Написать в редакцию

Написать в редакцию

Заполните все поля формы и нажмите «Отправить»

  • +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Безопасность образовательной среды как условие эффективности учебно-воспитательного процесса вуза

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.2.5.
Дата поступления: 28.04.2016.

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности образовательного процесса как важнейшего условия полноценного развития студента в контексте гуманистического подхода. Уточняются критерии и диагностические показатели, условия, обеспечивающие позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Представлен опыт решения данной проблемы.

Образовательная среда, безопасность образовательной среды, психологическая защищенность, психическое здоровье, гуманизация образования, психологические угрозы, риски.

Васильев Н.Г., Терещенко А.Г. Безопасность образовательной среды как условие эффективности учебно-воспитательного процесса ВУЗа // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.

Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.2.5.
Дата поступления: 28.04.2016.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности образовательного процесса как важнейшего условия полноценного развития студента в контексте гуманистического подхода. Уточняются критерии и диагностические показатели, условия, обеспечивающие позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Представлен опыт решения данной проблемы.

Ключевые слова

Образовательная среда, безопасность образовательной среды, психологическая защищенность, психическое здоровье, гуманизация образования, психологические угрозы, риски.

Библиографическое описание

Васильев Н.Г., Терещенко А.Г. Безопасность образовательной среды как условие эффективности учебно-воспитательного процесса ВУЗа // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.

About article in English

Publication data

Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.2.5.
Submission date: 28.04.2016.

Abstaract

The article deals with the problems of educational process psychological safety, as it is the most essential part of student full development according to the humanistic ap-proach context. The text gives the valuable information on the criteria, diagnostic data and conditions, which provide positive personal development of all participants in the educational sphere. The authors present the experience of solving this problem.

Keywords

Educational environment, educational environment safety, psychological immunity, mental health, humanization of education, psychological threat, risks.

Bibliographic description

Vasilyev N.G., Tereschenko A.G. Educational environment safety as an effective condition of teaching and educational process in institutes of higher learning // Prologue: Law Journal. – 2016. – № 2.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние   защищенности студента от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития студента, сохранения и укрепления его психического здоровья. Это ряд мероприятий, направленных на уменьшение или устранение угроз и рисков, нанесения психологического ущерба при организации учебно-воспитательного процесса вуза. Психическое здоровье — это основа жизнеспособности студента, которому в процессе обучения в вузе приходится решать непростые задачи в своей жизни: овладевать собственным поведением, научиться жить, работать, учиться, нести ответственность за себя и за других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности, строить «образ я». Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье студентов становится целевым ориентиром в работе каждого учебного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования. Образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается.

Принципы обеспечения безопасности изложены в следующих нормативно-правовых актах: Конституция Российской Федерации[1], Федеральный закон «О безопасности»[2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[3] в которых сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основными субъектами обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются граждане, общественные и иные организации и объединения.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера. Конечно, вся эта работа должны быть ежедневной, плановой, хорошо продуманной, системной.  В широком смысле комплексная безопасность образовательной среды включает в себя и психологическую безопасность.

Социальная безопасность – это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни тем более государство. Специалисты по национальной безопасности называют ее следующие составляющие: политическая, военная, экономическая, социальная, культурная. Безопасность есть одна из характеристик, и в то же время критерий функционирования и развития социальных, технических, экологических и биологических систем. Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность, означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, целей, интересов всего общества. Она выражается в ряде показателей: в качестве, продолжительности жизни, в уровне психического здоровья.

Вуз является одним из широко представленных в обществе институтов, который может и должен строить свою частную систему безопасности. Центральным в теории безопасности является понятие «угроза». Классификация угроз может производиться на основе учета источника их происхождения. Выделяются: угрозы природного порядка, эпидемиологические угрозы, техногенные катастрофы, социальные угрозы, к которым относятся и социально-психологические, связанные с уровнем социальной напряженности, конфликтностью.

Как отмечают специалисты, понятийный аппарат для анализа проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, еще не сложился. Для этих целей используют такие термины как угроза, опасность, вред, ущерб, риск. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других – как самостоятельные явления.

