• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СТРАНАХ ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА: ПРОБЛЕМНОЕ СРАВНЕНИЕ

343.9

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 99 – 110.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.
Дата поступления 28.10.2024, дата принятия к печати 17.03.2025,
дата онлайн-размещения 25.03.2025.

В настоящем исследовании проводится краткий анализ основ борьбы с киберпреступлениями в странах Глобального Юга на примере государств Арабского залива и аль-Магриб: Королевства Бахрейн, Арабской Республики Египет, Султаната Оман, Государства Катар, Королевства Саудовская Аравия, Объединённых Арабских Эмиратов, Королевства Марокко, Алжирской Народной Демократической Республики и Тунисской Республики, а также Китайской Народной Республики, Исламской Республики Иран и Республики Индия. Ряд указанных стран принято относить к представителям религиозной правовой семьи, что подразумевает выделение в качестве основного источника права Священные Писания, однако в настоящее время ввиду исторического развития и влияния большинство рассматриваемых государств можно охарактеризовать как смешанные правовые системы, поэтому основное внимание уделено именно национальным нормативно-правовым актам. Ввиду полемики относительно объёмов превентивной деятельности в юридической науке автор ограничился изучением такого уголовно-правового средства, как криминализация, предупреждение на основании выработанных институциональных механизмов, а также уголовно-процессуальных мер, то есть фактически методов получения, фиксации электронных (цифровых) следов и придания им статуса доказательств при расследовании указанной категории посягательств. Понятийный аппарат изучен на основании правового регулирования на официальных языках рассматриваемых государств, учтены особенности законодательной техники. Методологически исследование построено на контент-анализе документов, формально-юридическом методе, толковании, методах юрислингвистики и носит сравнительный характер. При выявлении противоречий, недостатков и пробелов в законодательстве использован критико-правовой метод.

Киберпреступления; страны Глобального Юга; уголовный процесс арабских государств; иранское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; эфиопское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; китайское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; цифровые (электронные) доказательства; предупреждение преступности.

Цыплакова А. Д. Борьба с киберпреступностью в странах Глобального Юга: сравнительно-правовое исследование // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 99 – 110. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.

УДК
343.9
Информация о статье

Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 99 – 110.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.
Дата поступления 28.10.2024, дата принятия к печати 17.03.2025,
дата онлайн-размещения 25.03.2025.

Аннотация

В настоящем исследовании проводится краткий анализ основ борьбы с киберпреступлениями в странах Глобального Юга на примере государств Арабского залива и аль-Магриб: Королевства Бахрейн, Арабской Республики Египет, Султаната Оман, Государства Катар, Королевства Саудовская Аравия, Объединённых Арабских Эмиратов, Королевства Марокко, Алжирской Народной Демократической Республики и Тунисской Республики, а также Китайской Народной Республики, Исламской Республики Иран и Республики Индия. Ряд указанных стран принято относить к представителям религиозной правовой семьи, что подразумевает выделение в качестве основного источника права Священные Писания, однако в настоящее время ввиду исторического развития и влияния большинство рассматриваемых государств можно охарактеризовать как смешанные правовые системы, поэтому основное внимание уделено именно национальным нормативно-правовым актам. Ввиду полемики относительно объёмов превентивной деятельности в юридической науке автор ограничился изучением такого уголовно-правового средства, как криминализация, предупреждение на основании выработанных институциональных механизмов, а также уголовно-процессуальных мер, то есть фактически методов получения, фиксации электронных (цифровых) следов и придания им статуса доказательств при расследовании указанной категории посягательств. Понятийный аппарат изучен на основании правового регулирования на официальных языках рассматриваемых государств, учтены особенности законодательной техники. Методологически исследование построено на контент-анализе документов, формально-юридическом методе, толковании, методах юрислингвистики и носит сравнительный характер. При выявлении противоречий, недостатков и пробелов в законодательстве использован критико-правовой метод.

Ключевые слова

Киберпреступления; страны Глобального Юга; уголовный процесс арабских государств; иранское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; эфиопское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; китайское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; цифровые (электронные) доказательства; предупреждение преступности.

Для цитирования

Цыплакова А. Д. Борьба с киберпреступностью в странах Глобального Юга: сравнительно-правовое исследование // Пролог: журнал о праве. – 2025. – № 1. – С. 99 – 110. – DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.

Финансирование

About article in English

UDC
343.9
Publication data

Prologue: Law Journal, 2025, no. 1, pp. 99 – 110.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.
Received 28.10.2024, accepted 17.03.2025, available online 25.03.2025.

Abstract

This study briefly analyzes the framework for combating cybercrime in the Global South, using the Arab States of the Arab Gulf and Al-Maghreb, i.e., the Kingdom of Bahrain, the Arab Republic of Egypt, the Sultanate of Oman, the State of Qatar, the Kingdom of Saudi Arabia, the United Arab Emirates, the Kingdom of Morocco, the People's Democratic Republic of Algeria and the Republic of Tunisia, as well as the People's Republic of China, the Islamic Republic of Iran and the Republic of India. A number of mentioned countries are usually referred to as members of the religious legal family that determines the core source of law (religious texts). For the time being, due to historical development and influence, most of the states can be characterized as mixed legal systems, so the focus is on national legal acts. Taking into account the controversy regarding the scope of preventive activities in legal science, the author has limited to the study of such criminal-legal means as criminalization, prevention on the basis of developed institutional mechanisms, as well as criminal procedural measures, that is, in fact, methods of obtaining, fixing electronic (digital) traces and giving them the status of evidence in the investigation of the specified category of offenses. The author has studied the core notions on the basis of legal regulation in the official languages of the states under consideration, as well as the peculiarities of legislative technique. Methodology involves content analysis of documents, formal-legal method, interpretation, methods of jurislinguistics. The study is comparative in nature. In identifying contradictions, shortcomings and gaps in the legislation, the critical-legal method was used.

Keywords

Сybercrime; Global South Countries; criminal procedure of Arab countries; Iranian crime and criminal procedure legislation; Ethiopian crime and criminal procedure legislation; Chinese crime and criminal procedure legislation; digital (electronic) evidence; crime prevention.

For citation

Tsyplakova А. D. Combatting Cybercrime in Global South Countries: Problematic Legal Research. Prologue: Law Journal, 2025, no. 1, pp. 99 – 110. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2025.1.10.

Acknowledgements

Сybercrime; Global South Countries; criminal procedure of Arab countries; Iranian crime and criminal procedure legislation; Ethiopian crime and criminal procedure legislation; Chinese crime and criminal procedure legislation; digital (electronic) evidence; crime prevention.

