Написать в редакцию

Написать в редакцию

Заполните все поля формы и нажмите «Отправить»

  • +7 (3952) 79-88-99
  • konf38rpa@yandex.ru

Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Дата поступления: 19.04.2019.

Исследуются правовые основы создания в компаниях системы антимонопольного комплаенса, получившего активное развитие в последние годы в России. Анализируется проект федерального закона, подготовленного ФАС России, предусматривающего трактовку самого понятия «антимонопольного комплаенса», а также перечень правонарушений, за которые ответственность может быть смягчена. Делается вывод о создании в России системы комплаенс-программ, направленных на соблюдение законодательства в различных сферах. Сформулированы выводы о возможности использования антимонопольного комплаенса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Антимонопольное законодательство; комплаенс-программа.

Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Дата поступления: 19.04.2019.

Аннотация

Исследуются правовые основы создания в компаниях системы антимонопольного комплаенса, получившего активное развитие в последние годы в России. Анализируется проект федерального закона, подготовленного ФАС России, предусматривающего трактовку самого понятия «антимонопольного комплаенса», а также перечень правонарушений, за которые ответственность может быть смягчена. Делается вывод о создании в России системы комплаенс-программ, направленных на соблюдение законодательства в различных сферах. Сформулированы выводы о возможности использования антимонопольного комплаенса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова

Антимонопольное законодательство; комплаенс-программа.

Библиографическое описание

Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

About article in English

Publication data

Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Submission date: 19.04.2019.

Abstaract

The article examines the legal basis for the creation of the system of responsibility of antimonopoly companies that had recently received the active development in Russia. The author analyzes the draft federal law prepared by the Federal Antimonopoly Service of Russia, aimed to provide for legal interpretation of the concept «antimonopoly compliance», and which also includes a list of offences responsibility for which may be mitigated. The author concludes that in Russia there is the need for creating compliance programs system in order to promote the implementation of legislation in different spheres. The article presents some results with regard to the possible use of antimonopoly compliance for small and medium-sized businesses in Russia.

Keywords

antimonopoly legislation; compliance program.

Bibliographic description

Rumiantseva YU.N. Antimonopoly compliance as a part of the compliance program of the russian legislation implementation // Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

Создание в  компаниях  системы комплаенс-контроля является новым направлением, активно  развивающимся в последние годы. Буквальный перевод термина «комплаенс» или «комплаенс-контроль» на русский язык как «соответствие соблюдение чему-либо» не приводит к пониманию его сути.

Некоторые авторы определяют комплаенс как систему антимонопольный мер, направленных на борьбу с нарушениями законодательных норм, игнорированием внутренних регламентов и этических положений в бизнесе как управленцами, так и линейными штатными единицами [1, с. 45].

Другие исследователи придерживаются понимания комплаенса как управленческого процесса, включающего в себя только антикоррупционные операции, в частности:

– определение компаниями применимых правовых норм;

– оценку коррупционных рисков;

– формирование локальных правовых и этических норм, имеющих целью предотвращение вовлечения компании и ее сотрудников в совершение правонарушений и преступлений коррупционной направленности, и построение повседневной деятельности компании по управлению рисками и обеспечению соблюдения указанных правовых и этических норм.

Вместе с тем, комплаенс-контроль по своей сути, близок к существующему в России внутреннему контролю, направленному на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. изменений Так, компания обязана принять кодексы деловой этики и антикоррупционные политики, реализовывать необходимые внутренние процедуры и активно сотрудничать с правоохранительными органами, что в свою очередь создаст барьеры на пути совершения коррупционных преступлений. Компании могут принимать обязательства по предотвращению коррупции и добровольно, включая соответствующие положения в локальные нормативные акты.

ФАС России предлагает внедрение антимонопольного комплаенса, под которым понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта и направленных на соблюдение им требований антимонопольного  законодательства и предупреждение его нарушения. Уточняется, что такие внутренние акты компании должны содержать:

– требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

– меры, направленные на снижение таких рисков;

– меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

– порядок ознакомления работников с данным актом (актами) и (или) данными документами (внутренними политиками, кодексами);

– информацию о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[1] предусмотрено определение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, также определен принцип добровольности внедрения комплаенса, основные (минимальные) требования к содержанию локальных актов компаний, снижение административной ответственности путем введения дополнительного смягчающего обстоятельства, а именно организация юридическим лицом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства России и ее функционирование.

По мнению авторов законопроекта, установление минимальных требований к организации в добровольном порядке антимонопольного комплаенса, наряду с институтами предупреждения и предостережения, станет дополнительной эффективной стимулирующей мерой, которая будет способствовать снижению количества антимонопольных нарушений через создание хозяйствующими субъектами механизмов самоконтроля.

По аналогии со сложившимся международным опытом в данной сфере, организации, выполняющие указанные правила не формально, а на деле, могут претендовать на снижение штрафных санкций в случае возникновения ситуаций неэтичного поведения. Так, ФАС России предлагает считать проведение антимонопольного комплаенса компании обстоятельством, смягчающим административную ответственность за следующие правонарушения:

– злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП);

– манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ);

– заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);

– недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ).

