• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2017. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.3.5.
Дата поступления: 04.05.2017.

Посвящена рассмотрению тактики проведения первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого с учетом психологических закономерностей поведения подростков. Анализируются конкретные тактические и психологические приемы, способствующие получению правдивых показаний от несовершеннолетнего подозреваемого. Отмечается важность установления и поддержания психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым. Акцентируется внимание на необходимости знания следователем условий успешной коммуникации, в том числе требований, которые предъявляются к формулированию и постановке вопросов при допросе несовершеннолетних. Подчеркивается, что основным способом воздействия, применяемым при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, является метод убеждения. Делается вывод о том, что учет индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетнего подозреваемого и использование на его основе системы тактико-психологических приемов и методов воздействия позволяет успешно провести допрос, добиться необходимого результата – получения полных и правдивых показаний.

Допрос несовершеннолетнего; тактические и психологические приемы воздействия; подозреваемый.

Корнакова С.В., Сергеева О.С. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2017. – № 3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2017. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.3.5.
Дата поступления: 04.05.2017.

Аннотация

Посвящена рассмотрению тактики проведения первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого с учетом психологических закономерностей поведения подростков. Анализируются конкретные тактические и психологические приемы, способствующие получению правдивых показаний от несовершеннолетнего подозреваемого. Отмечается важность установления и поддержания психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым. Акцентируется внимание на необходимости знания следователем условий успешной коммуникации, в том числе требований, которые предъявляются к формулированию и постановке вопросов при допросе несовершеннолетних. Подчеркивается, что основным способом воздействия, применяемым при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, является метод убеждения. Делается вывод о том, что учет индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетнего подозреваемого и использование на его основе системы тактико-психологических приемов и методов воздействия позволяет успешно провести допрос, добиться необходимого результата – получения полных и правдивых показаний.

Ключевые слова

Допрос несовершеннолетнего; тактические и психологические приемы воздействия; подозреваемый.

Для цитирования

Корнакова С.В., Сергеева О.С. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2017. – № 3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2017.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.3.5.
Submission date: 04.05.2017.

Abstract

The article is devoted to examining tactics of the first interrogation of minor suspects based on psychological features of behaviour of adolescents. The authors analyze particular tactics promoting obtaining truthful evidence. The special attention is given to the establishment and maintenance of a psychological contact with minor suspects. It is very important and for the investigator to know conditions of successful communication, including requirements which are imposed to formulation of questions during the interrogation of minors. It is emphasized that the main way of influence applied during interrogations of minor suspects is the method of persuasion. The author concludes that taking into account individual psychological characteristics of suspects and using particular tactics and methods allow to conduct interrogations successfully and to achieve the necessary results, i.e. truthful evidence.

Keywords

Interrogation of the minor; individual psychological characteristics; truthful evidence; suspect.

For citation

KornakovaS.V., Sergeeva O.S. Psychological and tactical features
of the minor suspect first interrogation // Prologue: Law Journal. –
2017. – № 3.

Acknowledgements

Первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого имеет определенную специфику, обусловленную начальным этапом расследования, для которого характерны дефицит времени для подготовки следователя к допросу, отсутствие необходимой совокупности данных, однозначно свидетельствующих об участии несовершеннолетнего в совершении преступления, а также данных об особенностях его личности. Тем не менее, от наличия хотя бы минимальной информации, характеризующей личность несовершеннолетнего, зависит установление с ним коммуникативного контакта, определение оптимальных методов и тактических приемов, повышающих эффективность взаимодействия в ходе допроса, а также выбор линии поведения самого следователя.

В первую очередь изучение личности несовершеннолетнего должно быть направлено на получение сведений, которые могут способствовать прогнозированию его поведения в ходе допроса. Необходимо выяснение уровня психического развития несовершеннолетнего, что предполагает получение сведений о его способности логически мыслить, ориентироваться в различных ситуациях, адекватно на них реагировать. От того, насколько полно изучены особенности личности подростка и насколько полученная информация правильно использована для выбора тактических приемов, зависит, во-первых, результативность допроса и, во-вторых, правильный вывод о реальных причинах, приведших к совершению преступления.

