• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

340.13

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.1.
Дата поступления 05.11.2024, дата принятия к печати 17.03.2025,
дата онлайн-размещения 25.03.2025.

Статья посвящена исследованию оснований классификации экспериментальных правовых норм в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Целью данной работы является формирование концепции существования различных экспериментальных юридических норм, выявление их внутренних и внешних связей. Автор отмечает, что видовое деление экспериментальных правовых норм не ограничивается их стратификацией по предметно-методологическому, то есть отраслевому критерию. В качестве исследовательской задачи автором предпринята попытка уточнить иные основания классификации экспериментальных правовых норм. На основе анализа юридической доктрины, отечественного законодательства и правоприменительной практики автор приходит к выводу, что экспериментальные правовые нормы можно систематизировать: а) в зависимости от уровня правотворчества (пробные правовые предписания, закрепленные в федеральном, подзаконном, региональном, ведомственном и локальном нормативном правовом акте); б) относительно временного периода действия (краткосрочные, продолжительностью от нескольких дней до одного года, перспективные, запланированные к реализации в течение свыше одного года до пяти лет и стратегические, реализуемые сроком свыше пяти лет); в) по своей внутренней структуре (последовательно вводимые и параллельно действующие экспериментальные нормы); г) по уровню контроля за реализацией экспериментальных норм (с непрерывным контролем и периодическим мониторингом); д) применительно к степени изменения общественных отношений и новизны (корректирующие и кардинальные экспериментальные нормы); е) по сфере их применения (экспериментальные правовые нормы в экономике, промышленности, социальной политике, туризме, образовании и прочие); ж) относительно своего прямого или опосредованного позиционирования в законодательной деятельности (явные и латентные экспериментальные нормы); з) по содержательному наполнению (экспериментальные нормы-правила и экспериментальные нормы-перечни).

Экспериментальная норма права; классификация правовых норм; нормативный правовой акт; критерий классификации; отрасль права; внутренняя структура; время действия.

Маргарян А. В. Экспериментальные правовые нормы: основания классификации // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 7 – 16. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.1.

УДК
340.13
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.1.
Дата поступления 05.11.2024, дата принятия к печати 17.03.2025,
дата онлайн-размещения 25.03.2025.

Аннотация

Статья посвящена исследованию оснований классификации экспериментальных правовых норм в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Целью данной работы является формирование концепции существования различных экспериментальных юридических норм, выявление их внутренних и внешних связей. Автор отмечает, что видовое деление экспериментальных правовых норм не ограничивается их стратификацией по предметно-методологическому, то есть отраслевому критерию. В качестве исследовательской задачи автором предпринята попытка уточнить иные основания классификации экспериментальных правовых норм. На основе анализа юридической доктрины, отечественного законодательства и правоприменительной практики автор приходит к выводу, что экспериментальные правовые нормы можно систематизировать: а) в зависимости от уровня правотворчества (пробные правовые предписания, закрепленные в федеральном, подзаконном, региональном, ведомственном и локальном нормативном правовом акте); б) относительно временного периода действия (краткосрочные, продолжительностью от нескольких дней до одного года, перспективные, запланированные к реализации в течение свыше одного года до пяти лет и стратегические, реализуемые сроком свыше пяти лет); в) по своей внутренней структуре (последовательно вводимые и параллельно действующие экспериментальные нормы); г) по уровню контроля за реализацией экспериментальных норм (с непрерывным контролем и периодическим мониторингом); д) применительно к степени изменения общественных отношений и новизны (корректирующие и кардинальные экспериментальные нормы); е) по сфере их применения (экспериментальные правовые нормы в экономике, промышленности, социальной политике, туризме, образовании и прочие); ж) относительно своего прямого или опосредованного позиционирования в законодательной деятельности (явные и латентные экспериментальные нормы); з) по содержательному наполнению (экспериментальные нормы-правила и экспериментальные нормы-перечни).

Ключевые слова

Экспериментальная норма права; классификация правовых норм; нормативный правовой акт; критерий классификации; отрасль права; внутренняя структура; время действия.

