• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕАМБУЛЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МВД РОССИИ

340.1

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 26 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.
Дата поступления 06.02.2023, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

В статье рассмотрены технико-юридические особенности использования преамбулы в нормативных правовых актах. Актуальность темы заключается в неоправданном умалении, как со стороны законодателя, так и со стороны научного сообщества, значения преамбулы в структуре нормативного правового акта. Незначительный объем положений преамбулы имеет огромное технико-юридическое, культурно-воспитательное значение, определяет дальнейшую мыслительную деятельность субъекта, способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры, выступает средством правового воспитания. Мотивационный характер преамбулы предопределяет вектор не только нормотворческой и правоприменительной, но и интерпретационной деятельности. Проведенное исследование позволило выявить следующие технико-юридические особенности оформления вступительной части нормативных правовых актов: 1) отсутствие в правилах подготовки проектов нормативных правовых актов различного уровня императивности включения преамбулы в структуру документа; 2) законодательное закрепление положения о том, что преамбула не обладает свойством нормативности; 3) отсутствие среди элементов вступительной части мотивов ее принятия. Императивное положение о наличии преамбулы в структуре нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, а также указание в преамбуле мотивов издания акта, представляется теоретически назревшим и практически оправданным.

Преамбула; вступительная часть; прием юридической техники; средство юридической техники; правило юридической техники.

Котарева О. В. Юридико-технические особенности преамбулы нормативных правовых актов МВД России // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 26 – 34. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.

УДК
340.1
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 26 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.
Дата поступления 06.02.2023, дата принятия к печати 01.06.2023,
дата онлайн-размещения 26.06.2023.

Аннотация

В статье рассмотрены технико-юридические особенности использования преамбулы в нормативных правовых актах. Актуальность темы заключается в неоправданном умалении, как со стороны законодателя, так и со стороны научного сообщества, значения преамбулы в структуре нормативного правового акта. Незначительный объем положений преамбулы имеет огромное технико-юридическое, культурно-воспитательное значение, определяет дальнейшую мыслительную деятельность субъекта, способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры, выступает средством правового воспитания. Мотивационный характер преамбулы предопределяет вектор не только нормотворческой и правоприменительной, но и интерпретационной деятельности. Проведенное исследование позволило выявить следующие технико-юридические особенности оформления вступительной части нормативных правовых актов: 1) отсутствие в правилах подготовки проектов нормативных правовых актов различного уровня императивности включения преамбулы в структуру документа; 2) законодательное закрепление положения о том, что преамбула не обладает свойством нормативности; 3) отсутствие среди элементов вступительной части мотивов ее принятия. Императивное положение о наличии преамбулы в структуре нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, а также указание в преамбуле мотивов издания акта, представляется теоретически назревшим и практически оправданным.

Ключевые слова

Преамбула; вступительная часть; прием юридической техники; средство юридической техники; правило юридической техники.

Для цитирования

Котарева О. В. Юридико-технические особенности преамбулы нормативных правовых актов МВД России // Пролог: журнал о праве. – 2023. – № 2. – С. 26 – 34. – DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.

Финансирование

About article in English

UDC
340.1
Publication data

Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 26 – 34.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.
Received 06.02.2023, accepted 01.06.2023, available online 26.06.2023.

Abstract

The article discusses the technical and legal features of the use of the preamble in regulatory legal acts. The relevance of the topic lies in the unjustified belittling, both by the legislator and by the scientific community, of the meaning of the preamble in the structure of the normative legal act. The insignificant volume of the provisions of the preamble has a huge technical, legal, cultural and educational significance, determines the further mental activity of the subject, contributes to raising the level of legal awareness and legal culture, acts as a means of legal education. The motivational nature of the preamble determines the vector of not only normative and law enforcement, but also interpretative activity. The conducted research made it possible to identify the following technical and legal features of the design of the introductory part of regulatory legal acts: 1) the absence in the rules for the preparation of draft normative legal acts of various levels of imperative inclusion of the preamble in the structure of the document; 2) legislative consolidation of the provision that the preamble does not have the property of normativity; 3) the absence of motives for its adoption among the elements of the introductory part. The imperative provision on the presence of a preamble in the structure of normative legal acts having the highest legal force, as well as the indication in the preamble of the motives for issuing the act, seems theoretically overdue and practically justified.