После того, как информация о личности подозреваемого получена, следователь принимает решение о способе его вызова на допрос. Правильный выбор такого способа является одним из существенных тактических факторов эффективности проведения допроса несовершеннолетнего, поскольку влияет на обстановку общения и на то, насколько этот способ будет способствовать установлению психологического контакта с подозреваемым, а также, при необходимости, сохранению в тайне от других лиц факта вызова на допрос.

Местом проведения допроса подозреваемых чаще всего является кабинет следователя. Тем не менее, в тактических целях иногда имеет смысл избрание таким местом помещения какого-либо учреждения (школы, интерната, училища и т.п.), что, во-первых, позволит скрыть факт вызова несовершеннолетнего на допрос и, во-вторых, усилить эффект неожиданности допроса, устранить предварительную подготовленность лица к допросу, обдумывание позиции, получение советов от заинтересованных лиц и т.п. [1, с. 62].

Сама процедура начальной стадии допроса несовершеннолетнего подозреваемого не имеет существенных отличий от допроса иных категорий допрашиваемых – устанавливается личность вызванного на допрос путем ознакомления с его документами и заполнения анкетной части протокола допроса, разъясняются права, необходимость говорить правду и порядок допроса.

Успешность проведения следственных действий, предполагающих личное общение, возможна только на основе полноценного психологического контакта, что является наиболее важной задачей начальной стадии допроса [6, с. 136]. При этом рекомендации, даваемые некоторыми исследователями психологии несовершеннолетних правонарушителей, о необходимости с самого начала допроса стремиться проявлять к допрашиваемому эмпатию, изыскивать общие житейские интересы и т.п. представляются сомнительными. Как отмечает в этой связи Г.Г. Бочкарева, стремление следователя показаться мягким и отзывчивым может нанести тактический ущерб, определенный проигрыш в позиции. В то же время следует избегать конфронтации, ограничивающей коммуникацию [2, с. 14].

Следователь должен беспристрастно и внимательно относиться к допрашиваемому, неизменные сдержанность, терпение и такт – основные средства установления и поддержания психологического контакта с ним. Стоит отметить, что подчеркнуто вежливый тон допроса имеет не только нравственное значение, являясь проявлением уважения к личности несовершеннолетнего, но и предполагает контроль за его поведением, снижает излишнее напряжение и волнение, предупреждает проявление развязности. Внешний вид следователя, выражение лица, поза должны выражать спокойствие, внимательность и уверенность в себе, поскольку никто не будет добровольно искренен с человеком, который внешне выглядит не заслуживающим этого.

В случае согласия несовершеннолетнего подозреваемого давать показания могут быть использованы следующие тактические приемы: снятие напряжения в ходе общения в начале допроса; «смежность» – оказание помощи в припоминании забытого путем оживления ассоциаций; «напоминание» – постановка вопросов, помогающая допрашиваемому вспомнить определенные события, детали, забытые им, и т.п.

Нередкой при допросе несовершеннолетних является ситуация, когда следователь сталкивается с их речевой пассивностью. В таких случаях основной коммуникативной задачей следователя является активизация речевой деятельности допрашиваемого, решение которой во многом зависит от его умения задавать активизирующие вопросы, продуманная система которых является тактическим средством правомерного психического воздействия. При тщательной предварительной обдуманности системы вопросов воздействие на несовершеннолетнего оказывает не только их содержание, но и последовательность, в которой задает их следователь.

К вопросам, задаваемым в ходе допроса, предъявляется ряд необходимых требований:

– вопросы должны учитывать культурное, умственное развитие и образование несовершеннолетнего;

– содержание вопросов должно быть ясным для допрашиваемого, конкретным, в противном случае он может не понять поставленного вопроса и дать неправильный ответ;

– вопросы не должны быть закрытыми, т.е. их формулировка должна предполагать получение развернутого ответа и полностью исключать возможность извлечения из нее информации, необходимой для ответа, поскольку, исходя из прямого законодательного запрета, недопустимо использование наводящих вопросов, предполагающих односложный утвердительный ответ;

– вопросы должны относиться только к одному выясняемому обстоятельству, быть простыми по конструкции, сложные с точки зрения восприятия вопросы следует разбивать на ряд более конкретных простых;

– необходимо избегать вопросов, предоставляющих возможность предположительного ответа [4, с. 18].