Согласно отчёту Международного союза электросвязи 2024 года, к образцовым (англ. «role-modeling») государствам относят 47 стран, в частности Королевство Бахрейн (КБ), Арабскую Республику Египет (АРЕ), Республику Индию (РИ), Султанат Оман (СО), Государство Катар (ГК), Королевство Саудовскую Аравию (КСА), Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Королевство Марокко (КМ); к продвинутым (англ. «advancing») – 29 стран, среди которых Китайская Народная Республика (КНР); к укрепляющимся (англ. «establishing») – 39 стран, среди которых Исламская Республика Иран (ИРИ), Алжирская Народная Демократическая Республика (АНДР), Тунисская Республика (ТР); к развивающимся (англ. «evolving») – 57 стран; к становящимся (англ. «building») – 15 стран[1]. Перечисленные страны относятся к государствам так называемого Глобального Юга, к которым в последнее время проявляется повышенный интерес [2, с. 49, 50].

Борьба с преступностью как одностороннее воздействие со стороны государства основывается на нескольких составляющих: уголовно-правовые средства (криминализация и пенализация), институциональные механизмы, уголовно-процессуальные меры (правовой статус электронных/цифровых доказательств и их процессуальное оформление) и предупредительная деятельность. В настоящем исследовании будут кратко освещены особенности перечисленных стран с точки зрения изучения противодействия киберпреступлениям. Отметим, что в отечественной правовой мысли прослеживается недостаток комплексных работ, охватывающих несколько уголовно-правовых наук, особенно по отдельным странам Глобального Юга, которые входят в состав международных организаций и объединений, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации (БРИКС и ШОС). Практическая же значимость рассматриваемой тематики заключается в возможном использовании зарубежного опыта с целью последующей выработки рекомендаций для осуществления Российской Федерацией эффективного международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства по делам о киберпреступлениях.

Прежде чем перейти непосредственно к проблематике, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Несмотря на то, что в официальных переводах на английский язык распространен термин «cybercrime»/«cyber-crime» (рус. «киберпреступления»/«кибер-преступления»), в аутентичных текстах отмечается многообразие, которое соответствует различному объёму охватываемых составов, что будет очевидно ниже исходя из законодательной структуры рассматриваемого явления:

  • араб. «الجرائمُ الإِلكترونيةُ» (буквально с араб. «аль-джараиму аль-иликтрунийяту»– электронные преступления), «جرائمُ المعلوماتيةِ» (буквально с араб. «джараиму аль-ма’люмаатийяти» – преступления в сфере информатики), «جرائمُ تقنيةِ المعلوماتِ» (буквально с араб. «джараиму такнийяти аль-ма’люмаатийяти» – преступления в сфере информационных технологий), «الجرائم المتصلة بتكنولوجيات الإعلام والإتصال» (буквально с араб. «аль-джарааиму аль-мутасыляту битикнулюджияяти аль-и’ыляями ва-ль-итисоли» – преступления, связанные с информационно-коммуникационными технологиями);
  • перс. «جرائم رایانه ای» (буквально с фарси «джараиму рāяāнеги»– компьютерные преступления);
  • амхар. «የኮምፒዩተር ወንጀልን» (с амхар. «yekomipīyuteri wenijelini»– компьютерные преступления);
  • кит. «网络违法犯罪» (буквально с кит. «wǎngluò wéifǎ fànzuì»– сетевые преступления).

В отличие от отечественного регулирования, где источником уголовного закона выступает исключительно Уголовный кодекс, в зарубежных странах, помимо общих начал, необходимо принимать во внимание и специализированное законодательство уголовно-правового и неуголовно-правового характера. Исходя из структуры нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение кибербезопасности, самыми широкими представляются электронные преступления, которые охватывают:

  • деяния в сфере информационных технологий (ИТ), уголовно-наказуемые правонарушения, связанные с контентом, а также с распространением слухов и фэйковых новостей (ОАЭ)[2];
  • подлог и электронное мошенничество; посягательства на информационные системы, программное обеспечение, информационные сети и электронные сайты, а также на права интеллектуальной собственности; преступления, связанные с электронными трансакциями, а равно с контентом (ГК)[3].

При этом стоит отметить: несмотря на то, что электронные посягательства включают в себя и экономические (хотя в последней категории в Катаре выделяется подвид «компьютерные преступления»[4]); в АРЕ, КБ и СО деяния в сфере ИТ как подвид электронных может поглощать и иные деяния, совершаемые в киберпространстве (в том числе в сети «Интернет»):

  • атаки, направленные на безопасность информационных сетей, систем и технологий; преступления, совершаемые с использованием информационных систем и технологий; связанные с посягательством на неприкосновенность частной жизни, а равно совершенные администратором веб-сайта (АРЕ)[5];
  • преступления, связанные с ИТ и данными; с ИТ-средствами; с контентом (КБ)[6];
  • нарушение конфиденциальности, целостности и доступности электронных данных, информации и информационной системы; преступления, связанные с контентом; незаконное использование финансовой карты; злоупотребление ИТ-средствами; подлог и мошенничество в отношении информации (СО)[7].

Таким образом в качестве основания выступают как потерпевший, так и способ/предмет посягательства. Сходным образом ситуация обстоит и с компьютерными преступлениями в ИРИ, причём перечень является открытым:

  • преступления против конфиденциальности данных, компьютерных и телекоммуникационных систем; против целостности и неприкосновенности данных, компьютерных и телекоммуникационных систем; кража и мошенничество, связанные с компьютерами; деяния против целомудрия и общественной морали; клевета и публикация ложных сведений; иные[8].

В Прокламации ФДРЭ от 7 июля 2016 г. №  958/2016 «О компьютерных преступлениях»[9] под компьютерным преступлением предлагается понимать три категории деяний:

  • преступление против компьютера, компьютерной системы, данных или сети;
  • конвенционное преступление, совершенное с использованием компьютера, компьютерной системы, данных или сети;
  • незаконные контент-данные, распространяемые посредством компьютера, компьютерной системы или сети.

Помимо этого, даётся и законодательная классификация: преступления против компьютерной системы и компьютерных данных; деяния, связанные с подлогом, мошенничеством и кражей; нелегальный контент; иные.

Согласно Мнениям Верховного народного суда КНР, Высшей народной прокуратуры КНР, Министерства общественной безопасности КНР от 26 августа 2022 г. «По нескольким вопросам применения уголовных процедур при разрешении дел о преступлениях в информационных сетях» (Мнения 2022 года)[10], к сетевым преступлениям относят:

  • случаи, угрожающие безопасности компьютерных информационных систем;
  • случаи отказа от выполнения обязательств по управлению безопасностью информационных сетей, незаконного использования информационных сетей или оказания помощи в преступной деятельности в информационных сетях;
  • случаи, когда информационные сети использовались для совершения основных преступлений, таких как мошенничество, азартные игры, нарушения в отношении персональных данных граждан.

