• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Оперативно-розыскная деятельность в среде осужденных за совершение преступлений экстремистского характера

Преступления экстремистского характера — угроза национальной безопасности Российской Федерации. В статье дан анализ изменений Уголовно-исполнительного кодекса России и Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Показано, что изменение закона способствовало повышению эффективности борьбы с преступлениями экстремистского характера. Проанализированы особенности противодействия распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы. Представлена характеристика новых задач, возникающих в уголовно-исполнительной практике, и пути их решения.

преступления экстремистского характера; оперативно-розыскная деятельность; правовое регламентирование; экстремистская идеология; места лишения свободы; осужденный.

УДК
Информация о статье
Аннотация

Преступления экстремистского характера — угроза национальной безопасности Российской Федерации. В статье дан анализ изменений Уголовно-исполнительного кодекса России и Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Показано, что изменение закона способствовало повышению эффективности борьбы с преступлениями экстремистского характера. Проанализированы особенности противодействия распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы. Представлена характеристика новых задач, возникающих в уголовно-исполнительной практике, и пути их решения.

Ключевые слова

преступления экстремистского характера; оперативно-розыскная деятельность; правовое регламентирование; экстремистская идеология; места лишения свободы; осужденный.

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

Extremist crimes are a threat to Russian national safety. The paper analyzes the amendments to the Criminal Law Enforcement Code of Russia and the Federal Law «On Federal Security Service». The authors prove that the amendments contributed to the improved efficiency of fighting extremist crimes. They analyze the specifics of counteracting the spread of extremist ideology in detention facilities and characterize new problems emerging in the criminal law enforcement practice as well as ways of solving them.

Keywords

еxtremist crimes; operative investigations; legal regulation; extremist ideology; detention facilities; convicted person.

For citation
Acknowledgements

Результаты анализа работы, проводимой Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (ИУ) показывают, что принимаемые меры позволили достичь определенных результатов [1, с. 43–48].

На наш взгляд, этому способствовало и внесение изменений в законодательство РФ (ст. 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ), направленных на повышение эффективности мер по разработке осужденных и разобщению террористических и экстремистских ячеек, формируемых осужденными, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.

В настоящее время сформированы информационные массивы о лицах, осужденных за осуществление террористической и экстремистской деятельности. Разработан и реализуется комплексный межведомственный план, предусматривающий проведение совместных мероприятий в отношении осужденных, отбывающих наказание за преступления террористического и экстремистского характера, обеспечение контроля над лицами указанной категории, освободившимися из мест лишения свободы, а также профилактическую работу, направленную на предупреждение распространения идеологии экстремизма и терроризма. Внесены коррективы в расстановку сил и средств, сформированы дополнительные позиции, способные вскрывать деятельность законспирированных террористических и экстремистских ячеек, создаваемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы [2, с. 36–40]. Это приводит к повышению эффективности проводимой работы.

Например, осужденный Ражаев отбывал наказание за разбойное нападение. В результате проведенных ФСИН России мероприятий получены и процессуально закреплены данные об его активной противоправной деятельности в составе бандформирований и участии в убийствах военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (в 1999 г. в Дагестане лично зверски расправился с шестью военнослужащими Внутренних войск МВД России). В результате 30 января 2012 г. Верховный Суд Республики Дагестан признал Ражаева виновным в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы[1].

Внесенные в ст. 13 закона «О федеральной службе безопасности»[2] изменения позволяют, на наш взгляд организовывать работу по формированию позиций в среде осужденных, способных решать задачи в интересах правоохранительных органов после освобождения. Так, в результате оперативно-розыскных мероприятий в среде осужденных с 2007 по 2013 г. получено более 120 явок с повинной, раскрыт ряд резонансных преступлений, реализована информация о 22 тайниках с оружием, боеприпасами и взрывчатыми материалами. Пресечена деятельность 24 проповеднических групп и 32 экстремистских ячеек, формируемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Привлечены к уголовной (18 чел.) и административной (38 чел.) ответственности, 9 чел. получили официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений. В предупредительно-профилактических целях осуществлено более 400 информационно-пропагандистских мероприятий [4, с. 31–37].

Вместе с тем уровень угроз безопасности в Российской Федерации остается высоким. Полагаем, что сложившаяся на сегодня система государственного регулирования этой сферы, равно как и организация в пределах компетенции мер оперативного реагирования на угрозы на рассматриваемом направлении, не вполне эффективны.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание более 1 150 чел., осужденных за террористическую деятельность. Более 500 чел. Осуждены за экстремистскую деятельность, из которых 157 приговорены к лишению свободы на срок более 10 лет, 13 чел. — пожизненно. Есть основания полагать, что ряд из них в той или иной степени причастен к деятельности международных террористических организаций [3, с. 29–32].

