• +7 (3952) 79-88-99
  • prolaw38@mail.ru

Игорный бизнес в России: проблемы правового регулирования

В статье рассмотрены основные аспекты уголовно-правового запрета игорного бизнеса в России, в том числе причины криминализации организации и проведения азартных игр. Изучено регулирование игорного бизнеса в других странах. Проанализированы перспективы законодательных изменений в сфере борьбы с игорным бизнесом в России.

азартные игры; организация и проведение азартных игр; информационно-телекоммуникационные сети; уголовно-правовой запрет азартных игр.

УДК
Информация о статье
Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты уголовно-правового запрета игорного бизнеса в России, в том числе причины криминализации организации и проведения азартных игр. Изучено регулирование игорного бизнеса в других странах. Проанализированы перспективы законодательных изменений в сфере борьбы с игорным бизнесом в России.

Ключевые слова

азартные игры; организация и проведение азартных игр; информационно-телекоммуникационные сети; уголовно-правовой запрет азартных игр.

Для цитирования
Финансирование

About article in English

UDC
Publication data
Abstract

The paper analyzes key aspects of gambling prohibition in the criminal law in Russia, including the causes for the criminalization of organizing gambling. The author studies the regulation of gambling in other countries and analyzes the prospects of legislative changes in the sphere of fighting the gambling business in Russia.

Keywords

gambling; organization of gambling; information and telecommunication networks; prohibition of gambling in the criminal law.

For citation
Acknowledgements

История игорного бизнеса в России берет свое начало с 90-х гг. прошлого столетия [3, с. 58]. Первое легальное казино было создано финской компанией в столичной гостинице «Савой» и предназначалось исключительно для иностранных граждан. Затем открылось еще одно казино в другой московской гостинице уже с неограниченным доступом посетителей. В конце 90-х гг. только в Москве действовало около 200 игорных заведений. В дальнейшем, из-за быстрого развития игорного бизнеса, официальная статистика по количеству игорных заведений уже не осуществлялась. Игровые автоматы появлялись во всех многолюдных местах, в том числе и на автобусных остановках, многие игорные заведения из-за больших налогов стали функционировать нелегально. Все доходы, полученные от деятельности, поступали организаторам игорного бизнеса, которые в последующем распределяли доходы между всеми членами бизнеса в зависимости от их личного вклада в общую деятельность.

Навязчивое увлечение азартными играми свидетельствует о формировании у человека психологической зависимости. Проблема азартных игр, или лудомания (ludomania) представляет собой неосознанное желание постоянно играть, несмотря на вредные негативные последствия или желание прекратить. Эта зависимость стала представлять как социальную, так и медицинскую проблему для общества, при этом одним из факторов риска являются личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, сниженный самоконтроль [4, с. 3]. Зависимое поведение также сопровождается депрессивными расстройствами. Исследователи отмечают признаки измененного сознания, в частности, поглощенность игрой, концентрация внимания на игре с одновременной отстраненностью от окружающей действительности. При обследовании в г. Москве 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игры в игровые автоматы, в 15 случаях выявили суицидальные мысли, в 36 — астенические расстройства [2, с. 48]. Патология азартных игр стала распространенным заболеванием, которое связано как с социальными, так и с семейными затратами.

С 1 июля 2009 г. на территории России Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Согласно этому же закону ограничения по организации и проведению азартных игр установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Для достижения поставленных целей законодатель установил ряд запретов и ограничений на организацию и проведение азартных игр, например: деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях; игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица; игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений; кроме того, игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

С учетом введенного запрета на осуществление игорной деятельности на практике противоправные деяния в зависимости от обстоятельств рассматривались как уголовно наказуемое незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), либо административное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно). В дальнейшем Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ предусматривалась и уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр.

Относительно положения о запрете игорной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей Верховный Суд РФ высказал позицию о необходимости заблокировать все существующие онлайн-казино, а также сайты, содержащие информацию о подобных порталах. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Кроме того, Верховный Суд РФ в разд. «Практика применения законодательства об информации» Обзора судебной практики[1] отмечает, что правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Таким образом, запрещена организация азартных игр и через Интернет, и через сотовую связь, и через телевизионные интерактивные шоу и т. д. Провайдеры обязаны соблюдать перечисленные ограничения и препятствовать доступу своих абонентов к запрещенной законом информации. В настоящее время данные предписания не выполняются, так как каждый абонент имеет доступ к совершенно любой информации, а деятельность по воспрепятствованию азартным играм в сети Интернет не осуществляется, в связи с чем и сам процесс борьбы с игорным бизнесом происходит не в должной мере.

Стоит отметить, что организация и проведение азартных игр разрешены во всех странах Европы, кроме Сан-Марино и Лихтенштейна, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Кроме того, в Евросоюзе готовится к принятию единый закон, предусматривающий нормы контроля и ограничений в игорном бизнесе для всех участников Европейского сообщества.