При этом под местом совершения преступления понимается место расположения серверов онлайн-сервисов, используемых для осуществления преступной деятельности; местоположение поставщиков сетевых услуг; местонахождение нарушенных информационных сетевых систем и их менеджеров, а равно информационных сетевых систем, которые использовались подозреваемыми, обвиняемыми или потерпевшими; места, где потерпевшим нанесен вред или где имели место потери имущества.

В значительной мере зарубежным правовым регулированием предусмотрена ответственность за правонарушения регулирования лицензирования множественных видов деятельности, которые можно сгруппировать следующим образом: телекоммуникационные услуги, сертифицируемые виды услуг и деятельность по цифровой трансформации.

Вне зависимости от наименования допускается привлечение как за традиционные компьютерные преступления, так и деяния, совершенные в киберпространстве, не ограничиваясь конкретными составами, поскольку именно ввиду ряда следующих оговорок возможно расширительное толкование рассматриваемых посягательств: конструкция «любым иным способом», «любое нарушение данного закона (положения) наказывается…» или «В случаях, когда компьютерная или телекоммуникационная система используется в качестве средства совершения преступления и в данном законе не предусмотрено наказание за указанное деяние, оно должно быть применено в соответствии с соответствующими уголовными законами».

Дача арабским законодателем определения киберпреступления скорее характерна для стран аль-Магриб в сравнении с Арабским заливом, за исключением ГК, где под электронным преступлением понимается любое действие, связанное с использованием средств информационных технологий, информационной системы или сети, незаконно, в нарушение положений закона.

В АНДР под преступлением, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, понимается деяние, связанные с нарушением автоматизированной системы обработки данных (АСОД), указанных в уголовном законе, и любые иные деяния, которые совершены или совершение которых облегчено с помощью ИТ или электронных средств связи в целом[11]. Примечательно, что тенденция по криминализации в общеуголовном законе деяний, направленных против АСОД, характерны и для других стран аль-Магриб, в частности КМ[12]. В ТР под киберпреступлением предлагается понимать совокупность действий, противоречащих национальному законодательству или международным конвенциям, ратифицированным Тунисской Республикой, которые нацелены на информационные сети и системы, а равно совершены с их использованием, выступая в качестве средства совершения проступка или преступления[13].

При рассмотрении особенностей квалификации отдельных деяний отметим: в качестве предмета подлога может выступать электронная почта, электронные сайты, учётные записи, электронные документы и цифровые доказательства. В ОАЭ криминализованы такие специфические составы, как электронное попрошайничество; создание или модификация электронных роботов (программа для эффективного и быстрого выполнения автоматизированных задач) для передачи ложных данных в государстве; призыв и пропаганда нарушений положений Конституции и законов, проявление неуважения к религии и пособничество в совершении грехов, подстрекательство к несоблюдению законодательства; публикация имен или фотографий потерпевших или свидетелей, причастных к преступлениям, связанным с торговлей людьми; создание, управление, контроль над электронным сайтом с целью торговли людьми или органами человека, торговли предметами древности или антиквариата; вводящая в заблуждение потребителей реклама и её продвижение; проведение статистических исследований или опросов без лицензии; пропаганда и продвижение сбора денежных средств без лицензии; получение дара для публикации незаконного контента и ложных данных; публикация данных или информации, которые не соответствуют стандартам медиаконтента. В КБ использование шифрования для совершения или сокрытия преступления, незаконное использование какого-либо телекоммуникационного оборудования с целью создания вредных помех для любых коммуникаций или продолжение создания таких вредных помех после получения приказа от компетентного органа; нарушения регулирования в сфере электронного документооборота; нарушения проведения выборов в электронной форме; несправедливое использование компьютерных инструментов или машин, принадлежащих другим лицам. В ИРИ криминализованы компьютерный шпионаж и публикация лжи[14], под которую, в частности, попадает использование дипфейка при совершении преступления [3]. В ФДРЭ – кража электронной личности, препятствие отправлению правосудию и несотрудничество, преступления против общественной безопасности (распространение контента, который провоцирует насилие, хаос или конфликт среди людей).

С точки зрения элементов состава рассматриваемые деяния – в основном умышленные действия, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, что реализуется с помощью специфических юридико-технических конструкций: араб. и перс. «كل», англ. «whosoever», «any person», «person». В качестве специального субъекта могут выступать администратор или владелец электронного сайта или электронной учётной записи, владелец ключа шифрования, поставщик услуг (Интернет-услуг, в сфере кибербезопасности, услуг в сфере сети общественного пользования, цифровых услуг), цифровые издательские платформы, сервисный провайдер, посредник информационной сети, лицензиары, должностные лица, в частности имеющие электронные полномочия, предоставленные для доступа к постановлениям Министерства человеческих ресурсов и эмиратизации ОАЭ или иным документам.

Конституирующими признаками выступают средства или предметы посягательства: компьютеры, компьютерные/информационные/телекоммуникационные сети и системы, ИТ средства; информационные данные и информация, Интернет, электронные сайты, почты, учётные записи, документы и инструменты, средства платежа, записи, подписи, цифровые сертификаты, цифровая валюта и другие предметы преступного посягательства, а также незаконный контент, носящий оскорбительный, порочащий или аморальный характер. Нанесение ущерба перечисленному является либо целью, либо последствием. В качестве последнего в норме также могут указаны возбуждение вражды или ненависти (экстремистская направленность), а равно вред интересам личности, государства, монотеистическим религиям и закона.

Отдельный интерес представляют стандарты медиаконтента и понятие запрещённого контента. Под последним могут пониматься новости о ведущемся расследовании преступления или документ такого расследования, если следственный орган принял решение о его проведении в отсутствие тяжущихся сторон или запретил трансляцию любого из них в интересах общественного порядка, нравственности или установления истины; вопросы, касающиеся судопроизводства; новости о расследованиях или процедурах по делам об отцовстве, браке, опеке, разводе, алиментах и супружеской неверности; ход уголовных или гражданских дел, которые суды решили заслушать на закрытом заседании или воспрепятствовали их опубликованию; имена или фотографии подсудимых до вынесения окончательного решения по делу и без получения разрешения прокуратуры или компетентного суда, в зависимости от обстоятельств, в том числе в иностранных средствах массовой информации; имена или фотографии потерпевших от изнасилования и посягательства на честь.

