• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Экономическая обусловленность поведения наркомана как фактор роста корыстной преступности

В статье описываются особенности экономического поведения наркомана на рынке наркотиков, которые отличают этот рынок от любых других рынков. На этом рынке полностью утрачивается связь между ценой товара и объемом спроса на него. Для наркозависимого потребителя поддержание равновесия на рынке достигается исключительно посредством увеличения дозы потребления наркотика. Не имея возможности повлиять на цены, уменьшить дозу потребления или использовать товары-субституты, наркозависимый потребитель для поддержания своего равновесия стремится увеличить доход. Но поскольку легальные возможности получения дохода для подавляющего большинства наркозависимых потребителей ограничены, это с неизбежностью приводит их к необходимости поиска источников дохода за пределами правового поля.

наркоман; рынок наркотиков; спрос на наркотики

УДК
Информация о статье
Аннотация

В статье описываются особенности экономического поведения наркомана на рынке наркотиков, которые отличают этот рынок от любых других рынков. На этом рынке полностью утрачивается связь между ценой товара и объемом спроса на него. Для наркозависимого потребителя поддержание равновесия на рынке достигается исключительно посредством увеличения дозы потребления наркотика. Не имея возможности повлиять на цены, уменьшить дозу потребления или использовать товары-субституты, наркозависимый потребитель для поддержания своего равновесия стремится увеличить доход. Но поскольку легальные возможности получения дохода для подавляющего большинства наркозависимых потребителей ограничены, это с неизбежностью приводит их к необходимости поиска источников дохода за пределами правового поля.

Ключевые слова

наркоман; рынок наркотиков; спрос на наркотики

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The paper describes specific characteristics of a drug abuser’s behavior in the drug market that differentiate this market from all others. This market has completely lost the link between the price of a commodity and its demand volume. For a drug-dependent consumer the market balance is achieved solely by increasing the drug doze. Lacking the opportunities to influence prices, reduce the consumed doze or use substitutes, drug-addicted consumers seek to increase their income to maintain their balance. As the overwhelming majority of drug abusers have limited opportunities to earn income, this inevitably makes them search for the income sources outside the legal framework.

Keywords

: drug abuser; drug market; demand for drugs

For citation
Acknowledgements

Наркомания для современной России является не просто серьезной проблемой, а представляет реальную угрозу национальной безопасности. Важность ее исследования состоит в том, что она затрагивает разные сферы жизни общества: социальную, политическую, экономическую, а потому может рассматриваться как глобальная угроза безопасности страны. Проблема усугубляется тем, что рынок наркотиков обладает устойчивостью и способностью поддерживать не только стабильный, но и возрастающий спрос на наркотический товар. Особую роль здесь играет потребитель товара. Особенности рыночного поведения потребителя наркотиков следует рассматривать как один из важных факторов роста фиктивной составляющей теневой экономики, связанной с перераспределением дохода посредством совершения корыстных преступлений (кражи, грабежи, мошенничество и т. д.).

Вопросы исследования закономерностей функционирования нелегальных рынков в научной литературе встречаются крайне редко. В связи с этим особый интерес представляют теоретические разработки Л. Тимофеева [1], который смоделировал целостную картину функционирования наркорынка, опираясь на положения экономической теории и методологию современного неоинституционализма. Отдельные положения данной теории дают возможность с математической беспристрастностью показать, что среднестатистический наркоман из «страдающего больного» с неизбежностью превращается в реального преступника.

С экономической точки зрения наркотик — это определенное благо, на которое существует эффективный индивидуальный и рыночный спрос и соответствующее этому спросу предложение. Производители, продавцы и потребители наркотиков представляют совокупность рыночных агентов, которые руководствуются, главным образом, рациональным стремлением максимизировать собственную выгоду, получаемую в результате совершения сделки.

Особенностью рынка наркотиков является то, что он функционирует в условиях абсолютного юридического запрета, поэтому многие его стороны остаются скрытыми и недоступными для контроля и исследования. Наиболее открытой фигурой на этом рынке является потребитель наркотиков, поведение которого достаточно изучено наркологами, психологами и социологами. Результаты, полученные представителями этих областей знания, дают определенный круг косвенной информации, позволяющей провести экономический анализ поведения потребителя на рынке наркотиков.

