• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Налоговый суверенитет: понятие и место в системе обеспечения налоговой безопасности государства

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.6.
Дата поступления: 03.09.2016.

Анализируется категория «налогового суверенитета» и выявляется ее соотношение с термином «налоговая безопасность государства». Выделяются существенные признаки и формы выражения налогового суверенитета, и его роль в системе налоговой безопасности. Сделан ключевой вывод о том, что налоговый суверенитет выступает основным фактором в обеспечении налоговой безопасности государства.

Налоговая безопасность; налоговый суверенитет; налоговое право.

Маслов К.В. Налоговый суверенитет: понятие и место в системе обеспечения налоговой безопасности государства // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

УДК
Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.6.
Дата поступления: 03.09.2016.

Аннотация

Анализируется категория «налогового суверенитета» и выявляется ее соотношение с термином «налоговая безопасность государства». Выделяются существенные признаки и формы выражения налогового суверенитета, и его роль в системе налоговой безопасности. Сделан ключевой вывод о том, что налоговый суверенитет выступает основным фактором в обеспечении налоговой безопасности государства.

Ключевые слова

Налоговая безопасность; налоговый суверенитет; налоговое право.

Для цитирования

Маслов К.В. Налоговый суверенитет: понятие и место в системе обеспечения налоговой безопасности государства // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2016. – № 3.

Финансирование

About article in English

UDC
Publication data

Prologue: Law Journal. –2016.–№ 3.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.3.6.
Submission date: 03.09.2016.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the category «tax sovereignty» and the identification of its correlation with the term «tax safety of the state». The author has revealed some essential features and forms of tax sovereignty and its role in the system of tax safety. The key conclusion of the article is that tax sovereignty acts as a major factor in tax safety ensuring of the state.

Keywords

Tax safety; tax sovereignty; tax law.

For citation

Maslov K.V. Tax so vereignty: the concept and the place in
the system of tax safety ensuring of the state // Prologue: Law
Journal. – 2016. – № 3.

Acknowledgements

В современной экономической и геополитической ситуации осуществление публичной финансовой деятельности сталкивается с новыми вызовами и угрозами, подрывающими экономическую, а значит, и национальную безопасность страны в целом. Наибольшую опасность с точки зрения финансового обеспечения функций и задач эти угрозы представляют для реализации суверенных прав государства в налоговой сфере.

Налоговый суверенитет является частной категорией по отношению к более общей – государственному суверенитету. Исходя из сферы реализации, в структуре последнего «… можно выделить экономический суверенитет, составной частью которого является суверенитет фискальный» [14, c. 46]. Категории налогового и фискального суверенитета зачастую используются в качестве синонимов в правоприменительных актах[1] и юридической литературе [18, c. 42; 1, с. 228]. С их отождествлением сложно согласиться, поскольку даже этимологически фискальный суверенитет (от fiscus (лат.) – денежный ящик) относится к взиманию не только налоговых, но любых бюджетных доходов.

Легальное определение налогового суверенитета в российской правовой системе отсутствует. В решениях Конституционного Суда РФ раскрываются лишь отдельные его элементы: признание международным сообществом права государства устанавливать и взимать налоги на его территории[2], в том числе принудительно, действуя в одностороннем порядке[3]; право государства самостоятельно определять показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения[4].

Выступая разновидностью государственного суверенитета, налоговый суверенитет обладает всеми признаками первого применительно к сфере налогообложения. К числу таких атрибутов, как разъяснил Конституционный Суд, относятся «… верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении»[5].