С точки зрения институциональных механизмов отметим, что, помимо органов общего характера, к специализированным относят следующие:

  • координирующие органы: министерства, управления, советы, центры по вопросам ИИ, цифровой экономики и удаленной работы, регулированию телекоммуникаций и цифрового правительства, цифровому благополучию, электронной безопасности, виртуального пространства, блокчейну, цифровой сертификации, а также CERT;
  • профессиональные, научно-исследовательские и просветительские органы и организации;
  • хабы для взаимодействия с частным сектором;
  • уполномоченные структурные подразделения по типу ФАТА (иранская полиция в сфере производства и обмена информацией) или индийского апелляционного кибертрибунала[15].

При расследовании киберпреступлений особую роль играют цифровые или электронные доказательства (араб. «دليل رقمي», перс. «ادله الکترونیکی», англ. «electronic/digital evidence»). В части терминологии стоит сделать оговорку о том, что дискуссия не утихает до сих пор: отсутствие различия между используемой терминологией или соотношение как общего и частного [4, с. 342–343]. Например, в Положении КСА от 17.04.2020 «О коммерческих судах»[16] указано электронное доказательство (араб. «الإثبات الإلكتروني»/«الدليل الإلكتروني»), в то время как в Положении КСА от 7 января 2022 г. «О доказательствах»[17] – цифровое доказательство.

В арабском законодательстве[18] их рассматривают в качестве вещественных доказательств, полученных в ходе судебной экспертизы (АРЕ), либо отдельного вида как носителя информации, приравненного к письменным (ОАЭ и КСА). Гражданско-процессуальное регулирование может применяться в качестве lex specialis[19] и охватывает цифровые/электронные записи (араб. «السجل الرقمي» / «السجلات الإلكترونية»)[20]; цифровой/электронный контент или каталог (араб. «المحرَّر الرقمي»/«المحرر الإلكتروني»)[21]; цифровую подпись (араб. «التوقيع الرقمي»); цифровую корреспонденцию, включая переписку на электронных почтовых ящиках и в социальных сетях (араб. «المراسلات الرقمية بما فيها البريد الرقمي»/«البريد الإلكتروني»); средства связи (араб. «وسائل الاتصال»); цифровые/электронные средства (араб. «الوسائط الرقمية»/«الوسائط الإلكترونية»)[22]; иные – любые электронные доказательства, соответствующие исполнительным регламентам, или иное цифровое средство, которое позволяет представить доказательства и при необходимости их проверить, согласно ст. 14 решения Министра юстиции КСА от 12 октября 2022 г. № 921[23]. При этом носители информации делятся на общедоступные и задокументированные.

В решении Генеральной Ассамблеи Верховного суда КСА от 11 января 2018 г. № 34 указывается: «цифровые доказательства являются действительными, если они свободны от непредвиденных обстоятельств. Они различаются по силе в зависимости от инцидента, его обстоятельств и сведений, которые они подтверждают»[24]. В решении Федерального Верховного суда ОАЭ от 25 апреля 2023 г. № 1468: «… судья по уголовным делам пользуется полной свободой для принятия решения с опорой не только на законодательство и исламский шариат и формирует свое убеждение на основе устных или технических доказательствах или доводах. При формировании своего убеждения он опирается на правильную картину фактов дела и связанных с ним юридических фактов из всех элементов, представленных путем дедукции и индукции»[25].

Исходя из нормативных определений можно сделать вывод о том, что форма представления криминалистически значимых сведений не имеет значения до тех пор, пока она отвечает минимальным критериям: «если компьютерные данные были созданы, обработаны, сохранены или переданы третьей стороной… и соответствующая компьютерная или телекоммуникационная система функционирует таким образом, что не ставит под угрозу точность, целостность, действительность и не отрицает данные»[26] (ИРИ); «любой документ/заверенная копия документа/заверенная распечатка любой электронной записи, относящейся к компьютерным данным, изъятым на законных основаниях, могут быть представлены в качестве доказательства в ходе судебного разбирательства и являются допустимыми» (ФДРЭ, РИ).

В КНР отсутствует законодательная дефиниция электронных или цифровых доказательств, однако предусмотрена их два вида: электронные данные (кит. «电子 数据», «Diànzǐ shùjù») и аудиовизуальные материалы (кит. «视听 资料», «Shìtīng zīliào»), согласно п. 8 ч. 2 ст. 50 Уголовно-процессуального закона КНР[27] и ст. 65 Уголовно-процессуальных правил Верховной Народной прокуратуры КНР от 30 декабря 2019[28]. К первой категории относят данные, которые формируются при возникновении дела, хранятся, обрабатываются и передаются в цифровой форме и могут доказывать обстоятельства дела: информация, опубликованная на веб-страницах, в блогах, микроблогах, Moments, Tieba, сетевых дисках и других онлайн-платформах; коммуникационная информация из текстовых сообщений мобильного телефона, электронной почты, сервиса обмена мгновенными сообщениями, групп связи и других служб сетевых приложений; информация о регистрации пользователя, информация для идентификации личности, записи электронных транзакций, записи связи, журналы входа в систему и иная; документы, изображения, аудио- и видео-, цифровые сертификаты, компьютерные программы и другие электронные файлы. Однако сюда не относятся случаи использования видеоконференцсвязи – показания свидетелей, заявления потерпевших, а также признания и защита подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, записанные в цифровой форме. При этом во Мнениях 2022 года предусмотрены процедуры для указанных следственных действий в режиме онлайн и записи.

С точки зрения процессуального оформления основным следственным действием является тафтиишун (араб. «تفتيش») или тäфтиш и тоугиф (перс. «تفتیش و توقیف»)[29] – контроль, обыск, выемка, сбор или конфискация данных, информации или информационных систем или отслеживание их до любого места, системы, программы, электронного носителя или компьютера; поиск, проверка, вход и доступ к компьютерным программам, базам данных, информационным устройствам и системам для достижения цели контроля, что в последующем оформляется соответствующим протоколом. В арабских странах прокуратуры уполномочены издавать приказы о блокировке незаконного контента и/или ограничении доступа к нему, а равно поставщику услуг сохранить и/или передать любые данные или информацию, относящиеся к информационной системе или техническому устройству, которые находятся под его контролем или хранятся у него, а равно данные пользователей, коммуникационный трафик, который имел место системе, в отдельных случаях при наличии судебного решения или приказа прокуратуры[30]. Исходя из устойчивой судебной практики (решение Кассационного суда Эмирата Дубай от 2 августа 2019 г. по апелляции № 13/2010 и практика Кассационного суда Каира 2014–2020 гг., практика Федерального Верховного суда ОАЭ 2022–2024 гг.) записи о посещениях веб-сайтов, журналы и таблицы рабочего состояния с доступом к адресам промежуточного, основного или сервисного компьютеров могут как фиксироваться с помощью данных поставщиков услуг, так и устанавливаться экспертом [8, с. 43, 44].