Потребители наркотиков являются агентами наркорынка и дифференцированы по степени наркозависимости. Это могут быть случайные покупатели, постоянные потребители «легких» психоактивных веществ (например, любители марихуаны) и законченные наркоманы. Поведение первых двух категорий ничем не отличается от поведения потребителей обычных товаров — они всегда соизмеряют свои возможности с ценами рынка и при необходимости прибегают к использованию товаров-субститутов. Однако состояние привязанности к наркотикам на стадии наркотизма является необходимым шагом на пути к полной наркотической зависимости — наркомании. Наркорынок отличается от любых других рынков особенностями экономического поведения потребителя, страдающего наркозависимостью. Результатом является то, что связь между уровнем потребления наркотиков и ценами на них полностью утрачивается.

Для наркозависимого потребителя желаемая доза наркотика представляет собой постоянно увеличивающуюся дискретную величину. Если равновесие потребителя нарушено нехваткой наркотика, он не может его восстановить, вернувшись к прежней дозе, увеличив при этом потребление каких-либо других товаров, т. е. восстановить прежний уровень полезности. Наркотики и любые другие блага для наркозависимого потребителя соотносятся как исключительно безразличные или как совершенно отрицательные субституты т. е. предельная норма замещения одного блага другим в этом случае равна нулю или бесконечности. Таким образом, восстанавливая равновесие, нарушенное нехваткой наркотика, наркоман сравнивает не два (или больше) блага, дающие постоянную полезность на соответствующей кривой безразличия, а разные количества одного и того же блага (наркотика). Утраченное равновесие может быть восстановлено лишь посредством увеличения дозы его потребления. Поскольку предпочтение потребителя строго определенно, количество товара, которое в данный момент должно быть куплено, точно известно, цена на него строго установлена рынком, то для восстановления равновесия остается лишь одна переменная, на которую способен влиять потребитель — величина дохода. Это не совсем четко укладывается в рамки традиционной модели потребительского выбора, где доход рассматривается как внешний по отношению к ценам. Тем не менее, в данном случае доход следует рассматривать как зависимую переменную, имея в виду то, что изменения цены и потребительских предпочтений (дозы) в сторону их увеличения обусловливают необходимость увеличения дохода потребителя.

Для состоятельных наркозависимых потребителей (например, «звезды» шоубизнеса) такой проблемы не существует. До выхода с наркорынка в результате смерти от передозировки или (что весьма маловероятно) излечения, их легальные источники доходов можно рассматривать как относительно неограниченные. Поэтому экономическое поведение этой категории наркоманов не отличается от поведения потребителей, представленных на любых других рынках.

Однако подавляющую долю потребителей наркотиков составляет контингент, имеющий весьма ограниченные легальные источники доходов. Такой наркоман постоянно должен заботиться о том, чтобы его доход обеспечивал непрерывно растущий спрос. Подобное поведение наркомана в научной литературе определяется как настойчивое стремление к обретению наркотиков (drug-seeking behavior) [1, с. 23]. Однако потребитель ищет не столько наркотик, сколько деньги, наличие которых обеспечит приобретение нужного количества данного товара. Рано или поздно наступает такой момент, когда наркоман не в состоянии увеличить свой доход каким быто ни было легальным способом. При сохранении drug-seeking behavior наркоман вынужден искать доход за пределами этой черты. Этот «DSB-доход» есть необходимая социально-экономическая жертва, которую требует наркорынок от потребителя.

За пределами границы легальности остается лишь криминальный источник доходов. Наркоман становится преступником не вследствие деградации морали. Подобное поведение определяется жесткой экономической логикой. Именно закономерности экономического поведения выводят наркозависимого потребителя за пределы юридических и нравственных норм. По данным британского правительственного координатора по борьбе с наркотиками К. Хеллауэлла, 75 % серьезных преступлений в стране связаны с наркоманами, а источником 70 % дохода преступников-наркоманов является воровство[1].

DSB-доход нельзя рассматривать как результат эквивалентного обмена. Это результат произвольного перераспределения наркоманом-преступником части общественных ресурсов в свою пользу. По выражению Л. Тимофеева DSB-доход в масштабах всего общества есть «отрицательный подоходный налог, который общество отдает наркозависимому потребителю, чтобы поддержать его равновесное положение на рынке» [1, с. 27–28]. Возможность получения дохода за пределами правового поля позволяет поддерживать спрос на любом уровне. Фактически у потребителя нет экономической необходимости для выхода с наркорынка даже при росте цен, но поскольку не исчезает рыночный спрос, предложение всегда будет адекватно откликаться на него. Поэтому с экономической точки зрения рынок наркотиков никогда не исчезнет сам собой, а следовательно, не исчезнут условия, стимулирующие корыстную общеуголовную преступность.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Московские новости. — 1998. — № 25.

Список источников

  1. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. — М., 1998. — 112 с.

References