Keywords

Preamble; introductory part; reception of legal technique; means of legal technique; rules of legal technique.

For citation

Kotareva O. V. Legal and Technical Features of the Preamble of Normative Legal Acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Prologue: Law Journal, 2023, no. 2, pp. 26 – 34. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.2.3.

Acknowledgements

Название преамбулы как структурной единицы нормативного правового акта исходит от лат. praeambulus – идущий впереди, предшествующий. Законодатель использует дефиниции «преамбула» и «вступительная часть» как синонимы (… вступительная часть (преамбула)[1], преамбула (введение))[2].

Обращаясь к истории, впервые упоминание о преамбуле можно встретить в древнеримском государстве и праве. «Bonum factum! – так благословлялись на благо и счастье различные документы.

В преамбуле обычно содержится описание мотивов принятия нормативного акта, его задач и целей. Наличие в преамбуле указанных структурных элементов позволяет познать обычному гражданину и правоприменителю истинный смысл нормативного акта, способствует добровольной реализации документа. Однако законодатель необоснованно недооценивает значение преамбулы, указывая на ее наличие лишь «в случае необходимости», придавая ей тем самым диспозитивный характер.

Значение преамбулы как структурного элемента нормативного правового акта трудно переоценить. Преамбула имеет огромное воспитательное [20, с. 355], идеологическое [18, с. 276], концептуально-мировоззренческое, культурное, нравственное значение [11, с. 79]. Наличие преамбулы способствует определению вектора не только нормотворческой и правоприменительной [14, с. 100; 19, с. 129], но и интерпретационной деятельности [4, с. 138; 8, с. 255], определяя дальнейшую мыслительную деятельность субъекта [10, с. 41]. Представляя собой вводную (вступительную) часть правового акта, преамбула способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры [6, с. 50], выступает средством правового воспитания.

Достаточно часто в судебной практике при рассмотрении различных категорий дел суды обращаются к толкованию преамбул нормативных правовых актов для уяснения смысла требований основного текста[3]. Несмотря на кажущуюся очевидность необходимости преамбулы, современное законодательство практически не использует этот структурный элемент нормативного правового акта. Исключение составляют конституции государств и международные нормативные правовые акты.

Среди представителей научного сообщества также не существует единого подхода относительно применения преамбулы. Возможно, это связано с недостаточностью монографического исследования, отсутствия единых выработанных методических рекомендаций относительно ее использования. Так, Т. В. Кашанина указывает на желательность помещения хотя бы кратной преамбулы для придания правовому акту убедительности и обоснованности [15, с. 116].

В юридической литературе также отсутствует единство подходов относительно самой сущности преамбулы. Так, А. Н. Маремкулов и А. М. Ивазов определяют преамбулу как «элемент юридической техники» [17, с. 382–388], Д. И. Артемова рассматривает использование преамбулы как «правила законодательной техники» [1, с. 28–29]. Т. Е. Зяблова, Т. А. Стрельникова [13, с. 125], Е. В. Корейво [16] определяют преамбулу одним из распространенных «средств юридической техники». По мнению Е Н. Шведа, формирование преамбулы относится к приемам юридической техники [21, с. 108]. А некоторые представители научного сообщества в одной и той же работе рассматривают преамбулу сначала как «средство», а затем как «прием юридической техники» [16, с. 2–5], или же поочередно используют категории «средство», «правило» и «прием юридической техники» [5, с. 5–8].