Положения иранского законодательства относительно сходны, однако отметим, что возможно прослушивания контента компьютерного общения (перс. «شنود محتوای ارتباطات رایانه ای»): «…прослушивание содержания непубличных сообщений в компьютерных или телекоммуникационных системах должно осуществляться в соответствии с положениями, касающимися перехвата телефонных разговоров. Доступ к содержимому сохраненных закрытых сообщений, таких как электронная почта или текстовые сообщения, осуществляется при условии прослушивания и соблюдения соответствующих правил» (ст. 48 Закона ИРИ от 25 мая 2009 г. «О компьютерных преступлениях»).

Согласно Постановлению Главы судебной власти ИРИ от 3 августа 2014 г. «Правила сбора и цитирования электронных доказательств», принятое во исполнение ст. 54 Закона ИРИ от 25.05.2009 «О компьютерных преступлениях», поставщики интернет-услуг должны фиксировать данные пользователя, адрес, время начала и окончания подключения, а также присвоенный IP-адрес и данные о трафике в течение не менее 6 месяцев после прекращения подписки или расторжения пользовательского договора в соответствие с официальным календарём и временем страны (солнечная хиджра). Поставщики услуг хостинга обязаны хранить данные своих пользователей в течение не менее шести месяцев после прекращения подписки, а также сохраненный контент и данные о трафике, возникшие в результате внесенных изменений, не менее 15 дней. Уполномоченный на расследование орган может распорядиться о защите любого типа хранящихся компьютерных данных, включая зашифрованные, удаленные, скрытые, сжатые или утаенные данные, а также данные, тип и название которых временно изменены, или данные, для проверки которых требуется специальное оборудование. Поставщик услуг сохраняет указанные сведения и исполняет охранный приказ (перс. «دستور حفاظت») вплоть до вынесения судебного решения. Предоставление данных осуществляется путём предоставления распечатанной копии данных/компьютерной версии данных или доступа к данным, а равно путём передачи компьютерного и телекоммуникационного оборудования. При этом подготавливается протокол-отчёт (перс. «صورت جلسه») в 3 экземплярах.

В ГК предусмотрены иные сроки хранения: информация о пользователях – в течение 1 года; данные о ИТ – не менее 120 дней; временное и срочное хранение данных информационных технологий, данных о трафике или контент – в течение 90 дней, возобновляемое, по запросу компетентного органа или следственных и судебных органов.

Примечательно, что в ФДРЭ перехват контента или наблюдение может осуществляться без судебного решения с разрешения Министра.

В АНДР электронный мониторинг (араб. «المراقبة الإلكترونية») как оперативное использование технических средств наблюдения за электронными сообщениями выделен в качестве отдельного метода расследования в следующих случаях:

  • при совершении преступлений террористической направленности, а равно деяний, направленных против государственной безопасности;
  • при наличии сведений о том, что готовящаяся атака, угрожает общественным интересам, национальной обороне, государственным учреждениям или национальной экономике;
  • при невозможности достижения результата при расследовании и судебном разбирательстве без использования подобного метода;
  • при осуществлении запросов о взаимной правовой помощи.

Согласно Правилам сбора электронных данных в уголовных делах органов общественной безопасности КНР от 15. мая 2019 г.[31], допускается сбор и извлечение электронных данных (кит. «收集、提取电子数据»), электронная проверка данных и эксперименты по расследованию (кит. «电子数据检查和侦查实验»), идентификация данных (кит. «电子数据检验与鉴定»). Первое подразумевает собой изъятие и опломбирование оригинальных носителей информации (кит. «扣押、封存原始存储介质»); извлечение электронных данных на месте (кит. «现场提取电子数据») или из сети «Интернет» (кит. «网络在线提取电子数据»); консервация или замораживание электронных данных (кит. «冻结电子数据»); поиск электронных данных (кит. «调取电子数据»); резервное копирование данных (кит. «制作、封存电子数据备份»); видеозапись производимых следственных действий (кит. «对收集、提取电子数据的相关活动进行录像»). В сравнении с иными рассмотренными юрисдикциями последнее действие очевидно выделяется и обеспечивает подлинность и достоверность полученных доказательств.

В случае передачи аудиовизуальных материалов и электронных данных, собранных с помощью технических мер, копия должна быть сделана двумя или более следователями, с указанием такой информации, как местоположение оригинальных доказательств и оригинального носителя информации, и подписанная лицом, создающим ее, и с прикрепленной печатью подразделения.

Предупредительная деятельность охватывает прежде всего просвещение (учреждение амбассадоров среди студентов, граждан, профессионалов и в академической среде в ОАЭ и СО, создание учебных лагерей, образовательных ресурсов и проектов, платформ для сообщений о киберпреступлениях, проведение кампаний, форумов, интенсивов, семинаров, развитие стартапов и инновационных центров), стандартизацию, сертификацию, регулярное проведение оценок уровня кибербезопасности, проведение киберучений общего характера и по секторам на нескольких уровнях, в том числе хакатоны, а также аккумулирование баз данных как на национальном, так и региональном уровнях, в частности систему ССАГПЗ подозрительных интернет-адресов (араб. «نظام عناوين الانترنت المشبوهة», англ. «IP Reputation»), централизованную автоматизированную систему безопасности «Солнца» (араб. «شموس»; Шумуусун) и ближневосточную платформу по выявлению уязвимостей (араб. «منصة مكافآت الثغرات», англ. «Bug Bounty»).

Таким образом, научная новизна состоит в комплексном изучении правового регулирования и его правоприменения в странах Глобального Юга на примере КБ, АРЕ, РИ, СО, ГК, ОАЭ, КСА, КМ, КНР, ИРИ, ТР, АНДР для выявления региональных тенденций и новых международных стандартов.

Во-первых, при условии существенных различий используемой терминологии, в частности в аутентичных текстах нормативно-правовых актов, перечень деяний охватывает как направленные против ИТ, так и совершаемые с их использованием, то есть как уже традиционные компьютерные преступления, так и те, что имеют место в киберпространстве, в частности в сети «Интернет». В настоящем исследовании приведены примеры специфических составов, криминализованные в рассматриваемых странах, а также юрислингвистические и юридико-технические особенности конструирования уголовно-правовых норм для расширительного толкования и увеличения перечня уголовно-наказуемых посягательств, чтобы соответствовать современным вызовам и угрозам.