Для цитирования

Маргарян А. В. Экспериментальные правовые нормы: основания классификации // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 7 – 16. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.1.

Финансирование

About article in English

UDC
340.13
Publication data

Prologue: Law Journal, 2025, no. 1, pp. 7 – 16.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.5.1.
Received 05.11.2024, accepted 17.03.2025, available online 25.03.2025.

Abstract

The article examines the grounds for classifying experimental legal norms in the sectoral legislation of the Russian Federation. The purpose of this work is to form a concept of the existence of various experimental legal norms, to identify their internal and external relationships. The author notes that the specific division of experimental legal norms is not limited to their stratification by subject-methodological, that is, sectoral criteria. As a research task, the author attempts to clarify other grounds for classifying experimental legal norms. Based on the analysis of legal doctrine, domestic legislation and law enforcement practice, the author comes to the conclusion that experimental legal norms can be systematized: a) depending on the level of law-making (trial legal regulations enshrined in federal, subordinate, regional, departmental and local normative legal act); b) relative to the time period of action (short-term, lasting from several days to one year, promising, planned for implementation for more than one year to five years and strategic, implemented for more than five years); c) according to its internal structure (sequentially introduced and parallel experimental standards); d) according to the level of control over the implementation of experimental standards (with continuous monitoring and periodic monitoring); e) in relation to the degree of change in social relations and novelty (corrective and cardinal experimental norms); f) in the field of their application (experimental legal norms in economics, industry, social policy, tourism, education, and others); g) regarding their direct or indirect positioning in legislative activity (explicit and latent experimental norms); h) in terms of content (experimental norms-rules and experimental norms-lists).

Keywords

Experimental rule of law; classification of legal norms; normative legal act; classification criterion; branch of law; internal structure; duration of action.

For citation

Margaryan A. V. Experimental Legal Norms: Grounds for Classification. Prologue: Law Journal, 2025, no. 1, pp. 7 – 16. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.1.

Acknowledgements

В целях расширения и углубления знаний о феномене «экспериментальная норма права», ориентировании во всем многообразии подобных пробных нормативных предписаний необходимо затронуть вопросы классификации. Данный подход познания позволяет понять систему различных экспериментальных юридических норм отечественного права как соподчиненных явлений, выявить их внутренние и внешние связи, детализировать свойства изучаемого предмета.

Поскольку в основе любой классификации лежит принцип расчленения объектов с опорой на какой-либо критерий, полагаем уместным начать с такого основания деления, как уровень правотворчества (принимая во внимание, что правовая норма является первичной ячейкой процесса образования права). Такой подход, безусловно, не будет отличаться высокой оригинальностью, поскольку, например, В. И. Никитинский указывал на необходимость классификации экспериментальных правовых норм в зависимости от пространства их действия, выделяя «региональные и экспериментальные нормы, действующие на отдельных предприятиях» [11, c. 31]. Н. П. Колдаева, обозначала «опытные правовые нормы», классифицировала их по уровню правотворчества на локальные, межотраслевые и республиканские [4, c. 75]. На современном этапе, по всей видимости, несколько заблуждается Н. А. Поветкина, полагая, что экспериментальное регулирование «может иметь три правовые формы: форму федерального закона, форму указа Президента РФ, форму постановления Правительства РФ» [10, c. 22].

В представленных рассуждениях видятся резервы для расширения знаний об изучаемом явлении, поэтому считаем возможным уточнить и несколько обогатить данный критерий классификации – в зависимости от уровня правотворчества. В результате этого появляется возможность дополнить типологический ряд и выделить экспериментальные правовые нормы, создаваемые:

– федеральным законодательством. В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне реализуются свыше двадцати правовых экспериментов, основу которых заложили соответствующие пробные правовые предписания, изложенные в федеральных законах[1];

– путем подзаконного нормотворчества. В качестве примеров можно привести постановления Правительства Российской Федерации, содержащих экспериментальные правовые установления[2];