Возможность включения преамбулы (ст. 2) в структуру законопроекта в качестве самостоятельной, но не обязательной части документа предусматривают «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)»[4], называя в качестве составляющих преамбулы лишь цели и задачи. Возможно, именно эта формулировка порождает столь обширные научные дискуссии относительно необходимых элементов преамбулы. Так, абсолютное большинство ученых [7, с. 22] высказываются за необходимость наличия в преамбуле помимо целей и задач, мотивов ее принятия. В то время как В. М. Баранов [2, 3], напротив, настаивает на законодательном закреплении последовательно размещаемых шести обязательных элементов преамбулы (предмет регуляции документа, цель нормативного правового акта, сфера действия, принципы регламентируемой деятельности, система используемых в акте дефиниций, нормативные ссылки), среди которых мотивы приятия не значатся.

Разъяснения Минюста России указывают, что в обязательном порядке преамбула нормативного акта должна включать указание на конкретный акт, в соответствии с которым он принимается. Мотивы и цели подлежат включению при необходимости и в кратком виде. Далее приводится так называемый образец оформления преамбулы: «В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации …»[5], наглядно демонстрирующий привычное отсутствие мотивов издания акта.

Еще один часто используемый в законодательстве вариант изложения преамбулы выглядит следующим образом – в проекте дается преамбула, если необходимо разъяснить цели и мотивы принятия акта. Однако отсутствуют указания относительно того, кому требуется такое разъяснение[6].

Анализ указанных нормативных правовых актов содержит еще одну особенность, в отношении которой сходны все акты, определяющие технико-юридические особенности оформления вступительной части – это отсутствие нормативности ее предписаний. Однако анализ судебной практики (при формулировании своей позиции Конституционный Суд РФ неоднократно ссылается на преамбулы) и многочисленных юридических исследований свидетельствуют о дискуссионности этого положения. Так, А. С. Пиголкин и А. В. Мицкевич солидарны с законодателем в вопросе отсутствия нормативности в преамбуле. Однако, большинство юристов (В. М. Баранов [2], Ю. А. Дмитриева [9, с. 35–38], напротив, наделяют положения преамбулы возможностью выступать регулятором общественных отношений.

Таким образом, проведенный анализ демонстрирует отсутствие в действующем законодательстве императивного правила о необходимости включения в структуру нормативного правового акта преамбулы. Что касается мотива, то его наличие в преамбуле прямо предусмотрено только нормами ведомственного правотворчества.

Определенную специфику технико-юридического оформления вступительной части можно выявить в ходе анализа нормативных актов МВД России.

Правовую основу организации правовой работы и делопроизводства в системе МВД России составляют Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (далее – Приказ № 484) и Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в ОВД Российской Федерации» (далее – Приказ № 615)[7]. Несмотря на то, что предмет правового регулирования указанных документов различен, они содержат правовые коллизии оформления отдельных реквизитов правовых документов.

Перечень документов, который в процессе своей деятельности издают органы внутренних дел, определен исчерпывающим образом в пункте 18 Инструкции и расширительному толкованию не подлежит. Правовое регулирование основных вопросов организации и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется посредством издания приказов.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов МВД России за последнее десятилетие наглядно демонстрирует следующее.

Во-первых, пункт 54-55 Приказа № 484 определяет, что ведомственные приказы классически состоят из вступительной (при необходимости обоснования) и распорядительной (приказной) части. При наличии вступительной части в ней указываются цели, мотивы и основания издания приказа. Действительно, изучение правовых актов МВД России свидетельствует о том, что все приказы МВД России оснащены преамбулой.

Во-вторых, одной из юридико-технических особенностей оформления приказов в системе МВД России является то, что вступительная часть документа никогда не содержит наименования «преамбула».

В-третьих, к юридико-техническим особенностям нормативных правовых актов МВД России относится и то, что вступительная и распорядительная части документа должны быть наглядно отделены друг от друга. Об этом свидетельствует образец приказа МВД России, который содержится в первом приложении к приказу МВД России № 484. В нем графически демонстрируется, что между текстом преамбулы и приказной частью акта с новой строки, заглавными буквами вразрядку (с двумя машинописными интервалами), с учетом равнения по центу должно располагаться слово «ПРИКАЗЫВАЮ».

