• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Анализ изменений правовых норм в проекте таможенного кодекса ЕАЭС

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.7.
Дата поступления: 19.12.2017.

Представлен анализ правовых новелл, содержащихся в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в том числе проведено сравнение с правовыми нормами Таможенного кодекса Таможенного союза. Озвучены основные задачи, которые были поставлены перед разработчиками нового кодекса и названы неразрешенные вопросы, подлежащие урегулированию в новом таможенном кодексе. Рассмотрены возможные положительные стороны нормативного регулирования правоотношений в таможенной сфере в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Проанализированы выгоды от повсеместного внедрения в работу таможенных органов стран-членов Евразийского экономического союза электронного декларирования и, как результат, снижения количества предоставляемых документов; введения автоматизированных процессов таможенного оформления и контроля; применения электронного обмена данными и гармонизации таможенных норм на таможенной территории стран евразийского сообщества в соответствии с вновь вводимыми требованиями в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и нормами международного таможенного и торгового права. Спрогнозировано направление развития взаимоотношений как лиц, участвующих во внешнеэкономических сделках с таможенными органами, так и государств-членов Евразийского экономического союза между собой в условиях нововведений, устанавливаемых Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в области таможенного регулирования.

Евразийский экономический союз; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; электронное декларирование; система «единого окна».

Лепа Т. П. Анализ изменений правовых норм в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.7.
Дата поступления: 19.12.2017.

Аннотация

Представлен анализ правовых новелл, содержащихся в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в том числе проведено сравнение с правовыми нормами Таможенного кодекса Таможенного союза. Озвучены основные задачи, которые были поставлены перед разработчиками нового кодекса и названы неразрешенные вопросы, подлежащие урегулированию в новом таможенном кодексе. Рассмотрены возможные положительные стороны нормативного регулирования правоотношений в таможенной сфере в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Проанализированы выгоды от повсеместного внедрения в работу таможенных органов стран-членов Евразийского экономического союза электронного декларирования и, как результат, снижения количества предоставляемых документов; введения автоматизированных процессов таможенного оформления и контроля; применения электронного обмена данными и гармонизации таможенных норм на таможенной территории стран евразийского сообщества в соответствии с вновь вводимыми требованиями в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и нормами международного таможенного и торгового права. Спрогнозировано направление развития взаимоотношений как лиц, участвующих во внешнеэкономических сделках с таможенными органами, так и государств-членов Евразийского экономического союза между собой в условиях нововведений, устанавливаемых Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в области таможенного регулирования.

Ключевые слова

Евразийский экономический союз; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; электронное декларирование; система «единого окна».

Для цитирования

Лепа Т. П. Анализ изменений правовых норм в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2018.–№ 1.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2018.1.7.
Submission date: 19.12.2017.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the legal novelties contained in the draft customs code of the Eurasian Economic Union, including a comparison with the legal norms of the customs code of the Customs Union. The author presents the main tasks that were set before the developers of the new code and the unresolved issues in the customs sphere existing in the CU, and considers the possible positive aspects of the normative regulation of legal relations in the customs sphere in the new Customs Code of the EEU.
The author analyzes the benefits from widespread implementation of the electronic declaration in the work of customs authorities of the EEU members, that can reduce the quantity of documents; the introduction of automated processes of customs clearance and control; applications of electronic data interchange and harmonization of customs rules of the customs territory of the countries of the Eurasian community in accordance with the newly introduced requirements of the customs code of the EEU and the norms of international customs and commercial law.
The article predicts the direction of development of relations, both persons involved in foreign economic transactions with customs authorities and the EEU members among themselves in the conditions of innovations established in the Customs Code of the EEU in the field of customs regulations.

Keywords

Eurasian Economic Union; Customs Code; electronic declaration; «single window» system.

For citation

Lepa T.P. The analysis of changes in legal regulations in the draft
customs code ot the EEU // Prologue: Law Journal. – 2018. – № 1.

