• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Особенности ценностей личности юриста как категории их нравственного воспитания

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.11.
Дата поступления: 29.06.2016.

Рассматривается актуальная задача нравственного воспитания студентов, связанного со становлением общественной морали, необходимостью внедрения норм общественного сознания в индивидуальное сознание. Авторами сделан вывод о том, что нравственная воспитанность проявляется в единстве нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения личности и достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия молодежи в общественной деятельности и отношениях.

Нравственность; конформность; нонконформность; психологическая восприимчивость (эмпатия); коммуникативность; самооценка.

Васильев Н.Г., Терещенко А.Г. Особенности ценностей личности юриста как категории их нравственного воспитания // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.11.
Дата поступления: 29.06.2016.

Аннотация

Рассматривается актуальная задача нравственного воспитания студентов, связанного со становлением общественной морали, необходимостью внедрения норм общественного сознания в индивидуальное сознание. Авторами сделан вывод о том, что нравственная воспитанность проявляется в единстве нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения личности и достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия молодежи в общественной деятельности и отношениях.

Ключевые слова

Нравственность; конформность; нонконформность; психологическая восприимчивость (эмпатия); коммуникативность; самооценка.

Для цитирования

Васильев Н.Г., Терещенко А.Г. Особенности ценностей личности юриста как категории их нравственного воспитания // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2016.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.11.
Submission date: 29.06.2016.

Abstract

The article examines the urgent task concerning the moral education of students, which is connected with the formation of public morals and with the necessity of public consciousness norms implantation into individual consciousness. The moral good breeding is shown in the unity of moral consciousness, thinking, a will, feelings and personal behavior. The good breeding is achieved on the assumption of the integrity of an educational process, the unity of moral consciousness and life forming, the participation of youth in public work and relations.

Keywords

Morals; conformity; nonconformity; psychological receptivity (empathy); communicativeness; self-appraisal.

For citation

Tereschenko A.G., Vasilyev N.G. The features of lawyer’s personal
values as categories of their moral education // Prologue: Law
Journal. – 2016. – № 3.

Acknowledgements

Основными чертами современной социально-психологической ситуации развития являются социальная нестабильность, кризис социальных ценностей и идеалов, изменение стимула жизни людей. В ситуации разрушения и трансформации старых социальных институтов происходят процессы поиска социальной идентичности и перестройки отношений: «индивид-социальная среда», «воспитание-самовоспитание», «образование-самообразование». Сложившаяся ситуация ставит задачу по-новому взглянуть на систему обучения, учесть будущие сценарии развития, позволяет разработать стратегию процесса современного обучения и нравственного воспитания студентов.

Цели изучения личности юриста – выявление системы свойств и качеств, соотносимых с его профессией, которые влияют на нее как позитивно, так и негативно, и описание реально существующей системы свойств и качеств личности, что создает профессиональный портрет и профессиональный социальный тип.

Сегодня становится актуальной задача нравственного воспитания студентов, связанного со становлением общественной морали, необходимостью внедрения норм общественного сознания в индивидуальное сознание. Нравственная воспитанность проявляется в единстве нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения личности. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единстве формирования нравственного сознания и жизни, участия молодежи в общественной деятельности и отношениях.

Вопросам нравственного воспитания студенческой молодежи в психолого-педагогической литературе не уделяется должного внимания. А именно в этом возрасте молодые люди, находясь на пути к нравственному идеалу в процессе своего личностного и профессионального самоопределения, переживают нравственные искания. В этот период происходит поиск своего «я», места в жизни, определение в сложившихся противоречиях современных нравственных отношений.

В структуре личности юриста выделяются следующие свойства:

– мировоззренческие: отношения к общепризнанным социальным ценностям личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы;

– интеллектуально-мыслительные: общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания;

– психологические: развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам;

– физические: возраст, состояние здоровья, утомляемость, отдельные индивидуальные физические свойства.

Нравственное воспитание – целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни молодого человека. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно-ценного поведения.