В-четвертых, по своей структуре, вступительная часть ведомственных нормативных правовых актов должны содержать следующие элементы: цели, мотивы и основания издания акта.

Однако проведенное исследование преамбул показывает нарушение предусмотренной законодательством структуры вступительной части документов, а именно полное отсутствие мотивов издания актов. Цели либо основания издания, напротив, находят отражение во всех приказах МВД России посредством использования следующих законодательных формулировок: «В целях реализации (совершенствования[8], приведения) …», «В соответствии со ст …[9] (с Федеральным законом) …»[10], «Во исполнение …». Анализ преамбулы основополагающего ведомственного нормативного правового акта, который определяет правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (Приказ № 484), также не содержит в структуре вступительной части ни мотивов, ни оснований издания акта, определяя лишь цели документа: «В целях совершенствования правовой работы в системе МВД России и повышения ее эффективности приказываю:» Приказ № 615 также в преамбуле содержит указание только на цель документа – совершенствование делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации. То есть образцовые акты, начиная со вступительной части документа, образцовыми не являются. Указанная специфика формулировок вступительной части документов предопределяет наличие следующей особенности.

В-пятых, утвержденная Приказом № 615 Инструкция определяет особенности оформления служебных писем в системе МВД. Согласно пункту 28.19. «Текст документа», служебные письма могут содержать в своей структуре вступительную фразу, которая содержит предложение, включающее благодарность адресату, а также пояснение мотивов, целей и просьб служебного письма. В такой преамбуле в качестве юридико-технического приема используются фразеологические формулы подтверждения, обоснования действия, предложения, благодарности и другие (например, подтверждение: Ваше письмо от … №… получено»[11].

В-шестых, большинство преамбул приказов МВД России, начинающихся со слов «В соответствии с …» далее содержат указание на пункт статьи федерального закона, положения или иного нормативного правового акта, во исполнение которого принимается приказ и сноска(и) на источник(и) его опубликования. Такую особенность вряд ли стоит признать верным решением, поскольку постоянно изменяющееся законодательство неизбежно приводит к необходимости внесения изменений в преамбулы. Так, большинство преамбул приказов МВД России сегодня находятся в измененной редакции (например, преамбула в ред. приказа МВД России от 29 марта 2013 № 178дсп).

Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих правовую основу деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии «образцовых» преамбул. Среди федеральных законов прослеживается тенденция либо полного отсутствия вступительной части[12], либо признание преамбулы утратившей силу в новой редакции нормативного правового акта[13]. А имеющиеся преамбулы содержат немногочисленные однотипные формулировки, такие как «Настоящим Федеральным законом устанавливаются…»,[14] не содержащие ни мотивов, ни целей издания.

Анализ подзаконных правовых актов, издаваемых в виде постановлений Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации, также наглядно демонстрирует наличие преамбулы с формулировками «Во исполнение…»[15], «В соответствии…»[16], «В целях …»[17] или вообще «Правительство постановляет…»[18].

В качестве примера преамбулы нормативного правового акта, в которой содержится мотив ее принятия, можно привести преамбулу Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[19], которая указывает на учащение случаев нарушения сотрудниками … дисциплины, которые вызывают необоснованную реакцию … умаляют авторитет власти … и нуждаются в модернизации.

Таким образом, проведенное исследование юридико-технических особенностей оформления преамбулы в нормативных правовых актах различного уровня свидетельствует о недооценимости как законодателем, так и правоприменителем, значения вступительной части правового документа и, как следствие, отсутствие единых требований к ее оформлению и повсеместное отсутствие в своей структуре обстоятельств, послуживших поводом его принятия.

В современной науке и практике недооценивается роль преамбулы в нормативных правовых актах, в то время как она имеет огромное технико-юридическое, культурно-воспитательное и интерпретационное значение. Императивное положение о наличии в преамбуле мотивов издания акта; необходимость использования преамбулы в структуре нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу [12, с. 187], также, как и нормативность положений преамбулы, представляется назревшим и практически оправданным.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России : Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (ред. 2021 г.) : утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Москва, 2000. Т. 1. С. 532–540 ; Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское изд. 2007. № 12.