– законодательством субъектов Российской Федерации. Так, правительство г. Москвы предприняло попытку вернуть реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках проводимых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий. Экспериментальной правовой нормой снимается запрет «на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания»[3];

– актами ведомственного нормотворчества. В частности, в целях определения целесообразности повсеместного распространения положительного опыта оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел допустимо проверять «обоснованное предположение, конкретизирующее идею о применении новых форм и методов осуществления служебной деятельности с целью повышения ее эффективности»[4];

– на уровне локального правотворчества. К примеру, образовательные организации традиционно выступают местом апробирования нестандартных подходов к воздействию на общественные отношения в области просвещения, науки, подготовки кадров и пр. Основа для этого была заложена профильным приказом[5] и получила развитие в виде создания федеральных экспериментальных (инновационных) площадок[6]. В рамках этого, например, в спортивной школе Красногвардейского района Санкт-Петербурга локальным нормативным правовым актом принята экспериментальная правовая норма, предусматривающая «индивидуализацию тренировочного процесса на основе дифференцированного подхода к условиям реализации требований программ спортивной подготовки по видам спорта»[7].

Уровневый подход относительно видового деления экспериментальных правовых норм в свою очередь обуславливает и предметно-методологический, то есть отраслевой. Экспериментальная правовая норма характерна для большинства отраслей российского права, поскольку, как думается, ни для одной из сфер общественных отношений не будет лишним апробировать новые подходы к правовому регулированию, опираясь при этом на научно проверенную методику, оценку нововведений, возможность корректировки правового воздействия по ходу испытаний.

Примером экспериментальной нормы в конституционном праве служит нормативное установление, позволившее использовать общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ в качестве «легитимации персонализированных политических решений в рамках конституционной реформы – 2020» [7, c. 21]. Уточнить, пожалуй, можно лишь тот аспект, что применительно к данной ситуации уместнее говорить о совокупности экспериментальных правовых предписаний, востребованность которых была обусловлена как социальной (в первую очередь эпидемиологической) ситуацией в стране, так и политической обстановкой.

В административном праве также имеют место экспериментальные правовые положения, к числу которых, например, В. Н. Хорьков и В. В. Рубашкин относят наделение Уставного суда Калининградской области юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях [15, c. 29–30].

Отрасль уголовного права, несмотря на кажущуюся консервативность, не лишена присутствия экспериментальных правовых предписаний, в том числе касающихся исследования личности преступника [6, c. 44–50]. Кроме того, экспериментальной нормой можно считать положение об уголовном проступке [3, c. 29], предлагаемое Верховным Судом Российской Федерации [3, c. 29] для включения в Уголовный кодекс Российской Федерации в качестве впервые совершенного преступления небольшой и средней тяжести.

Интересные примеры экспериментальных правовых норм имеют место в уголовно-исполнительном праве. Речь может идти о пробных правовых установлениях, предусматривающих создание «исправительных центров, территориально и организационно объединяющих в себе осужденных нескольких отрядов» [14, c. 14–18].

Не лишены экспериментальных правовых норм отрасли бюджетного права [10, c. 21–24], или, к примеру, налогового. Так, несмотря на определенную тревогу, которую у отдельных авторов вызывает принятие экспериментальных правовых норм в области налогообложения [2, c. 91], достаточно хорошо известны реализованные на их основе фискальные пилотные проекты[8].

Приведенные примеры наличия экспериментальных правовых норм в публичных отраслях российского права, превалирующим методом воздействия для которых выступает императивный, в определенном смысле подталкивает к тезису об избыточности подробного анализа проявления пробных предписаний в частном праве. В рамках данных отраслей, где приоритетным является диспозитивный подход, более ярко выражено открывается возможность для различного рода экспериментального регулирования [1].

