовом регулировании отсутствует невозможность оказания дистанционных консультаций несовершеннолетнему лицу.

Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагноза граждан отменяет действие п. 3, 47 и 51 Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинской технологии. Данные пункты устанавливают цели дистанционного взаимодействия медицинского работника и пациента, возможность корректировки ранее назначенного лечения, и основания назначения дистанционного наблюдения. Также приостанавливает действие ч. 2-4 ст. 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данные части предусматривают формы оказания телемедицинской помощи (п. 10 Программы).

Думается, что данный подход был бы оправдан при установлении в Программе экспериментального правового режима в области телемедицины новых правил оказания медицинской помощи, которые бы конкурировали с действующими. Именно такая позиция вытекает из существа экспериментальных правовых режимов. А. А. Панькин тоже придерживается мнения, что экспериментальный правовой режим должен привносить новое в регулирование [8, с. 159]. Е. А. Громова определяет целью введение экспериментальных правовых режимов тестирование конкурентоспособных моделей ведения деятельности [4, с. 21]. Однако данная цель не может быть достигнута при сужении правовых возможностей субъектов экспериментального правового режима по сравнению с общим правовым регулированием.

Однако нормы, утвержденные в вышеуказанной Программе, наоборот, в целом сокращают возможности применения телемедицинских технологий. Также из Программы следует вывод, что продолжают применяться правовые нормы о возможности проведения дистанционных консультаций между медицинскими работниками. Расширение возможностей использования телемедицинских технологий усматривается только в предоставлении права пациенту продолжить лечение у другого врача, который должен работать в той же организации, и иметь стаж работы не менее 7 лет, в плановой форме в рамках дистанционного консультирования.

Кроме того, с 1 сентября 2023 г. вступили в силу поправки в законодательство в сфере здравоохранения, касающиеся возможности проведения дистанционных медицинских осмотров работников с применением специальных медицинских изделий. Порядок осуществления таких медицинских осмотров регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 г. № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционных контроль состояния их здоровья»[8]. В связи с этим появилась возможность проведения предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров работников для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей с использованием цифровых технологий[9]. В настоящее время ООО «Инновационная медицина» запустила сервис в рамках «СБЕР ЗДОРОВЬЕ», позволяющий организациям проводить дистанционные осмотры работников-водителей.

Однако Программа экспериментального правового режима в области телемедицины устанавливает запрет на проведение медицинских осмотров с использованием технологий дистанционного наблюдения за состоянием пациентов.

В Программе экспериментального правового режима и общем регулировании не закрепляется возможность использования цифровых технологий для осуществления медицинской образовательной деятельности. Н. В. Путило, Н. С. Волкова акцентируют внимание на данном пробеле российского законодательства и полагают, что необходимо выделить понятие «цифровое здравоохранение». В его состав должны быть включены также функционирование цифровых аптек, «принятие управленческих решений» [13, с. 132]. Данный подход является обоснованным, поскольку использование цифровых технологий в данных сферах медицины может привести к ущемлению прав граждан (например, при передаче информации об онлайн-заказах в электронной аптеке и других видах обработки чувствительных персональных данных).

Исходя из вышеизложенного, действующее правовое регулирование предусматривает более широкое использование телемедицинских технологий, чем Программа. Это не отвечает целям ее принятия и снижает ее ценность. Например, возможно было бы установление правила о возможности консультирования у медицинского работника из другой медицинской организации для получения комплексной оценки состояния независимыми врачами, обладающими разным уровнем компетенций и навыков, назначения лечения без очного приема на основании документов о диагностических исследованиях. Giulio Nittari, Ravjyot Khuman, Simone Baldoni, Graziano Pallotta, Gopi Battineni, Ascanio Sirignano, Francesco Amenta, and Giovanna Ricci указывают, что телемедицина может быть удобной и принятой пациентами в сфере медицинских консультаций, дистанционного профессионального медицинского ухода, телерентгеналогии, психотерапии [23, с. 1436]. Думается, что использование телемедицинских технологий в данных областях было обоснованным. Существо оказания медицинской помощи при психотерапии, например, не будет нарушено при использовании телемедицинских технологий.