Опасность – совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития человека в обществе. Для того, чтобы раскрыть содержание какой-либо опасности, необходимо знать конкретный перечень этих условий и факторов. Структуру процесса воздействия опасности можно рассматривать в двух основных аспектах: статическом и динамическом. Статический аспект предполагает:

— источник (субъект) опасности;

— объект, подвергающийся опасности;

— средства, которыми источник опасности воздействует на объект опасности.

Динамический аспект предполагает:

— цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту;

— процесс самого воздействия источника опасности на объект;

— результат самого воздействия.

Современная высшая школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, так как выпускает необходимый для создания индивидуальных технологий «сверхсложный» продукт – психологически здоровую личность. И здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или полным их отсутствием).

В современных образовательных учреждениях, стремящихся выполнить социальный заказ государства, создается такая образовательная среда, в которой участники совместной деятельности сталкиваются с проявлениями манипулирования друг другом, взаимного насилия, эмоционального дискомфорта и психологической угрозы. В этой ситуации необходимо обеспечить создание условий психологической безопасности образовательной среды за счет воздействия на личностные проявления эмоциональных и коммуникативных особенностей субъектов образовательной деятельности. Необходимо создавать программы, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды за счет включения субъектов образовательной деятельности в консультационную, профилактическую работу, тренинговые занятия, которые позволят сформировать устойчивые навыки взаимодействия и совместного регулирования эмоциональных состояний.

Человек с момента рождения пребывает в определенной среде и находится в ней в постоянном взаимодействии с другими людьми. Проблема «человек и среда» приобретает в современных условиях принципиально новое содержание. Актуализация ее обуславливается уровнем развития субъекта, адаптирующего, организующего, воспроизводящего разные уровни и сферы среды своего обитания. В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Так, Е.Б. Попов среди наиболее существенных факторов, которые могут благотворно повлиять на динамику развития школы гуманистической ориентации, выделяет эмоциональную атмосферу, понимаемую как степень защищенности, комфортности при взаимодействии, степень толерантности во взаимодействии коллег, исключение каких-либо форм насилия при взаимодействии. Он же, обобщая опыт развития школьных сообществ, отмечает в качестве одного из отличительных принципов реализацию защитной функции школы по отношению к личности каждого члена школьного сообщества [1].

Проблема защищенности (чаще всего в социальном контексте), соблюдение прав (прежде всего учащегося) прямо или косвенно упоминается в большинстве работ, посвященных гуманизации образования [3,4,5]. Согласно гуманистической психологии, все права человека, в том числе право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, должны находиться под защитой.  Э. Фромм добавляет, что «любовь к жизни и гуманные отношения между людьми могут развиваться наилучшим способом, если в обществе будут иметься соответствующие предпосылки, а именно: безопасность и защищенность — в том смысле, что материальные основы достойного существования человека не будут находиться под угрозой; справедливость – в том смысле, что каждый человек может использоваться в качестве средства для удовлетворения целей другого; свобода – в том смысле, что каждый человек имеет право быть активным, ответственным членом гражданского общества» [2].

Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Ее психологической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных аспектов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Функция данной реальности возможна через систему отношений, участвующих в ней субъектов.

Выделяется множество сред, в которых происходит социализация cтудента, в том числе: социокультурная, образовательная и непосредственно культурная среда той общности, куда он включен. Говоря о социокультурной среде, мы имеем в виду данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Она может быть благоприятной, нейтральной, тепличной или враждебной для студента. В социокультурном пространстве вуза средовые факторы микроуровня (микромир студента, семья, учебная группа), выстраивающие свои отношения со студентом через символы, ценности, предметы, играют роль одного из ведущих источников развития и саморазвития.

Культурная среда образовательного учреждения понимается как пространство культурного развития студентов, которое включает в себя определенное культурное содержание, формы, образовательные системы, культурные модели. В культурной среде образовательного процесса особое место занимают студенческая, юношеская, педагогическая, сибирская культура и субкультура.

Обеспечение безопасности культурной, образовательной среды требует организации культурной деятельности в студенческих сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариантности и альтернативности, что даст возможность студенту выбрать деятельность, увидеть перспективы развития и раскрыть свой потенциал.

Направленность на сохранение соматического, физического, психологического и социального здоровья студента, защита его прав, ответственность за жизнь, здоровье и безопасность, организация здорового образа жизни, соблюдение прав и свобод, оказание психологической помощи – все это должно происходить в соответствии с Конвенцией по охране прав человека.

Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Критериями и диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

— отношение к образовательной среде – позитивное, нейтральное или отрицательное, измеряемое системой вузовского образования;

— удовлетворенность субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде;

— индекс психологической безопасности, защищенности от насилия.

В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде можно выделить следующие:

— наличие психологического насилия в образовательной среде;

— неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении как у студентов, так и у преподавателей;

— отсутствие референтной значимости образовательной среды.

Чтобы избежать этих угроз, мы должны четко определиться в содержании, принципах и формах организации учебно-воспитательного процесса вуза.

Обоснованы ли опасения, что, порой, образовательная среда вуза может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления нездоровья студентов? Ведь очевидно, что ни один педагог никогда сознательно и целенаправленно не стремиться отбить у студента тягу к познанию, снизить его веру в себя или внушить суциидальные мысли.

По данным социологических исследований, известно, 65 % родителей озабочены проблемами безопасности своего ребенка в образовательной среде. Их волнует, что не всегда в образовательном учреждении обеспечена защита прав и достоинств человека, возникают проблемы конфликтности отношений студентов между собой и с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли себя их ребенок в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне академических успехов. Еще больше волнует возможность деструктивных влияний на психику со стороны сверстников, проблемы психологического и физического насилия в студенческих коллективах, возможность манипуляции студентом со стороны педагогов, психологическое издевательство. Насколько оправданы эти опасения? Можно привести десятки примеров несправедливого осуждения студента в высшей школе, прямого насилия или скрытых оскорблений со стороны однокурсников, невнимания, излишней строгости или холодности со стороны педагога, равнодушия к тем обстоятельствам, которые возникли у студента, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Современная социокультурная, экономическая, экологическая ситуация в России дает нам примеры негативного влияния среды.  Цунами, засуха, землетрясения, пожары, техногенные катастрофы, социальные волнения, террористические акты – если все эти открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия открыто осуждаются и обсуждаются, то ситуации психологического насилия или деструктивного психологического влияния социальной среды на человека пока только выдвигаются в центр общественных интересов. А эти угрозы создают психологически опасную среду для растущей и развивающей личности.

Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических обладают следующими особенностями. Они менее видимы, а потому и более трудно контролируемые. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику. У студентов различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного, для другого может иметь разрушительное влияние. Негативные психологические воздействия глубоко переживаются людьми, их не замечают до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддиктивном поведении студента.

Особенность этих психологических угроз в том, что они действуют постоянно и безнаказанно в течение длительного времени, а их источник часто — взаимодействие педагога с детьми. Как в семье (самые близкие, порой, становятся источником страданий и слез, болезней и разочарований в жизни), так и в вузе – самый озабоченный развитием и обучением человек – педагог — становится иногда причиной невроза студента, способствует развитию ненависти к учению, неверию в себя. Почему эту особенность можно назвать опасной? Да потому, что именно она и не позволяет признать, честно обсуждать, настойчиво защищать студента от психологических угроз в образовательной среде. Что же это за угрозы? Что может разрушительно действовать на психику и на поведение юноши? Это, прежде всего:

— скука;

— предельное напряжение умственных сил студента на занятиях;

— изматывающие, разрушающие нервную систему умственные, эмоциональные или физические перегрузки;

— педагогический психоз отличных отметок;

— формализм программных знаний;

— нервозность вузовской обстановки, в которой, порой, царят торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между студентами;
— недоверие к личности студента, к его желанию учиться;

— стрессовая тактика педагогических воздействий;

— несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям студента;

— нерациональная организация образовательного процесса в особенности режима движения, отдыха, питания;

— недостаточная психологическая компетентность педагогов и мн.др.

Забота о психологическом здоровье студента сегодня – это не просто модная тенденция. Забота об их здоровье в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности нации, забота о здоровье студентов, и то внимание, которое сегодня уделяют этой проблеме, это признание того факта, что между образованием и здоровьем иногда складываются неадекватные отношения.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды различным образом, но всегда в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости, в стремлении к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника – в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к значимому взрослому. У подростков – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и построении планов будущего.