Во-вторых, в части институциональных механизмов отметим многообразие специализированных органов, чья деятельность направлена как на профессиональное, академическое и гражданское общество, так и связана с правоохранительными органами и судоустройством. Это корреспондирует целям как общей, так и частной превенции с акцентом на виктимологическую профилактику.

В-третьих, не вдаваясь в полемику о более подходящем понятии, кратко рассмотрены положения, касающиеся правового статуса электронных/цифровых доказательств, их видов, процессуального оформления и признания. Детальность правового регулирования варьируется в нормативно-правовой базе рассмотренных стран (которая является общедоступной): в то время как в арабских странах (ОАЭ, КСА, АРЕ, БК, ГК) определены скорее общие начала (или же отсутствуют вовсе, в частности в АНДР, КМ, ТР), в ИРИ и КНР регламентация касается и технических вопросов. Особого внимания заслуживают положения, связанные с обязанностями поставщиков услуг.

Наконец, изучение зарубежного опыта способствует обмену практическим и теоретическим опытом и лучшими практиками, может служить руководящими началами для отечественного законодателя в целях возможной гармонизации подходов с правовой и организационно-институциональной точек зрения: определения киберпреступлений как нового и одного из наиболее типичного вида преступлений, расстановки координационных сил по борьбе с ними, закрепления процессуального статуса электронных доказательств на отечественном законодательном уровне и особых следственных действий для их оформления. Рассмотрение указанной проблематики также может содействовать международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью при осуществлении взаимодействия Российской Федерацией в лице компетентных органов с иностранными государствами.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Global Cybersecurity Index. 2024. 5th ed. Geneva, 2024. 140 p. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/hdb/d-hdb-gci.01-2024-pdf-e.pdf (дата обращения: 21.10.2024).

[2] مرسوم بقانون اتحادي رقم ٣٤ لسنة ٢٠٢١ في شأن مكافحة الشائعات والجرائم الإلكترونية [О борьбе со слухами и электронными преступлениями : Федеральный декрет-закон Объединённых Арабских Эмиратов 2021 г. № 34 // Кабинет министров Объединённых Арабских Эмиратов]. URL: https://laws.uaecabinet.ae/ar/materials/law/1526 (дата обращения: 21.10.2024).

[3] قانون رقم ١٤ لسنة ٢٠١٤ بإصدار قانون مكافحة الجرائم الإلكترونية [О борьбе с электронными преступлениями : Закон Государства Катар от 2 окт. 2014 г. № 14 // Законодательства база Государства Катар «Al-Meezan»]. URL: https://www.almeezan.qa/LawPage.aspx?id=6366&language=ar (дата обращения: 21.10.2024).

[4] قانون رقم ١١ لسنة ٢٠٠٤ بإصدار قانون العقوبات [Наказания : Закон Государства Катар от 10 мая 2004 г. № 11]. URL: https://www.almeezan.qa/LawPage.aspx?id=26&language=ar (дата обращения: 21.10.2024).

[5] قانون مكافحة جرائم تقنية المعلومات رقم ١٧٥ لسنة ٢٠١٨ [О борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий : Закон от 2018 г. № 175 // Официальный вестник. 2018. № 32.2 (д). С. 3–25].

[6] قانون رقم ٦٠ لسنة ٢٠١٤ بشأن جرائم تقنية المعلومات [О преступлениях в области информационных технологий : Закон Королевства Бахрейн от 30 сент. 2014 г. № 60 // Комиссия по законодательству и юридическому заключению Королевства Бахрейн]. URL: https://www.lloc.gov.bh/Legislation/HTM/K6014 (дата обращения: 21.10.2024).

[7] مرســــوم سلطاني رقــم ١٢/٢٠١١ بإصدار قانون مكافحة جرائم تقنية المعلومات [О борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий : Указ Султана Омана 2011 г. № 12 // Министерство юстиции и правовым вопросам Султаната Оман]. URL: https://mjla.gov.om/legislation/decrees/details.aspx?Id=213&type=L&lang=a (дата обращения: 21.10.2024).

[8] قانون جرائم رایانه ای [Закон о компьютерных преступлениях // Исследовательский центр Исламского совета ИРИ]. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/135717 (дата обращения: 21.10.2024).

[9] Федеральная газета Негарит. 2016. № 83. С. 9104–9131.

[10] 关于办理信息网络犯罪案件适用刑事诉讼程序 [Мнения по некоторым вопросам применения уголовно-процессуальных норм при рассмотрении дел об информационно-сетевых преступлениях // Верховный народный суд КНР]. URL: https://www.court.gov.cn/fabu-xiangqing-370301.html (дата обращения: 21.10.2024).

[11] قانون رقم ٠٤-٠٩ مؤرخ في ١٤ شعبان عام ١٤٣٠ الموافق ٥ غشت سنة ٢٠٠٩، يتضمن القواعد الخاصة للوقاية من الجرائم المتصلة بتكنولوجيات الإعلام والاتصال ومكافحتها. [Закон № 04-09 от 14.08.1430, соответствующий 5 августа 2009 г., включающий специальные правила по предупреждению и борьбе с преступлениями, связанными с информационно-коммуникационными технологиями // Официальный вестник Алжирской Республики. 2009. № 47. С. 5–8].

[12] قانون رقم ٠٧.٠٣ بتتميم مجموعة القانون الجنائي في ما يتعلق بالجرائم المتعلقة بنظم المعالجة الآلية للمعطيات [Закон № 07.03, дополняющий свод уголовного закона в части преступлений, связанных с автоматизированными системами обработки данных // Официальный вестник. 2003. № 5171. С. 4284–4285].

[13] Положения указанного законопроекта в значительной мере повторяют нормы Указа короля Марокко от 25 июля 2020 г. № 1.20.69 «Об издании закона № 05.20, касающегося кибербезопасности». См. подробнее مقترح قانون عدد ٢٠٢٤/٠٣٦ يتعلق بالأمن السيبراني [Предлагаемый закон № 036/2024 о кибербезопасности // Собрание народных представителей Тунисской Республики]. URL: https://www.arp.tn/ar_SY/document/download/100242 (дата обращения: 21.10.2024) и ظہیر شریف رقم ١.٢٠.٦٩ صادر في ٤ ذي الحجة ١٤٤١ (٢٥) يوليو بتنفيذ القانون رقم ٠٥.٢٠ المتعلق بالأمن السيبراني [Об издании закона № 05.20, касающегося кибербезопасности : Королевский указ № 1.20.69, изданный 04.12.1441, соответствующий 25 июля 2020 г. // Официальный вестник. 2020. № 6904. С. 4160–4167].