4 URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_379680 (дата обращения: 10.03. 2022).

[5] Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : Приказ Минюста России от 23 апр. 2020 г. № 105 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2020.

[6] Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний : приказ ФСИН России от 10 авг. 2011 г. № 464 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11.

[7] Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Об утверждении правил и норм снабжения имуществом, снаряжением и предметами ухода для содержания, дрессировки и применения служебных животных в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 27 дек. 2019 г. № 979 // СПС «КонсультантПлюс».

[9] О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России : Приказ МВД России от 13 янв. 2020 г. № 3 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.02.2020.

[10] Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений : Приказ МВД России от 12 янв. 2021 г. № 5 // Там же.

[11] Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615.

[12] О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ч. 1. Ст. 7020 ; О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 19 июля 2011 г. № 47-ФЗ // Там же. 2011. № 30, ч. 1. Ст. 4595.

[13] Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации : Федер. закон от 28 марта 199  г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 13. Ст. 1474.

[14] О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2000 г. № 162-ФЗ // Там же. 2001. № 1, ч. 2. Ст. 14.

[15] Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 3 нояб. 2011 г. № 878 // Там же. 2011. № 46. Ст. 6504 ; О порядке и условиях присвоения званий «Ветеран военной службы», «Ветеран органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов», «Ветеран труда : Распоряжение Президента Российской Федерации от 28 февр. 1995 г. № 105-рп // Российская газета. 1995. 11 марта.

[16] О порядке формирования фонда денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 6 авг. 2015 г. № 810 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 33. Ст. 4840.

[17] О некоторых вопросах материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, откомандированных из Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств : Постановление Правительства Российской Федерации  от 12 дек. 2007 г. №857 // Там же. 2007. № 51. Ст. 6369.

[18] Об индексации размера ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 нояб. 2020 г. № 1873 // Там же. 2020. № 47. Ст.7562.

[19] О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2009 г. № 1468 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52, ч. 1. Ст. 6536.