Ученые-конституционалисты выделяют, помимо перечисленных, такой важный признак суверенитета, как единство государственной власти [7, c. 7]. Применительно к сфере налогообложения единство означает системную целостность органов, формирующих и реализующих налоговую политику (Минфин России и подчиненные ему службы). Недопустимо сводить реализацию налогового суверенитета лишь к установлению и взиманию налогов. Внешнее проявление налоговый суверенитет находит в:

– установлении и введении налогов на территории государства, а также в отношении субъектов, экономически связанных с государством [10, c. 91];

– сборе налогов, в том числе их взыскании в одностороннем порядке, а также в отказе от их взимания (проведении «налоговой амнистии») [4, c. 371; 16, c. 29];

– установлении и реализации механизмов контроля и ответственности в налоговой сфере [15, c. 10];

– разрешении споров между участниками налоговых отношений [12, c. 11-12].

Таким образом, как сущностные признаки, так и формы реализации налогового суверенитета находятся в системной взаимосвязи. Потому трудно согласиться с мнением о том, что по своей природе налоговый суверенитет является лишь набором фрагментарных принципов, хотя и вошедших в практику государств [9, c. 32].

Налоговый суверенитет любого государства непрерывно подвергается «испытанию на прочность» со стороны иных субъектов. Угрозы налоговому суверенитету в зависимости от источника возникновения могут быть подразделены на публичные (исходящие от органов власти государств и государственно-подобных образований) и частные (источником которых выступают лица, не обладающие публично-правовым статусом).

По территории возникновения можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние угрозы зарождаются на территории, находящейся под юрисдикцией государства. В их числе, например, попытки регионов нарушить единство налоговой системы страны, вплоть до «налогового сепаратизма» территорий. Источник возникновения внешних угроз находится за пределами территории государства. Это могут быть решения наднациональных образований, членство в которых имеет государство, действия и решения иных государств либо транснациональных корпораций. Ярким примером внешней угрозы налоговому суверенитету государств является принятие Закона США «О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов» (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act), который требует от финансовых компаний любых государств идентифицировать среди их клиентов американских налогоплательщиков и предоставлять информацию по их счетам в Службу внутренних доходов США под страхом наложения санкций на их работу с американскими компаниями. В силу неразрывных экономических связей финансовых организаций в любой стране с американским бизнесом данный закон вынужденно применяется во всем мире, даже вступая в противоречие с национальным законодательством [5, с. 8].

Вопреки расхожему мнению заключение международных договоров, в рамках которых государство принимает на себя обязательства в сфере налогообложения, не ограничивает налоговый суверенитет, а напротив, является одним из способов его реализации [19, с. 254]. Не исключена возможность денонсации договоров, в случае если они перестанут отвечать интересам государства и начнут создавать угрозу его налоговой безопасности. Международное сотрудничество в сфере правоприменения (обмен налоговой информацией, противодействие налоговым преступлениям, совместная деятельность налоговых служб различных государств) значительно способствует обеспечению налоговой безопасности каждого государства.

Значение налогового суверенитета состоит в том, что его наличие позволяет государству проводить самостоятельную налоговую политику, позволяющую удовлетворять собственные потребности населения, проживающего на территории государства. Потому препятствия в реализации налогового суверенитета, в конечном счете, угрожают налоговой безопасности государства.

Нельзя не отметить и то, что неограниченная реализация налогового суверенитета может сама по себе создавать угрозу налоговой безопасности страны в случае принятия органами публичной власти решений, хотя и самостоятельных, но не отвечающих целям экономического развития государства.

Налоговая безопасность, выступая разновидностью экономической безопасности, представляет собой «… такое состояние государства, при котором количество собираемых налогов соответствует количеству, запланированному с учетом необходимости полного финансирования всех функций задач государства и муниципальных образований как в текущем периоде, так и в перспективе» [8, c. 119].

В исследованиях также высказывается мнение о синонимичном значении терминов «экономический суверенитет» и «экономическая безопасность», а значит, и их проявлений в налоговой сфере [3, c. 72]. Полагаем, что данные понятия не могут являться синонимами.