При введении экспериментального правового режима должны соблюдаться положения Конституции Российской Федерации, поскольку она обладает свойством верховенства. Изъятие из них для целей установления экспериментального правового режима невозможно. Иное привело бы к произволу. Данная позиция поддерживается в научном сообществе. Например, А. О. Питиримова указывает на необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, федеральные конституционные законы [9, с. 539]. И. С. Сушильников выделяет в качестве принципа установления экспериментального правового режима «недопустимость ограничения конституционных прав и свобод граждан» [15, с. 117]. Как усматривается из вышеуказанного анализа, Программа экспериментального правового режима в области телемедицины ограничивает уже существующие права лиц на использование телемедицинских технологий. Следовательно, проведение данного экспериментального правового режима не позволит определить инновационную конкурентоспособную модель оказания медицинской помощи частными организациями.

Таким образом, экспериментальный правовой режим в области телемедицины должен быть направлен на тестирование применения инновационных технологий. Это предполагает внесение изменений в действующие варианты оказания медицинской помощи. Непосредственно экспериментальный правовой режим должен вносить новое в общее регулирование. Однако программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан не только дублирует положения уже действующего законодательства в данной сфере, но и уменьшает объем возможностей использования дистанционных цифровых технологий.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31, ч. I. Ст. 5017.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 30, Ст. 5693.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

[4] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201801100021. – 10.01.2018.

[5] Онлайн-консультации врачей // Диалайн. URL: https://volgograd.medsi.ru/lands/onlayn-konsultatsii-vrachey.php (дата обращения: 20.10.2023).

[6] Онлайн-консультирование в клинике «СОВА». URL: https://sovamed.ru/novosti/onlayn-konsultirovanie-v-klinike-sova/?ysclid=lnfz3elv2n84860070.

[7] Узнайте, как проходят онлайн-консультации. URL: https://lk.sberhealth.ru/catalog-products?utm_source=main_sberhealth&utm_medium=internal&utm_campaign=body (дата обращения: 20.10.2023).

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 23, ч. II. Ст. 4176.

[9] URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001 202305310055. – 31.05.2023.