На пути движения к нравственному идеалу юноши переживают нравственные испытания, связанные с осознанием своего «я», что ставит их перед нравственным выбором. Важным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные потребности и воля, желания, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни, нравственные навыки и привычки как итог нравственных отношений.

Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственных чувств – постоянное ощущение переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное воспитание базируется, прежде всего, на формировании нравственных чувств. Оно включает в себя и понятие нравственного сознания, включающее знание моральных принципов, норм, сознание и осмысление своего морального состояния. Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, принятие нравственных решений, осуществление ответственности выбора. В единстве нравственных чувств реализуется нравственная воля как сознательная непреклонная решимость осуществить свое нравственное убеждение в жизни.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам в привычных формах нравственного поведения. Высшим уровнем нравственного поведения, мерилом нравственной устроенности человека являются сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в экстремальных условиях.

Основными нравственными свойствами личности являются: патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Нравственные свойства и качества личности представляют собой психологические новообразования, которые возникают в развитии активного взаимодействия человека с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются в этих отношениях, осознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках.

Высшим уровнем нравственного поведения, мерой нравственной устойчивости человека являются сознательное владение собой, верность нравственным убеждениям.

Нравственное воспитание – «… активный жизненный процесс взаимодействия личности в деятельности, в общении и в преодолении противоречий между желаниями и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, любовью и ненавистью, эгоизмом и коллективизмом, правдой и ложью, открытостью и лицемерием» [5].

Над организацией нравственного воспитания необходимо систематически работать, сосредоточивая усилия и умения разрешать конфликты, противоречия, развивать нравственные чувства, сознание, привычки и соответствующие формы поведения. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она базируется на общественных ценностных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Зрелостью нравственного сознания являются: образованность, способность судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им смысловую оценку. О нравственной воспитанности можно судить по наличию у студента сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регулировать свое поведение, иметь активную жизненную позицию.

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критичной оценки сложившихся подходов к организации и методам осуществления воспитательной работы. Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями.

Цель нравственного воспитания – формирование нравственных установок цельной личности. Она определяет направление и организацию всего нравственного воспитания. Общественные нормы, требования, идеалы и ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Становление личностных свойств в человеке предполагает усвоение системы выработанных человечеством ценностей. Поэтому ценность, как категория нравственного воспитания, должна быть рассмотрена особо.

Чаще всего, ценности являются предметом изучения таких наук как философия, этика, социология (Б. Спиноза, Т. Гоббс, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Э. Дюркгейм, В.Я. Ядов, Г.С. Климова, М. Вебер и др.). В зарубежной психологии проблеме изучения ценностей личности также уделялась значительная роль (В. Вунд, А. Мейнонг, З. Фрейд, В.Э. Чудновский, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Л. Хьел, Д. Зиглер, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.).

В отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию ценностей. По мнению Б.Ф. Ломова, все подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности [6]. С точки зрения социально-психологического подхода к определению ценностей особое значение уделяется анализу социально обусловленного характера принятия ценностей личностью. Средством принятия личностью ценностей общества является деятельность, занимающая ключевое место в теории А.Н. Леонтьева [2]. В данной теории утверждается, что всякая ценность характеризуется значением и смыслом. «Значение ценности представляет собой совокупность общественного значения свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком» [3].

Роль смысловых образований в формировании собственно ценностей личности (Ф. Е. Василюк, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.). Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманизм, как философская система взглядов, опирается на ее аксиологические характеристики как субъекта ценностных отношений и общие категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, целеполагание, ценностные ориентации и отношения) [10].

В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Осознаваемая и переживаемая личностью в результате оценки ценность выполняет аксиологическую функцию ориентира в поведении и деятельности человека. В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать (уровень потребностей), и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (уровень действия интересов), а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те мотивы поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Ценность отождествляется с такими природными или общественными явлениями, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса, группы в качестве действительности, цели или идеала. Ценность – понятие, сводимое к обозначению должного, желаемого, к идеалу, когда желаемое и идеал в социальной деятельности является основой деятельности личности. М.С. Яницкий подчеркивает, что ценностная система любого общества отличается неоднозначностью. Она может носить социокультурный характер, а также включать специфические ценностные иерархии, присущие тем или иным конкретным типам общества [13].

В результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории, В. Франкл выделяет три группы вечных ценностей – смысловых универсалий [11]:

– ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу;

– ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества;

– ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь.

Ценности отношения, в свою очередь, делятся им на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти.

Конкретная форма общественного устройства, специфические социокультурные условия формирования личности лежат в основе различных концепций типологии социального характера. Э. Фромм понимал под социальным характером «культурное ядро» личности, которое он рассматривал как форму связи между психикой индивида, ценностями и идеалами общества. Э. Фромм делит ценности на две категории:

– официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические);

– действительные, бессознательные (порожденные социальной системой), которые являются непосредственными мотивами человеческого поведения.

Пытаясь объединить социопсихологический и психоаналитический подходы, Э. Фромм выделяет несколько типов непродуктивной ориентации, существующих в современном обществе: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера), по словам Э. Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций [12].

Анализ связей между системами ценностей личности и общества осуществлялся и при исследованиях социальной установки. Так, У. Томас и Ф. Знанецкий рассматривали поведение личности в обществе с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом на основе собственных установок или групповых норм позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости) и творческий (единственный определяющий развитие общества и культуры) [8].

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «… устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [8]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы.

Аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие признаки, дают Ш. Шварц и У. Билски [14]:

– ценности – это понятия или убеждения;

– ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

– ценности имеют надситуативный характер;

– ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

– ценности упорядочены по относительной важности.

Три формы существования ценностей выделяет Д.А. Леонтьев [4]:

– общественные идеалы;

– предметные ценности;

– личностные ценности.

Исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, В.Ф. Сержантов сводит все ценности в две категории: материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями – политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи [9]. Также указывает на два основных значения понятия «ценность» Я. Гудечек: ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., которые существуют независимо от субъективных оценок людей; ценности в смысле субъективной значимости, «ценности» для индивида. Значимость ценности для индивида понимается им, в свою очередь, в трех значениях: как качества вещей, к которым направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности; как положительно оцениваемые индивидом объекты; как критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [13]. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей [14]:

1) Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) – ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция).

2) Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) – ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Более общее разделение ценностей проводит М. Рокич на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей:

1) Терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

2) Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков» [3]. Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

1) Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) – абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2) Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) – ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3) Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) – ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4) Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) – пассивные ценности (красота природы, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

1) Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2) Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) – альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3) Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

4) Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

В теории А. Маслоу группы ценностей (как и блоки потребностей) образуют вертикальную иерархию. По его словам, потребности и ценности «…представляют собой не дихотомию, а согласованную иерархию, то есть зависят друг от друга». Он выделяет две основные группы ценностей:

1) Б-ценности (ценности бытия) – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полнота, справедливость, порядок, легкость без усилия и т.д.).

2) Д-ценности (дефициентные ценности) – низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то фрустрированной потребности (мир, покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т.д.).

Занимающие подчиненное положение «Д-ценности», или, как А. Маслоу их называет, «регрессивные» ценности, выбираются людьми ради «выживания», достижения состояния гомеостаза. Их реализация является, по словам А. Маслоу, абсолютной необходимостью и выступает своеобразной предпосылкой «ощущения и функционирования» высших «Б-ценностей», или «ценностей развития» [7].

Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентаций, можно выделить работу С.С. Бубновой [1]. На основе концепции М. Рокича, она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентаций:

– ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные – познавательные, эстетические, гуманистические и социальные – уважения, достижений, социальной активности);

– ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);

– ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека. В современной психологии направленность личности на различные ценности (ценностные ориентации) рассматривается как двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.

В процессе личностного развития внутренние движущие силы позволяют человеку самостоятельно определять жизненные задачи. И одной из главных задач личностного развития в студенческом возрасте является именно самоопределение в системе общечеловеческих ценностей и выработка собственной системы ценностей.