Учитывая, что экспериментальное правовое предписание в целом характеризуется усеченным временным характером действия, В. В. Лапаева предлагала классифицировать процесс экспериментирования относительно временной направленности, выделяя «преоктивные, ретроспективные и эксперименты, оценивающие состояние процесса на данный момент времени» [8, c. 59–60]. Кроме того, применительно ко времени действия экспериментального правового предписания в науке выделяются также такие его виды, как временного действия и неопределенно-срочного действия [11, c. 32]. Попробуем уточнить данный критерий, опираясь на сущностные признаки экспериментальной правовой нормы.

Убеждены, что существование последних из выделенных В. И. Никитинским экспериментальных предписаний (неопределенно-срочного действия) должно быть в сегодняшней практике реализации под запретом. Выступая формально-юридическим основанием правового эксперимента, экспериментальная правовая норма должна обязательно быть ограничена во временных рамках. Ранее ряд авторов в числе особенного вида специальных правовых норм выделяли временные нормы [13, c. 167]. Убеждены, что наличие бессрочных или «неопределенно-срочного действия» экспериментальных правовых предписаний подрывает юридическую природу испытания непроверенных механизмов правового воздействия, создает для правоприменителя условия злоупотребления преимуществами и послаблениями, полученными для стимулирования поисковой деятельности в рамках эксперимента, размывает качество общеобязательности основного (общего) правила действия.

Обозначенные риски в полной мере относятся и к положениям законодательства, явно создающего правовую коллизию относительно времени действия экспериментального предписания. Так, абз. 5 ст. 6 Закона Республики Дагестан «О порядке льготного налогообложения в Республике Дагестан» недвусмысленно определяет, что «срок действия налогового эксперимента устанавливается на один год». Между тем, в следующем абзаце зафиксировано противоречащее предыдущему положение: «максимальный срок действия налогового эксперимента не может быть более 2 лет»[9].

В этой связи, предлагаем уточнить временной критерий классификации экспериментальной правовой нормы, предложив их рассматривать как:

– краткосрочные (продолжительностью от нескольких дней до одного года). Так, экспериментальная правовая норма по передаче данных в интегрированной информационной системе Евразийского экономического союза действовала с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г.[10];

– перспективные (среднесрочные) (запланированные к реализации в течение от одного года до пяти лет). К примеру, экспериментальная правовая норма, обязывающая организации применять специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», будет действовать с 1 июля 2022 г. до 31 декабря 2027 г.[11];

– стратегические (долгосрочные) (рассчитанные на срок свыше пяти лет). Указывая на важность планирования правового экспериментирования, следует отметить и значимость такой разновидности данной интеллектуальной деятельности, как разработка и реализация стратегии развития какой-либо области общественных отношений (то есть в качестве правового и управленческого документа) [5]. Экспериментальные правовые нормы являются неотъемлемым элементом стратегического планирования на федеральном уровне[12], и, к примеру, одним из приоритетов пространственного развития Российской Федерации выступает создание «экспериментального производства и инжиниринга»[13].

По внутренней структуре экспериментальной правовой нормы ее можно классифицировать на последовательно вводимую и параллельно действующую. Так, последовательно вводимая экспериментальная правовая норма обеспечивает поэтапное, но в конечном счете – полное изменение подходов правового регулирования (на всей территории страны, во всей отрасли права и т. д.). Она характеризуется стадийностью, заключающейся в плановом и постепенном изменении сроков, порядка, средств, методов правового воздействия. Такой экспериментальной правовой нормой было установление бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, механизм оказания которой испытывался на территории десяти субъектов Российской Федерации с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.[14] В результате сегодня сформировалась и достаточно эффективно функционирует полноценная государственная система оказания бесплатной помощи по юридическим вопросам[15].

Второй из ранее названных видов предполагает, что пробное нормативное установление действует одновременно с генеральной нормой, лишь корректируя для отдельных участников общественных отношений условия и механизмы ее реализации (в отдельных субъектах, применительно к специальным участникам, относительно некоторых объектов правоотношений). Так, экспериментальной правовой нормой, действовавшей с 15 февраля 2022 г. по 28 февраля 2023 г., установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, подлежащих маркировке средствами идентификации[16]. Общий порядок государственного лицензирования и контроля за данной сферой не изменен, а новое правовое регулирование распространяется лишь на шесть типов медицинских изделий.