[14] Криминализовано и как общеуголовное деяние (в ст. 744 Исламского уголовного закона предусмотрена ответственность за изменение/искажение видео, изображения, звука и последующая публикация, а равно публикация с последующим изменением/искажением таким образом, что приводит обычно к потере ценности достоинства), так и специальные составы (раскрытие семейной и иной охраняемой законом тайны и фейки). قانون مجازات اسلامی [Исламский уголовный закон // Исследовательский центр Исламского совета ИРИ]. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/845048 (дата обращения: 21.10.2024).

[15] Либо же традиционным органам предоставляются особые полномочия. Например, особые полномочия судебной полиции (араб. «شرطة قضائية») по определению географического местонахождения подозреваемого или обвиняемого, средства совершения преступления, предметов преступления, а равно иных элементов, связанных с преступлением, с использованием ИКТ, информационной системы или технических механизмов, специально разработанных с данной целью согласно Закону АНДР от 25 декабря 2004 г. № 04-18 «О профилактике и предотвращении незаконного употребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (с измен. и доп. Законом АНДР от 7 мая 2023 г. № 05-23). Подробнее см.: Закон АНДР № 05-23 от 7 мая 2023 г. قانون رقم ١٨-٠٤ مؤرخ في ١٣ ذي القعدة ١٤٢٥ الموافق ٢٥ ديسمبر سنة ٢٠٠٤، يتعلق بالوقاية من المخدرات والمؤثرات العقلية وقمع الاستعمال والاتجار غير المشروعين بها [О профилактике и предотвращении незаконного употребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ : Закон АНДР от 25 дек. 2004 г. № 04-18 // Официальный вестник Алжирской Республики. 2004. № 83. С. 3–8] ; القانون رقم ٠٥-٢٣ المؤرخ في ٧ مايو سنة ٢٠٢٣ [Закон АНДР от 7 мая 2023 г. № 05-23 // Там же. 2023. № 32. С. 13–17].

[16] نظام المحاكم التجارية [Положение «О коммерческих судах» // Бюро экспертов Совета министров КСА]. URL: https://laws.boe.gov.sa/BoeLaws/Laws/LawDetails/38334008-3b70-4c6c-b3af-aba3016a8061/1 (дата обращения: 21.10.2024).

[17] نظام الإثبات [О доказательствах : Положение Королевства Саудовская Аравия от 7 янв. 2022 г.]. URL: https://laws.boe.gov.sa/BoeLaws/Laws/LawDetails/2716057c-c097-4bad-8e1e-ae1400c678d5/1 (дата обращения: 21.10.2024).

[18] Тем не менее, например, в АНДР нет ни легальной дефиниции, ни общих начал для признания цифровых доказательств.

[19] Это характерно и для других представителей религиозной правовой семьи, в частности, ИРИ [5, 6].

[20] Электронная запись фактически является задокументированным свидетельством любого цифрового перемещения.

[21] Источник, сохраняемый и распространяемый изначально в электронном виде.

[22] Программы, которые объединяют группу медиа, то есть звук, изображение, движение, текст, рисунок [7, с. 195].

[23] ضوابط إجراءات الإثبات إلكترونياً [Контроль процедур электронного доказательства : Решение Министра юстиции КСА от 12 окт. 2022 г. № 921] // Министерство юстиции КСА]. URL: https://laws.moj.gov.sa/legislation/ps6CWt8A6oJ1b6j+n6vr%2Fw== (дата обращения: 21.10.2024).

[24] قرار الهيئة العامة للمحكمة العليا رقم (٣٤) وتاريخ ٢٤-٠٤-١٤٣٩هـ [Решение Генеральной Ассамблеи Верховного суда от 24.04.1439 № 34 // Юридическая контора Аль-Мухтара]. URL: https://elmokhtarlaw.com/قرار-الهيئة-العامة-للمحكمة-العليا-رقم-3/ (дата обращения: 21.10.2024).

[25] الطعن رقم ١٤٦٨ لسنة ٢٠٢٢ صادر بتاريخ ٢٥/٠٤/٢٠٢٣ [Апелляция No 1468 от 2022 года, по которой принято решение от 25.04.2023 // Официальная база законодательства ОАЭ]. URL: https://elaws.moj.gov.ae/UAE-MOJ_CP-Ar/00_2023/00_الاحكام%20الجزائية/UAE-CP-Ar_2023-04-25_01468_Taan.html (дата обращения: 21.10.2024).

[26] На необходимость соблюдения принципов полноты, целостности, достоверности и неопровержимости, а также соблюдение механизмов безопасности указывает ст. 655 уголовно-процессуального закона от 24 февраля 2014 г. ИРИ, ст. 12 Закона ИРИ от 1 июля 2004 г. «Об электронной коммерции». Подробнее см.: قانون آیین دادرسی کیفری [Уголовно-процессуальный закон // Законодательная база ИРИ]. URL: http://dotic.ir/news/5584/قانون-آيين-دادرسي-كيفري ; قانون تجارت الکترونیکی [Об электронной коммерции : Закон // Исследовательский центр Исламского совета ИРИ]. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/93997 (дата обращения: 21.10.2024).

[27] 中华人民共和国刑事诉讼法 [Уголовно-процессуальный закон Китайской Народной Республики // Портал центрального правительства. Законы и нормативные акты]. URL: https://www.gov.cn/flfg/2012-03/17/content_2094354.htm (Дата обращения: 21.10.2024).

[28] 人民检察院刑事诉讼规则 [Уголовно-процессуальные правила Верховной Народной прокуратуры от 30 декабря 2019 г. // Онлайн-законодательство Верховной народной прокуратуры]. URL: https://www.spp.gov.cn/spp/xwfbh/wsfbh/201912/t20191230_451490.shtml#1 (дата обращения: 21.10.2024).

[29] Подчиняется общему порядку, предусмотренному уголовно-процессуальным законом.

[30] Подробнее об этом уже было описано автором в другой работе [1].

[31] 公安机关办理刑事案件电子数据取证规则 [Правила сбора электронных данных для органов общественной безопасности для рассмотрения уголовных дел // Бюро общественной безопасности Чунцина]. URL: https://gaj.cq.gov.cn/zslm_245/wlaqgl/flfg/201912/t20191221_2043591.html (дата обращения: 21.10.2024).