Обеспечение безопасности людей должно быть единственной целью существования (функционирования) государства, реализации его суверенитета [6, c. 121]. Как следует из классического определения финансовой деятельности государства, она осуществляется «… в целях реализации задач социально экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны» [17, c. 86]. Поэтому поддержание безопасности является целью и результатом деятельности государства по реализации его суверенных прав в финансовой сфере.

Налог, если рассматривать его с позиций атомистической теории (теории выгоды) представляет собой плату, вносимую каждым за обеспечение его личной и имущественной безопасности, за защиту государства в целом [11, c. 115]. «Люди соглашаются платить налоги, чтобы таким образом вознаграждать тех, кто оказывает услуги по обеспечению общей безопасности» [2, c. 232].

Своевременное и полное взимание налогов и сборов признается Конституционным Судом РФ условием надлежащего обеспечения функций публичной власти[6]. Уклонение от уплаты налогов создает значительную угрозу для безопасности страны.

Таким образом, состояние налоговой безопасности государства является целью реализации налогового суверенитета, данные категории соотносятся как причина и следствие. Налоговый суверенитет выступает ключевым, необходимым фактором в обеспечении налоговой безопасности государства.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Например: определение Конституционного Суда РФ от 07 дек. 2010 г. № 1572-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011. – № 3; определение Конституционного Суда РФ от 30 сент. 2010 г. № 1258-О-О // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. № 16-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2015. – № 5 // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 окт. 1998 г. № 24-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1999. – № 1; постановление Конституционного Суда РФ от 17 дек. 1996 г. № 20-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1996. – № 5 // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Определение КС РФ от 19 мая 2009 г. № 1047-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2010. – № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. – 2000. – № 25. – Ст. 2728.

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 07 дек. 2010 г. № 1572-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011. – № 3 // СПС «КонсультантПлюс».

Список источников

  1. Балюк Н.Н., В.В. Замулко, А.В. Красюков [и др.] 101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование. – М., 2015. – 452 с.
  2. Бастиа Ф. Грабеж по закону / пер. с англ. – Челябинск, 2006. – 232 с.
  3. Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 5. – С. 71-75.
  4. Годме П.М. Финансовое право. – М., 1978. – 371 с.
  5. Дементьева С. Банки столкнулись с FATCA // Коммерсантъ. – 02 апр. 2014. – С. 8.
  6. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. – СПб., 2001. – 260 с.
  7. Конституционное право: университетский курс: учеб.: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. – М., 2016. – Т. 2. – 318 с.
  8. Костюков А.Н., Маслов К.В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства // Вестник Омского университета. – 2015. – № 4 (45). – С. 117-121.
  9. Кудряшова Е.В. Юрисдикция (суверенитет) государств и налоговый иммунитет в области косвенного налогообложения // Финансовое право. – 2005. – № 10. – С. 18-21.
  10. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. – М., 2009. – 202 с.
  11. Монтескье Ш. О духе законов. 1748. – М., 1955. – 368 с.
  12. Овсянников С.В. Конституционно-правовые основы налоговых отношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2001. – 24 с.
  13. Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. – 2006. – № 2. – С. 18-22.
  14. Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. – 2009. – № 3. – С. 6-10.
  15. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. – СПб., 2005. – 187 с.
  16. Покачалова Е.В., Белова Т.А. «Налоговая амнистия» в системе финансово-правовых понятий и институтов // Налоги. – 2015. –№ 2. – С. 28-31.
  17. Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. – М., 2012. – 214 с.
  18. Хаванова И.А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. – 2013. – № 11. – С. 41-51.
  19. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. – М., 2014. – 824 с.