Acknowledgements

В новый 2018 г. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) должен войти с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), который обязан учесть интересы всех стран-участниц ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения и Киргизия), а также исправить недоработки, имевшиеся в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Необходимость принятия нового таможенного кодекса была продиктована увеличением числа членов ЕАЭС, а также решением назревших проблем, в первую очередь в области правовых основ союза [5, с. 28], и имплементации международных договоров [6, с. 21] (16 соглашений и 6 проектов соглашений), действующих на таможенной территории ЕАЭС с учетом пожеланий участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и представителей околотаможенной структуры, опираясь на динамично развивающиеся современные технические, информационные и интернет технологии; направленные на упрощение и ускорение производства таможенного контроля и иных таможенных формальностей.

Серьезным недостатком ТК ТС в регулировании таможенных отношений было то, что большая часть полномочий таможенных органов передавалась на национальный уровень государств-членов ТС, что повлекло за собой необходимость устранить данные различия в ТК ЕАЭС, в частности, при осуществлении таможенных процедур, начислении и взимании таможенных пошлин и налогов. Правовая основа ТК ЕАЭС заложена в договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. [4, с. 100] в г. Астане и в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»[1].

В новом ТК ЕАЭС решаются следующие наиболее актуальные задачи:

– устранение или минимизация недочетов и коллизий в нормативно-правовом регулировании таможенных отношений в ТК ТС;

– систематизация и кодификация актов таможенного законодательства стран-членов ЕАЭС[2];

– сокращение отсылочных норм к национальному законодательству;

– максимальная унификация таможенных операций, осуществляемых таможенными органами стран-членов ЕАЭС;

– внедрение в работу таможенных органов принципа «единого окна»;

– реализация официальной электронной формы обмена данными таможенных органов с лицами, участвующими во внешнеэкономической деятельности;

– максимальное исключение человеческого фактора при таможенных процедурах между должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД во избежание коррупционных проявлений[3];

– сокращение количества данных в графах декларации на товары (далее – ДТ);

– автоматизация регистрации и выпуска таможенных деклараций;

– учет норм международных конвенций в таможенной сфере и обязательств России и иных стран-членов ЕАЭС, возложенных на них в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (далее – ВТО);

– сокращение количества документов, предоставляемых вместе с декларацией в таможенные органы (при необходимости и только в случае срабатывания системы управления рисками)[4];

– снижение порога беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран ЕАЭС;

– приоритет электронного таможенного декларирования и введение повсеместного электронного документооборота [1];

– внедрение категорирования участников внешнеэкономической деятельности.

В рамках реализации вышеизложенных задач, в ТК ЕАЭС были внесены следующие наиболее значимые изменения (относительно текста ТК ТС) и правовые новации применительно к институтам таможенного контроля и декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу:

  1. Приоритет электронного декларирования [3, с. 48] над письменной формой декларирования. В проекте ТК ЕАЭС норма о таможенном декларировании разделена на две части: в одной части – таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а в другой – «… таможенное декларирование может производиться в письменной форме в следующих случаях:

– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

– в отношении товаров для личного пользования;

– в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО);

– в отношении транспортных средств международной перевозки;

– при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами;

– в иных случаях, определяемых Комиссией» [9, c. 118].

Также ТК ЕАЭС предусматривает возможность применения письменной формы таможенного декларирования, если у таможенного органа нет возможности обеспечить декларанту таможенное декларирование в электронной форме в связи с проблемами в таможенных информационных системах, в том числе по причине технических сбоев или с отключением электроэнергии. Приоритет электронного декларирования позволит ускоренно проходить таможенные формальности, делать действия таможенных органов транспарентными и снимать бюрократические барьеры.