Во время производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого важно обращать внимание на соответствие информации, содержащейся в показаниях, возрасту и уровню его психического и интеллектуального развития. Чрезмерная гладкость показаний, употребление слов и выражений, несвойственных возрасту, противоречия информации, полученной в ходе свободного рассказа или при ответах на вопросы, и ряд других признаков могут свидетельствовать об имевшей место подготовке к допросу, заученности информации несовершеннолетним под чьим-то влиянием. В таких случаях можно использовать прием «перифраза» – попросить допрашиваемого рассказать то же самое, но другими словами. Применение этого приема позволит установить правдивость излагаемых сведений, поскольку попытка рассказать другими словами о вымышленных обстоятельствах, как правило, вызывает значительные затруднения, что не может остаться незамеченным для следователя. Кроме этого, важно выяснить с кем общался подросток по поводу предстоящего допроса, обсуждал обстоятельства, в отношении которых допрашивается, кто советовал ему, что говорить и как вести себя на допросе.

Необходимо получить от подозреваемого показания о том, где он находился и чем занимался в то время, когда было совершено преступление, а также о том, кто может подтвердить его показания. В случае ссылок подозреваемого на алиби, следует учитывать, что несовершеннолетние обычно заранее его не подготавливают. Поэтому уточняющие, детализирующие вопросы о месте, времени, а также виде деятельности в интересующий следствие момент времени, свидетелях и т.д. и ответы на эти вопросы должны тщательно фиксироваться в протоколе допроса для получения возможности впоследствии установления несостоятельности заявления подозреваемого о наличии алиби.

Конфликтность ситуации допроса может выражаться в различных действиях подозреваемого, направленных на воспрепятствование установлению истины по уголовному делу. В криминалистике выделяются определенные действия, порождающие конфликтный характер взаимодействия следователя с допрашиваемым, которые могут выражаться в следующем:

– отказ допрашиваемого лица давать какие бы то ни было показания;

– сообщение заведомо ложной информации либо сокрытие части определенной информации;

– уничтожение, повреждение доказательств причастности к преступлению, шантаж, угроза в адрес потерпевших, свидетелей и др. [8, с. 365-366].

Следует отметить, что некоторые рекомендации по тактике проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых, даваемые в криминалистических источниках, на наш взгляд, заслуживают осторожной и критической оценки. Речь идет о так называемых психологических ловушках, например, о создании преувеличенного представления об осведомленности следователя, об объеме имеющихся у него доказательств [10, с. 94]. По поводу подобного рода следственных хитростей представляется правильным мнение Д.П. Котова, считающего, что следователь, применяя их, неизбежно стоит на грани лжи, провокации [3, с. 101-107]. Ясно, что там, где следователь действительно стоит на грани провокации и лжи, нельзя всерьез говорить ни о законности, ни о нравственности, тем более, когда речь идет о взаимодействии с несовершеннолетним. Поэтому при проведении вербальных следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого основой тактических приемов должен быть метод убеждения, когда воздействие на эмоциональную сферу или оказание на него логического воздействия происходит посредством убеждения подростка дать правдивые показания [5, с. 35].

В ситуации противодействия использование метода убеждения может выражаться в следующем:

– в раскрытии значения имеющихся в распоряжении следователя доказательств (например, назначение и результаты экспертных исследований имеют не только доказательственное значение, но и способны оказать сильное психологическое воздействие на дающего ложные показания подозреваемого, нередко способствуют изменению его позиции и даче правдивых показаний; для этого следователю необходимо разъяснять подозреваемому не только причину назначения определенного вида экспертизы, но и содержание экспертного исследования, а также доказательственную силу заключения эксперта);

– в предъявлении имеющихся в распоряжении следователя доказательств по мере нарастания их изобличающей силы (так называемое прямое логическое убеждение) и в разъяснении в связи с этим бесперспективности занятой подозреваемым позиции умалчивания или дачи заведомо ложных показаний;

– в логическом анализе противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого (этот прием является эффективным при ложной ссылке подозреваемого на алиби, а также в ситуациях пассивной лжи допрашиваемого, когда он, скрывая правду, заявляет: не знаю, не помню, не видел и т.п.);