Список источников

  1. Артемова Д. И. Преамбула устава Пензенской области как сосредоточение достижений общественного развития в формировании гражданского общества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – № 1 (120). – С. 28–33.
  2. Баранов В. М. Преамбула нормативного правового акта (доктрина, практика, техника) : монография. – Москва : Юрлитинформ, 2014. – 248 с.
  3. Баранов В. М. Преамбула нормативного правового акта // Юридическая техника : учебник / под ред. В. М. Баранова. – Москва : Проспект, 2021. – 648 с.
  4. Батюшкина М. В. К вопросу о жанровых особенностях конституционных преамбул // Жанры речи. – 2020. – № 2 (26). – С. 136–145.
  5. Болдырев С. Н. Преамбула как прием юридической техники // Юристъ-Правоведъ. – 2014. – № 5 (66). – С. 5–8.
  6. Ваганова М. А. Значение преамбулы как структурного элемента нормативного правового акта: историко-правовой аспект // Трансформация права в информационном обществе : материалы III Всерос. науч.-практ. форума молодых учёных и студентов. – Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного юридического университета, 2020. – С. 49–54.
  7. Василевич С. Г. Роль и значение преамбулы нормативного правового акта // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 2 (38). – С. 19–22.
  8. Волков М. С. О преамбуле в международных налоговых договорах // Вопросы российского и международного права. – 2020. – № 7-1. – С. 255–265.
  9. Дмитриева Ю. А. О юридическом значении преамбулы // Государство и право. – 2008. – № 12. – С. 35–38.
  10. Железняк Н. С. О необходимости корректировки преамбулы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Труды Академии управления МВД России. – 2018. – № 2 (46). – С. 40–45.
  11. Зырянов И. А. Моральные основы конституционного строя в преамбуле конституции России: вопросы практического значения // 25 лет Конституции Российской Федерации: тенденции развития и перспективы реализации : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации / ред. М.  А. Липчанская. – Саратов : Изд-во Саратовской государственной юридической академии, – С. 76–82.
  12. Зяблова Т. Е., Мамчун В. В. Некоторые аспекты изучения преамбул нормативных правовых актов в российской и польской теории права // Вестник Владимирского юридического института. – 2020. – № 2 (55). – С. 184–191.
  13. Зяблова Т. Е., Стрельникова Т. А. Основные проблемы исследования преамбул нормативных правовых актов в российской теории права // Пенитенциальное права: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2020. – № 2 (24). – С. 124–128.
  14. Ибрагимов К. Х. Актуальность преамбулы Конституции Российской Федерации в контексте проблем коронавирусной пандемии (сравнительно-правовое исследование) // Вестник Комплексного научно-исследовательского института им. Х. И. Ибрагимова Российской академии наук. – 2020. – № 4 (4). – С. 100–109.
  15. Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. – Москва : Норма : Инфра-М, 2007. – 495 с.
  16. Корейво Е. В. Использование преамбул в международном праве // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 3. – С. 2–5.
  17. Маремкулов А. Н., Ивазов А. М. Преамбула нормативных правовых актов как важнейший элемент юридической технологии (по материалам актов органов российского самодержавия XVIII–XIX вв.) // Системы власти и права автохтонных народов Кавказа, Российской империи, Советов (XVIII–XX вв.): сравнительный анализ : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Нальчик, 18–21 мая 2016 г.) / сост. Д. Ю. Шапсугов. – Нальчик ; Ростов-на-Дону : Альтаир, 2016. – С. 382–388.
  18. Тронина Е. Г. Юридическое значение преамбулы Конституции Российской Федерации // Современный ученый. – 2020. – № 6. – С. 276–280.
  19. Федоскин Н. Н., Гапонов О. Н. Преамбула Конституции Российской Федерации и ее политико-правовое значение // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 1 (2). – С. 127–130.
  20. Хачатурова Л. К. Преамбула нормативного правового акта как высокоценное технико-юридическое и культурно-воспитательное средство вузовской подготовки правоведов // Юридическая техника. – 2009. – № 3. – С. 355–364.
  21. Швед Е. Н. Типология средств и приемов правотворческой техники // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 3 (42). – С. 97–108.