Список источников

  1. Алашеев А. М., Белкин А. А., Праздничкова Е. В. Телемедицина инсульта: вчера, сегодня и завтра // Уральский медицинский журнал. – 2023. – № 4. – С. 113–118. – DOI: 10.52420/2071-5943-2023-22-4-113-118.
  2. Герасименко В. А., Дегтярёв С. И. Телемедицина на службе психиатрии: биоэтические аспекты // Scientist. – 2023. – № 1 (23). – С. 115–118.
  3. Григорьев А. О., Лобов Д. С. Перспективы применения ушного пульсоксиметра в телемедицине // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. – 2023. – № 2 (44). – С. 84–88.– DOI: 21685/ 2307-5538-2023-2-10.
  4. Громова Е.А. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций (регуляторные песочницы) в России и зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2023. – Т. 19, № 3. – C. 20–30. – DOI: 10.12737/jzsp.2023.032.
  5. Давыдова М.Л. Телемедицина и экспериментальные правовые режимы в области здравоохранения: проблемы и перспективы внедрения // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2023. – Т. 23, № 3. – C. 564–582. – DOI: 10.22363/2313-2337-2023-27-3-564-582.
  6. Макаров В.О. Проблемы теории и перспективы внедрения института «регулятивных песочниц» (экспериментальных правовых режимов) в современной России // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №  6– C. 176–182. – DOI: 10.24412/2073-0454-2021-6-176-182.
  7. Назаров Д.М., Бадаев Ф. И. Оценка влияния телемедицина в сферу здравоохранения // Менеджер здравоохранения. – 2023. – № 10.  – C. 49–57. – DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-49-57.
  8. Панькин А.А. Об установлении экспериментального правового режима // Закон и право. – 2020. – №  8. – C. 158–160.
  9. Питиримова А. О. Перспективы и проблемы развития экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции.– 2022. – № 19. – С. 537–543.
  10. Платонова Н. И. К вопросу об экспериментальном правовом режим в сфере телемедицинских технологий // Журнал Белорусского государственного университета. Право.– 2021. – № 3. – C. 32–37.
  11. Правовой режим применения телемедицинских технологий и внедрения электронного документооборота: современное состояние правового регулирования и перспективы развития / С. И. Поспелова, Ю.Д. Сергеев, Ю. В. Павлова, Н. А. Каменская // Медицинское право. – 2018. – № 5. – С. 24–33.
  12. Принципы организации и функционирования телемедицины в Республике Беларусь / С.М. Поляков, В. А. Лапицкий, А. А. Гракович [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2007. – № 4. – C. 19–28.
  13. Путило Н.В., Волкова Н. С. Телемедицина: потребности общества и возможности законодательства // Журнал российского права. – 2018. – № 6 (258). – С. 124–135.
  14. Русман Г. С. Правовое регулирование внедрения и реализации телемедицины в промышленном регионе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.– 2021. – Т. 21, № 3. – С. 68–74. – DOI: 10.1 4529/law210311.
  15. Сушильников И.С. Конституционно-правовые основы экспериментальных правовых режимов // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2023. – № 1 (15). – С. 109–121.
  16. Тарасенко О. А. Экспериментальный правовой режим – полигон для инноваций и регулирования// Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2023. – Т. 14, вып.  – С. 40–55. – DOI: 10.21638/spbu14.2023.103.
  17. Фёдоров В.Ф., Столяр В. Л. Персональная телемедицина. Перспективы внедрения // Врач и информационные технологии. – 2020. – № 2. – С. 36–44.
  18. Цомартова Ф. В. Роботизация в здравоохранении: правовая перспектива // Здравоохранение Российской Федерации.– 2020. – № 2. – С. 88–96. – DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-2-88-96.
  19. Чопанова А. О., НурыевС., Гурбанова М. Ш. Роль телемедицины в здравоохранении // Всемирный ученый. – 2023. – № 14. – С. 35–46.
  20. Чупрова А.Ю. Понятие телемедицины в российском и зарубежном праве // Актуальные проблемы уголовного права и процесса в условиях реформирования законодательства : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 13 ноября 2014 г.). – Москва : Российский университет дружбы народов, 2014. – С. 298–303.
  21. Штыкова Н. Н. Сущность и проблемы реализации электронной медицины (на примере Владимирской области) // Медицинское право. – 2014. – № 5. – С. 22–27.
  22. Chen C. C. Regulatory Sandboxes in the UK and Singapore: A Preliminary Survey // Regulating FinTech in Asia: Global Context, Local Perspectives / M. Fenwick, S. Van Uytsel, B. Ying [eds]. – Singapore : Springer, 2020. – P. 11–30. – URL: SSRN: https://ssrn.com/abstract=3448901. 22.
  23. Telemedicine practice: review of the current ethical and legal challenges / Giulio Nittari, Ravjyot Khuman, Simone Baldoni [et al.] // Telemedicine and e-Health. – 2020. – Vol. 26, № 12. – 1427–1437. – DOI: 10.1089/tmj.2019.0158.
  24. Gromova Е., Tjaša IVANC. Regulatory sandboxes (experimental legal regimes) for digital innovations in BRICS // Brics Law Journal. – 2020. – Vol. 7, iss. 2. – P. 10–36.