  1. В ТК ЕАЭС совершенствуется процесс предоставления предварительной информации о перемещаемом товаре таможенному органу, так как теперь документы с данной информацией можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций: таких как уведомление о прибытии товара на таможенную территорию, транзитную декларацию или декларацию на транспортное средство, документ для склада временного хранения. Возможность использования предварительной информации всеми контролирующими органами, осуществляющими контроль в пунктах пропуска через таможенную границу, также ускоряет прохождение процесса контроля товаров на таможенных постах и пунктах.
  2. Изменились требования к составу сведений, указываемых в декларации на товары, – они дополняются сведениями, согласно коммерческим документам, о продавце и покупателе товаров, перевозчике, о товарном знаке и торговой марке, о цене товаров, а также о цене и весе нетто единицы товара. Эта новация связана с другой, очень важной новеллой ТК ЕАЭС, – возможность подать декларацию на товар без предоставления целого пакета документов, прилагаемого к декларации, во исполнение требований подтверждать достоверность заявленной в ДТ информации.

Данная новация не создаст дополнительных барьеров для внешней торговли и предоставит преференции в виде выигранного времени при таможенном оформлении для законопослушного участника ВЭД. Минимизация количества документов, представляемых при таможенном декларировании, исключая их дублирование в рамках внедряемой в таможенных органах системы «единого окна» (однократное представление электронной информации сразу всем контролирующим органам[5]), дает дополнительные преимущества лицам, участвующим во внешнеторговых сделках.

  1. В проекте ТК ЕАЭС содержится правовая норма, согласно которой обязательные для представления в таможенный орган документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением тех документов, которые подтверждают соблюдение запретов и ограничений, которые могут быть представлены позже, т.е. после выпуска товаров, что определено национальным законодательством стран-членов ЕАЭС[6].
  2. Введен альтернативный выбор возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом без участия таможенных представителей.
  3. В новом кодексе значительно сокращен срок выпуска товаров и транспортных средств – с одного рабочего дня (как в ТК ТС) до 4 час. рабочего времени после регистрации таможенной декларации и, в то же время, увеличен нормативный срок нахождения товаров на складе временного хранения (далее – СВХ) с 2 мес. (как предусматривалось нормами ТК ТС) до 4 мес. с момента помещения товаров на СВХ[7].
  4. Упрощена возможность предоставления отсрочки по уплате таможенных пошлин сроком до 1 мес. всем участникам ВЭД с уплатой процентов, а также до 6 мес. для товаров, необходимых для промышленной переработки и необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, ввозимых в рамках государственного заказа.
  5. Преобразован институт уполномоченных экономических операторов (далее — УЭО), в соответствии с тремя типами свидетельства, относимых к низкому уровню риска:

– УЭО, получившие свидетельства первого типа – 7 упрощений, применяемые на всей территории ЕАЭС и связанные с перевозкой товаров;

– УЭО, получившие свидетельства второго типа – 6 упрощений, связанные с таможенным декларированием и хранением товаров, которые применяются только на территории государства-члена, выдавшего такое свидетельство;

– УЭО, получившие свидетельства третьего типа – комплекс из 13 упрощений по первому и второму типу.

А также расширен перечень лиц, имеющих право претендовать на присвоение статуса УЭО и унифицированы условия включения в таможенный реестр УЭО[8]. Согласно ТК ЕАЭС статус УЭО будет признан на всей территории союза [8]. Размер обеспечения таможенных платежей для УЭО установлен в пределах от 150 до 1 млн евро с ежегодным снижением данной величины.