– в воздействии на положительные качества личности несовершеннолетнего (применение этого тактического приема особенно эффективно в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление впервые, ведь какими бы отрицательными чертами характера не обладал несовершеннолетний, у следователя не должно быть убеждения в их стойкости и неисправимости, поскольку без наличия предварительной гипотезы о том, что у каждого несовершеннолетнего имеется положительная черта, которую необходимо увидеть и умело использовать, невозможна эффективная коммуникация, акцент же на дефектах личности несовершеннолетнего подозреваемого (например, использование известных следователю сведений о дурных привычках, прошлых неблаговидных поступках и др.) зачастую приводит к тому, что он замыкается в себе либо вообще отказывается давать показания);

– в побуждении допрашиваемого к раскаянию, посредством разъяснения ему последствий чистосердечного признания (прием так называемого морального стимулирования, заключающийся в разъяснении следователем обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность за совершенное преступление);

– в воздействии на допрашиваемого положительными качествами и авторитетом следователя, которое должно находить выражение в оказывающих дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого корректном поведении следователя, его внешнем виде, в созданной им соответствующей обстановке допроса и т.п.

Многим подросткам в силу недостатков воспитания свойственны дерзость, которая порой граничит с грубостью, раздражительность. Все это необходимо учитывать при контакте с ними. Несовершеннолетний может намеренно наговорить всякое, причем нередко оскорбляющее или задевающее самолюбие. В такой ситуации наиболее предпочтительно использование приема «без ответа»: не рекомендуется ввязываться в дискуссию по всем нападкам, следует сохранять терпение и достоинство. При проявлении лживости следует иметь в виду, что не всегда ее можно объяснить лишь чертой характера несовершеннолетнего. Она может определяться и мотивами, свойственными преступнику любого возраста, – это боязнь ответственности и наказания, угроза мести со стороны соучастников [7, с. 245].

В ходе допроса необходимо непрерывное наблюдение за состоянием, поведением, реакциями допрашиваемого, что дает возможность определить наиболее эффективные тактические приемы в тот или иной момент допроса, например, для установления психологического контакта или получения полных и правдивых показаний. Наблюдение за состоянием несовершеннолетнего позволяет следователю своевременно решать организационные вопросы: сделать перерыв, прекратить допрос и т.п. Что касается вопросов превентивного характера, то наблюдая за допрашиваемым, следователь может выявить степень его социальной запущенности, о чем может свидетельствовать внешний вид, манера поведения, речевая культура подростка, степень уверенности в себе и допустимости своего поведения и определить наиболее действенные меры воспитательного воздействия [5, с. 27].

Следователь, получая и анализируя сообщаемые допрашиваемым сведения, производит их фиксацию в протоколе допроса для дальнейшего их использования в качестве доказательств по расследуемому уголовному делу (ст. 83 УПК РФ). При этом фиксация показаний несовершеннолетних обладает определенными особенностями, связанными с тем, что они нередко употребляют слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но активно используются среди несовершеннолетних. В таких случаях рекомендуется в протоколе допроса раскрывать содержание употребленных подростком формулировок, фиксировать, какой смысл вкладывает подросток в то или иное слово. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Содержание таких выражений должно быть раскрыто самим допрашиваемым, при этом недопустимо по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о ходе вещей [9, с. 99].

Учитывая то, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, при выборе варианта фиксации его показаний в протоколе допроса следует придерживаться рекомендации, данной О.Ю. Скичко, согласно которой к протоколированию следует приступать либо после окончания определенного этапа допроса, либо составлять протокол после его окончания. Целесообразность такого выбора определяется и тем обстоятельством, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить сам факт фиксации его показаний. Поэтому в ходе допроса предпочтительнее делать заметки (в частности, фиксировать характерные обороты речи допрашиваемого), что позволит уменьшить психическое напряжение несовершеннолетнего при допросе, убеждая его в том, что его внимательно слушают, а его показаниям придают значение [11, с. 25].

Таким образом, учет индивидуальных особенностей несовершеннолетнего подозреваемого и использование на его основе системы тактико-психологических приемов воздействия позволяет успешно провести допрос, добиться необходимого результата – получения правдивых показаний. Основным способом воздействия, применяемым при производстве допроса данной категории допрашиваемых, является метод убеждения.