В странах, легализовавших игорный бизнес, отмечаются различные подходы государственного регулирования азартных игр и пари. В некоторых странах избрали модель доминирующего участия государства в бизнесе. Так, Австрия применяет жесткую централизованную государственную политику в области игорного бизнеса, при этом общество положительно относится к развитию данной отрасли и делает все, чтобы она развивалась не только на территории Австрии, но и в других странах. Многие страны выбрали иной путь регулирования игорного бизнеса: строгий государственный контроль над азартными играми. Так, установленные системы контроля над бизнесом (штат Невада в США, Великобритания, Франция) позволили ему занять значимое место в экономике страны, а также нивелировать возникшие на протяжении всего времени развития игорной деятельности различные социальные, криминальные и иные риски. Республика Беларусь вместо запрета игорного бизнеса ужесточила контроль над существующими игорными заведениями, а для достижения желаемого уровня государственного контроля наподобие Лас-Вегаса принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь» от 12 января 2011 г. № 31. Основной целью реализации данной Концепции является создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотом денежных средств в этой сфере.

В России политика в области игорного бизнеса основывается на личном опыте, согласно которому игорный бизнес привел к появлению многочисленных нелегальных игорных заведений, психологическим расстройствам и негативному нравственному положению граждан. При таких обстоятельствах был принят запрет на организацию и проведение азартных игр, при этом с 1 июля 2009 г. любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырех специальных игорных зонах (Калининградская область, Алтайский, Приморский и Краснодарский края). Из чего можно заключить, что политика в области игорного бизнеса в России основана на искоренении нелегальных игорных заведений. Введение в действие уголовно-правового запрета оказало существенное влияние на воспрепятствование организации и проведению азартных игр. Однако криминальный игорный бизнес полностью свое существование не прекратил, а перешел на нелегальное положение. По данным пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве, с начала 2013 г. возбуждено 30 уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр», закрыто 39 казино и покерных клубов, 170 залов игровых автоматов, 1 041 лотерейных и интернет-клубов, 181 пункт приема ставок букмекерских контор. В общей сложности изъято 26 914 единиц оборудования, а за 6 месяцев 2013 г. привлечено к уголовной ответственности 13 человек[2].

Таким образом, в России эффективность по противодействию незаконному игорному бизнесу очень мала. До сих пор не выработана методика выявления и расследования преступлений рассматриваемой категории. Соответственно, органы, осуществляющие предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность, не в полной мере реализуют свои полномочия. Представляется, что концептуальной основой разрешения сообщений о незаконной организации и проведении азартных игр является организация полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включая оперативные наблюдение и эксперимент [1, с. 61], для действительной борьбы по организации и проведению азартных игр вне игорных зон требуется принятие более жестких мер. В настоящее время Государственная Дума РФ рассматривает законопроект № 261112-6, направленный на ужесточение уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр. Законопроектом предлагается расширить определение предмета преступления, включив использование видоизмененного игрового оборудования при организации и проведении азартных игр. Планируется также ввести количественный квалифицирующий признак (использование более двух единиц игрового или видоизмененного игрового оборудования), позволяющий определить умысел организаторов криминального игорного бизнеса и установить уголовную ответственность за содержание игорных заведений по аналогии со специальной статьей за содержание наркопритонов. Кроме того, предлагается ввести рецидив преступления для лиц, ранее судимых за незаконные организацию и проведение азартных игр.

Перечисленные меры, ужесточение уголовной ответственности должны оказать более существенное влияние на воспрепятствование незаконной организации игорной деятельности.

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г. : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 дек. 2012 г. — URL : http://www.vsrf.ru.

[2] Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения) за 6 месяцев 2013 года // Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Список источников

  1. Литвин А. А. Расследование преступлений, связанных с незаконной организацией азартных игр // Законность. — 2010. — № 5. — С. 60–62.
  2. Малыгин В. Л., Хвостиков Г. С., Малыгин Я. В. Особенности характерологических свойств патологических азартных игроков и психопатологические феномены, сопровождающие азартную игру // Прикладные информационные аспекты медицины. — 2007. — Т. 10, № 1. — С. 47–53.
  3. Сапрыкин Н. Н. Нелегальный азарт. Органы прокуратуры Российской Федерации принимают меры по противодействию незаконному игорному бизнесу // Прокурор. — 2013. — № 1. — С. 58–65.
  4. Синицына Л. В., Бурдюг Д. Л. Игровая зависимость в противоправном поведении // Юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 35–38.

References

  1. Litvin A. A. Investigation of Crimes Connected with the Organization of Illegal Gambling. Zakonnost’ – Lawfulness, 2010, no 5, pp. 60–62 (Russian).
  2. Malygin V. L., Khvostikov G. S., Malygin Ya. V. Specific Characterological Features of Pathological Gamblers and Psychopathological Phenomena Accompanying Gambling // Prikladnye inphormatsionnye aspekty meditsiny – Applied Information Aspects of Medicine, 2007, vol. 10, no 1, pp. 47–53 (Russian).
  3. Saprykin N. N. Illegal Fun. Public Prosecution Bodies of the Russian Federation Take Measures to Fight Illegal Gambling. Prokuror — Prosecutor, 2013, no 1, pp. 58–65.
  4. Sinitsyna L. V., Burdyug D. L. Gambling Addiction in Illegal Behavior. Yuridicheskaya psikhologiya – Legal Psychology, 2008, no. 2, pp. 35–38 (Russian).