  1. Также ТК ЕАЭС закреплена возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран и лицам, убывающим из одной страны-члена ЕАЭС в другую страну-участника ЕАЭС. Система двойных ценников на товары в магазинах беспошлинной торговли – это международная практика, активно используемая в странах Европейского союза.
  2. Предусмотрено, что через год после введения в действие ТК ЕАЭС порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран-членов ЕАЭС начнет постепенно снижаться с целью унификации правил для ввоза зарубежной продукции[9], в том числе для граждан РФ, с 1 тыс. евро и весом до 31 кг в месяц до 500 евро в месяц без уплаты пошлин, а если эта сумма превышена, то таможенная пошлина подлежит уплате в размере 30% от величины, превышающей пороговую, но не менее 4 евро за 1 кг; а через 2 года стоимостный порог товара, необлагаемый пошлиной, снизится до 200 евро, а сверх этой суммы будет начисляться пошлина в размере 15% от суммы, превышающей установленный порог, но не менее 2 евро за 1 кг.
  3. Закреплена новация, согласно которой нормы на товары, перемещаемые физическими лицами, будут приниматься в соответствии с решениями ЕЭК и, которая установит единые для стран-членов ЕАЭС верхние стоимостные и весовые пороги, а национальным законодательством стран будут установлены более низкие нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров, перемещаемых экспресс-перевозчиками, а также в международных почтовых отправлениях.
  4. Определено, что вывоз товаров, относимых к отходам, с территорий особых экономических зон и свободных складов будет осуществляться без их помещения под таможенные процедуры, при условии, что такие товары вывозятся для утилизации, а по результатам утилизации должностным лицам таможенных органов будут представлены соответствующие подтверждающие документы.
  5. Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада, за пределами территорий особых экономических зон и свободных складов, могут вывозиться на временной основе с разрешения таможенного органа для целей их исследования, тестирования и ремонта при условии возврата таких товаров на территорию особой экономической зоны или свободного склада.
  6. Уточнены вопросы использования товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и являющихся частями, агрегатами, узлами товаров, что позволит распространить на такие товары общие нормы, касающиеся перемещения товаров через границы особых экономических зон или свободных складов, – это упростит деятельность организаций, которые применяют сложное оборудование, требующее регулярного технического обслуживания.
  7. Упрощены вопросы кооперации резидентов особых экономических зон при использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, т.е. предусмотрена возможность передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и товаров, изготовленных из вышеназванных товаров, от одного резидента особой экономической зоны другому резиденту без завершения действия указанной таможенной процедуры и с уведомлением должностных лиц таможенных органов.
  8. С целью упростить логистику в портовых особых экономических зонах оговорена возможность вывоза иностранных товаров с территории портовой особой экономической зоны на территорию иностранного государства без помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. А определение срока подачи декларации на товары, ввезенные на территорию портовой особой экономической зоны, отнесено к полномочиям стран-членов ЕАЭС.
  9. Включены нормы, касающиеся перемещения товаров между частями таможенной территории ЕАЭС через территории иностранных государств в соответствии с положениями, регламентирующими перемещение через территории иностранных государств товаров, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
  10. Изменены подходы к регламентации требований о применении запретов и ограничений, а также к основаниям для изменения и отзыва предварительных решений о классификации товаров и срокам вступления в силу решений таможенных органов об изменении или отзыве таких предварительных решений и определен порядок принятия таможенным органом предварительных решений о происхождении товаров.
  11. Унифицирован подход к неполному и периодическому таможенному декларированию, в частности закреплена возможность подачи таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию стран-членов ЕАЭС, но и до доставки товаров в место доставки.
  12. Изменен и расширен список оснований для исключения из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
  13. По общему правилу уплата таможенных платежей должна осуществляться авансом, за исключением случаев, когда плательщиком выступает УЭО, а иные исключения из основного правила определяются ЕЭК.
  14. Таможенного представителя предложено наделить правом выступать поручителем за представляемое лицо.

Тем не менее, специалисты указывают и на некоторые издержки, имеющиеся в проекте ТК ЕАЭС, в частности на то, что язык изложения в нем более труден для восприятия (в сравнении с ТК ТС), хотя и более юридически точен. Кроме того, чтобы разрешить накопившиеся за предыдущие годы в таможенном законодательстве проблемы, законодатели излишне детализировали ТК ЕАЭС[10]. Не урегулирован вопрос о составе пакета документов [7, с. 55], предоставляемых таможенному органу на границе. В целом возможность существования пробелов в ТК ЕАЭС нельзя исключать, но проблемные ситуации предполагается и в дальнейшем разрешать и минимизировать, оперативно вводя соответствующие решения ЕЭК.