References

  1. Artemova D. I. Preamble to the charter of the Penza region as the concentration of the social development achievements in the formation of the civil society. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Saratov State Academy of Law Bulletin, 2018, no. 1 (120), pp. 28–33. (In Russian).
  2. Baranov V. M. Preambula normativnogo pravovogo akta (doktrina, praktika, tekhnika) [Preamble to the Normative Legal Act (Doctrine, Practice, Technology]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2014. 248 p.
  3. Baranov V. M. Preamble to the Normative Legal Act. In Baranov V. M. (ed.). Yuridicheskaya tekhnika [Juridical Techniques]. Moscow, Prospekt Publ., 2021. 648 p. (In Russian).
  4. Batyushkina M. V. To the question of genre features of preambles to constitutions. Zhanry rechi = Speech Genres, 2020, no. 2 (26), pp. 136–145. (In Russian).
  5. BoldyrevN. Preamble as a way of legal techniques. Jurist-Pravoved, 2014, no. 5 (66), pp. 5–8. (In Russian).
  6. Vaganova M. A. The Meaning of the Preamble as a Structural Element of a Normative Legal Act. Historical And Legal Aspect. Transformatsiya prava v informatsionnom obshchestve. Materialy 3-go Vserossiiskogo nauchno-prakticheskogo foruma molodykh uchenykh i studentov [Transformation of Law in the Information Society. Materials of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Forum of Young Scientists and Students]. Yekaterinburg, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev Publ., 2020, pp. 49–54. (In Russian).
  7. Vasilevich S G. Role and meaning of the preambule of the normative legal act for provision of sistematic character of legal regulation. Yuridicheskaya nauka i praktika: vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii = Legal science and practical: Journal of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2017, no. 2 (38), pp.  19–22. (In Russian).
  8. Volkov M. S. About the preamble of the double tax treaties. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava= Matters of Russian and international law, 2020, no. 7-1, pp. 255–265. (In Russian).
  9. Dmitrieva Yu. A. On the Legal Meaning of the Preamble. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2008, no. 12, pp. 35–38. (In Russian).
  10. Zheleznyak N. S. To the Issue About Correction of the Federal Law’s Preamble «About Operative and Investigative Activity». Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the management academy of the Ministry of interior of Russia, 2018, no. 2 (46), pp. 40–45. (In Russian).
  11. Zyryanov I. A. Moral Foundations of the Constitutional Order in the Preamble to the Russian Constitution: Questions of Practical Significance. 25 let Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: tendentsii razvitiya i perspektivy realizatsii. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [25 years of the Constitution of the Russian Federation: Development Trends and Prospects for Implementation. Materials of the International Research Conference Devoted to the 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation]. Saratov State Academy of Law , 2018, pp. 76–82. (In Russian).
  12. Zyablova T. E., Mamchun V. V. Some aspects of studying the preamble of normative legal acts in the Russian and the Polish theory of law. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of the Vladimir law institute, 2020, no. 2 (55), pp. 184–191. (In Russian).
  13. Zyablova T. E., Strelnikova T. A. The main problems of the study of the preambles normative legal acts in the Russian theory of law. Penitentsialnoe prava: yuridicheskaya teoriya i pravoprimenitelnaya praktika= Penal law: legal theory and law enforcement practices, 2020, no. 2 (24), pp. 124–128. (In Russian).
  14. Ibragimov K. Kh. Relevance of the preamble to the Constitution of the Russian Federation in the context of problems coronavirus pandemic (comparative legal research). Vestnik Kompleksnogo nauchno-issledovatelskogo instituta imeni Kh. I. Ibragimova Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Integrated research Institute. H. I Ibragimova RAS (Bulletin of KNII RAS), 2020, no. 4 (4), pp. 100–109. (In Russian).
  15. Kashanina T. V. Yuridicheskaya tekhnika [Juridical Techniques]. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 495 p.
  16. Koreivo E. V. Use of Preambles in International Law. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo = Public International and Private International Law, 2010, no. 3, pp. 2–5. (In Russian).
  17. Maremkulov A., Ivazov A. M. Preamble of Normative Legal Acts as an Important Element of Legal Technology (Based on the Materials of Acts of the Russian Autocracy of the XVIII-XIX Centuries. Sistemy vlasti i prava avtokhtonnykh narodov Kavkaza, Rossiiskoi imperii, Sovetov (XVIII–XX vv.): sravnitelnyi analiz. Materialy 6-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Nalchik, 18–21 maya 2016. [Systems of Power and Rights of the Autochthonous Peoples of the Caucasus, the Russian Empire, the Soviets (18th-20th Centuries): Comparative Analysis. Materials of the 6th International Research Conference, Nalchik, May 18–21 2016. Nalchik, Rostov-on-Don, Altair Publ., 2016, pp. 382–388. (In Russian).
  18. Tronina E. G. Legal significance of the preamble to the Constitution of the Russian Federation. Sovremennyi Uchenyi = Modern Scientist, 2020, no. 6, pp. 276–280. (In Russian).
  19. Fedoskin N. N., Gaponov O. N. Preamble the Russian Federation Constitution and its political and legal significance. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voisk natsionalnoi gvardii = Vestnik of Saint-Petersburg Military Order Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian federation, 2018, no. 1 (2), pp. 127–130. (In Russian).
  20. Khachaturova L. K. The Preamble to the Normative Legal Act as a Highly Valuable Technical-Legal and Cultural-Educational Means of University Training of Legal Scholars. Yuridicheskaya tekhnika = Juridical Technigues, 2009, no. 3, pp. 355–364. (In Russian).
  21. Shved E. N. Typology of means and receptions of legal technology. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State Universiti. Series Law, 2020, no. 3 (42), pp. 97–108. (In Russian).