References

  1. Alasheev A. M, Belkin A. A, Prazdnichkova E. V. Stroke telemedicine: yesterday, today and tomorrow. Uralskii meditsinskii zhurnal = Ural Medical Journal, 2023, no. 22 (4), pp. 113–118. (In Russian). DOI: 52420/2071-5943-2023-22-4-113-118.
  2. Gerasimenko V. A., Degtyarev S. I. Psychiatry telemedicine: bioethical aspects. Scientist, 2023, no. 1 (23), pp. 115–118. (In Russian).
  3. Grigoriev A. O., Lobov D. S. Prospects for application of ear pulse oximeter in telemedicine. Monitoring. Upravlenie. Kontrol = Measuring. Monitoring. Management. Control, 2023, no. 2 (44), pp. 84–88. (In Russian). DOI: 10.21685/ 2307-5538-2023-2-10.
  4. Gromova E. A. Experimental Legal Regimes of Digital Innovations (Regulatory Sandboxes) in Russia and Foreign Countries. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2023, vol. 19, no.3, pp. 20–30. (In Russian). DOI: 12737/jzsp.2023.032.
  5. Davydova M. L. Telemedicine and experimental legal regimes in the field of healthcare: problems and prospects for implementation. Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki = RUDN Journal of Law, 2023, vol. 27, no. 3, pp. 564–582. (In Russian). DOI: 22363/2313-2337-2023-27-3-564-582.
  6. Makarov V. O. Theoretical problems and implementation prospects of regulatory sandboxes (experimental legal regimes) in modern Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii= Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 6, pp. 176–182. (In Russian). DOI: 10.24412/2073-0454-2021-6-176-182.
  7. Nazarov D. M., Badaev F. I. Assessment of the impact of the implementation of telemedicine in the sphere of health care. Manager Zdravookhranenia, 2023, no. 10, pp. 49–57. (In Russian). DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-49-57.
  8. Pankin A. A. On the establishment of an experimental legal regime. Zakon i pravo = Law and Right, 2020, no. 8, pp. 158–160. (In Russian).
  9. Pitirimova A. A. Prospects and problems of development of experimental legal regimes in the Russian Federation. Voprosy rossiiskoi yustitsii = Issues of Russian Justice, 2022, no. 19, pp. 537–543. (In Russian).
  10. Platonova N. I. To the issue of the pilot legal regime on telemedicine technologies. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo = Journal of the Belorusian State University. Law, 2021, no. 3, pp. 32–37. (In Russian).
  11. Polyakov S. M., Lapitskii V. A., Grakovich A. A. et al. Principles of the organization and Operation of Telemedicine in the Republic of Belarus. Voprosy organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya= Issues of organization and informatization of healthcare, 2007, no. 4, pp. 19–28. (In Russian).
  12. Pospelova S. I., Sergeev Yu. D., Pavlova Yu. V., Kamenskaya N. A. The Legal Regime of Application of Telemedical Technologies and Introduction of the Electronic Document Flow: The Modern Legal Regulation Status and Development Prospects. Medicinskoe pravo, 2018, no. 5, pp. 24–33. (In Russian).
  13. Putilo N. V., Volkova N. S. Telemedicine: Societal needs and possibilities of legislation. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 6 (258), pp. 124–135. (In Russian).
  14. Rusman G. S. Legal regulation of introduction and implementation of telemedicine in an industrial region. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 68–74. (In Russian). DOI: 10.1 4529/law210311.
  15. Sushilnikov I. S. Constitutional and Legal Foundations of Experimental Legal Regimes. Teoreticheskaya i prikladnaya yurisprudentsiya= Theoretical and Applied Law, 2023, no. 1 (15), pp. 109–121. (In Russian).
  16. Tarasenko O. A. Experimental legal regime – a testing ground for innovation and regulation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2023, no. 1, pp. 40–55. (In Russian). DOI: 10.21638/spbu14.2023.103.
  17. Fedorov V. F., Stolyar V. L. Personal telemedicine. Prospects for implementation. Vrach i informatsionnye tekhnologii= Medical Doctor and IT, 2020, no. 2, pp. 36–44. (In Russian).
  18. Tsomartova F. V. Robotization in healthcare: legal perspective. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii= Health Care of the Russian Federation, 2020, no. 2, pp. 88–96. (In Russian). DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-2-88-96.
  19. Chopanova A. O., Nuryev S., Gurbanova M. Sh. Role of telemedicine in health care. Vsemirnyi uchenyi= World Scientist, 2023, no. 14, pp. 35–46. (In Russian).
  20. Chuprova A. Yu. The Concept of Telemedicine in Russian and Foreign Law. Aktualnye problemy ugolovnogo prava i protsessa v usloviyakh reformirovaniya zakonodatelstva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Actual Problems of Criminal Law and Process in the Context of the Reform of Legislation. Materials of International Research Conference, Moscow, November 13, 2014]. Moscow, People’s Friendship University of Russia Publ., 2014, pp. 298–303. (In Russian).
  21. Shtykova N. N. The essence and problems of implementation of e-medicine (on the example of Vladimir Region). Meditsinskoe pravo= Medical Law, 2014, no. 5, pp. 22–27. (In Russian).
  22. Chen, Christopher Chao-hung. Regulatory Sandboxes in the UK and Singapore: A Preliminary Survey. In Fenwick Mark, Van Uytsel Steven and Bi Ying (eds). Regulating FinTech in Asia: Global Context, Local Perspectives. Singapore, Springer, 2020, pp. 11–30. URL: SSRN: https://ssrn.com/abstract=3448901. 22.
  23. Nittari Giulio, Khuman Ravjyot, Baldoni Simone et al. Telemedicine practice: review of the current ethical and legal challenges. Telemedicine and e-Health, 2020, vol. 26, no. 12, pp. 1427–1437. DOI: 1089/tmj.2019.0158.
  24. Gromova Е., Ivanc Tjaša. Regulatory sandboxes (experimental legal regimes) for digital innovations in BRICS. BRICS Law Journal, 2020, vol. 7, iss. 2, pp. 10–36.