Таким образом, ТК ЕАЭС – это первый проект международного договора, созданный в рамках стран-участниц таможенного союза, регулирующий современные таможенные правоотношения, и который был разработан в соответствии с положениями Киотской конвенции в тесном сотрудничестве всеми заинтересованными сторонами – государственными органами[11] и представителями крупных участников ВЭД стран-членов ЕАЭС при участии специалистов ЕЭК[12] и ставший более детализированным и гармонизированным нормативно-правовым документом, учитывающим основные направления совершенствования таможенного администрирования на долгосрочную перспективу [2, c. 200]. Весь комплекс мер, заложенный в проекте нового таможенного кодекса, направлен на то, чтобы таможенные механизмы стали более прозрачными и гибкими, позволив сократить время прохождения таможенных формальностей, упростить их и создать комфортные условия для работы законопослушных участников ВЭД и ужесточить ответственность нарушителей таможенного законодательства.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 дек. 2014 г. № 233. – URL : http://www.eurasiancommission.org.

[2] Новый Таможенный кодекс ЕАЭС : чего от него ждать. – URL : http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/23638-novyy-tamozhennyy-kodeks-eaes-chego-ot-nego-zhdaty.html.

[3] Министр ЕАЭС : Таможенный кодекс согласован на 90%. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/33415-ministp-eaes-tamozhennyy-kodeks-soglasovan-na-90.html.

[4] Новый таможенный кодекс принесет большие перемены в ЕАЭС. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/23638-novyy-tamozhennyy-kodeks-eaes-chego-ot-nego-zhdaty.html.

[5] Национальное законодательство препятствует применению норм Таможенного кодекса ЕАЭС. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/34815-natsionalynoe-zakonodatelystvo-ppepyatstvuet-ppimeneniyu-nopm-tamozhennogo-kodeksa-eaes.html.

[6] Проект ТК ЕАЭС. – URL : http://www.eurasiancommission.org.

[7] Таможенный кодекс ЕАЭС позволит таможне долго работать по понятиям? – URL : http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/36523-tamozhennyy-kodeks-eaes-pozvolit-tamozhne-dolgo-pabotaty-po-ponyatiyam.html.

[8] Таможенный кодекс ЕАЭС : борьба национального с межгосударственным. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/26409-tamozhennyy-kodeks-eaes-bopyba-natsionalynogo-s-mezhgosudapstvennym.html.

[9] Зарубежным покупкам пропишут квоты. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/25764-zapubezhnym-pokupkam-ppopishut-kvoty.html.

[10] Кодекс ЕАЭС заставит переделывать таможенные технологии. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/37564-dmitpiy-nekpasov-kodeks-eaes-zastavit-pepedelyvaty-tamozhennye-tehnologii.html.

[11] Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС назначен срок. – URL : http://xn—b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/customs-union/34420-dogovopu-o-tamozhennom-kodekse-eaes-naznachen-spok.html.

[12] В ЕЭК обсудили работы по устранению барьеров и ограничений между странами ЕАЭС. – URL : http://novostink.ru/eaeu/164789-v-eek-obsudili-raboty-po-ustraneniyu-barerov-i-ogranicheniy-mezhdustranamieaes.html.