Следует отметить, что ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого – процесс усвоения ценностей в раннем детстве. С помощью противопоставления категорий добра и зла, честности и нечестности и т.д., проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным и т.д., и во многом определяется устойчивость и стабильность ценностей.

Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако, чаще происходит наоборот – сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

Три взаимопереходящие формы существования ценностей выделяет Д.А. Леонтьев: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «…общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали» [4]. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в итоге, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личных ценностей, присущая только ему. Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями, нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Таким образом, ценности личности последовательно формируются на каждой стадии индивидуального развития человека. Преобладание действия того или иного механизма формирования ценностной системы определяется сложным комплексом психологических факторов, особенности и степень выраженности которых соответствуют достигнутому уровню индивидуального развития и определяются последовательно реализующимися процессами адаптации, социализации и индивидуализации.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

Список источников

  1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38-44.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Cмысл, 1997. – 64 с.
  5. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов. – М.: Юрайт,1999. – 446 с.
  6. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности. Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989.
  7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер.с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
  8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. – Л. : Наука, 1979. – 264 с.
  9. Сержантов В.Ф. Человек. Его природа и смысл бытия. – Л.: ЛГУ, 1990. – 360 с.
  10. Терещенко А.Г. Ценности как показатель социальной адаптации разновозрастных групп населения // Социокультурные механизмы преемственности ценностей : материалы всероссийской научно-практической конференции. – М., 2012. – С. 120-130.
  11. Франкл В.Человек в поисках смысла / пер с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  12. Фромм Э. Психоанализ и этика / пер.с англ. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
  13. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
  14. Schwarts S. H., Bilsky W. Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – Vol. 5. – P. 550-562.

References

  1. Bubnova S.S. Valuable orientations of the person as a multidimensional nonlinear system [Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelinejnaya sistema]. Psihologicheskij zhurnal – Psychological journal. 1999. Issue 5. Pp. 38-44. (In Russ.).
  2. Lihachev B. Pedagogy. Lecture course [ Kurs lekcij]. Moscow, 1999. 446 p. (In Russ.).
  3. Lomov B.F. Personality as the product and the subject of social relations [Lichnost’ kak produkt i sub»ekt obshchestvennyh otnoshenij]. Psihologiya lichnosti. Aktivnost’ i razvitie lichnosti (Psychology of Personality. Activity and personal development). Moscow, 1984.
  4. Leont’ev A.N. Activities. Consciousness. Personality [Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’]. Moscow, 1975. 304 p.
  5. Leont’ev D.A. Methods of study of value orientations [Metodika izucheniya cennostnyh orientacij]. Moscow, 1992. 17 p.
  6. Leont’ev D.A. Essay on psychology of personality [Ocherk psihologii lichnosti]. Moscow, 1997. 64 p.
  7. Maslou A. New frontiers of human nature [Novye rubezhi chelovecheskoj prirody]. Moscow, 1999. 425 p.
  8. Self-control and prediction of social behavior of the individual; ed. by Yadov V.A. [Samoregulyaciya i prognozirovanie social’nogo povedeniya lichnosti]. L., 1979. 263 p.
  9. Serzhantov V.F. Human. Its nature and meaning of life [ Ego priroda i smysl bytiya]. Moscow, 1990.
  10. Tereshchenko A.G. Values as an indicator of social adaptation of different age groups [Cennosti kak pokazatel’ social’noj adaptacii raznovozrastnyh grupp naseleniya]. Sociokul’turnye mekhanizmy preemstvennosti cennostej: materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Sociocultural mechanisms of the continuity values: Materials IV All-Russian scientific-practical conference). Moscow, 2012. Pp. 120-130.
  11. Frankl V. Man’s Search for Meaning [Chelovek v poiskah smysla]. Moscow, 1990. 368 p.
  12. Fromm E. Psihoanaliz i ehtika [Psychoanalysis and Ethics]. Moscow, 1993. 415 p.
  13. Yanickij M.S. Valuable orientations of the person as a dynamic system [Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema]. Kemerovo, 2000. 204 p.
  14. Schwarts S. H., Bilsky W. Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 5. Pp. 550 — 562.