Несомненно важной в практическом аспекте является классификация экспериментальных правовых норм по уровню контроля за ее реализацией. Так, В. В. Лапаева выделяла среди экспериментов контролируемые и естественные [8, c. 60], что, полагаем, относительно государственно-правовой действительности неприменимо (или, по крайней мере, не должно быть применимо). В аналогичном (критическом) ракурсе о «спонтанных» правовых экспериментах высказывались В. А. Сивицкий и М. Ю. Сорокин [12, c. 18]. Убеждены, что все экспериментальные правовые предписания в силу того, что они все же являются нормой права, имеют контролируемый характер, должны быть подвержены мониторингу реализации с точки зрения выявления рисков нанесения вреда общественным отношениям. Однако степень его осуществления, безусловно, может разниться. Полагаем возможным, в этой связи, выделить экспериментальные правовые нормы, реализуемые с непрерывным контролем и периодическим мониторингом.

Так, непрерывный контроль, исходя из положений законодательства, осуществляется за реализацией экспериментальной правовой нормы по опытной эксплуатации автономных судов под государственным флагом Российской Федерации. Ввиду высокой степени опасности недостаточно проработанных систем автономного судовождения для участников эксперимента установлены меры контроля для снижения «рисков в отношении безопасности судоходства и защиты окружающей среды»[17].

О каком-либо постоянном контроле не упоминается, например, относительно введения в действие экспериментальной правовой нормы по маркировке средствами идентификации пива и отдельных видов слабоалкогольных напитков. Из императивных предписаний, установленных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрена лишь «координация создания и функционирования информационной системы»[18].

Относительно степени изменения общественных отношений и новизны, планируемых к внедрению пробных установлений, экспериментальные правовые нормы могут быть корректирующие и кардинальные. Корректирующая экспериментальная норма не создает принципиально нового подхода в регулировании правоотношений, лишь уточняя отдельные, возможно сугубо процессуальные аспекты реализации действующего правового материала. Подобной экспериментальной правовой нормой было введение временного порядка рассмотрения сообщений о преступлениях (происшествиях) в органах внутренних дел исключительно следователями или дознавателями[19]. Базовые предписания, установленные в том числе уголовно-процессуальными и административно-процессуальными нормами, не подвергались изменению, но организация этой деятельности на время проведения эксперимента (с 1 апреля по 1 декабря 2013 г.) в отдельных регионах (Республика Татарстан, Амурская, Кемеровская, Мурманская и Смоленская области) была скорректирована.

В свою очередь кардинальная экспериментальная норма существенным образом изменяет вектор правового воздействия, зачастую по-новому, инновационно, включая смену типа регулирования, например, с запрещающего на дозволительный. Подобный запрет в части реализации лекарственных средств без бумажного рецепта снят экспериментальной правовой нормой, введенной федеральным законом от 20 октября 2022 г. № 405-ФЗ, предусматривающей разрешение на реализацию в Москве, Белгородской и Московской областях в период с 1 марта 2023 г. по 1 марта 2026 г. лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту, дистанционно[20].

Возможно рассмотрение классификации экспериментальных правовых норм применительно к сфере их применения. Так, исследование законодательства показывает, что пробные нормативные установления больше всего характерны для сфер экономики, промышленности, социальной политики, туризма[21], образования.

Экспериментальная правовая норма, несмотря на наличие соответствующего признака формальной определенности, может по-разному позиционироваться в рамках законодательного процесса. Исходя из этого, можно выделить явные и латентные экспериментальные предписания.

Примеров первого в современном законодательстве немало. Так, статья 13 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ, где раскрывается значение совокупности пробных предписаний в рамках специального подхода к правовому воздействию на общественные отношения, именуется «экспериментальный правовой режим»[22].