Настораживает тот факт, что при оценке здоровья в образовательных учреждениях чаще всего используют показатели, свидетельствующие об отсутствии тревожных симптомов, а не о наличии позитивных возрастных новообразований. Так, например, в вузах диагностируется уровень тревожности, уровень самооценки студентов – и их нормативное состояние (причем, по средним показателям на том или ином курсе) – и это полагается достаточным показателем психологического здоровья студентов. Между тем, ВОЗ в своем определении подчеркивает, что отсутствие болезненных симптомов – это отнюдь не показатель здоровья, которое трактуется как сочетание полного телесного и душевного благополучия. Человек только тогда здоров, если он ощущает себя здоровым.

Здоровье рассматривается как педагогическая категория, и психологическая безопасность в образовательном процессе должна обеспечиваться с той же обязательностью, как пожарная или санитарно-гигиенический режим в вузе. Однако, в силу того, что здоровье пока в сознании педагога не представлено как основополагающее понятие, учебное занятие, порой, превращается в занятие, после которого студенту необходимо серьезно восстанавливать свои душевные и телесные силы.

Думает ли сегодня педагог, что отметка — это дидактическое средство, способствующее укреплению здоровья? Интерпретирует ли педагог-предметник сегодня такие конкретные и чрезвычайно важные профессиональные действия, как домашние и самостоятельные задания, учебные задачи, средства и методы обучения, исходя из категории здоровья и психологической безопасности студентов? К сожалению, далеко не всегда. И отметка часто становится средством давления на психику, фактором, разрушающим здоровье. Поскольку здоровье еще не стало педагогической категорией, домашние и самостоятельные задания превращаются в обстоятельство психологической опасности, вызывая у учащихся тревогу, утомление, снижая самооценку и нежелание учиться. Только в условиях психологической безопасной образовательной среды студент станет здоровым, успешным, счастливым человеком.

Психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования. Инновационные риски приводят к инновационным барьерам, часто способны серьезно нарушать психологическую безопасность человека.

Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению потребностей студента в личностно-доверительном общении, обеспечивающее их психическое здоровье. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.

Критериями и диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

— отношение к образовательной среде – позитивное, нейтральное или отрицательное, измеряемое системой вуза;

— удовлетворенность субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде;

— индекс психологической безопасности, защищенности от насилия;

В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде являются следующие:

— наличие психологического насилия в образовательной среде;

— неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении как у педагогов, так и у студентов;

— отсутствие референтной значимости образовательной среды.

Чтобы избежать этих угроз, мы должны четко определиться в содержании, принципах и формах организации учебно-воспитательного процесса.

Изменение системы воспитания в современных условиях заключается в ее гуманизации. Модель образования, построенная на идее гуманизации предполагает развитие личности студента, приобщение его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе, формирование механизмов саморазвития, познавательной активности, учет индивидуальных особенностей, свободу личности, самораскрытие своего «Я», формирование инновационной потребности – жить в условиях постоянных перемен, гибкость программ, постоянный инновационный процесс, затрагивающий все учебное заведение, направленный на индивидуальное развитие, становление и совершенствование. Организация жизнедеятельности учащихся предполагает создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, предметно-практической и духовно-практической деятельности. И в этих условиях студент должен чувствовать себя безопасно, чувствовать себя защищенным. Ведущими задачами в осуществлении социальной защищенности, безопасности является формирование самосознания и ценностного отношения к собственной жизни, ориентация на ценности, отражающие богатство культуры своего народа, формирование общечеловеческих ценностей: норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, культуры общения, воспитание  и уважение к закону, развитие гражданской и социальной ответственности, развитие всесторонней свободы, саморегуляции поведения, чувства собственного самоуважения).

В основе создания гуманистической воспитательной системы лежат следующие идеи:

— личностный подход к воспитанию – признание личности развивающегося ребенка высшей социальной ценностью, уважение его уникальности и своеобразия, признание социальных прав и свобод, ориентация на учащегося как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания, отношение к личности воспитанника как к субъекту собственного развития, опора на естественный процесс саморазвития личности;

— опора при формировании и развитии на потребностно-мотивационную сферу;

— гуманизация межличностных отношений, создание психологически комфортной атмосферы, в которой личность чувствует себя защищенной, нужной и значимой, создание ситуации успеха и доверия;

— средовый подход в воспитании, включающий различные варианты взаимодействия со средой.