Список источников

  1. Волеводз А. Г., Цыплакова А. Д. Цифровые доказательства в уголовном процессе государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: правовой статус и процедуры признания// Вестник экономической безопасности. – 2024. – №  – С. 21–29.
  2. Яковенко А. В. Картина нарождающегося мира: Глобальный Юг// Проблемы национальной стратегии. – 2024. – № 1 (82). – С. 42–57.
  3. فقه جزای تطبیقی. ۲۰۲۲. ۲ (۴). ۱-۹ احسان پور, سید رضا, امی, احمد. جرایم «فناوری جعل عمیق» از منظر فقه و حقوق کیفری // [Эхсанпур, Сейед Реза, Эми, Ахмед. Преступления «технологии дипфейка» с позиций юриспруденции и уголовного права // Сравнительное уголовное правоведение. – 2022. – № 2 (4). – С. 1–9 (на перс. яз.)].
  4. الإثبات السعودي //مجلة قضا ء. ٢٠٢٤. ٣٢٩-٤١٦مبارك بن محمد الخالدي. الإثبات بالدليل الرقمي وتطبيقاته القضائية: دراسة فقهية مقارنة بنظام . [Мубарак бин Мухаммад Аль-Халиди. Доказательство с помощью цифровых доказательств и его судебное применение: юриспруденческое исследование в сравнении с саудовской системой доказательств // Судебный журнал. – 2024. – С. 329–416 (на араб. яз.)].
  5. مجازی در حقوق جزایی ایران // فقه جزای تطبیقی. ۲۰۲۲. ۲ (۳). ۷۵- خسروی زاد, افشار, سپهری, روح الله, بابایی, حمیده. مشروعیت تحصیل دلیل در جرایم فضای۸۵ [Хади Табар, Исмаил, Якуби Глорди, Мохаммад Казем. Доказательства электронных доказательств в уголовном процессе в правовой системе Ирана // Сравнительное уголовное правоведение. – 2023. – № 3 (1). – C. 113–123 (на перс. яз.)].
  6. مجازی در حقوق جزایی ایران // فقه جزای تطبیقی. ۲۰۲۲. ۲ (۳). ۷۵-خسروی زاد, افشار, سپهری, روح الله, بابایی, حمیده. مشروعیت تحصیل دلیل در جرایم فضای ۸۵ [Хосравизад, Афшар, Сепери, Рухолла, Бабаи, Хамида. Легитимность изучения доказательств преступлений в киберпространстве в уголовном праве Ирана // Сравнительное уголовное правоведение. – 2022. – № 2 (3). – С. 75–85 (на перс. яз.)].
  7. ٢٠١٦. ٤. ١٩٣-٢١١.لد الصديق ميلود. الوسائط الرقمية الحديثة من شبكات التواصل الاجتماعي // مجلة أكاديميا. [Сиддик Милуд. Современные цифровые медиа из социальных сетей // Академический журнал. – 2016. – № 4. – С. 193–211 (на араб. яз.)].
  8. حجية الدليل الالكتروني في الاثبات الجنائي وسمطة القاضي في تقديره. محمود صبحي محمد محمود ا زيد [Махмуд Собхи Мухаммад Махмуд Заид. Авторитетность электронных доказательств в уголовном деле и дискреционные полномочия судьи] // Behna Journal of Human Sciences.– 2022. – № 1 (2). – С. 27– 48].

References

  1. Volevodz A. G., Tsyplakova A. D. Electronic evidence in criminal procedure in member countries of Gulf Cooperation Council: standing and its admission. Vestnik ehkonomicheskoi bezopasnosti = Vestnik of Economic Security, 2024, no. 2, pp. 21–29. (In Russian).
  2. Yakovenko A. V. Picture of the emerging world: Global South. Problemy natsional’noi strategii= Problems of National Strategy, 2024, no. 1 (82), pp. 42–57. (In Russian).
  3. جزای تطبیقی. ۲۰۲۲. ۲ (۴). ۱-احسان پور, سید رضا, امی, احمد. جرایم “فناوری جعل عمیق از منظر فقه و حقوق کیفری // فقه ۹ [Ehsanpour, Seyed Reza, Amy, Ahmed. “Diphake technology” crimes from the perspectives of jurisprudence and criminal law. Comparative Criminal Jurisprudence, 2022, no. 2 (4), pp. 1–9 (In Persian)].
  4. السعودي // مجلة قضاء. ٢٠٢٤. ٣٢٩-٤١٦مبارك بن محمد الخالدي. الإثبات بالدليل الرقمي وتطبيقاته القضائية: دراسة فقهية مقارنة بنظام الإثبات . [Mubarak bin Muhammad Al-Khalidi. Proof by digital evidence and its judicial application: a jurisprudential study compared to the Saudi system of evidence. Judicial Journal, 2024, pp. 329–416 (In Arabic)].
  5. نظام حقوقی ایران // فقه جزای تطبیقی. ۲۰۲۳. ۳ (۱). ۱۱۳-۱۲۳هادی تبار, اسماعیل, یعقوبی گلوردی, محمد کاظم. ادله اثبات الکترونیکی در دادرسیهای کیفری در . [Hadi Tabar, Ismail, Yacoubi Glordi, Mohammad Kazem. Evidence of electronic evidence in criminal proceedings in Iran’s legal system. Comparative Criminal Jurisprudence, 2023, no. 3 (1), pp. 113–123 (In Persian)].
  6. مجازی در حقوق جزایی ایران // فقه جزای تطبیقی. ۲۰۲۲. ۲ (۳).۷۵-۸۵  خسروی زاد, افشار, سپهری, روح الله, باباییی, حمیده. مشروعیت تحصیل دلیل دلیل در جرایم فضای  [Khosrawizad, Afshar, Seperi, Ruhollah, Babai, Hamida. Legitimacy of examining evidence of cyberspace crimes in Iranian criminal law. Comparative Criminal Jurisprudence, 2022, no. 2 (3), pp. 75–85 (In Persian)].
  7.  ٢٠١٦. ٤. ١٩٣-٢١١ لد الصديق ميلود. الوسائط الرقمية الحديثة من شبكات التواصل الاجتماعي //مجلة أكاديميا لد الصديق.  // [Siddiq Miloud. Modern digital media from social media. Academic Journal, 2016, no. 4, pp. 193–211 (In Arabic)].
  8. حجية الدليل الالكتروني في الاثبات الجنائي وسمطة القاضي في تقديره. محمود صبحي محمد محمود ا زيد [Mahmoud Sobhi Muhammad Mahmoud Zaid. Authoritativeness of electronic evidence in criminal case and the discretion of the judge. Behna Journal of Human Sciences, 2022, no.1 (2), pp.27–48].