По нашим данным, с 2007 г. оперативно-розыскные мероприятия проводились в основном в отношении террористов, пытавшихся осуществить свои устремления на Северном Кавказе и в Поволжье, в частности, под флагом джихадизма. В настоящее же время фиксируется весь спектр мотивов экстремистской деятельности, то есть политически, социально, религиозно, национально окрашенный экстремизм.

В связи с перечисленным, следует выделить следующие негативные факторы, способствующие развитию данного явления в местах лишения свободы:

– недостаточный оперативный контроль над содержащимися в исправительных учреждениях лицами, осужденными за совершение преступлений экстремистской направленности;

– рост популярности неонацистской идеологии в криминальной среде, формирование в этой среде положительного образа «военнопленного борца с режимом»;

– наличие предпосылок для «сращивания» идей радикального ислама с идеологией национал-социализма;

– недостаточные знания сотрудников исправительных учреждениях об исламе и о признаках, указывающих на исповедование осужденными его радикальных форм;

– создание и функционирование в исправительных учреждениях сплоченных экстремистских групп, координирующих свою деятельность с помощью незаконно используемых средств сотовой связи;

– недостатки в техническом оснащении, затрудняющие выявление фактов нелегального использования осужденными средств мобильной связи и выхода в сеть интернет;

– недостаточность принимаемых администрациями исправительных учреждениях мер по недопущению поступления в места заключения литературы экстремистского характера, используемой для пропаганды радикальной идеологии;

– оказание помощи экстремистам отдельными представителями местных мусульманских организаций, в условиях отсутствия должного контроля над деятельностью указанных структур со стороны администраций исправительных учреждениях;

– низкая активность духовно-просветительской работы среди заключенных со стороны местных епархий Русской православной церкви;

– активная деятельность различных «правозащитных» организаций, оказывающих под эгидой соблюдения прав заключенных идеологическую и финансовую поддержку осужденным радикалам.

Таким образом, в результате проводимого в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы сокращения штатов в большинстве ИУ отмечается нехватка оперативного состава, а также сотрудников подразделений безопасности и режима, что затрудняет осуществление контроля за спецконтингентом. Ситуацию усугубляет то, что в текущем году в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы»[3] планируется дальнейшее сокращение количества сотрудников территориальных подразделений ФСИН России. При этом Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[4] предполагает, что сокращение численности сотрудников будет компенсироваться внедрением на объектах ФСИН России современных комплексов инженерно-технических средств охраны и надзора, а также интегрированных систем безопасности. Между тем в настоящее время сокращение штатных должностей в ИУ проводится без внедрения технических средств контроля над осужденными по причине нехватки денежных средств.

Несовершенство действующего законодательства РФ также способствует совершению гражданами правонарушений, связанных с передачей либо попытками передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так, на наш взгляд, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5] предусматривает весьма мягкую ответственность за совершенное противоправное деяние (штраф от 3 до 5 тыс. р.). При этом выплачиваемая осужденными сумма за поставку в колонию запрещенных предметов кратно выше взимаемого штрафа. Законом также не предусмотрена ответственность за неоднократность совершения правонарушений данного вида, что ухудшает оперативную обстановку в учреждениях ФСИН России.

Происходящее на этом фоне некоторое ухудшение психологической обстановки в коллективах, морально-нравственного состояния отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы негативно влияет на уровень профессионализма, способствует росту злоупотреблений должностных лиц ИУ, снижению охранного режима и, как следствие, возможному возникновению на объектах предпосылок к чрезвычайным ситуациям, в том числе распространение экстремисткой идеологии. Особую угрозу представляют коррумпированные связи осужденных с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, которые за материальное вознаграждение снабжают их мобильными устройствами связи. В частности, на объектах Управления ФСИН России по Астраханской области в результате проведенных мероприятий выявлены средства сотовой телефонии, незаконно используемые осужденными. Так, в ФКУ СИЗО-1 при наличии 102 помещений для содержания осужденных выявлено 134 единицы средств сотовой связи.

Ослабление контроля формирует у осужденных экстремистов чувство безнаказанности и подталкивает их к активизации попыток усилить свое влияние на спецконтингент и вовлечь в экстремистскую деятельность новых лиц. Очевидно, что это требует внесения своевременных коррективов и укрепления единой системы организации работы на рассматриваемом направлении оперативной разработки.

Актуальность и важность адекватного реагирования на новые вызовы связана с тем, что, по нашим данным, значительная часть заключенных намерена продолжить противоправную деятельность после освобождения из мест лишения свободы. Анализ ситуации свидетельствует о сохранении условий для распространения в учреждениях уголовно-исполнительной системы идеологии радикального ислама. В настоящее время среди ее носителей и распространителей помимо осужденных участников экстремистских структур фиксируется увеличение количества лиц, осужденных за общеуголовные преступления.