Наиболее часто жертвами насилия становятся люди, имеющие:

— физические недостатки, замкнутые или с импульсивным поведением;

—  имеющие особенности внешности (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, полнота или худоба…);

— страх перед учебой в вузе;

— отсутствие опыта жизни в коллективе;

— болезни (эпилепсия, тики, заикание, нарушение речи, косноязычие, дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение счета);

— низкий интеллект и трудности в обучении.

Насилие в образовательной среде обнаруживается в двух формах:

—  как авторитарный стиль общения педагога со студентом;

— непосильные требования современных программ, направленных, в основном, на развитие.

Студенты, которые не справляются с образовательной программой, терпят двойное насилие: в институте, где их принуждают заниматься тем, что им не под силу, и дома, когда их упрекают за плохие оценки и заставляют готовиться к занятиям. Студенты иногда боятся предъявлять претензию педагогу. По данным наших исследователей, при изучении мотивации учебной деятельности выяснилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх (опасение получить плохую оценку, страх перед осуждением, страх, что у меня не получится). К сожалению, часто именно страх активно насаждается всей системой обучения и воспитания. Можно выделить несколько факторов, провоцирующих насилие:

— общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;

— такая система учреждения образования, которая включает агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;

— особенности отношения педагогов к студентам, построенные на необоснованных требованиях со стороны преподавателей;

— система взаимоотношений внутри учебной студенческой группы (как референтной группы);

— наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роль жертвы и хозяина;

— традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

Длительные «издевки» сказываются на «образе я» студента, падает его самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой человек испытывает трудности социализации, пытается избегать взаимодействия. Решение своих проблем жертвы насилия часто находят в асоциальной среде, что нередко сопряжено с пристрастием к алкоголю, наркотикам. К причинам, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, могут быть отнесены:

— особенности личности педагога (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, раздражительность);

— нелюбовь к студентам и своей работе;

— неудовлетворенность своим социальным положением;

— низкий уровень социальных навыков, проблемы со здоровьем;

— незнание других способов работы с «непослушными» студентами;

Очень часто насильственные действия со стороны педагога не выражены очевидно, учащиеся и не осознают, что являются жертвами. Это так называемое скрытое психологическое насилие.

Психологическое насилие в учебной среде проявляется в различных формах. К ним относятся: крики, оскорбления, несправедливые обвинения, издевки, запугивания, невнимание к нуждам воспитанника, демонстрация нелюбви к нему. Студентов в этом случае постоянно критикуют, обижают, никогда не хвалят, не поощряют, не прислушиваются к их собственному мнению, постоянно напоминают о его несостоятельности, глупости, обездоленности, необразованности, невоспитанности. Чаще всего это происходит при посторонних (однокурсниках). Все это наносит огромную травму человеку.

Вот типичные способы реагирования педагогов на выходки учащихся, которые можно отнести к насильственным:

— часто употребляет выражение типа: «Учитель здесь пока еще я»;

— оставляет последнее слово за собой;

— разговаривает с сарказмом;

— настаивает на своей правоте;

— ставит студентов в унизительное положение;

— формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»;

— втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему;

— использует такие позы и жесты, которые давят: сжатые челюсти, сцепленные руки, говорит сквозь зубы;

— сравнивает одного студента с другим.

Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:

— подавление педагогом инициативы студентов;

— наказание за неправильный ответ;

— некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида, их манеры разговаривать;

— прерывание речи учащихся;

— насильственные требования к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы;

— привилегированное отношение к заискивающим учащимся;

— оскорбление унизительными, а иногда и нецензурными словами (к этим формам можно отнести и интонацию, тон).

По силе отрицательного воздействия на психологическое состояние студентов на первом месте стоит стрессовая педагогическая тактика, затем интенсификация учебного процесса и несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям наших воспитанников. Далее следуют нерациональная организация учебной деятельности и низкая грамотность педагогов в вопросах психического здоровья.

С целью положительного воздействия на личность студента следует учитывать следующие условия, облегчающие реализацию внутренних его источников роста:

 — естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, его способность быть самим собой;

— теплая забота и принятие студента таким, какой он есть, уважение к нему как личности;

— эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром его чувственного опыта.