References

  1. Balyuk N.N., Zamulko V.V., Krasyukov A.V., Solov’ev N.A. and etc. 101 Tax Law term: short legislative and doctrinal interpretation; ed. by N.A. Solov’ev [101 termin nalogovogo prava: kratkoe zakonodatel’noe i doktrinal’noe tolkovanie]. Moscow, 2015. 452 p.
  2. Bastia F. Plunder by law [Grabezh po zakonu]. Chelyabinsk, 2006. 232 p.
  3. Boldyrev O.Yu. The challenges of globalization and the problems of protection of the economic sovereignty of the state [Vyzovy globalizacii i problemy zashchity ehkonomicheskogo suvereniteta gosudarstva]. Konstitucionnoe i municipal’noe pravo – Constitutional and municipal law. 2014. Issue 5. Pp. 71-75.
  4. Godme P.M. Financial law [Finansovoe pravo]. Moscow, 1978. 371 p.
  5. Dement’eva S. Banks are faced with FATCA [Banki stolknulis’ s FATCA]. Kommersant» – Kommersant. 2014. 2 April.
  6. Egorov S.N. Axiomatic foundations of the theory of law [Aksiomaticheskie osnovy teorii prava]. SPb., 2001. 260 p.
  7. Constitutional law: a university course; ed. by A.I. Kazannik, A.N. Kostyukov [Konstitucionnoe pravo: universitetskij kurs]. Moscow, 2016. Vol. 2. 318 p. (In Russ.).
  8. Kostyukov A.N., Maslov K.V. Legal aspects of ensuring tax security of the state [Pravovye aspekty obespecheniya nalogovoj bezopasnosti gosudarstva]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo – Bulletin of Omsk University. Series: Law. Issue 4. Pp. 117-121.
  9. Kudryashova E.V. Jurisdiction (sovereignty) of state and tax immunity in the field of indirect taxation [Yurisdikciya (suverenitet) gosudarstv i nalogovyj immunitet v oblasti kosvennogo nalogooblozheniya]. Finansovoe pravo – Financial law. 2005. Issue 10. Pp. 18-21.
  10. Kucherov I.I. The theory of taxes and fees (legal aspects) [Teoriya nalogov i sborov (pravovye aspekty)]. Moscow, 2009. 202 p.
  11. Montesquieu Sh. The Spirit of Laws. [O duhe zakonov]. Moscow, 1955. 368 p.
  12. Ovsyannikov S.V. Constitutional law foundations of tax relations: Synopsis of candidate of juridical science [Konstitucionno-pravovye osnovy nalogovyh otnoshenij: avtoreferat dissertatsii kandidata yuridicheskikh nauk]., 2001. 24 p.
  13. Orlov M.Yu. Tax as a form of reasonable limitation of fiscal sovereignty of the state [Nalog kak forma razumnogo ogranicheniya fiskal’nogo suvereniteta gosudarstva]. Finansovoe pravo – Financial law. 2006. Issue 2. P. 18-22.
  14. Ostrouhov B.A. International law problems of fiscal sovereignty of the state [Mezhdunarodno-pravovye problemy fiskal’nogo suvereniteta gosudarstva]. Yuridicheskij mir – Legal world. 2009. Issue 3. Pp. . 6-10.
  15. Pogorleckij A.I. Principles of international taxation and international tax planning [Principy mezhdunarodnogo nalogooblozheniya i mezhdunarodnogo nalogovogo planirovaniya]. SPb., 2005. 187 p.
  16. Pokachalova E.V., Belova T.A. «Tax Amnesty» in the system of financial law concepts and institutions [«Nalogovaya amnistiya» v sisteme finansovo-pravovyh ponyatij i institutov]. Nalogi – Taxes. 2002. Issue 2. Pp. 28 — 31.
  17. Financial law; ed. by N.I. Himichev [Finansovoe pravo]. Moscow, 2012. 214 p.
  18. Havanova I.A. Fiscal (tax) sovereignty and its borders in the integration entities [Fiskal’nyj (nalogovyj) suverenitet i ego granicy v integracionnyh obrazovaniyah]. Zhurnal rossijskogo prava – Journal of Russian law. 2013. Issue 11. Pp. 41-51.
  19. Shahmamet’ev A.A. International tax law [Mezhdunarodnoe nalogovoe pravo]. Moscow, 2014. 824 p.