Для примера латентных экспериментальных правовых норм приведем практику применения отдельных положений законодательства, регламентирующего земельные отношения. Так, нормой пункта 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ устанавливалось, что «в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются <…> изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов»[23]. По нашему мнению, положение содержит все необходимые признаки экспериментального правового предписания (сроки действия, границы территории распространения, конкретная целевая установка – необходимость проведения спортивных состязаний мирового уровня и пр.), а наработанная практика его применения впоследствии была распространена на всю территорию России путем внесения изменений в ГК РФ[24] и Земельный кодекс РФ[25]. Впоследствии такую законодательную политику отдельные авторы стали воспринимать как неофициальные правотворческие эксперименты [9, c. 34–40]. Нередко латентные экспериментальные правовые предписания появляются в условиях специальных правовых режимов (чрезвычайной ситуации, контртеррористической операции и пр.), ситуациях, не позволяющих прибегнуть к уже апробированным подходам в силу исключительности обстановки, ее новом и эксклюзивном характере. Таковой, например, являлась обстановка, вызванная борьбой с новой коронавирусной инфекцией. Органы государственной власти в таких условиях были вынуждены идти на сознательное допущение ошибок, оперативно, а иногда просто незамедлительно пробовать нестандартные шаги по правовому воздействию, прибегая к потенциалу экспериментирования (вводя нормы на отдельных территориях, на четко обозначенный период действия, в дальнейшем аккумулируя полученные данные и прогнозируя возможные последствия).

Наконец относительно содержательного наполнения в системе отечественного законодательства отчетливо просматриваются экспериментальные нормы-правила и экспериментальные нормы-перечни.

Можно назвать классическим примером экспериментальной нормы-правила государственно-властное веление, изложенное в п. 9 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2022 г. № 860 и содержащее:

– гипотезу: «В случае привлечения к выполнению работ по повышению уровня защищенности…»;

– диспозицию: «обязанность уведомления о выполнении работ участников эксперимента, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящего Положения, а также Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю возлагается на указанное учреждение»;

– санкцию «…в рамках эксперимента <…> Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации <…> осуществляет контроль за ходом устранения выявленных в рамках эксперимента недостатков (уязвимости)»[26].

Ярким примером экспериментальной нормы-перечня является перечень технологий, применяемых при экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций[27]. Фактически правило поведения заключается в перечислении допустимых ресурсов, используемых в рамках полноценного экспериментального правового режима. Тем не менее, нормы-перечни выполняют важную роль в обеспечении соответствующего правового порядка, повышении эффективности публичного управления.

Таким образом, проведенная классификация отечественных экспериментальных правовых норм открывает новые грани установления их юридической природы, в том числе касающиеся закономерностей технико-юридического закрепления и использования в качестве средства повышения эффективности законодательства.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] См., например, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 31, ч. I. Ст. 4763).

[2] Подп. «д» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах (вместе с «Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах»)» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 34. Ст. 6214).

[3] П. 1.2 постановления Правительства Москвы от 19 апреля 2022 г. № 610-ПП «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”» (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/dtu/documents/view/268595220/?utm_source=search&utm_term=serp).

[4] П. 2.1 Инструкции по организации и проведению экспериментов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 22 ноября 2012 г. № 1053 (СПС «КонсультантПлюс»).

[5] Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования : Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1123 // Официальные документы в образовании. 2004. № 15. (утратил силу).

[6] О федеральных инновационных площадках : Приказ Минпросвещения России от 23 дек. 2022 г. № 1167 // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/16077eee4ad3be38d08d3e6b0cc24773/ (дата обращения: 14.10.2024).

[7] Официальный сайт ГБУ ДО СШ Красногвардейского района Санкт-Петербурга. URL: http://goudoddyusshkrasnogr.krgv.gov.spb.ru/federalnaja-jeksperimentalnaja-ploschadka. (дата обращения: 22.10.2024).

[8] О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери : Федер. закон от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3582.

[9] О порядке льготного налогообложения в Республике Дагестан : Закон Республики Дагестан от 17 июня 1996 г. № 10 // Дагестанская правда. 1996. 26 июня.