Так, антимонопольный комплаенс призван минимизировать количество антимонопольных правонарушений, а соответственно, и объем штрафов, налагаемых на хозяйствующих субъектов, совершивших правонарушение. Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.

Вместе с тем, остается непонятным подход к выработке комплаенс-системы для субъектов малого и среднего предпринимательства, потому как данная модель корпоративного управления адаптирована прежде всего для крупных хозяйствующих субъектов. Между тем становится очевидным, что система антимонопольного комплаенса должна базироваться на основе саморегулирования и принципах добровольности ее внедрения с учетом специфики ведения бизнеса и внутренней организационной структуры компании. Внедрение системы внутреннего  обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) и его применение эффективно отразится на использовании инструментов ответственности при совершении такими организациями соответствующего вида правонарушений.

Помимо антимонопольного комплаенса получил свое активное развитие антикоррупционный комплаенс. Создание в компаниях системы антикоррупционного комплаенс-контроля является новым направлением противодействия коррупции [1].

Антикоррупционный комплаенс-контроль развивается  прежде всего в компаниях с государственным участием, а также в крупных государственным компаниях, работающих на зарубежных рынках или имеющих иностранных партнеров. По своей основной идее антикоррупционный комплаенс-контроль, на наш взгляд, также очень близок к существующему в России в некоторых нефинансовых учреждениях внутреннему контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2, c. 105].

Проведя сравнительный анализ антикоррупционного и антимонопольного комплаенса можно с уверенностью говорить о том, что наличие в компании определенного рода политики (антикоррупционной или антимонопольной) может использоваться в качестве средства защиты компании от ответственности в случае, если сотрудник или иное ассоциированное с компанией лицо совершит преступление или правонарушение в исследуемых сферах.

В обоих исследуемых видах комплаенса судебные и контрольные органы должны учитывать как сам факт наличия антикоррупционной и антимонопольной политики, не и ее практическую реализацию. Зарубежная практика применения как антимонопольного, так и антикоррупционного внутреннего комплаенса разнообразна.

Ряд стран Европейского союза на национальном уровне рассматривают возможность снижения санкций, при наличии у компании антимонопольного комплаенса и обеспечения его соблюдения. Так, в Великобритании и Франции существует возможность снижения штрафа на 10 %, а в Италии – на 15 %.

Такие страны, как Бразилия и Южная Корея, не имея специальных положений и руководств относительно антимонопольного комплаенса, тем не менее предусматривают определение порядка сертификации корпоративных программ в антимонопольных ведомствах.

В целом, в зарубежной практике решение о применении стимулирующих мер или мер снижения  ответственности остается преимущественно дискреционным решением антимонопольного законодательства.

Таким образом, можно говорить о создании на государственном уровне в Российской Федерации целой системы комплаенс-программ, направленной на соблюдение законодательства в различных сферах, составными элементами которой уже сейчас справедливо можно назвать антикоррупционный и антимонопольный комплаенс.

Организация в добровольном порядке системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) и антикоррупционного законодательства (антикоррупционный комплаенс) наряду с институтами предупреждения и предостережения станет дополнительной эффективной стимулирующей мерой, которая будет способствовать снижению количества антимонопольных и коррупционных нарушений через создание хозяйствующими субъектами механизмов самоконтроля [3, c. 92].

Вместе с тем, целесообразно учитывать, что само по себе наличие в компании пакета антимонопольных и антикоррупционных документов не может являться достаточным основанием для освобождения ее от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в данных сферах.

 

Сноски

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] URL : http://regulation.gov.ru/p/50178.

Список использованной литературы

  1. Добрикова Е. Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке. – URL : http://www.garant.ru/article/606329/#ixzz4xfF5gaNi.
  2. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС  : монография. – М. : Юриспруденция, 2015. – 136 с.
  3. Родионова Д. Н. Антимонопольный комплаенс как важная часть системы предупреждения антимонопольных нарушений // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2017. – Вып. 3. –  С. 92-99.

References

  1. Dobrikova E., Anti-corruption compliance: how to avoid bribery charges [Antikorrupcionnyj komplaens: kak izbezhat’ obvineniya vo vzyatke]. Available at: https://www.garant.ru/article/606329/#ixzz4xfF5gaNi. (In Russ).
  2. Ivanov E.A. Anti-corruption compliance control in the BRICS countries [Antikorrupcionnyj komplaens-kontrol’ v stranah BRIKS]. Moscow, 2015, p. 136. (In Russ).
  3. Rodionova D. N. Antitrust compliance as an important part of the antitrust violation prevention system [Antimonopol’nyj komplaens kak vazhnaya chast’ sistemy preduprezhdeniya antimonopol’nyh narushenij]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment – Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2017. Issue. 3. Pp. 92-99. (In Russ).