Несмотря на принимаемые меры по осуществлению контроля над осужденными экстремистами, пенитенциарные учреждения остаются благоприятной средой для распространения экстремистской идеологии и вербовки потенциальных террористов. Отбывая наказание в ИУ, приверженцы радикальной исламистской идеологии стремятся к объединению в экстремистские ячейки, приобретению пособнических связей в местных национальных диаспорах, мусульманских организациях и правозащитных структурах. Факты создания экстремистских ячеек в местах лишения свободы вскрыты в 20 регионах России. Для сравнения следует указать, что за 2007–2008 гг. религиозно-экстремистских ячеек вскрыто не более 5.

Лидеры таких групп активно используют ислам для укрепления своего положения в неформальной иерархии осужденных, пропаганды экстремистских взглядов среди спецконтингента и вербовки новых сторонников. В этих целях в ИУ доставляются агитационные материалы, в том числе признанные в установленном законом порядке экстремистскими. Большинство исламских печатных изданий, в том числе запрещенных к обороту на территории РФ, поступает в ИУ по легальным каналам.

Массовое распространение запрещенной литературы в местах лишения свободы обусловлено отсутствием во ФСИН России ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих контроль за печатными изданиями, ненадлежащим отношением ряда сотрудников ФСИН России, осуществляющих досмотр поступающей в исправительные учреждения литературы, отсутствием на местах актуальной версии федерального списка экстремистских материалов. Кроме того, в связи с регулярно проводимыми мероприятиями по изъятию экстремистской литературы, осужденными используются издания, закамуфлированные под книги, не включенные в федеральный список экстремистских материалов.

В ряде случаев отмечается сращивание экстремистских ячеек и криминальных сообществ посредством присвоения лидерам упомянутых ячеек воровских титулов.

Указанные негативные процессы происходят на фоне резкого увеличения в местах лишения свободы количества заключенных, исповедующих ислам. В учреждениях пенитенциарной системы отмечается значительный рост числа молельных комнат и мечетей, которые активно используются отдельными служителями культа для пропаганды радикальной исламской идеологии.

Как показывает практика, изолирование осужденных-вербовщиков от основной массы спецконтингента путем перевода для дальнейшего отбытия наказания в ИУ на территории других регионов России в целом проблему распространения экстремисткой идеологии не решает.

Расширение ресурсной базы террористических структур происходит также вследствие распространения радикальных форм ислама среди осужденных, не принадлежащих к этносам, традиционно исповедующим ислам (так называемые неофиты). Их идеологическую обработку религиозные экстремисты считают одной из приоритетных задач. В большинстве случаев неофиты подбираются из числа лиц молодого или среднего возраста, зачастую неоднократно судимых и не имеющих семьи, слабовольных, занимающих низшие позиции в уголовной иерархии, рассматривающих радикальный ислам как вариант личностного развития, легко поддающихся влиянию, наркозависимых, которых в последующем можно использовать в качестве террористов-смертников или рядовых боевиков. Подобные тенденции наблюдаются во всех регионах России, где отбывают наказание осужденные за преступления экстремистского характера.

Процесс психологической обработки осужденных славян начинается со знакомства с отдельными положениями Корана, трактуемыми приверженцами радикального ислама в выгодном им ключе, и принятия исламской веры. В дальнейшем обработка проводится с использованием литературы экстремисткой направленности. Потенциальным неофитам оказывается всесторонняя помощь, при этом акцентируется внимание на том, что «мусульмане с воли» в отличие от представителей других вероисповеданий всячески поддерживают находящихся в заключении единоверцев. Формированию у осужденного мотива стать членом экстремистской ячейки благоприятствуют также высокая сплоченность заключенных из числа приверженцев ислама и их готовность отстаивать интересы своих «братьев по вере» в различных конфликтных ситуациях между осужденными.

К настоящему времени установлено свыше 300 лиц, принявших ислам в местах лишения свободы. Большая их часть сделала это под влиянием носителей религиозно-экстремистской идеологии. Восприняв радикальные идеологические установки, новообращенные и после отбытия наказания, как правило, продолжают поддерживать с ними контакты. Сотрудниками ФСИН России систематически вскрываются факты, когда после освобождения неофиты присоединяются к незаконным вооруженным формированиям, либо пытаются сформировать автономные террористические ячейки в местах своего проживания. По нашему мнению, в ближайшей перспективе масштабы распространения идеологии радикального ислама в исправительных учреждениях будут возрастать. Об этом, в частности, свидетельствует тенденция увеличения числа осужденных за преступления террористического и экстремистского характера. Наличие средств связи позволяет осужденным контактировать с радикальными исламистами других регионов РФ и находящимися за рубежом, получать информационно-методические материалы экстремистского содержания, координировать свои действия по тактике защиты, проведению родственниками протестных акций на свободе, осуществлять пропагандистскую деятельность на различных сайтах как экстремистских, так и правозащитных организаций.