[10] О реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (вместе с «Порядком реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза») : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/. (дата обращения: 11.10.2024).

[11] О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» : Федер. закон от 25 февр. 2022 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 9, ч. I. Ст. 1249.

[12] Об утверждении стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 нояб. 2018 г. № 2581-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49, ч. VI. Ст. 7670 и др.

[13] Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февр. 2019 г. № 207-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 7, ч. II. Ст. 702.

[14] О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам (вместе с «Положением об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам») : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 авг. 2005 г. № 534 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 35. Ст. 3615.

[15] О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.

[16] О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий средствами идентификации (вместе с «Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий средствами идентификации») : Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февр. 2022 г. № 137 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 7. Ст. 993.

[17] П. 9 Положения о проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под государственным флагом Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2020 г. № 2031 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50, ч. V. Ст. 8232).

[18] О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации (вместе с «Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации», «Перечнем видов пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации») : Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февр. 2021 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 8, ч. II. Ст. 1370.

[19] О проведении эксперимента по апробации порядка разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, предусматривающего принятие по ним процессуальных решений только следователями и дознавателями : Приказ МВД России от 1 апр. 2013 г. № 180 // СПС «КонсультантПлюс».

[20] Ст. 1 Федерального закона от 20 октября 2022 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 43. Ст. 7268).

[21] О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» : Федер. закон от 5 дек. 2022 г. № 489-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 50, ч. III. Ст. 8783.

[22] Об обязательных требованиях в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31, ч. I. Ст. 5006.

[23] Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 310-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6071.

[24] Часть первая ГК РФ была дополнена статьей 279 «Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

[25] Текст данного нормативного правового акта после проведения Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (и видимо ввиду признания удачным апробированного порядка изъятия земель) был дополнен главой VII.1 соответствующего содержания.

[26] О проведении эксперимента по повышению уровня защищенности государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений (вместе с «Положением о проведении эксперимента по повышению уровня защищенности государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений») : Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. № 860 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 21. Ст. 3439.

[27] Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций : Постановление Правительства Российской Федерации от 28 окт. 2020 г. № 1750 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 44. Ст. 7003.

Список источников

  1. Биомедицинское право в России и за рубежом : монография / Г. Б. Романовский, Н. Н. Тарусина, А. А. Мохов [и др.]. – Москва : Проспект, 2015. – 368 с.
  2. Журавлева О. О. Принцип баланса частных и публичных интересов и экспериментальное регулирование в налоговой сфере // Журнал российского права. – 2018. – № 8 (260). – С. 89–101.
  3. Капинус О. С. Законодательные инициативы о регламентации в Уголовном кодексе РФ уголовного проступка: критический анализ // Российская юстиция. – 2021. – № 3. – С. 25–29.
  4. Колдаева Н. П. Социально-правовой эксперимент // Право и правотворчество: вопросы теории : сб. статей / В. П  Казимирчук (отв. ред.). – Москва : ИГПАН, 1982. – 128 с.
  5. Кудряшова Е. В. Государственное финансовое планирование: правовая доктрина и практика : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.04. – Москва, 2018. – 42 с.
  6. Куница Е. В. К вопросу о перспективах применения экспериментального метода в криминологических исследованиях // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2015. – Вып. 8. – С. 44–50.
  7. Курячая М. М. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в системе институтов непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 6. – С. 18–22.
  8. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. – Москва : Юридическая литература, 1987. – 142 с.
  9. Новикова Е. В. О практике эколого-правовых экспериментов // Экологическое право. – 2021. – № 5. – С. 34–40.
  10. Поветкина Н. А. Правовой эксперимент как новая тенденция развития бюджетного права // Финансовое право. – 2020. – № 9. – С. 21–24.
  11. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / под ред. В. И. Никитинского, И. С. Самощенко. – Москва : Юридическая литература, 1988. – 304 с.
  12. Сивицкий В. А., Сорокин М. Ю. Правовой эксперимент и развитие права // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – № 4. – С. 15–30.
  13. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С. Н. Братусь, И. С. Самощенко. – Москва : Госюриздат, 1962. – 575 с.
  14. Уткин В. А. Пенитенциарные стандарты Совета Европы и векторы реформирования уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2016. – № 1. – С. 14–18.
  15. Хорьков В. Н., Рубашкин В. В. Обоснованы ли эксперименты с субъектами административной юрисдикции в Калининградской области // Административное право и процесс. – 2016. – № 11. – С. 28–31.