Эффективность применения тех или иных тактических приемов зависит от знания следователем особенностей личности несовершеннолетнего подозреваемого, а также от наличия опыта расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обладания им специальными познаниями в области возрастной педагогики и психологии и т.д.

Умело построенная тактическая линия в рамках данного следственного действия, использование следователем в соответствующей ситуации допроса совокупности методов, не выходящих за рамки определяемых законом и нравственными принципами норм, позволяет достичь положительных результатов по формированию системы доказательственной информации.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

  1. Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций. – М.: Экзамен, 2010. – 552 с.
  2. Бочкарева Г.Г. Психология подростков-правонарушителей // Юстиция. – 2011. – № 22. – С. 12-15.
  3. Горский Г.Ф. Судебная этика. – Воронеж, 1973. – 271 с.
  4. Корнакова С.В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. – № 3. – С. 17-23.
  5. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.09. – Саратов, 2007. – 42 с.
  6. Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. – Уфа, 1998. – 250 с.
  7. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: учеб. пособие для вузов. – М.: Интердиалект плюс, 2008. – 672 с.
  8. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М.: Юнити, Закон и право, 2002. – 447 с.
  9. Руководство для следователя и его помощника, практиканта: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. Ю.П. Гармаева. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 208 с.
  10. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы) / науч. ред. В.П. Малков – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 160 c.
  11. Скичко О.Ю. Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. – 2011. – № 1. – С. 24-26.

References

  1. Baev O.Yа. Basics of criminalistics [Osnovy kriminalistiki]. Moscow, 2010. 552 p. (In Russ.).
  2. Bochkareva G.G. Psychology of juvenile delinquents [Psihologiya podrostkov-pravonarushitelej]. Yusticiya – Justice. 2011. Issue 22. Pp. 12-15. (In Russ.).
  3. Gorskij G.F., Kokorev L.D., Kotov D.P. Court ethics [Sudebnaya ehtika]. Voronezh, 1973. 271 p. (In Russ.).
  4. Kornakova S.V. The question as an effective means of cognition in the process of proving in a criminal case [Vopros kak ehffektivnoe sredstvo poznaniya v processe dokazyvaniya po ugolovnomu delu]. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel’naya praktika – Legal science and law enforcement practice. 2016. Issue 3. Pp. 17-23. (In Russ.).
  5. Makarenko I.A. Criminalistics doctrine of the person of the minor accused: synopsis of doctor of juridical science dissertation [Kriminalisticheskoe uchenie o lichnosti nesovershennoletnego: obvinyaemogo avtoreferat dissertatsii doktora yuridicheskikh nauk]. Saratov, 2007. 42 p. (In Russ.).
  6. Makarenko I.A. System of tactical methods of interrogation of a minor accused, taking into account the investigative situations and psychological properties of the interrogated: candidate of juridical science dissertation [Sistema takticheskih priemov doprosa nesovershennoletnego obvinyaemogo s uchetom sledstvennyh situacij i psihologicheskih svojstv doprashivaemogo: dissertatsia kandidata yuridicheskikh nauk]. Ufa, 1998. 250 p. (In Russ.).
  7. Mel’nikova E.B. Juvenile justice [Yuvenal’naya yusticiya]. Moscow, 2008. 672 p. (In Russ.).
  8. Obrazcov V.A., Bogomolova S.N. Forensic Psychology [Kriminalisticheskaya psihologiya]. Moscow, 2002. 447 p. (In Russ.).
  9. A guide for the investigator and his assistant, trainee; ed. by Yu.P. Garmaev [Rukovodstvo dlya sledovatelya i ego pomoshchnika, praktikanta]. Moscow, 2010. 208 p. (In Russ.).
  10. Safin N.Sh. Interrogation of a minor suspect in Soviet criminal proceedings (procedural and forensic aspects of the problem); scientific editor V.P. Malkov [Dopros nesovershennoletnego podozrevaemogo v sovetskom ugolovnom sudoproizvodstve (processual’nyj i kriminalisticheskij aspekty problemy)]. Kazan, 1990. 160 p. (In Russ.).
  11. Skichko O.Yu. Problems of recording the testimony of minors [Problemy protokolirovaniya pokazanij nesovershennoletnih]. Voprosy yuvenal’noj yusticii – Juvenile Justice Issues. Issue 1. Pp. 24–26. (In Russ.).