Список источников

  1. Боброва В. В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 499-511.
  2. Гревцова Л. Г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2015. – № 5. – С. 198-203.
  3. Ениватова В. А. Инновации таможенного кодекса Евразийского экономического союза // IN SITU. – 2017. – № 4. – С. 48-49.
  4. Кириллов С. В. Некоторые проблемы совершенствования отдельных институтов налогового права России в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества // Труды Института государства и права РАН. – 2014. – № 4. – С. 100-106.
  5. Куликова И. В. Процесс формирования и развития Евразийского экономического союза : реалии и перспективы // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2014. – № 4. – С. 27-32.
  6. Прокопович Г. А. Новое таможенное законодательство и перспективы его изменения // Власть закона. – 2015. – № 3. – С. 21-27.
  7. Тимофеева Е. Ю. Новый таможенный кодекс Евразийского экономического сообщества: перспективы для международных перевозчиков. Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 5. – С. 52-56.
  8. Тынникова Н. А. Таможенный кодекс ЕАЭС: общая характеристика и нововведения // Экономика, социология и право. – 2017. – № 11. – С. 23-26.
  9. Худжатов М. Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика. – 2017. – № 3. – С. 117-125.

References

  1. Bobrova V.V. The new customs code of the EAEU as an effective tool of state regulation of foreign trade [Novyy tamozhennyy kodeks EAEHS kak ehffektivnyy instrument gosudarstvennogo regulirovaniya vneshney torgovli]. Regional’naya ehkonomika i upravlenie – Regional economy and governance. Issue 1. Pp. 49. (In Russ.).
  2. Grevcova L.G. Customs code of the Eurasian economic Union: opportunities and prospects [Tamozhennyy kodeks Evraziyskogo ehkonomicheskogo soyuza: vozmozhnosti i perspektivy]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo – Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Issue 5. Pp. 198-203. (In Russ.).
  3. Enivatova V.A., Baturina M.B., Rudenok V.P. Innovations of the customs code of the Eurasian economic Union [Innovacii tamozhennogo kodeksa Evraziyskogo ehkonomicheskogo soyuza]. IN SITU. 2017. Issue 4. Pp. 48-49. (In Russ.).
  4. Kirillov S.V. Some problems of improvement of certain tax law institutions of Russia in the customs Union within the Eurasian economic community [Nekotorye problemy sovershenstvovaniya otdel’nyh institututov nalogovogo prava Rossii v tamozhennom soyuze v ramkah Evraziyskogo ehkonomicheskogo soobshchestva]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN – Proceedings of the RAS Institute of state and law. Issue 4. Pp. 100-106. (In Russ.).
  5. Kulikova I.V. The process of formation and development of the Eurasian economic Union: realities and prospects [Process formirovaniya i razvitiya Evraziyskogo ehkonomicheskogo soyuza: realii i perspektivy]. Vestnik RGEHU RINH – Herald of Rostov state University of Economics. 2014. Issue 4. Pp. 27-32. (In Russ.).
  6. Prokopovich G.A. New customs legislation and prospects of its change [Novoe tamozhennoe zakonodatel’stvo i perspektivy ego izmeneniya]. Vlast’ zakona – Rule of law. Issue 3. Pp. 21-27. (In Russ.).
  7. Timofeeva E.YU. The new customs code of the Eurasian economic community: prospects for international carriers [Novyy tamozhennyy kodeks Evraziyskogo ehkonomicheskogo soobshchestva: perspektivy dlya mezhdunarodnyh perevozchikov]. Transport Rossiyskoy Federacii. ZHurnal o nauke, praktike, ehkonomike – Transport Of The Russian Federation. Journal of science, practice, Economics. Issue 5. Pp. 52-56. (In Russ.).
  8. Tynnikova N.A. Customs code of Eurasian economic Union: General characteristics and innovations [Tamozhennyy kodeks EAEHS: obshchaya harakteristika i novovvedeniya]. EHkonomika, sociologiya i pravo – Economics, sociology and law. 2017. Issue 11. Pp. 23-26. (In Russ.).
  9. Hudzhatov M.B. Actual changes of customs legislation in the sphere of customs Declaration of goods [Aktual’nye izmeneniya tamozhennogo zakonodatel’stva v sfere tamozhennogo deklarirovaniya tovarov]. Marketing i logistika – Marketing and logistics. 2017. Issue 11. Pp. 117-125. (In Russ.).