References

  1. Romanovskii G. B., Tarusina N. N., Mokhov A. A. et al. Biomeditsinskoe pravo v Rossii i za rubezhom [Biomedical Law in Russia and Abroad]. Moscow, Prospekt Publ., 2015. 368 p.
  2. Zhuravleva O. O. The Principle of Balance between Private and Public Interests and Legislative Regulation in Tax Matter. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 8 (260), pp. 89–101. (In Russian).
  3. Kapinus O. S. Legislative initiatives on the regulation of criminal offenses in the Criminal Code of the Russian Federation: A critical analysis. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justice, 2021, no. 3, pp. 25–29. (In Russian).
  4. Koldaeva N. P. Social and Legal Experiment. In Kazimirchuk V. P (ed.). Pravo i pravotvorchestvo: voprosy teorii [Law and Law-Making: Issues of Theory]. Moscow, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Publ., 1982. 128 p. (In Russian).
  5. Kudryashova E. V. Gosudarstvennoe finansovoe planirovanie: pravovaya doktrina i praktika. Avtoref. Dokt. Diss. [State Financial Planning: Legal Doctrine and Practice. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2018. 42 p.
  6. Kunitsa E. V. On the Prospects of Using the Experimental Method in Criminological Research. In Khomich V. M. et al. (eds). Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendentsii [Problems of Strengthening the Rule of Law and Order: Science, Practice, Trends]. Minsk, Belarusian State University of Physical Culture (BSUPC) Publ., 2015. Iss. 8, pp. 44–50. (In Russian).
  7. Kuryachaya M. M. The All-Russian Voting on the approval of amendments to the Constitution of the Russian Federation in the system of Direct Democracy Institutions. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2021, no. 6, pp. 18–22. (In Russian).
  8. Lapaeva V. V. Konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya v prave [Specific Sociological Research in Law]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1987. 142 p.
  9. Novikova E. V. On the Practice of Environmental Law Experiments. Ehkologicheskoe pravo = Environmental Law, 2021, no. 5, pp. 34–40. (In Russian).
  10. Povetkina N. A. A Legal Experiment as a New Budget Law Development Tendency. Finansovoe pravo = Financial Law, 2020, no. 9, pp. 21–24. (In Russian).
  11. Nikitinskii V. I., Samoshchenko I. S. (eds). Pravovoi ehksperiment i sovershenstvovanie zakonodatelstva [Legal Experiment and Improvement of Legislation]. Moscow, Yuridicheskaya Literature Publ., 1988. 304 p.
  12. Sivitsky V. A., Sorokin M. Y. Legal Experiment and Development of Law. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2016, no. 4, pp. 15–30. (In Russian).
  13. Bratus S. N., Samoshchenko I. S. (eds). Teoreticheskie voprosy sistematizatsii sovetskogo zakonodatelstva [Theoretical Issues of Soviet Legislation’s Systematization]. Moscow, Gosyurizdat Publ., 1962. 575 p.
  14. Utkin V. A. Penitentiary Standards of the Council of Europe and Vectors of Reforming the Penal System. Ugolovno-ispolnitelnaya sistema: pravo, ehkonomika, upravlenie = Criminal-Executory System: law, economy, management, 2016, no. 1, pp. 14–18. (In Russian).
  15. Khorkov V. N., Rubashkin V. V. Are Experiments with Subjects of Administrative Jurisdiction in the Kaliningrad Region Justified? Administrativnoe pravo i protsess= Administrative Law and Procedure, 2016, no. 11, pp. 28–31. (In Russian).