Следует отметить, что принимаемые меры по изъятию запрещенных предметов из оборота вызывают недовольство со стороны спецконтингента. На наш взгляд, можно говорить о наличии сговора между осужденными за экстремизм и общеуголовные преступления, направленные на умышленное привлечение к себе внимания госорганов и общественности, попыток манипулирования администрацией исправительных учреждений для извлечения собственных выгод, идущих вразрез с нормами федерального законодательства и внутриведомственными нормативно-правовыми актами ФСИН России. При этом отмечается тенденция вовлечения осужденных в экстремистскую деятельность под идеей необходимости общего противостояния сотрудникам ФСИН России независимо от криминальной направленности.

Полагаем, что попытки дезорганизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе с использованием религиозно-экстремистских факторов, предпринимаются главарями экстремистских ячеек при поддержке международных и российских правозащитных организаций. При этом отмечается усиление активности различных правозащитных структур по распространению тенденциозной информации о, якобы, допускаемых нарушениях прав человека в отношении лиц, задержанных, подсудимых и осужденных по обвинению в причастности и содействию экстремистской деятельности.

Решение проблем в обозначенной сфере является задачей не только правоохранительных органов. Считаем, что пока не выработано единого подхода со стороны заинтересованных ведомств по организации работы в среде осужденных и освободившихся из мест лишения свободы, то основным критерием оценки эффективности проводимых мероприятий должно стать количество бывших экстремистов, вернувшихся к законопослушной жизни, и сокращение рецидива совершения аналогичных преступлений. Для устранения имеющихся проблем, совершенствования деятельности по разработке осужденных и освободившихся из мест лишения свободы необходимо в дальнейшем укреплять взаимодействие всех заинтересованных ведомств, проводить активные мероприятия по оперативной разработке таких лиц, т. е. реализуемый комплекс мер должен быть направлен на пресечение попыток создания в местах лишения свободы террористических и экстремистских ячеек; получение сведений о местонахождении, планах и намерениях лидеров бандформирований, экстремистских группирований и международных террористических организаций, а также раскрытие резонансных преступлений. Таким образом, решение видится в разработке механизма более тесного взаимодействия ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности в среде осужденных за совершение преступлений экстремистского характера с иными правоохранительными органами России.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Архив Верховного Суда Республики Дагестан. — 2012.

[2] О федеральной службе безопасности : федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (изм. от 5 мая 2014 г.) // Российская газета. — 1995. — 12 апр.

[3] Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы : указ Президента РФ от 20 апр. 2013 г. № 363 // Собрание законодательства РФ. —2013. — № 16, ст. 1923.

[4] О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. № 1772-р (ред. от 31 мая 2012 г.) // Архив ФСИН России. — 2012.

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (изм. от 5 мая 2014 г.) // Российская газета. —2001. — 31 дек.

Список источников

  1. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Оптимизация правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в учреждениях ФСИН России // Актуальные вопросы образования и науки. — 2014. — № 3–4 (43–44). — С. 43–48.
  2. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2014. — № 2 (26). — С. 36–40.
  3. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 2 (85). — С. 29–32.
  4. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Противодействие распространению религиозной и экстремистской идеологии в учреждениях ФСИН России // Вестник международного Института управления. — 2014. — № 3–4 (127–128). — С. 31–37.

References

  1. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Optimizing the Legal Regulation of Operative Investigations in the Institutions of Russian Federal Penitentiary Service. Aktual’nye voprosy obrazovaniya i nauki = Topical Issues of Education and Research. 2014, no.3-4 (43-44), pp. 43-48. (In Russian).
  2. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Issues of Legal Regulation of Operative Investigations in Detention Facilities. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie = Institute’s Bulletin: Crime, Punishment, Correction. 2014, no. 2 (26), pp. 36-40. (In Russian).
  3. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Issues of Counteracting the Spread of Religious Extremist Ideology in Detention Facilities. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Human : Crime and Punishment. 2014, no. 2 (85), pp. 29-32. (In Russian).
  4. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Counteracting the Spread of Religious and Extremism Ideology in the Institutions of Russian Federal Penitentiary Service. Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya = Bulletin of International Institute of Management. 2014, no. 3–4 (127–128), pp. 31–37. (In Russian).