Педагогическая профессия напрямую связана с построением человеческих отношений – поэтому педагог, не верящий в существование таких отношений, становится источником своих собственных проблем. Не оказывая студенту помощи и поддержки в его затруднениях, не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагог отчасти сам делает его проблемным.  С целью положительного воздействия на студента педагог должен уметь:

—  защитить студента от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;

— через позицию «буфера» смягчить негативные обстоятельства;

— развивать способность избавляться от страха перед обстоятельствами;

— защитить право студента быть успешным;

— быть не таким, как все, не уметь делать то, что умеют все;

— право студента на поиск, пробу, ошибку;

— право отстаивать свое достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики;

— право студента отказываться от того, что для него неприемлемо;

—  право на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;

-право менять сои решения и добиваться пересмотра договоренностей, которые его не устраивают;

— право на защиту своих прав.

Тактика педагогической помощи включает в себя:

— способность понять логику студента, видеть его глазами;

— способность видеть в студенте равноправную личность;

— готовность критически отнестись к самому себе и открыто принять критику в свой адрес;

— способность признать ошибку;

— умение оказывать влияние на студента, предоставляя ему право на самопознание, самоанализ.

Современная социокультурная ситуация дает многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если открытые физические насильственные действия являются предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждении.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в образовательных учреждениях не только часто отсутствуют психолого-педагогические возможности для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, но и увеличивается количество негативных тенденций в учебно-педагогическом взаимодействии. В педагогической психологии исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса крайне малочисленны. Информация о психологической безопасности и условиях ее обеспечения в образовательной среде практически отсутствует. Служба сопровождения не оснащена программами создания психологической безопасности образовательной среды как одного из важнейших условий, обеспечивающих позитивное развитие личности ее участников.

Все студенты обладают правами, которые педагоги должны уважать и признавать:

— право на уважение его незнания и труда познания; на уважение его неудач и слез; на уважение его тайн и отклонений тяжелой работы роста, его усилий и доверчивости, право быть тем, что он есть; на внимание и уважение к его проблемам; на высказывание своих мыслей; на самостоятельную организацию жизни; на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков; на протест; на ошибку; на тайну; на игру.

Таким образом, мы должны гарантировать студенту право на полноценную жизнь и учебу. Реализация этого права обеспечивается созданием условий для нормального физического, социального и личностного развития. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. Основными методически-организационными условиями создания безопасной образовательной среды являются следующие психотехнологии: система психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды; программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса, которая должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического воздействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[2] О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1.Ст. 2.

[3] Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) //Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Список использованной литературы

  1. Попов Е.Б. Технология работы с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. СПб., 2012. 134 с.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1994. 456 с.
  3. Терещенко А.Г., Васильев Н.Г. Особенности адаптации студентов-юристов к учебно-воспитательному процессу вуза // Пролог: журнал о праве. 2014. №2, 3. С. 41–49.
  4. Терещенко А.Г., Бубнова И.С. Структура бессознательных процессов разновозрастных групп как фактор их социально-психологической адаптации // В мире научных открытий. 2015. № 9 (69). С. 214–230.

References

  1. Popov E.B. Technology of Work with the Children Who Have Got into a Difficult Life Situation [Tekhnologiya raboty s det’mi, popavshimi v tyazheluyu zhiznennuyu situatsiyu]. St. Petersburg, 2012. ­ (In Russ.).
  2. Fromm E. Escape from Freedom. [Begstvo ot svobody]. 1994. (In Russ.).
  3. Tereshchenko A.G., Vasilyev N.G. Specifics of Law Students` Adaptation to University Education [Osobennosti adaptatsii studentov-yuristov k uchebno-vospitatel’nomu protsessu vuza]. Prolog: zhurnal o pravePrologue: Law Journal. 2014. Issue  2. Pp. 41– (In Russ.).
  4. Tereshchenko A.G., Bubnova I.S. The Structure of Unconscious Processes of Uneven-aged Groups As the Factor of Their Social and Psychological Adaptation [Struktura bessoznatel’nykh protsessov raznovozrastnykh grupp kak faktor ikh sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii]. V mire nauchnykh otkrytiy – In the world of scientific discovery. 2015. Issue 9. Pp. 214– (In Russ.).